Сила трагической развязки в судьбе героев драмы гроза кратко

Обновлено: 16.05.2024

Моя задача – служить русскому
драматическому искусству. Другие
искусства имеют школы, академии,
высоких покровителей, меценатов. У
русского драматического искусства один
только я. Я – всё: и академия, и
меценат, и защита.

Рождение будущего
драматурга
31 марта (12 апреля) 1823 года
в Москве в Замоскворечье
родился А.Н. Островский.
Отец, Николай Фёдорович,
выпускник Костромской
семинарии, связал свою
судьбу со светской службой.
Мать, Любовь Ивановна, дочь
московской просвирни,
вдовы пономаря.
В 1840 году закончил Первую
Московскую гимназию,
поступил на юридический
факультет Московского
университета. Уволился со 2
курса из-за конфликта с
профессором.

Служба в суде
В 1843 году Островский
служит в Московском
совестном суде , а в 1845 году
переводится в Московский
коммерческий суд
чиновником стола для
словесной расправы.
В конце 40-х годов пробует
свои силы на творческом
поприще.

А.Н. Островский –
создатель русского
национального театра
Творческая деятельность
Островского была связана с
Московским Малым театром.
Его называют домом
Островского. В качестве
признания заслуг драматург
был назначен заведующим
репертуарной частью
московских театров и
руководителем театрального
училища.
14 июня 1886 года
Островский умер.
У входа в Малый театр
установлен памятник
драматургу.

Пьеса – любое произведение без
указания жанра, предназначенное для
постановки на сцене.
Драма – жанр драматургии,
изображение личности в её
драматических отношениях с обществом
и тяжёлых переживаниях, однако
существует возможность благоприятное
разрешение конфликта сталкивающихся
сил.

1. Гроза – это стихийное явление,
которого многие обитатели Калинова не
понимают и боятся.
2. Гроза – это социальное потрясение,
когда стихийный протест возникает в
самом униженном существе в России 19
века – женщине.

1. Борис (смирение).
2. Тихон (пьянство).
3. Варвара (обман).
4. Кулигин (терпение и покорность).
5. Катерина (самоубийство).

Тип занятия: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.

Цель: выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; дать характеристику городу Калинов, выяснить, кто его обитатели и как живут здесь люди; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Обучающий компонент:

 Показать контраст красоты природы и условий жизни в городе Калинов;

Развивающий компонент:

 Развивать познавательные процессы (внимание мышление);

 Развивать речь (совершенствовать выразительность речи);

 Развивать интерес к русской литературе;

Воспитывающий компонент:

 Воспитывать качества правильного поведения в семье и с окружающими людьми;

 Способствовать формированию высоконравственной личности, способной понимать чувства окружающих людей;

Межпредметные и внутрипредметные связи: кино, изобразительное искусство.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Ресурсное обеспечение: интерактивная доска.

Методическое обеспечение:

ВложениеРазмер
edinak_ov._otkrytoe_zanyatie_po_ostrovskomu.docx 60.79 КБ

Предварительный просмотр:

преподаватель русского языка и литературы

Тип занятия: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.

Цель: выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; дать характеристику городу Калинов, выяснить, кто его обитатели и как живут здесь люди; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

 Показать контраст красоты природы и условий жизни в городе Калинов;

 Развивать познавательные процессы (внимание мышление);

 Развивать речь (совершенствовать выразительность речи);

 Развивать интерес к русской литературе;

 Воспитывать качества правильного поведения в семье и с окружающими людьми;

 Способствовать формированию высоконравственной личности, способной понимать чувства окружающих людей;

Межпредметные и внутрипредметные связи : кино, изобразительное искусство.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Ресурсное обеспечение: интерактивная доска.

Прогнозируемый результат: по итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность качество;

 Характеризовать особенности стиля писателя А. Островского;

 Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

 Содержание изученного литературного произведения;

Ход учебного занятия

Давайте вспомним, что такое драма и каковы особенности стиля А.Н. Островского?

2. Изучение нового материала.

Особенное внимание русских писателей в 50-60х годах привлекали три темы:

  • крепостное право;
  • появление на арене общественной жизни новой силы - разночинной интеллигенции;
  • положение женщины в стране.

Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требовавшая неотложного освещения.

  • тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту.

Работа над двумя монологами Кулигина (действие 1, явл. 3; действие 3, явл. 3).

– Выделите слова, которые особенно характеризуют жизнь в городе.

– Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

– Если в Калинове так плохо, то почему вначале — чудесный вид, Волга, такая же прекрасная природа и в сцене свидания Катерины и Бориса? (Город Калинов противоречив. С одной стороны — чудесное место, где располагается город. С другой — ужасная жизнь в этом городе. Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу)

– Как можно оценить монологи Феклуши (действие 1, явл. 2; действие 3, явл. 1)? Каким предстает город в ее восприятии? (Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина.)

– Какой прием использует автор, рассказывая о жизни в городе? (Контраст.)

–Каковы жители, обитающие здесь?

– Каковы основные черты странницы Феклуши?

(Верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и невежество: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче, — действие 3, явл. 1; о других странах — действие 2, явл. 1. Боятся грозы — действие 4, явл. 4. Верят, что Литва упала с неба, — действие 4, явл. 1.)

Мы рассмотрели с вами особенности жизни в городе, особенности семейного уклада. Пора познакомиться с главными героями драмы.

Дикой . Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

– Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

– Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

– Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

– Докажите, что Кудряша можно считать "зеркальным" образом Дикого, а Феклушу - "зеркальным" образом Кабанихи?

– Чем отличается от жителей города Кулигин? (Образованный человек, механик-самоучка — фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. Вечный мотив горя от ума.)

Группа 1 . Особенности раскрытия характеров героев – Дикой, Кабаниха, Кудряш, Феклуша.

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

  1. Кто он по своему материальному и общественному положению?
  2. В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?
  3. Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?
  1. Кто она по своему общественному и материальному положению?
  2. На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?
  3. В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?
  4. Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?
  5. Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?
  6. Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?

Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, чувствует

свою власть над людьми, самодур

Вывод . Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Группа 2 . Особенности раскрытия характеров героев – Кулигин, Варвара, Тихон, Борис. Как действует на этих героев жизнь в городе Калинов?

Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Результаты действий этих героев:

— образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.

Группа 3. Особенности раскрытия характеров героев – Катерина. См ысл названия пьесы "Гроза".

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи

Независимость - отказ от своей воли

Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал

Религиозность - религиозное лицемерие

Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)

Доброта, бескорыстие - грубость и брань

Честность, непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

Смысл названия пьесы "Гроза".

- Какое значение имеет в пьесе?

- Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины).

– О чем мы сегодня разговаривали и какой вывод можно сделать, исходя из нашей беседы?

5. Домашнее задание: Выписать характеристику Катерины (вн. вид, характер, поведение, какая была в детстве, как изменилась в доме Кабановых). Определить основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины. Подготовить выразительное чтение наизусть монологов Катерины (действие 2 явление 10 и действие 5 явление 4).

  1. Кто из персонажей хвалит город за благолепие?

В) Странница Феклуша

  1. Как Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила?

А) Катерина все время смеется и улыбается, когда на нее никто не смотрит

Б) Она тиха и задумчива, почти не слышит, что ей говорят люди

В) Катерина рассказывает ей о своем счастливом детстве, а затем признается, что с не происходит что-то неладное

  1. Что, из сказанного Варварой, приводит Катерину в ужас?

А) Что она расскажет о своих подозрениях Борису

Б) Она обещает, что после отъезда Тихона устроит ей свидание

В) Рассказывает ей о своих связях

Б) Суету московской жизни

  1. Что изображено на фреске, на одной из улиц Калинова?

А) Тайная вечеря

Б) Вознесение Господне

В) Геенна огненная

  1. Что побуждает Катерину признаться Тихону в измене?

А) Нападки и оскорбления Кабанихи

Б) Начинается гроза и Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьёт молнией

В) Борис, который обещает жениться на ней после расставания с Борисом

  1. Что делает Катерина после того, как узнает, что Борис не собирается брать ее с собой?

А) Возвращается к мужу

Б) Бросается с обрыва в Волгу

В) Никем не замеченная уходит из Калинова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект открытого занятия по теме"Восток: Япония и Индия"

Конспект открытого занятия представляет собой методическую разработку диагностики знаний обучающихся по двум пройденныи темам: "Япония" и "Индия".


В презентации раскрываются основные принципы и методы работы над развитием и совершенствованием технического мастерства обучающихся по классу баяна, аккордеона.


Открытое занятие на тему: " Генеральная репетиция спектакля : " Новые приключения Кота а сапогах".

Комплексное занятие позволит приобщить детей и подростков к художественно - творческой деятельности, где они проявили свои артистические способности.


Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел РФ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912"Право и организация социального обеспечения"

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по спе.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ для открытого урока по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел РФ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912"Право и организация социального обеспечения"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ для открытого урока по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специал.

открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни".


Конспект открытого занятия ОУД.04 Математика специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование».

Давность трагедии, как известно, исчисляется тысячелетиями. В процессе развития она принимала самое разнообразное конкретно-историческое выражение, но при всех видоизменениях до самого последнего времени сохранила свои наиболее существенные общие особенности.

Первой особенностью трагедии является глубокий конфликт — моральный, философский, идейно-политический. Содержанием трагедии служат резкие нарушения тех или иных общепризнанных норм, непримиримые противоречия между личностью и общественными установлениями. Второй особенностью трагедии являeтcя наличие героя как личности, выдающейся по своим духовным свойствам (ума, воли, чувства). Третья особенность трагедии состоит в том, что ее основной герой вступает в борьбу с препятствиями необычными, внутренне или внешне неодолимыми. Четвертая особенность трагедии — в физической гибели главного героя, борьба которого кончается для него катастрофой, вызывающей у читателя и зрителя страх и сострадание.

Пятая особенность трагедии состоит в том, что она ставит себе этическую цель очищающего и возвышающего воздействия на зрителей. Изображая страдания и связанные с ним страсти, трагедия призвана очищать дурные страсти читателей и зрителей, возбуждая в них благородные, возвышенные нравственные чувства.

Сосредоточивая свое внимание на борьбе, обрекающей главного героя на страдание и гибель, трагедия пользуется иногда и некоторой долей комического.

Указывая наиболее общие конструктивные признаки трагического жанра, мы вовсе не хотим сказать, что трагедией можно назвать лишь то произведение, которое осуществляет в себе всю их совокупность. Конкретно-историческая практика трагедийного жанра значительно сложнее.

Но основным признаком трагедии, отличающим ее на всех стадиях развития от драмы, является то, что в ней изображается неразрешимое в данных жизненных условиях противоречие, обусловливающее гибель главного героя, представленного лицом выдающимся.

Изображая общественно-бытовые характеры и нравы предреформенной действительности, Островский, как уже отмечено, показал, что принципы абсолютного авторитета, тогда господствовавшие в жизни, давно уже утратили всякий свой смысл и нравственную силу. Они лишь тормозили общественное развитие, подавляли человеческую личность. Эти условия и создавали предпосылки для неразрешимого противоречия в судьбе людей того времени, их трагедию.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ее подчеркнутым параллелизмом грозы общественной и грозы природно-стихийной.

Совершенно естественно, что комические элементы в этой пьесе, в сравнении с другими, минимальны.

При наличии несомненного трагического конфликта пьеса пронизана социальным оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии темного царства, о сопротивлении ему, о росте сил, призванных смести власть Диких и Кабаних. В условиях произвола и насилия, пусть еще робко, но уже начинают протестовать светлые Кулигины. Недовольство деспотией сообщается и Кудряшу, и Варваре, и Глаше.

Островский создал трагедию на жизненном материале совершенно иного социального круга. Он избрал трагическим героем женщину из купеческой среды, причем подчеркнул не исключительность, а типичность ее положения, и перенес интерес с интриги на общественно-бытовые характеры и нравы, придав особое значение внесюжетным персонажам. Естественно, что трагедия прозвучала необычно, и это смутило и спутало многих не только дооктябрьских, но и послеоктябрьских критиков, исследователей и режиссеров.

Смерть Катерины несомненно повышала ненависть к деспотии.

Указывая на слабость Катерины, исследователь явно погрешает против истины. Мучаясь виной греховной любви к Борису, она все же решила пренебречь общественно-бытовыми законами окружающей среды и связать жизнь с Борисом. Она просит Бориса взять ее в Сибирь, куда он едет по воле дяди. Но Борис оказался слишком слаб для того, чтобы помочь Катерине вырваться на волю. Единственным средством протеста для Катерины была смерть.

Трагизм конфликта пьесы “Гроза” связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого кон­фликта: внешнюю и внутреннюю:

а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом жизни “темно­го царства”, по выражению Добролюбова. До

Хотя после замужества внешняя жизнь Катерины практически не изменилась, психологически ей очень тяжело, потому что она попадает под гнет свекрови, ко­торая буквально изводит ее мелочными придирками, нраво­учениями, попреками и т.п. Тихон же по слабости характера не может ей ни в чем помочь; он только и думает, как самому хоть ненадолго ускользнуть от маменькиной опеки. Такой конфликт благополучно разрешен быть не может; свободолю­бивая натура Катерины проявляется в ее измене мужу, а после того, как об этом узнают

Это служит первой причиной самоубийства героини.

б) внутренний конфликт. Катерина страдает не только от внешнего гнета Кабанихи, но и от внутренних противоречий. Катерина религиозна и верит вполне искренне.

А это значит, что она в своих собственных глазах является грешницей, со­вершившей прелюбодеяние. Именно это чувство и вызывает покаяние Катерины во время грозы: она боится умереть с та­ким грехом на душе, а саму грозу воспринимает как Божью кару. Психологический конфликт также неразрешим и траги­чен: Катерина, запертая в доме Кабанихи, хочет жить, любить и быть свободной, без этого ее жизнь будет хуже смерти.

Но с другой стороны, жить и любить значит совершать смертный грех. Именно сознание своей вины и мысль о том, что она все равно уже погубила душу, делает возможным самоубийство (самоубийство – тоже смертный грех, и при других обстоя­тельствах Катерина никогда не пошла бы на это).

Конфликт “Грозы” носит трагический характер не столько потому, что заканчивается смертью героини, сколько потому, что сама жизнь оказывается для нее невыносимой и безвыходной.

Читайте также: