Амьенский собор во франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Амьенский собор является одним из наиболее ценных в Европе образцов готической архитектуры. Расположен этот великолепный храм в городе Амьене (Франция), на видном месте, в районе, известном под названием "Цветная долина Франции".

Город Амьен

Город этот находится на севере, практически на половине пути между Бельгией и Парижем, на реке Сомме, в 55 км от Ла-Манша (к юго-востоку). Амьен - это гостеприимный, просторный, светлый город, расположенный среди зелени садов и вод Соммского канала, который на множество кварталов разрезает его. Он был отстроен после нанесенных во время Второй мировой войны разрушений практически заново и является сейчас крупным центром по производству обуви и текстиля, машиностроения и металлургии, пищевой промышленности. К неспешным длительным прогулкам располагают бульвары с липовыми аллеями. Жюль Верн не зря решил сделать этот уголок заводью, откуда он практически ежедневно отправлялся в рисуемые воображением далекие страны.

Каналы вокруг Амьенского собора

амьенский кафедральный собор

Этот собор является кафедральным, относящимся к католической епископии. Вся территория вокруг него испещрена каналами. Они составляют целые сети. 55 километров - их общая протяженность. Каналы эти были вырыты несколько веков назад римлянами. Собор с 1981 года находится под охраной ЮНЕСКО, поскольку он является объектом Всемирного наследия. Французский город Амьен, кроме того, известен и другими религиозными памятниками, которых здесь множество.

История строительства

Интересующий нас собор был построен в честь святой Марии. Он известен также как Собор Амьенской Богоматери. Однако большинство людей все-таки предпочитает общеупотребительное название. Это самый большой в Европе собор. Он также является одним из самых крупных в мире готических храмов.

Амьенский кафедральный собор был возведен на месте старого здания, которое в 1218 году было сожжено молнией. Согласно надписи на останках "лабиринта", уничтоженного в 1825 году, строительство его начато было с западного конца в 1220 году. В 1236-м вчерне были закончены нефы. Хор - в 1247-м, однако он пострадал от пожара вскоре после завершения. Окончательный свой вид он принял в 1269 году. Еще в 13 веке западный фасад был доведен до розы. Однако в 15 столетии он подвергся обновлению. Тогда же верхние его части были достроены.

Согласно надписям "лабиринта" строителями являлись три мастера: Том де Кормона вместе со своим сыном, Рене де Кормона, а также Робер из Люзарша. Они работали в период с 1220 по 1228 год, то есть в то же время, когда другие мастера возводили Реймский собор. Контрфорсы первого яруса были увеличены в конце 13 века, а промежутки между ними стали капеллами.

Архитектура собора

амьенского собор

Шартрский собор послужил образцом для возведения Амьенского. Это трехнефная базилика с развитой хоровой частью и широким трансептом. Хоровая часть собора окружена венцом капелл. Их число доходит до семи. Средняя из них при этом сильно выдвинута вперед. Три нефа имеют трансепт. Как и в Шартре, центр средокрестия совпадает с серединой здания в таком сооружении, как Амьенский собор. План его, однако, несколько отличается от Шартрского.

Собор в Амьене является самым большим из всех находящихся во Франции. Длина его (внутри) составляет 118 метров (без средней выступающей капеллы), а средний неф в высоту достигает 42,3 метра. Ширина нефов (исключая боковые капеллы) - 33 метра, трансепта - 59 метров, а хоровой части - 48 метров.

амьенский собор во франции

У этого собора такое же отношение между шириной среднего и боковых нефов главного "корабля", как и в Реймсе. Оно составляет примерно 9:14. Но в Реймском соборе квадратную форму имеют травеи боковых нефов, а в Амьене они являются прямоугольными (примерно 9х7 м). 14 метров составляет ширина среднего нефа.

Интерьер в соборе Амьена является единым. Он плавно раскрывается ввысь, вглубь, во все стороны. Композиция среднего нефа чрезвычайно проста: общую высоту его делит пополам карниз первого яруса. Продольная аркада, высоко поднятая, занимает нижнюю половину. На высоте 18 метров расположены ее замковые корни, в то время как всего 9,5 м составляет высота аркады знаменитого Парижского собора.

Южная башня была возведена около 1366 года, а северная - в 1401-м. Готическая архитектура этого собора даже по нынешним меркам остается непревзойденной. Амьенский собор вместе с Реймским и Шартрским образует Святую Троицу церквей Франции, которые были названы по результатам голосования классикой 13 века и высокой готикой.

собор амьенской богоматери

Архитектурный план интересующего нас здания похож на другие готические соборы Средневековья, в том числе на парижский Нотр-Дам. У посетителей сегодня есть уникальная возможность взобраться на западную башню, находящуюся на крыше здания, и насладиться оттуда захватывающим видом на города Франции.

Врата Амьена

Вратами страшного суда был назван центральный вход в соборе Амьена. Стены этого здания украшены различными религиозными сценами, которые изображают воскресение мертвых, проклятых и спасенных Богом, а также апокалипсического человеческого Сына с выходящими из его рта двумя мечами и др. Врата, находящиеся у западного фасада, с правой стороны, посвящены Деве Марии. Именно она является покровительницей данного собора. С левой стороны врата этого фасада посвящены первому амьенскому епископу, Святому Фирмину.

Световое шоу

амьенский собор эстетические особенности

С 1 декабря по 1 января, наряду с Рождеством, собор в рамках светового шоу освещается очень красивыми огнями. Обстановку вечером дополняют магические тени, музыка и играющий свет. Обычно в течение 45 минут, пока длится программа, можно наблюдать великолепное зрелище. Это разноцветная подсветка и цветной фасад Амьенского собора. На эту игру света и тени, безусловно, стоит посмотреть. Кроме самого фасада, одна за другой освещаются скульптуры, находящиеся на западном фасаде Амьенского собора.

Мощи Иоанна Крестителя внутри собора

Эта визитная карточка города Амьена захватывает дух. Попав внутрь, понимаешь, что не только внешнее убранство отличается великолепием. Внутри этого собора находятся мощи Иоанна Крестителя. В стенах его заботливо хранится голова этого святого как источник исцелений и главная цель паломничества множества верующих. Именно благодаря этим мощам, по словам старожилов, Амьенский собор остался невредим во время фашистских бомбежек. Приближаясь к его стенам, снаряды меняли траекторию и таким образом пролетали мимо.

Когда празднуется Рождество, тысячи прихожан собираются под сводами этого собора. Многие из них приезжают сюда из различных уголков земного шара.

Скульптуры, находящиеся внутри

амьенский собор

Невозможно описать словами великолепие храма. Собор, стройным башенным ансамблем пронизывающий небо, наполнен благостным звучанием. Просеянный цветными витражами мягкий радужный свет отбрасывает переливчатые блики на средокрестие, расположенное в центре зала. Обилие скульптур на библейские темы подчеркивает изящность линий фасада. Их общее количество составляет примерно 4500. Тем не менее Амьенский собор во Франции в применении скульптурных украшений не столь богат, как Реймский. Он к тому же уступает последнему по их качеству. Однако и порталы Амьенского собора обладают несколькими прекрасными статуями, в общей трактовке и пропорциях которых обнаруживается стремление к реализму и психологической выразительности.

разноцветная подсветка и цветной фасад амьенского собора

Исключительна по своей утонченности и красоте скульптура "Золотая Мадонна". Она является настоящим бриллиантом в диадеме. В лучах солнца эта скульптура излучает умиротворенное сияние. Мастеру в этом творении удалось выразить красоту, наивность и душевную чистоту. Над Мадонной расположены фигуры апостолов. Всем фигурам приданы естественные позы. Все они разговаривают между собой (апостолы - парными группами, Мария - с младенцем), реалистичны, живы.

Фигура Христа, находящаяся в центре среднего портала, выделяется своими правильными пропорциями и величавой простотой. В народе ее иногда называют "прекрасным Богом Амьена".

Цокольную зону порталов украшает множество медальонов, в которых находятся рельефы с месяцами года, знаками зодиака и пр.

История готики

Готический стиль возник в середине 12 века во Франции. Самыми значительными его произведениями в этой стране являются соборы Реймса, Амьена и Шартра. Во Франции осталось огромное множество памятников, принадлежащих к готическому стилю, от огромных соборов до часовен. В 15 веке наступил период "пламенеющей готики", лишь отдельные образцы которой дошли до наших дней. Это, например, парижская башня Сен-Жак и Руанский собор (один из его порталов).

Особенности готики Амьенского собора

От разобщенности и замкнутости пространства романских построек к объединению различных пространственных элементов и свободе трактовки их, что отмечается в Парижском соборе, готика проделала путь больше чем за полвека. Однако именно в Амьенском соборе она пришла к построению пространства, классическому для нее. Оно освободилось во всех измерениях от технической скованности, при этом сохранив тектоническую ясность, а также конструктивную определенность линий, объемов и масс, окружающих его. Ощущение свободы, которое создает пространство, пластическая выразительность в соборе несущих элементов, рассеянный свет, придающий объемным формам мягкость - все это создает законченность композиции такого здания, как Амьенский собор. Эстетические особенности этого храма позволяют назвать его одним из самых красивых и величественных сооружений в мире.

Этот собор сравнивают порой с древнегреческим Парфеноном. Высокохудожественная и богатейшая отделка фасадов действительно его ставит в один ряд с величайшими творениями мирового зодчества.

Амьенский собор, Нотр-Дам д’Амьен, Cathédrale Notre-Dame d’Amiens — один из самых больших соборов Франции, соединивший в себе черты высокой, или зрелой, готики и пламенеющей готики. Он посвящен Богоматери Амьенской. По своим размерам, великолепию и богатству отделки Амьенский собор стоит в одном ряду с соборами в Шартре, Реймсе, Бурже и Бове.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Амьенский собор

Нотр-Дам д’Амьен расположен в Амьене, примерно в 120 километрах к северу от Парижа. Амьенский собор был построен между 1220 и 1270 годами и является резиденцией епископа Амьенского. В 1981 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Амьенский собор

Собор мог вместить всех жителей Амьена, население которого составляло на момент постройки около 10 тысяч человек. Его размеры поражают:

  • Длина снаружи: 145 м
  • Длина изнутри : 133,5 м
  • Ширина нефа: 14,6 м
  • Ширина бокового нефа: 8,65 м
  • Длина трансепта: 70 м
  • Высота свода: 42,3 м
  • Высота шпиля: 112,7 м
  • Площадь: 7 700 м²
  • Внутренний объём: 200 000 м³

Первый собор в Амьене был построен в IV веке на могиле первого амьенского епископа священномученика Фирмина (Firmin d’Amiens, ок.272 — ок.303) на холме Абладен (ныне район Сен-Ашель). Во время нападения норманнов на город в конце IX века он был сожжен. Два других собора, построенных позднее, также погибли в огне. В 1137-1152 годах, после пожара, разрушившего большую часть города, был построен новый собор в романском стиле. Однако о его размерах и архитектуре никаких свидетельств не сохранилось.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Амьенский собор

В начале XII века произошло событие, превратившее Амьен в один из важнейших религиозных центров христианского мира. В 1203 году, во время Четвертого крестового похода, крестоносцы осадили Константинополь. 13 апреля 1204 года столица Византии пала. После этого крестоносцы устроили массовую резню местного населения и разграбили город. Пиккардийский крестоносец Валлон де Сартон (Wallon de Sarton), каноник Пикиньи, смог добыть (а точнее, украсть) святую реликвию — лицевую часть головы Иоанна Крестителя, без нижней челюсти.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Амьенский собор

Голова Святого Иоанна Крестителя в Амьенском соборе, Амьен, Франция

Голова Святого Иоанна Крестителя в Амьенском соборе. Фото из Википедии

Вид в сторону реликвария Реликварий

Но не только Иоанну Крестителю был обязан Амьен своим процветанием. В начале XIII века, в период правления Филиппа Августа (1165-1223, король Франции с 1179 года), начинаются лучшие времена для Амьена. Этому способствовала близость к Фландрии, где шили одежду, а также к местным винодельческим ярмаркам. Основу благосостояния амьенской буржуазии составляла торговля красками для одежды и тканями, которые производились в регионе, а также сельское хозяйство. Об этом напоминает посвящение часовни на продольной оси собора — Богоматери Нотр-Дам драпьер (Notre-Dame drapière).

Амьенский собор, Амьен, Франция

Амьенский собор

Старый романский собор уже не мог вмещать всех жителей Амьена и паломников. В 1218 году в его шпиль попала молния. Огонь быстро распространился по деревянным конструкциям, и вскоре здание рухнуло. Амьенский епископ Эврар де Фуйуа (Évrard de Fouilloy) решил построить новый величественный собор, достойный священной реликвии. Собор должен был стать каменной книгой, несущей миру свет христианского учения.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Амьенский собор

Работы начались в 1220 году. Для осуществления столь грандиозного замысла был приглашен архитектор Робер де Люзарш (Robert de Luzarches). С 1228 по 1258 год архитектором собора был Тома де Кормон (Thomas de Cormont), затем, до 1288 года — его сын Рено де Кормон (Renaud de Cormont).

Амьенский собор, Франция, Амьен

Амьенский собор, фрагмент

Для нового собора была расчищена большая территория. Так, северный рукав трансепта находится на месте перенесенной церкви Святого Фирмина-Исповедника, северная башня главного фасада — на месте богадельни.

План Амьенского собора

План Амьенского собора

Для фундамента собора использовался кварцитовый песчаник третичных пород (возраст около 55 млн. лет), который отличается твердостью и, что особенно важно, водонепроницаемостью. Значительная часть конструкций собора выполнена из белого мела — осадочной породы (возраст около 90 миллионов лет), в основном добываемой из карьеров Пикиньи в 10 км вниз по течению Соммы. Мел — тонкий, легкий в обработке камень, способствующий созданию самых смелых конструкций и скульптур. Для строительства Амьенского собора были отобраны твердые и качественные каменные блоки. Благодаря присутствию в породе твердых кремневых вкраплений получается интересная фактура.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Амьенский собор, фрагмент

Западный фасад Амьенского собора Западный фасад Амьенского собора, фрагмент

Южная и северная башни собора асимметричные. Южная башня была возведена к 1366 году (по другим источникам — 1372). При строительстве северной башни возникли проблемы, связанные с наклоном земли, поэтому она была дополнительно укреплена опорами и завершена только в 1402 или 1406 году.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Западный фасад Амьенского собора

Порталы западного фасада и южного трансепта богато украшены скульптурами, представляющими собой священную книгу в камне. Центральный портал, или портал Страшного Суда, иногда называемый также порталом Бога, окружен двумя другими, меньшими по размеру, порталами: порталом Богоматери справа (южный) и порталом св. Фирмина слева (северный).

Западный фасад Амьенского собора Центральный портал Фигуры святых Портал Богородицы

Во время лазерной очистки, проводившейся в 1990-х годах, обнаружили, что западный фасад Амьенского собора изначально был цветным. Благодаря разработке сложной системы подсветки стало возможным с высокой точностью проецировать эти цвета непосредственно на фасад, воссоздавая полихромный облик собора XIII века. В темное время суток собор подсвечивается. Летом, во время Рождественской ярмарки и на Новый год проводятся красочные светомузыкальные шоу.

Подсветка Амьенского собора

Подсветка Амьенского собора. Автор: Jean Bester, Википедия

В Амьенском соборе сохранился самый большой в Западной Европе средневековый интерьер. Потолок поддерживается 126 столбами. Через огромные окна льется свет, благодаря чему он кажется очень легким, почти воздушным. Основной объем собора был построен к 1266 году (по другим источникам — 1269), однако отделочные работы продолжались еще много лет.

Центральный неф Амьенского собора Северный неф

В 1288 году на полу собора был выложен огромный восьмиугольный Лабиринт, символизирующий победу Христа над смертью. Он выполнен из черного бельгийского камня и белого камня из Па-де-Кале. Длина лабиринта составляет 234 метра. В Средневековье многие паломники перед тем, как поклониться голове Иоанна Крестителя, на коленях проползали Лабиринт, двигаясь по черной линии, символизирующей крестный путь. Это считалось испытанием для тех, кто хотел искупить серьезные грехи или получить благословение. Подобные лабиринты есть во многих других соборах и церквях. Существовал он и в соборе Нотр-Дам де Реймс, однако был разрушен в XVIII веке.

Схема Амьенского Лабиринта Лабиринт в Амьенском соборе

На камне в центре Лабиринта на медной полосе выгравирован текст, повествующий об основании собора. Внутри расположен крест, ориентированный по главным сторонам света. Он окружен четырьмя фигурами, изображающими основателя собора — епископа Эврара де Фуйи и трех архитекторов (Робер де Люзарш, Тома и Рено де Кормон). Камень датируется 1288 годом — временем официального окончания строительства. Он является копией, оригинал хранится в музее Пикардии.

Центральный камень в Лабиринте Амьенского собора, Амьен, Франция

Центральный камень в Лабиринте Амьенского собора

С 1290 по 1375 год в нефах были устроены боковые часовни, не предусмотренные первоначальным проектом.

Главный алтарь Амьенского собора Орган Амьенского собора Колонны и своды Внутреннее убранство Амьенского собора Внутреннее убранство Амьенского собора

Собор Амьенской Богоматери неоднократно посещали царственные особы: Людовик Святой в 1264 году, Филипп III в 1279, Филипп VI в 1329. В 1385 году в соборе состоялось венчание Карла VI, прозванного впоследствии Безумным, с Изабеллой Баварской. В 1625 году собор посетили Мария Медичи, Анна Австрийская и Генриетта Французская. В 1640 году Людовик XIII и кардинал Ришелье в 1640 году праздновали здесь взятие Арраса.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Внутреннее убранство Амьенского собора

Большую роль в украшении собора произведениями искусства сыграло братство Пюи Нотр-Дам д’Амьен (La Confrérie du Puy Notre-Dame d’Amiens), основанное в 1388 году и просуществовавшее до Великой Французской революции. Оно сотрудничало с другими аналогичными братствами в Нидерландах, Бельгии, Пикардии и Нормандии. Благодаря его деятельности собор почти ежегодно пополнялся новыми живописными полотнами, резными алтарями часовен, скульптурами и др.

Внутреннее убранство Амьенского собора Внутреннее убранство Амьенского собора

В 1470 году герцог Бургундский Карл Смелый, стремясь захватить Амьен, был настолько поражен размерами и красотой собора, что запретил своей артиллерии стрелять по нему.

Внутреннее убранство Амьенского собора, Амьен, Франция

Внутреннее убранство Амьенского собора

Амьенский собор, Амьен, Франция

Контрфорсы Амьенского собора

В 1528 году старый шпиль собора был уничтожен молнией. Между 1529 и 1533 годами установили новый шпиль, который возвышается на 112,7 метров над землей. Его каркасная конструкция была покрыта золочеными свинцовыми листами.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Амьенский собор

В XVI веке по указанию мэра Амьена западное окно-роза было переделано в стиле пламенеющей готики. В XVIII веке собор был украшен в стиле барокко. Чтобы освободить центральную часть собора для верующих, к внешним стенам в нефах были перенесены многочисленные надгробия.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Орган и роза

В годы Великой Французской революции Амьенскому собору был нанесен ощутимый ущерб, хотя в целом он пострадал значительно меньше, чем другие храмы. Погибли многие скульптуры. Разъяренная толпа разбила камнями старинные витражи; позднее некоторые из них были восстановлены.

Витражи Витраж в апсиде трансепта

В 1793 году собор был преобразован в храм Разума и Правды, в 1794 году — в храм Высшего Существа. Статуя св. Женевьевы в алтаре часовни Нотр-Дам дю-Пюи была переделана в богиню Разума. Католическое богослужение было восстановлено в 1795 году.

Амьенский собор, Амьен, Франция

Амьенский собор

В XIX веке изрядно обветшавший Амьенский собор несколько раз реставрировали. В 1850-1859 годах работы возглавлял французский архитектор и реставратор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк (Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 1814-1879), известный своими работами в Соборе Парижской Богоматери, крепости Каркассон, церкви Сент-Шапель, аббатстве Сен-Дени и др. Методы реставрации Виолле-ле-Дюка весьма отличались от современных:

Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени.

В ходе реставрации XIX века применялся известняк из карьеров Уазы (типичный камень парижского региона, более прочный, чем мел). Большая балюстрада и ступени перед собором, построенные в XIX веке, сделаны из очень твердого известняка из карьеров Турне (возраст около 350 млн. лет) в Суаньи (Бельгия).

Внутреннее убранство Амьенского собора, Амьен, Франция

Внутреннее убранство Амьенского собора

Собор благополучно пережил две мировые войны. В 1915 году, во время серии интенсивных бомбардировок, три портала главного фасада и портал Золотой Богородицы (южный) были защищены мешками земли. В июле 1918 года собор попал под огонь немецких войск. Однако по требованию Папы Римского Бенедикта XV немцы сохранили собор. В мае 1940 года, во время немецких бомбардировок, которые разрушили Амьен, собор почти не был поврежден.

Внутреннее убранство Амьенского собора, Амьен, Франция

Внутреннее убранство Амьенского собора

Портал Золотой Мадонны, Амьенский собор, Франция

Портал Золотой Мадонны

Заслуживают внимание два надгробных памятника — епископа Эврара де Фуйуа (Evrard de Fouilloy, 1211-1222) и его преемника Жоффруа д’Ё (Geoffroy d’Eu, 1222-1236). Другие надгробия — 64-го епископа амьенского Ферри де Бовуара (Ferry de Beauvoir, умер в 1473 году, в 1489 году его останки перенесены в Амьенский собор) и его племянника, каноника Амьенского собора и мастера братства Пюи Нотр-Дам в Амьене Адриана де Эненкура (Adrien de Henencourt, умер в 1530 году).

Надгробия Ферри де Бовуара и Адриана де Эненкура Надгробие епископа Ферри де Бовуара (Ferry de Beauvoir), фрагмент

Чтобы получить более полное представление о внутреннем убранстве собора Амьенской Богоматери и его внешнем облике, посмотрите эту 3D-панораму из Гугла. Лучше она смотрится, если её развернуть во весь экран.

Информация для путешественников:

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Готические соборы выглядят действительно потрясающе. Такая своеобразная архитектура, планировка, убранство. Какой нужно иметь талант, чтобы такое построить. Очень хочется увидеть такой собор в реальности, впечатление точно будет на всю жизнь.

Амьен, безусловно, интересен и сам по себе, но все же главной его достопримечательностью является находящийся в самом его центре Нотр-Дам д’Амьен — самый крупный готический собор Франции.

Амьенский кафедральный собор был возведен на месте старого здания романской церкви, которое в 1218 году было сожжено молнией. Храм строился несколько десятков лет, и закончен к концу 13 века. Именно здесь, в Амьенском соборе, хранится священная христианская реликвия — Глава Иоанна Крестителя, которая, как считается, после взятия Константинополя в 1204 г. оказалась в Амьене. Собственно, именно ради неё и строился Нотр-Дам д’Амьен.

Собор Амьенской Богоматери — самый большой готический собор во Франции. Размеры его действительно впечатляют: длина — 145 м, максимальная ширина — 70 м, высота сводов центрального нефа самый высокий в мире — около 42 м. Он мог бы вместить два собора Парижской Богоматери.

Амьенский собор Божией Матери - Франция

Своеобразие собора в его чётких, совершенных формах, и гармоничных пропорциях. Самый старинный, покрытый свинцовыми листами деревянный шпиль достигает 112 м., возвышаясь над гребнем крыши собора на 56 м. Собор обильно украшен фигурами горгулий и химер. При реставрации западных фасадов были обнаружены следы многоцветной окраски порталов.

Амьенский собор Божией Матери - Франция

Проходим в храм. Внутри него очень прохладно. Внутреннее пространство собора разделено на три яруса: нижней сводчатой галереи, галереи-трифория и окон.

Амьенский собор Божией Матери - Франция

Собор прекрасно освещен благодаря высоким стрельчатым окнам и огромному окну-розе, располагающемуся в центре западного фасада.

Амьенский собор Божией Матери - Франция

Можно отметить т.н. Трон Истины, располагающийся у последней колонны нефа с северной стороны. Скульптурная группа представляет собой три изображения главных христианских добродетелей – Веры, Надежды и Милосердия – поддерживающих трон.
Меня поразил пол, покрытый самыми разнообразными орнаментами. Среди них находится знаменитый лабиринт, реконструированный в 19 веке. Изначально лабиринт служил своего рода испытанием для паломников, желающих поклониться мощам: чтобы пройти к капеллам, они должны были строго следовать линиям орнамента на полу. (Фото из интернета)

Главная реликвия – маленький осколок черепной кости, по преданию принадлежащий Иоанну Крестителю. Сейчас эти мощи выставлены в реликварии северного рукава трансепта. Мы прошли через просторный храм, повернули направо. Здесь, в стене вмонтировано окошечко с мощами Иоанна Крестителя. Здесь у нас литургия. Наши батюшки надели специальные накидки, и приступили к службе.
Всё очень торжественно и чинно. Литургия продолжалась. Я решила самостоятельно осмотреть храм.
Здесь очень красиво. Мне понравились необычные статуи, и скульптуры на библейские темы, изображающие простых ремесленников и простой люд 16 века. Их общее количество в соборе около 4000.
Необычно украшены резьбой по дереву сидения хора.

фото Хитон 022

После литургии мы подходим к стеклянному окошечку, за которым находятся мощи (св. Глава Иоанна), затем прикладываемся к кресту.

Собралось много любопытных туристов, и прихожан, которые смотрели на нашу службу.

В 1981 голу Собор Амьенской Богоматери был внесён в ЮНЕСКО во всемирный список памятников архитектуры.

амьенский собор

История собора

Храм был воздвигнут в честь Святой Марии (Holy Mary). Известно и другое его наименование — Собор Амьенской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame d'Amiens), но большинство людей предпочитают называть его просто Амьенским. Это один из крупнейших готических храмов во всем мире и самый большой собор в Европе.

Возведение и основание

История основания корнями уходит в XIII век, когда в Амьен вернулись крестоносцы, забравшие с собой одну из византийских реликвий, разграбив Константинополь. К святыне сразу же проложили тропу паломники. Торговый город Амьен неожиданно для себя стал важным религиозным и культурным центром в Средневековье.

Сохранилось мало информации о зданиях, которые стояли здесь ранее. Вероятно, сооружение находится на месте более древних святынь, занимавших северо-восточный угол каструма (укрепленного римского лагеря). На рубеже IX и Х веков норманны опустошили первоначальную церковь. Отстроенную на прежнем месте Романскую базилику уничтожил пожар 1137 года, однако ее без промедления восстановили.

Спустя 15 лет в 1152 году архиепископ Реймсский торжественно освятил новый храм. В 1193 году в нем проходила церемония венчания Ингеборги Датской и Филиппа Августа. Очередной пожар вновь уничтожил здание спустя всего лишь 25 лет.

В декабре 1206 года в Амьен была доставлена частица черепа святого Иоанна Крестителя. Ее передали епископу де Жерберои. Реликвия хранится в храме до сих пор. Новая церковь простояла всего шестьдесят шесть лет. В 1218 году молния ударила в шпиль колокольни. Крыша загорелась мгновенно, и охваченное огнем здание обрушилось. Еврар Фуюа, епископ города, задумал восстановить собор, сделать его более красивым и просторным. Он мечтал возвести культовое сооружение, которое будет отличаться от других христианских храмов.

амьенской богоматери

Историческая судьба

В Верхнем городе издавна находится епископский квартал. Установить точное местоположение романского собора уже не представляется возможным. Вероятно, его остатки пропали во время закладки глубоких фундаментов готического храма. Для строительства нового здания потребовалось перенести церковь святого Фирмина-Исповедника. Богадельню, стоявшую поблизости, перевели в Нижний город.

Лишь в 1220 году епископ Амьенский Эврар де Фуйуа освятил начало строительства. Раньше территория города была немного расширена: на востоке и юге были отодвинуты крепостные стены. Строители использовали увеличившееся пространство. На нем запланировали построить алтарь невиданных размеров (в трансепте 145 метров длиной и 70 метров шириной).

Чтобы продолжить строительство, возникла необходимость разобрать церковь, занимавшую место, отводившееся для северной части трансепта. Возведению северной башни фасада мешала центральная городская больница. Амьенский храм начали строить с его внутренней части, вопреки всем правилам. Сохранившиеся летописи подтверждают, что за счет хора старой романской церкви временно продолжили собор Амьенской Богоматери.

После смерти епископа Эврара в 1222 году удалось лишь частично закончить фундаменты здания. Только к 1233 году завершили неф.

Позже, в 40-е годы XIII века, строительство замедлилось из-за нехватки средств. Затем работы пошли гораздо быстрее, несмотря на сложности с возведением кровли. В 1269 году по оси центральной апсиды установили великолепный витраж, преподнесенный Бернаром из Аббевиля.

Считается, что строительство собора завершилось в 1269 году установкой витража. Однако известна и другая дата. Ее высекли на центральном камне лабиринта, выложенного на полу посреди главного нефа.

Этот памятный камень, установленный в 1288 году, отмечает окончание строительства.

В настоящее время оригинал камня находится в музее Пикардии. На нем начертаны имена строителей собора. Трое мастеров трудились над возведением собора. Первым работал Робер де Люзарш, выходец из Иль-де-Франс. Его сменили Тома, а затем Рено де Кормон. Вероятно, оба они были уроженцами Пикардии.

амьенский собор во франции

Реставрация здания

Масштабное восстановление здания началось в XIX веке. Работой руководил французский архитектор и реставратор Виолле-ле-Дюк. Этому делу он посвятил 25 лет своей жизни. Виолле-ле-Дюк добавил крытый проход на вершине большого фасада. Так он объединил две башни.

Собор частично был разрушен летом 1918 года во время нашествия немецких императорских войск на западе. По убедительной просьбе папы Бенедикта XV, вражеские войска прекратили штурм собора. Остается необъяснимым тот факт, что во время ожесточенных бомбардировок весной в 1940 году церковь не пострадала.

амьенский собор во франции

Современное положение

Кафедральный собор в Амьене стоит в одном ряду с Реймским и Шартрским. Его длина составляет 145 метров, а ширина — 70 метров, высота свода — 42 метра. Говоря о величине собора, любят упоминать, что в Амьенском Нотр-Дам поместятся два парижских.

Амьенская церковь дважды отмечена как объект всемирного наследия ЮНЕСКО: в 1986 году — за выдающуюся архитектуру и в 1998 году — как этап паломнического пути в Сантьяго-де-Компостеллу.

Часть черепа Иоанна Крестителя — главная святыня собора. В соборе также хранятся мощи Фирмина Пикардийского.

С 1 декабря по 1 января храм в рамках светового шоу освещают очень красивые огни. Магические тени, музыка и играющий свет дополняют вечернюю обстановку. Пока длится шоу (в течение 45 минут) можно наблюдать великолепное зрелище: разноцветную подсветку и цветной фасад Амьенского храма. На эту игру света и тени, безусловно, стоит посмотреть. Помимо самого фасада, одна за другой освещаются скульптуры, расположенные на западном фасаде Амьенской церкви.

Во время Второй мировой войны Амьен был сильно разрушен. Церковь вышла из всех бомбардировок практически невредимой. Считается, что без заступничества высших сил здесь не обошлось. Несмотря на давность строительства, собор и сегодня впечатляет своими размерами и восхищает красотой своих готических фасадов и внутренним интерьером. С башен Амьенского храма открывается впечатляющий вид на город и прилегающую к собору территорию, изрытую каналами еще древними римлянами.

амьенской богоматери

Месторасположение церкви

Фактический адрес: 30 Place Notre Dame, Амьен, Франция. Само здание граничит северо-восточной стороной с городским парком Эвеше, с которого на здание открывается прекрасный вид.

Как добраться

Добраться на машине из Парижа можно по автотрассе A16 или A1, съезд Roye.

Можно добраться и на общественном транспорте или пеших ходом. В этом случае, потребуется пройти всего 400 метров от центра города.

Вообще, попасть к собору можно из любой части города, так как его прекрасно видно. Посетить собор и большую часть его пристроек можно самостоятельно, но лучше воспользоваться экскурсионным направлением, так как каждая часть собора имеет свою историю и особенности, которые известны только экскурсоводам и служителям церкви.

амьенский собор во франции

Архитектура и убранство сооружения

Кафедральный собор католической епископии с центром в пикардийском городе Амьен по своему объему (200 000 кубических метров) и величию превосходит все готические соборы страны.

Внешний вид

Для возведения Амьенского храма образцом послужил Шартрский. Здание представляет собой трехнефную базилику с большой хоровой частью и широким трансептом. Венцом капелл окружена хоровая часть церкви. Их число доходит до семи. При этом средняя из них сильно выдвинута вперед. Трансепт имеют три нефа. Как в Шартре, центр средокрестия совпадает с серединой здания. Но он несколько отличается от Шартрского.

Эта церковь является самой большой из всех находящихся во Франции:

Интерьер в Амьенской церкви является единым. Он плавно раскрывается вглубь, ввысь и во все стороны. Композиция среднего нефа очень проста: общую высоту его делит на равные части карниз первого яруса. Высоко поднятая продольная арка занимает нижнюю половину. Ее замковые корни расположены на высоте 18 метров.

Около 1366 года была возведена Южная башня, а Северная — в 1401 году. Даже по нынешним меркам готическая архитектура этого здания остается непревзойденной.

Амьенский храм вместе с Шартрским и Реймским образует Святую Троицу церквей Франции. По результатам голосования они названы классикой XIII века и высокой готикой.

Архитектурный план церкви похож на другие готические сооружения Средневековья. Сегодня у посетителей есть уникальная возможность подняться на западную башню, находящуюся на крыше здания, и насладиться оттуда потрясающим видом на французские города.

амьенский собор

Врата собора

Центральный вход в церкви Амьена был назван Вратами Страшного суда. Его стены украшены различными религиозными сценами, изображающими воскресение проклятых, мертвых и спасенных Богом, апокалипсического Сына, из рта которого выходят два меча и др. Находящиеся у западной стены врата с правой стороны посвящены Деве Марии. Именно она является покровительницей Амьенского храма. Святому Фирмину, первому амьенскому епископу, посвящены врата этого фасада с левой стороны.

Западный фасад

Очень гармонично выполнена западная часть фасада. Здесь имеется две башни, три входа и три соответствующих уровня высоты. Треугольный стрельчатый фронтон располагается над каждым из входов. В центре он оформлен в виде листика клевера. В боках оснований находятся скульптуры фантастических существ. Статуя ангела венчает фронтон центрального входа.

амьенский собор во франции

Внутреннее оформление

Внутренне пространство здания разделено на три яруса:

  • окна;
  • галереи-трифория;
  • сводчатая галерея.

В церкви прекрасное освещение. В ней находится множество высоких стрельчатых окон и одно великолепное окно-роза, расположенное в центре западного фасада.

Внутренне убранство сочетает в себе барочные и готические элементы. В оформлении храма принимали участие многие скульпторы, в том числе и знаменитый Жан-Батист Дюпьи. Узорчатой барочной решеткой обнесен готический амвон. Построили новый алтарь, обрамленный скульптурной группой, которая занимает практически всю апсиду.

амьенский собор

В середине XVIII века было окончательно оформлено большинство боковых капелл. В них присутствуют элементы барочной скульптуры и живописи. Достопримечательностью интерьера является и пол, покрытий плитами с изображением самых разнообразных сюжетов. Среди них находится лабиринт, реконструированный в XIX веке по эскизам XIII столетия.

Изначально он задумывался как испытание для паломников, желающих поклониться святым мощам. Им необходимо было придерживаться линий орнамента, высеченных на поверхности пола. Только так можно было добраться до капелл. В самом центре лабиринта — каменная плита с выгравированной историей возведения храма. Именно в этом тексте раскрыты имена архитекторов, принявших участие в строительстве удивительного сооружения.

амьенский собор во франции

Скульптуры

Амьенский Храм наполнен благостным звучанием. Мягкий радужный свет, просеянный цветными витражами, отбрасывает переливчатые блики на средокрестие в центре зала. Изящность линий фасада подчеркивает обилие скульптур на библейские темы. Их общее количество составляет примерно 4500 штук. В пропорциях статуй заложено стремление к реализму и психологической выразительности.

амьенский собор

Святыни храма

Амьенский собор во Франции захватывает дух всех пришедших. Внутри храма находятся мощи Иоанна Крестителя. Голова этого святого заботливо хранится в стенах церкви как источник исцеления. Реликвия является главной целью паломничества многих верующих.

По словам старожил, именно из-за этих мощей здание осталось невредимым во время бомбежек: снаряды меняли траекторию, приближаясь к стенам, и пролетали мимо. Во время празднования Рождества тысячи прихожан собираются под сводами Амьенской церкви. Многие из них приезжают сюда из различных стран.

амьенской богоматери

Богослужения и другие возможности посещения

При желании можно посещать Амьенский храм в свободной форме, так как он является одним из туристических французских достопримечательностей, даже несмотря на то, что он действующий и является главным собором местной епархии.

  • здание открыто ежедневно, кроме вторника и воскресного утра;
  • апрель, май, июнь и сентябрь экскурсии совершаются в 15.00 и в 16.30, за исключением субботы и воскресенья;
  • июль и август — экскурсия в 11.00, свободное посещение — с 14.30 до 17.15;
  • октябрь—март — экскурсия проходит в 15.45.

Собор закрыт для посещений в следующие дни: 1 января, 1 мая, последнее воскресенье сентября и 25 декабря. При посещении уточняйте подробности.

Читайте также: