Англиканская церковь кратко 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Английская церковь– первая из реформаторских церквей, разошедшаяся с католичеством в 15 веке на фоне нежелания папы в третий раз развести, а затем женить Генриха 8.

В связи с чем, Генрих прервал сношения с папой и объявил о создании Ecclesiae Anglicanae. За что удостоился от Ватикана интердикта, (в раннем средневековье такое действовало безотказно, поскольку в государстве прекращались все церковные таинства: женитьбы, крестины, похороны, то есть страна погружалось во мрак). Но Генрих не опечалился и провозгласил свою церковь, себя защитником веры, а Архиепископа Кентерберийского- главой английской церкви.

В целом, серьезных расхождений у англикан и католиков мало: доктринально все совпадает, весь культ –католический, но в чем значительное отличие – англикане много раньше католиков стали вести свои обряды на национальном языке, плюс священник мог (и может) по собственному выбору быть женатым или нет. Вообще, в отличие от той же Германии, никакого бунта в связи с переходом страны на несколько измененное церковное служение не было, скорее, это была личная воля монарха.

Главой А. ц. является король; фактически он назначает епископов. Примас А. ц. — архиепископ кентерберийский, за ним в иерархии А. ц. следует архиепископ йоркский. Значительная часть епископов является членами палаты лордов. Все принципиальные церковные статуты подлежат утверждению парламента. Расходы по содержанию церкви в большой мере несёт государство. Высшая иерархия А. ц. тесно связана с финансовой олигархией и с земельной аристократией Англии.

В А. ц. существует 3 направления: высокая церковь (High Church), наиболее близкая католицизму; низкая церковь (Law Church), близкая к пуританизму и Пиетизму; широкая церковь (Broad Church) стремится объединить все христианские течения (господствующее направление в А. ц.).

Кроме А. ц. Англии, имеются самостоятельные А. ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии и некоторых др. странах. Общая численность англикан около 30 млн. Формально отдельные А. ц. не зависят одна от другой, но с 1867 раз в 10 лет англиканские епископы собираются на конференции в Лондоне (т. н. Ламбетские конференции, по названию дворца Lambeth — резиденции архиепископа кентерберийского), образуя Англиканский союз церквей. А. ц. участвует в экуменическом движении (См. Экуменическое движение).

Лит.: Робертсон А., Религия и атеизм в современной Англии, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 4, М.—Л., 1962; A history of the English church, ed. by W. R. W. Stephens and W. Hunt, v. 1—9, L., 1899 — 1910.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

В истории христианства было много явных разделений. В 1054 году произошел первый крупный раскол в Римской церковной администрации, когда Восточная православная церковь и Римская церковь разделились.

Английская церковь

Англиканство – одна из основных ветвей протестантской реформации ХVI века и форма христианства, которая включает в себя черты как протестантизма, так и римского католицизма. Именно с целью упорядочения процесса ведения всех необходимых церковных дел в новой религиозной структуре и была создана Англиканская церковь. После этого Англиканская церковь, хоть и сохранила апостольскую преемственность, была окончательно отделена от Римской церкви независимой системой управления.

Англиканская церковь распространилась по всему миру сначала английской колонизацией, а затем англоязычными миссионерами. Впоследствии она стала главенствующей в Англиканском сообществе. В настоящее время оно действует во всех странах бывшей Британской империи и доминионах Великобритании, а также имеет отдельные союзы почти во всех остальных христианских странах.

История становления и развития Англиканской церкви

Англиканская церковь существует во всем мире. Ее развитие началось в VI веке в Англии, когда папа Григорий Великий послал святого Августина в Британию, чтобы принести более дисциплинированную апостольскую преемственность кельтским христианам.

Англиканская церковь развивалась в рамках Римской церкви, но кельтское влияние во многих отношениях отступило в римскую часть церкви, возможно, в том числе из-за Эйдана, опекуна Карла Великого.

После этого произошел конфликт между Церковью и государством Англии. Это совпало с приходом к власти Августина и длилось на протяжении многих веков. Убийство Томаса Бекета было одним из самых известных эпизодов этого конфликта.

В итоге, в 1215 году королем Иоанном Безземельным была подписана Великая хартия вольностей. Документ написан на латыни, состоит из преамбулы и 63 статей и содержит гарантии тех привилегий и свобод, которые составили фундамент британской системы управления. Из 63 параграфов наиболее известны:

  • 1-й пункт, где значилось заявление, что английская церковь независима от своей светской власти;
  • 12-й пункт, который запрещал королю вводить налоги без согласия налогоплательщиков;
  • 39-й пункт, который лишал короля права арестовывать граждан и изымать их имущество без законного приговора суда.

Английская церковь

Начало ХVI века показало значительное недовольство народа Римской церковью. Знаменитые 95 тезисов Мартина Лютера были прибиты к дверям Виттенбургской церкви в 1517 году, что стало известно Англии, когда 20 лет спустя англиканская ветвь церкви официально оспаривала власть Рима. Генрих VIII распустил монастыри и аббатства в 1536 году.

Существует общественное мнение, особенно в Соединенных Штатах, что Генрих VIII создал англиканскую церковь, разгневанный отказом Папы дать согласие на развод. Но исторические документы показывают, что Генрих большую часть своего правления оспаривал власть Рима. Вопрос о разводе был лишь одним из ряда актов, которые коллективно отделили Английскую церковь от Римской. Так в свое время произошло с Русской православной церковью, которая 500 лет назад отделилась от Константинопольского патриархата.

Несмотря на то, что при Елизавете Церковь была решительно протестантской, Англиканская сохранила большую часть своих дореформационных характеристик. К примеру, остались такие должности как архиепископ, декан, каноник и архидиакон. Она также стремилась быть теологически гибкой, допуская различные интерпретации и взгляды. Наконец, Церковь сосредоточилась на единообразии практики, подчеркнув, что ее Книга общей молитвы является центром поклонения. Также она сохранила многие дореформационные обычаи, одежду священнослужителей и т.д.

Английская церковь

Пуританское движение в ХVII веке привело к гражданским войнам в Англии и созданию Содружества. За это время Англиканская церковь и монархия были подавлены, но обе были восстановлены в 1660 году. Общая английская молитвенная книга 1662 года составляет историческую основу большинства англиканских литургий в мире.

В течение двух столетий после времен Елизаветы I Англиканская церковь включала в себя только Церковь Англии и Церковь Ирландии. Она расширилась после посвящения епископов в Америке и других колониях, и поглощения Епископальной церкви Шотландии. Англиканская община, основанная в 1867 году в Лондоне, в настоящее время является третьей по величине христианской общиной в мире.

Начиная с ХХ века, Англиканская церковь активно участвует в экуменическом движении, которое продвигает идеи всемирного христианского единства.

Иерархия и управленческая структура Англиканской церкви

Отдельные англиканские или епископальные церкви образуют приходы. Приходы – подразделения епархий. Епархии, являющиеся основной единицей церковного управления и регулирования, административно объединяются в провинции, хотя члены Церкви редко знают об административном делении между своей епархией и национальной церковью.

Английская церковь

Иногда эти провинции являются автономными, а иногда они объединяются, образуя автономные национальные церкви. Провинция или национальная церковь считаются самодостаточными, если отсутствует административная единица, курирующая ее. В таких церквях нет папы, кардиналов, патриарха.

Приходы могут иметь как одну приходскую церковь, так и несколько. Существует множество исторических вариантов этого основного административного режима. Иногда епархия делится на деканаты или архидиаконы, а иногда – на архидиаконы, которые, в свою очередь, делятся на деканаты. Эти деления не очень значительны.

В самом центре англиканской церкви находятся ее епископы.

Епископы являются духовными преемниками апостолов, а цепь посвящения называется апостольской преемственностью. Всего в мире около 900 англиканских епископов.

Каждый англиканский епископ освящен другими епископами. Этот процесс образует цепь, которая, согласно преданию, возвращает 12 апостолов – первых известных епископов. Исторических доказательств этому нет, и наша вера от этого не зависит. Историки проследили преемственность епископов в начале II века нашей эры.

Основным организационным и управленческим подразделением Англиканской церкви является епархия. В каждой епархии председательствует епископ, называемый епархиальным епископом. В некоторых епархиях есть, кроме того, другие епископы с такими титулами, как Суффрагант, коадъютор или помощник епископа.

Когда епархии объединены в провинции или национальные церкви, возникает другой административный слой. Этот следующий уровень обычно управляется архиепископом или епископом-президентом. В 1998 году Новая Зеландия изменила титул своего Предстоятеля с архиепископа на епископа-президента; возможно, это тенденция присуща бывшим колониям. Однако важным моментом является не имя, а то, обладает ли председательствующий епископ митрополичьими полномочиями, то есть юрисдикционными правами на епископов своей провинции и их епархий, или же он является лишь председателем собраний епископов. Другой недавней и противоречивой тенденцией было отсутствие собственной епархии для председательствования епископов.

Английская церковь

Как уже было упомянуто, в Англиканской церкви нет центрального управления. Каждая из церквей-членов или провинций Англиканского сообщества управляется независимо. Правила, по которым управляется церковь, называются каноническим правом.

Структура канонического права не совсем отличается от структуры современного гражданского права. Приход имеет правила или устав, которые должны соответствовать правилам или канонам епархии, членом которой он является. Эта епархия, в свою очередь, должна оставаться в рамках канонов своей провинции или национальной церкви.

Провинции и национальные церкви по своему выбору унаследовали каноны Христианской церкви, восходящие к самому раннему периоду ее возникновения. Такое накопление канонов на протяжении веков и во всем мире называется англиканским каноническим правом. Некоторые церкви, члены Англиканского сообщества, разместили свои конституции и каноны в Интернете. Так же поступили многие епархии и даже один или два прихода.

Современное состояние Англиканского сообщества и роль Англиканской церкви

Англиканское сообщество – это ассоциация независимых англиканских церквей из 38 провинций. Всего насчитывается 80 миллионов членов, что делает ее третьей по величине христианской организацией в мире после Римско-Католической и Православной церквей.

В каждой из 38 провинций есть главный епископ или архиепископ, известный как примас. Как ни странно, провинциями могут быть отдельные страны, такие как Бразилия, Бангладеш, Шотландия или Уэльс, или группа стран. Например, Церковь провинции Центральная Африка охватывает Ботсвану, Малави, Замбию и Зимбабве. Или в стране может быть более одной провинции. В Индии их две: Церковь Северной Индии и Церковь Южной Индии.

Английская церковь

Все эти церкви являются англиканскими, но они чрезвычайно различны в культурном отношении, что приводит к ожесточенным спорам между некоторыми более консервативными и либеральными членами.

Архиепископ Кентерберийский является главой англиканской общины по прецеденту, но его роль заключается в том, чтобы быть первым среди равных, и у него нет прямых полномочий указывать различным церквям, что делать.

Каждые 10 лет проводится конференция в Ламбете, на которой собираются все епископы Англиканского сообщества для обсуждения вопросов доктрины. Доктрина может косвенно влиять на церковное управление, но резолюции, принятые на Конференции в Ламбете, не являются обязательными для любых церквей-членов, если они не решат изменить свои собственные каноны, чтобы быть связанными ими.

Между церквями англиканского сообщества существуют глубокие идеологические различия. В Северной Америке либеральные церкви, которые выступают под англиканским знаменем, могут признавать однополые браки, в то время как в африканских странах, таких как Кения, Уганда и Нигерия, церковные лидеры настаивают на криминализации всей гомосексуальной деятельности.

Это изменение равносильно признанию того, что англиканское общение слишком изношено, чтобы удерживать некоторые церкви вместе, когда их вражда так велика.

На последней конференции в Ламбете в 2008 году более 250 епископов из 800 остались в стороне в знак протеста против либеральных симпатий тогдашнего архиепископа Роуэна Уильямса.

Африканские церкви, известные как Гафкон, многие из которых не скрывают своего отвращения к более либеральным уступкам английской церкви в последние годы, могут принять решение отказаться от любой связи с центральной Англиканской церковью во главе с нынешним Архиеписком Уэлби.

Это само по себе не было бы слишком катастрофичным, если не считать того факта, что Уэлби гордился своей способностью эффективно сотрудничать с консервативными церквями в Африке с тех пор, как стал епископом, работающим над миссиями примирения в таких странах, как Нигерия.

Английская церковь

Более разрушительным было бы, если бы Гафкон убедил ряд евангельских церквей в Англии отказаться от любой принадлежности к Англиканской церкви. Некоторые уже ушли.

В США, где отношения ухудшаются с середины 90-х годов, Англиканские церкви из Нигерии, Руанды и Кении создали свои собственные конгрегации. Уэлби, возможно, также оскорбил либеральную Американскую англиканскую церковь, пригласив отколовшуюся консервативную церковь США, Англиканскую церковь в Северной Америке (Acna), которая официально не является частью англиканского сообщества.

Англика́нство - одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации в результате разрыва местной католической церкви с Римом.

Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно - так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь - более типичный протестантизм. Широкая Церковь - более экуменична.

Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.

В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения - "высокое", тяготеющее к католицизму, и "низкое", протестантское. Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями.

Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберрийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Высшие иерархи этих фактически независимых церквей встречаются на периодических Ламбертских конференциях.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента.

Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) - около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.

История

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Его именем подписан богословский трактат против Лютера. Тогдашний папа даже наградил его титулом "Вернейшего чада Апостольского Престола".однако это "верное чадо" хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа Климент VII не согласился - у него были свои обязательства перед испанской короной. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас Кранмер (В старых книгах пишут Фома Кранмер) сделал то, что отказался сделать папа: разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в 1532 году. Кранмер, в отличии от Генриха, был человеком с некоторыми богословскими убеждениями.

В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы.

В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений.

В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.

После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. Он был английским королем с 1547 по 1553 год. В это время архиепископ Томас Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая "Книга общих молитв", в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия.

В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения. Их тоже составил Томас Кранмер. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. При ней все повернулось назад - английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал - запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и в 1556 году был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.

Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор (1558 - 1603). В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив в 1559 году Мэтью Паркера (в нашем произношении - Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

При Мэтью Паркере 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ [1].

Вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ.

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.

От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств - Крещения и Евхаристии. Но англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины "священный обряд" или "священнодействие". Иногда их называют "малыми таинствами". В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.

В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам [2].

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали "житиями святых". Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства - это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.

В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины - епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина - епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина - епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: "община ищет пресвитера (пресвитершу)". И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин - епископов нет, но это только вопрос времени [3]. Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.

От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus - чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти нонконформисты, или пуритане, образовали свое сообщество , которое называется пресвитерианской церковью (от слова “пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение - индепенденты, или независимые. Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. Индепенденты есть в Англии, но больше их в США, где они очень подходят самому духу общества.

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 92 млн. англикан [4].

Использованные материалы

[1] На очередной Ламбетской конференции, в 70-е годы нашего века, было принято решение рекомендовать английскому парламенту отменить обязательность требования от членов англиканской церкви исповедания веры в содержащиеся в 39 членах догматические положения, тем самым процесс размывания христианства в англиканской церкви продолжается и сегодня

[2] В последней четверти 20 века западные христиане “открыли” для себя православную икону и теперь весьма часто украшают свои храмы Владимирскими, Казанскими и другими прославленными на Православном Востоке иконами; причем их можно встретить не только в католических или англиканских храмах, но и в храмах тех конфессий, которые в начале своего становления отталкивались от всякого присутствия изображений в местах богослужения, например у лютеран.

[3] Данные 1995 года

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Читайте также: