Информационное обеспечение в сфере предоставления государственных услуг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государство переводит государственные услуги для граждан в цифровой формат. При проектировании и разработке госуслуг необходимо заранее предусматривать различные пользовательские сценарии, чтобы обеспечить равный доступ к услугам для всех категорий граждан. Не имея доступа к технологиям в силу разных причин, некоторые люди могут оказаться лишены и госуслуг, причем зачастую именно те, кто наиболее нуждается в социальной поддержке государства.

6.2.1 Почему нужна доступность?

В эпоху цифровой революции важным понятием становится цифровой разрыв (цифровой барьер, цифровое неравенство, digital divide). Изначально этот термин означал разницу между доступностью технологий в развитых и развивающихся странах. Со временем стало понятно, что проблема гораздо шире и информационное неравенство способно существовать на различных уровнях. Даже в технологически развитом регионе можно выделить группы населения, которые по разным причинам не имеют доступа к технологиям. Цифровой разрыв можно преодолеть, обеспечив доступность технологий, а именно инфраструктуры (цифровых сетей, устройств для выхода в интернет), и повышение цифровой грамотности населения.

Тема технологического разрыва и обеспечения доступа к интернету для всех людей вне зависимости от их особенностей и социального статуса широко обсуждается в международном сообществе. Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union) — организация, дающая рекомендации в области телекоммуникаций и радио. Это специализированное подразделение ООН старается содействовать доступности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для людей с особыми потребностями (таблица 7).

• Доступная и дешевая техника

• Помощь при трудоустройстве

• Поддержка при реализации прав

Обеспечивая доступ граждан к технологиям в целом и к услугам и сервисам, которые предоставляет государство, в частности, важно заблаговременно, уже на этапе проектирования сервиса или услуги, решить этические вопросы. К ним отнесены: борьба с дискриминацией при предоставлении госуслуг и обеспечение доступа для групп людей, которые по разным причинам не могут полноценно пользоваться сервисом (пенсионеров, не умеющих работать на компьютере, людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тех, кто по каким-то причинам решил не пользоваться современными средствами связи или живет в местах, где они недоступны).

6.2.2 Что такое инклюзия?

Людям с инвалидностью не всегда удобно использовать обычные предметы и сервисы, потому что они созданы без учета их потребностей и возможностей. Однако людей с особыми потребностями гораздо больше, чем людей с инвалидностью, соответствующие пользовательские сценарии необходимы многим: левшам, пожилым людям, беременным, лицам после травмы и т. п.

Когда в России говорят про инклюзивную (доступную) среду, обычно имеют в виду инфраструктуру: пандусы, лифты и т. п., но инклюзия подразумевает и доступность цифровых продуктов. Инклюзия должна охватывать все сферы жизни человека.

Инклюзивная среда — среда, обеспечивающая доступность возможностей вне зависимости от особенностей человека.

Создать такую среду — задача государства. Когда вещи и сервисы изначально проектируются с учетом различных сценариев использования, продукт, функция, опция будут доступны человеку, даже если со временем у него изменятся возможности и потребности. Если спроектировать сервис таким образом, чтобы он был доступен для людей с инвалидностью (со слепотой, глухотой, моторными нарушениями), то он будет пригоден и для множества людей с разными другими жизненными сценариями.

Человеку, который сломал руку или несет в одной руке сумку, помогут те же сервисы, что и человеку без руки, который может пользоваться телефоном с помощью одной руки.

Масштабные инклюзивные проекты есть у крупных технологических корпораций Microsoft, Apple и Google. Microsoft — один из лидеров в этой области и главных популяризаторов метода. Компания разработала руководство для дизайнеров по созданию доступного сервиса.

Интерфейс сайта Netflix достаточно контрастен и подходит для слабовидящих людей, верстка учитывает требования доступности для незрячих. Самые популярные ролики снабжены тифлокомментариями, поэтому незрячие люди не только слышат диалоги, но и понимают, что происходит на экране.

6.2.3 Люди с особыми потребностями и цифровые сервисы

К 2020 году телеканалы обязаны обеспечить доступность продукции СМИ для инвалидов по слуху // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Экран устройства может бликовать на свету, из-за чего снижается контрастность. В некоторых случаях пользователи оказываются лишены возможности пользоваться устройством. Если интерфейс контрастный и сделан с расчетом на доступность для слабовидящих, эта проблема не возникает.

Доступность продуктов и услуг для людей с ОВЗ является не только юридической обязанностью, но и источником потенциальной выгоды для бизнеса.

Purple pound — коллективная покупательная способность домохозяйств, где есть хотя бы один человек с ОВЗ.

Если не подумать о доступности заранее, приходится искать выход в срочном порядке, чтобы все-таки обеспечить удовлетворение потребностей лиц с ОВЗ. Например, пандусы при входе в здание — некрасивые, дорогие и зачастую бесполезные конструкции. Их можно сделать удобнее и эстетичнее, если на этапе проектирования предусмотреть вход в здание на уровне дневной поверхности. Этот принцип актуален как для традиционных, так и для цифровых технологий. Проектирование цифровых услуг сразу с учетом особых потребностей позволяет избежать затрат на доработки сервиса в дальнейшем (таблица 8).

Допустим, в дизайне сайта предусматривается элемент, на который нужно нажать. Тогда интерактивная зона, куда человек нажимает, должна быть достаточной для пальцев разного размера. Если область нажатия маленькая, человеку с моторными нарушениями проблематично воспользоваться сервисом.

Разные жизненные сценарии и разные потребности людей предусмотрены при проектировании;Попытка адаптировать то, что создано по общим стандартам На этапе проектирования заказчик или приглашенный специалист объясняет дизайнерам, разработчикам и менеджерам потребности людей с ОВЗ;Проектирование по запросу разработчиков, без учета особых потребностей пользователей Дизайнеры и разработчики изучают и продумывают весь пользовательский путь и сценарии для конкретных групп пользователей;Применение стандартных схем и решений Разработчики предусматривают удаленный доступ к сервисам и обратную связь;Один вариант обратной связи, отсутствие или ограничение удаленного доступа. Если предлагается обратная связь только по телефону, глухой или слабослышащий человек не сможет воспользоваться сервисом Гипотезы и представления о возможностях определенных групп людей проверяются с помощью исследований пользовательского опыта;Стереотипное представление о возможностях и потребностях людей с ОВЗ

  • Использовать автоматизированные сервисы для проверки адаптивности сайта.
  • Обратиться в сообщества людей с инвалидностью (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых), попросить их протестировать сервис и дать обратную связь.
  • Использовать международный опыт, стандарты, руководства.

6.2.4 Обеспечение равного доступа к технологиям в России

Сервисы госуслуг в цифровом виде появились относительно недавно. Их создавали в расчете на то, что потенциальные пользователи владеют цифровыми технологиями и у них есть устройства, на которых можно воспользоваться подобными сервисами. Недостаточный доступ к технологиям для некоторых групп составляет часть проблемы дискриминации (рисунок 4), поэтому при планировании работы государственных сервисов это нужно учитывать.

Цифровизация в малых и средних городах России // Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ, Яндекс.Такси. М., 2018 // Высшая школа урбанистики им. А. А. Высоковского.

Развитие цифровых сервисов связано не только с инфраструктурой, но и с культурой пользователей, практикой использования современных цифровых сервисов, цифровой грамотностью. В условиях информационного изобилия цифровая грамотность не исчерпывается умением пользоваться компьютером и интернетом, а предполагает рост и расширение спектра цифровых компетенций (рисунок 18). Согласно исследованиям Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), российские пользователи только учатся понимать разницу между легальным и пиратским контентом и программным обеспечением и задумываются о безопасности онлайн-платежей.


В Великобритании лишь 47% людей с низким доходом пользуются широкополосным интернетом дома, что значительно затрудняет обратную связь при использовании государственных сервисов. Кроме того, каждый пятый житель не имеет соответствующих навыков цифровой грамотности, и почти половина заявителей нуждается в помощи, чтобы подать заявку на пособия онлайн

Региональный общественный центр интернет технологий — одна из старейших общественных организаций Рунета, занимается созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интернет-технологий с 1996 года, он объединяет активных интернет-пользователей России и представляет их интересы. РОЦИТ.

Согласно материалам выборочных обследований населения по вопросам использования ИКТ, в России доступ к интернету в 2018 году в России имели 76,6% домохозяйств, в том числе широкополосный доступ — 73,2%. Для выхода в интернет 39,9% домохозяйств использовали стационарный компьютер, 39,3% — мобильный компьютер, 25,6% — планшет, 61,9% — мобильные устройства.

Для того чтобы россияне могли пользоваться цифровыми государственными услугами, такая возможность должна быть у 100% граждан (речь идет не о целевых показателях, зафиксированных в государственных программах, а о фактической доступности цифровых сервисов для каждого гражданина). Какова же реальная ситуация, например, с обеспечением доступа к интернету в сельских районах?

В России интернет проведен в каждый второй сельский дом — такие цифры приводит Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Однако, например, в селе Бараново Белгородской области к интернету подключены только 69 из 265 домовладений, а в соседней деревне — 12 из 80. Качество связи в отчете не учитывается. Если мобильный оператор декларирует, что обеспечил покрытие, село считается подключенным к интернету. На практике мобильного интернета зачастую не хватает, чтобы работать в гугл-документе или зайти в соцсети.

Устранение цифрового неравенства широко обсуждается на самых разных уровнях, прежде всего в ООН. В России действует программа Минкомсвязи по устранению цифрового неравенства (2014). В соответствии с ней в населенных пунктах с населением от 100 до 250 человек появляются точки доступа для выхода в интернет со скоростью от 10 Мбит/с, более крупные села в эту программу не входят. Работы по этой программе в некоторых регионах уже завершены, их результативность еще предстоит оценить.

Константин Носков рассказал о ходе устранения цифрового неравенства// Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Тем не менее наличие выхода в интернет не означает, что эта возможность будет использована. Далеко не все граждане имеют устройства, позволяющие воспользоваться государственными сервисами: кто-то не в состоянии их купить, кто-то принципиально не пользуется или считает, что не может освоить современную технику в силу возраста, и для них также необходимо обеспечить доступ к государственным услугам. Среди инициатив, направленных на снижение цифрового неравенства в этой сфере, можно упомянуть программу реабилитации бывших заключенных, участникам которой выдают недорогие смартфоны для облегчения трудоустройства.

В 2018 году в Великобритании насчитывалось 5,3 млн (10% взрослого населения) людей, которые никогда не пользовались интернетом или не пользовались им в течение последних трех месяцев, 4,3 млн человек (8% взрослого населения) не имели базовых цифровых навыков.

В США люди в возрасте 65 лет и старше являются единственной крупной демографической группой, в которой абсолютное большинство не владеют смартфонами. Доля последних варьируется даже в пределах возрастной группы: 59% людей в возрасте от 65 до 74 лет являются владельцами смартфонов, а среди тех, кому 75 лет и более, их всего 40%.

Оптимизация системы социальной поддержки, как правило, приводит к созданию единого цифрового сценария услуги для всех пользователей. Для того чтобы понять, как это происходит на практике, мы рассмотрели опыт белгородского МФЦ (рисунок 19).

Льготникам компенсируют часть поездок на общественном транспорте. Раньше для этого нужно было лично купить льготный проездной билет. Для того чтобы получить цифровую услугу, необходимо зарегистрировать свою банковскую карту в системе. Пассажир прикладывает карту к терминалу при входе и таким образом оплачивает проезд на транспорте. Переход на электронную услугу проходит поэтапно. Сейчас параллельно существуют бумажные проездные, но с мая 2019 года оплатой по банковской карте стали пользоваться около 65% льготников. С каждым днем в системе все больше участников (регистрируется около 1000 карт в день). Скорее всего, к началу 2020 года все льготники будут пользоваться цифровой услугой.


Согласно исследованию, проведенному в 2017 году общественной организацией РОЦИТ, с проблемами при получении госуслуг в России сталкивался каждый второй пользователь. Основные проблемы, возникающие у пользователей цифровых сервисов в России, перечислены в таблице 9.

Отсутствие у граждан доступа к гаджетам и технологиям;Компьютер общего доступа есть в каждом МФЦ, могут помочь сотрудники МФЦ Несовершенство сервисов. Электронные госуслуги в России еще недостаточно развиты. Услуги формализованы, описания заимствованы из официальных документов, на порталах часто неудобное меню, в котором много ненужных пунктов;Совершенствование цифровых услуг, написание инструкций по пользованию цифровыми услугами простым и понятным языком. При этом сохранение аналоговых форм оказания услуги, например в МФЦ с помощью сотрудника Сервис не может удовлетворить запрос клиента. Проблемы связаны с тем, что в разных регламентах один и тот же документ может называться по-разному. Иногда учреждения продолжают требовать справку, которую больше не выдают. Например, справка о составе семьи была отменена в 2017 году, но сервис, который должен ее заменить, в полной мере не готов. Данную справку не убрали из большинства регламентов, ее продолжают требовать для оказания других услуг;Проблема решается на уровне межведомственного взаимодействия, как правило, речь идет о модификации регламента, изменении формулировки запроса и выбора услуги из перечня МФЦ Недостаток цифровой культуры у пользователей. Многие граждане не умеют пользоваться банковскими картами, легкомысленно относятся к паролям;Решить проблему помогает просветительская работа. Необходимо создавать комплексные программы цифровой грамотности и разъяснять населению правила работы с государственными цифровыми сервисами

В Сбербанке можно получить выписку из электронного реестра, внешне оформленную в привычном виде, как в сберегательной книжке. Все сведения о движении средств фиксируются в электронной форме, но в любой момент можно воспользоваться аналоговым сервисом и получить выписку на бумаге.

Подводя итоги, нужно отметить, что, создавая систему цифровых госуслуг, нельзя игнорировать потребности граждан, которые в силу разных причин (например, технических (недоступность сервисов), функциональных (отсутствие цифровой грамотности, недоступность сервиса из-за особенностей здоровья)) не имеют доступа к цифровым технологиям. Предстоит решить следующие задачи:

1. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 30 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 509-ФЗ

2. Правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, требования к инфраструктуре, обеспечивающей их взаимодействие, а также требования по обеспечению использования при идентификации и аутентификации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе единой системы идентификации и аутентификации устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае использования при идентификации и аутентификации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления также иных государственных информационных систем такие государственные информационные системы должны в установленном Правительством Российской Федерации порядке обеспечивать взаимодействие с единой системой идентификации и аутентификации, в том числе для обеспечения возможности санкционированного доступа к единому порталу государственных и муниципальных услуг с использованием региональной государственной информационной системы, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

3. Технические стандарты и требования, включая требования к технологической совместимости информационных систем, требования к стандартам и протоколам обмена данными в электронной форме при информационно-технологическом взаимодействии информационных систем, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 30 марта 2018 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 479-ФЗ

4. Порядок и особенности присоединения и использования инфраструктуры, указанной в частях 1, 2 настоящей статьи, информационных систем иных организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информационные и телекоммуникационные технологии широко используются органами государственной власти в целях повышения качества оказания услуг населению. Без современных электронных технологий невозможно соответствовать запросам и ожиданиям потребителей. О том, когда появилась, как развивалась и на каком этапе находится сейчас система оказания услуг в электронной форме, рассказывает Анна Григорьевна СУДАКОВА, старший аналитик Центра исследования бюджетных отношений.

История

Несмотря на активное развитие телекоммуникационных технологий во всем мире, в России население до сих пор не имеет полноценной возможности получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме. В лучшем случае потребители могут рассчитывать на получение в электронном виде информации об услугах. Запросы по Интернету о предоставлении справок, выписок и прочих документов, электронная очередь в детские сады, электронные медицинские карты – все это только начинает воплощаться в жизнь.

Во второй половине 2000-х годов были предприняты первые попытки создания нормативной базы для развития системы предоставления государственных и муниципальных электронных услуг. На настоящий момент можно сказать, что в России создана база для качественного предоставления услуг в электронной форме. В частности, в органах государственной власти сформирована современная информационно-технологическая инфраструктура, обеспечены потребности в вычислительной технике, созданы автоматизированные рабочие места. Кроме того, к 2010 году был утвержден ряд нормативно-правовых документов, касающихся развития системы электронных услуг органами государственной власти РФ.

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

4. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

5. План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 1555-р.

Все эти документы в определенной степени затрагивали вопросы активизации использования информационно-коммуникационных технологий при предоставлении государственных услуг. В частности, согласно распоряжению Правительства РФ № 1555-р предполагается через единый портал обеспечить подачу заявлений и документов, мониторинг и получение результатов услуг по ряду первоочередных, массовых и общественно значимых государственных услуг. К таковым относятся: государственная регистрация юридических лиц; прием налоговых деклараций; регистрация работодателей в Пенсионном фонде РФ; государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; регистрация и технический осмотр автотранспортных средств; прием квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений.

Главным результатом всей этой деятельности должно стать создание системного проекта электронного правительства. Это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Электронное правительство как система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов, должна способствовать повышению эффективности деятельности органов государственной власти.

Помехи

Вместе с тем к началу текущего года процесс развития системы оказания электронных государственных и муниципальных услуг был осложнен рядом трудностей. Во-первых, по-прежнему существуют значительные различия между органами государственной власти по качеству и количеству использования информационных и коммуникационных технологий, результаты внедрения подобных технологий носят зачастую ведомственный характер. Во-вторых, инфраструктура публичного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения развиты недостаточно. Получение государственных услуг потребителями в большинстве случаев требует личного их обращения в органы государственной власти, что приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства. В-третьих, недостаточно сформирована нормативно-правовая база предоставления электронных услуг, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти услуг с помощью информационных и телекоммуникационных технологий. В-четвертых, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Необходима реализация программно-целевого подхода для обеспечения совместимости государственных информационных систем, разработки стандартов и технологий их взаимодействия.

повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;

повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;

повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти.

Таким образом, одна из основных задач, стоящих перед органами государственной власти РФ, – переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Другая важная задача – развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, необходимо обеспечить решение задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства и развитие инфраструктуры электронного правительства.

Новый закон, новые требования

Карточная система

Закон № 210-ФЗ также касается организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. Эта карта представляет собой универсальную систему получения населением услуг в электронном виде. Она должна содержать электронное приложение: уникальную последовательность символов, записанную на электронном носителе универсальной электронной карты и предназначенную для авторизованного доступа пользователя такой картой к получению финансовой, транспортной или иной услуги, в том числе государственной или муниципальной. Универсальная электронная карта может иметь несколько независимо функционирующих электронных приложений.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе определить перечень региональных и муниципальных электронных приложений, обеспечивающих авторизованный доступ к получению государственных, муниципальных и иных услуг. В целях выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ определяет уполномоченную организацию субъекта РФ. Кроме того, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ устанавливает порядок подачи заявления о выдаче универсальной электронной карты и порядок доставки универсальных электронных карт, выпускаемых и выдаваемых по заявлениям граждан.

С 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно планируется выдача гражданам универсальных электронных карт на основании их заявлений. Не подавшим заявления гражданам карты все равно будут выдаваться с 1 января 2014 года тоже бесплатно. При этом законом субъекта РФ может быть установлен более ранняя дата выдачи на территории соответствующего субъекта РФ универсальных карт, нежели дата 1 января 2014 года, указанная в Законе № 210-ФЗ.

Портал госуслуг

В ближайшей перспективе будут созданы и введены в эксплуатацию некоторые функциональные элементы инфраструктуры электронного правительства, в частности: МФЦ оказания государственных и муниципальных услуг, единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы и реестры государственных услуг (функций), центры общественного доступа к информации органов государственной власти и к государственным услугам в электронном виде, центры телефонного обслуживания граждан и организаций, разработаны отдельные функциональные элементы по программам ведомственной и межведомственной информатизации.

Поэтапный переход

Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода, утверждаемыми высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р подготовлен Сводный перечень перво¬очередных государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями. Данное распоряжение направлено на реализацию перевода в электронный формат социально значимых услуг: информатизации сфер образования и науки, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности. Предусмотрен переход на предоставление услуг (функций) в электронном виде в пять этапов.

Первый этап – до 1 декабря 2010 года. Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Второй этап – до 1 января 2011 года. Размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде.

Третий этап – до 1 июля 2012 года. Обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представить документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Четвертый этап – до 1 января 2013 года. Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции).

Пятый этап – до 1 января 2014 года. Обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Здравоохранение

В качестве примера перевода в электронный формат социально значимых услуг можно отметить услуги в сфере здравоохранения. В российском здравоохранении планируется состоящий из четырех этапов переход на электронные медицинские карты и удаленную запись к врачам.

2009–2010 годы – нулевой этап, на котором происходит разработка системного проекта и концепции развития информатизации в здравоохранении.

2011–2012 годы – внедрение электронной медицинской карты, удаленной записи к врачу и ряда других решений.

2012–2015 годы – наполнение электронной медицинской карты. Полноценное владение технологией сбора информации с рабочих мест каждого лечебного учреждения, паспортами лечебных учреждений, их ведение, эксплуатация регистра медицинского персонала.

2015–2020 годы – полноценная работа всех медицинских учреждений в автоматизированном режиме.

Таким образом, путем перевода учреждений здравоохранения на работу в автоматизированном режиме должен быть обеспечен качественно новый уровень оказания медицинских услуг населению, снижены расходы на здравоохранение, создана единая база данных о здоровье населения.

В регионах

На местах

от 24 октября 2011 года N 861

О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)

(с изменениями на 3 февраля 2022 года)
(редакция, действующая с 1 марта 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

- Примечание изготовителя базы данных.

В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - оператором федеральных государственных информационных систем "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - федеральный реестр, единый портал);

Министерство экономического развития Российской Федерации - уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федерального реестра, включая согласование технических заданий на выполнение соответствующих работ, а также функциональным заказчиком создания, эксплуатации и развития подсистемы "Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля", федерального реестра, оператором указанной подсистемы и функциональным заказчиком создания, эксплуатации и развития подсистемы "Единый реестр учета лицензий" федерального реестра, оператором указанной подсистемы.

3. Установить, что реализация федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов функций по ведению федерального реестра, предусмотренных Правилами ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденными настоящим постановлением, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на финансирование их деятельности.

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2-месячный срок утвердить требования к техническому описанию интерактивных форм заявлений о предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещаемых на едином портале, а также порядок разработки и размещения интерактивных форм указанных заявлений на едином портале.

5. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим постановлением при утверждении актов, определяющих порядок формирования и ведения региональных и муниципальных реестров услуг (функций) с использованием государственных и муниципальных информационных систем, в том числе порядок размещения в них сведений.

5_1. Федеральным органам исполнительной власти осуществлять внесение сведений в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - единый реестр видов контроля) в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, являющимися приложением к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденным настоящим постановлением (далее - Правила ведения единого реестра видов контроля).

5_2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять внесение сведений в единый реестр видов контроля в соответствии с Правилами ведения единого реестра видов контроля.

5_3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 1 ноября 2021 г. обеспечить в рамках своей компетенции внесение сведений в единый реестр видов контроля.

5_4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечить размещение содержащихся в едином реестре видов контроля общедоступных сведений на официальном сайте единого реестра видов контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее дня вступления в силу настоящего постановления.

5_5. Обязанность внесения информации в части государственного контроля (надзора), муниципального контроля в реестры государственных услуг (функций), муниципальных услуг (функций), предусмотренные подпунктами "а" - "в" пункта 2 Положения о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденного настоящим постановлением, не применяется в отношении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация о которых включена в единый реестр видов контроля.

5_6. Федеральным органам исполнительной власти осуществлять внесение сведений в единый реестр учета лицензий в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра учета лицензий и присвоения лицензиям регистрационных номеров с использованием указанного реестра, являющимися приложением к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденным настоящим постановлением (далее - Правила ведения единого реестра учета лицензий).

5_7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять внесение сведений в единый реестр учета лицензий в соответствии с Правилами ведения единого реестра учета лицензий.

5_8. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивать в режиме реального времени размещение содержащихся в едином реестре учета лицензий общедоступных сведений на официальном сайте единого реестра учета лицензий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 октября 2011 года N 861

Положение о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"

(с изменениями на 25 октября 2021 года)

1. Федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр) создается для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, формирования и ведения единого реестра учета лицензий, реестра услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), реестра услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, а также реестра иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденным Правительством Российской Федерации.

2. Федеральный реестр состоит в том числе из следующих разделов и подсистем:

а) реестр государственных и муниципальных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и акционерным обществом "Почта России", наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности (далее соответственно - государственные корпорации, акционерное общество "Почта России"), органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

б) реестр федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и организаций, предоставляющих услуги, предусмотренные подпунктами "а"-"д" настоящего пункта;

в) реестр услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами;

г) реестр услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ);

д) реестр иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденным Правительством Российской Федерации;

е) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля федерального реестра;

ж)* единый реестр учета лицензий.

* Нумерация соответствует изменениям, внесенным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года N 1559. - Примечание изготовителя базы данных.

ж) подсистема разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг;

з) подсистема формирования и ведения справочников;

и) подсистема аналитической информации.

3. Перечень сведений, содержащихся в реестрах, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 2 настоящего Положения, определяется органом, уполномоченным на ведение информационного ресурса федерального реестра.

Читайте также: