Амвросий медиоланский житие кратко

Обновлено: 02.07.2024

Не так много в истории ранней церкви священников, которые могли оказывать влияние на политику и самого императора. Будучи миланским епископом, священник Медиоланский, великий латинский учитель церкви, сумел перекинуть мостик между восточной и западной церковью.

Ранние годы

Будущий епископ Миланский появился на свет приблизительно в 340 году. Его родители, жители германского города Тревира, были богатыми и знатными гражданами, христианами. Их родственница, сестра Сотерия во время преследования христиан пострадала за вероисповедание и причислена к лику святых.

Существует легенда, что в детстве рой пчел покрыл лицо малыша, не причинив ему вреда, но оставив на губах сладкий нектар. Так Господь помазал уста Своего избранника, благословив проповедовать слово Божье.

Мальчику было всего 12 лет, когда умер его отец, по этой причине семья переехала жить в Рим, где юноша приобретает прекрасное юридическое образование. Молодой адвокат начинает свою трудовую деятельность в 370 году, работая советником в префектуре Сирмия. Его непосредственный начальник префект Проба также принял христианство и по-отечески относился к помощнику.


По покровительству своего наставника в 373 году будущий священник Медиоланы направляется префектом этого города, принимая активное участие в жизни христианского движения.

Дорога епископства

Этот случай избрания епископа церкви уникален. В восьмидесятые годы четвертого столетия шла ярая борьба между арианами и ортодоксами. После смерти владыки Медиолана Авксентия, церковь осталась без наставника, воюющие стороны не могли прийти к единому мнению, и тогда было предложено выбрать уважаемого в городе префекта Миланского.


Трудно поверить, что в четвертом веке епископ мог наложить епитимию на императора, и тот подчинился.

Император Феодосий послал войска в Фессалоники для подавления восстания против ариан, за что был отлучен от принятия Причастия и вынужден был принести покаяние публично. Феодорит Кирский в описании событий 390 года сообщает, что император Феодосий сложил с себя императорские знаки, покаялся и принял Причастие.

Мужская обитель

Поистине, рука Божья была над правлением святителя Медиоланского. Он руководил постройкой двух базилик. Амвросиевкой и Апостольской, основал мужскую обитель. Амвросиевская базилика построена на развалинах языческих идолов, под обломками которых были похоронены христианские мученики, поэтому она известная, как базилика мучеников.

Первоначально мученики Хрисанф и Дария были теми святыми, которыми освящалась базилика, во время 380 года были обретены мощи Протасия и Гервасия, базилика стала называться их именами. После смерти блаженного епископа миланцы стали называть базилику Амвросиевской.


Епископ старался показать людям красоту жизни во Христе, изобличая гордых, лицемеров, развратников. Святой Августин с гордостью признавал Амвросия, как учителя и наставника.

Великий дар и чудеса исцелений

Пророческий дар священника из Медиолан был известен далеко за пределами Италии. Персидские мудрецы обращались к нему за советом, как познать истину.

Маркоманское племя вело постоянные набеги на жителей Медиолана. Епископ отправил царице Фритигильде свои трактаты, в которых были изложены догматические основания христианской веры и Церкви, после чего уверовала как правительница племени маркоманов, так и ее муж, а с Римской империей был заключен мир.

Необыкновенная доброта привлекала жителей из дальних стран, ибо Амвросий не выделял бедного или богатого, для него все были детьми Божьими. Обладая даром исцеления, епископ вел постоянные приемы, молясь за болящих. По свидетельству флорентийца Децента в его доме был воскрешен мальчик, который незадолго до этого был признан умершим.

Почитание святого

Великая суббота 4 апреля 397 года стала последним днем пребывания святого Амвросия на земле.

Крипт базилики в Милане является особым местом почитания святого, здесь хранятся мощи праведного епископа Медиоланского. В начале пятого столетия, еще до объявления Амвросия святым, началось паломничество к месту его захоронения. Христианские писатели взялись за составление жизнеописание священнослужителя, покорившего своей верой и верностью Господу многих людей.


В 824 году по распоряжению архиепископа Ангельгельберта Второго был сооружен саркофаг из порфира, в который переложили нетленные мощи. Этот саркофаг нашли в 1864 году, открыли через семь лет.

20 декабря православный мир воздает честь памяти о великом богослове, поэте, священнике святом Амвросии епископе Медиоланском.

Жители Милана глубоко почитают своего ангела-хранителя, украшая его портретами и скульптурными изображениями как фасады домов, так улицы и площади города.

Великое наследие

На трудах богослова взрастали выдающиеся христианские деятели, и сегодня актуальны его произведения:

  • О таинствах;
  • О святом Духе;
  • Об изъяснении силы веры;
  • О воплощении;
  • Шестоднев.


Амвросиевская базилика в 4 веке была украшена библейскими фресками, подписанные гекзаметрами, которые составил сам епископ Миланский. Некоторые стихотворные ряды и через 16 веков дошли и до нашего времени. Поэт и музыкант увековечил свое имя в амвросиевском обряде, который и поныне используют в епархии Милана.

Историки до нынешнего века не могут прийти к единому мнению, был ли Амвросий не только писателем, но и композитором, основателем антифонного пения.

Перу знаменитых художников Рубенсу и ванн Дейку принадлежат портреты и картины с изображением святителя.

Святой Амвросий Медиоланский — проповедник, почитаемый христианскими церквями всего мира за дар богословия, поэтических посланий, верности Господу и умение донести слово Божье.

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросии, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: "Амвросий - епископ!" Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 - 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 - 386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375 - 383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379 - 395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием.

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим", составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

Аврелий [лат. Aurelius Ambrosius] (ок. 339, Августа Треверов, совр. Трир - 4.04.397, Медиолан, совр. Милан), свт. (пам. 7 дек.), еп. Медиоланский (с 7.12. 373), один из великих зап. отцов Церкви.

Житие

Дата рождения А. устанавливается по его собственному свидетельству о том, что он достиг 53-летнего возраста ко времени неких бурных событий в империи (Ep. 59. 4). Относя эти слова к гос. перевороту, устроенному Арбогастом (392), рождение А. обычно датируют 339 г. ( Dassmann. S. 362 - называются также 330, 334 и 337 гг.). Родители А. происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям с давними христ. традициями: среди его родни наряду с консулами была св. дева Сотирия, принявшая мученичество в гонение при имп. Диоклетиане (Exhort. virg. 12. 82). Отец его, Аврелий Амвросий, занимал высокий пост префекта Галлий и ведал гражданским управлением зап. провинций империи с резиденцией в Августе Треверов. После его гибели во время похода имп. Константина II в Италию (340) мать А. с малолетними детьми переехала в Рим. Старшая сестра А., Марцеллина, в 353 г. приняла монашество. Его брат Ураний Сатир, также не вступивший в брак, стал чиновником и впосл. помогал Медиоланскому епископу; он скончался в 375 г. после изнурительной поездки в Африку по церковным делам. А., самый младший в семье, изучал грамматику, риторику и юриспруденцию, получив образование, обычное для людей его круга, готовившихся к карьере на гос. поприще. Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на лат. и греч. языках, увлекался философией и лит-рой, особенно Платоном, в его творениях весьма часты реминисценции из Цицерона, Вергилия, Светония и др.

Началом гос. службы А. была должность адвоката в Сирмии, в судебном ведомстве префектуры Иллирик. Усердие молодого юриста вскоре было замечено префектом претория Петронием Пробом, назначившим его на должность советника. Ок. 370 г. Проб успешно ходатайствовал перед имп. Валентинианом I о назначении А. на пост консуляра (губернатора) пров. Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане (совр. Милан), где с кон. III в. находилась одна из зап. имп. резиденций.

Будучи поначалу не слишком сведущ в вопросах богословия, А. усердно начал изучать Свящ. Писание по толкованиям Оригена, свт. Ипполита Римского, Дидима и свт. Василия Великого, в чем ему помогал его давний друг и буд. преемник Симплициан. Вскоре А. становится одним из лучших эгзегетов и проповедников на Западе (De off. I 4).

Одной из главных забот А. была борьба с влиянием на Западе арианства. После компромиссного вероопределения Аримино-Селевкийского Собора (359) шла борьба за утверждение никейского вероисповедания. А. сразу же решительно выступил на стороне защитников Никейского Символа. В 376 г. ему не без труда удалось установить на кафедре Сирмия (где в то время находился двор юного имп. Валентиниана II, младшего сына Валентиниана I) правосл. еп. Анемия ( Paulin. Vita Ambr. 11). А. сблизился со старшим сыном Валентиниана I зап. рим. имп. Грацианом (375-383), к-рый под влиянием А. стал все более открыто поддерживать никейское Православие (эдикт от 22.04.380 - Cod. Theod. XVI 5. 4). В сент. 381 г., вскоре по окончании Всел. II Собора в К-поле, утвердившего правосл. Символ веры, А. провел в Аквилее Собор 32 епископов из Сев. Италии, Паннонии, Африки, Пентаполя и Галлии (не было представителей 5 первенствующих кафедр, в т. ч. и от папы Дамаса). На Соборе А. зачитывал писания Ария и испрашивал мнение присутствовавших по каждому из пунктов арианской доктрины. Были осуждены и низложены епископы из придунайских провинций, Палладий Ратиарийский и Секундиан Сингудунский (PL. 16. Col. 916-939, 980-990).

Напряженные отношения с Медиоланским епископом не мешали Валентиниану II и Юстине возлагать на него важные поручения. Так, в 383/84 г. А. возглавил посольство к Магну Максиму, подчинившему к тому времени все земли империи на Западе, кроме Итальянской префектуры. Посольство А. позволило выиграть время, чтобы перекрыть дороги через Альпы. Спустя год А. вновь отправился к Максиму, но на этот раз посольство окончилось неудачно: А. был обвинен в коварстве и принят не был. В Медиолане ему поставили в вину излишнее упорство и послали новое посольство к Максиму, к-рое тот с любезностью принял. Но как только послы возвратились с добрыми вестями, Максим неожиданно перешел Альпы и заставил имп. семью бежать в Фессалонику. В янв. 388 г. Максим вступил в Рим, но вскоре потерпел поражение от Феодосия, к-рый захватил и казнил его, возвратив престол Валентиниану II.

Молодой император после смерти Юстины сделал А. одним из самых приближенных к себе людей (Ep. 53. 1-2). Пользуясь уважением и полным доверием со стороны правителя зап. империи, Медиоланский епископ сблизился и с имп. Феодосием I, правившим вост. частью империи, и впосл. не раз использовал свой авторитет для влияния на принятие гос. решений. А. приветствовал изданный Феодосием закон против еретиков от 14.06. 388 (Cod. Theod. XVI 5. 15). В кон. 388 г. в г. Каллиник (пров. Осроена) народ с ведома епископа разрушил иудейскую синагогу; Феодосий приказал христ. общине города восстановить синагогу за свой счет, но А. энергично выступил против этого (Ep. 40-41), горячо убеждая не дать восторжествовать иудеям над христианами и не вынуждать епископа поступать против совести, ибо это не подобает христ. императору. Феодосий отменил распоряжение. Впрочем, стремясь подчеркнуть независимость своих решений, он не раз демонстрировал несогласие с А. (Ep. 51. 2) и издал ряд указов, не вполне благоприятных для Церкви (Cod. Theod. XII 1. 121; XVI 2. 27). Особенного напряжения отношения Феодосия и А. достигли летом 390 г. Во время городских волнений в Фессалонике был убит имп. военачальник гот Ботерих и неск. высших офицеров; император позволил готам из своей армии отомстить горожанам, и в итоге было убито ок. 7 тыс. жителей. При известии об ужасном побоище А. удалился из Медиолана, где в то время пребывал Феодосий, уклоняясь от встречи с императором. Из своего уединения А. направил императору письмо (Ep. 51), в к-ром изобличал его преступление и призывал к раскаянию. Епископ объявил императору, что впредь не будет совершать богослужений в его присутствии и что тот не должен приближаться к алтарю, пока не принесет покаяния ( Paulin. Vita Ambr. 24). Феодосий все же пришел в собор, но не был допущен к св. Причастию А., сказавшим, что тайного покаяния недостаточно. Неск. месяцев император не получал св. Причастия от епископа; наконец на Рождество 390 г., сложив с себя знаки царского достоинства, он с покаянием явился в храм и вымолил прощение ( Феодорит. Церк. ист. V 17; многие детали этого рассказа совр. историки считают преувеличением).

В 392 г. зап. имп. Валентиниан II был убит главнокомандующим Арбогастом (De obit. Valent.; Ep. 53). На престол был возведен Евгений, к к-рому А. отнесся с недоверием из-за его проязыческих настроений, хотя тот и пытался привлечь святителя на свою сторону (Ep. 17). Избегая встречи с узурпатором, А. покинул Медиолан. Вскоре Феодосий I разбил Арбогаста и казнил Евгения; А. успешно ходатайствовал перед ним за представителей провинциальной знати, сотрудничавших с побежденными.

В 395 г. Феодосий Великий скончался. Власть над Зап. Римской империей перешла к его сыну Гонорию (395-423), опекуном при к-ром был полководец Стилихон. Влияние Медиоланского епископа при дворе заметно уменьшилось: так, не помогло его заступничество некоему Кресконтию, к-рый укрылся у А. от гнева Стилихона, но был силой выведен из храма ( Paulin. Vita Ambr. 34). Из-за обострения болезни епископ уже не мог активно участвовать в общественных делах. Последние годы он больше занимался лит. творчеством, диктуя сочинения своему секретарю Павлину. Умер А. через 3 года после имп. Феодосия. Он был похоронен в одной гробнице с мучениками Гервасием и Протасием (мощи к-рых были чудесно обретены им в 386) в базилике, получившей впосл. его имя. В кон. XIX в. подлинность мощей святителя была подтверждена археологически.

Почитание А. как на Западе, так и на Востоке возникает сразу же по его кончине, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V в. лат. и греч. жития. В католич. традиции А. вместе с блж. Августином и святителями Иоанном Златоустом и Афанасием Великим являются наиболее чтимыми отцами и учителями Церкви.

Творения

Лит. деятельность А. тесно связана с церковной кафедрой: большую часть его творений составляют проповеди, записанные слушателями. Нек-рые из них сохранились только в конспектах, иные были пересмотрены автором и приведены в форму отдельных трактатов и книг. По содержанию все творения А. можно разделить на догматические, экзегетические и нравственно-аскетические. В отдельные группы можно выделить письма и гимны. Нек-рые творения святителя не сохранились. Немало сочинений, долгое время приписывавшихся А., в наст. время признаны неподлинными. К их числу относятся гл. обр. комментарии на НЗ (см. Амброзиастер).

Догматические

Преставление свт. Амвросия Медиоланского. Рельеф ""Золотого алтаря"" из базилики Сант-Амброджо в Милане. Ок. 840 г. Фрагмент


Преставление свт. Амвросия Медиоланского. Рельеф ""Золотого алтаря"" из базилики Сант-Амброджо в Милане. Ок. 840 г. Фрагмент

Экзегетические

Нравственно-аскетические

Письма

Среди 91 послания (неподлинным признается Ep. 23) отдельные имеют частный характер, большинство же связано с церковно-адм. деятельностью святителя и являются одним из важнейших источников наших сведений об авторе и его деятельности, а также о политической и религ. обстановке той эпохи.

Богословие

Долгое время в патристике было принято считать, что богословие А. отличается эклектичностью и носит нравственно-практический характер. В последнее время, однако, наметилась тенденция к пересмотру места Медиоланского епископа в сфере догматического богословия и умозрительной философии. А. в не меньшей степени является глубоким догматистом и экзегетом, а его кажущийся эклектизм проистекает из прекрасного знания как зап., так и вост. богословия того времени. Наибольшее влияние на А. оказал свт. Василий Великий, с к-рым он состоял в личной переписке, и свт. Афанасий Александрийский. Сочинения А. способствовали встрече христ. Востока с Западом. Для зап. богословия А. стал одним из важнейших проводников правосл. учения о Боге и Св. Троице, о человеке и его спасении. А. способствовал распространению на Западе аллегорического толкования Свящ. Писания, разработанного в Александрийской экзегетической школе, прежде всего у Оригена. Кроме того, вместе со свт. Иларием Пиктавийским А. является одним из главных защитников никейской веры перед лицом арианской ереси и ее гос. покровителей. С др. стороны, у А. встречается ряд положений, отличающихся от богословия вост. отцов Церкви и серьезно повлиявших на становление зап. богословской традиции (прежде всего на блж. Августина).

Учение о Боге

II. Триадология. А. всю свою жизнь боролся с арианством и защищал никейскую веру в единосущие Отца и Сына. В этом он прежде всего опирался на богословие святителей Афанасия Великого и Василия Великого. Его учение о Св. Троице таково: Бог един по сущности и троичен в Лицах, различающихся по личным, ипостасным свойствам, объединяющихся же единством сущности.

Свт. Амвросий Медиоланский, святые Гервасий и Протасий. Рельеф кивория из базилики Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. XI в.

Свт. Амвросий Медиоланский, святые Гервасий и Протасий. Рельеф кивория из базилики Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. XI в.


Свт. Амвросий Медиоланский, святые Гервасий и Протасий. Рельеф кивория из базилики Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. XI в.

Учение о творении

Тварный мир разделяется на видимый и невидимый, т. е. на телесный и бестелесный (ангельский). Ангелы были сотворены до видимого мира (Eхаm. I 19). Они бестелесны, чужды телесных страстей (Exp. Luc. VII 126) и суть разумные (rationabilia) и небесные творения Божии (De fide. V 32). Обладая свободной волей, одна часть ангелов достигла святости и блаженства благодаря своему свободному стремлению к ним и рвению (zelum), а др. часть, злоупотребив своей свободой, уклонилась ко злу и была низвержена с неба. Причину падения диавола А. видел в гордости или неумеренности.

Антропология

В душе человека А., опираясь на Платона, выделяет 3 части: разумную (rationabilis), страстную (impetibilis) и вожделеющую (concupiscibilis - cf.: Exp. Luc. VII 139; De Noe. 92). 2 последние части вместе образуют низшую, чувственную, неразумную силу души (appetitus), формирующую и оживляющую тело, питающую и движущую его. Первая же часть, разум (ratio), или ум (mens),- высшая часть души, господствующая над телом и чувствами (De Jacob. I 4). Именно благодаря разуму человек отличается от животных и может познавать своего Творца и сущность вещей (De offic. ministr. I 124).

Учение о первородном грехе и его наследовании

Христология

Учение А. о Лице и природах Господа Иисуса Христа отличается четкостью формулировок и во многом предвосхищает вероопределение, выработанное на Всел. IV Соборе в Халкидоне (451).

Сотериология

Искупительный подвиг Христа А. рассматривает не просто как перемену внешних отношений Бога и человека, но как внутреннее религиозно-нравственное перерождение греховной природы человека (в духе богословия свт. Иринея Лионского). С одной стороны, жертва Христова очистила и уничтожила грехи, сожгла их, с др.- Христос не только снял ответственность за прежние грехи, но, распяв влекущие нас ко греху страсти, дал способность к новой жизни. Следуя довольно распространенному взгляду, А. нередко высказывает мысль, что Воплотившийся Господь Своим служением дал пример истинно богоугодной жизни, показав, что воля Божия вполне может быть осуществлена не только на небе, но и на земле.

Экклезиология. Учение о таинствах

Учение о пастырстве


Не так много в истории ранней церкви священников, которые могли оказывать влияние на политику и самого императора. Будучи миланским епископом, священник Медиоланский, великий латинский учитель церкви, сумел перекинуть мостик между восточной и западной церковью.

Ранние годы

Будущий епископ Миланский появился на свет приблизительно в 340 году. Его родители, жители германского города Тревира, были богатыми и знатными гражданами, христианами. Их родственница, сестра Сотерия во время преследования христиан пострадала за вероисповедание и причислена к лику святых.

Существует легенда, что в детстве рой пчел покрыл лицо малыша, не причинив ему вреда, но оставив на губах сладкий нектар. Так Господь помазал уста Своего избранника, благословив проповедовать слово Божье.

Мальчику было всего 12 лет, когда умер его отец, по этой причине семья переехала жить в Рим, где юноша приобретает прекрасное юридическое образование. Молодой адвокат начинает свою трудовую деятельность в 370 году, работая советником в префектуре Сирмия. Его непосредственный начальник префект Проба также принял христианство и по-отечески относился к помощнику.


Епископ Амвросий Медиоланский

По покровительству своего наставника в 373 году будущий священник Медиоланы направляется префектом этого города, принимая активное участие в жизни христианского движения.

Иконописный подлинник



Афон. 1547

Свт. Амвросий. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Милан. V

Свт. Амвросий Медиоланский. Мозаика. Часовня св. Виктора (San Vittore in Ciel d|oro) церкви св. Амвросия. Милан. V в.


Венеция. XIV

Трёхрядная икона Избранных святых. Икона (фрагмент). Венеция. XIV в. Собрание Музея икон. Венеция.


Афон. XV

Русь. XVII

Минея — Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Русь. XVII

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 7 декабря (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.


Афон. 1721

Месяцеслов (фрагмент). Фреска. Афон (Ватопед). 1721 г.

Биография

Детство и юность

Амвросий родился около 340 года в городе Тревире (ныне Трир, Германия) в богатой и знатной римской семье. Тревир был в то время резиденцией префектов римской провинции Галлия, некоторые исследователи даже полагают, что отец Амвросия был префектом. Семья будущего епископа приняла христианство в начале IV века. Святая мученица Сотерия, пострадавшая за исповедование христианства во время великого гонения при императоре Диоклетиане, была двоюродной сестрой Амвросия.

После смерти отца в 352 году семья Амвросия переселилась в Рим, где он получил превосходное образование. В 370 году Амвросий закончил обучение. После краткого периода работы адвокатом в префектуре города Сирмий (ныне Сремска Митровица, Сербия) Амвросий получил должность советника префекта Италии Проба, который был христианином и, ценя таланты молодого и способного Амвросия, покровительствовал ему.


Ван Дейк. Святитель Амвросий Медиоланский и император Феодосий.

В 373 году Амвросий был назначен на должность префекта северной Италии с резиденцией в Медиолане (ныне Милан), который был тогда вторым городом Италии вслед за Римом.

Епископское служение

Медиолан во время наместничества Амвросия сотрясали распри между арианами и ортодоксальными христианами. В 374 году эти распри помешали избранию нового епископа, поскольку каждая сторона хотела видеть на этом месте своего ставленника. В качестве компромисса была предложена кандидатура Амвросия, который пользовался уважением в городе. Амвросий, который даже не был крещён (практика позднего крещения была распространена в то время даже в христианских семьях), пытался отказаться, но после поддержки его кандидатуры императором Валентинианом I, согласился.

30 ноября 374 года Амвросий был крещён, затем рукоположён в священники и 7 декабря поставлен в епископы, пройдя, таким образом за 7 дней все ступени церковной иерархии.

После избрания он пожертвовал Церкви всё своё огромное богатство и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий образ жизни.

Одной из главных сфер деятельности епископа была борьба с арианством и язычеством. Строго отстаивая чистоту ортодоксальной веры, он добился на этом поприще значительных успехов.

Императоры Валентиниан I, Грациан и Феодосий I весьма уважали миланского епископа и во многом под его влиянием боролись с язычеством в Империи. После того, как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, Амвросий наложил на него епитимию, отлучил от причастия и предложил публично покаяться. Авторитет епископа был таков, что император вынужден был подчиниться. Согласно Федориту Кирскому в 390 году Феодосий в праздник Рождества Христова, сложив знаки своего императорского достоинства, публично принёс покаяние в храме и был допущен до причастия.

Последние годы жизни

К концу жизни епископ Амвросий пользовался всенародной любовью. Христианские источники сообщают о многочисленных чудесах, совершённых им в этот период. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он, согласно этим источникам, воскресил умершего мальчика. Под его руководством в Милане были построены две базилики — Амвросианская и Апостольская (ныне храм св. Назария), а также основан мужской монастырь. Умер святитель Амвросий 4 апреля 397 году в Великую субботу.

После смерти

Почитание Амвросия как святого началось вскоре после его смерти, о чем свидетельствуют его латинские и греческие жития, написанные в V веке. В Католической церкви память святого Амвросия совершается 7 декабря, в Православной церкви — 7 (20) декабря.

Святой Амвросий является покровителем Милана.

В 1447—1450 гг на территории близ Милана существовала Амброзианская республика, названная в честь святого.

Мужская обитель

Поистине, рука Божья была над правлением святителя Медиоланского. Он руководил постройкой двух базилик. Амвросиевкой и Апостольской, основал мужскую обитель. Амвросиевская базилика построена на развалинах языческих идолов, под обломками которых были похоронены христианские мученики, поэтому она известная, как базилика мучеников.

Первоначально мученики Хрисанф и Дария были теми святыми, которыми освящалась базилика, во время 380 года были обретены мощи Протасия и Гервасия, базилика стала называться их именами. После смерти блаженного епископа миланцы стали называть базилику Амвросиевской.

Важно! За годы своего епископства св. Амвросий Медиоланский приобрел всенародную любовь, помогая нуждающимся, исцеляя и пророча.

Основатель западного богословия

Отцы восточной Церкви долгое время были закрыты для познания западным христианством. Благодаря полученному хорошему образованию Амвросий смог изучать произведения основателей христианства по подлинникам. Он не только усваивал и продолжал почерпнутые с первоисточников идеи, но и старался перенести их в латинское толкование Святого Писания.

Таинство и Покаяние, Божественная сущность Святой Троицы и каждой из Трех Ипостасей в отдельности — догматические вопросы, которые легли в основу споров с арианами. Амвросиевские трактаты раскрывают сущность Библии и к ней. Проповеди, оставленные святым Амвросием Медиоланским, житие которого описано в статьях последователей и учеников, представляют одну из ценных частей духовного наследия.


Икона святителя Амвросия Медиоланского

Епископ старался показать людям красоту жизни во Христе, изобличая гордых, лицемеров, развратников. Святой Августин с гордостью признавал Амвросия, как учителя и наставника.

Музыка и гимнография

Иконография

Св. Амвросий изображается с епископской палицей, посохом, бичом в руке (символ победы над арианами и язычниками). Картины с изображением св. Амвросия создавались многими художниками, среди которых — Рубенс и ван Дейк.

Великий дар и чудеса исцелений

Пророческий дар священника из Медиолан был известен далеко за пределами Италии. Персидские мудрецы обращались к нему за советом, как познать истину.

Маркоманское племя вело постоянные набеги на жителей Медиолана. Епископ отправил царице Фритигильде свои трактаты, в которых были изложены догматические основания христианской веры и Церкви, после чего уверовала как правительница племени маркоманов, так и ее муж, а с Римской империей был заключен мир.

Необыкновенная доброта привлекала жителей из дальних стран, ибо Амвросий не выделял бедного или богатого, для него все были детьми Божьими. Обладая даром исцеления, епископ вел постоянные приемы, молясь за болящих. По свидетельству флорентийца Децента в его доме был воскрешен мальчик, который незадолго до этого был признан умершим.

Издания и переводы


Divi Ambrosii Episcopi Mediolanensis Omnia Opera, 1527

  • Saint Ambroise. Les Devoirs.
    • T. I: Livre I. Texte établi, traduit et annoté par M. Testard. 2e tirage 2002. — 412 p.
    • T. II: Livres II et III. Texte établi, traduit et annoté par M. Testard. 2e tirage 2002. — 411 p.

    Почитание святого

    Великая суббота 4 апреля 397 года стала последним днем пребывания святого Амвросия на земле.

    Крипт базилики в Милане является особым местом почитания святого, здесь хранятся мощи праведного епископа Медиоланского. В начале пятого столетия, еще до объявления Амвросия святым, началось паломничество к месту его захоронения. Христианские писатели взялись за составление жизнеописание священнослужителя, покорившего своей верой и верностью Господу многих людей.


    Рака с мощами святителя Амвросия Медиоланского в Милане

    В 824 году по распоряжению архиепископа Ангельгельберта Второго был сооружен саркофаг из порфира, в который переложили нетленные мощи. Этот саркофаг нашли в 1864 году, открыли через семь лет.

    20 декабря православный мир воздает честь памяти о великом богослове, поэте, священнике святом Амвросии епископе Медиоланском.

    Жители Милана глубоко почитают своего ангела-хранителя, украшая его портретами и скульптурными изображениями как фасады домов, так улицы и площади города.

    Великое наследие

    На трудах богослова взрастали выдающиеся христианские деятели, и сегодня актуальны его произведения:

    • О таинствах;
    • О святом Духе;
    • Об изъяснении силы веры;
    • О воплощении;
    • Шестоднев.


    Базилика святого Амвросия в Милане

    Амвросиевская базилика в 4 веке была украшена библейскими фресками, подписанные гекзаметрами, которые составил сам епископ Миланский. Некоторые стихотворные ряды и через 16 веков дошли и до нашего времени. Поэт и музыкант увековечил свое имя в амвросиевском обряде, который и поныне используют в епархии Милана.

    Историки до нынешнего века не могут прийти к единому мнению, был ли Амвросий не только писателем, но и композитором, основателем антифонного пения.

    Перу знаменитых художников Рубенсу и ванн Дейку принадлежат портреты и картины с изображением святителя.

    Святой Амвросий Медиоланский — проповедник, почитаемый христианскими церквями всего мира за дар богословия, поэтических посланий, верности Господу и умение донести слово Божье.

    Житие святого Амвросия, епископа Медиоланского

    Литература

    Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 15645
    Количество использованных доноров: 3
    Информация по каждому донору:

    Читайте также: