Аннибале карраччи биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Аннибале Караччи (1560 – 1609) – итальянский художник, гравер. Биография Аннибале Караччи известна как история художника с невероятным мастерством, многогранностью. Он был учеником Лодовико Караччи.

Семь лет Аннибале провел в изучении работ мастеров, особенно Корреджио, Пармиджанино, в Венеции и Парме. Вернувшись в Болонью, он присоединился к управлению школой, которая была создана Лодовико и Агостино Караччи.

Аннибале оставался в академии живописи до 1595 года, когда совершил поездку в Рим. Там он вместе с Агостино оформлял галерею для Фарнезе. Потолок, для которого Аннибале сделал тысячи предварительных рисунков согласно тщательно структурированной системе, был богат иллюзионными элементами. Среди них были поддельные архитектурные, скульптурные формы, которые оказали сильное воздействие на последующих художников.

Аннибале Карраччи (Annibale Carracci; 3 ноября 1560 — 15 июля 1609) — выдающийся итальянский художник второй половины XVI — начала XVII веков, мастер религиозного, портретного, пейзажного, бытового и мифологического жанров. Картины Аннибале Карраччи отличаются насыщенностью колорита, а в его творчестве отчетливо заметны традиции живописи Позднего Возрождения. В биографии художника есть масса достойных примеров самоотверженного служения искусству, а многие его ученики добились заметных успехов в живописи.

Аннибале Карраччи, наряду с Караваджо (Caravaggio) и Рубенсом (Peter Paul Rubens), по праву считается одним из основателей стиля барокко в изобразительном искусстве. Творческое наследие художника также включает огромное количество уникальных рисунков, гравюр и карикатур на своих современников.

Биография Аннибале Карраччи

Аннибале Карраччи появился на свет 3 ноября 1560 года в Болонье в семье портного. Его отец незадолго до рождения сына вместе с братом-мясником переехал в этот город из Вероны. К сожалению, не сохранилось никаких достоверных данных относительно того, где обучался основам живописи будущий художник. Большинство историков склонны считать первым учителем Карраччи его кузена — двоюродного брата Людовико (Ludovico Carracci), который был на 5 лет старше.

Уже в 1582 году Аннибале вместе с Людовико и родным братом Агостино (Agostino Carracci) открыли в Болонье студию художников, которая вначале получила название Академия Дезидерози (жаждущих славы и образования), а позже была переименована в Академию Инкамминати (открывателей нового пути). По своей сути это была обыкновенная частная школа, но система обучения в ней значительно отличалась от подобных заведений. Основатели Академии большое внимание уделяли изучению творчества великих мастеров Возрождения и сознательно отказывались обучать учеников в стиле маньеризма, господствовавшего в итальянской живописи в те времена.

Кроме того, Аннибале неоднократно выполнял совместные заказы с братьями Людовико и Агостино. Втроем они часто создавали фресковые росписи в залах дворцов местной знати. Несмотря на то, что Аннибале был самым младшим, очень скоро он стал наиболее известным и востребованным художником по фамилии Карраччи. В 1580-е годы молодой живописец совершил несколько поездок по Италии, чтобы ближе познакомиться с творчеством старых мастеров. Юноша побывал в Парме, а затем в Венеции, после чего несколько лет прожил в Эмилии-Романье, где выполнил несколько больших заказов.

В общей сложности, работа над этим заказом продолжалась более 10 лет, а вместе с Аннибале трудились его брат Агостино и многие ученики Школы Инкамминати. Несмотря на огромную занятость, художник также находил время для написания картин на религиозную тематику и пейзажей, создания гравюр и даже пытался рисовать карикатуры.

Отдалившийся от близких и друзей художник к концу жизни оказался на грани нищеты и это стало последним ударом судьбы. 15 июля 1609 года Аннибале Карраччи умер в Риме, а достоверные причины его смерти так и не были установлены. В соответствии с завещанием, великого мастера похоронили в Пантеоне, рядом с могилой его кумира — Рафаэля (Raffaello Santi).

Самые известные картины Аннибале Карраччи

Многие произведения мэтра еще при жизни были признаны выдающимися шедеврами. Творческое наследие мастера включает огромное количество работ. К самым известным картинам Аннибале Карраччи можно отнести:

Аннибале Карраччи. Фрески свода Галереи Фарнезе, 1597-1607

Аннибале Карраччи оставил яркий след в мировом искусстве. Он подарил потомкам огромное количество прекрасных работ, которые и сегодня вызывают восхищение у зрителей. А многочисленные ученики мэтра успешно продолжили его дело, хотя и не сумели достичь уровня славы своего учителя.

Аннибале Карраччи

Автопортрет

1593-1594; 43х31 см
рисунок сангиной и мелом
Некоторые исследователи считают этот рисунок
эскизом к живописному портрету
лютниста Маскерони

Аннибале родился 2 ноября 1560 года в семье закройщика Антонио Карраччи, который, будучи сам сыном портного, наверняка мечтал о том, чтобы кто-нибудь из его детей стал продолжателем семейной традиции и наследником довольно большой и вполне рентабельной мастерской. Однако, к великому огорчению Антонио, оба его сына — и старший, Агостино, и младший, Аннибале — предпочли ножницам и лекалам кисти и краски.

На сегодняшний день имеется достаточно сведений о периоде обучения живописи Лодовико и Агостино — в то время как о первых шагах в искусстве гораздо более прославленного Аннибале остается лишь догадываться. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что первым учителем его брата и кузена был весьма почитаемый болонский художник Бартоломео Пазаротти. Имени Аннибале в списках учеников этого мастера мы не встретим, хотя первые работы молодого Карраччи были написаны явно под влиянием манеры Пазаротти. Возможно, начинающий живописец перенял ее у своих братьев.

Первые успехи Карраччи

После дебютных гравюр, датированных 1581 годом, Аннибале Карраччи являет миру свои первые живописные работы, которые сразу же вызывают огромный интерес у представителей художественной элиты Болоньи и становятся настоящей сенсацией. Апологеты болонского маньеризма во главе с Фонтаной и Пазаротти были возмущены дерзостью начинающего художника, позволившего себе игнорировать традиционные каноны и создавшего нечто совершенно новаторское.

В 1584 году, после двух лет совместной работы, братья Карраччи заканчивают роспись трех залов дворца Фава в Болонье. Несмотря на тематическое разнообразие (первый цикл фресок представляет сцены из мифа о похищении Европы, второй посвящен приключениям Ясона, третий живописует историю Энея), с точки зрения живописи, все росписи исполнены в едином пластическом ключе, что было большой редкостью для проектов, осуществляемых одновременно несколькими художниками.

Аннибале Карраччи

Автопортрет с отцом художника,
братом Агостино и его сыном Антонио

1593
Пинакотека ди Брера, Милан

Пытаясь вбить клин между братьями, завистники распространили сплетню о том, что автором абсолютно всех фресок был Аннибале, двое других, дескать, лишь подавали ему кисти. Современники Карраччи просто подняли интриганов на смех, поскольку многие были свидетелями самого процесса росписи залов и могли поручиться, что каждый из братьев работал наравне с остальными. Зато сегодня некоторые специалисты сомневаются в этом, приводя в качестве главного аргумента все ту же невероятную пластическую целостность росписей.

В этот период он совершил несколько важных, с точки зрения совершенствования стиля, путешествий по северной Италии. Приблизительно в 1587 году он оказался в Венеции, где познакомился с работами Джорджоне и Тициана, Веронезе и Бассано. С тех пор Аннибале Карраччи считал венецианских художников наилучшими мастерами. Это безграничное восхищение и поклонение будет продолжаться до тех пор, пока он не посетит Рим, где откроет для себя великих Микеланджело и Рафаэля.

Академия Карраччи

В период между упомянутыми поездками в Парму и в Венецию происходит другое, не менее важное событие. Приблизительно в 1585 году Карраччи основывают собственную Академию живописи. Лодовико, очевидно, на правах старшего, становится директором этого учебного заведения, Аннибале — преподавателем техники живописи. Агостино же читает самые сложные курсы, затрагивающие, скорее, область общих знаний: это и правила перспективы, и основы архитектуры, и анатомия, и мифология, и история религии.

Отвечать на вопросы преподавателей ученики Академии должны были не словами, но рисунками. Начинающих художников учили объективно оценивать себя и своих коллег, те из них, которые не умели отстоять перед другими свою работу, должны были ее публично уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали наиболее известных живописцев Италии.

Одинокий рыцарь

Галерея Палаццо Фарнезе

Галерея Палаццо Фарнезе в Риме

Несмотря на тесное сотрудничество и участие в нескольких совместных проектах, каждый из братьев Карраччи все же пытается строить собственную художественную карьеру. Они даже устраивают нечто вроде соревнования, главным критерием победы в котором является количество поступающих ежемесячно заказов. Вскоре становится ясно, что старшие братья безнадежно проигрывают Аннибале, у которого буквально нет отбоя от клиентов — причем не только из Болоньи, но и из других городов Италии.

Венера и Анхиз

Венера и Анхиз

1597-1604, фреска
Палаццо Фарнезе, Рим

Однако подход к содержанию живописи совсем иной. Если в росписях Микеланджело (как и во всей монументальной живописи Возрождения) очень важно индивидуальное осмысление сюжета мастером, то у Карраччи на первом месте стоит абстрактная красота живописи — правильность и гармоничность рисунка, уравновешенность цветовых пятен, ясная компоновка фигур. Совершенство формы занимает художника гораздо больше, чем содержание.

Следует отметить, что в этот период творчество Аннибале не ограничивается одними фресками. Мастер находит время для выполнения множества самых разнообразных заказов. Он пишет картины светского характера для римских аристократов (причем одинаково легко работает как в большом, так и в малом форматах), создает алтарные образы по заказам городских церквей и соборов, а также увлекается написанием пейзажей.

В 1602 году художник получил заказ на оформление римской капеллы Эррера де Сан Джакомо дельи Спаньоли. Для этого цикла фресок Аннибале создал целую серию подготовительных рисунков, воспользоваться которыми при реализации проекта пришлось уже не ему, а его ученикам: начиная с 1605 года жестокие ревматические боли лишили мастера возможности заниматься живописью. С этого времени творческая деятельность Аннибале Карраччи сводится к наблюдению за работой учеников, непродолжительным занятиям рисунком, а также созданию гравюр.
15 июля 1609 года мастера не стало.

Святое семейство

В школе продвигались идеи сочетания лучших достижений мастеров прошлого, рисование с натуры, избегание условностей. Работы братьев стали переходным моментом в мире искусства от живописи маньеризма в барокко.

Караччи долгое время воспринимался современниками в контексте творчества трех братьев, однако вскоре его талант стал раскрываться и опережать мастерство его партнеров.

  • Детство
  • Творческий путь
  • Техника и стиль
  • Влияние на мир искусства
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты

Детство

Аннибале родился в 1560-м году в Болонье, в семье потомственных портных. У отца мальчика не было никаких сомнений относительно будущего сына: ребенку предстояло пойти по стопам родителя и стать закройщиком.

Показать таблицу
Историческая справка
Годы жизни 3 ноября 1560 — 15 июля 1609
Страна Италия
Жанр Живопись
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, религия

Но ребенок не проявлял никакого интереса к ремеслу родителей. С детства он увлекался живописью и особенно рисунками именитых авторов Микеланджело, Рафаэля, Корреджо, чье влияние хорошо прослеживается в его ранних работах.

Аннибале Карраччи - Пьета Фарнезе

Пьета Фарнезе

Уже в раннем возрасте рисунки будущего живописца отличались особой техникой, присущей только ему. Уникальный подход к цвету подвергался критике со стороны старых мастеров. Мальчик обучался по принципам старой академической школы.

В конце XVI века в искусстве преобладал маньеризм – направление живописи, характеризующееся утратой ренессансной гармонии телесного и духовного. Художники в преобладающем числе случаев работали именно в этой технике, и Аннибале не исключение.

Юный автор понимал, что его самобытность не находит должного воплощения в данном течении. Он хотел сочетать лучшие черты мастеров прошлого и развивать свой стиль.

Творческий путь

Аннибале Караччи создал множество знаменитых работ: от фресок до гравюр и красочных полотен. В 1582 живописец получил свой первый заказ на роспись дворца Фава в античном стиле. На работу ушло два года, спустя которые критикам стало ясно, что талант автора стремительно развивается.

Несколько лет Аннибале путешествовал по Италии и Европе, изучая работы мастеровитых живописцев, запоминая техники их стиля. Его поразили Микеланджело, Тициан, Корреджо и многие другие.

Главным приобретением в путешествиях было осознание вторичности собственного стиля. Автор понял, что слишком сильно пытается подражать им, и решил заняться поисками собственных уникальных техник.

Юпитер и Юнона

Юпитер и Юнона

Постепенно мастерство портретиста стало оттеснять на второй план его двоюродных братьев. Автор получает очень важный и дорогой заказ по росписи дворца Фарнезе при дворе самого кардинала в Риме. Здесь мастер творил до конца жизни, создав множество невероятных картин и фресок.

Техника и стиль

В ранних работах Аннибале Караччи явно прослеживается влияние мастеров Микеланджело, Корреджо, Рафаэля и других. Автор старался учиться у лучших примеров искусства, считывать их техники и переосмыслять их по-своему.

С дальнейшим развитием мастерства в его картинах стало появляться много насыщенных оттенков, колорит стал отличаться свежестью и яркостью. Художник четко и безошибочно рассчитывал композицию.

Аннибале Карраччи - Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа

Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа

Искусствоведы отмечают, что более зрелые работы живописца отличались от прежних меньшей искренностью и вдохновением. Они становились более механичными, будто неискренними. Поздние произведения автора посвящены религиозным тематикам, которым посвящали свои картины большинство художников XVII века.

Влияние на мир искусства

Творчество братьев Караччи и в особенности Аннибале значительно повлияло на живопись XVII века. Они стали предтечей для крупного течения искусства – барокко. Их картины были динамичными и эмоциональными, как принято в маньеризме, и сочетали роскошность Ренессанса, что и стало основой для барокко.

Личная жизнь

О личной жизни художника, о его наследниках фактически не осталось никаких сведений. Живописец жил ежемесячными заказами на фрески, работал кистью без устали. К концу жизни он имел за плечами сотни невероятно талантливых работ, но ни гроша за душой.

Смерть

В безнадежной нищете гравер страдал ревматизмом и не мог закончить последних заказов. В 1609 году мастер скончался. Единственным завещанием было желание похоронить его рядом с могилой Рафаэля, и его предсмертная воля была исполнена.

Интересные факты

Интересно, что большинство работ автора сохранились благодаря его другу-антиквару, Франческо Ангелони. В его коллекции хранилось несколько сотен работ.

Аннибале Карраччи - Воскресение Христа

Воскресение Христа

Полотна живописца выставлены по всему миру в главных столицах изобразительного искусства: Вене, Париже, Дрездене и других. Художественные полотна автора хорошо сохранились, в отличие от многих фресок, которые со временем потускнели и стали плохо различимы.

Читайте также: