Англо франко советские переговоры в москве причины их неудачи кратко

Обновлено: 25.06.2024

Гарантии, предоставленные Польше и Румынии со стороны Англии и Франции, создали в Центральной Европе новую политическую ситуацию. Теперь Германия не могла напасть на СССР, не нарушив суверенитета этих государств и не оказавшись в состоянии войны с Англией и Францией. В марте 1939г. Англия предложила СССР подписать совместно с Францией и Польшей общую декларацию о взаимодействии. Польша и Румыния категорически возражали против нахождения советских войск на их территории. По этой причине забуксовали начатые 12 августа 1939г. в Москве трёхсторонние англо-франко-советские военные переговоры.

Всё это только укрепляло руководство СССР в мысли о необходимости поиска путей сближения с Германией. Последняя тоже искала такие пути. После захвата Чехии и Моравии главным объектом притязаний Германии стала Польша. Гитлер пытался и здесь разыграть мюнхенский сценарий, но Англия и Франция отказались обсуждать его претензии и дали гарантии Польше. В отличие от Сталина Гитлер серьезно отнесся к ним. Это означало что его игра раскрыта. Теперь ему нужно было торопиться с разгромом Польши пока Англия и Франция ликвидируют свое отставание в военных приготовлениях.

В Берлине рассуждали так: если СССР будет продолжать анти-германскую политику, Германия окажется перед выбором войны на два фронта, причём в ситуации ещё более невыгодной, чем в 1914 году. Так в середине августа 1939г. СССР оказался в центре мировой политики. Его благосклонности активно добивались как Германия, так и её будущие военные противники. Перед Советским Союзом встала проблема окончательного выбора между противоборствующими противниками. Причём стало очевидно, что от этого выбора зависела судьба мира. Решающий поворот произошёл 21- 22 августа.

Гитлер попросил Сталина принять министра иностранных дел Германии И. Риббентропа непозднее 23 августа для подписания соответствующих документов.

Напасть на Польшу.

Война с Финляндией имела серьёзные международные и внутренние последствия. 14 декабря 1940г. Советский Союз был исключён из Лиги Наций как агрессор. Она показала и крупные недостатки в боеспособности Красной Армии.




Начало второй мировой войны.

Нападение на Польшу.

1 сентября, немцы вторглись в Польшу. 3 сентября Англия и Франция в соответствии с данными Польше гарантиями, в которые не верили в Москве, объявили войну Германии. Так началась вторая мировая война.

Против Польши было сосредоточено 2\3 сухопутных сил вермахта, что обеспечивало значительный перевес над польской армией. В ходе начавшихся сражений германское командование использовало таранные удары крупных танковых соединений. Немецкая авиация захватила господство в воздухе; подвергла бомбардировке города, транспортные узлы и дороги, сея панику среди мирного населения, тормозя мобилизацию и выдвижение польских войск к границе. И хотя планы вермахта не были реализованы полностью, уже 16 сентября столица Польши – Варшава - была окружена.

К этому времени сопротивление оказывали лишь разрозненные группы польской армии. Осаждённая Варшава сражалась до 28 сентября.

17 сентября, в день, когда правительство Польши покинуло страну, в неё вступили советские войска, почти не встретившие сопротивления польской армии.

28 сентября 1939 года был подписан советско-германский договор о дружбеи границах. Он зафиксировал раздел Польши и уточнил линию советско-германской границы.

Польша стала первой жертвой вооружённой агрессии Германии, а также расовых теорий нацистов. Началось систематическое уничтожение евреев, польской интеллигенции. Вводилось трудовая повинность, и сотни тысяч поляков были вывезены на принудительные работы в Германию.

Положение на Западном фронте.

Гарантии, предоставленные Польше и Румынии со стороны Англии и Франции, создали в Центральной Европе новую политическую ситуацию. Теперь Германия не могла напасть на СССР, не нарушив суверенитета этих государств и не оказавшись в состоянии войны с Англией и Францией. В марте 1939г. Англия предложила СССР подписать совместно с Францией и Польшей общую декларацию о взаимодействии. Польша и Румыния категорически возражали против нахождения советских войск на их территории. По этой причине забуксовали начатые 12 августа 1939г. в Москве трёхсторонние англо-франко-советские военные переговоры.

Всё это только укрепляло руководство СССР в мысли о необходимости поиска путей сближения с Германией. Последняя тоже искала такие пути. После захвата Чехии и Моравии главным объектом притязаний Германии стала Польша. Гитлер пытался и здесь разыграть мюнхенский сценарий, но Англия и Франция отказались обсуждать его претензии и дали гарантии Польше. В отличие от Сталина Гитлер серьезно отнесся к ним. Это означало что его игра раскрыта. Теперь ему нужно было торопиться с разгромом Польши пока Англия и Франция ликвидируют свое отставание в военных приготовлениях.

В Берлине рассуждали так: если СССР будет продолжать анти-германскую политику, Германия окажется перед выбором войны на два фронта, причём в ситуации ещё более невыгодной, чем в 1914 году. Так в середине августа 1939г. СССР оказался в центре мировой политики. Его благосклонности активно добивались как Германия, так и её будущие военные противники. Перед Советским Союзом встала проблема окончательного выбора между противоборствующими противниками. Причём стало очевидно, что от этого выбора зависела судьба мира. Решающий поворот произошёл 21- 22 августа.

Гитлер попросил Сталина принять министра иностранных дел Германии И. Риббентропа непозднее 23 августа для подписания соответствующих документов.

Напасть на Польшу.

Война с Финляндией имела серьёзные международные и внутренние последствия. 14 декабря 1940г. Советский Союз был исключён из Лиги Наций как агрессор. Она показала и крупные недостатки в боеспособности Красной Армии.

Начало второй мировой войны.

Нападение на Польшу.

1 сентября, немцы вторглись в Польшу. 3 сентября Англия и Франция в соответствии с данными Польше гарантиями, в которые не верили в Москве, объявили войну Германии. Так началась вторая мировая война.

Против Польши было сосредоточено 2\3 сухопутных сил вермахта, что обеспечивало значительный перевес над польской армией. В ходе начавшихся сражений германское командование использовало таранные удары крупных танковых соединений. Немецкая авиация захватила господство в воздухе; подвергла бомбардировке города, транспортные узлы и дороги, сея панику среди мирного населения, тормозя мобилизацию и выдвижение польских войск к границе. И хотя планы вермахта не были реализованы полностью, уже 16 сентября столица Польши – Варшава - была окружена.

К этому времени сопротивление оказывали лишь разрозненные группы польской армии. Осаждённая Варшава сражалась до 28 сентября.

17 сентября, в день, когда правительство Польши покинуло страну, в неё вступили советские войска, почти не встретившие сопротивления польской армии.

28 сентября 1939 года был подписан советско-германский договор о дружбеи границах. Он зафиксировал раздел Польши и уточнил линию советско-германской границы.

Польша стала первой жертвой вооружённой агрессии Германии, а также расовых теорий нацистов. Началось систематическое уничтожение евреев, польской интеллигенции. Вводилось трудовая повинность, и сотни тысяч поляков были вывезены на принудительные работы в Германию.

Положение на Западном фронте.

В начале 1939 г. практически не оставалось сомнений в том, что новая мировая война уже неизбежна. Весной и летом ведущие мировые силы активно занимались переговорами и поиском потенциальных союзников. Большое значение имели англо-франко-советские переговоры. Они могли стать реальной помехой для дальнейшей фашистской агрессии, но, к сожалению, закончились безрезультатно.

Позиции сторон

С момента прихода Гитлера к власти в 1933 г. Советский Союз неизменно выступал решительным противником фашизма. Советское правительство оказало военную помощь Народному фронту в Испании, осуждало все захватнические действия Гитлера, призывало западные страны к созданию системы коллективной безопасности в Европе.

После захвата Германией Чехословакии стал очевиден крах Мюнхенского соглашения. Гитлер недвусмысленно дал понять, что стремится к мировому господству. Во Франции и Англии слишком поздно поняли всю опасность возросшей военной мощи нацистской Германии. Не было никаких гарантий, что агрессия фашизма не распространится и на запад.

Международный политический кризис привел к созданию двух основных группировок под англо-французской и немецкой эгидами. Параллельно шли многосторонние и двусторонние переговоры, которые должны были окончательно предопределить расстановку сил перед войной.

Особое значение получала позиция Советского Союза. Если раньше западные державы попросту игнорировали мнение советского руководства, то теперь, в условиях непосредственной угрозы, стремились заручиться его поддержкой. Германия также опасалась войны на два фронта, поэтому предпринимала шаги для сближения с СССР.

Первый раунд переговоров

Весной 1939 г. начались переговоры между Англией, Францией и СССР. Четкая позиция советского руководства была обозначена в предложении М. М. Литвинова (17 апреля 1939 г.): трехсторонний военно-политический союз на 5-10 лет, предусматривающий немедленную военную помощь в случае любой агрессии. Предложение также предусматривало помощь и другим европейским государствам.

Такой решительный вариант не устраивал французское и английское правительства, которые до сих пор надеялись на то, что смогут избежать участия в столкновении Германии с СССР. Переговоры намеренно затягивались, в проект вносились многочисленные двусмысленные оговорки.

Неэффективность переговоров привела к тому, что 3 мая М. М. Литвинова на должности наркома иностранных дел сменил В. М. Молотов. Это смена означала, что Советский Союз будет еще более жестко настаивать на своей позиции.

Второй раунд переговоров

После ознакомления советской стороны с западным проектом трехстороннего пакта 15 июня 1939 г. начался новый этап переговоров. О нерешительной позиции Англии и Франции свидетельствовал тот факт, что их интересы представляли послы, а СССР — нарком иностранных дел Молотов.

Камнем преткновения стали два вопроса: о предоставлении гарантий и об определении понятия косвенной агрессии. Советский Союз был готов присоединиться к предоставлению гарантий пяти странам (Румынии, Польше, Бельгии, Греции и Турции), но требовал того же от Франции и
Англии по отношению к Латвии, Эстонии и Финляндии.

Понятие косвенной агрессии трактовалось Англией и Францией, как утрата государством независимости под угрозой применения силы. СССР, ссылаясь на действия фашистской Германии, расширял это понятие до аннексии отдельных территорий под маской защиты национальных меньшинств (Судетская область).

В конце концов ввиду начавшихся 22 июля советско-германских торговых переговоров, Англия и Франция согласились на подписание с СССР политической и военной конвенции на следующем раунде.

Третий раунд. Военные переговоры

Московские переговоры 12-22 августа 1939 г. были последним шансом предотвратить Вторую мировую войну. При этом западные державы продолжали всячески оттягивать итоговое решение. Глава британской делегации адмирал Р. Дракс не имел письменного мандата на ведение переговоров, а французский представитель генерал Ж. Думенк был неуполномочен на подписание конвенции.

Спорным пунктом стал вопрос о допуске советских войск на территории Польши и Румынии в случае нападения Германии. Французы были готовы принять это условие и пытались уговорить польский Генштаб, но не смогли этого сделать. Английская сторона тянула время, одновременно занимаясь подготовкой тайных переговоров с Германией.

Значение англо-франко-советских переговоров

Переговоры Англии, Франции и СССР весной-летом 1939 г. не привели к каким-либо результатам и не смогли предотвратить войну. Все стороны преследовали свои цели и руководствовались защитой собственных интересов.

Реально оценивая опасность возникновения второй мировой войны, Советское правительство стремилось к созданию системы коллективной безопасности. Оно хотело заключить соглашение с Англией, подобно советско-французскому договору 1935 г. Со своей стороны английское и французское правительства, учитывая разраставшуюся агрессию фашистской Германии, были не прочь завязать переговоры с Советским Союзом. Однако в противоположность ясной позиции и серьезным планам Советского правительства они рассчитывали использовать переговоры лишь как средство давления на Германию, чтобы толкнуть ее на агрессию против Советского государства. Эти планы и расчеты наглядно продемонстрировали начавшиеся в марте 1939 г. московские переговоры между СССР, Англией и Францией о заключении договора о взаимопомощи.

18 марта английский посол в СССР Синде запросил Народный комиссариат иностранных дел о позиции Советского Союза в случае германской агрессии против Румынии. На встречный вопрос представителя НКИД СССР о позиции Англии в случае такой агрессии посол уклонился от ответа. Английское правительство стремилось связать СССР определенными обязательствами и в то же время самому остаться в стороне. На предложение Советского правительства созвать совещание Англии, Франции, Румынии, Польши, Турции и СССР как наиболее заинтересованных государств английское правительство ответило, что оно считает созыв такого совещания преждевременным.

21 марта 1939 г. английское правительство предложило Советскому Союзу подписать декларацию от имени СССР, Англии, Франции и Польши, которая обязывала бы эти государства немедленно консультироваться в случае угрозы политической независимости любого европейского государства. Советский Союз немедленно изъявил готовность подписать текст этой декларации. Однако уже 1 апреля 1939 г. правительство Великобритании отказалось от своего предложения, что свидетельствовало об отсутствии у него серьезных намерений заключить действенный договор. В середине апреля 1939 г. французское правительство предложило подписать декларацию, которая обязывала Советский Союз предоставить Франции немедленную помощь и поддержку в случае, если она окажется в состоянии войны с Германией из-за предоставления своей помощи Польше или Румынии; в свою очередь Франция при аналогичной ситуации обязана была оказать немедленную помощь и поддержку Советскому Союзу. Такая декларация не устраивала английское правительство. Оно предложило Советскому Союзу сделать публичное заявление одностороннего характера, которое обязывало бы СССР оказать помощь какому-либо европейскому соседу Советского Союза, если этот сосед окажет сопротивление агрессии. Советское правительство не отвергло данное предложение, а попыталось по-деловому согласовать его с принципиально приемлемым текстом декларации, предложенной Францией. Правительство СССР 17 апреля 1939 г. предложило следующий проект соглашения.

«1. Англия, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5—10 лет о взаимном обязательстве оказынать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

Советское правительство считало совершенно необходимым сопроводить договор об оборонительном союзе военной конвенцией, содержащей точные указания о размерах и формах военной помощи.

«1. Заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта взаимопомощи против агрессии;

2. Гарантирование со стороны этих трех великих держав государств Центральной и Восточной Европы, находящихся под угрозой агрессии, включая сюда также Латвию, Эстонию и Финляндию;

В соответствии с этими принципами Советское правительство в начале июня 1939 г. выдвинуло еще раз конкретный проект соглашения о взаимной помощи Англии, Франции и СССР. Однако и на этот раз правительства Англии и Франции решительно отказались распространять обязательства на Прибалтийские государства, оставляя тем самым открытый коридор для германской агрессии. Они предлагали Советскому правительству дать гарантии Польше и Румынии, аналогичные тем, которые они дали этим государствам, но в то же время отказывались давать гарантии Прибалтийским государствам. Совершенно очевидно, что такой вариант соглашения означал подталкивание гитлеровской Германии на агрессию против прибалтийских соседей СССР и против самого Советского Союза. Выдвигая заведомо неприемлемые предложения, английское и французское правительства завели переговоры в тупик.

Советские предложения о всесторонних гарантиях были справедливы. Это признавалось в памятной записке английского министерства иностранных дел от 22 мая 1939 г., в которой было сказано, что советские предложения о совместных гарантиях Латвии, Эстонии и Финляндии являются закономерными и обоснованными, ибо при отсутствии таких гарантий Советский Союз может подвергнуться нападению через эти страны.

Таким образом, не Советский Союз, а западные державы, которые откалывались принять справедливые и обоснованные условия соглашения, повинны в затруднениях в ходе переговоров.

Несмотря на такую позицию западных держав, Советский Союз искренне и настойчиво искал пути к соглашению и предложил с самого начала переговоров заключить наряду с политическим договором соответствующую военную конвенцию о формах и размерах взаимной помощи. 23 июля 1939 г. СССР предложил начать в Москве переговоры военных миссий. Хотя Англия и Франция дали согласие на такие переговоры, они серьезно и не помышляли о заключении действенного соглашения с СССР. Английская и французская миссии 11 дней готовились к отъезду, 6 дней плыли на тихоходном судне и прибыли в Москву только 11 августа.

Миссии состояли из отставных генералов и адмиралов и из лиц, не занимавших ответственных постов. Возглавлявший английскую миссию адмирал Драке был командующим одной из британских военно-морских баз. Драке прибыл в Москву, даже не имея мандата, уполномочивавшего его на переговоры. Присланный ему в Москву мандат давал право лишь вести переговоры, но не уполномочивал на подписание какого-либо соглашения. Не имел полномочий на подписание соглашения с СССР и глава французской миссии генерал Думенк. Как английская, так и французская миссии не имели никакого военного плана совместных операций против общего противника и не могли определить силы и средства, выставляемые участниками предполагавшейся конвенции.

Главой советской военной миссии был назначен народный комиссар обороны Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, который имел полномочия не только вести переговоры, но и подписать военную конвенцию. Советская делегация сразу представила конкретный план, намечавший совместные действия вооруженных сил СССР, Англии и Франции при всех возможных вариантах агрессии фашистской Германии в Европе.

На первом заседании военных миссий СССР, Англии и Франции, которое состоялось 12 августа 1939 г., были решены вопросы порядка совещания. Заседания 13 и 14 августа прошли в безрезультатных попытках советской делегации получить ответы на важнейшие вопросы, без которых невозможно было ни плодотворное ведение переговоров, ни тем более заключение соглашения. Один из таких вопросов заключался в том, чтобы английская и французская стороны ознакомили советскую сторону с общими планами обороны договаривающихся стран. Однако по существу никаких планов обороны английская и французская делегации не сообщили. Они ограничились общей оценкой тех сил и средств, которыми располагали Англия и Франция, и возможностей их сосредоточения и развертывания.

Не получив информации о планах обероиы, советская делегация поставила вопрос о том, как миссии или генеральные штабы Франции и Англии представляют себе участие Советского Союза в войне против агрессора, если последний нападет на Францию и Англию или на Польшу и Румынию, а также на Турцию, т. е., какова точка зрения английской и французской миссий на совместные действия против агрессора или блока агрессоров в случае их выступления против договаривающихся стран. Тем самым советская делегация стремилась выяснить, как Советский Союз сможет оказать помощь жертвам агрессии.

При в юром варианте возникновения военных действий, в случае, если бы агрессия была направлена на Польшу и Румынию, последние должны были выставить на фронт все свои вооруженные силы, Франция и Англия — немедленно объявить войну агрессору, а Советский Союз — выставить такое же количество вооруженных сил, какое выставят Англия и Франция непосредственно против Германии. Участие СССР в войне могло состояться при условии, что Англия и Франция договорились бы с Польшей и по возможности с Литвой, а также с Румынией о пропуске советских войск через их территорию.

В третьем варианте, предусматривавшем случай, когда главный агрессор, используя территории Финляндии, Эстонии и Латвии, направит свою агрессию против СССР, Франция и Англия должны немедленно вступить в войну с агрессором или блоком агрессоров и выставить на фронт 70% тех сил, которые будут выставлены Советским Союзом. Польша при этом варианте обязательно должна вступить в войну и по договоренности с Англией и Францией пропустить советские войска через Виленский коридор и Галицию. В случае, если бы в войну была втянута Румыния, правительства Англии и Франции должны добиться ее согласия на пропуск советских войск через территорию Румынии.

Кардинальный вопрос о пропуске советских войск через территорию Польши английская и французская стороны обходили полным молчанием. И это было не случайно, ибо миссии Англии и Франции прибыли в Москву с инструкциями по возможности избегать постановки вопроса о Польше и в каждом случае, когда он встанет, обращаться к своим правительствам.

На заседании 21 августа 1939 г. советская сторона заявила: «Советская миссия считает, что СССР, не имеющий общей границы с Германией, может оказать помощь Франции, Англии, Польше и Румынии лишь при условии пропуска его войск через польскую и румынскую территории, ибо не существует других путей для того, чтобы войти в соприкосновение с войсками агрессора. Это — военная аксиома.

Как стало известно из опубликованных впоследствии документов, английские и французские представители имели инструкции, направленные по существу на затяжку и срыв переговоров. В ходе московских переговоров Советское правительство убедилось, что оно не может рассчитывать на военное сотрудничество с Англией и Францией. Более того, стало ясно, что они пытаются поставить СССР в положение международной изоляции и по существу содействуют нападению Германии на Советский Союз.

Переговоры оказались безрезультатными и были прерваны по вине английского и французского правительств, не желавших заключать соглашение о взаимопомощи с Советским Союзом.

Пред­по­сыл­кой для на­ча­ла Московских переговоров ста­ло обо­ст­ре­ние во­енно-по­ли­тической си­туа­ции в Ев­ро­пе по­сле за­хва­та германскими вой­ска­ми Че­хо­сло­ва­кии (март 1939 год).

Советское ру­ко­во­дство не при­ня­ло британское пред­ло­же­ние, ука­зав на то, что эти го­су­дар­ст­ва не об­ра­ща­лись к СССР с та­кой прось­бой, а Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция не за­яв­ля­ют о го­тов­но­сти при­нять на се­бя обя­за­тель­ст­ва по ока­за­нию по­мо­щи СССР в слу­чае его всту­п­ле­ния в вой­ну.

14 апреля к СССР об­ра­ти­лось французское пра­ви­тель­ст­во с пред­ло­же­ни­ем до­пол­нить текст советско-французского пак­та 1935 года (см. Со­вет­ско-фран­цуз­ские до­го­во­ры и со­гла­ше­ния) обя­за­тель­ст­вом о взаи­мо­по­мо­щи в слу­чае на­па­де­ния Гер­ма­нии на Поль­шу или Ру­мы­нию. В от­вет на британские и французские ини­циа­ти­вы пра­ви­тель­ст­во СССР 17 апреля пред­ло­жило за­клю­чить трёх­сто­рон­ний до­го­вор о взаи­мо­по­мо­щи (сро­ком на 5-10 лет) и во­еннную кон­вен­цию. Советское пред­ло­же­ние бы­ло при­ня­то, по­сле че­го на­ча­лось об­су­ж­де­ние про­ек­тов до­го­во­ра.

Клю­че­вое зна­че­ние име­ла по­зи­ция британского пра­ви­тель­ст­ва. Пред­ло­жен­ный им 8 мая про­ект дек­ла­ра­ции пре­ду­смат­ри­вал обя­за­тель­ст­ва СССР ока­зать по­мощь Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции в слу­чае на­па­де­ния Гер­ма­нии на Поль­шу или Ру­мы­нию. В про­ек­те не ука­зы­ва­лись британские и французские обя­за­тель­ст­ва по ока­за­нию по­мо­щи СССР в слу­чае германского на­па­де­ния на не­го са­мо­го ли­бо на при­бал­тий­ские го­су­дар­ст­ва.

В мае - ию­не чёт­ко обо­зна­чил­ся основной пункт про­ти­во­ре­чий на пе­ре­го­во­рах: во­прос о га­ран­ти­ро­ва­нии безо­пас­но­сти Лат­вии, Эс­то­нии и Фин­лян­дии тре­мя дер­жа­ва­ми. Во­прос обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти при­бал­тий­ских го­су­дарств имел для СССР прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние, по­сколь­ку аг­рес­сия гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии про­тив Советского Сою­за мог­ла раз­ви­вать­ся на при­бал­тий­ском на­прав­ле­нии. По про­бле­ме пре­дос­тав­ле­ния ука­зан­ных га­ран­тий Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция за­ни­ма­ли ук­лон­чи­вую по­зи­цию.

Де­ле­га­ции Ве­ли­ко­бри­та­нии во гла­ве с адъ­ю­тан­том ко­ро­ля адмиралом Р. Драк­сом и Фран­ции во гла­ве с чле­ном Выс­ше­го во­енного со­ве­та ге­не­ра­лом ар­мии Ж. Ду­мен­ком при­бы­ли в Мо­ск­ву толь­ко 12 августа Не­спеш­ность дей­ст­вий брит. и франц. пра­ви­тельств, не­вы­со­кий уро­вень пред­ста­ви­те­лей, на­прав­лен­ных ими на пе­ре­го­во­ры, бы­ли вос­при­ня­ты сов. ру­ко­во­дством как знак не­го­тов­но­сти официальных кру­гов Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции за­клю­чить с СССР со­гла­ше­ние. Кро­ме то­го, на пер­вом же за­се­да­нии вы­яс­ни­лось, что Дракс и Ду­менк име­ют пол­но­мо­чия лишь вес­ти пе­ре­го­во­ры, но не под­пи­сы­вать во­енную кон­вен­цию (Ду­менк по­лу­чил та­кие пол­но­мо­чия лишь 22 августа). По пред­ло­же­нию гла­вы советской де­ле­га­ции, нар­ко­ма обо­ро­ны СССР, мар­ша­ла СССР К.Е. Во­ро­ши­ло­ва сто­ро­ны сде­ла­ли со­об­ще­ния о со­стоя­нии сво­их воо­руженных сил и во­енных пла­нах.

Советские во­енные пла­ны, пред­став­лен­ные на­чаль­ни­ком Ге­не­раль­но­го шта­ба Крас­ной Ар­мии Б.М. Ша­пош­ни­ко­вым, пре­ду­смат­ри­ва­ли, что в слу­чае вой­ны в Ев­ро­пе СССР го­тов вы­ста­вить 120 пехотных и 16 кавалеристких ди­ви­зий, 5 тыс. тя­жё­лых ору­дий, 9-10 тыс. тан­ков, 5-5,5 тыс. бое­вых са­мо­лё­тов. Советская сто­ро­на пред­ло­жи­ла так­же 3 ва­ри­ан­та воз­мож­ных со­вме­ст­ных дей­ст­вий советских, французских и британских воо­руженных сил. В док­ла­дах французской и британской де­ле­га­ций кон­крет­ных дан­ных об ар­ми­ях Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции и их опе­ра­тив­ных пла­нах на слу­чай вой­ны пред­став­ле­но не бы­ло.

Серь­ёз­ные раз­но­гла­сия на пе­ре­го­во­рах вы­звал во­прос о про­хо­де советских войск че­рез тер­ри­то­рию Поль­ши и Ру­мы­нии, без че­го они не мог­ли на­чать бое­вые дей­ст­вия про­тив германской ар­мии. Про­тив про­хо­да советских войск ка­те­го­ри­че­ски воз­ра­жа­ло польское пра­ви­тель­ст­во. По­пыт­ки Фран­ции убе­дить польское ру­ко­во­дство дать со­гла­сие на про­ход советских войск не при­нес­ли ре­зуль­та­та. Лишь 23 августа, уз­нав о при­бы­тии министра иностарнных дел Гер­ма­нии И. фон Риб­бен­тро­па в Мо­ск­ву, мининстар иностранных дел Поль­ши Ю. Бек при­знал воз­мож­ность со­вме­ст­ных советско-польских дей­ст­вий про­тив Гер­ма­нии.

По­сле под­пи­са­ния советско-германского до­го­во­ра о не­на­па­де­нии Московские переговоры бы­ли пре­кра­ще­ны.

Исторические источники:

Documents on British foreign policy 1919–1939. Ser. 3. L., 1953. Vol. 7;

Пе­ре­го­во­ры во­ен­ных мис­сий СССР, Анг­лии и Фран­ции в Мо­ск­ве в ав­гу­сте 1939 // Ме­ж­ду­на­род­ная жизнь. 1959. № 2–3;

СССР в борь­бе за мир на­ка­ну­не вто­рой ми­ро­вой вой­ны (сент. 1938 – авг. 1939 г.): До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. М., 1971;

До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы ка­ну­на вто­рой ми­ро­вой вой­ны, 1937–1939. М., 1981. Т. 2;

Documents diplomatiques français 1932–1939. 2 série. P., 1984–1985. Vol. 17–18;

По­ли­ти­че­ские пе­ре­го­во­ры СССР, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции 1939 г. в све­те фран­цуз­ских ди­пло­ма­ти­че­ских до­ку­мен­тов // Но­вая и но­вей­шая ис­то­рия. 1989. № 6;

Год кри­зи­са. 1938–1939: До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. М., 1990. Т. 1–2;

До­ку­мен­ты внеш­ней по­ли­ти­ки СССР. М., 1992. Т. 22. Кн. 1.

Дополнительная литература:

Пан­кра­шо­ва М., Си­полс В. По­че­му не уда­лось пре­дот­вра­тить вой­ну: Мо­с­ков­ские пе­ре­го­во­ры СССР, Анг­лии и Фран­ции 1939 г.: До­ку­мен­таль­ный об­зор. М., 1973;

Read A., Fisher D. The deadly embrase: Hitler, Stalin and the Nazi-Soviet Pact, 1939–1941. L., 1988;

Си­полс В.Я. Ди­пло­ма­ти­че­ская борь­ба на­ка­ну­не вто­рой ми­ро­вой вой­ны. 2-е изд. М., 1989;

1939 год: Уро­ки ис­то­рии / Под ред. О. А. Рже­шев­ско­го. М., 1990;

Roberts G. The Soviet Uni­on and the origins of the Second World War: Russo-German relations and the road to war, 1933–1941. Basingstoke, 1995.

Московские переговоры (также трёхсторонние советско-франко-британские переговоры в Москве, англ. triple alliance negotiations ) — трёхсторонние переговоры в апреле-августе 1939 года между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимопомощи.

Содержание

Предыстория

Предложение правительства СССР о переговорах представителей СССР, Великобритании, Франции, Польши, Румынии и Турции с целью обсуждения мер по предотвращению агрессии Германии было сделано 18 марта 1939 года. После отказа от советского предложения, в середине апреля, правительство Великобритании предложило СССР дать односторонние гарантии государствам Восточной Европы-соседям СССР, при этом Великобритания получала возможность в случае нападения третьей страны на Советский Союз не вступать в военные действия.

Переговоры

Правительство СССР 17 апреля 1939 года внесло предложения о заключении Советским Союзом, Великобританией и Францией тройственного договора о взаимопомощи и военной конвенции на основе принципов равенства и взаимности. Советский проект договора был предложен 2 июня и включал обязательства для всех сторон в случае агрессии немедленно оказать помощь, включая военную, другим участникам договора, а также восточноевропейским государствам, граничащим с СССР.

В процессе длительных переговоров Великобритания и Франция стремились ограничить свои обязательства, а также избежать выдачи гарантий прибалтийским государствам. Чтобы добиться практических результатов, правительство СССР потребовало обсуждать конвенцию по военным вопросам одновременно с политическими переговорами. С точки зрения СССР, западные державы искусственно задерживали достижение соглашения. Так, военные представители Великобритании и Франции прибыли в Москву лишь 11 августа 1939 года, при этом будучи второстепенными лицами, не имевшими полномочий для заключения конвенции.

4 июля 1939 года министр иностранных дел Великобритании Э. Галифакс на заседании внешнеполитического комитета парламента вынес на рассмотрение два варианта:

  1. срыв переговоров или
  2. заключение ограниченного пакта.

В ходе переговоров СССР предложил военный план, по которому он выставлял против агрессора 120 пехотных и 16 кавалерийских дивизий, 5 тысяч тяжёлых орудий, 9—10 тысяч танков и 5-5,5 тысяч самолётов. Однако СССР требовал пропуска этих частей через территории соседних государств, на что польское правительство не давало согласия. Гарантии СССР были также не приняты Латвией, Литвой, Эстонией и Финляндией.

Предусматривалось вступление союза в силу в следующих случаях:

  • в случае нападения одной из европейских держав (то есть Германии) на договаривающуюся сторону;
  • в случае немецкой агрессии против Бельгии, Греции, Турции, Румынии, Польши, Латвии, Эстонии или Финляндии (всем им договаривающиеся стороны давали гарантии защиты);
  • в случае, если одна из сторон будет вовлечена в войну из-за предоставления помощи по просьбе третьей европейской страны.

Основными пунктами расхождений были:

В ходе шедших более двух месяцев переговоров англо-французская сторона приняла все советские условия, кроме формулировки косвенной агрессии.

В советском варианте она определялась следующим образом:

Это было расценено представителями Великобритании и Франции как требование СССР предоставить ему возможность по желанию и под любым предлогом вводить свои войска в соседние страны. Со своей стороны, британские и французские участники переговоров предлагали считать косвенной агрессией только

… действия, на которые соответствующее государство дало свое согласие под угрозой применения силы со стороны другой державы и которые связаны с отказом этого государства от своей независимости или своего нейтралитета. [3]

Военные переговоры

23 июля советской стороной было предложено начать переговоры военных миссий в Москве не дожидаясь достижения политического соглашения. 25 июля английская, а 26 июля французская стороны ответили согласием. Глава МИД Великобритании Галифакс при этом заявил, что делегация сможет выехать через 7-10 дней, но состав её ещё не определён. В результате английская и французская миссии отправились в Москву 5 августа, выбрав при этом самый продолжительный способ передвижения — морем до Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) и далее поездом. В Москву миссии прибыли только 11 августа. Об отношении Англии к переговорам свидетельствует факт посылки в Москву адмирала Дракса, имевшего незначительный вес в военном руководстве, в то время, как, например, на неофициальные переговоры в Польшу полетел генерал-инспектор заморских войск Айронсайд (занявший в сентябре 1939 пост начальника Имперского Генштаба). На официальные переговоры по выработке военного соглашения в Варшаву с английской стороны ездили полковник Дэвидсон (ВВС), генерал Клэйтон (армия) и коммодор Роулингз (ВМС), то есть фигуры ещё более низкого ранга чем Дракс.

Чемберлен не верил ни в возможность достижения соглашения с СССР, ни в военный потенциал Красной Армии [4] , надеялся использовать переговоры лишь как средство давления на Гитлера и потому всемерно их затягивал [5] .

Ряд историков полагает, что Сталин был твёрдо настроен на срыв переговоров. Они основываются на тексте его рукописной инструкции Ворошилову от 7 августа, в частности, гласившей:

11 августа 1939 года Астахов получил телеграмму от Молотова:

…Перечень объектов, указанный в Вашем письме от 8 августа, нас интересует. Разговоры о них требуют подготовки и некоторых переходных ступеней от торгово-кредитного соглашения к другим вопросам. Вести переговоры по этим вопросам предпочитаем в Москве. Молотов.

По мнению других исследователей, текст не даёт основания для подобных интерпретаций [10] :

17 и 20 августа глава французской военной миссии генерал Думенк сообщал из Москвы в Париж:

Не подлежит сомнению, что СССР желает заключить военный пакт и не хочет, чтобы мы превращали этот пакт в пустую бумажку, не имеющую конкретного значения. […] Провал переговоров неизбежен, если Польша не изменит позицию [14] .

Американский журналист Уильям Ширер утверждает:

Несмотря на распространённое в то время не только в Москве, но и в западных столицах мнение, что Англия и Франция ничего не предпринимали с целью склонить Польшу к тому, чтобы она пропустила через свою территорию советские войска для защиты от немцев, из опубликованных недавно документов следует, что это не так. Англия и Франция продвинулись в этом деле далеко, но недостаточно далеко. Из этих документов ясно также, что поляки проявили непостижимую глупость [15] .

Провал переговоров

Примечания

Литература

  • 1939 год в СССР
  • Российско-британские отношения
  • Российско-французские отношения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Московские переговоры (1939)" в других словарях:

МОСКОВСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ 1939 — переговоры между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимной помощи. Состоялись в марте августе 1939. М. п. начались 18 марта 1939, когда англ. посол в Москве запросил пр во СССР о его возможной позиции в случае агрессии фаш … Советская историческая энциклопедия

Московские переговоры 1939 — между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимопомощи, проходили в апреле августе в обстановке угрозы мировой войны, усилившейся после Мюнхенского соглашения 1938 (См. Мюнхенское соглашение 1938), оккупации немецко… … Большая советская энциклопедия

МОСКОВСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ 1939 — между СССР, Англией и Францией о заключении договора о взаимопомощи; происходили в апреле августе. В течение 1938 и 1939 агрессия гитлеровской Германии и её союзников приобретала всё более угрожающие размеры (захват Австрии, расчленение и захват… … Дипломатический словарь

Лондонские переговоры 1939 — секретные переговоры между представителями правящих кругов Великобритании и фашистской Германии в июне августе 1939. Предпринятые по инициативе английской стороны в период Московских переговоров 1939 (См. Московские переговоры 1939) между … Большая советская энциклопедия

1939.08.11 — В Москве произошла встреча представителей СССР, Англии и Франции Московские переговоры … Хронология всемирной истории: словарь

Вторая мировая война 1939-1945 — война, подготовленная силами международной империалистической реакции и развязанная главными агрессивными государствами фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией. В. м. в., как и первая, возникла в силу действия… … Большая советская энциклопедия

ГЕРМАНО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА 1939 — Сентябрьская кампания 1939, агрессия фаш. Германии против Польши, начало второй мировой войны 1939 45 и борьбы польск. народа за свою независимость. Со стороны Германии была агрессивной, империалистич. войной. Для народа Польши война с самого… … Советская историческая энциклопедия

Советско-финская война (1939—1940) — См. также: Советско финские войны Советско финская война (1939 1940) Вторая мировая война … Википедия

Вторжение СССР в Польшу (1939) — Польский поход РККА (1939) Дата 17 сентября 6 октября 1939 Место Польша Итог Появление германо советской границы … Википедия

Освободительный поход Красной Армии 1939 года — Польский поход РККА (1939) Дата 17 сентября 6 октября 1939 Место Польша Итог Появление германо советской границы … Википедия

Читайте также: