Территориальное устройство это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Формы территориального устройства государства, кратко — это принцип территориального устройства управления и государственных властей. Его характеризует административный, территориальный, национальный и государственный уклад. Основной задачей принципа является определение типа взаимных отношений между различными областями, регионами и территориями страны. Центральная и местная власть также взаимодействуют в соответствии с выбранной формой.

Территориальный признак является ключевым в построении управленческой системы и власти в государстве. Разновидности форм государственно территориального устройства определяются в соответствии с многими факторами:

Что определяет форма государственно-территориального устройства

Основные формы гос. устройства определяют, из каких частей состоит страна, каково ее соотношения с центральными регионами. Каждое государство, независимо от его размеров, состоит из определенных территориальных единиц. Разница заключается в их статусе. Федерация включает в себя ряд частей, обладающих всеми государственными признаками. Федеративная республика может иметь собственную систему власти, отличную от других регионов страны. В унитарном государстве у регионов или областей такие признаки отсутствуют.

Организация и структура региональных властей в двух формах практически одинаковая. Население выбирает региональный совет, имеющий схожие черты с парламентом. Правление регулируется региональным головой. На применяемые методы в выборе и назначении руководящих лиц форма и устройство государства фактически не влияют.

Унитарные страны более цельные, имеют единое правление, законы. Их области не обладают государственными признаками. В некоторых государствах мира встречается ситуация, когда некоторая территория получает автономию. Это дает некоторую самостоятельность.

В федерациях в одной стране находится много частей, которые живут по принципу отдельного государства. У них может быть свой суд, налоговая и законодательная система, социальные льготы и прочее.

Форма территориального устройства государства — понятие и виды

Форма территориального устройства государства

Территориальное устройство страны определяет, как будут взаимодействовать между собой области и устанавливает принципы совместной работы между местными, центральными и региональными властями. Различают три разновидности форм:

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

Основными видами форм государственного устройства являются:

Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.

Признаки унитарного государства следующие:

- единство и однородность территории;

- отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государства в государстве);

- деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

- административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

- наличие только одной общегосударственной конституции;

- наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

- парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

- органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

- единое гражданство для всей страны;

- единая денежная система;

- общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.

Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением.

Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д.

- унитарные государства с автономиями;

Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц.

Автономии могут быть:

- административными (построены сугубо на началах самоуправления);

- политическими (имеющими пусть небольшие, но признаки государства).

Примерами административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трёх уровней) в рамках унитарного Китая (КНР).

Примером политической автономии может служить палестинская автономия в рамках Израиля.

Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством.

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности.

Можно выделить следующие признаки федерации:

- территорию федерации составляют территории её субъектов;

- субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

- в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;

- высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту (в президентской республике), правительству, парламенту, судам;

- наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;

- парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.

Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах.

Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальных федераций можно привести: Союзную республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).




Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями.

Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация.

Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны:

- слабый уровень интеграции составляющих её частей;

- наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;

- отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;

- право свободного выхода из конфедерации.

Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства.

Примером конфедерации являются:

- США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году);

- Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию);

- ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 году по инициативе Г.А.Насера (президента Египта) как первый шаг к общеарабскому объединению (распалась через 3 года, в 1961 году);

- Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри её территории Гамбии; существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.

Структурно-функциональный анализ государственного устройства позволяет выделить в нем ряд элементов таких как: территориальная (национально-территориальная) организация государства, которая показывает, из каких частей состоит территория государства и как они подразделяются; форма взаимоотношений государства в целом с его составными частями, причем в мире не существует государств с абсолютно одинаковой формой взаимоотношений федерации и составных частей, но в целом эта форма указывает на форму государственного устройства; принципы, т.е. основные идеи, начала, положенные в основу государственного устройства той или иной страны.

Следует отметить, что в советской и российской юридической литературе специальных работ, касающихся анализа теоретических и исторических аспектов формы государственного устройства, немного. Существенный вклад в решение этой проблемы внесли H.H. Алексеев, Д.Л. Златопольский, И.П. Ильинский, Н.Я. Куприц, А.И. Лепешкин, В.А. Ржевский, В.Г. Филимонов, О.И. Чистяков и др. В той или иной степени отдельные аспекты проблемы настоящего исследования затрагиваются в трудах М.П. Драгоманова, А.И. Коваленко, Ф.Ф. Кокошкина, В.М. Коркунова, Ю.С. Кукушкина, A.A. Сенцова, A.C. Ященко и др. Вопросам становления и развития федеративных отношений посвящены работы Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Ю.И. Козлова, Б.С. Крылова, C.B. Полениной, В.В. Пустогарова, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина и др.

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

Основными видами форм государственного устройства являются:

Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.

Признаки унитарного государства следующие:

- единство и однородность территории;

- отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государства в государстве);

- деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

- административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

- наличие только одной общегосударственной конституции;

- наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

- парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

- органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

- единое гражданство для всей страны;

- единая денежная система;

- общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.

Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением.

Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д.

- унитарные государства с автономиями;

Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц.

Автономии могут быть:

- административными (построены сугубо на началах самоуправления);

- политическими (имеющими пусть небольшие, но признаки государства).

Примерами административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трёх уровней) в рамках унитарного Китая (КНР).

Примером политической автономии может служить палестинская автономия в рамках Израиля.

Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством.

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности.

Можно выделить следующие признаки федерации:

- территорию федерации составляют территории её субъектов;

- субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

- в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;

- высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту (в президентской республике), правительству, парламенту, судам;

- наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;

- парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.

Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах.

Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальных федераций можно привести: Союзную республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).

Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями.

Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация.

Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны:

- слабый уровень интеграции составляющих её частей;

- наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;

- отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;

- право свободного выхода из конфедерации.

Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства.

Примером конфедерации являются:

- США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году);

- Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию);

- ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 году по инициативе Г.А.Насера (президента Египта) как первый шаг к общеарабскому объединению (распалась через 3 года, в 1961 году);

- Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри её территории Гамбии; существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.

Структурно-функциональный анализ государственного устройства позволяет выделить в нем ряд элементов таких как: территориальная (национально-территориальная) организация государства, которая показывает, из каких частей состоит территория государства и как они подразделяются; форма взаимоотношений государства в целом с его составными частями, причем в мире не существует государств с абсолютно одинаковой формой взаимоотношений федерации и составных частей, но в целом эта форма указывает на форму государственного устройства; принципы, т.е. основные идеи, начала, положенные в основу государственного устройства той или иной страны.

Форма территориально-государственного устройства — это способ распределения власти на территории государства.

Любое государство разделено на регионы , в разных странах они называются по-своему (штаты, провинции, республики, области). В некоторых государствах это деление создано для удобства, а в некоторых имеет политическое значение.

Форма территориально-государственного устройства определяет статус этих регионов и особенности их взаимоотношений с центральной властью .

1. Унитарное . Государство подчинено единой власти, регионы не обладают возможностью проводить собственную политику. В унитарном государстве действуют единые законы.

2. Федеративное ( федерация ). Государство, состоящее из самостоятельных регионов, обладающих возможностью проводить собственную региональную политику.

В таком государстве политическое устройство имеет два уровня: федеральный (центральный) и региональный .

Федерация.jpg

Из-за этого в разных регионах страны могут различаться законы, существовать свои органы власти. Такое устройство характерно для стран с большой площадью или большим национальным разнообразием.

3. Конфедерация . Союз независимых государств, объединённых общими экономическими, политическими, военными целями. Государство внутри конфедерации сохраняет свой суверенитет , власть и законы. Участники конфедерации могут свободно выходить из её состава.


Понятие формы государств

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, определяющее особенности взаимоотношений между центральной и региональными властями. Государство, достигая определенной численности населения и размера территории, начинает делиться на части, которые могут обладать или не обладать определенной самостоятельностью.

Формы государственного устройства

Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство - федерация; особый надгосударственный союз - конфедерация.

М. Монтень

Унитарное государство

Унитарная форма государства (от лат. unitas — единство) - наиболее распространенная форма государственного устройства в мире. Такими государствами являются, например, Франция, Швеция, Япония, Польша, Италия, Украина.

Признаки унитарного государства

Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

Наличие единой конституции;

Единая система органов государственной власти;

Единая финансовая система;

Единая система законодательства.

Федерация

Семь из восьми крупнейших государств мира - федерации. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Федерации, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. К примерам федераций в современном мире можно отнести Россию, США, Канаду, Австралию, Бразилию, Индию, Мексику, Аргентину, ФРГ

Признаки федерации

Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)


Конфедерация

Конфедерация - особый союз суверенных государств, связанных менее тесно, чем в федерации, для достижения конкретных целей (военных, политических, экономических. ). Со временем конфедерация либо распадается либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации

Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

Конфедерации в истории

Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией

Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Конфедерации в настоящее время

В наше время не существует полноценных конфедераций. Некоторые считают Евросоюз конфедерацией (он и правда обладает некоторыми ее признаками)1

Конституция Боснии и Герцеговины не определяет форму государственного территориального устройства. Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.

Читайте также: