Экспрессионизм в живописи это кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — это художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а своё субъективное видение (эмоции и реакции) того, что события и предметы в нём вызывают.

Автор использует при этом искажение, преувеличение, примитивизм и фантазию, а также яркое, резкое и даже динамичное применение формальных элементов.


"Крик" (художник Эдвард Мунк, 1893 г.) считается одной из самых знаменитых картин стиля экспрессионизм. Она до сих пор потрясает мир, затрагивая любого.
Одна из интерпретаций данной картины такова: это изображение агонии одиночества в огромнейшем мире.
По словам художника, таким образом он услышал крик самой природы на заходе солнца.

Этот стиль сменил собой импрессионизм, зародился в 1910-х гг. в Германии и получил распространение во многих её городах, но активно просуществовал лишь до 1921 гг.

Если говорить об экспрессионизме в более широком смысле, то он является одним из основных течений искусства в конце 19 и 20 веков.

Знаменитые экспрессионисты и их работы

Художники-экспрессионисты

Самыми известными художниками экспрессионистами стали:

Винсент ван Гог

Автопортрет, Винсент ван Гог (1853–1890)

Автопортрет, Винсент ван Гог (1853–1890)

Его методы стали определять многие последующие художественные движения, он использовал импульсивное нанесение краски и символических цветов для выражения субъективных эмоций.

Эдвард Мунк

Некоторые называют его первым экспрессионистом потому, как он использовал цвета, сила его красного и неистовая яркость, с которой он воспринимает свои темы.

Джеймс Энсор

В своё время этот художник отказался от использования иллюзионизма и перспективы с одной точкой схождения. Энсор начал наращивать объём, покрывая цветными пятнами всю поверхность холста.

Оскар Кокошка

Оскар Кокошка (1886–1980)

Оскар Кокошка (1886–1980)

Он запомнился истории как художник, который дал свободу от стилистических ограничений, также он заставил поверить в способность искусства повышать осведомлённость о современных проблемах. Он стал примером для многих художников абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма.

Также очень знамениты эти художники-экспрессионисты:

  • Эгон Шиле;
  • Франц Марк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Август Макке;
  • Отто Мюллер.


"Звёздная ночь", художник Винсент ван Гог, 1889 г.


"Рококо", художник Август Макке, 1912 г.


"Олень в лесу", художник Франц Марк, 1914 г.

Писатели-экспрессионисты

Среди знаменитых немецких писателей можно встретить таких авторов как:

  • Георг Гейм — "Гримаса";
  • Готфрид Бенн — "Морг" и другие стихотворения", "Сыновья", новые стихотворения" и "Плоть";

А писателей экспрессионистов из Австрии можно назвать:

  • поэт Георг Тракль — "Песнь о стране Запада";
  • Густав Майринк — "Голем";
  • также можно вспомнить и такое известное имя как Франц Кафка (он писал на немецком языке, но родился в Чехии) — "Превращение", "Процесс", "Замок", "Охотник Гракх".

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.


"Большие голубые лошади", художник Франц Марк, 1911 г.
Отодвигаясь от реалистического изображения, для этого художника означало — поворот к духовному, эмоциональному и подлинному. Для Франца Марка, как впрочем и для многих экспрессионистов, цвет был скорее символикой, чем описанием.
В этой картине художник использовал эмоциональные качества своей палитры, чтобы передать своё видение всей духовности этих синих зверей.

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ "выразить" эмоции в своём искусстве.


"Сидящая женщина с задранными ногами", художник Эгон Шиле, 1917 г.
Австриец Шиле известен своим резким и часто гротескным выражением явной сексуальности. Он появляется в экспрессионистском движении из-за эмоциональности его линий и цвета.
Этот художник воспроизводил изображения так, как их видел он, а не так, как они представлялись внешнему миру.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм.

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Пример абстрактного экспрессионизма —

Пример абстрактного экспрессионизма — "Зимний пейзаж", художник Фонс Хейнсбрук, 1989 г.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные "грязной реальностью", возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.

Экспрессионизм в кино или киноэкспрессионизм

Кинематографический экспрессионизм начал развиваться в Германии в 1920 году. Когда экспрессионизм стал проявляться в кино, он повёл его абсолютно в другом направлении, отличном от голливудского.

Такие режиссёры, как Фридрих Вильгельм Мурнау (в своей ленте "Носферату. Симфония ужаса") или Роберт Вине (в "Кабинете доктора Калигари") использовали техники, которые не давали ни малейшей возможности их картинам выглядеть реалистичными.

Это например: преувеличенное использование углов, не натуралистический дизайн декораций и тёмные сюжеты.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине, 1920 г.

Их влияние ещё чувствуется в современном кинематографе в таких картинах, как: "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта, "Эдвард Руки-ножницы" Тима Бёртона и многих других.

Экспрессионизм в архитектуре

В архитектуре экспрессионизм проявляется как деформация общепринятых форм. Главная характеристика в архитектуре экспрессионизма — это явная эмоциональная экспрессивность, предельный эмоциональный эффект. Архитекторы её получают используя в своих творениях угловатости и акцентированную деформацию общепринятых форм.

  • Эрих Мендельсон (1887–1953);
  • Ганс Пёльциг (1869–1936);
  • Хуго Херинг (1882–1958).

Как пример здания в этом стиле можно назвать

Как пример здания в этом стиле можно назвать "Башню Эйнштейна", архитектор Эрих Мендельсон, строительство 1919–1921 гг.

Экспрессионизм в музыке

Музыке этого стиля характерны следующие черты:

  • высокий уровень диссонанса (несогласованное сочетание звуков, вызывающее неприятные ощущения);
  • крайние контрасты динамики (контрастирующая сила звука);
  • постоянно меняющееся строение;
  • "искажённые" мелодии и гармонии;
  • "угловые" мелодии с широкими прыжками (в них много интервалов, диссонанса и жёстких ритмов);
  • нет ритма.

И как пример экспрессионистского музыкального произведения можете послушать эту композицию:

Peripetie — австрийского и американского композитора Арнольда Шёнберга

Немецкий экспрессионизм

Главные отличия немецкого экспрессионизма в том, что зачастую авторы искажали цвет, масштаб и пространство. Таким образом они пытались передать субъективные ощущения своего видения.

Однако Первая мировая война навредила многим, и этим художникам тоже. В конечном итоге, немецкий экспрессионизм превратился не только в стиль современного искусства, но и в горькое движение протеста.

Экспрессионизм и импрессионизм отличия

Импрессионизм (от англ. impression — впечатление) — художественное движение, которое развивалось в 1860-х годах в Париже. А экспрессионизм возник в 1905 году в Германии.

Ключевое различие между ними заключается в том, что, хотя импрессионизм и пытался изобразить впечатление или эффект момента, экспрессионизм представлял через искусство преувеличенные и искажённые эмоции момента.


Экспрессионизм — это направление в мировом изобразительном искусстве XX века. Художники-экспрессионисты стремились не воспроизводить окружающий мир, а передать зрителю собственное эмоциональное состояние с помощью формы и цвета. Они часто обращались к темам страха, разочарования, страдания, тревоги, боли и негодования, а для выражения этих сильных чувств использовали неровные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения.

Художники осуждали поверхностное правдоподобие импрессионизма и стремились вернуть искусству глубинный смысл. Кроме того, они считали, что мир находится на пороге глобальной катастрофы. Тревогу и ожидание тотальных перемен экспрессионисты и выражали в своих работах.

Характерными представителями этого течения также были австрийцы Эгон Шиле и Оскар Кокошка. Они писали на чувственные и мистические темы, изображали обнаженные фигуры в театральных позах и использовали в своих работах грязные оттенки цветов.


Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением [1] [2] . Очень распространены мотивы боли и крика.

Содержание

Происхождение термина



В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены произведения, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.

Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя … мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры… Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он переписывает их через простые формулы и символы.

Экспрессионизм в живописи

Своими предшественниками немецкие экспрессионисты считали постимпрессионистов, которые в конце XIX века, открывая новые экспрессивные возможности цвета и линии, перешли от воспроизведения действительности к выражению собственных субъективных состояний. Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора при всей индивидуальности манер этих художников пронизаны зашкаливающими эмоциями восторга, негодования, ужаса.

Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги и фрустрации, которые они передавали при помощи угловатых, искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Предпочтение отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. Малопримечательные, на первый взгляд, картины современной уличной жизни получали под кистью экспрессионистов бьющую через край эмоциональную окраску.

Экспрессионизм возник одновременно в различных городах Германии, как ответ на распространенное мнение о дисгармонии между человечеством и окружающим миром. Экспрессионизм был вдохновлен искусством символистов, но выступал против академизма и импрессионизма в живописи.

Наиболее ощутимым было влияние на экспрессионизм творчества В.Ван Гога, Э.Мунка, Дж.Энсора – художники переняли методику использования цвета и света, искаженную передачу форм и линий для усиления впечатлений от картины.

стили живописи, картины

Классическая фаза экспрессионизма длилась с 1905 до 1920 года, но влияния на многие более поздние направления живописи Германии оставались ощутимы практически до конца 70-80-х годов 20 века. В 80-х годах развилось течение неоэкспрессионизм, наследующее идеалы и эстетические нормы авангардных направлений 20 века.

Корни искусства экспрессионизма исследователи находят в творчестве У.Тернера. Его уникальный стиль предшествовал появлению первых работ в стиле экспрессионизм. Также творцом-основателем направления называют В. Ван Гога.

Ключевые идеи

стили живописи, картины, экспрессионизм

Экспрессионизм — художественный стиль и направление в развитии культуры, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а субъективные эмоции и реакции, возникающие у человека в ответ на события в мире. Художник достигает этой цели путем искажения, преувеличения, примитивизма или фантазии, через яркие оттенки и выразительные мазки.

Термин

В широком смысле понятие отображает одно из главных течений искусства конца 19 — начала 20 веков, особенности которого можно выразить в трех словах: субъективность, яркость, эмоциональность.
Экспрессионизм рассматривают в качестве стабильной тенденции в развитии искусства Скандинавии и Германии в периоды духовного кризиса, социальных, перемен. Направление демонстрирует уход от норм классицизма и рационализма в сторону отображения внутреннего мира художника.

Переосмысление

стили живописи, картины, художники

Формирование экспрессионизма породило новые стандарты в области создания и осмысления искусства. Живопись больше не ограничивалась реалистической передачей объектов окружающего мира. Целями художников была передача эмоций и чувств при помощи изобразительного искусства, использование абстрактных фигур для передачи объектов. Для этого использовали яркие оттенки, динамичность сюжета, не выявляя интереса к перспективе и объемности изображения.

Читайте также: