Ананьинская и пьяноборская культура кратко

Обновлено: 05.07.2024

а) Хозяйство населения пьяноборской культуры было комплексным. Оно включало скотоводство, охоту, рыбную ловлю, собирательство. Вопрос о земледелии у изучаемых племен остается открытым. Выразительных форм почвообрабатывающих и уборочных орудий на памятниках изучаемого круга пока не зафиксировано. Можно лишь отметить находки зерен полбы с Ново-Кабановского городища в низовьях р. Белой, относящегося к ананьинско-пьяноборскому времени.

Наличие скотоводства документируется находками костей домашних животных в культурных слоях поселенки. Остеологами зафиксированы остатки лошадей, крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота. О разведении лошадей свидетельствуют также находки удил в погребениях. Судя по имеющимся материалам, лошадь использовалась не только на мясо, но и для верховой езды.

б) Орудия труда, оружие У пьяноборского населения окончательно вышли из употребления бронзовые орудия труда и оружие. Но бронзолитейное производство сохранилось и было связано с изготовлением главным образом украшений и принадлежностей костюма. На поселениях встречены также остатки костяных (наконечников стрел и проколок), каменных (точильные бруски, зернотерки) орудий и глиняная посуда. Последняя, круглодонная, с примесями в тесте толченых раковин, иногда украшенная по шейке ямочными вдавлениями, изготовлялась вручную.

в) Поселения Картографирование памятников показывает, что носители этой культуры обычно селились по берегам Камы, Белой и долинам их притоков. центрами жизни носителей пьяноборской культуры были селища, занимавшие как правило края над луговых или коренных террас. Судя по распространению подъемного материала, в среднем площадь селищ составляла около 5000 кв. м. Городища обычно занимали мысы коренных террас. С напольной стороны площадки их ограждали одним, двумя или тремя валами; некоторые городища имели кольцевые валы.

г) Украшения и принадлежности женских костюмов составляют наибольшую часть вещей из погребений пьяноборской культуры. Из них следует отметить височные привески в виде несомкнутых проволочных колец; восьмерковидные; вопросовидные с гофрированными коническими трубицами; литыми конусовидными нижними частями, со скрученными спиральками и др.

а) Хозяйство Занималось скотоводством, подсечным земледелием, охотой (в т. ч. и пушной), рыболовством. Большое развитие получили обработка меди, бронзы и железа, бронзолитейное и кузнечное дело. Занимались и ткачеством, прядением, обработкой кости и кожи, изготовлением деревянной и глиняной посуды. Керамика представлена круглодонными лепными сосудами, украшенными в верхней части орнаментом из ямок, отпечатков шнура (верёвки) и зубчатого штампа.

б) Орудия труда, оружие Для ранней ананьинской культуры характерно сосуществование бронзовых и железных орудий труда и оружия (наконечники копий, бронзовые втульчатые топоры-кельты, кинжалы, секиры, стрелы с бронзовыми и железными наконечниками, ножи, шилья, удила, оковки для деревянной посуды

в) Поселения Считается, что А. к. сложилась на основе культур местного населения Прикамья (приказанской или турбинской культур эпохи бронзы), при участии этнич. элементов из Зауралья. Городища А. к. располагались на мысах рек, укреплялись валами и рвами, окружались деревянными стенами. В культурном слое поселений преобладают кости, их назвали костеносными. Жилища бревенчатые наземные, реже полуземляночные, квадратной или прямоугольной формы, с очагами, обложенными камнем. Найдены и хозяйствен. постройки.

г) Украшения и принадлежностей костюма встречены височные подвески, бронзовые обоймочки, бляшки и бляхи различной формы, поясная гарнитура, в частности, поясные крючки, эполетообразная застёжка, наконечники ремней, пряжки, бронзовые, стеклянные и глиняные бусы, фигурки хищных пушных зверьков,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ананьинская и пьяноборская культуры. Жизнь и быт кушнаренковских и бахмутинских племен – предков башкир. Отличительные особенности культур в происхождении и территории расселения племен. Представления общественного строя и виды занятий.

Ананьинская и пьяноборская культуры. Жизнь и быт кушнаренковских и бахмутинских племен – предков башкир Основы духовно-нравственной культуры 6 класс

Ананьинская и пьяноборская культуры. Жизнь и быт кушнаренковских и бахмутинских племен – предков башкир Основы духовно-нравственной культуры 6 класс

Ананьинская культура является археологической культурой финно-угорских племен в раннем железном веке, который датируется VIII-III веками до нашей эры. Она процветала в районе рек Кама, Волга, Вятка, Белая. Назвали Ананьинской культуру железного века по могильнику, откопанному в 1858 году в деревни Ананьино возле Елабуги. С тех пор началось изучение городищ, сел, могильников и ритуальных мест.

Общая информация

Вам будет интересно: Чванливый – это кто такой?

Вам будет интересно: Академия наук СССР: основание, научная деятельность, исследовательские институты

Надгробные стелы

В Ананьинских могильниках были обнаружены оружие, орудия труда рядом с мужчинами и украшения рядом с женщинами. По большей части хоронили людей одиночно, но встречаются и парные захоронения наряду с групповыми – по 3-16 костяков. Помимо этого, раскопки, связанные с Ананьинской археологической культурой, позволили выявить, что эти люди древности совершали поминальные ритуалы. У могильников обнаружены следы кострищ, кости животных, частичные захоронения, повторные расчленения. На надгробных стелах изображались умершие воины, оружие.

О населении

Люди Ананьинской культуры преимущественно занимались скотоводством, подсечным земледелием, охотились, ловили рыбу. Большой популярностью здесь пользовалась обработка меди, железа, бронзы. Было распространено и ткачество, прядение, обработка кожи, кости, активно изготавливалась деревянная и глиняная посуда. В Ульяновской обл. было обнаружено множество лепных сосудов, которые украшались ямками, отпечатками шнура, зубчатыми штампами.

Вам будет интересно: Александр 2 Освободитель: биография, годы правления, исторический портрет

В ранние годы сосуществовали бронзовые и железные орудия труда, оружие. Отчетливо прослеживаются торговые связи между Ананьинской культурой и кавказскими, сибирскими племенами, скифами. Отчетливо прослеживается скифское влияние после исследования чувашских могильников, где были найдены конские головки из бронзы, поясные крючки.

Об обществе

Отмечается, что общество здесь было родовое, патриархальное. В значительной мере преобладали мужские роли. Было положено начало социальному расслоению. Представителей этой культуры считают родоначальниками удмуртов, коми-пермяков, угорских племен. Примерно во II веке до нашей эры у Камы начала развиваться пьяноборская культура, и здесь также проживали потомки ананьинцев.

Возле кургана

О поселениях

Самые ранние постройки этой культуры располагались от устья реки Белая до города Бирск. Здесь возводились неукрепленные поселения. Они покрывали как высокие, так и низкие берега крупнейших рек. Однако уже к VII веку до нашей эры большинство поселений было перенесено на высокие берега рек, их начали ограждать валами, рвами. Чуть позднее, как было установлено, сюда начал приходить поток нового поселения – стали появляться монголоидные черепа.

О религии

Точная информация о религии древних местных поселенцев установлена не была. Были высказаны предположения о том, что здесь в железном веке совместились две культовые традиции с разными истоками. Одна происходила из южного мира Ирана и Кавказа, что понятно при обнаружении предметов из тех областей. Вторая же линия относится к шаманскому культу, что было характерно для обитателей таежных зон.

Загадки

Судьба ананьинцев сложилась загадочно. В VII веке до нашей эры здесь наблюдался отток населения, а в V веке до нашей эры районы Поволжья у Казани запустели. С IV века до нашей эры люди покинули и восточные области. Вероятно, это связано с учащением набегов скифов и савроматов, которые таким образом захватывали добычу.

Представители культуры

Об отраслях хозяйства

Преимущественно здесь занимались земледелием и скотоводством. При том есть данные о том, что ананьинцы занимались разведением практически всех современных домашних животных. Здесь было обнаружено множество железных и костяных мотыг, топоров, черешковых ножей, конских сбруй, грузил.

Вооружены местные жители были наконечниками стрел и копий скифского типа, мечами, топорами, кинжалами, булавами. Встречаются прекрасно оформленные топоры, которые являлись символом власти.

Считается, что представители этой культуры в основном не были европеоидами, они относились к монголоидному типу. Однако черепов европеоидного типа здесь было найдено немало. По большому счету, здесь проживал случайно пробравшийся на эту местность осколок восточных народов. Несмотря на преимущественно восточную внешность, эти люди вели скифский быт.

каким было жилище

О языке

Вероятнее всего, этот народ относился к финно-угорской языковой группе. Их отождествляют с тиссагетами, аргиллеями, про которых пишет древнегреческий историк Геродот. Он поместил эти народы на северо-восток от скифов и сарматов. Он ничего не пишет о внешности тиссагетов, так как, вероятно, они не отличались от европеоидных племен, а аргиллеев описывает как монголоидов.

Об Ананьинском могильнике

Этот могильник был расположен у правого берега реки Кама, под городом Елабуга. Его открыли случайным образом, когда весенние разливы принесли здесь человеческие кости с древними предметами.

Ананьинский меч

В 1858 году была произведена первая раскопка, в отчете значится, что обнаруженные здесь древние вещи оказались настолько любопытными, что мгновенно приковали к себе внимание представителей русской науки.

Вскоре были осуществлены вторичные раскопки, в ходе которых удалось восстановить по частям резной камень, который ранее лежал на могильнике. Само погребение было курганом, в высоту достигавшим 1 сажень, а в окружности – 219 шагов. Как рассказывали старожилы, на поверхности его находились камни с изображениями. В самом кургане был обнаружен круглый вал в 28 шагов в окружности. Внутри находилось 3 костяка с пережженной землей, глиной и угольями. Всего костяков в окрестностях было найдено примерно 50.

Примечательным стал тот факт, что обнаруженные здесь изделия были и бронзовыми, и каменными, и железными. Все указывало на то, что обитавшие здесь люди проживали на стыке бронзового и железного веков. На эпохальную отдаленность их быта указывало полное отсутствие признака письма и монет, которые всегда имели место быть в более поздних захоронениях. Помимо этого, найденные здесь орудия были выполнены достаточно грубо, а топоры представляли собой развитие каменных топоров, характерных для каменного века северной России.

Устройство домов

Уникален Шиховский могильник в Республике Коми, который был обнаружен в 1990-е годы. Здесь было найдено 36 погребений, часть которых была в лодках. В них обнаружено немало оружия, фигурок ящериц и пчел, предметов поясной гарнитуры. Здесь было выделено несколько культурных слоев.

Так, культурные слои Ласта, Перный, Чаркабож и Яшамор появились на основании лебяжской культуры в смешении ее с зауральской и прикамской, индоевропейской группами.

В наскальной живописи Ананьинской культуры чаще всего попадаются изображения человека либо человекоптицы. Они встречаются и на металлических изделиях. Вероятно, это отсылка к поверью в способность души летать в неведомый мир.

Найдено там

Рисунки хищников и домашнего скота, летящих птиц с человеческой личины отражены и в одежде, и в конской сбруе. Часто попадаются рисунки мужчины с оружием и украшениями, которые выбивались на надгробных каменных плитах. Множество имеется глиняных женских статуэток. В некоторых районах такие находки особенно часты, что связывается с сильными традициями материнского рода и культом женщины. В Нижнем Прикамье же, наоборот, укреплялись патриархальные отношения. Немало имеется парных изображений с подчеркнутыми половыми различиями.

Имеется немало изображений женщин в окружении животных. Это связано с почитанием женщины-владычицы зверей. Явно прослеживается в отдельных деталях звериный стиль скифо-сарматов.

Название пьяноборской культуры связано с первыми находками древних вещей, собранных П.П.Пасынковым на территории села Пьяный Бор (ныне село Красный Бор Агрызского района) и подаренных им Обществу археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Исследования пьяноборской культуры ведутся с последней четверти XIX в. (П.А.Пономарёв, А.А.Спицын, М.Г.Худяков, В.Ф.Генинг, Б.Б.Агеев и др.).

Обоснована в 1901 г. А.А.Спицыным в качестве самостоятельной археологической культуры.

Культурно-исторический комплекс пьяноборской культуры близок к ананьинской, мазунинской, караабызской и азелинской археологическим культурам. Оставлена, предположительно, финно-угорскими племенами.

Племена пьяноборской культуры занимались земледелием , скотоводством, охотой , рыболовством; наибольшее развитие получило домашнее скотоводство. В культурных слоях поселений найдены остатки костей лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, свиней.

Определенное развитие получило также земледелие : на Осиновском городище обнаружены зерна полбы, ячменя, мягкой пшеницы, овса.

Охота и рыбная ловля занимали второстепенное место, предположительно, в большом количестве добывались мелкие пушные звери (основное орудие охоты – лук).

Население пьяноборской культуры знало металлургию железа и меди. Во время раскопок Чегадинского I городища обнаружены остатки примитивных железоделательных горнов. Медь и ее сплавы использовались для изготовления украшений и отдельных деталей женского и мужского костюмов.

Наиболее оригинальными являются украшения и детали женского костюма, среди них – кокошники из тонкой медной пластины шириной до 4,5 см с зауженными концами (до 2,5 см); проволочные височные подвески в форме колец, восьмериков и знака вопроса со специальной трубицей, листовидные подвески с цельной или полой конической, тонкой конической гофрированной трубицами (многие подвески имеют сходство с подобными вещами ананьинской культуры), шейные подвески в виде круглого щитка с петелькой и тремя, редко двумя кружочками.

Наибольшее распространение получили бронзовые гривны, нагрудные фигурные и поясные (в форме эполет) застежки, ременные накладки, пронизки, нагрудные бляхи, обоймы, пряжки с изображением солнца. Встречаются также железные, бронзовые, реже золотые браслеты, серебряные и золотые нашивные накладки.

В культурных слоях памятников пьяноборской культуры найдены бронзовые, железные и костяные наконечники стрел, копий, крючки от колчанов, железные мечи, кинжалы, палицы; керамические лепные круглодонные чашевидные неорнаментированные сосуды (глиняное тесто – с примесью толченой раковины).

Погребения грунтовые (небольшие ямы глубиной не более 1 м). Трупоположение, ориентировка погребенных неустойчивы; преобладают индивидуальные погребения, встречаются также парные и коллективные (до 11 костяков).

По данным Б.Б.Агеева, известно 32 могильника пьяноборской культуры; вскрыто свыше 2 тысяч погребений.

На территории Татарстана памятники пьяноборской культуры выявлены у деревни Мунайка и сел Бизяки Менделеевского, Деуково и Бикбулово Мензелинского районов, села Мелля-Тамак и деревни Старый Чекмак Муслюмовского района и др.

Литература

Генинг В.Ф. Археологические памятники Удмуртии. Ижевск, 1958.

Генинг В.Ф. Очерк этнических культур Прикамья в эпоху железа // Труды КФАН СССР. Сер. гуманитарных наук. 1959. Вып. 2.

Генинг В.Ф. История населения Нижнего Прикамья в пьяноборскую эпоху (чегадинская культура) III в. до н. э. – II в. н. э. // Вопросы археологии Урала. Ижевск, 1970. Вып. 10.

Археологические памятники Восточного Закамья. Казань, 1989.

Агеев Б.Б. Пьяноборская культура. Уфа, 1992.

Старостин П.Н. Пьяноборская культура: Очерк по археологии Татарстана. Казань, 2001.

Читайте также: