Когда произошло переселение части адыгов на юго восток кратко

Обновлено: 06.07.2024

Монголо-татарское нашествие и последующее владычество Золотой Орды во многом повлияли на этническую и территориальную обстановку Северного Кавказа. Аланы, вынужденные покинуть равнинные и предгорные территории Центрального Кавказа, в основном оседают в горах современной Осетии. Брошенные ими земли — равнинная часть верховья Кубани и Зеленчука, Пятигорье, земли современной Кабардино-Балкарской Республики — с конца 13 века начинают заниматься адыгами. Причем к концу 15 века здесь возникает этническое образование Кабарда.

В Приэльбрусье формируются родственные карачаевцам тюркоязычные балкарцы, которые в соответствии с родовой или территориальной принадлежностью, разделяются на ряд подразделений. Например, малкарцы, урузбиевцы.

На рубеже 13-14 веков массовые миграции осуществляет еще один коренной этнос — абазины. Абазины и абхазы в раннее Средневековье представляли собой единую этническую общность и занимали восточное побережье Черного моря, всю современную Абхазию и часть современного Краснодарского края до Туапсе. Вместе с адыгами они мигрируют на Северный Кавказ и оседают в юго-восточных районах современного Краснодарского края, а также в верховьях реки Кубань, Зеленчук и Кумы. Истоки Кубани, наиболее высокогорную часть, занимают карачаевцы, возникшие в результате сложных этнических процессов с участием автохтонных и пришлых народов.

После завершения походов Тимура и распада Золотой Орды к середине 15 века на Северном Кавказе устанавливается относительная стабильность и ряд коренных народов, оттесненных степняками в труднодоступные места, постепенно увеличивают свой этнический ареал. Территории расселения местных племен приобретают более устойчивые контуры, которые сохраняются вплоть до 18 века на Северо-Западном Кавказе, то есть земли от левого берега Кубани до Главного Кавказского хребта, традиционно заселены западными адыгами, которые как и прочие северо-кавказские народы подразделяются на целый ряд племен.

На черноморском побережье наблюдается следующая картина. От реки Шахе до современных границ Абхазии земли заселены адыгским народом кубыхи, между которыми распылены мелкие абазинские этнические группы — лоо, джигеты, ахчипсоу.

На север от реки Шахе вплоть до современного Геленджика побережье занято другой адыгской общность — шапсугами, которые подразделяются на приморских и горных. От Геленджика до Тамани обитают натухайцы. На восток от шапсугов, практически в горной лесной местности в бассейнах рек Белой, Фаре, Псефирь, обитает крупное адыгское объединение абадзехи. На севере между абадзехами и Кубанью расположились бжедухи. На востоке от них — натухаевцы. На равнинах между реками Белая и Лаба фиксируется племенное объединение темиргоевцы, на юге от них — егерухаевцы и махошевцы. Самая большая часть расселения западных адыгов в междуречье Лабы и Урупа — бесленеевцы.

По своему социальному устройству все эти адыгские племенные объединения распадались на аристократические и демократические общества, кроме того присутствовали диалектные различия. Такие племена как бжедухи, бесленеевцы, темиргоевцы и другие имели наследственную власть князей. У абадзехов, шапсугов, кубыхов были вольные общества с выборными старшинами.

К 16 веку с началом турецко-татарской экспансией адыги получают новое наименование, надолго закрепившееся в других языках — черкесы (со староперсидского, черы- воин, кес — человек). Ближайшими соседями западных и кабардинцев стали переселившиеся абазины, которые в языковом отношении делились на два диалекта: тапанта и шкарауа. Подобно адыгам они также подразделялись на ряд племенных объединений.

От земель карачаевцев по направлению к черному морю в горных лесистых районах осели представители диалекта шкаруа, имевшие следующие подразделения: бешелбаевцы, тамавцы, кызылбековцы, шахгеевцы, баговцы, баракаевцы. Те, кто разговаривали на тапантинском диалекте, занимали верховья Кубани и верховья Кумы. Их подразделения в соответствии с именами родоначальников подразделялись: лоовцы, бибердовцы, дудароковцы, клычевцы, джантемировцы.

Предки карачаевцев в 14-16 веках в различных источниках указывались как тюрки-аланы или черные черкесы. И лишь в 17 веке они начинают фигурировать под своим именем, связанным с легендарным предводителем Карчим.

Тюркоязычные народы Кавказа в 13-16 века (ногайцы)

Распад Золотой Орды привел к появлению в степях Северного Кавказа ногайцев. Первоначально кочевья ногайцев простирались на восток от Волги до Западной Сибири. Со второй половине 15 века их отдельные родофеодальные образования с собственными наследственными владетелями мурзами начинают проникать на запад от Волги.

Около середины 16 века их орды уже прочно основываются на равнинах Северного Кавказа. Часть ногайцев проникают в бассейны рек Кубани, Урупа, Лабы и становятся соседями адыгов и абазин. О былом присутствии ногайцев свидетельствует тюркоязычная топонимика и гидронимика прикубанских земель. Другие поселения ногайцев оказываются в пределах Ставропольской возвышенности, Пятигорья, на Тереке и Прикаспийских районах.

У ногайцев на Северном Кавказе также сохранились собственные родоплеменные обозначения. Например: наурузовцы, тохтамышевцы, карамурзинцы. Так как ногайцы имели исключительно кочевой уклад, то сильного влияния на местные народы они не оказали. В 17-18 веках тюркский язык стал языком межнационального общения на Кавказе. Уже на землях Северного Кавказа в результате лингвистических процессов в ногайском языке сформировались три диалекта: верхнекубанский, ачикулакский, караногайский.

Несмотря на запрет по Парижскому мирному договору 1856 г. держать на Черном море военный флот, российское командование направило военные корабли для крейсирования вдоль Черноморского побережья Кавказа, чтобы пресечь поставки горцам оружия и боеприпасов из Османского Халифата. Однако добровольческие группы османов и европейцев под обстрелами русской корабельной артиллерии продолжали проникать на адыгское побережье на способных укрываться в мелководных устьях рек судах.

Несмотря на отчаянное сопротивление адыгов и родственных им убыхов, в боях за проход к побережью основные силы горского войска терпели поражение. В начале 1864 г. российские войска преодолели низкий Гойтхский перевал в Главном Кавказском хребте и вышли в долину реки Туапсе на южном макросклоне Кавказа. Затем, продвигаясь быстрым маршем на юг, без боя заняли важнейший стратегический пункт Черноморского побережья — урочище Туапсе, где находился оставленный русской армией в Крымскую войну полуразрушенный Вельяминовский форт.

После занятия русскими Туапсе адыгское войско было оттеснено на сравнительно небольшую территорию в горные районы земель убыхов. В связи с этим в Сочи — столице адыго-убыхского государства, состоялось срочное заседание Меджлиса.

На заседании было признано, что бороться дальше против многократно превосходящего по силам противника невозможно. Чтобы не стать подданными царя-иноверца и сохранить возможность жить в соответствии с предписаниями Ислама, было принято решение об эмиграции всего горного адыгского и убыхского населения в Османский Халифат .

Началось массовое бегство горского населения на побережье , к которому в большом количестве стали прибывать османские торговые суда, владельцы которых соглашались перевезти людей через море за небольшую плату. Толпы коренных жителей — большей частью женщин, детей и стариков, двигались, оставив пустыми родные селения, взяв с собой лишь то из имущества, что могли унести в руках, по горным тропам среди зимних лесов.

Беженцы массово умирали от голода или замерзали в пути ; волки и не залегающие на черноморских склонах в спячку медведи выкапывали человеческие трупы из-под снега и поедали. В огромном количестве обездоленные жители скапливались на морском берегу, стремясь скорее уйти от российских войск, которые из Туапсе развернули наступление на восток и заняли пустой Лазаревский форт, долину реки Шахе.

Всякий раз, как на море появлялось османское судно, толпы беженцев криками и знаками начинали манить его к себе. Капитаны кораблей, понимая, что с разоренных горцев много взять не смогут, старались взять на борт как можно больше людей — так, что матросам приходилось выполнять работы, ступая буквально по головам забивавших палубу беженцев.

Среди людей, как это обычно бывает при социальных бедствиях, стали распространяться тиф и другие заразные болезни. Опасаясь, что болезни перейдут на команду, капитаны приказывали выбрасывать людей за борт при малейшем признаке болезни . В наши дни морской путь с Черноморского побережья Кавказа в Турцию занимает несколько часов, по транспортным же возможностям того времени на то, чтобы пересечь Черное море, кораблю требовалось несколько дней. Все это время адыгские беженцы обоих полов и всех возрастов сидели под открытым небом на палубе впритык друг к другу, почти без пищи, страдая от морской болезни. Некоторые суда из-за перегрузки тонули, едва выйдя в открытое море .

На османском побережье беженцев высаживали на территории, оцепленные войсками: поскольку с собой они несли заразные болезни, по распоряжению османской администрации их выдерживали под карантином.

Коррумпированные османские власти, недолюбливавшие кавказцев за то, что те не желали ранее признавать себя подданными султана и не оказали Халифату существенной помощи в войнах с Россией, не позаботились об организации жилищных условий для переселенцев.

Из полумиллиона общего числа адыгов (включая многочисленных и активно воевавших с Россией только на начальном этапе войны кабардинцев) в 1863 — 1864 гг. при переселении в Османский Халифат умерло около 100 тыс. человек.

Нельзя исключить что, автор пользовался какими-то не дошедшими до нас летописями2. Однако мало вероятно, что черкесы Броневского происходили из района Пятигорья. Во всяком случае, археологически, адыгские могильники ранее XIV в. на Центральном Кавказе, включая и Пятигорье, не фиксируются (Алексеева Е.П., 1959, с. 16-30; Нагоев А.Х., 2000, с.77 и др.)3. Скорее всего, С.М. Броневский произвольно интерпретировал этноним, указанный в использованном им источнике об этих событиях. С большой долей вероятности можно сказать о том, что на самом деле в связи с приведенным им событием 1282 г., в нем фигурировали ясы4, которых, этот автор ошибочно отождесталяет с зихами, джихами, адыгами (см. напр.: Броневский С.М., 1999, с.123)5.

Таким образом, приведенные аргументы в пользу пребывания адыгов на Центральном Кавказе ранее XV в. не могут являться состоятельными из-за их неверной интерпретации исследователями. Кроме того, в письменных источниках, свидетельствующих о походе Тимура через Центральный Кавказ в 1395 г. (Тизенгаузен В.Г., 1941, с. 122,123,180-182) нет даже намека на пребывание адыгов в этом регионе в конце XIV века. На это обстоятельство обратил внимание еще Э.В. Ртвеладзе (Ртвеладзе Э.В., 1973, с.21), но почему-то не заметили такие авторитетные историки как Л.И. Лавров и А.В. Гадло.

Отметив необоснованность положения о пребывании черкесов в этом регионе со второй половины XIII в., Э.В. Ртвеладзе отнес массовое переселение адыгов на восток ко времени после нашествия Тимура, происходившее уже в самом конце XIV в. (т.е. после событий 1395 г.) и в течении XV века. При этом автор не исключил проникновение отдельных семей и родов в этот регион в более раннее время (Ртвеладзе Э.В., 1973, с.21). К этому мнению присоединился и Р.Ж. Бетрозов, полагая, что массовое переселение адыгов на Центральный Кавказ произошло после нашествия Тимура, а выделение особой этнической группы (кабардинцев - Р.С.) относится к концу XIV-началу XV вв. (Бетрозов, Р.Ж. 1990, с. 141,142). Однако существует еще одна точка зрения по данной проблеме, высказанная еще в начале XX столетия В.Н. Кудашевым. По его мнению, переселение адыгов на Центральный Кавказ произошло не ранее чем в конце XV - начале XVI вв. (Кудашев В.Н., 1913, с.ЗЗ). Близкого мнения придерживается и Л.Э. Голубев, связавший это событие с пер¬вым вторжением турок в Черкесию в 1479 г. (Голубев Л.Э., 2002, с.26).

Вместе с тем, А.Х. Нагоев к XIV-XV вв. отнес лишь один могильник 3 у селения Чегем II, основываясь на его сходстве с синхронными белореченскими курганами в Закубанье (Нагоев А.Х., 2000, с.77). Последнее обстоятельство, если учесть слабую разработанность хронологии адыгских средневековых древностей и долгое бытование многих вещей, не исключает функционирования могильника 3 у селения Чегем II и, к примеру, в XV - первой половине XVI веках. Тем более что, кабардинцы, переселившиеся на Центральный Кавказ из Закубанья, должны были привнести туда первоначально те общие элементы, которые были присущи всем адыгам, проживавшим в то время в Закубанье.

В связи с этим, можно полностью исключить заселение адыгами Центрального Кавказа во второй половине XIII в., т.к. среди подкурганных захоронений, связываемых с кабардинцами в этом регионе, ни разу не был встречен обряд трупоссожения, который, как было установлено, исчезает у адыгов на рубеже XIII-XIV вв. (Пьянков А.В., 2001, с.205). Исходя из анализа погребатьного инвентаря, а также письменных источников, можно полностью исключить и XIV в., как время появление адыгов на Центральном Кавказе, в частности, в Пятигорье. Что касается XV в.9, то наблюдаемая нивелировка погребального обряда а также постепенное уменьшение инвентаря в погребениях адыгов в позднем средневековье, не позволяют пока дробно датировать те или иные могильники, по крайней мере, в рамках XV-XVII веков. Поэтому, практически единственным источником, на это время, для решения рассматриваемой проблемы, остаются письменные свидетельства современников, в значительной степени благодаря тому, что на эту эпоху они становятся более подробными и информативными, по сравнению с предшествующими периодами раннего средневековья, и золотоордынского периода.

простиралась Черкесия с запада на восток во времена Дж. Интериано. Если исходить из максимума (около 300 км), и учитывать, что генуэзец, скорее всего, считал длину пути от района Тамань-Темрюк-Анапа, где начинались самые западные области расселения адыгов в XV в., то получим расстояние конных переходов в 8 дней примерно до бассейна реки Лабы.

Таким образом, указанные в письменных источниках сведения о расселения адыгов в XVII в. совпадают с полученным расстоянием в 8 дней пути соответствующим протяженности Черкесии на восток по Дж. Интериано. Эти данные свидетельствуют о том, что к последней четверти XV в. адыги занимали земли примерно до бассейна р. Лабы, т.е. все Западное и Центральное Закубанье. Этот факт подтверждается и археологическими материалами. Например, Белореченские курганы, датируемые на сегодняшний день XIV-XV вв.16 свидетельствуют о заселении адыгами бассейна реки Белой, уже в золотоордынскую эпоху и позднее.

Наличие значительного адыгского населения в междуречье Верхней Кубани и Лабы можно предполагать уже в 1480-е годы. На протяжении 1490-х годов, произошло окончательное ослабление Большой Орды, из-за наносимых ей ударов адыгами, ногайцами, крымскими татарами, что вынудило болышеордынцев к концу последнего десятилетия XV в. уйти из Центрального Кавказа и передвинуться на Дон, где на рубеже XV-XVI вв. Большая Орда прекратила свое существование. Адыги, в свою очередь, теснимые турками и крымскими татарами в нижнем течении Кубани, вынуждены были в значительной своей массе уйти на восток21, и занять в итоге Пятигорье, освободившееся к концу XV в. от татар Большой Орды, где в последствии была образованна одна из крупнейших адыгских областей Черкесии - Кабарда.

21 мая 1864 года. Что это за день в истории?

Многие ли из нас черкесов (адыгов) знают что это за дата? 21 мая 1864 года в урочище Кбаада (Къуэбыдэ) черноморского побережья (ныне – Красная Поляна, близ Сочи), состоялся военный парад по случаю победы над Страной Адыгов - Черкесией и депортацией ее населения в Османскую империю.

Русско-Черкесская война (Урыс-Адыгэ зауэ) длилась более века. 21 мая 1864 – официальная дата окончания войны, а за ее начало адыги (черкесы) берут дату основания крепости Моздок (Мэз дэгу). Это был первый акт агрессии России в отношении к Кабарде. Позже Россия приступила к завоеванию Западного Кавказа, населенного адыгами и абхазами.


Выселение было губительным для всего нашего народа. Оно не только нарушило уклад жизни адыгов, но и изменило демографическую карту всего Северного Кавказа. В конце 18 века адыги (черкесы) составляли по численности примерно 40% (500 тыс. чел.) всего населения Северного Кавказа, аварцы 11.1% (140 тыс. чел.), даргинцы – 9.5% (120 тыс.чел.), чеченцы – 9.3% (118 тыс. чел.), ногайцы – 4.7% (59.3 тыс. чел.), осетины – 2.1% (26.6 тыс. человек)


Если почти два века назад адыги (черкесы) в численности превосходили осетин в 20 раз, а крупные дагестанские этносы и чеченцев, которые тоже воевали с Россией, в более чем 4 раза, если весь Северо-Западный и большая часть Центрального Кавказа были населены адыга ми, то куда они подевались и почему сейчас в этих краях мы не встречаем адыгские аулы, города, а лишь замечаем, что большинство названий рек, озер, рощ, населенных пунктов в этих краях остались от прежнего населения края - адыгов? Такие как Сочи, Туапсе, Мзымта, Ачишхо, Псеашхо, Джубга, Пшада, Кудепста, Пшеха, Псекупс, Афипс, Псебай, Лаба, Уруп, Пшиш, Псыш, Аликоновка, Моздок, Пседах. Потому что Россия зверски расправилась с адыгами, покорив их край самыми жестокими методами. Создавались такие условия жизни, при которых многие, если не уходили добровольно, дабы не жить рядом с русскими, то их выселяли насильно. В переселении адыгов и других горцев решающую роль сыграл все же русский царизм. Концентрация на Кавказе больших военных сил (до 200 тыс. солдат и офицеров) после окончания Крымской войны дало ему возможность как можно быстро осуществить свои цели.






Ко всем бедствиям переселенцев присоединялась еще и работорговля. Умиравшие с голода эмигранты предпочитали продавать своих детей, чем видеть их голодную смерть.

Только с ноября 1863 по сентябрь 1864 г. было продано около 10 тыс. человек и около 100 тыс. умерли на турецком берегу. Ребенка 11-12 лет продавали за 30-40 рублей, а местные паши приобретали красивых девушек по 60-80 рублей. По мнению Н.А. Смирнова, из уцелевших до 15% женщин и детей было продано в рабство

Таким образом, Турция стремилась использовать адыгов и других горцев для реализации своих военно-политических планов, разместив их на стратегически важных пунктах на Балканах и в Анатолии, хотела горцами усилить позиции мусульман в этих регионах.


Мы обязаны помнить трагический для нашего народа день 21 мая 1864 года.

И мы не должны забывать о том, что Черкесия была завоевана силой и никакого добровольного присоединения не было. Достаточно взглянуть на исторические карты, на которых показано, что во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. ни Кабарда, ни остальные территории адыгов не входили в состав России и Турции.

Читайте также: