Сословный строй это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

От античного Рима византийское общество унаследовало развитый сословный строй, основанный на резком отличии правового положения отдельных классов населения. Традиционно сословные различия подразумевали имущественное неравенство и даже неравноправие. В Византии сословные разграничения приобрели дополнительное значение. Принадлежность к тому или другому сословию, к той или другой категории зависимого населения стала взаимосвязана с особым местом в системе государственной бюрократии. Сословная структура общества стала, тем самым, двойственной, в значительной степени завися от государственной политики.

Социально-правовой строй усложнился и в другом отношении. Империя включала в себя множество областей, население которых устанавливало особые правовые отношения с властями, принимая только ему присущие права и обязанности – главным образом, связанные с несением военной службы. Различные привилегии (служебные, налоговые, судебные) создавали столь же различные сословные группы, которые не вполне укладывались в традиционную, характерную для Запада сословную структуру феодального общества.

Свободное, самостоятельное в экономическом и юридическом отношении население Византии, как и во времена поздней Римской империи, подразделялось на категории почтенных (honestiores) и смиренных (humiliores). Так же традиционно эти разграничения были в большей степени политическими, отражая причастность к государственной службе и наличие (или отсутствие) привилегированного статуса. Собственно юридическая сословная структура как бы накладывалась на это должностное подразделение.

Высшим сословием было сословие сенаторов (ordo senatorius). Оно было взаимосвязано с высшими государственными чинами (первые 12 рангов). Внутренне сословие дополнительно подразделялось на сиятельных (illustres), почтенных (spectabiles) и знатнейших (clarissimi). Звание сенатора означало прежде всего право участия в управлении государством в составе или константинопольского сената, или общего синклита. Звание было наследственно. Однако оно могло быть и пожаловано императором в качестве персонального отличия. В этом случае оно не было обусловлено высоким имущественным цензом.

Сенаторское звание предоставляло его обладателю значительные финансовые и судебные привилегии. Сенаторы не платили основных государственных налогов. Они не могли быть арестованы, заключены в тюрьму, тем более осуждены без разрешения императора и согласия сената. Они пользовались особым статусом в суде: так, в VI в. было принято, что сиятельнейшие сенаторы могут вести дела только через своих представителей (чтобы не ущемлять авторитета судей своим присутствием). Сенаторы всех категорий пользовались значительной неприкосновенностью личности: в их отношении предписывалось не применять наиболее тяжких и позорящих наказаний.

Вместе с тем звание было сопряжено со значительными сословно-государственными обязанностями. Ежегодно сенаторы обязаны были подносить императору подарки в качестве выражения своей преданности – в зависимости от имевшегося состояния (сенаторы высшей категории – по фунту золота). Сенаторы обязаны были проживать в столице и не могли покидать ее без уведомления (потом и разрешения) императора. Сенаторы не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значимости было сословие куриалов (ordo curialis). В него включались фактически все находившиеся на государственной службе, обладавшие соответствующим рангом. Для них также устанавливались налоговые и судебные привилегии. В отношении них не применялись тяжкие уголовные наказания. Привилегированное положение куриалов гарантировалось особой их подсудностью.

В качестве крупных землевладельцев и сенаторы, и куриалы располагали дополнительными правами и совершенно особым статусом. На основе признанной государством автократии (самовластия) в своей вотчине они исполняли в ней по существу роль представителей государства. Магнаты сами взимали государственные поземельные налоги в своих землях, сами пользовались правом уголовного суда и приговаривания к наказаниям (для чего имели собственные частные тюрьмы).

Наиболее многочисленным сословием свободных было плебейское (ordo plebeius). В него включались мелкие самостоятельные земельные собственники, торговое население городов, ремесленники, представители иных городских профессий. Законами Юстиниана (VI в.) было уничтожено различие в правах между свободнорожденными и вольноотпущенниками, поэтому сословие было практически единым в своем статусе.

Торговому и ремесленному населению предписывалось объединяться в цехи, обладавшие правами юридических корпораций. Членами таких корпораций могли быть и несвободные. Корпоративные требования устанавливались государственной властью, которая тем самым контролировала доступ в сословие. В отношении плебса могли применяться любые уголовные наказания, включая телесные и позорящие. Они платили особые налоги с торговой и ремесленной деятельности (хрисаргир), причем взимались они в отличие от поземельного и подушного вперед за несколько лет.

Особым сословным статусом обладало и духовенство. В Византии духовенство никогда не было ни вполне независимым, ни полностью свободным сословием. Оно было освобождено от некоторых государственных натуральных повинностей, однако, как и другие сословия, уплачивало денежные. Наряду с полностью самостоятельными монастырями существовали и зависимые от государства – такие могли даваться в пожалование лицам высших сословий при условии прокормления монахов. В этом случае положение монашества мало чем отличалось от положения зависимого населения.

Сословный строй-это разделение населения по имущественному признаку (у кого больше материальных благ, тот в сословном строе выше) , если в кастовой системе, по родовому признаку, если родился в низшей касте "неприкасаемых", то он никак не может стать выше в кастовой системе, он всю жизнь проведет в низшей касте, как его дети, внуки. а в сословии, например крестьянин может стать купцом. Обычно выделяют три сословия: 1 аристократы и духовенство, 2 сословие это купцы (буржуазия) 3 сословие наиболее распространенное это крестьяне и рабочие.

Смотреть значение Сословный Строй в других словарях

Строй — м. ряд, порядок, расположенье, постановка сподряд, в черту, или иным условным образом. Дома строем стоять, по строю, в строю, а два строя делают улицу. Военный, строй, фронт;.
Толковый словарь Даля

Сословный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: сословие (1,3), связанный с ним. 2. Свойственный обществу, разделенному на сословия, характерный для него. 3. Свойственный привилегированным сословиям; кастовый.
Толковый словарь Ефремовой

Строй. — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: строительный (стройматериалы, стройплощадка, стройтрест, стройбатальон и т.п.). 1. Конечная часть сложных существительных.
Толковый словарь Ефремовой

Конституционный Строй — - система, экономических, политико-правовых и социальных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и др. конституционно-правовыми актами определенного.
Политический словарь

Первобытно- Общинный Строй — Первый, древнейший в истории человечества общественный строй (общественно-экономическая формация), для к-рого характерны: низкий уровень производительных сил и коллективная.
Политический словарь

Рабовладельческий Строй — Общественно-экономическая, формация, основанная на эксплуатации труда рабов господствующим классом рабовладельцев. Р. с. возник в результате разложения первобытнообщинного.
Политический словарь

Строй Политический — - система политико-государственного и политико- негосударственного устройства, характеризующаяся определенными взаимоотношениями политических институтов и политической.
Политический словарь

Торговый Строй — - тип общества, в котором иерархия и стимуляция труда исходят из экономических принципов. Рыночная, либерально-демократическая система. Противоположен идеократии .
Политический словарь

Государственный Строй — -
система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного)
права.
Понятие.
Экономический словарь

Сословный — сословная, сословное. 1. Прил. к сословие в 1 знач. (дореволюц.). Сословные представители. 2. Прил. к сословие во 2 знач. (дореволюц.). Сословные интересы присяжных поверенных.
Толковый словарь Ушакова

Строй — (нов.). Вторая часть новых сложных слов - названий строительств, напр. Волховстрой, Днепрострой, Свирьстрой, Беломорстрой, Метрострой.
Толковый словарь Ушакова

Конституционный Строй — - представленная в соответствующих
структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного
Закона и другими конституционно-правовыми.
Экономический словарь

Общественный Строй — - в теории конституционного
права - исторически конкретная
система общественных отношений, т.е.
организация общества, обусловленная определенным уровнем.
Экономический словарь

Сословный — -ая, -ое; -вен, -вна, -вно.
1. к Сословие (1 зн.). С-ые представители. С-ые привилегии, права. С-ые интересы.
2. Основанный на делении общества на сословия, свойственный обществу.
Толковый словарь Кузнецова

Строй — стро́я, о стро́е, в стро́е и в строю́; мн. стро́и, -ев и строи́, -ёв; м.
1. о стро́е, в строю́; строи́. Ряд солдат, шеренга; воинская часть, построенная рядами. Встать в с. Расхаживать.
Толковый словарь Кузнецова

Строй. — Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: строительный. Стройбригада, стройгруппа, стройкомитет, строймастер, стройматериал, стройотряд, стройплощадка, стройработы, стройтрест.
Толковый словарь Кузнецова

Государственный Строй — - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права (государственного права). Г. с. является.
Юридический словарь

Демократический Строй — - организация государственной жизни в соответствующей стране на демократических началах: широкие права и свободы граждан; политический плюрализм и многообразие общественных.
Юридический словарь

Конституционный Строй — - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного.
Юридический словарь

Монархический Строй — - форма правления в государстве, при которой во главе государства стоит монарх. Строго формально о монархическом строе можно говорить применительно к любому государству.
Юридический словарь

Общественный Строй — - 1) в широком смысле - система отношений, присущая обществу на конкретном этапе развития. О.с. в этом смысле характеризует организацию (государственную и негосударственную).
Юридический словарь

Общественный Строй (устройство) — - в теории конституционного права исторически конкретная система общественных отношений, т. е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства.
Юридический словарь

Музыкальный Строй — система отношений звуков по высоте. Тот или иноймузыкальный строй характеризуется рядом чисел, каждое из которыхпоказывает отношение частот колебаний верхних и нижних.
Большой энциклопедический словарь

Общественный Строй — система общественных отношений, свойственных данномуобществу на конкретном этапе его развития. В отличие от государства иправа охватывает все социальные отношения и взаимосвязи.
Большой энциклопедический словарь

Общинно-родовой Строй — см. Первобытное общество.
Большой энциклопедический словарь

Пифагоров Строй — см. Музыкальный строй.
Большой энциклопедический словарь

Родовой Строй — то же, что первобытное общество.
Большой энциклопедический словарь

- форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в XIII-XIV вв. В ходе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства в Западной Европе (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.). В России сословное представительство существовало в виде Земских соборов XVI-XVII вв. Сословная монархия исторически предшествует абсолютной.. ..

Тип монархии, где власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.. ..

Соснин (Димитрий Петрович, умер в 1833 г.) - писатель, магистр Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании курса назначен преподавателем в ярославскую духовную семинарию, в 1830 г. Переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию бакалавром по общей гражданской истории. С. Написал. "О св. Кирилле, епископе Туровском". ("Христианское Чтение", 1832, ч. XLVI), "О нетлении св. Мощей в христианской церкви". (Санкт-Петербург, 1832, магистерская диссертация), "..

Читайте также: