Фрида кало биография и творчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Фрида Кало (исп. Frida Kahlo de Rivera, 6 июля 1907, Койоакан, Мексика – 13 июля 1954, Койоакан, Мексика ) – мексиканская художница, прославившаяся благодаря своим сюрреалистическим картинам. В юности Фрида попала в автокатастрофу, которая наложила отпечаток на всю ее жизнь и сказалась на творчестве. Писать Кало начала, будучи прикованной к постели. Художница прославилась в Европе (в частности, благодаря своему мужу Диего Ривере), но всегда мечтала о признании на родине. Первая персональная выставка Фриды в Мексике состоялась в 1953 году, незадолго до ее смерти.

Особенности творчества художницы Фриды Кало: по большей части в своих символических работах Фрида рассказывает о себе – своих переживаниях, физической и душевной боли. Внушительную часть ее картин составляют автопортреты, на которых ее обычно окружают растения и животные. Кроме того, Фрида часто обращается к теме болезни и смерти.

Переломный момент

Начать историю Фриды Кало стоит с ее родителей. Ведь именно они, задолго до ее рождения, начали этот танец со смертью – каждый под собственную музыку.

Все рухнуло 17 сентября 1925 года, когда трамвай врезался в автобус, в котором Фрида ехала из школы. Врачи сомневались в том, что девушка выживет, не говоря уже о том, чтобы снова начать ходить: раздробленные тазовые кости, сломанный позвоночник и множество других повреждений на долгие месяцы приковали Фриду к постели и всю жизнь напоминали о себе постоянной болью. В этот момент смерть впервые обратила на нее внимание, подошла поближе, чтобы присмотреться, и все время держалась поблизости. В этот момент жизнь Фриды закончилась. И началась совсем другая.

Танец со смертью

Viva la vida!

Фрида Кало очень неуютно чувствовала себя вдалеке от родной Мексики. Ни Нью-Йорк, ни Париж ее не впечатлили, она рвалась назад, в свой Голубой дом, где она родилась и прожила почти всю жизнь, к своему Диего. Они уезжали и возвращались, ссорились и мирились, разводились и женились вновь, жили в разных домах, соединенных тонким мостиком. А тем временем рассыпающееся на части тело Фриды пытались собрать воедино при помощи металлических корсетов, многочисленных операций и лекарств.

Первая персональная выставка Фриды Кало в Мексике состоялась только в 1953 году. К тому моменту художница уже была прикована к постели и постоянно находилась под действием сильных болеутоляющих и алкоголя. Но такое важное событие в своей жизни она пропустить никак не могла. Во время открытия выставки Фриду Кало внесли в Галерею современного искусства на носилках и уложили на кровать в центре зала.

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderón, 6 июля 1907 – 13 июля 1954) – известная мексиканская художница-сюрреалистка. Она стала знаменита, благодаря многим портретам и картинам, а её необычный стиль стал одним из базовых в искусстве и культуре стран Латинской Америки.

Детство

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в городе Койоакан в бедной многодетной семье. Её отец – еврей, родившийся в Германии, был фотографом-любителем, поэтому его достаточно часто приглашали на различные торжественные мероприятия. Однако платили ему сравнительно немного, поскольку даже самые пышные свадебные церемонии и юбилейные даты справляли скромно и экономно. Мать Фриды не работала, так как следила за детьми. В частности, за самой Кало.

В раннем возрасте девочка перенесла тяжелейший полиомиелит, после которого стала сильно хромать на одну ногу. Вдобавок, другая её нога очень истончилась и не до конца восстановилась даже в юности, что заставляло Фриду Кало постоянно носить огромные и пышные юбки, скрывая физический дефект. Однако болезнь, которая чуть не унесла жизнь маленькой девочки, сделала её значительно сильнее и выносливее, сформировала характер борца не только за свободу, но и за право на существование и жизнь.

Авария и жизнь после неё

В 1925 году Фрида попадает в страшную автомобильную аварию – её сбивает автобус. В результате у девушки диагностируют травмы, практически несовместимые с жизнью: переломы позвоночника и ключицы в трёх местах, переломы рёбер и тазобедренной кости, вывихи, сдвиги и переломы практически всех костей на ноге, раздробленная стопа и, самое страшное, проколотые машинной рамой живот и матка, что сразу ставит крест на репродуктивном здоровье Кало. И, несмотря на то, что после аварии девушка на многие месяцы оказывается парализованной на больничной койке, она успешно выдерживает десяток операций и остаётся несломленной, что в такой ситуации является настоящим чудом.

Фрида Кало

А поскольку на тот момент её ноги и руки всё еще не окрепли после ряда проведенных операций, отец специально подбирает для неё подрамник, а также устанавливает напротив больничной кровати большое зеркало, которое позволяет Фриде видеть себя. Подобная идея определяет стиль её первых картин. Девушка начинает создавать автобиографические изображения, глядя на собственное отражение.

Для того чтобы хоть как-то порадовать дочь, отец начинает сначала коллекционировать её работы, а затем пытаться организовать выставку. Продать картины в галерею у него не выходит, зато творчеством Кало Фриды заинтересовывается еще один мексиканский портретист, который также только начинает свою карьеру. За сравнительно небольшую сумму он предлагает свои услуги, и уже через год отец везет дочь на её первую собственную выставку, проходящую в их маленьком городке. С этого времени Фрида получает популярность и всеобщее одобрение и становится любимицей на родине.

Фрида Кало

После этого её картинами начинают интересоваться выставочные галереи нескольких зарубежных стран. В частности, в 1939 году Кало открывает выставку в Париже, затем несколько раз посещает Испанию и Италию, где знакомится со многими интересными художниками и политическими деятелями. Однако буквально через месяц девушка пропадает с мировой арены из-за сильнодействующих препаратов и наркотиков, которые до этого момента постоянно облегчали её состояние. Характер и настроение Фриды становятся изменчивыми, девушка часто оказывается то на грани нервного срыва, то в глубокой депрессии.

Последние годы жизни

Как только Фрида понимает, что ей осталось недолго, она решает возвратиться на родину. Там она хочет создать еще несколько картин, но не успевает. В 1953 году она снова оказывается в практически коматозном состоянии на больничной койке, а через месяц у неё начинается гангрена, которая приводит к ампутации правой ноги ниже колена.

13 июля 1954 года Фрида Кало умирает от сильнейшего воспаления легких, возникшего из-за ослабления иммунитета. В народе бытует версия, что её смерть была вызвана передозировкой препаратов, и что Кало специально попросила медицинский персонал избавить её от страданий, однако официального подтверждения подобному до сих пор нет.

Фрида Кало де Ривера, известная под именем Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон — мексиканская художница, которая прославилась необычными автопортретами и непростой судьбой.

Фрида считается одной из ярчайших фигур в изобразительном искусстве двадцатого века. Вопреки страшной аварии, она стала одной из самых сильных и известных женщин и сохранила крепость духа на протяжении всей жизни.


Кратко о художнице:

Дата рождения:6 июля 1907
Место рождения:Мехико, Мексика
Дата смерти:13 июля 1954
Место смерти:Мехико, Мексика
Семья:муж Диего Ривера
Стиль:наивное искусство, примитивизм,
сюрреализм
Жанр:живопись, гравюра
Известные произведения:Диего и я, Диего и Фрида Кало,
Автопортрет в бархатном платье, Сломанная колонна,
Да здравствует жизнь, Две Фриды,
Моя нянька и я, Корни,
Что мне дала вода, Автобус

Семья Фриды Кало

Фрида Кало в мужском костюме. Фотография с семьей


Всю жизнь художница имела серьезные проблемы со здоровьем, так как с шести лет болела таким тяжелым заболеванием, как полиомиелит. Будучи подростком она получила тяжелые травмы в результате аварии, из-за чего в будущем перенесет множество оперативных вмешательств. В 1929 году Фрида станет женой именитого коллеги-художника Диего Риверы, однако не сможет родить ребенка из-за бесплодия и трагических выкидышей, которые принесут ей немало страданий. Непростая судьба художницы запечатлена на картинах, которые для почитателей ее творчества являются символом стойкости духа и независимости.

Детство и проблемы со здоровьем

Родилась Фрида Кало в населенном пункте Койоакан, расположенном на окраине города Мехико, в семье немецкого фотографа Гильермо Кало и Матильды Кальдерон — мексиканки с индейскими корнями. Она была третьим ребенком в семье. По наиболее распространённой версии, которая основана на словах художницы, ее отец был евреем. Но более позднее исследование определило, что он родился в немецкой лютеранской семье, корни которой отслеживаются до шестнадцатого века.

В шестилетнем возрасте художница перенесла тяжелое инфекционное заболевание — полиомиелит, который поражает нервную систему и приводит к тяжелым параличам конечностей. Болезнь затронула правую ногу, в результате она стала тоньше левой и появилась хромота, сохранившаяся на всю жизнь. Кало была вынуждена скрывать эту проблему под длинными юбками на протяжение всей жизни.

Болезнь сделала девочку замкнутой. Она страдала от издевательств сверстников, но семья проявляла заботу о ней. Ее отец занимался с ней боксом, чтобы помочь ей восстановить физическую форму. Он приобщал дочь к литературе и философии, обучал ее основам фотографирования и ретуши снимков.

Детское фото Фриды Кало

Картина по номерам - 6

Фрида приступила к учебе позже других детей из-за болезни. Сначала она поступила в немецкую школу, но была исключена за плохое поведение. Позже ее отправили в учебное заведение, которое занималось подготовкой педагогов, но столкнувшись с домогательствами преподавательницы, покинула и это учебное заведение.

Рекомендуем к прочтению:


Визуальная биография. Софи Коллинз


Биография в комиксах. Мария Хессе


Фрида Кало. Акилле Бонито Олива

Роковая авария

В возрасте восемнадцати лет Фрида и парень Алехандро стали жертвами аварии, в результате которой деревянный автобус столкнулся с трамваем. Девушка получила множественные тяжелые травмы и в течение года оставалась прикованной к постели.

После трагедии, ей пришлось проститься с мечтой стать доктором, но у Кало появилась мысль стать медицинским иллюстратором. Так художница начала создавать свои первый шедевры после страшной аварии в период реабилитации, лежа в постели. Тематика смерти и хрупкости часто прослеживалась в ее полотнах, а больничная койка стала своеобразным символом творчества Фриды.

После аварии Кало впервые попросила у отца кисти и краски. Родители соорудили над ее кроватью балдахин и прикрепили зеркало, глядя в которое она могла рисовать. Большинство ранних картин были портретами ее сестер, школьных подруг или автопортреты. Однако первым полотном стал именно портрет самой себя. В будущем Фриде придется научиться владеть своим телом, ходить и обрести свободу, перестав быть обузой для родных. После длительной реабилитации художница вступила в ряды Коммунистической партии Мексики, где повстречала огромное количество партийных активистов и художников.

Фрида с мужем

Встреча с будущим мужем — Диего Риверой

В 1928 году художница вступила в ряды Мексиканской коммунистической партии.
Супруги познакомились, когда начинающая художница нуждалась в мнении опытного специалиста. Фрида показала ему 3 портрета, которые очень впечатлили Диего своей необычное энергетикой, характером и серьезностью. Полотна были выполнены без приемов, которыми пользуются неопытные мастера, чтобы продемонстрировать свою оригинальность.

Ривера увидел в работах Кало самобытность и честность. Вопреки двадцатилетней разнице в возрасте, они начали встречаться и планировать бракосочетание. Мать невесты была категорически против, назвав их союз браком голубки со слоном. Так как Ривера был высокого роста и крупного телосложения, а Фрида всегда оставалась хрупкой и миниатюрной. Отец художницы дал согласие на брак, зная что жених — состоятельный человек.

В 1929 году Диего и Фрида сочетались узами брака. Совместная жизнь супругов была настолько удивительной, что о ней слагали легенды. После свадьбы молодожены поселились в штате Морелос, где во время гражданской войны проходили кровопролитные сражения. Это место оставило неизгладимый след на творчестве художницы. Она черпала свое вдохновение в мексиканском народном творчестве. Историк Андреа Кеттенманн считал, что большое влияние на Кало оказал трактат мексиканского художника Адольфо Бест Моугарда. В ее картинах присутствуют приемы, описанные этим мастером: отсутствие перспективы и сочетание элементов доколумбийского и колониального периодов мексиканского искусства.

В тридцатых годах Фрида временно проживала в Соединенных Штатах Америки, где работал муж. Это заставило её крайне остро ощущать национальные различия в мире. Художница придерживалась стиля доиспанской эпохи в крое своих нарядов. Так она выражала свои феминистские и антиколониальные убеждения. Фрида не подчинилась европейским модным тенденциям даже после переезда в Сан-Франциско в 1931 году.

Автопортрет в бархатном платье

Автопортрет в бархатном платье — первая серьезная работа художницы

Картины Фриды Кало и выставки

На картинах художница часто изображает себя в необычных образах: со слезами на глазах и ликом мужа во лбу, истекающей кровью, сломанной. Ее талант — превращать свою боль в искусство, которое проникает в сердце зрителя. Большая часть картин Фриды Кало имеет небольшие размеры, чтобы подчеркнуть интимность их содержания.

Несколько картин и личные вещи мексиканской художницы находятся в доме-музее. Поместье в Койоакане построили за 3 года до появления на свет Кало на маленьком участке земли. Оно являлось образцом колониального строения и не меняло свой внешний вид около тридцати лет.

Диего и Фрида придали ему вид, который сохранился до наших дней: преобладающий синий цвет, красивые большие окна, которые украшены в самобытном индейском стиле, две фигуры Иуды, охраняющие вход. Кисти и палитры художницы оставлены на рабочем столе, на прикроватном столике лежит шляпа Диего, его халат для работы и стоят большие ботинки. В огромной угловой спальне находится стеклянная витрина, увенчанная надписью, оглашающей дату рождения Кало. Она была сделана спустя четыре года после кончины художницы. В годе рождения намеренно допущена ошибка, так как Фрида всегда считала, что родилась вместе с Мексиканской революцией, которая началась в 1910 году.

Дворик с насыщенными голубыми и красными стенами также украшает надпись, сообщающая о том, что с 1929 по 1954 год здесь проживали супруги, которая также искажает действительность, отражая сентиментальное и идеалистическое отношение к браку.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Попытки рассказать об этой незаурядной женщине предпринимались не раз - о ней написаны объемистые романы, многостраничные исследования, поставлены оперные и драматические спектакли, сняты художественные и документальные фильмы. Но никому не удалось разгадать и главное - отразить тайну ее магической притягательности и поразительно чувственной женственности. Этот пост тоже одна из таких попыток, проиллюстрированный довольно редкими фотографиями великой Фриды!

2907


Фрида Кало родилась в Мехико в 1907. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец - фотограф, по происхождению - еврей, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. Фрида Кало в 6 лет заболела полиомелитом, после чего осталась хромота. "Фрида — деревянная нога" — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом.

frida1age21909

17

Маленькая Фрида 1911 год.

x53l4HZ

Фрида. 15 июля 1919 года.

Рядом с огромным Риверой маленькая Фрида с решительным лицом и отважно вздернутыми кулачками выглядит хрупкой девочкой.

frida_y_diego_1

27292271_Diego_Rivera_i_Frida_Kalo_na_mayskoy_demonstracii_1929

В тот майский день Диего и Фрида, объединенные общими идеалами, вместе шагнули в будущую жизнь - чтобы никогда не расставаться. Несмотря на огромные испытания, которые то и дело подбрасывала им судьба.

81o89XifCAA

Фрида Кало в мужском костюме. Мы привыкли видеть Фриду в мексиканских блузах и ярких юбках, однако она любила носить и мужскую одежду. Бисексуальность с юности побуждала Фриду наряжаться в мужские костюмы.


frida8indrag


Фрида в мужском костюме (в центре) с сестрами Адрианой и Кристиной, а также кузенами Кармен и Карлос Вераса, 1926г.

93f080f113668f2ae758761902c728e5


Послесмерти художницы осталось более 800 фотографий и на некоторых Фрида изображена голой! Ейочень нравилось позировать обнаженной, да и вообще фотографироваться, дочь фотографа. Ниже представлены фотографии обнаженной Фриды:

0c101727ec37ea9837dc949e89ddda92


62002ec4


2OT0ePldZxA


e67f2f07


3d3a36ec


8a66eb86

В 22 года Фрида Кало поступает в самый престижный институт Мексики (национальную подготовительную школу). На 1000 студентов взяли только 35 девушек. Там Фрида Кало встречает будующего мужа Диего Риверу, только вернувшегося домой из Франции.

С каждым днем Диего всё больше привязывался к этой маленькой, хрупкой девушке — такой талантливой, такой сильной. 21 августа 1929 года они поженились. Ей было двадцать два года, ему — сорок два.


3141628713_6f05e729d0


Свадебная фотография, сделанная 12 августа 1929 года, в студии Рейес де Койаокан. Она сидит, он стоит (наверное, в каждом семейном альбоме есть подобные снимки, только на этом - женщина, пережившая страшную автокатастрофу. Но об этом не догадаться). Она - в своем любимом национальном индейском платье с шалью. Он - в пиджаке и галстуке.

В день свадьбы Диего показал свой взрывной нрав. 42-летний новобрачный немного перебрал текилы и стал палить из пистолета в воздух. Увещевания только распаляли разгулявшегося художника. Случился первый семейный скандал. 22-летняя супруга ушла к родителям. Проспавшись, Диего просил прощения и был прощен. Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом — в ставший знаменитым "голубой дом" на улице Лондрес в Койаокане, самом "богемном" районе Мехико, где они прожили много лет.

В январе 1937 года Лев Троцкий и его жена Наталья Седова сошли на берег в мексиканском порту Тампико. Их встречала Фрида - Диего лежал тогда в госпитале.

201312071505294626

Но это слухи. Никаких свидетельств этой романтической связи нет.

О любовной связи Фриды и каталонского художника Хозе Бартли известно чуть больше:

Фрида Кало и Бартоли встретились, когда она восстанавливалась после очередной операции на позвоночнике. Вернувшись в Мексику, она покинула Бартоли, но их тайный роман продолжился на расстоянии. Переписка продлилась в течение нескольких лет, отразившись на живописи художницы, её здоровье и отношениях с мужем.

Двадцать пять любовных писем, написанных в период с августа 1946 года по ноябрь 1949 года, станут главными лотами аукционного дома Doyle New York. Более 100 страниц переписки хранил Бартоли до самой смерти в 1995 году, затем корреспонденция перешла в руки его семьи. Организаторы торгов ожидают, что выручка составит до 120 000 долларов.

788c799779b9e039c92bd003e106afc9

collage_photocat


По слухам, среди прочих интрижек художница пребывала в отношениях с Исаму Ногучи и с Джозефин Бейкер. Ривера, бесконечно и открыто изменявший жене, закрывал глаза на её развлечения с женщинами, но бурно реагировал на связи с мужчинами.


Письма Фриды Кало к Хосе Бартоли никогда не публиковали. В них раскрываются новые сведения об одном из самых важных художников 20-го века.

c91a8763c25e01dd43cf9c6ac724aacc

Фрида Кало любила жизнь. Эта любовь магнитом притягивала к ней мужчин и женщин. Мучительные физические страдания, поврежденный позвоночник постоянно напоминали о себе. Но она находила силы развлекаться от души и широко кутить. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. Фрида прошла более тридцати операций в течение своей жизни.

Frida_Kahlo_werkschau_01b6a351b8_1989f55a97

Семейная жизнь Фриды и Диего бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, "страстные, одержимые и порой мучительные". В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" — назвала полотно ироничная Фрида. После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения.
Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам Фриды. Знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды, застав жену с американским скульптором Исамой Ногучи, Диего выхватил пистолет. К счастью, не выстрелил.

24 мая 1940 года произошло окончившееся неудачей покушение на Троцкого. Подозрение пало в том числе и на Диего Риверу. Предупрежденный Полетт Годдар, он чудом избежал ареста и сумел уехать в Сан-Франциско. Там он написал большое панно, на котором изобразил Годдар рядом с Чаплином, а недалеко от них… Фриду в одежде индианки. Он вдруг понял, что их расставание было ошибкой.

Последние 10 лет Фрида Кало вела дневник — успела исписать и изрисовать 170 страниц, которые теперь являются частью ее наследия. 40 лет документ пролежал в закрытом архиве мексиканского правительства, прежде чем его опубликовали. 170 страниц с акварелями и коллажами, воспоминаниями о детстве, записями о болезни и мучительной любви к мужу.

647605-R3L8T8D-650-0_16071_f280dac8_xl

Имя Diego встречается в ее дневнике чаще других слов. Она мучается оттого, что не может найти слов, чтобы высказать ему все о своих чувствах, оттого, что они невыразимы.

Читайте также: