Ансамбль ферапонтова монастыря кратко

Обновлено: 21.05.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Всемирное наследие. Ч.41. Ансамбль Ферапонтова монастыря / Ensemble of the Ferapontov Monastery

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь - бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. В зданиях бывшего монастыря действует музей.



Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска, на территории национального парка "Русский Север". Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед - Кирилло-Белозерский монастырь.

Вид на Бородаевское озеро со стороны монастыря.

Озеро Паское и село Ферапонтово.

В 2000 г. монастырь был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом.Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Число иноков постепенно росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже – трапезную. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III, Елена Глинская и Иван Грозный. В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной

и казённая палата.

Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами, в результате чего были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство. Оправившись после разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви (Благовещения и Ферапонта) на Святых вратах,

церковь Мартиниана (справа от Рождественского собора),

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924. С 1975 года началось формирование современного музея.

Наибольшую известность в мире монастырю принесли, безусловно, удивительным образом сохранившиеся фрески Рождественского собора, выполненные в 1502 г. великим русским иконописцем Дионисием и двумя его сыновьями Феодосием и Владимиром. Дионисий считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Другие его работы сохранились в соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписала Успенский собор в Московском Кремле. Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно мастер работал в Иосифо-Волоколамском монастыре, где он написал иконы для церкви Успения Богоматери. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Вот несколько фотографий этих шедевров.

Главный купол собора. Христос Вседержитель, Архангелы и Праотцы.

Восточная стена.Богоматерь Воплощение с архангелами. Покров Богородицы. Богоматерь на престоле.

Южная стена. Перенесение мощей св. Николая и III Вселенский собор.

Юго-восточный столб. Успение св. Николая.

Северо-восточный столб. Иаков брат Господень.

После разрушения фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси.

Ферапонтов монастырь, общий вид

Ферапонтов монастырь – древнейший монастырь русского Севера, основанный в XIV веке и расположенный в 120 км от Вологды. До наших времен сохранился в строениях XIV-XVII веков и росписях древнерусского иконописца Дионисия.

Скромная северная обитель

Достопримечательность Вологодской области, монастырь стоит на холме между двух озер, Бородаевским и Спасским, которые соединяет маленькая речушка Паска.

Обитель, основанная в стороне от торговых и транспортных путей, так и не стала ни мощной крепостью, ни богатым центром. Уютный и изящный монастырь, где в мире и согласии, в доброте и смирении жили монахи, гармонично вписался в скромный северный ландшафт, не подавляя его своим величием.

Монастырь скромен и невелик по площади. Темно-серый цвет куполов, надвратных башенок, кровли колокольни и трапезной палаты перекликается с посеревшими от времени заборами соседней деревушки. Лишь белоснежные стены монастырских строений говорят о приближении к святому месту.

Ферапонт – основатель монастыря

Дворянин по происхождению, Федор Поскочин родился в 1337 году в городе Волоколамске. В 40-летнем возрасте он постригся в монахи под именем Ферапонт в московском Симоновом монастыре, где подружился с монахом Кириллом.

По благословению Сергея Радонежского, друзья-монахи отправляются покорять русский Север и нести туда христианство. Миссия оказалась тяжелой: финноязычные племена, населявшие русский север, встретили их враждебно.

Прибыв в Белозерье, северный край, друзья обустроили монашескую келью в вырытой собственноручно пещере. Тихий, мягкий по характеру, Ферапонт через год удалился от сурового и требовательного Кирилла. Он решил построить свою обитель.

Обитель на холме между двумя озерами

Обитель постепенно росла: сюда стекались любители тишины и покоя, молитв в безмолвии и уединении. Скромный и немногословный, не любивший командовать, Ферапонт отказался занять должность игумена в основанной им обители.

Можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского, пригласил преподобного к себе, чтобы основать монастырь близ Можайска. После долгих уговоров Ферапонт согласился и прожил там до конца жизни.

Время взлетов и падений

Через 100 лет при игумене Мартеминиане – воспитаннике преподобного Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь расцвел и разбогател. Влиятельные князья оставляли здесь богатые дары и жалованные грамоты. Монастырь владел 300 душами крепостных, сюда на богомолье приезжал Иван Грозный.

На деньги великого князя Василия III возвели каменный Благовещенский храм, который соединили с Богородице-Рождественским собором каменной галереей.

Внутри монастыря

В 1614 году слабо защищенный монастырь разорили отряды польских налетчиков. Урон, нанесенный поляками, оказался настолько большим, что восстановили монастырь лишь через 25 лет, однако новый подъем был недолгим.

Во второй половине XVII века положение обители резко ухудшилось. Одной из причин обеднения и запустения монастыря стало то, что здесь 10 лет (1666-1676 годы) пребывал опальный патриарх Никон, внесший раскол в церковную жизнь.

В 1798 году Ферапонтов монастырь упразднили, церкви отдали приходам. Возродила монастырь к жизни в 1904 году игуменья Таисья, превратив его в женскую обитель. Самодостаточный и уютный монастырь в 1924 году закрыли большевики, разогнав сестер.

Уникальные фрески Диониса 1502 года

С тех пор монастырь стоял заброшенным, с 1975 года здесь начали формировать Музей фресок Диониса, филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника. В 2000 году монастырь внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря состоит из 4 церквей, колокольни, Казенной и Трапезной палат. Уникальный по красоте ансамбль раскрывает основную тему своей архитектуры – Боговоплощение.

Главная достопримечательность – собор Пресвятой Богородицы, где сохранились уникальные фрески 1502 года, созданные древнерусским иконописцем Дионисием и сделавшие Ферапонтов монастырь всемирно известным. Площадь стенописи – 600 кв.м. Ансамбль полностью сохранил тональное богатство мягких цветов фресок в сочетании с ритмичной гармонией библейских сюжетов.

Собор Пресвятой Богородицы

Церковь преподобного Мартеминиана (1641год) – усыпальница основателя монастыря, первого игумена. Здесь хранятся его мощи. Место погребения украшено деревянной резной с позолотой ракой с текстами из жития преподобного. У ног святого – погребение его ученика, Иоасафа, архиепископа Ростовского.

Надвратная церковь Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта (1649 год) – домовой храм опального патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, где жил ссыльный Никон, ожидая окончания строительства церкви. Когда ссыльному патриарху предоставили церковь, в ней не было ни книг, ни богослужебных принадлежностей. Бывший патриарх обратился к царю, и в ответ на жалобу царь подарил Никону недостающую утварь и 3 небольших колокола.

Надвратная церковь Богоявления на фоне других храмов

Церковь Благовещенья с Трапезной палатой (1531 год) построена на вклад царя Василия III, сделанный в честь рождения долгожданного наследника Иоанна IV. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Над церковью – ярус звонов для колоколов со сложно расположенными камерами-резонаторами.

В основании трехъярусной колокольни – 4 столба, перекрытые арками. Завершается колокольня четырехгранным шатром, на каждой стороне которого сделано небольшое окно. Вверху – древний часовой механизм 1635 года, отреставрированный в 1990 году. Две широкие лестницы ведут отсюда на паперти Богородице-Рождественского собора и Благовещенской церкви.

К воротам примыкает здание Казенной палаты. На первом этаже – сушило, на втором – книгописная мастерская.

Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря включен в Свод особо ценных объектов народов Российской Федерации, а сессия ЮНЕСКО занесла его в список всемирного культурного наследия. Таких объектов в России насчитывается всего 23.

Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря, основанный преподобным Ферапонтом в 1398 году, состоит из шести каменных построек XV — XVII вв. обнесенных каменной стеной XIX — XX вв.:

  • собора Рождества Богородицы, 1490
  • церкви Благовещения с трапезной палатой, 1531
  • казенной палаты, XVI в.
  • церкви преподобного Мартиниана, 1641
  • надвратной церкви Богоявления с приделом преподобного Ферапонта, 1650
  • колокольни, 1680-е


Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения. Она последовательно отражена в посвящении соборных, летней и зимней, церквей в XV, XVI вв. Рождеству Богородицы и Благовещению, а в XVII в. надвратной церкви Богоявлению. В 1530-х годах ростовские мастера, формируя парадный двор, ориентировали архитектурные пропорции возводящихся ц. Благовещения с трапезной и Казенной палаты на собор Рождества Богородицы, как первую постройку монастыря. Также в 1640-х годах московский зодчий, строя надвратные церкви, выравнивал их высоты по соборным церквам, используя на одном уровне однотипные детали декора (кокошники). В то же время престол церкви преподобного Ферапонта, придельной при надвратной церкви Богоявления, строго ориентирован на ц. Мартиниана, прилегающую к собору Рождества Богородицы,— они расположены на одной оси запад — восток.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с б августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника Московской Руси рубежа XV — XVI веков, Дионисия.

После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленньк стенных росписей XII — XV вв. в Новгороде (Нередица, Болотове, Ковалеве, Сковородка) фрески Дионисия остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси.

Площадь стенописи собора 600 кв. м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ведущаяся с 1981 г. профилактическая консервация фресок Дионисия и отлаженный специалистами Государственного научно-исследовательского института реставрации температурно-влажностный режим в соборе Ферапонтова монастыря заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища России и всей европейской культуры. Музей фресок Дионисия, благодаря многолетним реставрационным работам, стал центром, где можно демонстрировать новые методики и принципы работы лучшей отечественной школы реставрации.

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV — XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Памятники монастыря, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

Ферапонтов монастырь стал во второй половине XV — начале XVI века значительным культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Ferapontov monastery. Photo: Kirillo-Belozersky museum-reserve
Ferapontov monastery
Fresco of Pantokrator. Photo: Kirillo-Belozersky museum-reserve
Fresco of Saint Nicholas. Photo: Kirillo-Belozersky museum-reserve
Собор Рождества Богородицы / Church of Nativity
Ферапонтов монастырь / Ferapontov monastery

Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь основан в 1398 году преподобным Ферапонтом. Около 400 лет он был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. История монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства. Широкую известность обитель приобрела благодаря деятельности учению Кирилла Белозерского, преподобного Мартиниана.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем Ферапонтово становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). На рубеже XV-XVI вв. из его стен вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны, - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVH вв. началось в 1490 г. с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья – собора Рождества Богородицы. Из шести сохранившихся каменных построек Ферапонтова монастыря собор имеет особую значимость. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося древнерусского художника Дионисия, прямого наследника Андрея Рублева и последнего представителя русского национального искусства в период его расцвета и становления единого русского государства.

После разрушения немецкими фашистами в годы Второй мировой войны прославленных стенных росписей XII-XV вв. в Новгороде (Нередица, Волотово, Ковалеве, Сковородка) фрески Дионисия в Ферапонтове остались единственным полностью уцелевшим ансамблем фресок Древней Руси. Их ценность тем более велика, что они не подвергались позднейшим поновлениям и расчисткам и сохранили свою неповторимую красоту, цвет, фактуру.

Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в необыкновенном тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы для мировой культуры как выдающегося памятника русского искусства и культуры, особо значимого уникального художественного достижения. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

XVI век – период расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Вельских, Шуйских, Воротынских, Годуновых, Шереметевых и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки -каменное сушило, гоственная и поваренная палаты.

Ферапонтов монастырь был одним из богатейших вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

Придя в упадок, он был закрыт в 1798 году и обращен в приходскую церковь. В начале XX в. монастырь приобретает известность и привлекает внимание любителей отечественной старины, как памятник древнерусского зодчества с единственной в России росписью, исполненной московским иконником Дионисием. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924-м.

В сочетании с мало изменившейся природной средой, Ферапонтов монастырь уже в начале XX в. стал привлекать внимание архитекторов, художников, ученых, музейных деятелей, всех любителей старины. Книга почетных посетителей Ферапонтова, начатая в 1911 году, фиксирует посещения и впечатления многих известных лиц: автора первой монографии по истории Ферапонтова и его окрестностей, местного уроженца И.И. Бриллиантова, автора первой монографии о фресках Дионисия В.Т. георгиевского, художников А. Маковского, Н. Тырсы, К. Петрова-Водкина, Л. Стеллецкого, реставраторов и ученых И. Грабаря, А. Анисимова, Г. Чирикова, В. Лазарева, М. Алпатова, И. Даниловой, духовных лиц, начиная с просвещенного новгородского архиепископа Арсения Стадницкого и кончая здравствующим святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 1924 году в архитектурном ансамбле памятников Ферапонтова монастыря XV-XIX вв. в селе Ферапонтове основан Музей фресок Дионисия. В 2000-м году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также: