Английская модель мсу кратко

Обновлено: 04.07.2024

Определим понятие местное самоуправление – это самостоятельная деятельность муниципальных органов власти, а также населения муниципального образования по решению в соответствии с законом и имеющимися материально-финансовыми средствами определенной части государственных дел в границах муниципального образования, исходя из интересов населения муниципального образования, его исторических и иных местных традиций с целью улучшения его благополучия. Соответственно, сущность местного самоуправления видится в децентрализации государственного управления, выраженной в привлечении к управленческому процессу непосредственно граждан и их органов, для согласования государственных интересов с интересами территорий, на которых эти граждане проживают, и обеспечения комплексного социально-экономического развития этих территорий с целью создания всех условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

Содержание

Введение
3
1. Социология англосаксонской модели местного самоуправления
6
1.1. Англосаксонская модель МСУ в структуре публичного управления
6
1.2. Взаимоотношение англосаксонской модели МСУ с государственной властью
10
2. Органы власти англосаксонской модели МСУ
14
2.1. Классификация органов англосаксонской модели МСУ
14
2.2. Компетенция органов англосаксонской модели МСУ
17
2.3. Система органов англосаксонской модели МСУ
20
Заключение
23
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Англосаксонская модель МСУ.doc

После Второй мировой войны в подавляющем большинстве западных стран завершился процесс фактического подключения органов местного самоуправления к единому механизму публичной администрации: они стали не только выполнять функции, имеющие местное значение, но и реализовывать многие полномочия общегосударственной значимости. В англосаксонской модели статус МСУ определяется: с одной стороны, обеспечивающий реализацию их естественных прав, а с другой – предусматривающий участие местных органов в осуществлении единой общенациональной политики.

В англосаксонских государствах закон устанавливает подробный перечень конкретных полномочий местных властей, а также объектов, за которые они ответственны. Используется принцип позитивного регулирования: считается, что органы местного самоуправления вправе совершать только те действия, которые непосредственно предписаны законом. Любые действия, совершенные местными властями с нарушением предписанных им полномочий или выходящие за рамки их компетенции, признаются недействительными.

Существуют две основные разновидности англосаксонской системы: английская и североамериканская. Английской модели свойственно признание субъектами местного самоуправления муниципальных органов, отсутствие на местном уровне строгого разделения властей (органы местного самоуправления сочетают законодательные и представительные функции), также унификация правового статуса административно- территориальных единиц и органов местного управления одного уровня. Североамериканской модели свойственно признание субъектом местного самоуправления населения, особым образом организованного, а также многообразие форм и методов организации и деятельности муниципальных властей. Это означает, что в разных регионах страны могут применяться разные варианты организации и осуществления местного самоуправления.

В рамках англосаксонской модели местного самоуправления получили развитие определенные партнерские отношения между федеральным центром, субъектами федерации и местным самоуправлением; устанавливаются прямые контакты федеральных и местных властей. Институт местного самоуправления при этом превращается в некую сильно организованную группу давления. Однако такое расширение отношений между федеральным центром и местным самоуправлением чаще всего не приветствуется органами государственной власти субъектов федерации, обеспокоенными проблемой сохранения своих суверенных прав и потому склонными рассматривать подобные отношения как расхождение с принципами федерализма.

Например, в Канаде, правовой основой деятельности местного самоуправления является Основной закон страны – акт о Британской Северной Америке 1867г. и акт о Конституции 1982г. Деятельность местного самоуправления регулируют провинциальные органы власти (Канада состоит из 10 провинций и 2 территорий). Они устанавливают и меняют границы муниципалитетов, принимают различные законодательные документы, определяющие основы политики местного самоуправления. В двух субъектах федерации (на территориях) деятельность местного самоуправления регулируется федеральными законами [10].

Контроль за деятельностью местных органов самоуправления в англосаксонских странах в основном ведется косвенным путем – через центральные министерства и суд, тем более, если отсутствует представитель центра на месте. В демократических странах такой контроль уже не распространяется на целесообразность решений местных советов (они вправе, например, использовать по своему усмотрению средства местного бюджета, хотя с субсидиями государства дело обстоит иначе), он ограничивается проверкой законности решений, принимаемых местными представительными органами. Наряду с этим главным направлением контроля существуют и многие другие его формы – в частности, инспекционные поездки представителей министерств на места. Такие поездки активно используются для проверки деятельности муниципальных чиновников по вопросам здравоохранения, образования, экологии и некоторым другим. Инспекторы министерств не обладают правом выдачи директивных предписаний представителям местных советов, но их замечания в адрес местных чиновников, проводимый инструктаж оказывают очень сильное влияние на практическую деятельность местных органов власти. Представительства министерств и финансовый контроль всегда тесно контактирует с органами местного самоуправления, их служащими, но их ранг существенно различается. С ними согласовываются назначения многих руководителей местного аппарата исполнительных органов местного самоуправления. Это относится, например, к муниципальным чиновникам, ведающим охраной порядка, противопожарной охраной и некоторыми другими вопросами. Например, в Великобритании общий контроль государства за местными органами самоуправления в основном осуществляется функциональным подразделением министерства окружающей среды, которое разрабатывает законы о местном самоуправлении, готовит различные реформы местных органов, контролирует условия службы, оплату и пенсионное обеспечение муниципальных служащих.

Очень широко используются механизмы судебного контроля: представители органов государственной власти имеют право обращаться в суд с жалобами на нецелесообразные, по их мнению, решения и действия органов местного самоуправления. В англосаксонских странах и в первую очередь, в Великобритании важным источником компетенции местных органов являются судебные прецеденты, во многом регулирующие и конкретизирующие компетенцию местных органов, устанавливаемую актами парламентов [2].

Взаимоотношения муниципальных органов власти с федеральными органами власти в англосаксонских странах зависит от наделения государственными полномочиями местную власть. Контроль чаще всего ведется в основном за целевым использованием средств. Существуют отдельные органы власти, координирующие деятельность местных властей, например как министерство окружающей среды в Великобритании. Отмечу, что избрание и назначение должностных лиц (количество лиц зависит от страны) на местах проходит при поддержке центральной власти, часто это определяет итог распределения должностных мест. Самым главным регулятором отношений между государственной и муниципальной властью является суд.

Глава 2. Органы власти англосаксонской модели МСУ

2.1. Классификация органов власти англосаксонской модели МСУ

В англосаксонских государствах местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий в связи, с чем прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Важнейшей характеристикой англосаксонской модели является то, что в административно- территориальных единицах любого уровня отсутствуют назначенные представители центра, а существуют лишь выборные органы общей компетенции – советы, а в мелких общинах с населением менее 150 человек для решения общих дел созываются приходские собрания. Гражданами общин могут также быть избраны некоторые должностные лица отраслевой компетенции, например школьные, библиотечные, экологические и другие советы, существующие в населенных пунктах и графствах. Представительства министерств могут создаваться в структуре высшего звена административно- территориального деления унитарных государств, например в графствах Англии – части Великобритании, но они в основном занимаются решением порученных им вопросов государственного характера и призваны сотрудничать с местными советами на началах координации. Законодательство никаких преимущественных прав в отношении советов им не предоставляет, хотя на практике они осуществляют определенный контроль в отношении деятельности некоторых должностных лиц, избранных или назначенных советами [13].

Положительной чертой англосаксонской модели является, на первый взгляд, отсутствие назначаемых чиновников общей компетенции. Местными делами главным образом управляют избранные населением советы или периодически созываемые приходские собрания. Британские советы и собрания, в отличие от системы Советов в странах бывшего социалистического лагеря, не создают исполнительных органов общей компетенции. Исполнительную власть осуществляют избираемые гражданами или советами мэры (способы избрания разные), а в графствах (округах) – создаваемые советами отраслевые постоянные комиссии (по местным дорогам, жилищному строительству, образованию и т.д.), в состав которых обычно наряду с членами совета входят и другие лица – профессионалы в данной области. Постоянные комиссии нанимают государственных служащих муниципального управления, утверждаемых на заседаниях советов.

В ряде стран с англосаксонской системой организации местной власти наряду с представительными органами непосредственно населением избираются и некоторые должностные лица. Значительными полномочиями при этом наделяются постоянные и временные комитеты представительных органов местной власти. Они могут быть отраслевыми - по конкретным направлениям муниципальной деятельности, функциональными – по наиболее общим, комплексным вопросам (комитет кадров, юстиции и т.п.) и территориальными - по вопросам комплексного развития определенных районов. Работа в комитете, знакомство с рекомендациями и заключениями экспертов дают возможность депутату стать сведущим в определенной отрасли государственного управления, достаточно квалифицированно оценивать правовые акты, устанавливать постоянные и тесные контакты с руководством соответствующих подразделений исполнительных структур и контролировать их деятельность. Вместе с тем, оборотной стороной такой профессионализации депутатов, обретенной в результате постоянной практической деятельности управленческого характера, является сужение круга лиц, причастных к подготовке важнейших правовых решений, поскольку представительный орган обычно следует рекомендациям комитетов и принимает одобренные ими документы.

Первичные звенья судебной системы страны с англосаксонской моделью МСУ являются суды на местах. Например, такими судебными органами на местах являются низшие суды в Великобритании, суды низшей инстанции в США. Судами на местах в зависимости от специфики муниципалитета могут быть специальные суды, которые специализируются на рассмотрении определенного рода дел. Низшие суды подчиняются региональным судам высшей инстанции в штате, магистрате, округе и тд.

Классификация органов МСУ англосаксонской модели разделяется на представительные и исполнительные органы МСУ. Главы муниципалитетов могут избираться, а могут быть назначенными региональной властью в лице постоянных комитетов и советов. Судебными органами на местах являются низшие суды, находящиеся в общей иерархии полномочий судебной системы страны. Для контроля исполнения или непосредственного исполнения государственных задач в рамках страны на уровне местного самоуправления в муниципальных образованиях могут быть созданы специальные органы, являющиеся подразделениями государственных министерств и ведомств. В рамках страны классификация органов англосаксонской модели МСУ, представляет собой уменьшенную копию органов государственного управления.

2.2. Компетенция органов англосаксонской модели МСУ

В большинстве государств с англосаксонской моделью МСУ имеет место тенденция четкого разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами МСУ. Даже в Великобритании, традиционно отказывающейся от разделения властей на местах, Закон о местном самоуправлении 2000 года обязал все советы сформировать самостоятельный орган исполнительной власти, в который будут входить избранный населением мэр и либо его помощники, либо управляющий, назначенный советом. Широкими собственными полномочиями наделен мэр Большого Лондона, избранный после длительного перерыва в 2000 году. Законом 1985 года был упразднен Совет Большого Лондона, и с 1986 год по 2000 год крупнейшая городская агломерация Европы не имела официального главы. Каждый из 32 лондонских округов имел свой совет и своего мэра. Была сохранена должность лорд-мэра Лондона, но он выступал мэром не всего города, а только одного из его округов – лондонского Сити (центрального квартала столицы) [7].

Важным источником компетенции местных органов (в первую очередь в Великобритании) являются судебные прецеденты, во многом регулирующие и конкретизирующие компетенцию местных органов, устанавливаемую актами парламентов.

В США функционирование муниципалитетов регулируется исключительно штатами. Правовой статус учреждений, занимающихся вопросами местного самоуправления, различен: от структурного подразделения в одних штатах до департамента в других. Они регулируют финансово-экономическую и правовую деятельность муниципалитетов, обеспечивают их необходимой информацией, рекомендациями и т.п. Наряду с этим губернаторы многих штатов могут контролировать функционирование органов местного самоуправления путем издания исполнительных приказов, а также накладывать вето на их решения.

Местные органы власти ведают полномочиями, которые четко определены законом. Представительные и исполнительные органы власти тесно переплетены друг с другом. Муниципальные выборные органы напрямую не контролируют. Федеральная власть контролирует местные органы власти через специальные федеральные министерства и инспекции общегосударственного масштаба. Любые спорные вопросы о компетенции в тех или иных полномочиях решаются через суд, который чаще всего встает на сторону государственной власти, если спорный вопрос нигде не отображен законодательно.

Муниципальная (англосаксонская) модель возникла в Великобритании, а затем была заимствована многими странами мира, прежде всего бывшими колониями Великобритании.

Англосаксонская модель местного самоуправления характеризуется следующими особенностями. Главным органом муниципальной единицы признается совет муниципального образования — коллегиальный представительный орган, который избирается населением и имеет право принятия окончательных решений. Руководитель совета (например, мэр города) может избираться или населением, или советом. Полномочия муниципального совета считаются специальными и строго определены в законе.

Муниципальным органам разрешается делать лишь то, что прямо закреплено в законе. Не существует никакой иерархии выборных органов, создаваемых в различных административно-территориальных единицах, каждый из них призван решать строго определенные для него местные вопросы.

В Великобритании контроль за деятельностью местных органов по вопросам осуществления собственных полномочий в рамках закона возложен на специальное министерство окружающей среды; по вопросам делегированных полномочий — на соответствующие отраслевые министерства. Любой совет может напрямую обращаться в министерства без учета территориальной подведомственности.

Решения органов местного самоуправления невозможно отменить в административном порядке. Действия органов местного самоуправления могут быть оспорены в судах по инициативе как государственных органов, так и частных лиц. Суды общей юрисдикции вправе признать оспариваемое решение ничтожным.

Существуют две основные разновидности англосаксонской системы: английская и североамериканская модели.

Английской (унифицированной) модели присуще признание субъектами местного самоуправления муниципальных органов, отсутствие на местном уровне строгого разделения властей (органы местного самоуправления сочетают законодательные и представительные функции), а также унификация правового статуса административно-территориальных единиц и органов местного управления одного уровня.

Примечательно, что в соответствии с Законом о парламентском уполномоченном 1967 г. был введена должность не только омбудсмена, действующего в сфере государственной администрации, но и омбудсмена, действующего на местном уровне. Это оптимизирует защиту прав граждан на уровне, территориально максимально приближенном к деятельности органов местного самоуправления 1 Конституции зарубежных государств / Сост. Маклаков В.В. М.: Бек, 1997. С. 63-64. .

Североамериканской (диверсифицированной) модели присуще признание в качестве субъекта местного самоуправления населения, особым образом организованного, а также присуще многообразие форм и методов организации и деятельности муниципальных властей. Это означает, что в разных штатах США могут применяться разные варианты организации и осуществления местного самоуправления.

В странах англосаксонской и континентальной систем применяется разная юридическая техника определения вопросов местного значения.

В англосаксонских государствах, как правило, закон устанавливает подробный перечень конкретных полномочий местных властей, а также объектов, за которые они ответственны. При этом используется принцип позитивного регулирования: считается, что органы местного самоуправления вправе совершать лишь те действия, которые непосредственно предписаны законом. Любые действия, совершенные местными властями с нарушением предписанных им полномочий или выходящие за рамки их компетенции, признаются недействительными. В США, например, судебная практика неукоснительно придерживается так называемого правила Диллона, в соответствии с которым любое разумное, справедливое, существенное сомнение в наличии у муниципальной корпорации того или иного полномочия трактуется против органа местного самоуправления 2 Государственное управление и государственная служба за рубежом / Под ред. В.В. Чубинского. М., 1998. .

Если местный орган считает, что ему необходимы дополнительные полномочия, прямо не зафиксированные в законе, он должен специально добиваться их предоставления. В Великобритании ему следует обратиться либо в парламент с просьбой о принятии частного закона о конкретном муниципалитете, либо к секретарю соответствующего министерства с ходатайством об издании указа, впоследствии подлежащего утверждению парламентом.

Организация местного самоуправления относится согласно X поправке к Конституции США к ведению штатов. Большинство штатов регламентируют ее лишь в самой общей форме. Более 40 штатов предусмотрели в своих конституциях положение о том, что их законодательные собрания не вправе принимать законы, детально регламентирующие местное управление. Отсюда большая свобода в организации и деятельности органов местного самоуправления, в особенности городского (муниципального), обилие нестандартных учреждений и полномочий.

В США муниципалитеты главенствуют среди всех типов местного самоуправления по количеству функций и величине расходуемых средств: местный контроль, получение и распределение субсидий (федеральных и штатов), получение части общегосударственных налогов и сборов, выпуск облигаций, установление местных налогов и сборов и др. Правительства многих штатов передали в ведение муниципалитетов службы полиции, противопожарной охраны, а также другие службы, работой которых целесообразно управлять на местах.

По первой схеме совет назначает на определенный срок профессионального чиновника — управляющего, который подбирает главных должностных лиц муниципального аппарата, разрабатывает для него программу и контролирует его деятельность. Мэр города при такой системе управления выполняет лишь представительские функции.

Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное решение вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории, а также с учетом исторических и иных местных традиций.

Предпосылки возникновения местного самоуправления

Становление централизованного государства в европейских странах привело к разделению публичной власти на государственную и муниципальную. Предпосылки для формирования современной организации местного самоуправления во Франции, Великобритании, Германии и некоторых других европейских государствах возникли, в основном, в результате муниципальных реформ XIX в.

Так в середине века в Великобритании происходила модернизация политической системы, одним из ключевых компонентов которой, стал ряд реформ в сфере местного самоуправления (реформа городского местного самоуправления, проведенная в 1835 г.). Идеология реформы основывалась на важнейшем принципе, что прямое и равное избирательное право принадлежит всем налогоплательщикам города, которые проживают в нем в течение 3-х последних лет (позднее в 1888 г. этот срок был сокращен до года), а не только домовладельцам.

В результате введения в силу указанного закона, в городах, ратифицировавших его, формировались городские советы, в выборах которых принимали участие арендаторы и хозяева домов обоего пола. Городские советы избирались на три года, а их численность зависела от количества населения города. К компетенции городского совета относилось управление городским имуществом (отопление и канализация, освещение, жилищное строительство, благоустройство и т.д.), обеспечение общественного порядка.

За описанной реформой последовал еще ряд реформ, в указанном направлении, в том числе реформа 1882 и 1888 гг., наделяющих горожан правом голоса. Все это привело к главной, по своему значению в современной системе местного самоуправления Великобритании, реформе 1894 г., направленной на реорганизацию приходов – низших административных единиц сельской территории. До этой реформы в церковных приходах существовали церковно-приходские советы (vestry), которые возглавляли священники официальной (англиканской) церкви. После – в приходах стали образовываться собрания (parish meeting), которые были уполномочены решать нецерковные гражданские дела. В таких собраниях имели право участвовать все местные плательщики налогов. Впервые сельское население привлекалось к обсуждению и решению местных дел города.

Англосаксонская модель местного самоуправления

Модель организации местного самоуправления, сформировавшаяся в Великобритании, позднее стала использоваться в ряде других стран (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии) и получила название англосаксонской модели.

Англосаксонская модель предусматривает избрание во всех административно — территориальных единицах представительных органов на срок, как правило, не более трех лет. В небольших административно — территориальных образованиях в состав этого органа входит 3-5 человек, в больших – до 50 человек. Местные представительные органы формально являются автономными в пределах предоставленных им полномочий, и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим не применяется.

Кроме представительного органа жители также непосредственно избирают некоторых должностных лиц. В городах представительными органами или непосредственно жителями избираются мэры. В первом случае деятельность этого должностного лица жестко контролируется представительным органом, во втором — он наделяется достаточно широким кругом полномочий.

Для англосаксонской модели характерно отсутствие на местах полномочных представителей центральной власти. Теоретически провести разграничение между функциями государства и местного самоуправления в этом случае сложно: правительство государства и подчиненные ему государственные органы управления действуют на выполнение части общенациональных, политических задач (оборона, внешние отношения, общегосударственные финансовые ресурсы, определение национальных приоритетов), в то время как повседневные, текущие управленческие функции (образование, охрана здоровья, социальная помощь и защита, обеспечение общественного порядка, содержание дорог, жилищно-коммунальное хозяйство) переданы местным властям.

Существует определенная изолированность политических процессов на национальном и местном уровне. Кроме того, правительственные органы не вправе прямо контролировать местные сообщества, поскольку последние выступают как полностью автономные коллективы, действующие в некоторых случаях как равные с государством субъекты. Контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляется преимущественно косвенным путем: через центральные министерства и судебные органы.

В данной модели местного самоуправления есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, местные дела полностью передаются в ведение жителей административно-территориальных единиц, избранных ими органов и должностных лиц. С другой же стороны — это обеспечивает максимальную децентрализацию в управлении государством, что часто затрудняет согласованность решений на разных уровнях системы управления и снижает эффективность ее функционирования, создавая основания для разного рода злоупотреблений. Выборы проводятся очень часто, резко снижают политическую активность граждан. Например, в США в выборах местных органов власти обычно участвует не более четверти избирателей.

В рамках англосаксонской модели все чаще применяются и усиливаются различные формы координации и контроля деятельности органов местного самоуправления. Это — периодические инспекционные проверки состояния местных дел представителями центральных органов исполнительной власти, осуществление финансового контроля над использованием органами местного самоуправления трансфертов общегосударственных средств, усиление законодательного регулирования организационно-правовых аспектов деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, англосаксонская модель организации местного самоуправления отличается большой степенью самостоятельности и децентрализации. Следует отметить, что данная модель эволюционирует в направлении модели простой децентрализации с усилением государственного контроля над теми сферами общественной жизни, которые традиционно рассматривались как предмет самостоятельного ведения местного самоуправления.

Континентальная (французская) модель местного самоуправления

Континентальная модель в общем виде может быть представлена как иерархическая структура, в которой сверху происходит передача различных директивных указаний, а снизу передается информация, и в которой представители на местах работают на государственные органы. Она характерна для Франции, Италии, Бельгии, Испании, ряда стран Латинской Америки и Ближнего Востока.

Формирование континентальной модели началось уже в конце XIX в. во Франции. И первым шагом на пути ее становления была революция 1789 г., непосредственным результатом которой стало провозглашение принципа единой и неделимой власти. Навсегда было упразднено региональное разнообразие, административно-территориальной единицей отныне стал департамент, а основным звеном местного самоуправления — префекты. Они являлись представителями центральной власти на местах. Префект был главой управления на подконтрольной ему территории.

Эти исторические события предопределили особенности, действующей по сей день, континентальной модели местного самоуправления. Например, в Италии, где в настоящее время действует континентальная модель местного самоуправления. Представитель государственной администрации назначается в каждой территориальной единице. В провинции таковым является префект, который выбирается правительством и осуществляет руководство деятельностью местной администрации на подконтрольной ему территории. В коммуне представителем государства является синдик, который также возглавляет исполнительный орган и избирается коммунальным советом (местным органом).

Таким образом, административная, организационная и финансовая автономия местного самоуправления хотя и существует, но значительно ограничена и находится под контролем государственных органов.

Континентальная модель, как и англосаксонская модель организации местного самоуправления, имеет определенные недостатки и преимущества. К основным отличиям между англосаксонской и континентальной моделью можно отнести организацию взаимоотношений между государственными органами и местными органами власти.

К положительным сторонам модели стоит отнести то, что в странах реализовавших континентальную (французскую) модель муниципалитеты, в отличие от стран, применяющих англосаксонскую модель, могут принимать участие в осуществлении власти на государственном уровне. Так, французские муниципалитеты могут принимать участие в выборах верхней палаты парламента (Сената). Это связано с тем, что их представители составляют большинство избирательных коллегий. Такой механизм предоставляет возможность населению (его представителям в избранных органах) самостоятельно принимать решения по важным местным вопросам. При этом чиновники, осуществляющие контроль над местным самоуправлением (префекты, комиссары республики, супрефекты) назначаются центральной властью, невзирая на позицию местного населения. Существующее законодательство позволяет правительству не согласовывать такие назначения с местными советами.

Смешанная модель местного самоуправления

Как мы выяснили, рассмотрев англосаксонскую и континентальную модели, для второй свойственна определенная иерархия в системе органов местного самоуправления и их зависимость от государственного управления. Для первой – англосаксонской – некая автономия местного самоуправления. В каждой из моделей присутствуют свои специфические особенности, присущие той или иной стране в силу сложившихся устоев, традиций и менталитета населения. Это обусловило невозможность прямого заимствования данных моделей другими странами. В связи с этим возникла смешанная модель местного самоуправления, вобравшая в себя достоинства каждой из двух моделей. В этой модели сочетаются автономия местного самоуправления на нижнем территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.

Такая модель действует в Германии, Австрии и Японии. Местное самоуправление в указанных странах имеет определенное сходство, как с англосаксонской, так и с континентальной моделью. Но обладает, при этом, специфическими чертами, позволяющими применять ее в различных демократических странах.

В рамках данной модели один и тот же представительный орган одновременно является, как звеном местной власти, так и представляет государственную власть, сочетая в себе компетенции и полномочия обоих уровней. Такая модель характеризует муниципальную власть, например, в Японии, где избранный народом губернатор префектуры, кроме полномочий главы местной администрации, выполняет также и общегосударственные функции, или в Германии, где главы администраций районов являются государственными чиновниками и председателями исполнительных органов, хотя иногда немецкую модель выделяют как самостоятельную.

Иберийская модель местного самоуправления

Еще одна модель условно может быть названа Иберийского, поскольку она получила распространение в Испании, Португалии и многих испаноязычных странах Латинской Америки. Здесь на всех уровнях административно-территориального устройства государства находятся выборные представительные органы и главные должностные лица местного самоуправления, возглавляющие исполнительные органы (регидоры, мэры, префекты и т.д.). Введение должностей специально предназначенных уполномоченных представителей центральных органов государственной власти по этой модели не предвидится, но такое избранное должностное лицо утверждается правительством в качестве представителя государства в административно-территориальной единице с правом контроля над деятельностью представительного органа.

В развитых демократических странах различия между указанными моделями не имеют принципиального характера. Можно даже говорить об определенном сближении между ними — они базируются на многих близких принципах, основой местного управления признаются представительные органы, формируемые населением в результате свободных и демократических выборов.

Раньше она действовала, прежде всего, в Советском Союзе и других странах социалистического блока, а сегодня в той или иной степени сохранилась в таких странах как Вьетнам, Китай, КНДР, Куба.

В целом и представительные, и исполнительные органы рассматриваются как составная часть всей системы органов государства, основной задачей которой является внедрение в жизнь актов центральных органов власти, обеспечение выполнения основных функций на всей территории страны. Они периодически отчитываются перед вышестоящими органами о своей деятельности.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что мировая практика демонстрирует значительное разнообразие организационных моделей местного самоуправления. Система местного самоуправления каждой отдельной страны функционирует в пределах определенной политической культуры и национальных традиций. Каждая из них прошла индивидуальный исторический путь развития, эволюционировала и развивалась в соответствии с требованиями общества на протяжении нескольких веков. Поэтому невозможно дать однозначную оценку эффективности той или иной модели местного самоуправления даже в пределах характерного для нее политико-административного контекста. Еще сложнее понять, как она проявит себя в условиях другой страны. При этом необходимость исследования международного опыта местного самоуправления является очевидной, поскольку позволяет осуществлять поиск новых идей и механизмов, выявлять глобальные тенденции развития и постоянно совершенствовать существующие модели местного самоуправления.

Список использованных источников

1. Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах: учебное пособие для магистров / А.С. Чуева, П.М. Курдюк, И.Н. Иваненко — Краснодар, 2013. — 94 с.

2. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.

4. Киятова З. А., Марков П. Н. Организация власти в англосаксонской и немецкой моделях местного самоуправления // Colloquium-Journal. — 2019. — № 24 (48). — С. 17-19.

Образец местное самоуправление в Англии является сложным, с распределением функций, варьирующимся в зависимости от местных условий.

Законодательство о местном самоуправлении в Англия решено Парламент и Правительство Соединенного Королевства, потому что в Англии нет автономный парламент или же региональные собрания за пределами Большого Лондона.

Содержание

Структура

Региональные органы власти и объединенные органы власти

Англия с 1994 года подразделяется на девять регионы. Один из них, Лондон, имеет избранный сборка и Мэр. В других регионах больше нет каких-либо уставных органов для выполнения каких-либо обязанностей.

Объединенные органы власти были введены в Англия за пределами Большого Лондона Закон о местной демократии, экономическом развитии и строительстве 2009 г. для охвата территорий, превышающих существующие местные органы власти, но меньших, чем регионы. Комбинированные органы власти создаются добровольно и позволяют группе местных органов власти объединить соответствующие обязанности и получить определенные делегированные функции от центрального правительства, чтобы более эффективно проводить транспортную и экономическую политику на более широкой территории. В настоящее время существует 10 таких органов, причем Объединенная власть Большого Манчестера учрежден 1 апреля 2011 г., Объединенная администрация региона Ливерпуль и три других в апреле 2014 года, два в 2016 году, два в 2017 году и один в 2018 году.

Основные советы

Ниже уровня региона и за исключением Лондона, в Англии используются две разные модели местного самоуправления. В некоторых областях есть совет округа отвечает за такие услуги, как образование, управление отходами и стратегическое планирование в округ, с несколькими не столичный округ советы, ответственные за такие услуги, как жилье, сбор мусора и местное планирование. Оба основные советы и избираются на отдельных выборах.

В некоторых областях действует только один уровень местного самоуправления. Это унитарные власти, которые также являются основными советами. Большая часть Большого Лондона управляется Лондонский район советы. В Лондонский Сити и Острова Силли находятся sui generis власти, предшествовавшие недавним реформам местного самоуправления.

  • 56 унитарные власти
  • 36 столичные районы
  • 32 Лондонские районы
  • В Общий совет лондонского Сити
  • В Совет островов Силли
  • 25 округов вне метрополии
  • 6 столичные округа (советы упразднены в 1986 г.)

Существует 188 органов нижнего уровня, каждый из которых выполняет функции выставления счетов по муниципальному налогу:

Всего 339 основных советов, [1] включая Лондонскую корпорацию и Совет островов Силли, но не Внутренний Храм и Средний храм, последние два из которых также являются местными властями для некоторых целей.

Приходы

Ниже районного уровня район может быть разделен на несколько гражданских приходов. Типичные действия приходского совета включают: наделы, парки, общественные часы и вход Британия в цвету. У них также есть консультативная роль в планировании. Советы, такие как округа, округа и унитарные, известны как главный местные органы власти, чтобы отличать их по своему правовому статусу от приходских и городских управ, которые не едины в своем существовании. Местные советы, как правило, не существуют в мегаполисах, но ничто не мешает их созданию. Например, Бирмингем имеет приход, New Frankley. Приходов не существовало в Большой Лондон с 1965 года, но с 2007 года они могут быть созданы на законных основаниях. В некоторых районах сельская местность является приходской, а городская - нет, например, городской округ Хинкли и Босворт, где город Хинкли непривлекательный и не имеет местных советов, в то время как сельская местность вокруг города является приходской. [2] В других есть более сложная смесь, как в случае с Округ Кеттеринг, где городки Бертон Латимер, Desborough и Ротвелл приходятся, а Кеттеринг Сам город нет. Кроме того, среди сельских приходов два имеют общий приходской совет, а два не имеют совета, но управляются ежегодно. приходское собрание. [3]

История

Нынешнее устройство местного самоуправления в Англии является результатом ряда дополнительных мер, которые берут начало в муниципальной реформе XIX века. В течение 20 века структура местного самоуправления была реформирована и рационализирована, при этом количество территорий местного самоуправления становилось все меньше и больше, а функции местных советов изменялись. Финансирование местных властей также подвергалось периодическим и значительным реформам.

Советники и мэры

В советах исторически не было разделения на исполнительный и законодательная власть. Функции возлагаются на сам совет, а затем обычно выполняются комитетами или подкомитетами совета.

Должность лидера Совета признана. До 2000 года лидеры, как правило, возглавляли важные комитеты и получали более высокое пособие, отражающее их дополнительные обязанности, но у них нет особых юридических полномочий.

В 2000 году Вестминстерский парламент принял Закон о местном самоуправлении 2000 г., требуя, чтобы большинство советов перешли к системе, основанной на исполнительной власти, либо с руководитель совета и кабинет выступая в качестве исполнительного органа, или с напрямую избранный мэр - либо кабинет, составленный из членов совета, либо мэр и менеджер совета. Из этого правила было небольшое исключение: небольшие окружные советы (с населением менее 85 000 человек) могли принять модифицированную систему комитетов. Большинство советов использовали вариант лидера совета и кабинета министров, в то время как 52 меньшим советам было разрешено предлагать альтернативные механизмы, основанные на старой системе (раздел 31 Закона), и Брайтон и Хоув применил аналогичное положение (раздел 27 (2) (b)), когда референдум о переходе к мэру, избранному прямым голосованием, был провален. В 2012 г. Закон о локализме 2011 г. вступил в силу и позволил всем основным советам вернуться в систему комитетов, но только меньшинство сделало это.

В настоящее время шестнадцать избранных прямым голосованием мэров в округах, где референдум был в их пользу. Некоторые из первоначально избранных мэров были независимыми (особенно в Tower Hamlets и Мидлсбро, который в парламентский выборы обычно Лейбористская партия крепости). С мая 2002 года было проведено всего несколько референдумов, и в большинстве случаев они были отрицательными, за некоторыми исключениями. Решение о прямых выборах мэров в Хартлпул и Сток-он-Трент впоследствии были отменены при проведении дальнейших референдумов.

Советы могут сделать людей почетными свободные люди или почетный олдермены. Срок полномочий мэра составляет муниципальный год.

Выборы

Территория, которую охватывает совет, делится на одну или несколько избирательные округа - известен в районных и приходских советах как "палаты", а в окружных советах - как" избирательные подразделения ". Каждая палата может возвращать одного или нескольких членов; многомандатные палаты довольно распространены. Нет требований, чтобы размер палаты был одинаковым в пределах округа, поэтому одна палата может вернуть одного члена, а другая подопечная может вернуть двух. Подопечные муниципального района должны вернуть трех членов совета, пока Закон о местном самоуправлении 2003 г. избирательные округа по многим членам были запрещены.

На выборах побеждают кандидаты, получившие наибольшее количество голосов в системе, известной как многочленная множественная система. Нет элемента пропорциональное отображениеТаким образом, если четыре кандидата от партии Mauve наберут 2000 голосов каждый, а четыре кандидата от партии Taupe наберут 1750 голосов каждый, все четыре кандидата Mauve будут возвращены, а кандидаты Taupe не вернутся. Некоторые считают это недемократическим. [6]

Часто за выборами в органы местного самоуправления внимательно следят, чтобы выявить настроение электората перед предстоящими парламентскими выборами.

Офицеры

Функции и полномочия

РасположениеВласть высшего уровняОрганы низшего уровня
Пригородные округа / Пригородные округауправление отходами, образование, библиотеки, социальные службы, транспорт, стратегическое планирование, защита потребителей, полиция, пожарныежилье, вывоз мусора, сбор муниципальных налогов, местное планирование, лицензирование, кладбища и крематории
Унитарный
органы власти
жилье, удаление отходов, сбор мусора, сбор муниципальных налогов, образование, библиотеки, социальные службы, транспорт, планирование, защита потребителей, лицензирование, кладбища и крематории †, полиция и пожарные подпадают под действие советов графства
Столичные районыжилье, сбор мусора, сбор муниципальных налогов, образование, библиотеки, социальные службы, транспорт, местное планирование, защита потребителей, лицензирование, полиция, пожарная охрана, кладбища и крематории †
Большой Лондон / районы Лондонатранспорт, стратегическое планирование, региональное развитие, полиция, пожарнаяжилье, сбор мусора, сбор муниципальных налогов, образование, библиотеки, социальные службы, местное планирование, защита потребителей, лицензирование, кладбища и крематории †
Объединенные органы власти/ органы власти субъектов РФтранспорт, экономическое развитие, восстановление и другие (зависит от сделки передачи)Зависит от типа и комбинированного органа

† = на практике некоторые функции выполняются на стратегическом уровне через совместные советы и договоренности

Финансирование

Местные советы финансируются за счет комбинации центральное правительство гранты, Муниципальный налог (локально установленный налог исходя из стоимости дома), Деловые тарифы, а также сборы и сборы за определенные услуги, включая декриминализация парковки. До 15 английских советов рискуют оказаться неплатежеспособными, Государственный контроль поддерживает, и советы все чаще предлагают "минимум" услуг. [11] В Новая сеть местного самоуправления утверждает, что большинство местных властей смогут предоставлять минимум услуг только через пять лет после 2018 года. [12]

Многие из этих источников финансирования являются ипотечными (огороженный) - это означает, что они могут быть потрачены только определенным образом - по сути, они просто проходят через счета совета на пути от источника финансирования к предполагаемому месту назначения. К ним относятся:

    - финансирует любые школы, которые все еще находятся в ведении местных властей, а не автономно (в основном академии, которые финансируются напрямую центральным правительством); менее половины финансируемых государством средних школ все еще зависят от этого источника финансирования. Грант на специализированные школы часто бывает относительно большим и обычно может составлять около 1/3 всего финансирования муниципального образования. Ипотека на это действует с 2006 года.
  • Пособие на жилье - фонды жилищное пособие претензии, сделанные в районе совета и связанной с ним администрации. Пособие на жилье постепенно заменяется элементом внутри Универсальный кредит, и Пенсионный кредит; управление этими заменами будет осуществляться централизованно и напрямую заявителям из центрального правительства.
  • Грант на здоровье и благополучие. Это предназначено для использования в целях улучшения общественного благополучие; термин намеренно оставлен без определения, но не предназначен для финансирования мер, нацеленных на конкретных лиц (таких как здравоохранение или социальная помощь), которые финансируются другими механизмами. Например, это можно использовать для посадки дополнительных деревьев на улицах или для улучшения внешнего вида зданий.
  • Арендная плата от жильцов муниципального жилья. По закону они фактически должны быть внесены в отдельную Счет доходов от жилья, которые могут использоваться только для обслуживания, управления и приумножения муниципального жилищного фонда и не могут использоваться для финансирования каких-либо других расходов совета.
  • Штрафы и сборы, связанные с парковкой транспортных средств и местными дорожными ограничениями. По закону они могут использоваться только для финансирования услуг парковки, ремонта дорог, соблюдения дорожных ограничений и т. Д.

Другой главный грант центрального правительства - Грант поддержки доходов - не заложено и может быть потрачено по желанию совета. В течение многих десятилетий бизнес-тарифы собирались на местном уровне, объединялись на национальном уровне, а затем перераспределялись по сложной формуле; они будут объединены с Грантом поддержки доходов, чтобы сформировать единый Формула Гранта в совет. С 2013 года часть бизнес-тарифов различного размера сохраняется на месте, и только оставшаяся часть объединяется и перераспределяется; перераспределение осуществляется в соответствии с очень простой формулой, основанной в основном на размере Гранта Формулы 2013 года соответствующему совету, и теперь предоставляется совету независимо от Гранта Поддержки Доходов.

Муниципальный налог

Установка ставки

При определении своего бюджета советы проводят различие между ипотечным финансированием и не-ипотечным финансированием. Рассмотрение всего финансирования в целом называется потоки валового дохода, пока чистые потоки доходов относится к финансированию только из источников без ипотеки.

Исторически центральное правительство сохраняло за собой право колпачок увеличение муниципального налога, если он сочтет, что муниципальный совет увеличивает его слишком сильно. [13] Под Коалиция Кэмерона-Клегга, это было изменено. Советы могут поднять уровень муниципального налога по своему усмотрению, но должны провести местный референдум по этому вопросу, если они хотят поднять его выше определенного порога, установленного центральным правительством, в настоящее время 3%. [14]

Биллинговые органы

Муниципальный налог взимается главным советом, который выполняет функции районного органа власти. В законодательстве он обозначен как орган по выставлению счетов и известен как рейтинговый орган. В Англии действуют 314 биллинговых органов, которые взимают муниципальный налог и коммерческие ставки: [15] [16] [17]

  • 188 муниципальных районных советов
  • 56 унитарных советов власти
  • 36 городских советов
  • 32 лондонских городских совета
  • Корпорация Лондонского Сити
  • Совет островов Силли

Принимающие власти

Принимающие органы не взимают муниципальный налог напрямую, но поручают выставляющему счету органу делать это от их имени, устанавливая заповедь. Основные руководящие органы, такие как Власть Большого Лондона а окружные советы охватывают территории, которые больше, чем органы выставления счетов. Местные предписывающие органы, такие как приходские советы, охватывают территории, которые меньше, чем органы по выставлению счетов. [16]

Это предписание отображается как независимый элемент в официальной информации, направляемой плательщикам муниципального налога, но законопроект муниципального совета будет покрывать общую сумму (предписания плюс основной муниципальный налог). Орган по выставлению счетов собирает всю сумму, затем отделяет предписание и направляет его соответствующему органу предписания.

Сбор тел

Органы взимания сборов аналогичны органам, ответственным за принятие решений, но вместо взимания сборов с органов выставления счетов, размер удержания определяется путем переговоров. В Администрация регионального парка долины Ли является примером органа взимания. Добровольные совместные договоренности, такие как органы по утилизации отходов, также относятся к этой категории.

Совокупное внешнее финансирование

Совокупное внешнее финансирование (AEF) относится к общей сумме денег, предоставленной центральным правительством местным органам власти. Он состоит из Грант поддержки доходов (RSG), огороженные и другие специальные гранты, а также перераспределенные бизнес-ставки. Часть денег RSG, выплачиваемых каждому органу, направляется на финансирование организаций, которые предоставляют услуги по улучшению и исследованиям местным органам власти (это называется верхней частью RSG), например Ассоциация местного самоуправления. [18]

Границы и имена

Размеры муниципальных территорий сильно различаются. Самый густонаселенный район Англии - это Бирмингем (а столичный район) с 1 073 045 человек (перепись 2011 г.), а наименее густонаселенная неметропольная унитарная территория - Rutland с 37,369. [19] Однако это выбросы, и большинство английских унитарных властей имеют население от 150 000 до 300 000 человек. Самый маленький неунитарный округ в Англии - это Мелтон на 51 209 человек, а самый большой Нортгемптон на 212 069. [19] Однако во всех английских округах, за исключением 9, проживает менее 150 000 человек. [ нужна цитата ] Ответственность за незначительные изменения в областях местного самоуправления возлагается на Комиссия по границам местных органов власти для Англии. Изменения обычно предпринимаются, чтобы избежать границ, пересекающих новые разработки, чтобы привести их в соответствие с отклоненными водоток, или чтобы выровнять их с дорогами или другими объектами.

Если район граничит с городом, выбрать название будет несложно. В некоторых случаях район назван в честь его главного города, несмотря на то, что в этом районе есть другие города. Как ни странно, в таких районах иногда статус города, и так, например, Город Кентербери содержит несколько городов помимо Кентербери, которые имеют разные идентичности. Точно так же Город Винчестер содержит множество больших деревень и обширную сельскую местность, которая сильно отличается от основного поселения Винчестер. Они могут быть названы в честь исторических подразделений (Broxtowe, Spelthorne), реки (Eden, Арун), измененная или альтернативная версия названия их главного города (Харборо, Wycombe), сочетание главного города и географического объекта (Ньюарк и Шервуд) или после географического объекта в районе (Cotswold, Кэннок Чейз). Ряд районов назван в честь бывших религиозных домов (Кирклис, Вейл Рояль, Уэверли). Также можно использовать чисто географические названия (Южный Бакс, Suffolk Coastal, Северо-Западный Лестершир). В нескольких случаях были придуманы совершенно новые имена, например Castle Point, Темздаун (впоследствии переименован в Суиндон) и Wychavon. Советы имеют общее право изменять название округа и, следовательно, свое собственное название в соответствии с разделом 74 Закона. Закон о местном самоуправлении 1972 года. Такое решение должно иметь две трети голосов на собрании, созванном для этой цели.

Столичные округа больше не имеют окружных советов, так как они были упразднены в 1986 году. Они разделены на столичные округа, советы которых имеют статус городского совета или городского совета.

Некоторые районы королевские районы, но на название совета это никак не влияет.

Читайте также: