Ангелы и демоны родиона раскольникова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА. «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше." — Транскрипт:

3 Пётр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов Вывод Содержание

4 Пётр Петрович Лужин

9 Аркадий Иванович Свидригайлов

10 Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что предавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые.

13 Разговор с Дуней Раскольниковой

14 Дуализм личности Свидригайлова Отрицательные стороны Пользуясь своим положением пытается обольстить Дуню. Делает пребывание в его доме невыносимым. Смерть Марфы Петровны на его совести. По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и девочки также на совести Свидригайлова Положительные стороны Сам отдал Марфе Петровне обличавшие его письма Дуни.Пожалел ее, восстановил ее честь. Факт не доказанный. Сам Свидригайлов отрицает. Лужину верить нельзя. Дуня, ненавидевшая Свидригайлова, утверждает, что это лишь сплетня.

15 Сам Свидригайлов перед смертью видит сон о девочке-самоубийце. Все- таки совесть не чиста. Личный мотив. Желание казаться порядочным человеком. Попытка жениться почти на ребенке. Грязный брак. Последнее свидание с Дуней. Обманом заманил в квартиру. Пытался силой добиться любви. Сам о себе говорит: Я человек развратный и праздный Это не доказательство. Нервы. Свидригайлов на грани срыва. Он решился на самоубийство. Приносит деньги для Дуни (0 тысяч), понимая необходимость спасти ее от Лужина. Но не женился. Зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету. Но все-таки отпустил. Нет ничего труднее в жизни прямодушия и легче лести Он откровенен.

17 Свидригайлов, случайный попутчик Всех, кто жжет пред собою мосты, Не скажу, что ты – лучший из лучших, Но и худший из худших – не ты. Ты за все свои злые удачи И за сделки с лукавой судьбой, Не торгуясь, не требуя сдачи, Расплатиться сумеешь собой. По Большому проспекту неспешно Ты идешь, чтоб навеки замкнуть Путь беспутный свой, путь многогрешный, Достоевским начертанный путь. Ты уйдёшь из Петровской столицы Не в классически-огненный ад, - В Вечность серую, в баню к мокрицам, К паукам, что на стенке кишат… В двух шагах от такого Эреба Оглянись, передумай, должник… Петербургское мутное небо Тихо капает за воротник. Равнодушный к тебе, невеселый Город мокнет под мелким дождем, Шпилем, будто осиновым колом, К этой утлой земле пригвожден. Исход Свидригайлова.

18 Система двойничества, построенная Достоевским в романе, необходима, чтобы показать пагубность любых теорий, даже светлых и чистых, если на практике их начинают применять нравственно нечистоплотные люди. Вывод

Ф. М. Достоевскому по праву принадлежит честь открытия в литературе многомерности и неисчерпаемости русской души. В своих произведениях выдающемуся русскому писателю удалось показать сочетание высокого и низкого, великого и ничтожного, благородного и подлого, Бога и Дьявола в одном человеке. Душа человека – это великая тайна, особенно душа русского человека.

Как говорит один из персонажей великого романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Свидригайлов: “Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля,

и чрезвычайно склонны к фанатическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особой гениальности”. Именно в этих словах Аркадия Ивановича находится ключ к разумению характера главного героя произведения Родиона Раскольникова.

Уже сама фамилия персонажа говорит о двойственности и внутренней неоднозначности образа. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать характеристику, которую Раскольникову дает Разумихин: “Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время… мнителен и ипохондрик… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия,

право, точно в нем два противоположных характера, поочередно сменяются… ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то”.

Родион Романович Раскольников – удивительный герой, который поразил меня до глубины души. Честно говоря, подобного персонажа до этого я не встречал ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Непостижима судьба Родиона, непостижима ситуация, в которой он оказался, и так же непостижимы его поступки. Из общей массы петербуржских обывателей Раскольникова выделяет противоречивость его характера и особые взгляды на жизнь.

Честно говоря, после знакомства с этим персонажем, с его поступками и размышлениями, возникают странные мысли, которые до этого не могли прийти в голову. Читая роман, я ставил себя на место Раскольникова и размышлял, чтобы лично я делал после убийства старухи-процентщицы и как бы я распорядился похищенными у нее ценностями. Эти и многие другие мысли не только одолевали меня, но порой даже пугали. Ни одна ранее прочитанная книга не заставляла меня ощущать ничего подобного.

Однако то, что я мог себя представить на месте Раскольникова, вовсе не означает, что я мог бы совершить подобное преступление. Просто-напросто герой оставил в моем сознании непередаваемые впечатления.

Логичным результатом бунта необыкновенной личности, отчуждения Раскольникова и его разъединения с людьми стало страшное преступление Родиона Романовича – убийство процентщицы и ее сестры. А кошмарное грандиозное видение, которое приходит к герою в эпилоге романа, – разделенный на части и от того гибнущий мир, бессмысленное скопище отчужденных человеческих лиц – это символ того, к чему может прийти общество, вдохновляемое идеями Раскольникова. Но герой не выдерживает своего отчуждения и одиночества. Со своими переживаниями он идет к Соне Мармеладовой.

Он уже сделал несчастными свою мать и сестру. Он боится сделать несчастной и Соню. Но он любит ее и не может поступиться своей любовью.

Родион любит Соню и в то же время осознает, что он, как человек, совершивший преступление, не достоин ее и не когда ее не получит. На мой взгляд, убийство старухи в романе – это, конечно же, преступление. А вот наказанием для героя стала Соня Мармеладова, а, точнее, его любовь к этой девушке и понимание безвыходности положения.

На протяжении всего произведения душа Раскольникова представляет собой своеобразную арену борьбы добра и зла. Бог и Дьявол в этой душе до последних строк романа находились в противостоянии, причем нам так и не удалось узнать, кто же в конце концов одержал верх. Ничего удивительного в этом нет, ведь главный герой романа – человек незаурядный, и его характер состоит из противоречий.

Даже, несмотря на то, что Раскольников ставит себя выше других, старается убежать от своих проблем, гордо и высокомерно смотрит на них свысока, его никак нельзя назвать отрицательным персонажем. Скорее, он загадочный и необъяснимый.

Подводя итоги, следует сказать, что внутренний трагизм главного героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” заключается в его отъединении от общества и создании кровавой теории собственного понимания совести. А непрестанная внутренняя борьба героя является подтверждение того, что в нем одновременно существует эгоистическая уверенность в своей правоте и вечная мечта избавить от страданий окружающих его людей. В финале произведения Раскольникову удается воскреснуть, но воскрешение это происходит не из-за отречения от идеи, а благодаря пережитым страданиям, благодаря обретению веры и любви. В завершение автор оставляет героев своего произведения на пороге новой жизни и перед Раскольниковым открываются неограниченные перспективы духовного развития, развития в лучшую сторону.

В этом финале хорошо видна вера писателя-гуманиста в человека, будь то чистая во всех отношениях личность или убийца и грешник, вера в то, что главного своего слова человечество еще не сказало и что все еще впереди!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ангелы и демоны Родиона Раскольникова.

Форма проведения урока : урок-исследование.

Цели урока:

· Образовательные:

· Формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);

· Формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами);

· Развивающие:

· Формировать логическое мышление путем сопоставления героев;

· Развивать речь учащихся;

· Развивать творческое мышление.

· Воспитательные:

· Расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям литературы, к киноискусству;

· Формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).

· воспитать уважение к общечеловеческим жизненным ценностям

· Формы работы учащихся :

Использованные технологии:

· Технология личностно-ориентированного обучения;

· Оборудование урока:

· Портрет писателя; рисунки художников к роману,рисунки учащихся

· Выставка произведений писателя;

· Презентация к уроку, телевизор в качестве экрана.

Ход урока:

«Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести,

и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем,

Д. С. Мережковский

1. Орг. Момент.

А)Определение учащимися темы и целей урока.

Б)Реализация домашнего задания .Обложка к роману.

Стихи о Петербурге. И вот горькое признание писателя в конце жизни, в записной тетради 1881 г.:

Рисунки учащихся ( обложки к книге)

Запишите, пожалуйста, тему урока и эпиграф к ней. Как вы понимаете слова Мережковского? (Слайды)

- А каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя?

2.Актуализация знаний по ранее изученному материалу:

3. Работа по новой теме урока:

Как вы думаете, о чем эти слова?

Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести… Налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на самых неразвитых людях… Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль.

Слово учителя:

Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя.

Аналитическая беседа.

. Может ли человек судить, вершить судьбу другого человека? А кому дано такое право? (Богу)

- В чем смысл притяжения и отталкивания между Раскольниковым и другими персонажами ? ( в их некоторой общности поведения)

Физминутка . (Упражнения для глаз) На улицах этого города призрака разворачиваются драматические события романа.

4. Составление кластера на рабочем листе.

А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя . Узнаем, кого и почему можно назвать двойниками Раскольникова.

Выясним, согласно каким теориям, живут двойники Раскольникова.

Учащиеся записывают в рабочий лист.

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. (Слайд 23)

Кто, по вашему мнению, относится к двойникам Раскольникова? Кластер

Ученик: Лужин и Свидригайлов и др.(Слайды 23-24)

5. Подготовка к словарной работе.

Давайте вспомним, что такое литературный портрет. (Подготовка к ЕГЭ)

Литературный портрет — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. ( Слайд )

Найдите в произведении портрет Лужина и зачитайте его вслух. ( Слайды 26-28)

Работа с текстом произведения

Жизненная позиция:

Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим. Он приятный человек? Таких называют одиозными:

В тетрадь: Одиозный - вызывающий крайне отрицательное отношение к себе, крайне неприятный

Отношение к любви: Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину.

А теперь найдите в произведении портрет Свидригайлова и зачитайте его вслух. (Слайды 32-37)

Работа с текстом произведения. (2 группа)

Глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Жизненная позиция:

Отношение к любви:

Любыми путями будет добиваться необходимого ему результата.

Вывод учащихся: Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью, он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем.

3) Господин Лебезятников — еще один двойник Раскольникова. По словам самого Достоевского, Лебезятников слепо верит и "лебезит" перед разными модными идеями, как например, социализм, коммуна, гражданский брак и т.д. В этом он похож на Раскольникова, который тоже одержим своей теорией. Оба героя совершают аморальные поступки, руководствуясь своими теориями. Так, Раскольников совершает yбийcтво, а Лебезятников избивает и без того больную Катерину Ивановну

4)Соня Мармеладова является двойником Раскольникова, потому что она, как и он, переступает через себя — решает заняться "непристойной работой". Раскольников психологически убивает самого себя, когда совершает убийство старухи и ее сестры. Соня тоже психологически убивает себя, когда начинает заниматься "неприличным ремеслом". Соня губит себя ради спасения семьи. Раскольников же губит свою и чужую жизнь, чтобы проверить свою безумную теорию:
5) Чиновник Мармеладов является двойником Раскольникова, потому оба героя своими поступками губят как свою жизнь, так и жизнь близких людей. Пьянство Мармеладова доводит его семью до нищеты и в итоге — до трагедии. Раскольников своим преступлением губит свою жизнь, жизнь старухи и ее сестры Лизаветы, а также губит жизнь своей матери, которая не может пережить происходящее. Мармеладов называет себя подлецом и "скотом", Раскольников называет себя низким человеком:
6) Катерину Ивановну Мармеладову также можно считать двойником Раскольникова. Она, как и сам главный герой, образованна, умна, горяча и горда. Она, как и Раскольников, понимает, что с ее умом и образованием она достойна лучшей жизни:

7) Дуня Раскольникова отчасти тоже является двойником своего брата Родиона Раскольникова. Раскольников переступает черту, то есть совершает преступление, лишая жизни старуху и ее сестру. Дуня же готова "переступить" черту, переступить через себя и выйти замуж не по любви за Лужина ради того, чтобы спасти семью от нищеты. По сути Дуня идет на преступление против самой себя и лишает себя шанса выйти замуж по любви или, если и не по любви, то хотя бы за достойного человека, который бы любил ее.

6. Обобщение материала урока

Выводы: опираясь на текст произведения, решим:

2)Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем 5-10 предложений). 3)Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ.

6.Итоги урока.

Интерес: что интересного было на уроке?

Творчество: какие творческие работы вы выполняли?

Обучение: чему вы научились?

Главное: что сегодняшний урок принес мне?

Домашнее задание: Подготовиться к сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского

Требования: сохранение особенностей жанра письма. Содержание: письмо из 19 века; поговорите с героем, что вы принимаете, а что отвергаете во взглядах и жизненных принципах, за что вы могли бы поблагодарить, что бы вы посоветовали ему.

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Теория Раскольникова. Истоки бунта.

Цель урока: Раскрытие сути теории Раскольникова

  • Образовательные:
  1. Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова;
  2. Сформулировать мотивы совершения преступления;
  • Развивающие:

1. Формировать умение анализировать эпизод текста;

2. Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста;

3. Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

  • Воспитательные:
  1. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;
  2. Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
  3. Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.
  4. 4.Дать возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу художественного произведения.

Тип урока: урок-семинар

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них

любим, кому больше желаем победы.

1. Организационный момент :

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них

любим, кому больше желаем победы.

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.

Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание? Сегодня определите вы сами.

- Скажите, пожалуйста, каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? ( Кульминация )

Но перед тем, как решится на подобный шаг. гл. герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса. Ответы на эти вопросы должны быть краткими, так как шире эти два вопроса мы рассмотрим в течение урока.

4. Работа по теме урока. Работа с текстами и презентацией.

Итак, ребята, выяснив для себя ответы на эти два вопроса , мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов , которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. (На слайде написаны эти два слова. Дети пытаются разгадать их семантическую, то есть внутреннюю форму. Давайте подумаем, как можно истолковать эти слова, проведем небольшой анализ.

( Преступление - преступить, переступить через что-то.

Учитель: А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

- Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников? Давайте составим таблицу, в которой будут три столбца, названия пока у таблицы не будет, а три столбца мы озаглавим следующим образом: нравственность, философия, социальные черты.

(Дети говорят, что нравственного он преступил, что философского, что социального: он преступил нравственные черты – он убил человека, он преступил философские черты – он создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он нарушил закон)

(запись в тетради) Давайте посмотрим в нашем учебнике, есть и упоминание об этих чертах.(Смотрят учебник, находят там упоминание)

Хорошо ребята, значит мы с вами на правильном пути. Мы с вами выяснили, какие черты преступил Раскольников, совершая преступление. А суть наказания мы выясним позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова.

Вы видите, что наша доска разделена на две части. В каждой части написано только одно слово ТЕОРИЯ.

Что бы это могло значить? (отв. Возможно, несколько точек зрения и т. д.)

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают текст, отвечают на вопрос.

- В чем же смысл этой теории?

(делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

-- Нет, нет, не совсем потому, -- ответил Порфирий. -- Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста, по парам. Я предлагаю первой паре (Аделина, Виталий) проанализировать, какие по теории Раскольникова люди обыкновенные , в вторая пара (Вова, Кристина) исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и выпишите на листы , раскрывающие суть теории.

Что должно получиться у 1 группы:

  • Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

  • Первый разряд всегда -- господин настоящего,
  • Первые сохраняют мир и приумножают его численно;

Что должно получиться у 2 группы:

  • … и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.
  • Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, -- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, -- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Как мы с вами понимаем, в начале урока мы не просто так отвечали на два вопроса, помните? Что мы выясняли? (Роль Петербурга в романе и отношения Родиона с окружающими его героями)

- Вы сказали, что Петербург – это среда, в которой жил наш герой. Может ли окружающая среда влиять на поступки и мысли человека? (да, конечно, может). Значит, окружающую среду Раскольникова, т.е. Петербург – мы отнесем к внешним или внутренним предпосылкам рождения теории? (к внешним, так как это – окружение героя, то есть то, что влияет на него извне)

Ребята, также вы анализировали отношения Раскольникова с другими героями. К каким причинам мы отнесем их? (к внутренним)

Почему? (переживания, чувства по отношению к этим героям происходят в душе Раскольникова, то есть внутри него)

Молодцы, ребята. Теперь вы понимаете, что является внешними, а что внутренними причинами рождения теории. Перед вами тексты. Так же, работая с текстом в парах, заполните, пожалуйста, вторую половину доски. 1 группа исследует внешние причины, вторая – внутренние.

Что должна найти 1 группа:

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. – ч.1, гл.1

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека . (ч.1, гл.1)

Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. (ч.1, гл.1)

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. (ч.1, гл.3)

Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! (ч.1, гл.2)

А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге. (ч.1, гл.3)

- Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие важные вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Скажите, пожалуйста, а что получает человек, совершивший преступление? Наказание. Давайте посмотрим, какое наказание получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые вы вывели.

( Социальное наказание . - лишение свободы; философское наказание . - опровержение теории, её крах; нравственное наказание . - одиночество, утрата всех жизненных ценностей).

-Хорошо, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему у главного героя романа такая фамилия? (Раскол – происходит внутренний раскол его)

- То есть что происходит с героем в момент совершения преступления и наказания? (Герой раскалывается)

- А что значит раскалывается? (Значит он теряет гармонию с окружающим миром и с миром внутренним.)

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения. ( Любая теория абсурдна. Строить жизнь по теории нельзя!)

Учитель читает текст под презентацию.

- В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2.

- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли сталинские лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.

- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

- Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех других.

Саморефлексия на уроке.

- Ребята, вам понравился урок?

-Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

- Есть ли моменты. Которые вы не смогли понять, осмыслить?

-Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов. Оценки. Д/з

Домашнее задание на выбор:

Проанализируйте речевые портреты героев романа.

Составьте хронологию встреч Сонечки и Раскольникова с описанием чувств героев.

Читайте также: