Тверская глиняная игрушка кратко

Обновлено: 04.07.2024

Игрушка – одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создает ощущение особенности русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках 10-17 веков (Москва, Рязань) – свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Игрушки лепили, в основном, женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время – большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной четкостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) – глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Язычество не ушло в небытие, а опосредованное сохранилось в народных промыслах, в том числе и в игрушке. Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления крестьянина о природе и человеке. Дети, помогавшие своим родителям лепить и красить игрушки, принимали систему ценностей от предков.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми, окружающим миром. Очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Дымковская игрушка (дымочка)

В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вятка. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы – свистуньи продавались здесь же , на улице.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.

Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет на желтой свинье; другой молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке.

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос, овалов, колец. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Мелкие элементы украшают крупные – кольца, круги, полосы – или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии). Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность (отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Тверская игрушка

Город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки, или, как ее еще называют, калининской (по прежнему названию области), торжокской.

Игрушки статичны, но иногда повернута голова, разная осанка. Птицы гордые, красивые, декоративные.

Птицы украшаются налепами и затем расписываются.

Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точкой. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяются гребешок, хохолок.

Сочетание цветов разное – это голубой, синий, желтый, оранжевый, красный, темно-красный, коричневый, зеленый, немного черного и главный цвет белый, жемчужинки – белые точки. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.

Филимоновская игрушка

Это яркая, веселая игрушка- свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего здесь залежи высокосортной глины. Персонажи игрушек многообразны: это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой.

У животных-свистулек выделяются уши, у барана рога – круглые завитки, свернутые калачом, у коровы большие рога, крупным месяцем загнутые вверх, у оленя – деревцем. Это отличает одно животное от другого. В остальном фигурки коней, козлов, собак одинаковые: перехваченное в талии туловище, переходящее в длинную шею с маленькой головкой, - то ли это животные, то ли люди ряженые.

Глина пластичная, жирная, быстро сохнет и покрывается трещинами, которые заглаживают влажной рукой, постепенно вытягивая туловище фигурки.

Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Лица барынь и кавалеров изображаются точками, штрихами. В украшении фигурок используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, а также веточки, звездчатые розетки. Детали росписи можно расшифровать: круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Роспись яркая, звучная, краски анилиновые. Узор пишут как бы в шутку. Белый цвет глины после обжига используется как фон. Сплошная окраска кофты барыни, солдата, птицы чередуется с цветными полосами. Яркими мазками оттеняются рога животных. Белое сочетается с малиновым, зеленым, желтым, реже с синим и фиолетовым. Для прочности и блеска окрашенные места обмазывают белком. Игрушки добрые, веселые.

Каргопольская игрушка

Каждый гончар делал игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов.

Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных, птиц. Женские фигурки с ребенком на руках, с корзинкой, птицей, занятые хозяйственными заботами. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами-налепами, разнообразные головные уборы – кокошники или шляпки, на шее бусы. Это барыня, крестьянка, кормилица в старинном наряде.

Мужики с окладистой бородой изображены в длинных кафтанах, украшенных большими пуговицами, на голове шапочка или картуз. Каждый изображен в действии: заняты работой (плетут лапти), идут с лукошком, играют на гармошке, сидят в кресле.

Изображение животных типично для народной игрушки – это конь, корова, олень, баран, козел, собака с костью в зубах, заяц с морковкой, медведь – хозяин леса.

Самый загадочный образ – Полкан, могучий богатырь с туловищем коня (кентавр).

Сюжетные композиции отображают сцены из деревенской жизни: посиделки, катание в лодке, танцующие пары, кадриль, сельский праздник и др.

Лепят игрушки из красной глины: сначала делают верхнюю часть туловища и крупную голову на толстой шее, затем торс соединяют с ногами в мужской фигуре или с юбкой в женской, потом прилепляют руки, головные уборы и разные предметы. Места соединения сглаживают, и фигурки приобретают монолитность.

Поле обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Цветовая гамма приглушенная, северная. Для росписи характерны неяркие цвета – серый, розовый, зеленый, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, желтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная.

Геометрический орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, штрихов, концентрированных овалов, пятен, зубцов, которые ритмично наносятся на поверхность игрушки. Это не просто узор, а символические знаки, древние следы культа солнца и земли. Фигурки – каргополки как будто позируют в молчаливой важности.

Знаковые значения игрушек

Барыня с ребенком (со свистком)

plf0101

Хранительница очага, связана с культом плодородия.

Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения,

которым наделена женщина, это могущественная сила,

отождествленная с силой плодоносящей земли. Как

земля умножает зерно, так женщина умножает род

человеческий. Роспись: вертикальные полосы – знак

падающего дождя, волнистые линии – земля, напоенная

plf0301

Конник – знак солнца и неба, одно из главных

значений всадника на коне – солнце, совершающее путь

по небу на колеснице.

Коза, корова

коза, корова

Знак плодородия, в ней заключен хлебный дух поля.

Отсюда поверье – при виде колеблющихся от ветра

доступной только посвященным. Медведь наш

предок, пращур, символ могущества и плодородия.

plf0306

Олень – знак неба, удачного брака и обильной

жизни. К тому же олень – знак славянских богинь

Рожениц – матери и дочери, рожающих все живое.

баран

Баран – знак богатства, знатности и жизненного

Птица, петух

plf0403

Птица – олицетворение весны, тепла, солнца.

Главный смысл – оберег.

Петух – знак воскресения природы, пробуждения

земли, рассвета, знак, обретший самостоятельную

жизнь души. Главный смысл – оберег. В старину

обращались за помощью в заговорах: « За тридевять

plf0406

Русалка – загадочная птица с женским лицом.

Русалка у южнорусских славян – это не женщина –

рыба, а женщина – птица. Дух растительности,

летала над полями, охраняла урожай, жила на

деревьях. Вспомним у А.С.Пушкина: «Там чудеса,

утица

Утка – знак хорошего урожая. «Где утка шла – там

оберег. В русском фольклоре добрые герои оберегали

себя от беды, овладев птичьим языком и обернувшись

птицей. При помощи свиста и магической глиняной птицы, маги, волхвы и кудесники отгоняли злых духов.

легенде дочь бога солнца Сурьи - жена братьев –

близнецов Ашвинов (буквально – конников).

Главное предназначение – помощь людям.

Русская троица с птицами (курами)

русская троица с птицами

- справа, слева птицы – солнце восходящее и заходящее

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:


Город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки, или, как её ещё наз.



Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Так, скажем, птичка – это некая яйцевидная форма с едва намеченными хвостиком и головкой. Понятно, что декоративная эстетическая функция была затушевана, зато, очевидно, была функция, связанная с особой значимостью звука как такового. Что такое звук для традиционной культуры? Это Жизнь. Зачем наши предки выходили весной на проталины и зазывали, закликали, гукали весну? Чтобы помочь природе ожить, проснуться после зимнего безмолвия. Ребёнок при рождении заплакал - значит, будет жить. Петух закукарекал - значит, рождается новый день. Звук имел первостепенное, животворное значение. С развитием звуковых инструментов появлялись детали декора, которые делали функциональную вещь ещё и красивой.


- Мир образов русской глиняной игрушки – это мир крестьянина-земледельца, связанный с обожествлением и почитанием природы, заботой о плодородии. Поэтому больше всего поражает архаика, глубина этих традиций, корнями уходящих в язычество. Впрочем, у каждого народа, абсолютно каждого, есть подобные игрушки и музыкальные инструменты. Даже при раскопках пирамид Майя были найдены глиняные музыкальные инструменты. Более того, и образы-то схожи и однотипны – это фигурки животных (козлов, баранов, оленей), птиц, антропоморфные образы. Просто каждый народ шёл своим путём, но идеи для всех общие. И часто игрушки и музыкальные инструменты объединяли в одно целое декоративно-образное и музыкальное. Вот скажем, в Черногории есть однострунный инструмент гусло с грифом в виде головы козла, - рассказывает Владимир Иванович.

В каждом регионе есть свои особенности в традициях изготовления керамики. К примеру, дымковская игрушка, которая у всех на слуху, - очень яркая, эстетичная. Более архаичны пензенские или абашевские игрушки. Ещё более архаичными кажутся изделия калужских мастеров – хлудневские игрушки, романовские, каргопольские.

У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.


- Самое важное, на мой взгляд, что сохранено в новоторжском промысле, как ни в каком другом, так это любовь к материалу. Взять хотя бы дымковскую игрушку - она полностью закрашена, а вот у тверской игрушки остаётся чистый цвет глины. Этот материал при обжиге сам по себе даёт массу красивых терракотовых оттенков в зависимости от того, какие в ней есть примеси, где вы берёте эту глину. А если есть ещё и примесь слюды, то после обжига игрушка будет на свету даже золотом отливать.Необыкновенно смотрятся и игрушки, покрытые глазурью.


Владимир Ситников не только сам создаёт глиняные игрушки, но и обучает ремеслу студентов. Для таких занятий прикладным искусством - керамикой, ткачеством, резьбой по дереву и др. - в университете есть специальная аудитория. Там ребята и осваивают традицию изготовления тверской игрушки. Есть в помещении небольшая печечка для обжига, ну а материал…он под ногами.

- Глину берём везде, уж чего-чего, а этого добра в Тверской области хватает. Как говорится, на два штыка культурный слой почвы сними – и вот она глина. Вот были как-то с экспедицией в Торопецком районе, смотрим – канава, а в ней - глина сиреневого оттенка. Из неё такая замечательная игрушка вышла, что даже вообще не захотелось потом её раскрашивать.

Помимо новоторжских, мастер изготавливает игрушки и в стиле традиций других промыслов. Вот, скажем, это абашевская игрушка, покрыта глазурью, которая при обжиге тоже даёт различные цветовые оттенки и разводы на изделиях. Причём конечный результат не вполне предсказуем.



В последствии пензенские мастера для удешевления производства стали раскрашивать игрушки масляной краской. Есть одна из версий, почему очень часто окрашивают в красный цвет. Она возвращает нас к языческим временам: во время жертвоприношения в кровь убитого животного обмакивали фигурки из глины, дерева, камня и т.п., чтобы поставить в своём доме в качестве приобщения к жертве и оберега. Оттуда и пошли красные звери с позолоченными завитушками.



Уникальность игрушек Владимира Ситникова ещё и в том, что все они - это полноценные музыкальные инструменты. У каждой, даже самой маленькой птички, свой тон, каждая имеет свой голос, своё неповторимое звучание.

- Магазинная новоторжская игрушка петь не будет, в лучшем случае будет издавать пронзительный резкий звук - свист. Это потому, что она монолитная и свисток там делается всего двумя проколами. А мои все работы пустотелые, причём форма должна быть гладкой внутри, чтобы звук был чистым, мелодичным, не шипящим. Нужно правильно выстроить звукоряд (проделать игровые отверстия - дырочки). И конечно, должен быть качественный свисток, такой, которым в народной традиции снабжены свирели, сопели, пыжатки. И тогда игрушка приобретёт мелодичный голос, станет музыкальной забавой, музыкальным инструментом.



Наши предки умели мыслить музыкальными образами. Взять хотя бы самый простой звукоряд из трёх нот. Получится весьма архаичная мелодия для магического действа – обряда встречи и проводов Масленицы. Хотя на нас сегодня воздействует совершенно другая музыкальная среда, но эта простая мелодия нам тоже понятна и близка, потому что рождает отголоски звучащей родной природы, это заложено в нашей генетической памяти.

Музыкальная игрушка с шестью дырочками уже имеет семиступенный звукоряд, как гармошка, балалайка, хотя полутонов, конечно, нет, это диатонический звукоряд. Но на таком глиняном духовом инструменте можно уже исполнять довольно большой репертуар народной музыки. И звук получается чистый, глубокий.

- Процесс изготовления музыкальных игрушек вдвойне творческий. Сначала создаёшь пластический образ, потом работаешь над звуком. Никогда не знаешь, какой, в конце концов, будет звук, насколько мелодичен и объёмен он получится. Это для меня очень волнительно. Наверное, это трудно понять человеку, который сам ничего не созидает. Вот я взял с земли кусок глины и сделал из него красивую вещь, не просто игрушку-забаву, а музыкальный инструмент. Это человека поднимает в своих собственных глазах, приближает к осознанию того, что ты создан по образу и подобию божьему, потому что ты тоже можешь созидать, облагораживать окружающую среду, делать мир вокруг себя краше, добрее и человечнее.

По старинным поверьям, эти птицы приносили счастье в дом. Владельцы усадеб держали свои голубятни. Образы голубей присутствуют в торжокском золотном шитье — мастерицы издавна создавали дивные композиции.

Был вечер тих; всё вкруг меня молчало;
Лишь изредка над головой моей,
Сияя, голубь пролетал, и пели
Его волнующие воздух крылья.

Клад земли

Галина Алексеевна Климовская

Город Торжок и его окрестности богаты месторождениями глины. Поэтому закономерным стало развитие гончарного ремесла. Изготавливалась посуда, нужная в хозяйстве. Но одновременно делались и забавные игрушки, которые были любимы детьми. Популярностью пользовались свистульки. Галина Алексеевна Климовская
Фото: Источник

Глиняные черепки, найденные при раскопках, помогли установить, что гончарный промысел в тех краях существовал уже в XI — XII веках. Он развивался на протяжении столетий. Однако постепенно глиняная посуда стала вытесняться фарфоровой и металлической. И народный промысел начал угасать. Глиняные игрушки тоже надолго были забыты, их древние образцы не сохранились.

Птичка в зеленом, новоторжская игрушка

Возрождение началось в 50-е годы XX века. Во многом это заслуга Галины Алексеевны Климовской — художника, искусствоведа, краеведа. Она восстановила облик игрушек по отдельным черепкам. Большую помощь оказал Юрий Михайлович Белоусов — он сохранил память о старинных изделиях и о том, как их лепили. А гончар Александр Николаевич Глазунов стал учителем лепки — у него Галина Алексеевна получила уроки и навыки работы с материалом. Птичка в зеленом, новоторжская игрушка
Фото: Источник

Фантазии цвета глины

Свистулька, новоторжская игрушка

Особенность новоторжской игрушки — очень уважительное, даже трепетное отношение к материалу. Изделиям оставляется природный цвет глины, которая после обжига приобретает изысканный оттенок — как будто впитывает в себя энергию огня. Росписи оттеняют фон и гармонично сочетаются с ним, подчёркивая его первозданную красоту. Раскрашивают изделия гуашью, но разводят её специальной эмульсией, благодаря которой краски становятся устойчивыми к воде. Свистулька, новоторжская игрушка
Фото: Источник

Часто применяются рельефные детали — налепы. Они придают игрушкам живость и выразительность. По форме они бывают каплеобразными либо похожими на бусины. Налепы покрываются изысканными росписями. В выпуклых перьях птиц и гребешках петухов иногда просматривается пейслийский узор.

Характерный приём — длинные ряды белых точек-кружочков. Такие росписи очень часто декорируют изделия. Эти мотивы навевают ассоциации с нитями жемчуга. В этом есть особая поэтичность. Как правило, рисунки немногословны, при этом очень изысканны. Они не затмевают цвет глины.

Ожившая сказка

Формам изделий присущи грация и утончённость. Мастера наблюдают за природой, однако обитатели полей и лесов выходят из рук художников-лепщиков сказочными и преображёнными. Голуби с расписными крыльями как будто прилетели из волшебного сада. Озорные воробьи, синицы, снегири, зяблики соперничают между собой, красуясь в кокетливых нарядах. А совы выглядят грозными и одновременно забавными.

Среди других персонажей новоторжской игрушки — олени с ветвистыми рогами, лошади, собачки, ёжики, зайцы. Невольно вспоминаются сказки, где звери играют главные роли. Например, фигурки козла и барана навевают ассоциации с историей, где эти находчивые герои нашли волчью голову и обхитрили кровожадных хищников.

Сказочные птички, новоторжская игрушка

Сказочные птички, новоторжская игрушка
Фото: Источник

Звонкое пение

Часто игрушки представляют собой музыкальные инструменты — свистульки. И это не было лишь детской забавой. По народным поверьям, свист отгонял злых духов. По сей день ощущается какая-то таинственная сила в глиняных фигурках. Верить или нет в их волшебство — личный выбор каждого. Однако поднять настроение мелодичный голос способен очень хорошо.

Петух №1, новоторжская игрушка

Владимир Иванович Ситников тридцать лет посвятил глиняной игрушке. Профессиональный музыкант, он смог разгадать тайны, придающие голосу свистульки красоту, звонкость и мелодичность. Очень важна правильная обработка будущего изделия. Внутри фигурка должна быть гладкой. Отверстия проделываются по определённым правилам, что позволяет настроить звукоряд. Петух № 1, новоторжская игрушка
Фото: Источник

…Герб старинного города по-прежнему украшают собою птицы — золотые и серебряные голуби. Их полёт как будто соединяет прошлое с настоящим и будущим. И руки художников, сумевших преобразить знакомые образы, продолжают создавать удивительные изделия. Сказка становится зримой — волшебные герои помогают в этом.

Читайте также: