Аналитическая схема исследования конфликтов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пример первый. Схема 4. Структура социального конфликта.

В этой структуре четыре основных понятия:

  • Субъекты конфликта (конфликтующие стороны).
  • Отношения конфликтующих сторон.
  • Предмет конфликта.
  • Внешняя социальная среда.

(Эта схема ограниченная и не полная, приведена во всех учебниках по конфликтологии.).

Пример второй.

Схема 5. Универсальная авторская схема понятийного описания конфликта. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) (СНОСКА: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 139.) Это теоретическая модель, которая основывается на предельных понятиях: сущность, классификация, структура, функция, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследование и диагностика.

Пример третий.

Структурные элементы диагностики конфликта включают 27 этапов и понятий (авторская работа Ю.Е. Растова) (СНОСКА: Растов Ю.Е. Конфликтологическая сторона менеджмента. Барнаул, 1992. С. 9.).

  • Выяснение полного состава участников конфликта.
  • Определение роли каждого участника.
  • Выяснение мотивировок конфликтеров.
  • Выяснение предмета конфликта.
  • Выяснение интересов конфликтеров.
  • Выяснение целей конфликтеров.
  • Установление соответствия целей конфликтера его интересам.
  • Выяснение динамики зоны разногласия.
  • Выяснение повода или предлога конфликта.
  • Выяснение причины конфликта.
  • Выяснение первопричины конфликта.
  • Выяснение причин развития или свертывания конфликта.
  • Выяснение этапа (фазы) конфликта.
  • Определение знака конфликта.
  • Определение формулы конфликта.
  • Установление типа конфликтного поведения.
  • Установление соответствия установок конфликтера на тип конфликтногоповедения.
  • Анализ реальных конфликтных противодействий.
  • Установление баланса сил конфликтеров.
  • Выяснение длительности конфликта.
  • Установление степени остроты конфликта.
  • Выяснение энергетики конфликта.
  • Определение психофона конфликта.
  • Определение цены конфликта для каждого конфликтера.
  • Определение цены выхода из конфликта каждого конфликтера.
  • Сопоставление цены конфликта с ценой выхода из него.
  • Определение подходящей к данному случаю модели решения конфликта.

Эти этапы включены в практические технологии, которые реализует Растов Ю. и его группа.

Пример четвертый.

Основные понятия фаз конфликта, описывающих конфликтное сосуществование. (С.П. Никаноров, З.А. Кучкаров, А.Г. Коваль, А.В. Костюк, А.Н. Шульпекин) (СНОСКА: Никаноров С.П., Кучкаров З.А., Коваль А.Г., Костюк А.В. Задача управления конфликтами в социальных системах//Проблемы и решения. М.: Концепт, 1995, №3. С. 35–36.). Ими выделяются основания, конфликтанты и фазы нагнетания напряженности: предконфликтное состояние – конфликтоген – напряженность – основание конфликта – конфликт – нагнетание напряженности – разрешение конфликта. Эти фазы исследуются на методологическом уровне и описываются существенные моменты перехода из одного состояния конфликта в другое.

Пример пятый.

Формальная структура противоборства сторон в юридической сфере на семи уровнях. (В.Н. Кудрявцев) (СНОСКА: Юридический конфликт: сферы и механизмы. Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1994. 4.2. С. 21–25.).

Пример шестой.

Картография конфликта. (X. Корнелиус, Ш. Фэйр) (СНОСКА: Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М, 1992. С. 153.). Каждый участник конфликтной ситуации заполняет эту карту сам или с партнерами. Заполнение ее состоит из трех этапов:

Это практический уровень рассмотрения конфликта.

Пример седьмой.

Понятийная схема исследования социального конфликта (В.Н. Шаленко) (СНОСКА: Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: МГУ, 1992. С. 18.). Отмечается, что важным методологическим ориентиром служит адекватная понятийная схема изучаемого явления. Поэтому он рассматривает конфликт в рамках основных четырех категорий:

  • Структура конфликта (факторы и причины, оппоненты в конфликте, предмет, инцидент, условия протекания конфликта, преследуемые оппонентами цели.)
  • Динамика конфликта (возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта).
  • Функции конфликта (интеграция социальной организации, сигнализация о плохом состоянии дел, поддержка инноваций и творчества, улучшение психологического климата, проблематизация спокойного существования, стабилизация отношений, обучение и познание).
  • Типология конфликта.

Структура конфликта выявлена в результате исследований трудовых конфликтов в организации.

Пример восьмой.

Анализ конфликта акционирования на приватизированных предприятиях А.К. Зайцев, анализирует в логике раскрытия следующих понятий (СНОСКА: Зайцев А.К. Конфликт акционирования на приватизационных предприятиях.//Социальный конфликт. Калуга. КаИС. 1994. №2(2). С. 52–67.):

  • Приватизация в свете теории конфликта.
  • Содержание конфликта.
  • Действующие силы в конфликте.
  • Динамика конфликтов.
  • Стратегия и тактика основных оппонирующих сил.
  • Прогноз разрешения конфликта.

Эта практическая схема апробирована группой Калужского Института социологии под руководством А. Зайцева.

Пример девятый.

Градостроительный конфликт , который представлен в книге, был исследован в аналитической схеме, которая включала в себя несколько информационных блоков (см. гл. V):

  • Первичный анализ.
  • Информационный фон: городские газеты, теле и радио-информация.
  • Правовое пространство конфликта.
  • Опросы жителей.
  • Информирование жителей.
  • Процессы самоорганизации и механизм самоуправления.
  • Эмоционально-психологический фон.
  • Акции протеста.
  • Сопутствующие проблемы.

Нет смысла подвергать критическому анализу указанные схемы. Очевидно, что некоторые из них являются теоретическими, а некоторые практическими. И все- таки, для корректной оценки результатов научного исследования, могущего оказать влияние на изменение действий конфликтующих сторон, стандартом являются рамки исследовательской программы и схемы, позволяющие проводить анализ конфликтов. Оценка же результатов их применения, а также их выбор напрямую связаны с изменением реальной конфликтной ситуации, в которой ставятся определенные задачи и цели в рамках нормативно-правового поля, имеющих малое (или опосредованное) отношение к науке.

Многовековая история науки показывает, что сам процесс изучения любого явления имеет свою логику и состоит из нескольких этапов. Знание конфликтологом этапов изучения конфликтов, соблюдение требований логики научного исследования позволят ему повысить результативность работы. Известно восемь основных этапов научного анализа конфликтов (табл. 1).

Основные этапы изучения конфликтов

Определение конкретного объекта изучения (выборка)

Разработка методики анализа конфликтов

Пробное исследование, доработка программы и методики

Сбор первичной информации

Качественная и количественная обработка собранных данных

Анализ и объяснение полученных результатов

Обоснование и формулировка выводов и практических рекомендаций

1. Составление программы,которая представляет собой достаточно подробное, всестороннее и завершенное теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов анализа интересующего конфликтолога явления. Программа – стратегический документ изучения, его обязательный начальный этап. Она играет очень важную роль в достижении поставленных конфликтологом целей.

2. Определение конкретного объекта изучения (выборка). Конфликтолог, как правило, не может изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего его аспекта конфликтного взаимодействия. Если, например, его интересует состояние конфликтности взаимоотношений сотрудников в организации, то он просто не имеет возможности изучить все взаимоотношения между всеми без исключения сотрудниками. Да это и не нужно делать для того, чтобы представить истинное положение дел. Состояние конфликтности взаимоотношений в организации можно достаточно объективно оценивать, изучая их в нескольких структурных подразделениях организации. Все множество конфликтов, которое является объектом изучения и теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокупность. В нашем примере генеральную совокупность составляют взаимоотношения между всеми сотрудниками организации.

Выборка –часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В рассматриваемом примере выборку составляют те конкретные структурные подразделения, в которых конфликтолог реально анализирует состояние конфликтности взаимоотношений. Очевидно, с одной стороны, для получения достоверной информации выборка должна по объему как можно меньше отличаться от генеральной совокупности. С другой стороны, в интересах максимального сокращения времени, которого потребует изучение, а также материальных затрат выборка должна быть наименьшей.

Важным свойством выборки является ее репрезентативность,т.е. способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Определение выборки – ответственный этап в изучении конфликтов. Если нет научного обоснования выборки, то полученные на произвольной выборке данные могут только исказить истинное положение дел. Чтобы этого не случилось, выборка должна моделировать свойства генеральной совокупности возможно более полно и учитывать ее характеристики, существенные для решения поставленных в ходе изучения задач.

3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов. Методика представляет собой систему методов и процедур, используемых в процессе изучения конфликтов. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации.

5. Сбор первичной конфликтологической информации сопровождается контролем достоверности и надежности получаемых данных. На этом этапе важно как можно более полно реализовать программу анализа, изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению, не допустить искажения собираемой информации.

6. Качественная и количественная обработка собранных данных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, а также может выходить за их рамки. На данном этапе основным методом является содержательный теоретический конфликтологический анализ. Значительно расширяет его возможности обоснованное и грамотное использование математических методов, компьютерной техники.

7. Анализ и объяснение полученных результатов заключается в систематизации собранных и обработанных данных, построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликтного взаимодействия. Объясняя полученные результаты, важно избежать негативного влияния установок, сформировавшихся до исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отбрасывать их, а менять выдвинутые гипотезы и повторно проверять факты. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.

8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций завершают процесс исследования. Для повышения эффективности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии.

На первом этапе анализа конфликта осуществляется его развитие во времени, от завязки до начала наблюдения за ним. На данном этапе важно изучить такие аспекты:

предмет конфликта, его объект;

уровень напряженности между сторонами в начале конфликта.

Анализ предмета конфликта. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора. Это могут быть проблемы власти, обладания определенными ценностями, проблемы несовместимости или первенства. Выбор пути разрешения конфликта должен начинаться с выявления его предмета, но часто это нелегко сделать. В запутанных и сложных конфликтах предмет конфликта четких границ может не иметь, быть перетекающим.

Участники конфликта, их анализ. Следует выделить среди участников конфликта непосредственных участников, их союзников и косвенно заинтересованных в поддержке конфликтующих сторон; установить степень вовлеченности в конфликт участников его.

Исторические корни конфликта и их анализ. К историческим корням конфликта относят территориальный спор, религиозное противоборство, национальное противоречие, экономическое разногласие и пр.

Непосредственным поводом конфликта является описание каких – либо, которые привели к конфликту. Среди них могут быть: принятие административных актов, ущемляющих права какой - либо группы; спланированная провокация; установление таможенных ограничений и т.п.

Степень напряженности в отношениях сторон в начальной точке. Ее можно представить как степень удовлетворения разных социальных групп правительственной политикой, степени организованности социальных групп, возможность оказывать давление на политику власти. Так, социальная напряженность является индикатором конфликта, психологического состояния социальных групп, групповых эмоций.

На втором этапе анализа проводится изучение хода конфликта, событий, несущих принципиально новые качества в развитие конфликта (митинг, забастовка, решение неформальных органов и т.д.). Такие события его продвигают на новую ступень: или накапливают какое-либо качество для скачка, или задерживают искусственно его продвижение. Значительную трудность анализа хода конфликта имеет определение перехода его в кризиса. Под кризисом понимается ситуация внезапного обострения, которая требует оперативных решений.

Готовые работы на аналогичную тему

Третий этап анализа конфликта предполагает разбивка хода его течения на какие – либо временные интервалы. Каждый конфликт диктует установление временного горизонта интервала внутри данного горизонта. Все рассматриваемые события должны быть привязаны к сетке интервалов и уровням эскалации.

На четвертом этапе анализа осуществление прогнозирование конфликта. Под прогнозом понимается вероятностное, научно обоснованное суждение в части ненаблюдаемого состояния объекта в какой - либо момент времени.

Прогнозирование предполагает разработку на базе прогностических методик, системного подхода, историко-логического анализа, дедуктивных выводов и пр.

В задачи прогноза, прежде всего, входят получение ответа на вопросы: что произойдет, если определенные события будут иметь место. На пятом этапе анализа производится разрешение конфликта. Он предполагает процесс решения проблемы, а целью его является разрешение конфликта в самой его сути, поиск его действительных причин. Это - процесс распознавания ценностей и потребностей, о которых договориться не удается, среди них: страх за свою безопасность, гнев из-за отсутствия определенного общественного признания и т.д.

Такие опасения, но не только материальные интересы (к примеру, более высокая зарплата), лежат обычно в основе трудноразрешимых конфликтов.

Прогнозирование поведения людей в конфликтных ситуациях

Прогнозирование последствий своих поступков – это неотъемлемая характеристика человека, который способен как контролировать собственные личностные проявления, так и управлять динамикой событий своей жизни.

Прогнозирование возможностей возникновения и развития социального конфликта человеку дает:

представление о личностных и социальных последствиях конфликта, в том числе о ресурсных затратах на участие в нем и разрешение его,

позволяет предупредить или обойти развитие нежелательных конфликтов,

регулировать процесс протекания конфликта, минимизируя потери и применяя конструктивный потенциал.

Несомненно, точнее прогнозировать возникновение и развитие социальных противоречий, а значит и конфликтов, могут профессионалы: социологи и конфликтологи. Лишь на базе всестороннего научного исследования симптомов появляющихся противоречий и диагностики можно возможный конфликт смоделировать и разработать программу действий по сведению его негативных последствий к минимуму. Но все люди могут развить свои способности в части прогнозирования и управления итогов социальных взаимодействий, для чего необходимо обладать совокупностью взаимосвязанных знаний, отношений и навыков.

К важнейшим навыкам, которые определяют эффективность прогнозирования, относят следующие:

коммуникативные навыки (вербальное и невербальное общение, использование различных каналов передачи информации);

аналитические навыки (сбор и обработка информации о различных ситуации и людях, обуславливающих ее, моделирование ситуации и людского поведения);

навык психологической корреляции и самокорреляции (управление и контролъ эмоциональными, волевыми состояниями, оказание положительного влияния на окружающих и пр.);

навыки выявления, разрешения и предупреждения проблемных ситуаций (чрезвычайной, конфликтной).

Прогнозирование - это особый вид деятельности, зачастую протекающий на подсознательном уровне и определяется во многом неконтролируемыми (или частично контролируемыми) формами поведения, такими, как условные привычки и рефлексы.

Процесс прогнозирования конфликта

Процесс прогнозирования включает следующую последовательность действий:

Выявление симптомов — каких - либо фактов и событий, которые в совокупности своей не дают основание делать выводы, но настораживают и побуждают к активности в части поиска дополнительной информации.

Поиск и анализ информации — сбор и обработка разных фактов, дающих базу для формулирования определенных выводов (диагностика) и принятия решение относительно предмета беспокойства.

Моделирование

возможных вариантов развития событий;

альтернатив своих действий;

последствий развития ситуации и своих действий.

Цель прогнозирования — принятие такого решения, которое позволит субъекту наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях.

Используя индуктивный метод, т.е. выявляя и изучая многообразные конфликты в быту, сфере досуга, спорта, можно анализировать, объяснять и прогнозировать возникновение более сложных конфликтов (от простого конфликта — к более сложному, от конкретного конфликта — к обобщению).

Дедуктивный метод, наоборот, позволяет на основе знания общих закономерностей, информированности о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах. В этом и заключается роль конфликтологии.

Ключевые слова

Текст научной работы

Приведем примеры нескольких предлагаемых исследователями схем, позволяющих анализировать конфликты.

Структура социального конфликта. Отношения

Рисунок 1. Структура социального конфликта. Отношения

В этой структуре четыре основных понятия:

  • Субъекты конфликта (конфликтующие стороны);
  • Отношения конфликтующих сторон;
  • Предмет конфликта;
  • Внешняя социальная среда.

(Эта схема ограниченная и не полная, приведена во всех учебниках по конфликтологии.).

Универсальная авторская схема понятийного описания конфликта. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) (СНОСКА: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 139.)

Рисунок 2. Универсальная авторская схема понятийного описания конфликта. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) (СНОСКА: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 139.)

Это теоретическая модель, которая основывается на предельных понятиях: сущность, классификация, структура, функция, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследовани и диагностика.

Структурные элементы диагностики конфликта включают 27 этапов и понятий (авторская работа Ю.Е. Растова) (СНОСКА: Растов Ю.Е. Конфликтологическая сторона менеджмента. Барнаул, 1992. С. 9.).

  • Выяснение полного состава участников конфликта;
  • Определение роли каждого участника;
  • Выяснение мотивировок конфликтеров;
  • Выяснение предмета конфликта;
  • Выяснение интересов конфликтеров;
  • Выяснение целей конфликтеров;
  • Установление соответствия целей конфликтера его интересам;
  • Выяснение динамики зоны разногласия;
  • Выяснение повода или предлога конфликта;
  • Выяснение причины конфликта;
  • Выяснение первопричины конфликта;
  • Выяснение причин развития или свертывания конфликта;
  • Выяснение этапа (фазы) конфликта;
  • Определение знака конфликта;
  • Определение формулы конфликта;
  • Установление типа конфликтного поведения;
  • Установление соответствия установок конфликтера на тип конфликтного поведения;
  • Анализ реальных конфликтных противодействий;
  • Установление баланса сил конфликтеров;
  • Выяснение длительности конфликта;
  • Установление степени остроты конфликта;
  • Выяснение энергетики конфликта;
  • Определение психофона конфликта;
  • Определение цены конфликта для каждого конфликтера;
  • Определение цены выхода из конфликта каждого конфликтера;
  • Сопоставление цены конфликта с ценой выхода из него;
  • Определение подходящей к данному случаю модели решения конфликта;
  • Эти этапы включены в практические технологии, которые реализует Растов Ю. и его группа.

Основные понятия фаз конфликта, описывающих конфликтное сосуществование. (С.П. Никаноров, З.А. Кучкаров, А.Г. Коваль, А.В. Костюк, А.Н. Шульпекин) (СНОСКА: Никаноров С.П., Кучкаров З.А., Коваль А.Г., Костюк А.В. Задача управления конфликтами в социальных системах//Проблемы и решения. М.: Концепт, 1995, №3. С. 35-36.). Ими выделяются основания, конфликтанты и фазы нагнетания напряженности: предконфликтное состояние — конфликтоген -напряженность — основание конфликта — конфликт — нагнетание напряженности -разрешение конфликта. Эти фазы исследуются на методологическом уровне и описываются существенные моменты перехода из одного состояния конфликта в другое.

Формальная структура противоборства сторон в юридической сфере на семи уровнях. (В. Н. Кудрявцев) (СНОСКА: Юридический конфликт: сферы и механизмы. Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1994. 4.2. С. 21-25.).

Картография конфликта. (X. Корнелиус, Ш. Фэйр) (СНОСКА: Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М, 1992. С. 153.).

Картография конфликта.

Рисунок 3. Картография конфликта.

Каждый участник конфликтной ситуации заполняет эту карту сам или с партнерами.

Заполнение ее состоит из трех этапов:

Это практический уровень рассмотрения конфликта.

Понятийная схема исследования социального конфликта (В.Н. Шаленко) (СНОСКА: Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: МГУ, 1992. С.18.).

Отмечается, что важным методологическим ориентиром служит адекватная понятийная схема изучаемого явления. Поэтому он рассматривает конфликт в рамках основных четырех категорий:

  • Структура конфликта (факторы и причины, оппоненты в конфликте, предмет, инцидент, условия протекания конфликта, преследуемые оппонентами цели.)
  • Динамика конфликта (возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта);
  • Функции конфликта (интеграция социальной организации, сигнализация о плохом состоянии дел, поддержка инноваций и творчества, улучшение психологического климата, проблематизация спокойного существования, стабилизация отношений, обучение и познание);
  • Типология конфликта;
  • Структура конфликта выявлена в результате исследований трудовых конфликтов в организации.

Анализ конфликта акционирования на приватизированных предприятиях А.К. Зайцев, анализирует в логике раскрытия следующих понятий (СНОСКА: Зайцев А. К. Конфликт акционирования на приватизационных предприятиях.//Социальный конфликт. Калуга. КаИС. 1994. №2(2). С. 52-67.):

  • Приватизация в свете теории конфликта;
  • Содержание конфликта;
  • Действующие силы в конфликте;
  • Динамика конфликтов;
  • Стратегия и тактика основных оппонирующих сил;
  • Прогноз разрешения конфликта;
  • Эта практическая схема апробирована группой Калужского Института социологии под руководством А. Зайцева.

Городской конфликт, который представлен в книге, был исследован в аналитической схеме, которая включала в себя несколько информационных блоков (см. гл. V):

  • Первичный поверхностный анализ;
  • Информационный фон: городские газеты, телеи радиоинформация;
  • Правовое пространство конфликта;
  • Опросы жителей;
  • Информирование жителей;
  • Процессы самоорганизации и механизм самоуправления;
  • Эмоционально-психологический фон;
  • Акции протеста;
  • Сопутствующие проблемы.

Нет смысла подвергать критическому анализу указанные схемы. Очевидно, что некоторые из них являются теоретическими, а некоторые практическими. И все-таки, для корректной оценки результатов научного исследования, могущего оказать влияние на изменение действий конфликтующих сторон, стандартом являются рамки исследовательской программы и схемы, позволяющие проводить

анализ конфликтов. Оценка же результатов их применения, а также их выбор напрямую связаны с изменением реальной конфликтной ситуации, в которой ставятся определенные задачи и цели в рамках нормативно-правового поля, имеющих малое (или опосредованное) отношение к науке.

Таким образом, в литературе по конфликтам можно выделить работы, в которых наиболее полно представлены подходы к анализу конфликтов, как с точки зрения теории, так и с точки зрения управления процессами в конфликтной ситуации. В них раскрываются:

  • аналитическая схема исследования конфликтов;
  • типология конфликтов;
  • анализ развития конфликтов с точки зрения формальной структуры; противоборствующих сторон;
  • диагностика ситуации, в которой конфликт является катализатором формирования организационной культуры;
  • анализ ситуации с точки зрения нарушения функционирования и типов отношений в организации;
  • социальная диагностика ситуации с точки зрения иерархической, многоуровневой организации практического (включенного в деятельность) сознания конфликтующих сторон.

В России накапливается достаточный и специфический исследовательский материал, включающий социально значимые и практически ориентированные подходы к конфликтам с точки зрения демократических преобразований в обществе.

Если исследователь разрабатывает теорию, не задумываясь о ее применении, то ценность ее будет зависеть от возможности ее использования в практике. В этом заключается диалектическое взаимодействие между теорией и практикой и это взаимодействие должно быть предъявлено, как некоторый культурный образец воплощения высокой идеи — как человеку сбрести в себе Человеческое в конфликте.

Несомненно, что профессионализм является тем условием, при котором проведенная диагностика конфликтной ситуации позволит конфликтующим сторонам вместе с конфликтологом выбрать те методы и те технологии, которые будут способствовать переводу разрушительных процессов в конструктивное русло. Такие задачи и такая функция осуществляются в практике управленческого консультирования.

Читайте также: