Амортизация это в экономике кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Амортизация: это разложение износа на себестоймость продукции.
Например: вы купили станок стоймостью 1 000 000 рублей и расчитываете ввести его в прозводство сроком на 5 лет.
Этот станок производит 100 единиц продукции в сутки. Следовательно 36500 единиц в год = 182500 единиц за 5 лет. Делем 1 000 000/182500 = 5,48 рублей. Это та цифра, которая вносится в себестоймость продукции.
Но на деле все несколько проще: если использовать линейный метод начисления амортизации (станок в цене падает равными частями каждый год) , то получится, что в год станок падает на 200 тысяч рублей. Эти 200 тысяч вы распределяете на тот объем продукции, который был произведен за год, как бы тем самым "компенсируя" износ станка.
Если вы хотите продать станок через 3 года, то у вас получится, что он упал на 600 тысяч рублей и следовательно вы продаете его за 400 тысяч.
Это с точки зрения экономики и, если я правильно вас понял, бухгалтерии))

это снижение в цене актива по причине использования.
вы купили машину за 1000к, использовали ее год. за 1000к уже не продадите так как пользовались.

Ты хочешь делать гайки. Для этого нужен агрегат который строит 100 руб. Ты его купил, потратил 100 р. Сделал гайку. Упрощенно: продал за 10 р. , потратил 1 р. , заплатил налогов 1 р. , чистая прибыль 8 р. - положил в карман.

Казалось бы ничего не предвещает беды, делай гайки, прибыль в карман.

Но вырисовывается проблема. Этот агрегат, как и все на этой земле не вечный. Допустим, через два года он сломается и Ты его вынужден выкинуть его на помойку и купить новый за 100 р.

А эти 100 р. нужно будет откуда то взять.

И вот тут то ХоПа доброе государство тебе говорит, вот ты продал гайку за 10 р. ? Продал. Потратил 1 р. (сырье, рабсила и т. п.) ? Потратил. Налоги на 1 р. заплатил? Заплатил. А давай ты в расходы запишешь не 1 р. , который ты реально потратил, а 1,5 р. , типа 0,5 коп. сверху как бы амортизация. Тогда получается ты налогов меньше заплатишь, не 1 р. , а 0,5 коп. , так как налог ты платишь с разницы между доходом и затратами на его получение.

Ты такой, а нафига мне это. А государство тебе и говорит, ну вот посуди сам, ты как бы себе на бумаге расходов на 0,5 коп. приписал, но по факту ты ведь эти 0,5 коп. никому не платил? Точняк. А налогов ты ведь меньше на 0,5 коп. по факту заплатил, то есть сэкономил? Угу. Так собери эту экономию по 0,5 коп. в течении 2 лет и у тебя накопиться 100 р. чтобы купить новый агрегат, когда старый выбросишь.

Распределение затрат на тот срок, в течение которого они приносят прибыль.

Что такое амортизация

Амортизация – это распределение затрат на то время, в течение которого источник затрат приносит прибыль. Сейчас это объяснение вам кажется сложным и непонятным, ниже я постараюсь передать его более простыми словами.

Пример использования амортизации

Вот смотрите, я копирайтер. Я веду учет доходов и расходов. Я купил ноутбук за 48 000 рублей. Я могу этот расход указать в том месяце, в котором ноутбук был куплен, и тогда в течение одного месяца у меня будет гигантский расход, а в течение остальных месяцев расходов не будет вообще. Ну, кроме оплаты за электричество.

Это не совсем правильно, потому что я ведь работаю на своем ноутбуке. Я его использовал не только в том месяце, когда купил.

Допустим, что срок использования моего ноутбука – 4 года. Через 4 года мне надо будет покупать другой ноутбук.

В течение четырех лет, или 48 месяцев, мой ноутбук будет исправно мне служить и я с его помощью буду зарабатывать на текстах. Если распределить стоимость ноутбука на весь период его использования, то получится 48 000 рублей / 48 месяцев = 1 000 рублей в месяц.

Я как бы трачу по тысяче рублей в месяц в течение 48 месяцев. Вот и получается амортизация.

Как она связана с затратами

Амортизировать можно только капитальные затраты.

Все затраты делятся на две большие категории – операционные и капитальные. Операционные – это такие, которые идут собственно на производство. Например, оплата электричества для моего ноутбука – операционный тип затрат. Чем больше я пишу, тем больше надо электричества.

А вот капитальные затраты не связаны с операционной деятельностью. И с объемом производства тоже. Например, мой ноутбук, который я один раз купил и постоянно использую, – пример капитальной затраты.

Операционные затраты в принципе невозможно амортизировать. Потому что сегодня я написал две статьи и потратил столько-то киловатт электричества, завтра написал четыре и потратил в 4 раза больше. А послезавтра я напишу одну статью, но буду долго над ней сидеть и потрачу электричества столько же, сколько хватило бы для двух статей. Какое-либо распределение тут делать сложно. Да и незачем.

Как связаны амортизация и EBITDA

Никак. EBITDA – это операционная прибыль. То есть прибыль компании за какой-то период времени минус операционные затраты. В случае с моим копирайтингом это деньги за статьи, которые я получил, минус оплата за электричество.

Из EBITDA впоследствии вычитается амортизация, вычисляются налоги, платежи по кредитам и пр. И получается уже чистая прибыль, которую предприниматель благополучно кладет себе в карман.

Зачем делать амортизацию

Чтобы более правильно вести финансовое планирование. Каждую капитальную затрату надо распределять на то время, в течение которого она действует. То есть на период до того момента, когда нужна будет новая затрата. И на основании этого уже делать выводы о прибыльности и убыточности бизнеса.

Предположим, что я получаю бесплатную электроэнергию и для копирайтинга мне нужен только мой ноутбук. На покупку ноутбука я потратил 48 000 рублей, а копирайтинг мне приносит каждый месяц только 30 000 рублей.

Если прописать всю капитальную затрату в одном месяце, то получится доход в размере 30 тысяч, расход в размере 48 тысяч. Суммарный убыток – 18 тысяч.

Но это неправильно. Правильно будет вычитать стоимость ноутбука из моей прибыли в течение всего времени его работы. И ежемесячная прибыль тогда будет равняться 29 000 рублей в течение 4 лет – всё хорошо, всё процветает, все довольны.

Другое объяснение с примерами можно посмотреть в видео.

Заключение

Я постарался понятным языком рассказать вам о том, что такое амортизация. Справился ли я со своей задачей? Понятно ли вам теперь, как происходит амортизация капитальных затрат и для чего она нужна?

Если у вас есть вопросы по статье, задавайте их в комментариях. Если есть другие финансовые термины, в которых вы хотели бы разобраться – пишите про них тоже.


Амортизация (Amortization) — это перенос стоимости основных средств и нематериальных активов на себестоимость продукции, работ или услуг. Дальше для экономии места я буду говорить только об основных средствах, но все сказанное относится и к нематериальным активам.

Введу еще пару терминов, а потом объясню, как это работает.

1. Срок полезного использования (СПИ) — период времени, в течение которого основное средство способно приносить компании экономическую выгоду.

2. Первоначальная стоимость (ПС) — сумма затрат на приобретение основного средства. Сюда входят все затраты, которые были понесены до момента ввода в эксплуатацию, включая доставку, страхование в пути, растаможку, разгрузку, пуско-наладочные работы. Не входят НДС и акцизы.

Смысл амортизации в ежемесячном включении части ПС в себестоимость продукции. Это нужно для того, чтобы получать в составе выручки достаточно денежных средств для замены отслуживших свое основных средств новыми. Цена продукции должна окупать все расходы на ее производство и продажу. В том числе амортизацию. Иначе рано или поздно настанет момент, когда производить будет не на чем. Многие предприниматели выбрасывают амортизацию из управленческого учета. Не делайте этого.

Не считать амортизацию расходом все равно, что жить в домике из печенья и потихоньку есть его.

Пример 1.

Кофейня приобрела кофе-машину за 106 тыс. руб. Еще 2 тыс. руб. заплатила за доставку. Итого ПС составила 108 тыс. руб.

Амортизация позволяет распределить ПС на всю продукцию, которая будет произведена при помощи основного средства. Самый простой способ амортизации — линейный. Он подразумевает равномерное списание ПС в течение СПИ.

Пример 2.

Вернемся к кофе-машине. Производитель указал, что ее нормальный срок службы 3 года. Значит, экономические выгоды в виде выручки от продажи кофе будут поступать в кофейню в течение 3 лет. Тогда в год нужно списывать на себестоимость 1/3 от ПС, а в месяц — 1/36. Это позволит каждый месяц начислять 3000 руб. амортизации. Каждый стаканчик станет дороже на 10 руб. Эту сумму надо закладывать при ценообразовании.

Амортизация — это перенос стоимости актива на стоимость продукции. Она нужна, чтобы равномерно распределять расходы в бухучете.

Легче понять это на примере: допустим, станок — это актив производства или, говоря языком бухгалтеров, его основное средство. Его купили за 100 тыс. руб., и он прослужит пять лет. Если разделить 100 000 на 5, получится, что каждый год стоимость станка уменьшается на 20 тыс. рублей. Эту сумму производство включает в себестоимость изделий, которые выпускает за год. За пять лет станок полностью окупится — этот срок называется сроком полезного использования.

Важно: чтобы приобретенное имущество считалось основным (а значит подлежало амортизации), оно должно стоить больше 40 тыс. руб. в бухгалтерском учете и больше 100 тыс. руб. в налоговом. Амортизировать можно только те активы, которые находятся в собственности, а не взяты, скажем, в аренду.

Читайте также: