Анастази анна вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 05.07.2024

* Данные о датах жизни приводятся по со­стоянию на июнь'1998 г. '

АНАСТАЗИ Анна(Anastasi A.; p. 1908).

Американский психолог, профессор, руко­водитель психологического факультета Университета Фордхам. Президент Аме­риканской психологической ассоциации (1971-1972). Внесла значительный вклад в психологическую диагностику решени­ем широкого круга проблем конструирова­ния тестов и разработкой теории психоло­гических измерений, факторного анализа, диагностики психического развития де­тей, фундаментальных вопросов диффе­ренциальной психологии. Основные рабо-

БЕНТОН Артур(Benton A. L, p. 1909). Американский психолог, профессор пси­хологии Медицинской школы Луисвил-льского университета, профессор пси­хологии и неврологии, руководитель не-

БИНЕ Альфред(Binet A.; 1857-1911).

БЛЕЙХЕР Вадим Моисеевич( 1930 -1998 ). Украинский психиатр и психолог, доктор медицинских наук, профессор, за­служенный врач Украины. С 1968 г. заве­довал лабораторией клинической психо­логии Киевской психоневрологической больницы им. И. П. Павлова. В течение ряда лет преподавал курс клинической психологии в Киевском университете

БУРЛАЧУК Леонид Фокнч(р. 1947 г.)

украинский психолог. Закончил Киевский национальный университет им. Т. Г. Шев­ченко (1970), в котором начал преподава­тельскую деятельность с 1970 г., занимая должности ассистента, доцента, заведую-

ВЕКСЛЕР Дэвид(Wechsler D.; 1896-1981). Американский психолог и психи-

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович(1896-1934). Один из основоположников совет­ской психологии. В области психологиче­ской диагностики наибольшее значение имеют работы Л. С. Выготского по генети­ческой психологии, формированию и раз­витию высших психологических функций,

ГЕЗЕЛЛ АрнольдЛуций (Gesell A. L.; 1880-1961). Американский психолог, ру­ководитель Йельской клиники детского развития. Специалист в области экспери­ментальных исследований развития пси­хических функций у детей, норм психичес­кого развития ребенка. Разработал одну

ГОДДАРТ Генри Герберт(God-dardH. H.; 1866-1957). Американский психолог, профессор психологии универ­ситета штата Огайо, руководитель Школы для детей, отстающих в развитии (Vi-neland Training School for Fiebleminded Children) — первого учреждения такого профиля в США. Известен исследования­ми психологии умственно отсталых. Раз­работал адаптированную версию Бине— Симона умственного развития шкалы, применявшуюся в США. Предложил клас­сификацию уровней задержки психичес­кого развития. Придерживался т. з., что в возникновении ретардации ведущую роль играют факторы наследственности. Ос­новные работы: «Feeblemimdednes, It's

ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна

КЛАПАРЕД Эдуард(Claparede E.; 1873-1940). Швейцарский психолог, про­фессор Женевского университета, основа­тель Ассоциации прикладной- психологии (Association Applied Psychology), Инсти­тута Руссо (Женева). Исследования по-свяшены вопросам педагогической и дет­ской психологии. Основная работа: «Psy-chologie de l'enfant et Pedagogie Expe­rimental (1922).

КРЕПЕЛИН Эмиль (Kraepelin E.; 1856-1926). Один из выдающихся немецких психиатров, профессор психиатрии Дер-птекого (Тартуского), Гельдельбергского и Мюнхенского университетов. Основная заслуга Э. Крепелина — разработка клас­сификации психических заболеваний, яв­ляющаяся основой для существующей ныне. Э. Крепелин большое внимание уде­лял исследованию психологии больных, разработав ряд приемов и методик их ис­следования. Он является автором одного из выдающихся учебников по психиатрии, выдержавшего восемь прижизненных изданий, — Psychiatrie, Bd. 1-4 (1909-1915).

КРОНБАХ Ли(Cronbach L. J.; 1916-1994). Американский психолог, профес­сор Чикагского, Иллинойского и Станфор-дского университетов (США), президент Американской психологической ассоциа­ции (1957). Основатель Комитета стандар­тизации тестов (Committee on Test Standards) при АПА. В развитие психоло­гической диагностики внес вклад разра­боткой теоретических проблем диагности­ки интеллекта и личности, в частности ва-лидности психологических тестов.

КЭТТЕЛЛ Раймонд Бернард(Cat-tell R. В.; 1905-1998). Американский пси­холог, профессор Иллинойского универ­ситета, а также университетов Стенли Холла и Кларка. Основал Интститут по

ЛАНДОЛЬТ Эдмунд(Landolt E.; 1846-1926). Французский офтальмолог. Мате­риал предложенной им пробы для иссле­дования остроты зрения применяется в одной из распространенных методик ис­следования внимания (см. Психодиагно­стика внимания).

ЛИПМАНОттоШртапО.; 1880-1933). Немецкий психолог, ученик Г. Эббингау-за и В. Штерна. Внес значительный вклад

ЛИЧКО Андрей Евгеньевич(1926-

ЛУРИЯ Александр Романович(1902-

МАК-НЬЮМАР Квин(Mc-Nemar Q.; р. 1900). Американский психолог, профес­сор Станфордского университета и Уни­верситета Фордхам (США, Техас). Боль­шое внимание в своих исследованиях уде-

МОРЕНО Джекоб Леви(Moreno J. L.;

Наряду с разработкой фундаменталь­ных и практических вопросов психологии и психотехники, X. Мюнстенберг боль­шое внимание уделял популяризации пси­хологических знаний, внес вклад в анализ

ОЗЕРЕЦКИЙ Николай Иванович

(1893-1955). Советский психиатр, акаде­мик АМН СССР (1948). Начал исследо­вательскую деятельность в Институте охраны здоровья детей и подростков в Ле­нинграде. С 1929 г. профессор и заведую­щий кафедрой психопатологии детского возраста Ленинградского государственно­го педагогического института им. Герце­на, с 1933 г. заведующий кафедрой психи­атрии Ленинградского медицинского ин­ститута. Работы посвящены проблемам психических заболеваний у детей и подро­стков, вопросам лечения и воспитания больных неврозами и психозами. Озерец-кого оценки моторики шкала получила широкую известность, переведена на большинство европейских языков и легла в основу аналогичных разработок зару­бежных психологов (см. Врейса мотор­ных способностей тесты). Н. И. Озерец-кий — автор более 70 научных работ, сре­ди которых учебник «Психопатология дет-

ОТИС Артур Синтон(Otis A. S.; 1886-1963). Американский психолог, родился в г. Денвер. Карьеру начал в качестве редак­тора литературы по математике и психо­логии в издательстве Word Book Company. Ученик Л. Термена. По заказу американ­ской армии разработал известные тесты Альфа и Бета. К числу других распростра­ненных в свое время тестов, созданных А. Отисом, относятся тест для самообсле­дования (Otis Self Administering Test of Mental Ability), ускоренный тест умствен­ных способностей (Otis Quick Scoring Mental Ability Test) и ряд др. Otis Group Intelligence Scale долгие годы использова­лась в США в качестве школьного скри­нинг-теста. Наряду с психологическими работами А. Отису принадлежат труды в области методики преподавания матема­тики в школе.

ПИАЖЕ Жан(Piage Jean; 1896-1980). Швейцарский философ, психолог, зоолог, ученик Т. Симона и Д. Блейлера, профес­сор философии и психологии универси-

РОЗЕНЦВЕЙГ Саул(Rosenzweig S.; p. 1907). Американский психолог, профес­сор университета Сент-Луис. Известен разработкой теории фрустрации (см. Ро-зенцвейга рисуночной фрустрации ме­тодика), работами в области клиники ши­зофрении, теоретических проблем проек-

РОССОЛИМО Григорий Иванович

(1860-1928). Русский советский невропа­толог, психиатр, психолог. Профессор Московского университета. Основопо­ложник отечественной детской невроло­гии. Один из основателей общества невро­патологов и психиатров, а также Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Г. И. Россолимо предло­жен ряд приборов для объективного иссле­дования состояния нервной системы; он одним из первых стал применять хирурги­ческие методы для лечения нервных забо­леваний. Г. И. Россолимо описан специфи­ческий патологический рефлекс, назван­ный его именем. Исследования Г. И. Рос­солимо посвящены проблемам детской психологии, дефектологии, медицинской психологии, проблемам тестового иссле­дования умственного развития. Г. И. Рос­солимо выдвинул идею количественной оценки элементов духовной жизни с целью выявления индивидуально своеобразного профиля развития отдельных сторон боль­ной и здоровой личности. Основные рабо-

РОТТЕРЮлиан Бернард (Rotter J. В.;

СЕГЕН Эдуард (Seguin E.; 1812-1880).

СИМОНТеодор (Simon Т.; 1873-1961). Французский психолог, профессор кол­леджа учителей в Сиене, руководитель Педагогической лаборатории (Париж). Совместно с А. Бине разработал первый тест исследования интеллекта (1905) (см. Бине—Симона умственного развития шкала), тесты для исследования детей с двухлетнего возраста, батарею тестов Рег-ray-Vaculuse (по наименованию колонии для отстающих в умственном развитии, которой заведовал Т.Симон в 1920—

ТЕРМЕНЛевис Мадисон (Тег-man L. M.; 1877-1956). Американский психолог, профессор Станфордского уни­верситета. Основные работы Л. М. Терме-на посвящены проблемам педагогической психологии, теории тестовых измерений, проблемам развития интеллекта ребенка, психологии пола и семейных отношений. Является разработчиком многих распрос­траненных психодиагностических мето­дик. Кроме широко известной Станфорд—

ТЕРСТОУНЛуис Леон (Thurstone L. L;

А. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик*

Анна Анастази - женщина-психолог, которая первая исследовала и поняла, как психологические черты влияют на человека в целом, развиваются и могут измеряться.

За свою долгую и продуктивную карьеру Анна Анастази подготовила несколько основных текстов по психологии и внесла значительный вклад в развитие психологии как количественной поведенческой науки.

Для профессионалов в области психологии имя Анастази является синонимом психометрии, поскольку именно она впервые поняла, как психологические черты влияют на человека в целом, развиваются и могут измеряться. В 1987 году ее сверстники оценили ее как самую выдающуюся женщину-психолога в англоязычном мире.

Биография

Анна Анастази родилась 19 декабря 1908 года в Нью-Йорке, единственная дочь Энтони и Терезы (Гаудиоси) Анастази. Ее отец, который умер, когда ей был всего один год, работал в Департаменте образования города Нью-Йорка. Вскоре после его смерти ее мать пережила такой глубокий разрыв с родственниками отца, что они никогда не станут частью ее жизни.

С тех пор Анастази воспитывалась ее матерью, бабушкой и двоюродным дедушкой. Ее мать была вынуждена найти работу, и в конце концов она стала офис-менеджером одной из крупнейших иностранных газет в Нью-Йорке, Il Progresso Italo-Americano.

Тем временем, ранняя и умная молодая Анастази училась дома у бабушки и не поступала в систему государственных школ до шестого класса. Окончив PS 33 в Бронксе на вершине своего класса, она пошла в среднюю школу Эвандера Чайлдса, но обнаружила, что весь опыт удручает и бросила учебу через два месяца.

Открывая психологию в Барнард колледже

Дилемма 13-летней девочки, бросившей среднюю школу только через два месяца, была решена проницательным другом семьи Идой Стади, который предложил ей подготовиться к тому, чтобы пропустить школу и поступить непосредственно в колледж. Поскольку Барнардский колледж в Нью-Йорке не определил среднюю школу как требование для поступления, Анастази решила, что ей нужно только представить результаты своих вступительных экзаменов в колледж.

После двух лет подготовки в подготовительной школе в Родосе на Манхэттене она прошла тестирование и была принята в колледж Барнарда в 1924 году в возрасте 15 лет.

Математика была первой любовью Анастази с начальной школы, и в Барнарде она была зачислена на все уроки математики. Однако на втором курсе она прошла курс психологии развития у председателя факультета Гарри Л. Холлингворта, чьи стимулирующие лекции заставили ее заинтересоваться дисциплиной.

В этом курсе она столкнулась со статьей Чарльза Спирмена по психологии, чья интригующая работа над коэффициентами корреляции показала ей, что можно сочетать математику и психологию. Убежденная в том, что она нашла лучшее из обоих миров, она за последние два года поступила на программу Барнарда по психологии и получила степень бакалавра в 1928 году, когда ей было 19 лет.

Профессиональные достижения

Пройдя аспирантуру в Колумбийском университете, еще находясь в Барнарде, Анастази подала заявку после окончания учебного заведения, и ей было позволено пропустить магистерскую степень и перейти непосредственно к своей кандидатской диссертации в целом экспериментальная психология.

Дифференциальная психология

В то время отдел психологии Колумбии предоставил стимулирующую среду, которая стала более полезной благодаря летним занятиям с участием выдающихся психологов.

Во время второго курса в Колумбии Анастази начала специализироваться и решила сосредоточиться на сложной области дифференциальной психологии. Будучи областью психологии, которая занимается индивидуальными и групповыми различиями в поведении, она является очень количественной областью изучения и, следовательно, ей очень понравилась.

Вклад в психодиагностику

По крайней мере две другие книги Анастази считаются классиками в этой области и встречаются во многих переводах по всему миру. Получив несколько почетных степеней, она стала в 1972 году первой женщиной, избранной президентом Американской психологической ассоциации за последние 50 лет. В 1987 году ее карьерные достижения были признаны, когда она была вручена Национальной медалью науки президентом Рональдом Рейганом.

Жизнь Анастази была не совсем беспроблемной, так как в 1934 году ей поставили диагноз рак шейки матки. Когда в результате успешной лучевой терапии у нее не было детей, она посмотрела только на положительные стороны своего состояния и заявила, что может сосредоточиться исключительно на ее карьере без вины.

Хорошо разносторонняя личность с профессиональным интересом к искусству, она продолжала свою профессиональную писательскую, устную и организационную деятельность долгое время после того, как большинство людей полностью вышли на пенсию. Она умерла в Нью-Йорке 4 мая 2001 года в возрасте 92 лет.

Количество слов: 615 Время на чтение: 3 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 3 783 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 5 раз!

Анастази (Anastasi) Анна (род. 1908) — американский психолог. Биография. В1930г. получила научную степень в Колумбийском университете. Работала психологом-инструктором в колледже Бернарда. С 1947 г. работала в Университете Фордхам, здесь — профессор (1951) и руководитель (1968) психологического факультета. Президент Американсой психологической ассоциации (1971-1972). Исследования. Занималась проблемами дифференциальной психологии, формирования способностей, психологической диагностики. Рассматривала творчество в контексте жизни индивида, в частности условий его воспитания. В качестве основных детерминант формирования способностей называла жизненную историю, образование и уровень семьи индивида. Разработала ряд психологических тестов

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 33.

И.Р. Айрапетян, С.В. Ильина

Далее читайте:

Сочинения:

Differential Psychology. 1937; Psychological Testing. 1954; в рус пер.: Психологическое тестирование. М., 1982. Т. 1-2;

Filds of Applited Psychology. McGraw-Hill, 1964.

Литература:

А Анастази // Психолопта: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж.Ченмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

В ХХ веке написано столько книг по психологии, что даже самый старательный студент, поставивший перед собой задачу изучить этот предмет как можно глубже и прочитать как можно больше, невольно теряется перед их обилием и многообразием. Наверное, поэтому таким успехом пользуются обзорные, обобщающие работы, позволяющие хотя бы в первом приближении рассмотреть некую обширную проблему и уже с опорой на знание основных терминов, понятий и закономерностей выбрать конкретные источники для углубленного изучения. Если к тому же такая работа написана интересно и внятно, то она просто обречена стать бестселлером и неизменной палочкой-выручалочкой для многих поколений студентов.

Она родилась 19 декабря 1908 г. в Нью-Йорке в семье сицилийских иммигрантов. Своего отца не знала — он умер, когда девочке едва исполнился год. С его семьей мать решила отношений не поддерживать, так что со своими родственниками по отцовской линии Анна никогда не встречалась. Воспитанием девочки фактически занималась одна бабушка. Каковы бывают плоды такой педагогической ситуации, во все времена можно наблюдать на множестве печальных примеров. Но Анна, вероятно в силу своих природных способностей и склонностей, сумела стать блестящим исключением из этой закономерности.

В школе она была первой ученицей (в буквальном смысле этого слова — в американской школе принято четкое ранжирование), в 1924 г. поступила в престижный Барнард Колледж, намереваясь посвятить себя математике (именно в этой сфере она с детских лет демонстрировала высокую одаренность).

Интерес к психологии возник у нее под влиянием работ Ч. Спирмена, посвященных факторному анализу. Приложение математических методов к тонким душевным материям увлекло ее настолько, что в значительной мере определило научные изыскания на долгие последующие годы.

После окончания колледжа (степень бакалавра — в 19 лет!) она поступила в аспирантуру Колумбийского университета и в 1930 г. защитила докторскую диссертацию. В университете Анна познакомилась со своим будущим мужем — Джоном Питером Фоли, также в ту пору готовившим докторскую диссертацию по психологии (впоследствии он снискал некоторую известность в области индустриальной психологии). В 1933 г. они поженились и, как пишут в романах, всю жизнь прожили в любви и согласии. (Характерно, что в браке Анна сохранила девичью фамилию.)

ДEТEРМИНАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

По горькой иронии судьбы эта книга вышла в Америке почти одновременно с официальным запретом любых психометрических исследований в Советском Союзе. В свете печально известной партийной директивы сама постановка проблемы индивидуально-психологических различий была признана идеологически чуждой. Этот атавизм оказался удивительно живуч, и по сей день многие наши педагоги и психологи нервно вздрагивают при малейшем намеке на тот очевидный факт, что не все люди одинаково умны.

ПОНЯТЬ МЕХАНИЗМ

4 мая 2001 г. Анна Анастази умерла в своем доме в Нью-Йорке. Некрологи появились по всему миру, даже на Сицилии, где ею гордятся как соотечественницей. Российские научные издания словно не заметили этой утраты. До сих пор об Анастази порой упоминают как о живущей.

Читайте также: