Аничков мост история кратко

Обновлено: 07.07.2024

Аничков мост — один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта.

Сэкономь на путешествии!

История Аничкова моста

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.

Указатель Аничков мост в 18 веке

Перед Аничковым мостом размещалась застава, — в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, — они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили — теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, — так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Перестройка моста в 1841 году Аничков мост на Невском проспекте в сумерки. Художник Паоло Сала (1859-1924) Бонштедт, Людвиг-Франц-Карл Людвигович.Аничков мост на Невском проспекте.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.

Аничков мост в 19 веке

В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали — теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине.

Аничков мост. Фото 1912-1914гг Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя — в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

След от немецкого артиллерийского снаряда

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти — в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, — из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел — для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть — цвет расчищенной бронзы, — именно такими и создал их Клодт.

Аничков мост в наши дни

После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, — если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, — композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция — самая спокойная, — жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.

Аничков мост зимой

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры — ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж — немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Кони Марли в Париже

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — почти 40 метров.

Как добраться

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Один из первых и самых известных мостов в Санкт-Петербурге — Аничков мост. Из трех переправ, пересекающих Невский проспект, мост через Фонтанку с его восхитительными конными скульптурами — самый запоминающийся. Сейчас сооружение имеет длину почти 55 метров, его ширина — 37,9 метров и состоит из трех пролетов.

История

Тогда это была окраина Санкт-Петербурга и здесь находилась пограничная застава, на которой проверяли паспорта и брали плату за въезд в город. Платить можно было и деньгами и булыжниками, которыми мостили дороги. На ночь шлагбаум опускали и караульные укрывались в шалаше, а позже для них построили караульный дом, где они проверяли документы и прятались от непогоды.

В 1726 году переправу сделали разводной и открывали ее для прохода судов с высокими мачтами, а чтобы волки не смогли пройти в город, ее открывали и на ночь.

В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова был построен новый деревянный мост. По одной из версий его специально укрепили, чтобы провести слонов, подаренных императрице Елизавете Петровне в дар от персидского шаха Ирана. Переправа не имела разводного пролета и была обшита досками, оформленными под гранит.

Сооружение каменного моста

В 1780-х годах через Фонтанку было построено семь однотипных каменных мостов и Аничков тоже перестроили. Он стал гранитным, а средний деревянный пролет сделали разводным, на краях переправы были построены башни с разводными механизмами. Из семи построенных в то время переправ сохранились лишь мост Ломоносова и Старо-Калинкин и представить, каким был Аничков мост в то время, можно по их виду.

Постепенно Невский проспект расширялся и к 1840-му году его ширина стала значительно шире переправы через Фонтанку, к тому же средняя деревянная часть пришла в негодность. Поэтому в 1841 году сооружение было разобрано и за семь месяцев по проекту инженеров Ивана Буттаца и Александра Редера была построена новая переправа. Руководил строительством генерал-лейтенант Андрей Данилович Готман.

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось в январе 1842 года. Башни убрали, а три пролета выложили кирпичом и облицевали гранитом. В это же время появились чугунные решетки с изображением морских коньков и русалочек, выполненные по рисунку немецкого художника Карла Шинкеля. Решетки с таким же рисунком установлены и на Дворцовом мосту в Берлине.

Исследования в 1843 и 1847, 1855 и 1899 годах показали, что переправа имеет конструктивные недостатки и вследствие этого разрушается. По проекту архитектора Петра Щусева в 1906–1908 годах проведен ремонт — была выполнена гидроизоляция конструкций, а кирпичные своды переложены и облицованы розовым кирпичом.

Во время Великой Отечественной войны снаряды повредили гранитные парапеты и перила, а на одном из гранитных постаментов и сейчас можно видеть вмятину от снаряда.

В 2007–2008 годах были устранены трещины покрытий, выполнены гидроизоляция, ремонт арочной кирпичной кладки и замена каменных блоков.

Скульптуры коней

  • В 1842 году по приказу Николая I скульптуры отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и сейчас они находятся у ворот Королевского дворца в Берлине
  • В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их подарили королю Сицилии Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство во время путешествия по Италии императрицы. В настоящее время скульптуры находятся перед Королевским дворцом в Неаполе
  • Следующие скульптурные группы коней были установлены у Дворцового павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли
  • Кони стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне. Во время войны скульптуры из Орловского парка были похищены фашистами
  • В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней

Аничков мост — один из негласных символов Санкт-Петербурга, который декорирован скульптурами укротителей коней. Сооружение соединяет два берега реки Фонтанки — Спасский и Безымянный острова. Общая длина моста — 54,6 метра, а ширина — 37,9. Мост поделен на три полосы автомобильного движения и тротуары для пешеходов по обеим сторонам.

Аничков мост

История

Первым мостом через Фонтанку стало деревянное сооружение, которое возвели в 1716 году еще в правление Петра Великого. Мост длиной в 150 метров много раз укрепляли, перестраивали сначала в дереве, а потом и в камне. В 1721 году расширили переправу до восемнадцати пролетов. В средней части моста появился подъемный пролёт, так как было налажено судоходство.

Аничков мост

В 1726 году мосту потребовался капитальный ремонт, как и в 1742. Семь лет спустя на этом месте был выстроен новый мост Семеном Волковым. Он ничем не выделялся на фоне мостов того времени.

Свой нынешний облик мост обрел полтора века назад в царствование Николая I. Он был торжественно открыт в начале 1842 года. Именно тогда перила стали чугунными с декором из морских коньков и русалок, а опоры и пролеты сооружения облицевали гранитом.

Аничков мост

Первоначально мост, расположенный на Невском проспекте, тоже официально именовали Невским, но название не прижилось

В народе сооружение сразу стали называть — Аничковым. Связано это с именем командира рабочего батальона, который возводил мост. Он находился под руководством Михаила Аничкова, подполковника-инженера. Он и его батальон возвели слободу неподалеку от моста.

Архитектор

К проекту сооружения через Фонтанку привлекли целую команду специалистов.

В качестве архитекторов выступили:

  • инженер-майор Иван Федорович Буттац
  • Андрей Данилович Готман
  • Александр Христофорович Редер

Аничков мост

Для украшения ограждений были взяты за основу эскизы немецкого архитектора Карла Шинкеля. В то время такие же русалки, рыбы и морские коньки уже украшали берлинский Дворцовый мост.

Кони — главное украшение Аничкова моста

Декоративными элементами моста должны были послужить статуи быков и коней. Впоследствии решили, что на мосту останутся только скульптуры коней. Изначально они предназначались набережной Адмиралтейства, но планы изменились.

Тогда создатель композиций Петр Карлович Клодт предложил украсить лошадьми новый Аничков мост. Идея была принята благосклонно.

Аничков мост

Скульптуры несколько раз преподносились в дар главам других держав. Так первая версия композиции сразу после отлития отправилась в Берлин, а на мосту появились гипсовые копии. Через три года коней снова послали в дар, на этот раз королю Сицилии за оказанное гостеприимство супруге царя.

Копии скульптур с лошадьми также отправились в Стрельну и Петергоф. Есть они и в усадьбе Голицыных.

Статуи коней, идущих в сторону Адмиралтейства, имеют подковы. Те же, что движутся в сторону Литейного проспекта идут без подков. Это связано с тем, что на современной площади Восстания некогда имелись кузницы и мастерские, где можно было подковать коней

Аничков мост

Таким образом, композиции служили современникам Клодта своеобразным ориентиром, где можно подковать свою лошадь. Сегодня благодаря этим бронзовым животным узнают одну из популярнейших достопримечательностей северной столицы.

Ударение — как правильно

Строительство сооружения возглавлял Михаил Аничков. В честь него и назван мост. Ошибочно произносить название места с ударением на последний слог, как традиционно принято обозначать фамилии с подобной концовкой в России.

Род Аничковых выделяется из этого ряда. Ударение падает на второй слог фамильного имени, а значит — и в названии моста тоже.

Аничков мост

Легенды

Аничков мост, как всякое красивое и старинное место, овеян преданиями. Четыре из них связаны с самим создателем скульптурных композиций и государем.

  • Николай I страстно любил верховую езду. В этом они совпадали с П. К. Клодтом. Однажды государь пригласил скульптора на конную прогулку. Там лошадь Петра Карловича внезапно понеслась вперед и он обогнал лошадь царя. Это было строжайшим нарушением этикета, но Николай I лишь заметил, что управлять лошадьми у Клодта получается не так хорошо, как ваять их.
  • Повторно такой ошибки никто бы не совершил, но Петру Карловичу однажды удалось и это. На Сенатской площади он однажды обогнал шествие государя. Царь вновь помиловал его, однако предупредил, указывая на скульптуры: — Только ради этих!
  • Государь также нередко хвалил скульптора за то, что Клодт делает лошадей лучше, чем любой жеребец.
  • За свои композиции архитектор заслужил место в народной частушке непристойного содержания. Когда о ней доложили государю, он немедленно приказал найти автора частушки и сурово его наказать.

Популярен миф о том, что у двух лошадей на мосту нет языков. Обнаружив это, Петр Карлович скончался.

Среди жителей города популярна шутка о том, что в северной столице не пьют спиртного лишь четверо. Они стоят на Аничковом мосту, и руки у них заняты лошадиной упряжью.

Не обошлось и без легенды о топонимике места.

Когда мост назвали по фамилии батальонного командира, некоторые ошибочно полагали, что это связано с любовной историей самого архитектора или одного из строителей. Предполагали, что девушка несчастно погибла на этом мосту.

Миф последних лет гласит о том, что в конце 90-х годов прошлого века один из бизнесменов в нетрезвом виде в день своего дня рождения, 20 ноября, оседлал одного из бронзовых коней. Примечательно, что по новому стилю день рождения Аничкова моста приходится на 20 ноября. После инцидента поползли слухи о том, что сам Клодт вселился в выпившего бизнесмена, чтобы поздравить мост с именинами.

Где находится

Адрес

Набережная реки Фонтанки, 38, лит. А

Метро

Как добраться

Самому известному мосту Петербурга досталась фамилия подполковника, который со своим батальоном принимал участие в строительстве первой деревянной переправы через Фонтанку. Во время сооружения моста батальон был размещен в одной из близлежащих финских деревень, которая стала называться Аничковой слободой. Это название перешло и на мост, и на построенный значительно позже императорский Аничков дворец.

Аничков мост на Невском проспекте в Санкт-Петербурге

Краткое описание и история

Строительство моста было непосредственно связано с проведением Невского проспекта (тогда просто просеки). Для преодоления водной преграды в 1715-16 годах по распоряжению Петра Первого над болотистой и довольно широкой речкой возводится самый обыкновенный мост из бревен. В 1721 году происходит перестройка моста в усовершенствованном виде, и он становится подъемным в средней части. Дело в том, что к этому времени облагороженная Фонтанка становится судоходной.

В дальнейшем мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. С 1726 года по конец 18 века он представляет из себя пропускной пограничный городской пункт. Но Петербург разрастался, и, перешагнув через Аничков мост, он продолжал строиться дальше. Изменения размеров и статуса города требовали облагораживания набережных, а также создания солидных мостов.

В 80-е годы 18 века Аничков мост перестраивается в камне на основе типового проекта того периода и становится трехпролетным гранитным мостом с башнями. Представить его архитектуру можно по аналогии с сохранившимся подобным мостом Ломоносова. Средний деревянный пролет был подъемным. Тяжелые цепи, натянутые между гранитными башнями, способствовали подъему деревянной середины.

Аничков мост в начале 19 века

Аничков мост в начале 19 века

К 40-м годам 19 века время потребовало новой перестройки моста. К этому периоду Невский проспект с его оживленной проезжей частью значительно расширился, к тому же произошел износ деревянных частей моста. Очередной Аничков мост сооружается в 1841-42 годах при Николае Первом. Очередное мостовое сооружение оказалось без башен и стало шире предыдущего, пролеты оделись в гранит.

Гранитный Аничков мост

Гранитный Аничков мост

Мост украсился чугунными перилами, на которых были изображения морских коньков и русалок (архитектор К.Шинкель).

Морские коньки в ограде Аничкова моста

Морские коньки в ограде Аничкова моста

Аничков мост во второй половине 19 века

Аничков мост во второй половине 19 века

Скульптура Аничкова моста

Скульптура Аничкова моста "Конь с идущим юношей"

Когда же бронзовые фигурные композиции для другой стороны были готовы, то широким царственным жестом Николая Первого они стали подарком Фридриху Вильгельму Четвертому - прусскому королю и до сих пор украшают Берлин. Следующая попытка заменить временных лошадей на бронзовых закончилась аналогично. Два коня вместе с прикрепленными к ним юношами отбыли в качестве подарка к правителю Сицилии и теперь украшают Неаполь.

Тогда П.Клодт придумал совершенно другие композиции и к 1851 году все стадии укрощения коня в бронзовом варианте украшали Аничков мост. Копии же знаменитых коней Клодта разошлись по многим российским усадьбам. Украшают они и Петергоф, и Кузьминки, и Стрельню. Но именно в Питере они стали символом города.

Скульптура

Скульптура "Укрощение коня"

Однако, со временем оказалось, что при сооружении моста в 1841 году были допущены существенные ошибки в монтаже конструкций. Мост постепенно саморазрушался. В результате долгих споров и составления различных проектов ликвидации аварийного состояния в начале 20 века были перестроены мостовые своды (архитектор П.Щусев) с сохранением общего вида и архитектуры.

Перед блокадой Ленинграда скульптуры коней упаковали в деревянные ящики с землей и закопали в Аничковом саду, что спасло их от бомбардировок. Но гранитной облицовке моста и его перилам существенно досталось от немецких артобстрелов. В 90-е годы чугунные мостовые ограды меняются на аналогичные, вновь отлитые в мало кому известном городке Снежинске.

В начале 21 столетия была капитально отреставрирована пролетная часть почти 55-ти метрового моста.

Аничков мост — символ Санкт-Петербурга

Немного о названии

Название моста никак не связано с именем Анна, Анечка. Скорее наоборот, его назвали в честь мужчины — подполковника Аничкова М. О., который и построил переправу. Его батальон располагался за Фонтанкой в небольшой финской деревушке, которую впоследствии именовали Аничковой слободой.
В 1739 году императорским указом мост назвали Невским, но уже через 8 лет он получил современное название.

Интересный факт! Именовать мост Аничкиным — неправильно, хотя в XIX и начале XX века такой вариант встречался. Однако один из внимательных потомков подполковника оспорил этот вариант в городской управе. С тех пор мост безоговорочно стал Аничковым.

История Аничкова моста

В истории Аничковой переправы через реку Фонтанку выделяют несколько этапов.

Деревянный мост

Деревянный Аничков мост возвели через Фонтанку по указу Петра I в 1715 году. Это была многопролетная балочная конструкция на свайных опорах шириной около 6,5 м. Для прохода судов в одном из пролетов моста были предусмотрены подъемные щиты. Их убирали и ставили на место вручную.

Почти за полвека деревянный Аничков мост неоднократно реставрировали, перестраивали, усиливали. А в 1744 году его оснастили разводными железными механизмами.

Каменный мост

В середине XVIII века Петербург активно застраивали каменными домами и сооружениями. Не стала исключением и территория Фонтанки. Набережные замостили камнем, сделали спуски к воде, а берега объединили каменными мостами с деревянными судоходными пролетами. Подъем разводных частей осуществлялся с помощью тяжелых цепей.

С этого времени сохранилось лишь два моста — Ломоносова и Старо-Калинкин. Аничков мост был полностью перестроен.

Мост полностью перестроен

Современный мост

В 1839 году возникла необходимость расширить Аничков мост, так как возросла активность движения по Невскому проспекту. Проект нового сооружения разработал И. Ф. Буттац. Все строительные работы завершили за рекордные полгода.

Аничков мост в 19 веке

Уже в 1843 году в конструкции моста были обнаружены серьезные дефекты, повлекшие за собой деформацию сводов. Разрушения планомерно фиксировались вплоть до 1902 года! Именно тогда ограничили нагрузку на мост — не более 600 пудов или 9,82 тонн.

С 1904 и до 1908 года под контролем специально сформированных комиссий производился ремонт Аничкова моста, его усиление. Там проложили трамвайные пути, организовали освещение. Но во время блокады Ленинграда мост сильно пострадал, а в 1951 году по нему прекратили движение трамваев.

Интересный факт! Во время Второй мировой войны коней снимали с постаментов и в целях сохранности закапывали в саду на территории Аничкова дворца.

В 1991 году Аничков мост в Санкт-Петербурге начали реставрировать, а в 2007-2008 году провели его капитальный ремонт.

Аничков мост сегодня

Конструктивные особенности

Аничков мост в Санкт-Петербурге — это трехпролетное сооружение из кирпича и бутового камня, облицованное гранитными плитами. Длина среднего пролета — 12,5 м, боковых — 12,6 м. Ширина восьмиполосной проезжей части — 31,9 м, однако мост предназначен для движения не только автотранспорта, но и пешеходов. Для этого конструкция сооружения предусматривает наличие тротуаров, вымощенных гранитными плитами красного цвета.

Резные ограждения выполнены из чугуна. На одних секциях изображены композиции с русалками, на других — с дельфинами и морскими коньками. В нескольких местах чугунные перила разделены мощными гранитными тумбами.

Резные ограждения из чугуна

Скульптурные группы с лошадьми

Петр Клодт был увлеченным творчеством и очень талантливым человеком. Его всегда интересовали лошади, красота их движений. Часами наблюдая за этими животными, он постарался передать их грацию в скульптурах на Аничковом мосту.

Поверженный водничий

Всего их четыре, и они олицетворяют этапы укрощения коня человеком:

  1. Поверженный водничий, с трудом удерживающий разъяренного и вздыбленного коня. Его попона почти скинута, а копыта готовы в любой момент ударить юношу.
  2. Водничий, стоя на одном колене, почти накинул на коня его попону. Он уже слегка осадил животное и выглядит увереннее.
  3. Водничий поднялся с колен. Ему больше не нужно прикладывать много усилий, чтобы сдерживать коня.
  4. Водничий уверенно держит укрощенного коня. Он подчинился юноше и позволил укрыть себя попоной.

Водничий держит укрощенного коня

История появления скульптур на Аничковом мосту Санкт-Петербурга довольно непростая. Изначально его должны были украшать статуи не только коней, но и быков. Впоследствии от идеи отказались, как отказались от установки скульптурных групп на набережной Адмиралтейства.

Интересно, что фигуры коней были отлиты несколько раз, так как скульптуры неоднократно дарили — в Берлин, Сицилию. Позже их копии отправили в Петергоф, Стрельну, усадьбу Голицыных.

Обратите внимание! Два коня, движение которых направлено в сторону Адмиралтейства, подкованы, а два других — нет. Это связано с тем фактом, что на территории нынешней площади Восстания действительно можно было подковать коней. Такая вот ненавязчивая реклама-указатель.

Мифы и легенды

Аничков мост имеет богатую историю и окружен множеством легенд, мифов. Некоторые из них:

  • Гениталии одного из коней напоминают человеческое лицо, которое принадлежит любовнику жены Клодта или Наполеону.
  • П. Клодт однажды обогнал шествие царя, что считалось непозволительным. Однако государь помиловал его, но уточнил, что сделал это только из-за отлитых скульптур.
  • Однажды Клодту с укоризной сказали, что у двух его коней нет языков. Скульптор так сильно расстроился, что заболел и вскоре умер.
  • Во время неудачной попытки Клодта оседлать коня Николай I сказал скульптору, что лошадей он лепит лучше, чем ездит на них.

Кони Аничкова моста

Верить или нет в эти городские легенды — дело каждого. Но мало кто может оспорить красоту коней, украшающих Аничков мост в Санкт-Петербурге.

На мосту всегда много пешеходов, фотографирующихся на фоне Фонтанки, городских пейзажей и знаменитых скульптур. Нередко там прогуливаются небольшие экскурсионные группы. Переход судов в настоящее время под мостом запрещен.

Читайте также: