Андреа верроккьо биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Андреа дель Верроккьо (настоящее имя Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция — 1488, Венеция) — итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения.

Содержание

Биография Андреа Верроккьо

Художник родился и долгое время работал во Флоренции.

Один из учителей Леонардо да Винчи.

Представитель флорентийской школы. Учился у ювелира Вероккьо (имя которого унаследовал) и др.

Реалистические традиции кватроченто сочетал с аристократической утончённостью и изысканным декоративизмом форм, характерными для художественной культуры Флоренции последней четверти XV в.

Творчество Верроккьо

Вероккьо — мастер-универсал, успешно работавший в разных жанрах и формах — ювелирное дело, скульптура, живопись, архитектура, музыка.

Он известен прежде всего как выдающийся скульптор, автор статуи Давида и конного монумента Бартоломео Коллеони, одной из жемчужин искусства Возрождения.

Только в середине 1460-х годов художник обратился к живописи.

Он открыл мастерскую, из которой выросли такие прославленные мастера, как Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и Леонардо да Винчи. Мастерская Вероккьо была самой знаменитой во Флоренции того времени.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio; родился 1435 г. — умер 10 октября 1488) — известный итальянский художник XV века, выдающийся мастер флорентийской школы живописи Раннего Ренессанса. Творчество Андреа дель Вероккьо, чьи картины и скульптуры поражают зрителей многогранностью таланта автора, оказало огромное влияние на развитие изобразительного искусства Возрождения. А биография художника является ярким примером служения человека высоким идеалам гуманизма.

Андреа дель Вероккьо навсегда вписал свое имя в историю мировой культуры не только благодаря созданию великолепных шедевров искусства. Он также был прекрасным учителем для начинающих художников. Из большого количества его учеников особенно выделяются:

    (Leonardo da Vinci); (Sandro Botticelli); (Pietro Perugino);
  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi).

Биография Андреа дель Вероккьо

Андреа дель Вероккьо родился в семье мастера по изготовлению керамической плитки во Флоренции в 1435 году. Полное настоящее имя художника — Андреа ди Микеле ди Франческо ди Чионе, а Вероккьо — это творческий псевдоним, который он унаследовал от своего наставника по окончании обучения ювелирному ремеслу.

О детских годах Андреа практически не сохранилось достоверных сведений. Известно лишь, что его семья была дружной, многодетной и не слишком обеспеченной. Поэтому Вероккьо, по мере сил, на протяжении многих лет помогал материально своим братьям и сестрам.

История не сохранила для потомков имя наставника, который обучал живописи Вероккьо в 1450-х годах. Вероятно, им был Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi), хотя документальных подтверждений этой теории не существует. Зато доподлинно известно, что уже в середине 1460-х годов молодой художник обзавелся собственной мастерской во Флоренции, где вместе с учениками занимался изготовлением предметов ювелирного, живописного и скульптурного искусства.

Андреа дель Вероккьо. Гробница Джованни и Пьеро Медичи, 1469-1472

Важной отличительной особенностью мастерской флорентийца стала ее многопрофильность. Андреа Вероккьо с учениками с легкостью брался за выполнение самых разных заказов:

  • написание картин;
  • изготовление ювелирных украшений;
  • создание скульптурных композиций;
  • роспись керамической посуды; ; ;
  • режиссуру праздничных мероприятий.

Необыкновенный талант Андреа дель Вероккьо по достоинству ценили самые влиятельные люди Флорентийской республики. С середины 1460-х годов и до самой смерти он пользовался особым покровительством семейства Медичи. По заказу Лоренцо Великолепного (Lorenzo il Magnifico) художник создал ряд своих известных работ, в том числе бронзовую скульптуру Давида, а также гробницу Джованни и Пьеро де Медичи.

В 1479 году правители Венецианской республики поручили Вероккьо разработку проекта памятника выдающемуся военачальнику Бартоломео Коллеони (Bartolomeo Colleoni). На эти цели была выделена астрономическая сумма в 100 тысяч дукатов. Восковая модель, созданная флорентийским мастером, полностью удовлетворила пожелания заказчиков.

Для окончательной реализации грандиозного творческого замысла Андреа в 1485 году переехал в Венецию, с целью лично руководить работами по отливке сложной скульптурной композиции. Но 10 октября 1488 года Вероккьо внезапно умер, так и не завершив задуманное. Спустя 8 лет памятник, который стал главным украшением площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, торжественно открыли для обозрения, где он стоит и поныне.

Андреа дель Вероккьо. Памятник Бартоломео Коллеони, 1479-1486

Тело великого мастера Ренессанса захоронили в церкви Сант-Амброджо, но спустя несколько столетий останки художника загадочным образом исчезли. Сегодня на месте погребения Вероккьо находится лишь оригинальная надгробная плита со скромной лаконичной надписью на итальянском языке.

Андреа дель Вероккьо. Надгробная плита на месте захоронения Вероккьо

Самые известные работы Андреа дель Вероккьо

Многочисленные произведения искусства, созданные выдающимся живописцем и зодчим эпохи Возрождения, сейчас украшают залы музеев, интерьеры церквей и площади итальянских городов. Среди самых известных шедевров Андреа дель Вероккьо можно особо отметить:

  • Мадонна с младенцем (1466) — яркий образец начального периода творчества Вероккьо. Сегодня картина находится в Нью-Йорке, в музейной экспозиции Метрополитен, в зале шедевров Раннего Ренессанса.
  • Гробница Джованни и Пьеро Медичи (1469-1472) — надгробный памятник, изготовленный из мрамора и бронзы. В оформлении саркофага отсутствуют человеческие фигуры, зато щедро используются изящные растительные орнаменты.
  • Крещение Христа (1475-1478) — самая знаменитая картина живописца, в работе над которой участвовал молодой ученик Леонардо да Винчи. По легенде, именно после завершения этого произведения Вероккьо полностью отказался от живописного творчества, так как убедился, что да Винчи превзошел его по мастерству.
  • Памятник Бартоломео Коллеони (1479-1488) — венец скульптурного творчества художника. Наряду с памятником Гаттамелате, изготовленным великим Донателло (Donatello), эта работа считается эталоном конной статуи эпохи Раннего Возрождения.

Андреа дель Вероккьо. Серебрянный алтарь церкви Иоанна Крестителя, 1467-1483

На портале Very Important Lot каждый посетитель может принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести шедевры старых мастеров. Наш сайт также дарит всем желающим возможность напрямую купить картины или скульптуры у современных художников.

Флорентийский скульптор, художник и ювелир Андреа дель Верроккьо — знаковый мастер эпохи флорентийского Возрождения, который стоит в одном ряду с Донателло и Микеланджело. Чего стоит только упоминание учеников Вероккио, среди которых были знаменитые Леонардо да Винчи, Перуджино, Сандро Боттичелли, Гирландайо и другие мастера. В эпоху кватроченто мастер прославился благодаря своим работам в классическом стиле — как в жанре живописи, так и в создании скульптур. Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони.

Конная статуя Бартоломео Коллеони. Верроккьо. Фото. Конная статуя Бартоломео Коллеони. Верроккьо. Фото. Конная статуя Бартоломео Коллеони. Верроккьо. Фото. Конная статуя Бартоломео Коллеони. Верроккьо. Фото.

Статуя Бартоломео Коллеони

Ранние годы

Верроккьо появился на свет во Флоренции и, как считается, был назван в честь успешного ювелира Франческо ди Луки Верроккьо. Доподлинно не известно, кто был наставником будущего мастера. Вероятно, первые уроки он получил от тезки-ювелира или Донателло. Со временем Верроккьо стал главной опорой для своей семьи, помогая не только родителям, но и братьям, сестрам, племянникам.

Живопись

Крещение Христа. да Винчи, Верроккьо.

Крещение Христа (1472–1475, Уффици, Флоренция)

Единственной подписанной картиной художника является Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатусом (Собор Святого Зенона, 1475–1483). Хотя известно, что это работа учеников Верроккьо. Сам учитель, вероятно, занимался проектированием и созданием сложной композиции.

Скульптура

Давид. Верроккьо.

Путто с Дельфином. Верроккьо.

Путто с Дельфином

Дама с букетом. Верроккьо.

Самые значимые работы скульптор создает в последние два десятилетия своей жизни. В 1479 году в Венеции Верроккьо принял участие в конкурсе на создание конного памятника наемнику Бартоломео Коллени, создав восковую модель статуи в натуральную величину. Однако работу автор не завершил, скончавшись в 1488 году. Завершение проекта легло на плечи Алессандро Леопарди. Главный герой скульптуры прямо сидит на лошади, глядя в глаза невидимому врагу, его фигура полна движения. Некоторые критики считают, что данная работа повлияла на статую Давида авторства Микеланджело.

Наследие

Признание Верроккьо мастером в ювелирном деле и в скульптуре неуклонно росло даже после его смерти. Многие известные художники итальянского Возрождения занимались изучением его картин и статуй, что повлияло и на их творчество.

Андреа дель Верроккьо

Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) – знаковая личность, выдающийся итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, сумевший благодаря своему таланту и неиссякаемому трудолюбию оставить глубокий след в мировой культуре. Его великолепные работы получили признание как современников, так и потомков.

Полотна и скульптуры, созданные мастером, входят в коллекции многих музеев Италии и других стран мира, восхищая необыкновенной манерой исполнения и глубиной идейного замысла.

Биографические сведения и мастерская Верроккьо

О личной жизни Андреа дель Верроккьо, настоящее имя которого было Андреа ди Микеле Чони (Andrea di Michele Cioni), сохранилось мало сведений. Известно, что он родился во Флоренции (Firenze), примерно в 1435 году. В детстве и юности увлекался музыкой, проявлял склонность к техническим наукам, любил геометрию и астрономию. Семья будущего мастера не принадлежала к знатному роду, но, благодаря отцу, работавшему ремесленником, а позже трудившемуся в таможенной службе города, не испытывала особой материальной нужды.

После ранней смерти кормильца 17-летнему Андреа пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь и обеспечивать пропитанием некоторых своих братьев и сестёр. При этом увлечённость искусством и неутолимое желание создавать прекрасные произведения определили судьбу юноши.

Творческий путь молодого Андреа, как и многих знаменитых художников и скульпторов эпохи Возрождения, начался с обучения и работы в одной из ювелирных мастерских Флоренции. Там он занимался не только изготовлением драгоценных украшений, но и познавал основы живописи, пластики и архитектуры. Его первым учителем был Джулиано Веррокки, фамилию которого в несколько изменённом виде Андреа заимствовал для своего будущего псевдонима.

Спустя несколько лет Андреа дель Верроккьо основал собственную художественную мастерскую, пользовавшуюся невероятной популярностью у жителей Флоренции. Это место стало источником разностороннего образования и бесценного профессионального опыта для целой плеяды молодых, подающих надежду художников и скульпторов, будущих титанов эпохи Возрождения. В их число входили:

    (Sandro Botticelli);
  • Пьетро Перуджино (Pietro Perugino);
  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi); (Leonardo da Vinci).

В мастерской Верроккьо царила атмосфера бесконечной любви к искусству, науке, философии и литературе. Помимо изучения традиционных способов работы с красками, металлом, камнем, гипсом и кожей здесь уделялось особое внимание точным дисциплинам и их практическому применению в живописи и скульптуре, разгорались споры о художественной ценности тех или иных произведений, подробно обсуждались идеи гуманизма, велись дискуссии об античном наследии.

Верроккьо снискал глубокое уважение и покровительство многих влиятельных граждан и меценатов Флоренции, получая от них различные заказы. Особый интерес к его творениям проявляли представители клана Медичи (Medici), являвшиеся в тот период негласными правителями республики. С большим талантом и находчивостью Верроккьо удавалось выполнять декорирование пиршеств знатных особ и оформление придворных празднеств.

Большую часть жизни он жил и творил в родном городе. В конце XV столетия переехал в Венецию (Venezia), где скончался в возрасте 53 лет, в 1488 году.

Скульптуры и картины – особый стиль мастера

В искусствоведческих кругах принято считать, что Верроккьо обратился к живописи не ранее 60-х годов XV столетия. Выполненные им картины посвящены преимущественно религиозной тематике.


Главенствующее место в евангельских сюжетах, мастерски воссозданных художником, занимает изображение Мадонны (как правило, с маленьким Христом). В произведениях Верроккьо Богородица почти всегда предстаёт печальной девой, исполненной тихой грустью и смирением. Отличительной чертой стиля считается особая аристократическая утончённость, скрупулёзность передачи деталей, точность и острота рисунка, одухотворенность и лиричность образов. Примечательно, что не всем картинам, известным как работы кисти Верроккьо, с абсолютной точностью можно приписать авторство флорентийского художника.

В скульптурных произведениях отчётливо читается влияние античного искусства и творческого наследия таких гениальных художников как Донателло (Donatello), Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo), Дезидерио да Сеттиньяно (Desiderio da Settignano). Верроккьо стремился к совершенству форм и во многом преуспел в этом. Работы скульптора, считавшегося в свою эпоху лучшим знатоком металла, оказали значительное влияние на развитие бронзовой литой пластики.

Крещение Христа

Картина Крещение Христа (Battesimo di Cristo) признана самой знаменитой работой мастера, выполненной в соавторстве с его учеником, юным Леонардо да Винчи в 70-ы годы XV столетия. В основе сюжета – каноническая библейская сцена из Евангелия от Матвея, часто встречающаяся на полотнах живописцев той эпохи.

Картина Крещение Христа авторы Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи

В композиционном решении, в том, как изображена центральная фигура Спасителя, стоящего в водах Иордана, так же как и в образе Иоанна Крестителя прослеживаются характерные особенности средневековой живописи. В героях нет индивидуальности, они скорее выполняют роль символов, олицетворяя величественность и глубокую одухотворённость. Движения кажутся скованными, в них отсутствует динамизм, позы выглядят несколько искусственными. Задний план, напоминающий не пейзаж, а декорацию, лишён ощущения пространства и перспективы. В то же время произведение отличается богатой цветовой палитрой и разнообразием оттенков.

В нижнем левом углу картины – фигура маленького ангела, облачённого в голубое одеяние. Автором этой части работы, выполненной (в отличие от всего произведения) не темперными, а масляными красками, был Леонардо да Винчи.

Образ, созданный молодым гением, отличается особой живостью, естественностью и реалистичностью. Согласно преданию, Верроккьо, увидев результат работы, был настолько поражён величиной таланта своего ученика, его явным превосходством над наставником, что поклялся никогда более не заниматься живописью. История умалчивает о том, насколько правдивым оказалось обещание учителя.

До 1530 года картина находилась в церкви Сан-Сальви (San Salvi), во Флоренции, потом была перевезена в Галерею Уффици (Galleria degli Uffizi), где экспонируется и в наши дни.

  • Советую забронировать индивидуального гида для лучшего понимания экспонатов галереи.

Давид

Почти метровая (125 см) бронзовая статуя Давида, выполненная с невероятным техническим мастерством, относится к 60-70-м годам XV столетия. Эта скульптурная работа прославила Верроккьо и по праву стала считаться эталоном ренессансной пластики. В произведении мастера отчётливо прослеживается влияние Донателло и его изваяния молодого обнажённого царя, воина-победителя, созданного несколькими десятилетиями ранее.

статуя Давида автор Андреа дель Вероккьо

Скульптура Верроккьо отличается изяществом, аристократизмом, выразительностью и анатомической точностью передачи форм человеческого тела. Библейский царь, созданный скульптором, предстаёт отважным, торжествующим юношей, наслаждающимся своей победой над поверженным Голиафом. Его стройное, прекрасное тело облачено в тесно прилегающих кожаный колет. Расслабленная поза, полуулыбка на губах, разворот головы, – каждая деталь повествует о глубокой удовлетворённости героя и его уверенности в себе, а отрубленная мощная голова великана, лежащая у ног юного воина, красноречиво подчёркивает ценность выигранного сражения.

Существует предание, согласно которому именно Леонардо да Винчи позировал для Верроккьо, работавшего над статуей Давида, но доказать достоверность этой легенды не представляется возможным.

Скульптурное произведение выполнялось по заказу семьи Медичи и первоначально должно было служить украшением виллы Кареджи (Careggi), после статую передали в Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), где располагалась флорентийская синьория, в 1777 году работа мастера попала в Галерею Уффици. В настоящее время великолепное изваяние Верроккьо входит в сокровищницы Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello).

Уверение Фомы

Монументальная работа Христос и святой Фома, в искусствоведческих кругах она носит также название Неверие (или Уверение) святого Фомы (Incredulita di san Tommaso) была выполнена в 60-80 годы XV столетия.

Скульптура Уверение Фомы

Скульптурную группу первоначально установили в одной из 14 ниш, украшавших внешние стены церкви Орсанмикеле (Orsanmichele) во Флоренции, сейчас она заменена копией, а оригинал, подвергшийся в конце прошлого столетия масштабной реставрации, хранится в стенах одноимённого музея, расположенного при храме.

В основе композиции – известный евангельский сюжет, повествующий о том, как Иисус, воскреснув из мёртвых, позволяет своему усомнившемуся ученику приложить пальцы к ранам, оставленным после распятия.

Образ Спасителя играет главенствующую роль, святой апостол стоит слева, его фигура выступает за пределы ниши, но единство линий ниспадающих одеяний, одухотворённость жестов и глубокий драматизм на лицах героев, рождают ощущение абсолютной художественной цельности и законченности произведения. Такое композиционное решение фасадной скульптуры было настоящим новаторством для искусства той эпохи.

Читайте также: