Раннефеодальное государство это кратко

Обновлено: 28.06.2024

Варварские королевства, которые сложились в Европе во второй половине I тыс. главным образом благодаря политическому становлению германских народов, были различными по территориям и существовали весьма разное время — от полустолетия до нескольких веков. Ких числу относятся также Вандальское королевство в Северной Африке (429–534 гг.). Бургундское королевство в центральной Галлии (457–534 гг.), Лангобардское королевство в Северной Италии (568 — 770-е гг.) и другие, менее значительные. В историческом родстве с такими государствами было и Англосаксонское государство (см. § 25). Несмотря на все внешние различия, это была государственность одного исторического типа и одной формы — все они были раннефеодальными монархиями, родственными по государственной организации, системе властных отношений в обществе и принципам осуществления государственной деятельности.

Становление раннефеодальных монархий, варварских королевств, исторически происходило под огромным влиянием традиций государственности Римской империи. Не только потому, что почти все эти государства германских народов (как первоначально господствующего слоя) существовали на бывшей территории империи. Новая государственность формировалась как синтез учреждений, институтов и идей, унаследованных от Рима, и тех, что выросли на собственной основе политической эволюции и собственных традициях военно-родового быта. В истории одних королевств влияние римских традиций и институтов было небольшим вначале (Франкское королевство), у других (остготов или лангобардов) могло быть преобладающим. Однако это не значило, что в итоге такого исторического синтеза возродился прежний античный тип государственной организации. Раннефеодальные монархии были новыми государствами в самом широком смысле этого слова, отличавшимися целым рядом качественно новых черт политической организации. Главнейшие учреждения и принципы деятельности раннефеодальной государственности в равной мере отличны и от римского строя, и от протогосударственных институтов германских народов.

Основой политических отношений в новых государствах стали особые, обусловленные новыми формами поземельных отношений, феодальные связи, выросшие из военной службы и личных отношений прежних дружинников к своему вождю-королю. Эти связи образовали особую иерархию сюзеренитета-вассалитета, выражавшуюся как в обладании земельными богатствами страны, так и в принципах военной службы и правовых основах государственности. Одной из двух главнейших осей новой государственности была поэтому военная организация. Второй такой исторической осью была церковная организация, которая в большинстве раннефеодальных монархий была не только важнейшим накопителем общественных богатств и финансовым аккумулятором, но и реальной административной институцией, особенно важной тем, что по природе своей подчинялась единой власти римских духовных правителей. Церковь же привносила в новую государственность столь необходимую для формирования и существования ее новую государственную идею. Социально-правовой быт всех раннефеодальных государств основывался на принципах патроната, одновременно рожденного и германскими, и римскими правовыми традициями, но в новых условиях ставшего основой создания особого вотчинного мира. Раннефеодальная монархия характеризовалась в целом наличием слабого государственного аппарата, в основном он сводился к домениальному королевскому управлению. Это подразумевало непосредственное участие феодальной и служилой знати (равно германского и римского происхождения) в управлении, вплоть до того, что закреплялись привилегии знати на наследственное традиционное занятие государственных должностей. В местных делах и на местном уровне государственного управления знать господствовала безусловно. Причем это не была слабость централизованности власти — это была сама суть новых государственно-политических связей. Наконец, сама монархия — единоличная власть и связанные с нею институты — не носила общеполитического характера, а была патримониальной, неразрывной с полномочиями и правами короля в отношении своих собственных вотчин, где он выступал как наиболее могущественный и полновластный хозяин-патрон, по-своему и только в собственных видах устраивавший государство. В отличие от античного полиса раннефеодальная государственность с самого начала была начисто лишена каких-либо демократических традиций и ориентиров; сословный строй был оборотной стороной раннефеодальной монархии, и укреплялись они параллельно.

Несмотря на то что для германских народов (и некоторых других в Европе) раннефеодальная монархия была также первой исторической формой государственности, выросшей для этих народов на месте протогосударственных структур (как и античный полис для Рима и Греции), раннефеодальная монархия составляла новую и более высокую историческую форму по своему влиянию на общество и по охвату общественных связей государственным регулированием.

ВЬЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ (ІІ в. до н. э. — III в. н. э.)

ВЬЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ (ІІ в. до н. э. — III в. н. э.) Восприятие ханьского опыта в I–III вв. н. э. в условиях политического подчинения представляет особый интерес. Внутренние порядки в землях лаквьетов после захвата в 111 г. до н. э. дельты Красной реки оставались

Исламская государственность

Исламская государственность В первую очередь, это ислам – ислам как религия, как цивилизация, как новая модель государственности. Будучи наиболее поздней из великих религий Востока, ислам вобрал в себя, как только что упоминалось, достаточно многое из

Государственность этносов.

Государственность этносов. Когда после 1991 года в Беларуси стали выходить книги историков, утверждавшие, что ВКЛ было государством беларусов, — российские историки тут же возмутились. Но еще более возмущались историки Летувы. Дело в том, что царизм своим запретом термина

Начало игр в государственность республик.

Начало игр в государственность республик. К концу 1943 года произошел коренной перелом в ходе войны. Союзники уже не сомневались в своей победе. Поэтому на Московской конференции министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции в октябре 1943 года и на Тегеранской

Глава 7 ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Глава 7 ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ Одной из самых ярко выраженных черт цивилизации Древней Месопотамии было уважение к закону. Очень много известных на сегодняшний день клинописных документов – до 95 процентов шумерских табличек и не намного меньше аккадских – содержат

§ 1. Англосаксонская раннефеодальная монархия

§ 1. Англосаксонская раннефеодальная монархия Становление феодального общества. Формирование феодального общества у германских племен в Британии происходило замедленными темпами, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на

Глава 1. Сибирская государственность.

Глава 1. Сибирская государственность. «Культурная общность, установившаяся на всем пространстве евразийских степей в результате раннекочевнической активности, охватывала собой и тяготевшую к ним – в хозяйственном и политическом отношениях – широкую оседлую

24. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ (X–XII вв.)

24. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ (X–XII вв.) Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского королевства. За восточной частью империи, в которую вошли Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, а затем и Лотарингия, закрепилось название

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелетия до н. э. — с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V–IV тыс. до н. э. их вытесняют племена

§ 5.1. Государственность в Древней Индии

§ 5.1. Государственность в Древней Индии Древнейшие государственно-политические объединения В III — начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро,

Древнееврейская государственность

Древнееврейская государственность Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII–XII вв. до н. э., в период временного ослабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, союз

§ 25. Раннефеодальная государственность в Британии

§ 25. Раннефеодальная государственность в Британии Образование варварских королевств Коренное население Британии — бритты (кельты) — к началу I тыс. находилось под господством Римской империи. Разрозненные племена переживали стадию формирования у них надобщинной

§ 41. Государственность Византийской империи

§ 41. Государственность Византийской империи Византийскому государству, выросшему из Восточной Римской империи (см. § 15), принадлежит особое место в истории. Единственное из крупных государств античности, Византия сформировалась на основе развитой и во многих

Традиционная государственность и тоталитаризм

Традиционная государственность и тоталитаризм В последние годы рассуждения о характере государственной власти получили широкое распространение. При большом количестве публикаций на эту тему бросается в глаза отсутствие у пишущих ясного представления о реальном

Раннефеодальная монархия - государство (политический строй) переходного периода от первобытнообщинного строя к феодализму у восточных славян, миновавших в своём развитии эпоху рабовладельческого общества. В сложившихся княжествах VIII-ХI вв. происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, родовые обычаи и так далее) . Основные черты: слабость государственного аппарата; отсутствие центральных органов управления; принцип династического старшинства при наследовании великокняжеской власти и при распределении уделов м. князьями. Таким государством была Киевская Русь. Первое упоминание Киева в летописи относится к 860, когда Аскольд по поручению князя Дира совершил поход на Царьград.


Изучая историю древнерусского государства, абитуриенты рано или поздно сталкиваются с проблемой определения степени развитости государственных институтов и устройства общества в целом. Прилагаем вашему вниманию два важнейших понятия, работа с которыми ведется при разборе заданий второй части ЕГЭ и ОГЭ по истории.

Раннефеодальное государство

Раннефеодальное государство — это государство, которое представляет собой наиболее раннюю форму монархического правления.

Данная форма правления характерна для государств, которые находились на этапе перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. Данная форма монархии характерна для IX-XI вв.

Признаки раннефеодального государства

Современные исследователи в области истории государства и права выделили следующие основные признаки раннефеодального государства:

  • Переход власти осуществлялся в порядке наследования, при этом данный механизм перехода власти не был закреплен законодательно, то есть устанавливался как правовой обычай.
  • Правитель не подпадал под действия законов, то есть не мог нести ответственность за его нарушение.
  • Монарх мог совершать любые действия в рамках подчиненного государства.
  • Для раннефеодального государства является характерным признаком несформированость основных институтов власти. Правитель в одном лице мог представлять собой законодательную и судебную власть, а в отдельных случаях и исполнительную. Полномочия совещательных органов, таких как совет при правителе не были четко установлены и закреплены документально, то есть имели форму правового обычая.

Важным отличием от иных форм государственного управления было то, что государственные органы власти в Древней Руси не имели четких функций и прописанных полномочий, из-за чего происходила частая их смена.

voskres1

Киевская Русь как раннефеодальное государство

Ярким примером раннефеодального государства является Киевская Русь (Древняя Русь), т.к. государственному устройству этого региона были присущи черты:

— Незавершенность формирования в данном государстве общественных классов, сословий, структур деления общества.

— Происходит зарождение феодального землевладения

— Боярское землевладение получает юридическое оформление. Общинные земли проходят этап захвата князьями и боярами. Князь раздает большие земельные участки своим подданным в дар и за заслуги.

— Вместе с участками во владение попадают и люди, которые на них проживают и трудятся. Все население, которое попало во владение феодалам, обязывалось платить им натуральный оброк.

— Во главе государства стоял князь, который опирался на свою дружину и совет старейшин, однако их функции не были формально определены и могли видоизменяться в зависимости от обстоятельств.

— Основные задачи дружины сложились в форме правового обычая. Князь обладал всей полнотой власти и не нес ответственности перед подданными или государством.

816513_900

Древняя Русь: сохранение пережитков родоплеменного строя в Киевской Руси

С другой стороны, историки отмечают, что в Древней Руси сохранялись пережитки родоплеменного строя:

  • Общее собрание рода;
  • Совет старейшин (старейшина);
  • Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.

Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен.

Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).

торговля на руси

Военная демократия в Киевской Руси

  • участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем;
  • особая роль народного собрания как высшего органа власти;
  • всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Пройти тесты ЕГЭ по истории вы можете здесь и здесь.

Пройти тесты ЕГЭ по обществознанию вы можете здесь и здесь.

Вот здесь у нас практика к ОГЭ по обществознанию и тесты базового уровня.

А уже здесь базовые тесты по истории для сдающих ОГЭ по предмету и хорошая практика для начала погружения в большой материал.


Изучая историю древнерусского государства, абитуриенты рано или поздно сталкиваются с проблемой определения степени развитости государственных институтов и устройства общества в целом. Прилагаем вашему вниманию два важнейших понятия, работа с которыми ведется при разборе заданий второй части ЕГЭ и ОГЭ по истории.

Раннефеодальное государство

Раннефеодальное государство — это государство, которое представляет собой наиболее раннюю форму монархического правления.

Данная форма правления характерна для государств, которые находились на этапе перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. Данная форма монархии характерна для IX-XI вв.

Признаки раннефеодального государства

Современные исследователи в области истории государства и права выделили следующие основные признаки раннефеодального государства:

  • Переход власти осуществлялся в порядке наследования, при этом данный механизм перехода власти не был закреплен законодательно, то есть устанавливался как правовой обычай.
  • Правитель не подпадал под действия законов, то есть не мог нести ответственность за его нарушение.
  • Монарх мог совершать любые действия в рамках подчиненного государства.
  • Для раннефеодального государства является характерным признаком несформированость основных институтов власти. Правитель в одном лице мог представлять собой законодательную и судебную власть, а в отдельных случаях и исполнительную. Полномочия совещательных органов, таких как совет при правителе не были четко установлены и закреплены документально, то есть имели форму правового обычая.

Важным отличием от иных форм государственного управления было то, что государственные органы власти в Древней Руси не имели четких функций и прописанных полномочий, из-за чего происходила частая их смена.

voskres1

Киевская Русь как раннефеодальное государство

Ярким примером раннефеодального государства является Киевская Русь (Древняя Русь), т.к. государственному устройству этого региона были присущи черты:

— Незавершенность формирования в данном государстве общественных классов, сословий, структур деления общества.

— Происходит зарождение феодального землевладения

— Боярское землевладение получает юридическое оформление. Общинные земли проходят этап захвата князьями и боярами. Князь раздает большие земельные участки своим подданным в дар и за заслуги.

— Вместе с участками во владение попадают и люди, которые на них проживают и трудятся. Все население, которое попало во владение феодалам, обязывалось платить им натуральный оброк.

— Во главе государства стоял князь, который опирался на свою дружину и совет старейшин, однако их функции не были формально определены и могли видоизменяться в зависимости от обстоятельств.

— Основные задачи дружины сложились в форме правового обычая. Князь обладал всей полнотой власти и не нес ответственности перед подданными или государством.

816513_900

Древняя Русь: сохранение пережитков родоплеменного строя в Киевской Руси

С другой стороны, историки отмечают, что в Древней Руси сохранялись пережитки родоплеменного строя:

  • Общее собрание рода;
  • Совет старейшин (старейшина);
  • Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.

Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен.

Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).

торговля на руси

Военная демократия в Киевской Руси

  • участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем;
  • особая роль народного собрания как высшего органа власти;
  • всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Пройти тесты ЕГЭ по истории вы можете здесь и здесь.

Пройти тесты ЕГЭ по обществознанию вы можете здесь и здесь.

Вот здесь у нас практика к ОГЭ по обществознанию и тесты базового уровня.

А уже здесь базовые тесты по истории для сдающих ОГЭ по предмету и хорошая практика для начала погружения в большой материал.

Читайте также: