Рудольф штайнер вклад в педагогику кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рудольф Штайнер родился в Австро-Венгрии 27 февраля 1861 года в семье железнодорожного служащего. Отец мальчика Иоганн Штайнер был телеграфистом на австрийской Южной железной дороге, позже — начальником станции.

В раннем детстве Рудольф понял, что обладает даром ясновидения. Около 9 лет Штайнер пережил встречу с духом своей тёти, сестры матери, умершей в далеком городе и просящей его о помощи. Ни сам мальчик, ни его семья в этот момент не знали о смерти женщины. Во время путешествия с родителями, находясь на железнодорожном вокзале, Рудольф как наяву увидел подробности ее трагической смерти. Мальчик рассказал об этом родителям, но они не приняли его слова всерьез. Некоторое время спустя пришло письмо с известием о кончине женщины. Произошла она именно в тот момент, когда на железнодорожном вокзале состоялся тот самый разговор мальчика с родителями.

Позже, в Высшем училище он изучает математику, химию, естественную историю, физику, зоологию, ботанику, биологию, геологию и чистую механику. Одновременно Штайнер слушает лекции по немецкой литературе, а в университете — по философии, продолжая самостоятельное углубление в предмет. При этом он ведет частную педагогическую практику, участвует в литературно-художественных и философских кружках, интересуется музыкой, архитектурой и живописью. Во время учебы в Вене Рудольф Штайнер знакомится с учением Гете о цвете, и, заинтересовавшись им, самостоятельно изучает оптику.

В таком разнообразии интересов Рудольфа Штайнера, еще совсем молодого, но уже много знающего и глубоко чувствующего человека, возможно, и лежит самое начало концепции вальдорфской школы, которая в учебном плане предусматривает гармоничное сочетание гуманитарного, естественнонаучного и математического циклов.

Начало педагогической деятельности

Частная преподавательская деятельность продолжалась у Штайнера много лет, являясь и источником средств к существованию. Со временем он преподает практически все предметы на различных уровнях обучения, получая богатый педагогический опыт с одной стороны, при оказании помощи аспирантам в подготовке докторских диссертаций, а с другой – при занятиях с ребенком с задержкой развития.

Этим ребенком был мальчик 10 лет, считавшийся больным физически и душевно, страдающий гидроцефалией. Даже самое незначительное умственное напряжение было причиной головной боли, сопровождалось нарушением поведения. Состояние мальчика заставляло сомневаться в его способности к обучению – к этому выводу пришли сразу несколько врачей. Штайнер же был убежден, что главное — привести духовно-душевное в ребенке в правильную, здоровую связь с телесным, и обучение даст неожиданные для многих результаты. Так и случилось. Семья отдала Штайнеру на воспитание мальчика, который позднее поступил в университет и стал врачом.

Этот опыт становится источником рождения еще одного важного принципа вальдорфской педагогики. С одной стороны, Штайнер концентрируется на духовно-душевной сущности ученика, на его скрытых способностях и задатках. С другой — считает важным подходить к задаче обучения естественнонаучно, методически, принимая во внимание и физиологическую, и психологическую стороны. Решающую роль в выстраивании процесса преподавания играет четкий, почти технический подход, а не энтузиазм и самопожертвование. Штайнер уверен, что действие духовного усилия необходимо проверять на телесном самочувствии и вносить необходимую корректировку. Особое внимание телесному развитию и здоровому сочетанию телесного с душевно-духовным явился впоследствии одной из отличительных черт вальдорфской педагогики.

Наука, философия и многое другое…

В 1890 году Рудольфа Штайнера приглашают в Веймар для работы в архиве Гете. Продолжая педагогическую деятельность, Штайнер как редактор научных трудов Гете занимается подготовкой издания самого полного собрания сочинений, в состав которых входят и научные труды великого поэта, государственного деятеля, мыслителя и естествоиспытателя. Он пишет вступительные статьи и комментарии к четырем томам научных работ Гете, участвует в подготовке полного собрания сочинений немецкого философа Артура Шопенгауэра и писателя Жана Поля.

К 1910 году общее количество прочитанных Штайнером лекций достигает 6000. Его лекции собирают огромные аудитории, книги переводятся на разные языки. Популярность Рудольфа Штайнера растет не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Его поклонниками и учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов.

В связи с развитием антропософского общества возникла необходимость в месте проведения конференций, постановок множества пьес, в том числе написанных Штайнером. Так, в 1913 году началось строительство первого здания – духовного, организационного и театрального центра — Гётеанума в г. Дорнах в Швейцарии. Автором проекта и внутреннего оформления — эскизов, росписей, витражей, пластических элементов – был сам Р.Штайнер. С 1913 по 1922 гг., продолжая лекционную, писательскую и исследовательскую деятельность, он руководит строительством Гётеанума, в большой степени построенного добровольцами, представителями разных народов Европы, в том числе и русской интеллигенции (Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Маргарита Сабашникова-Волошина, Ася Тургенева и др.).

Первый Гетеанум

В 1914 году, несмотря на Первую мировую войну, добровольцы Гётеанума миролюбиво работали над строительством здания. Чудо органической архитектуры по замыслу Штайнера должно было воплощать Вселенную.

Теперь здание построено. Его формы словно вырастают из холма. Поэтому нижняя часть здания выполнена из бетона. Я попытался создать художественные формы из этого хрупкого материала, и многие почувствовали, как гармонируют они с формами скал, как природа естественно перерастает в архитектуру. Здесь, действительно, работали на основе не абстрактных понятий, а художественных ощущений. В то время, когда это было еще возможно, перед войной, — для покрытия куполов сюда с большими усилиями был доставлен норвежский шифер. Я увидел этот чудесный шифер в 1913 году между Христианией и Бергеном. Теперь он сверкает на двух куполах, и возникает ощущение, что этот зеленовато-серый блеск, отражающий солнечный свет, безраздельно принадлежит природе. И мне кажется, он даже усиливает сам солнечный свет, его значение в этом исключительном ландшафте; на его месте и должно было возникнуть нечто выдающееся, требующее обновления духовной жизни, всех наук, в определенном смысле — новое искусство. Так выглядит здание. Нельзя не упомянуть, что в последние годы наши многочисленные коллеги, работающие в разных сферах науки, занимались здесь изучением того, как естествознание, математика, история, медицина, юриспруденция, социология и т. д. обогащаются знанием антропософской духовной науки. Таким образом в Дорнахе образовался университет, и для его слушателей предмет нашего обсуждения выполняет функцию большого зала, аудитории, где тысячи людей обретают возможность свободно общаться с друг другом.

АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕЯ ГЁТЕАНУМА Рудольф Штайнер

С 1919 г. Рудольфа Штайнера приглашают участвовать в основании множества прикладных инициатив. 7 сентября 1919 года открывается первая Вальдорфская школа в г. Штутгарт в Германии. В школе было восемь классов и 256 учеников. Работа ее быстро привлекла внимание педагогической общественности. Штайнера приглашают в разные города Германии, Швейцарии, Англии для выступления с докладами об основанной им педагогике. Застенографированные, они составляют вместе с семинарами для учителей штутгартской школы 15 томов собрания сочинений о педагогике и воспитании.

В ночь с 31 декабря 1922 г. на 1 января 1923 г. первый Гётеанум, практически достроенный, был уничтожен пожаром. Рудольф Штайнер немедленно приступил к проектированию второго здания Гётеанума — уже бетонного. Его строительство закончилось в 1928 году, спустя три года после смерти Штайнера.

Поразительно, что деятельность Рудольфа Штайнера в последние годы затрагивала практически все области жизни человека. Основание Вальдорфской школы и антропософских обществ в Германии, Норвегии, Англии, Австрии, Голландии, Швеции, Швейцарии. Лекции по естествознанию, сельскому хозяйству, медицине, педагогике, эвритмии, речи и драматургии, лекции для священников Христианской общины… За несколько месяцев до смерти, за 272 дня он прочитает 338 лекций, проведет 68 выступлений и встреч.

Наследие Рудольфа Штайнера — более 350 изданных томов. Основанное им антропософское движение нашло огромное количество последователей во всем мире. Оно живет в вальдорфских детских садах и школах, школах искусств и эвритмических академиях, в лечебно-педагогических учреждениях, фармацевтических фирмах, биологическо-динамическом сельском хозяйстве.

Рудольф Штайнер

Неутомимый исследователь человеческого духа, сам являя собой постоянное развитие, Р.Штайнер писал:

Нет развития как такового, развития вообще. Есть развитие одного человека, и другого, и третьего, четвертого, тысячного. Сколько людей на свете есть — столько процессов развития и должно быть.

30 марта 1925 года Рудольф Штайнер скончался в мастерской в Гётеануме в г. Дорнах в Швейцарии.

Рудольф Штайнер — австрийский ученый, философ и художник приобрел большую известность как педагог и основатель вальдорфской школы.

Чтобы по-настоящему узнать мир, загляните глубоко внутрь себя; чтобы по-настоящему познать себя, проявите настоящий интерес к миру.

Рудольф Штайнер Tweet

Его интересы были связаны с широким спектром областей, но, пожалуй, самую большую известность идеи Штайнера приобрели благодаря методам обучения, которые он впервые применил в основанных им вальдорфских школах, которые на протяжение уже более 100 лет неуклонно набирают популярность по всему миру.

Краткое содержание статьи (разделы)

​Педагогика Рудольфа Штайнера​

Рудольф Штайнер привнес в педагогику различные идеи, помогающие развитию и воспитанию детей посредством образования, которое должно основываться на запросах возраста ребенка.

К примеру, вводя в начальную школу рукоделие (вязание спицами и крючком), Штайнер говорил о том, что эти занятия помогут достичь успеха на занятиях математикой. Через почти 100 лет нейрофизиолог, исследователь мозга профессор Н. П. Бехтерева доказала закономерность развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук с формированием механизмов памяти и механизмов абстрактно-образного мышления.

На эту связь указывал и советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский. Будучи новатором своего времени, он писал об этом так:

Учёными: И .П. Павловым, В. М. Бехтеревым, И. М. Сеченовым приведены убедительные доказательства, что наилучшая способность к обучению выявлена у тех детей, у которых родители и педагоги развивают, в первую очередь, ручные умения, движения пальцев и моторику.

Обобщая вышесказанное, исследователь М. М. Кольцова, изучавшая детскую речь, выразилась так:

Таким образом, мы видим, что идеи предложенные Штайнером в начале 20-го века находят научное подтверждение в нашем времени, поэтому сейчас мы с удовольствием наблюдаем готовность многих педагогов применять разработанные им уникальные методики для современной школы.

Ранние годы и образование

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в Доньем Кральевце, поселении, которое тогда было частью Австро-Венгерской империи (сейчас оно находится на севере Хорватии). Его отец был телеграфистом, который работал на железной дороге Южной Австрии.

В возрасте восьми лет Штайнер уже обладал незаурядным способом мышления, отличавшим его от других. Мальчик был несколько замкнут и увлекался математикой.

Признавая его способности, отец отправил Рудольфа в школу в Винер-Нойштадт, а затем в Технический университет в Вене. Здесь Штайнер должен был обеспечивать себя стипендиями и репетиторством. Изучая и осваивая гораздо больше предметов, чем было в его учебной программе, он всегда возвращался к проблеме самого знания, и тема эта будет волновать его на протяжении всей жизни.

Рудольф Штайнер: краткая биография

В университете Рудольф принимает участие во всех общественных мероприятиях, происходящих вокруг него — в искусстве, науке, даже в политике. Он изучает философию, в частности, сочинения Канта и Гегеля. Также непосредственное и пожизненное впечатление на Штайнера произвели работы Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749–1832), который помимо своих литературных произведений был плодовитым автором по науке и метафизике, пытавшимся создать всеобъемлющую, целостную философию человеческого восприятия и мировоззрения.

Один из профессоров Штайнера отметил энтузиазм юноши по отношению к Гёте, а так же его системный ум, и рекомендовал его на должность редактора серии научных работ писателя для проекта публикации Deutsche National Literatur (Немецкая национальная литература).

Становление и научная деятельность

Для полного понимания мира мы должны найти путь, который использует наши способности восприятия и мышления.

Рудольф Штайнер Tweet

Для Штайнера это стало не просто открытием, но инструментом, который лег в основу его педагогической системы.

Школы Рудольфа Штайнера

После Первой мировой войны Германия, как и вся остальная Европа, была в хаосе. Штайнер видел бессмысленность войны и необходимость новых социальных форм, в первую очередь в образовании. Он пришел к выводу, что для удовлетворения потребностей будущего, люди должны получать разностороннее образование.

Он инициировал в 1919 году открытие первой школы в Штутгарте при спонсорской поддержке Эмиля Мольта (владельца фабрики Вальдорф-Астория — отсюда и происходит объединенное название школ). Эта школа была создана для детей фабричных рабочих, где обучение было бесплатным.

В своих лекциях и эссе Штайнер рассказывал о том, как можно развивать умственное развитие ребенка посредством образования, которое должно основываться на понимании человеческого развития и способах познания окружающего мира.

Этот метод педагогики мы знаем теперь, как Вальдорфское образование. Оно известно тем, что обеспечивает практическую основу для работы с детьми, позволяя им найти свое творческое начало и стать теми самыми свободными от стереотипов и шаблонов людьми, которые могут думать и рассуждать самостоятельно и находить свое собственное предназначение и направление в жизни.

Рудольф Штайнер - биография кратко

Школа быстро росла, и семьям, совсем не связанным с фабрикой, потребовалось не так много времени, чтобы тоже начать отправлять туда своих детей. В 1922 году Штейнер, выступил на одной из конференций в Оксфордском университете, это выступление сделало его педагогическую систему еще более известной. В итоге, в США первая вальдорфская школа открылась в 1928 году в Нью-Йорке, а в 1930-х годах такие школы стали появляться в восьми разных странах.

Вальдорфская методика обеспечивает практическую основу для работы с детьми, позволяя им развить творческие способности, благодаря чему ребенок становится более открытым для восприятия окружающего мира. Штайнер также считал, что свобода может быть достигнута только посредством творческого мышления, поэтому искусство преподаётся в вальдорфской школе на протяжении всего процесса обучения , включая старшую школу.

Вклад Рудольфа Штайнера, как педагога, заметен и значителен. Он умер 30 марта 1925 года после многих лет интенсивной деятельности. Наряду с публичными и частными лекциями и практической работой в качестве учителя, Штайнер сделал себя доступным любому, кто нуждался в его совете – двери его дома были всегда открыты для посетителей.

Вальдорфское образование сегодня, среди независимых образовательных систем, представляет одну из крупнейших. Оно существует почти во всех странах мира. Около тысячи школ и полутора тысяч детских садов работают по этой системе. В каждой стране учебный план адаптируется к конкретной культуре.

Рудольф Штайнер – знаменитый австрийский философ, педагог, оккультист 20 века.

Рудольф вырос в небогатой семье, его отец был телеграфистом, из-за чего семья была вынуждена часто менять место жительства.

Рудольф сначала учился в сельской школе, затем перешел на домашнее обучение. По окончанию школы он поступил в венский технический университет.

С 1888 по 1897 год он работал в архиве Гёте в Веймаре. В это время он пишет несколько книг основанных на философии Гете.

В 1891 году Штайнер получил степень доктора философии в Ростокском университете в Германии.

С 1900 года Штайнер стал выступать с лекциями, посвящёнными антропософии, эзотерике, тем самым привлек к себе внимание теософов и представителей масонства.

С 1902-1910 годы Рудольф Штайнер опубликовал ряд работ, повещённых теософии. Его сочинения наполнены идеями гуманизма, что противоречило идеям оккультизма, сложившимся в то время.

В 1912 году Штайнер решил основать свое собственное Антропософское общество.

В 1919 года он основал новую педагогическую методику и первую Вальдорфскую школу в Штутгарте.

Штайнер сделал большой вклад в несколько областей науки:

  • сельское хозяйство,
  • искусство,
  • живопись,
  • архитектуру,
  • культуру,
  • политику.

Что такое антропософия

Готовые работы на аналогичную тему

В себе антропософия соединяет христианскую мистику, европейскую идеалистическую традицию, пифагорская и неоплатоновская мистика, каббала и немецкая натурфилософия.

Сам Штейнер подразумевал под своим учением исследование духовного мира. Духовный мир мог быть исследован путем природопозаннания и через мистику. Человек с помощью познания духовного в самом себе в последствии сможет понять все то духовное что происходит во всей вселенной.

Педагогическая деятельность

Штейнер считается основоположником Вальдорфской школы. Она представляет собой альтернативную образовательную систему. В ее основе лежат антропософские принципы.

Вальдорфская школа является общеобразовательной школой. В ней существует ряд принципиальных отличий от школы обыкновенной. Например, в младшей школе нет оценок и не используются учебники.

Считается что учебная программа должна соответствовать потребностям самого ребенка. Эти потребности выделяются на основе его антропософской гипотезы. Эта гипотеза касается триединства самого человека, четырех человеческих сущностей и учения о темпераменте.

Гипотеза о триединстве человека заключается в следующем: в человеке соединены три единства – Дух, Душа, Тело. Они представляет собой мысль, чувство и волю. Из этого следует вывод что помимо интеллектуального развития, педагогика должна влиять и на эмоциональное взросление ребенка, и на развитие волевых качеств.

По мнению Штейнера, у человека есть не только физическая сущность, а еще три сущности, которые невозможно воспринять, – они могут себя обнаружить лишь, выполняя действия. Эти три сущности представляют собой:

  • эфирное тело (представляет собой рост и жизненные силы человека)
  • астральное тело (представляет собой психические переживания)
  • Я – духовная часть человека, которая является бессмертной

Эти сущности появляются в человеке не сразу и не одновременно. Они появляются в соответствующей последовательности, временной промежуток между ними составляет примерно 7 лет.

За время обучения в школе, у ребенка должно сформироваться две сущности:

Примерно в 7 лет у ребенка происходит ряд изменений в восприятии и мышлении. Ребёнок следует авторитету, вкладывает душевные силы в свое обучение, происходит формирование образной фантазии и памяти. В этот момент происходит зарождение эфирного тела.

Астральное тело начинает зарождаться в тот момент, когда человек входит в фазу полового созревания. В этот момент происходит интенсивное эмоциональное взросление, развивается абстрактное мышление, человек учится судить, рассуждать и мыслить свободно и самостоятельно, формирует собственное независимое мнение.

В возрасте 21 года по мнению Штайнера человек готов к саморазвитию.

Та или иная сущность Штайнера отсоветует определённому типу темперамента. По Штейнеру физическое тело – это меланхолик, эфирное тело представляется флегматиком, астральное тело – сангвиник, а Я – соответствует холерику.

  • духовный (активное мышление)
  • душевный (музыка и эвритмический танец)
  • креативно – практический (рисование, лепка, шитье и так далее)

Общественная деятельность

Штейнер был активным сторонником социальной реформы. Он активно распространял петицию со своими мыслями относительно социального развития.

Каждая сфера должна выполнять поставленные перед ней основные задачи. Политическая сера должна защищать права человека, культурная сфера должна развивать науку, искусство, образование, религию. Экономическая сфера должна следить за взаимодействием производителей, распространителей и потребителей. Он считал, что эти три основные сферы должны быть равноправными, преобладание какой-то из одной ведет к разрушение нормального развития общества.

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.

Нет развития как такового, развития вообще.

Есть развитие одного человека. И другого,

и третьего. Четвертого, тысячного.

Сколько людей на свете есть —

столько процессов развития и должно быть

Р. Штайнер

Из истории вопроса

Вальдорфская педагогика существует вот уже более 100 лет. В ее основе лежат идеи немецкого мыслителя и педагога, доктора философии Рудольфа Штайнера. Первая вальдорфская школа открылась в 1919 г в г. Штутгарте. Учились в ней в основном дети рабочих фабрики Вальдорф-Астория – фабрика выделила на это средства. Отсюда и пошло название педагогической системы Рудольфа Штайнера, для которого социальное и материальное положение родителей его учеников, а также уровень их одаренности никогда не имели значения.

Что такое Вальдорфская педагогика и как она появилась

О Рудольфе Штайнере

Отношение к Рудольфу Штайнеру (1861-1925 гг.) в обществе и спустя почти сто лет после его смерти неоднозначное. 350 изданных томов, которые он оставил нам в наследство, дают достаточный материал для споров.

НА ЗАМЕТКУ

Антропософия (от греч. ἄνθρωπος — человек и σοφία — мудрость) – учение, которое представляет собой синтез мировых религий и веры в природу.

Основные идеи вальдорфской педагогики

В чем заключается суть Вальдорфской педагогики

Рудольф Штайнер был гуманистом, уважающим личность каждого ребенка, поэтому в основе его методики лежат:

  • гармоничное развитие личности, сочетание духовного, интеллектуального и физического развития;
  • поэтапное и неторопливое освоение материала;
  • опора на органы чувств и на сенсорное познание мира – через ощущения, через внимание к предметам и деталям;
  • тесное взаимодействие ученика и педагога;
  • отсутствие оценок и, как следствие, конкуренции между учениками;
  • любовь к природе и натуральным материалам.

Этапы обучения

  1. Дошкольный период. Упор на физическое развитие ребенка. Развитие его мелкой моторики через имитацию.
  2. Младшая и средняя школа. Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти и образного мышления через театрализацию. Обучение в начальных классах ведется без учебников.
  3. Старшая школа. Развитие абстрактного мышления и логики через освоение точных наук. Появление оценок.

Как выглядит вальдорфская педагогика на практике

Как выглядит Вальдорфская педагогика на практике

Классическое вальдорфское школьное обучение начинается в 7 лет. Программа рассчитана на 12 классов.

Детей в классах обычно немного. Атмосфера царит спокойная и доброжелательная. Вальдорфская педагогика – ненасильственная: учитель ориентирован на то, чтобы принимать ученика таким, какой он есть, и развивать в нем нужные качества.

Основное внимание уделяется не столько наполнению ученика знаниями, сколько формированию его личности. Сферу чувств развивают с помощью таких предметов, как музыка, живопись, театр, эвритмия.

Уважая потребность малышей в физической активности, вальдорфские педагоги строят обучение таким образом, что часть материала усваивается через движение. Поэтому на уроках в вальдорфской школе ученикам предлагают не только слушать, читать и писать, но хлопать в ладоши, прыгать и играть в мяч.

Уважение к другим культурам воспитывается в процессе изучения обычаев и верований разных народов мира. Занятия проводятся в форме театрализованных представлений, в которых участвуют сами дети.

Кому подойдет вальдорфская методика

Кому подходит Вальдорфская педагогика, а кому не подойдет

1. Детям с богатым внутренним миром, которые:

  • способны долгое время заниматься одним и тем же делом;
  • умеют сосредотачиваться на деталях;
  • интересуются окружающими их предметами и любят взаимодействовать с ними;
  • с готовностью откликаются на любую инициативу взрослых;
  • покладисты и неконфликтны;
  • любят сказки и с удовольствием воображают себя героями придуманных историй.

Однако таким детям трудно переключаться, им требуется время для принятия решения. Их не слишком интересуют подвижные игры и силовое взаимодействие. Им бывает сложно постоять за себя и защитить свои границы. Они ранимы и не сразу открываются посторонним. Неудивительно, что в обычном детском саду, в большой группе сверстников им некомфортно. Они зажимаются и часто болеют.

ВАЖНО

Вальдорфская педагогика заботится о таких детях и их чувствах. Дает им возможность созреть, окрепнуть морально и физически.

2. Детям, которым:

Часто таких детей с предметным мышлением считают не очень умными, и родители переживают за их будущее. На самом же деле, этим малышам просто не подходит большинство современных общеобразовательных программ, предполагающих развитое абстрактно-логическое мышление и задающих сумасшедший темп освоения учебного материала. В вальдорфской школе с этим ребенком будут говорить на понятном ему языке конкретики. Вернуться в обычную общеобразовательную школу он может, например, на этапе средней или старшей школы, когда будет к этому готов.

3. Вальдорфская педагогика подходит детям, которые не вписываются в детские коллективы и систему жестких правил и оценок, обладая при этом выдающимися интеллектуальными способностями. Такие дети, по большому счету, вообще не очень нуждаются в школе. Знания они впитывают из книг и окружающего мира, а школа им нужна только для социализации.

ВАЖНО

Вальдорфская педагогика позволяет не нагружать психику ребенка большим количеством уроков и домашних заданий, оставляя свободу для его собственных внутренних интеллектуальных процессов.

Кому не подойдет вальдорфская методика

Детям, у которых:

  • ярко выражены волевые качества;
  • потребность в лидерстве, первенстве и признании;
  • повышенный уровень агрессии;
  • большая потребность в движении, смене впечатлений и физической активности;
  • высокий интеллектуальный и творческий потенциал в области науки и техники;
  • нет авторитетов – они всегда идут своим путем.

В обычной общеобразовательной школе таким детям легче затеряться в толпе и сохранить свою свободу. В вальдорфской школе, с пристальным вниманием к каждому, подобному ребенку может оказаться тесно.

Ассоциация вальдорфских школ России

Видео


1. Помелов В.Б. Рудольф Штейнер и его вальдорфская педагогика (к 150-летию со дня рождения) // Вестник Вятского государственного университета, 2010. с.120-126.

Читайте также: