Анархизм в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Среди молодёжи, а также различного рода музыкантов давно укрепилось понятие анархизма — как единственно верной идеологии и вектора развития. Можно предположить, что лишь 10% из них, хотя бы отчасти понимают его суть. Кто-то считает анархизм чистейшим воплощением хаоса, что ошибочно, а кому-то видится крайняя схожесть течений анархии и нигилизма, что верно. Верно во многом из-за свободолюбия и стремлению к независимости от обеих идей.

Внутри, как не странно, воспевается социализм, однако при полном отрицании правительства. Этакая утопия, в разы приближенная к народу.

Затем, последует главный популяризатор данной мысли своего времени — Пьер-Жозеф Прудон. В частности он окажет громадное влияние на Льва Толстого, Петра Кропоткина, Михаила Бакунина и Карла Маркса. Чьи мысли впоследствии крайне изменят Россию.

“Анархия как порядок”, “Собственность есть кража” — две наиболее выдающиеся фразы, сказанные Прудоном.

Формы анархизма

Касаемо, форм анархизма, всё становится куда сложнее. Взгляды на жизнь каждого отдельного вида могут разительно отличатся. Так к примеру, направление “зелёного” анархизма защищает природу, а анархо-коммунизм мировую революцию.

Существуют ешё анархо-синдикализм и анархо-капитализм, постклассический анархизм и анархизм без прилагательных. Форм тут миллион. Рассказать о каждой из них получится, разве что в 900-страничной монографии.

Четыре поколения русского анархизма

1) Первыми русским идеологам становится — Бакунин. Тот был классический представитель революционной молодёжи 30-ых годов 19-го века. Родился в обеспеченной семье, обучался в престижном училище и вполне мог стать добротным представителем знати.

Ему этого было мало, посему проживая в Москве Бакунин активно изучает немецкую философию, а вместе с тем, регулярно общается с видными творческими и политическими деятелями (Белинский, Герцен, Катков).
Позже он уезжает из страны.

Поселившись в Цюрихе, Михаил создаёт ряд радикальный и бунтарских проектов. Среди них: 2 восстания, в 2-х европейских странах. Прага и Дрезден. За это его решат казнить, однако в последний момент его высылают в Петербург, где тот проводит 7 лет в заключении. Затем Бакунину меняют наказание взамен на пожизненную ссылку в Сибирь, откуда он впоследствии сбегает. Оказавшись в Лондоне вместе со старым соратниками продолжает деятельность. Принимает участие в польском восстании и переводит труды Карла Маркса.

2) Далее следует Пётр Кропоткин — наверное, один самых выдающихся учёных на стыке веков. Огромнейший вклад в биологию, геологию, географию и историю. Ряд научных работ, предсказание существования Земли Франца-Иосифа, а ещё уйма суждений на тему философии.
Как анархист, он придерживался мнения о том что, во главу всего необходимо ставить взаимопомощь и солидарность. Внимание уделяется исключительно личности каждого человека, давая любому абсолютную свободу в выражении чувств и эмоций. Некий социализм без рамок для творчества.

Судьба Петра очень схожа с жизнью других анархистов, того времени: рождение в обеспеченной семье, обучение, эмиграция, создание великих трудов, смерть.

Из важных биографических фактов можно отметить встречу с Махно. Нестор считал Петра Алексеевича учителем.

3) И как самый верный ученик, Нестор Махно продолжил воплощать идею учителя. Правда, иными, более радикальными способами.

До встречи, в 16 лет был анархо-коммунистом и состоял в крестьянской группе. Назвать раннего Нестора Махно жёстким — ничего не сказать. Он вместе с соратниками отнимал имущество, покушался на жизни чиновников и убивал. За это его приговаривают к смертной казни, заменённой на каторгу. В Московской Бутырке, тот знакомится с Петром Аршиным. Это станет роковым моментом в его жизни.

Аршиным будет учить молодого Нестора своим идеалам.После всем известной революции 1917 года, его как и других политзаключённых отпустят.

Далее Махно начнёт бороться с деятельностью Корнилова, мечтающего уничтожить революцию. Посетит несколько значительных для русского бунтарства городов: Саратов, Тамбов и Ростов-на-Дону. А также познакомится со многими видными коммунистами, в том числе и с Лениным.

Через какое-то время отношения между махновцами и красными обостряются. Махно создаёт “Крестьянскую республику”, по-началу встречающуюся с большевиками неплохо. Спустя время соратники Махно убивают командира-коммуниста, а те в свою очередь объявляют незаконной.

Работая в Париже он постоянно участвует в разного рода акциях анархистов и публикует очерки в местной газете. В возрасте 45 лет умирает в парижской больнице от туберкулёза.

4) В 1921-ом году расстреливают 10 известных анархистов-заключённых и этим на долгие годы приостанавливается история анархизма в России. Уже в перестройку движение анархистов возобновляется.

Создаются издания (“Воля”, “Здравый смысл”) и не долгосрочные партии. Из политической идеи анархизма вырастает в субкультуру. Огромное влияние играет Егор Летов, который говоря поэтическим языком призывает людей в политике к новому коммунизму, а в чувствах и свободе мнений к анархизму.

Сейчас анархистов относят к музыке панков и городских окраин. И отчасти так оно и есть.

Из международной, исторической идеологии мы пришли к молодёжному движению. В конце хочется закончить цитатой Виктора Гюго: “Короли уходят, а народы остаются”.

Всегда ставьте под сомнение любую идею, предлагаемую вам и тщательно обдумывайте каждый поступок. Такая вот история.

Предтечи анархизма

Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности. Элементы анархизма обнаруживаются уже у стоиков и киников, а позднее в учениях средневековой секты катаров и некоторых течений анабаптистов в период Реформации. Однако для всех этих учений отрицание политической власти — лишь один из аспектов достижения человечеством духовного совершенства и часть пути к личному спасению.

Анархическая концепция Прудона

Анархические доктрины Бакунина и Кропоткина

Маркс и Энгельс в рамках Первого интернационала вели настойчивую борьбу против прудонизма и против против Бакунина и его последователей. В 1872 году Гаагский конгресс Первого интернационала исключил из своих рядов анархистских лидеров М. Бакунина и Д. Гильома. В том же году бакунисты создали Анархистский интернационал, который просуществовал до 1878 года. В 1873 году Генеральный совет Интернационала принял решение о том, что все организации, отказавшиеся признать общие решения Гаагского конгресса, не могут считаться членами Интернационала; по существу это означало исключение бакунистов из его рядов. Позднее анархисты были исключены и из Второго Интернационала (1891).

Формы анархизма

Индивидуалистические мотивы были сильны даже у последователей коллективистских доктрин анархизма, что на практике выражалось в нежелании анархистов создать крупные устойчивые организации, которые, на их взгляд, угрожали свободе действий и могли кристаллизоваться в постоянные институты с принудительными функциями. По этой причине, несмотря на собиравшиеся международные конгрессы, наиболее представительные из которых состоялись в Лондоне (1881) и в Амстердаме (1907), эффективной международной организации не было создано. Движения анархистов в отдельных странах развивались независимо, а их идеологическая солидарность поддерживалась только личными связями лидеров. Общенациональные федерации были слабы даже в странах с большим числом последователей анархизма, таких как Франция и Италия. Типичной формой анархистской организации оставались немногочисленные группы, кружки, занятые главным образом пропагандой, устройством школ и коммун и строившие жизнь своих членов на принципах анархизма. В годы Первой мировой войны (1914-1918) многие анархистские лидеры (Г. Эрве, П.А. Кропоткин) заняли оборонческие позиции, противоречившие выдвигавшимся ими раньше антимилитаристским доктринам.

Анархизм в Испании

Эти события привели к созданию на конгрессе в Севилье (1910) Национальной конфедерации труда (НКТ), которая включала большинство испанских организованных рабочих. Ведущую роль в ней играли умеренные анархисты. Радикальное течение анархистов создало в 1927 году собственную организацию — Федерацию анархистов Иберии (ФАИ). Политическая ситуация в Испании привела к тому, что решающее влияние приобрели крайние радикалы — Г. Оливер и Б. Дуррути. НКТ являлась образцом анархистского антибюрократизма и децентрализации; основным элементом организации были не национальные профсоюзы, а местные синдикаты, объединявшие рабочих всех профессий данного района. Центральный комитет избирался ежегодно из иного региона, тем самым никакое лицо не могло находиться во главе организации более одного срока, а каждый из его членов мог быть в любой момент отозван избирателями. Эта огромная организация, насчитывавшая около 700 тысяч членов в 1919 году и более 2 млн. человек в середине 1930-х годов, имела только одного платного работника — секретаря. Повседневная работа выполнялась активистами на общественных началах. НКТ и ФАИ, остававшиеся тайными организациями в период диктатуры М. Примо де Риверы, вышли из подполья после отречения короля Альфонса XIII (1931).

В начальный период Гражданской войны в Испании анархисты контролировали практически всю Восточную Испанию, где они, воспользовавшись кризисом власти, попытались провести социальную революцию. Заводы, фабрики и железные дороги Каталонии перешли в собственность рабочих, в Андалузии крестьяне устраивали коммуны по образцу, описанному Кропоткиным. Деньги были отменены, вся продукция обменивалась в пользу коммуны в целом, а каждая семья получала равную долю продуктов и др. предметов первой необходимости. Нравы в них были спартанские, во многих было запрещено курение и даже употребление кофе. Анархисты Испании потерпели поражение в Гражданской войне. Обладая опытом борьбы в стихийных уличных столкновениях, они, однако, были лишены дисциплины, необходимой для ведения регулярных военных действий. По боевым качествам колонны анархистов уступали интербригадам их противников — коммунистов. В декабре 1936 года четыре ведущих анархиста вошли в правительство Ф. Кабальеро, скомпрометировав сам принцип отрицания государства. Анархисты оказались неспособны противостоять левому тоталитаризму коммунистов, которые были лучше организованы. В мае 1937 года в Барселоне произошли вооруженные столкновения анархистов с коммунистами. К январю 1939 года анархисты утратили прежнее влияние и не смогли организовать сопротивления войскам Франко. ФАИ и НКТ практически прекратили свое существование, а их руководство оказалось в изгнании.

Анархизм в России

В России анархизм получил распространение в 1840-х годах в небольших кружках разночинной интеллигенции и студенчества, воспринявших идеи М. Штирнера. В 1870-х годах в результате пропаганды идей Бакунина анархизм стал ведущей идеологией революционного народничества, течения, видевшего в русской крестьянской общине готовый элемент будущего социалистического порядка. После кризиса народничества в 1880-х годах идеология анархизма стала достоянием маргинальных кружков и групп, действовавших за границей, главным образом в Женеве. В 1903 году анархистские организации появились в Белостоке, Нежине, Одессе. В период Первой русской революции (1905-1907) организации анархистов возникли почти во всех крупных городах, но их влияние оставалось незначительным ввиду того, что движение распадалось на многочисленные течения, расходившиеся в программных и тактических вопросах.

Анархизм в мире

В других странах воздействие Октябрьской революции (1917) привело к тому, что большая часть масс, ранее бывшая опорой анархистов, оказалась под влиянием коммунистических партий. Анархистское движение в Италии было разгромлено фашистским правительством Б. Муссолини в 1920-х годах. В Германии анархисты были уничтожены нацистами в 1930-х годах. В Латинской Америке заметное анархистское течение сложилось в ходе Мексиканской революции. В Японии анархистские организации, возникшие в период русско-японской войны (1904-1905), были окончательно разгромлены в 1935 году, когда анархисты были обвинены в подготовке военного переворота. В Индии Махатма Ганди, испытавший влияние идей Толстого и Кропоткина, разрабатывал стратегию национально-освободительного движения на основе ненасильственного гражданского неповиновения и планы построения децентрализованного общества, состоящего из автономных сельских общин.

Русский анархизм: осмысленный и человеколюбивый.

Анархизм — это общественное движение, идеология, которая выступает за вытеснение капитала и государства самоуправлением. Это ключевая мысль для анархистской идеи. Течения в анархизме бывают разные: есть те, которые больше отстаивают свободу личности и ее права, а есть анархистские течения, для которых очень важно коллективное самоуправление.

Анархизм так же широк и разнообразен, как и государственничество, он противостоит всем государственническим теориям: и фашизму, и либерализму, и консерватизму, и сталинизму. Например, существует анархо-синдикализм — то течение, которое направлено прежде всего на развитие профсоюзных организаций трудящихся. Может быть совмещение анархо-коммунизма, то есть стремления к созданию общества без какой бы то ни было собственности, когда все принадлежит всем, с анархо-синдикализмом как методом продвижения к этой цели.

Разнообразие этих течений возникало постепенно, основы анархистского учения, более-менее научного и современного, заложил француз Пьер Жозеф Прудон. Его взгляды были очень близки взглядам российских народников, что признавалось обеими сторонами. Затем анархизм бурно расцвел на российской почве. Вклад российских идеологов анархизма в мировое анархистское движение несомненен.

В русском анархизме выделяются две фигуры — это Михаил Александрович Бакунин и Петр Алексеевич Кропоткин. Они знаменуют собой два этапа развития анархистского движения в России и в целом.

Анархизм отличается не только стремлением к разрушению бюрократических структур. Как правило, конструктивная идея анархизма отождествляется с разрушением государственности, борьбой с капиталом, с частной собственностью во имя коллективного самоуправления. Прудон и позднее Бакунин говорили, что личность может быть свободна не только в смысле своих гражданских проявлений, но и в смысле своих социальных прав. Каким образом это может быть осуществимо? Управление своими предприятиями должно координироваться, то есть свободные личности объединяются в коллективы, общины, а общины, в свою очередь, объединяются в федерации. Этой идеи придерживались и Прудон, и Бакунин.

Главный метод борьбы с этой ситуацией — замена государства федерациями, то есть свободными объединениями делегатов от предприятий, которые могут объединяться в отрасли или кварталы, в районные советы, районные — в городские, городские — в региональные, региональные — в советы каких-то стран, причем необязательно одной страны (возможна славянская, возможна европейская федерация), и затем в мировой, всемирный союз.

Идея объединения в федерации вдохновила многих российских народников и, с другой стороны, была очень популярна во французском революционном движении. Идеи Прудона и Бакунина, особенно Прудона, были популярны во время Парижской коммуны. Какие-то элементы применялись во время революционных восстаний в Испании в XIX веке, но это были первые шаги.

Известный переворот в анархистской теории совершил Петр Алексеевич Кропоткин — видный народник, человек, прославившийся тем, что сидел в Петропавловской тюрьме и сумел бежать — правда, не непосредственно из тюрьмы, а из госпиталя. Приехав триумфально в Европу, он во многом пересмотрел бакунинские идеи. Бакунин, надо сказать, был ярким публицистом, Кропоткин же претендовал на роль в большей степени ученого. Петр Алексеевич действительно был крупным ученым в геологии, он первым разработал теорию ледника — то, что для его времени было новой идеей, а сейчас считается банальностью.

Бакунин был жестоко разочарован после этих событий и ряда неудач — попыток поднять восстание. В последние два года он фактически отошел от активной политической деятельности. Бакунин умер в 1876 году — и тут на арену как раз вышел Кропоткин с этими новыми идеями, которые через некоторое время оказались очень популярны в анархистской среде. Они достаточно просты: мы должны восстать, мы должны свергнуть, снести царство капитала и государственности, и тогда люди освободят в себе их истинные черты — это альтруизм, стремление к солидарности, стремление помочь ближнему. Согласимся, очень высокие идеи, хотя от корысти и эгоизма освободиться очень трудно, во всяком случае большинству людей. И анархистское общество переорганизуется на началах полного самоуправления и взаимопомощи.

Кропоткин провел очень серьезную работу и находил примеры такой взаимопомощи в природе и человеческой истории. В результате своих исследований в конце XIX — начале XX века Кропоткин пришел к выводу, что переход к анархии требует очень серьезных предпосылок и подготовки. Необходимо тренироваться анархии в небольших сообществах, субкультурах, кооперативах и профсоюзах. И когда люди научатся помогать друг другу, когда они научатся освобождать свои истинные, альтруистические свойства, тогда и произойдет финальный переворот. Пока этого нет, и необходимо бороться, может быть, за более умеренную программу.

Вернувшись в Россию, Кропоткин в 1917 году выступил, к ужасу, правда, некоторых анархистов, на государственном совещании, хотя анархисты выступают против современной государственности. Кропоткин выступил за федеративную республику, то есть за переходную фазу к тому обществу, за которое выступают анархисты. Петр Алексеевич скончался в 1921 году как авторитетный теоретик анархизма, но не очень понятый своими молодыми современниками, которые хотели действовать здесь и сейчас и надеялись на то, что анархия наступит в ближайшее время, при их жизни. Многие из них не хотели думать о каких-то переходных моделях к анархизму. Эти анархисты приняли активное участие в российской революции 1917–1922 годов.

Самая известная фигура этого периода — Нестор Иванович Махно, который под черными флагами анархии возглавил мощнейшее движение на Украине. Хотя Махно радикально высказывался о том, что анархия наступит скоро, но само движение научило его, что нужно искать переходные, постепенные формы.

Алексей Боровой, крупный теоретик анархизма, попытался соединить достижения бакунинского и прудоновского, можно сказать, социалистического анархизма, то есть анархизма более практического, который можно организовать в виде постепенных форм. По его мнению, в конце концов правы окажутся даже самые радикальные анархисты-индивидуалисты. Когда-нибудь, в далеком будущем, человек станет совершенно свободен, он освободится от оков быта, труда, возможно, путем автоматизации, путем внутреннего самосовершенствования. Но пока этого не произошло, нужно пройти через социализм и коммунистические общественные формы. Боровой был современником установления таких форм, во всяком случае, в Советском Союзе. С точки зрения ученого, пройдя через это, мы постепенно придем к финальной стадии прогресса, когда абсолютно свободный человек вступит в полосу совершенной анархии, то есть ничто не будет сковывать его творческих, многосторонних способностей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


В пестром калейдоскопе российской многопартийности особое место принадлежит анархистам – сторонникам идеологии, отвергающей власть человека над человеком, и выступающим за отмену всех форм политического управления обществом. Основополагающие концепции этого учения, формировались на протяжении длительного времени, и еще в 40-х и 50-х годах XIX века начали прослеживаться в работах А.И. Герцена и высказываниях петрашевцев. Учитывая, что в наши дни существует ряд общественных движений, продолжающих традиции партии анархистов, будет интересно в общих чертах воссоздать их историю.

Князь Петр Алексеевич Кропоткин

Князь, избравший путь революции

Идеи анархизма, сформулированные в середине XIX века видными западноевропейскими мыслителями П.Ж. Прудоном и М. Штирнером, в России стали элементами массового революционного движения. Они нашли своих последователей в лице таких крупных отечественных идеологов, как М.А. Бакунин и князь П.А. Кропоткин, вступивший в силу своих убеждений на путь политической борьбы. Их призывы к немедленному восстанию рабочих масс были восторженно встречены в кругах радикально настроенной интеллигенции.

Возникновение первых анархических групп

Обострение политической борьбы в России

Новое политическое течение в России

В самой же России ее представители впервые появились в 1903 году на территории Гродненской губернии, и в большинстве своем происходили из числа местной еврейской интеллигенции и учащейся молодежи. Очень скоро ими было создано более десятка групп в таких крупных городах, как Одесса, и Екатеринослав, Белосток и ряде других.

Инициатива гродненских анархистов получила широкую поддержку в обществе, и в период революционных событий 1905-07 гг. в стране уже насчитывалось около 220 подобных ячеек, созданных в 185 населенных пунктах. По некоторым данным, организации анархистов в России объединяли тогда в своих рядах около 7 тыс. человек.

Цели и методы борьбы

Еще за год до начала Первой русской революции, в Лондоне состоялся партийный съезд, на котором были намечены задачи, стоявшие перед всеми анархистами-коммунистами (так они именовали себя, используя термин, заимствованный из работ Кропоткина). В качестве главной цели указывалось насильственное уничтожение всех эксплуататорских классов и установление в стране анархического коммунизма.

Борьба рабочего класса на баррикадах

В дальнейшем это вылилось в массовые грабежи банков, почтовых отделений, а также квартир и особняков зажиточных граждан. Известно, что некоторые анархисты, например, такие как знаменитый Нестор Махно, прикрываясь интересами партии, нередко совершали экспроприации в целях личного обогащения.

Плюрализм мнений среди анархистов

По составу своих членов партия анархистов не была однородной. При общей идейной направленности, состоявшей в отрицании всех форм власти человека над человеком, в нее входили сторонники самых различных форм ее реализации. Кроме упомянутых выше анархистов-коммунистов, широким влиянием пользовались также анархо-синдикалисты, проповедовавшие самоуправление и взаимопомощь боевых революционных организаций, а также анархо-индивидуалисты, выступавшие за исключительную свободу личности в ее отрыве от коллектива.

Идейными вдохновителями первых были видные общественные деятели того времени: Б.Н. Кричевский, В.А. Поссе и Я.И. Кириллевский, тогда как их оппонентов возглавили Л.И. Шестов (Шварцман), Г.И. Чулков, а также популярный русский и советский поэт С.М. Городецкий и крупный политический деятель-анархист П.Д. Турчанинов, более известный под псевдонимом Льва Черного.

В преддверии рволюции

В преддверии октябрьского переворота

В этот период члены партии анархистов активно выступали за социальную революцию и свержение временного правительства, представлявшего, по их словам, лишь интересы буржуазии. После создания в большинстве крупных городов Советов рабочих и крестьянских депутатов, они всеми силами пытались ввести в их составы своих представителей.

Первые послереволюционные годы

После октябрьской революции ряды анархистов вновь значительно увеличились, однако, это произошло во многом за счет разного рода экстремистов, желавших воспользоваться сложившейся в стране обстановкой, а также выходцев из уголовной среды. Достаточно сказать, что только в Москве весной 1918 года ими было самовольно захвачено и разграблено не менее 25 богатых особняков.

Нестор Махно

В котле политических страстей

Некоторые видные представители анархического движения оставили заметный след в истории Гражданской войны. Одним из них был украинский политический деятель Нестор Иванович Махно, поддерживавший вначале Советскую власть, и сражавшийся за нее во главе созданного им партизанского отряда. Но впоследствии он изменил свою позицию, и после того, как подконтрольные ему вооруженные формирования начали бороться с продотрядами и созданными в деревнях комитетами бедноты, он вошел в конфликт с большевиками и стал их непримиримым врагом.

Окончательный разгром российских анархистов

В январе 1919 года в Москве произошел крупный террористический акт: в помещение комитета РКП (б) была брошена бомба, от взрыва которой погибло 12 человек, и многие из присутствовавших были ранены. В ходе следствия удалось установить причастность к случившемуся членов партии анархистов в России.

Боевое знамя анархистов Украины

Это дало толчок к началу жестких репрессивных мер. Очень многие из анархистов оказались за решеткой, и даже на похороны своего идейного руководителя – Кропоткина, скончавшегося в феврале 1921 года, были отпущены властями под честное слово. Кстати, после завершения траурной церемонии, все до единого добровольно вернулись в камеры.

Следующим удобным предлогом для тотального уничтожения движения анархистов стало участие ряда его членов в Кронштадтском мятеже. После этого последовала сплошная полоса арестов, расстрелов и принудительной высылки за рубеж десятков, а впоследствии и сотен сторонников отмены всех форм государственной власти. Некоторое время в Москве еще продолжал действовать их центр, созданный на базе музея Кропоткина, но в 1939 году и он был ликвидирован.

Возвращение к жизни

Современные анархисты

Партия анархистов России в 21 веке

Объединившиеся под знаменем борьбы со всеми формами управления человека человеком, последователи князя П.А. Кропоткина так и не смогли создать ничего кроме политического движения, лишь косвенным образом влиявшего на происходившие исторические события. Тщетно будет искать в справочниках год образования партии анархистов. Она так и не была официально учреждена, и само ее название существует лишь в силу установившейся традиции, не имея на то юридических прав.

Читайте также: