Тактика избирательной кампании кратко

Обновлено: 30.06.2024

Именно в их действиях избирательная кампания приобретает знакомые очертания: распространяется рекламная продукция, организуются публичные выступления кандидата, на улицах появляются агитаторы. Как правило, выбор тех или иных технологических приемов непосредственно зависит от избранной тактики, т.е. совокупности приемов и способов деятельности, непосредственно определяемых развитием ситуации и намерениями действующих лиц.

Назначение тактики - проинформировать население о кандидате, основ­ных целях его программы, сформировать у избирателей мнения, суждения, убеждения, оценки, установки, ориентирующие их на поддержку именно этого кандидата. Разнообразные тактические приемы можно рассматривать как кон­кретные способы воздействия на сознание, мотивацию избирателей в соответ­ствии с целями организаторов избирательной кампании. Если стратегия избира­тельной кампании выстраивается как поиск ответа на вопрос, что надо делать, то тактика - как надо действовать, чтобы достичь поставленной цели.

Тактическое искусство есть умение сделать так, как никто еще не делал, это постоянное творчество. Ведь каждая избирательная кампания предполагает применение новых приемов борьбы за голоса избирателей. Вместе с тем, не­смотря на многообразие тактических приемов, используемых в предвыборной борьбе, можно выделить некоторые стержневые направления, которые с большим или меньшим успехом реализуются всеми участниками избирательно­го процесса.

Первое такое направление - создание лозунга, т.е. краткого обращения к избирателям, которое становится лейтмотивом всей избирательной кампании и тиражируется практически во всей рекламной продукции кандидата или изби­рательного объединения.

Второе стержневое направление - создание информационных поводов. В современном обществе на население обрушивается лавина различной инфор­мации. И каждый раз более свежая информация вытесняет ту, которая распро­странялась прежде. Если кандидат или избирательное объединение хотят, что­бы о них знали и помнили избиратели, они должны постоянно создавать раз­личные информационные поводы, чтобы телевидение, радио, печать постоянно распространяли о них нужную информацию. Б. Брюс, работавший политиче­ским консультантом М. Тэтчер, рассказывал, как в ходе одной из избиратель­ных кампаний он и его группа разработали серию ежедневных событий, кото­рые высвечивали определенные черты ее характера, и старались подстроить эти события так, чтобы те попадали в вечерние телевизионные выпуски новостей. В итоге телезрителям каждый вечер показывали М. Тэтчер, которая то проверяла свое сердце с помощью новейшей аппаратуры, то ласкала родившегося теленка, то помогала женщинам шить платья и т.д. [71] . Среди отечественных политиков мастером создания информационных поводов можно назвать В. Жириновского, чьи манеры поведения, неожиданные заявления всегда находятся в центре вни­мания журналистов.

Третье стержневое тактическое направление - подготовка и распро­странение политической рекламы. Часто рекламой называют всю деятель­ность организаторов избирательной кампании по продвижению имиджа их кан­дидата. Однако среди всего многообразия пропагандистских акций всегда есть акции, связанные с изготовлением и распространением печатной и визуальной продукции за счет средств избирательного фонда. Строго говоря, именно эта продукция и представляет собой рекламу. Это - телевизионные рекламные ро­лики, плакаты, листовки, буклеты, календари, прямая почтовая корреспонден­ция, реклама в Интернете, а также в газетах и журналах.

Организаторы избирательной кампании полностью контролируют про­цессы создания и распространения собственной рекламной продукции, поэтому от их способностей, умений и навыков зависит то, насколько она окажется эф­фективной, действенной. Назовем некоторые основные требования к рекламе в избирательной кампании. Во-первых, любая рекламная продукция должна спо­собствовать раскрытию главной, стратегической идеи избирательной кампании. Должен быть установлен строгий контроль за ее производством, так как нужен не просто хороший в полиграфическом и художественном отношении плакат, а именно тот, который будет способствовать продвижению имиджа кандидата. Во-вторых, реклама должна привлекать к себе внимание, чтобы человек, для которого она предназначена, задержал свой взгляд на рекламном щите, захотел прочитать листовку, досмотреть до конца рекламный ролик и т.д. В-третьих, реклама должна быть информативной и мобилизующей, т.е. ориентировать из­бирателей на определенный тип электорального поведения. В-четвертых, рек­ламируемый образ должен запоминаться, вызывать нужные ассоциации, фор­мировать соответствующее эмоциональное отношение. Только в этом случае реклама сможет оказать определенное воздействие на мотивацию избирателя.

Для повышения действенности рекламы используются различные техно­логии ее изготовления. Например, при создании плаката важны и цвета, и раз­мер шрифта, и расположение портрета кандидата или эмблемы партии; при создании рекламного ролика - темп и характер действия, фон изображения, со­путствующая мелодия.

Многообразие тактических приемов, используемых в рамках одной изби­рательной кампании, требует их координации. Вот почему тактика избиратель­ной кампании всегда планируется, т.е. составляется план-график работы канди­дата, членов его команды, отвечающих за разные направления работы (рекламу, связь со средствами массовой информации, проведение массовых мероприятий, сбор информации о действиях соперников и т.д.).

В современном обществе кандидату и его онкурентная борьба команде приходится вести избирательную

в избирательном процессе кампанию в острой конкурентной борьбе за

голоса избирателей. Эта борьба идет по трем

—продвижение позитивного имиджа кандидата и ею программы;

—критика, разоблачение недостатков соперников;

—защита уязвимых сторон кандидата и его программы от критики со стороны соперников.

Итак, избирательные технологии - это способы организации и проведе­ния избирательной кампании, включающие разнообразные направления дейст­вий кандидата и его команды, ориентированных на достижение определенных политических целей. Эффективность этих действий зависит, во-первых, от того, насколько глубоко инициаторы избирательной кампании смогли проанализиро­вать ситуацию в избирательном округе и выстроить адекватную этой ситуации стратегию избирательной кампании, и, во-вторых, от того, насколько творчески они подошли к ее проведению, смогли ли предложить массам нечто оригиналь­ное и одновременно отвечающее их интересам и чаяниям.

Разработка тактических шагов обычно жестко привязывается к стратегическим этапам кампании и предполагает сначала генерирование предложений по реализации стратегии широким кругом сторонников, а затем тщательный отбор предложений узким кругом ответственных лиц. Каждое мероприятие, включаемое в план подробно тестируется следующими вопросами: ЧТО? (содержание мероприятия). ЗАЧЕМ? (какую цель стратегии реализует). КОГДА? (срок исполнения). СКОЛЬКО СТОИТ? (сравнивается с имеющимися ресурсами). ГДЕ? (привязка к территории, месту проведения). КТО? (кто будет разрабатывать и проводить мероприятие). КАК? (метод проведения). КАК ОЦЕНИТЬ? (как оценить эффективность и результативность проведения для дальнейшей корректировки действий). КТО КОНТРОЛИРУЕТ? (кто из ответственных лиц курирует это мероприятие). В целом тактические цели, на решение которых направлен тактический план – это набор отдельных промежуточных результатов, суммирование которых позволяет достичь стратегической цели.

Разработка стратегии и плана рекламной кампании

Большинство современных, в том числе региональных, кампаний начинаются и развиваются при помощи рекламы. Кандидаты и организаторы их предвыборных кампаний имеют в своем распоряжении большое количество всевозможных средств и приемов, с помощью которых проводится рекламная кампания. Речь может идти о брошюрах, бюллетенях, анкетах, письмах, рекламных щитах, плакатах, наклейках, спичечных коробках, значках, рекламе в газетах им журналах и, конечно, на телевидении и радио. Этот список может быть бесконечным. Организаторы предвыборных кампаний используют практически все технологические приемы и новинки, которые могут более эффективно донести их идеи до избирателей.

В самом начале кампании ее организаторы должны разработать план всей рекламной деятельности, который может являться составной частью тактического плана. Именно согласно ему должны будут распределяться средства и закупаться время и рекламные площади в средствах массовой информации. Конечно, могут возникать ситуации, когда кампания будет вынуждена отклониться от составленного плана. Тем не менее, такие планы составляются как можно раньше, и их стараются придерживаться в хода всей кампании, внося изменения по мере необходимости.

Сложно переоценить преимущества предварительного планирования. Решения, которые принимаются в ранних стадиях кампании, обычно более рациональны и хладнокровны, как правило, они более объективны и основываются не на предположениях, а на проверенных фактах. Если решения принимаются в разгар схватки, вдогонку происходящим событиям, то они оказываются менее продуманными, стоят дороже и реже приводят к успеху.

Список наиболее эффективных форм политической рекламы:

- положительное мнение избирателей о кандидате

- публичное заявление видных политиков и авторитетных кампаний о поддержке кандидата

- благоприятная бесплатная политическая реклама в средствах массовой информации

- хорошие выступления на различных форумах и политических дебатах

- распространение агитационных материалов кандидата

- обращение к избирателям с призывом голосовать за кандидата

- распространение агитационных материалов по домам с одновременной агитацией в пользу кандидата

- распространение агитационной литературы добровольными помощниками по почтовым ящикам

- агитационная кампания, осуществляемая по почте и направленная на определенные группы избирателей

- общая агитационная кампания по почте - наилучший способ - иллюстрированный агитационный материал

- политическая кампания в небольших округах - радиореклама

- проведение политической рекламы на телевидении

- подготовка рекламных щитов для установки во дворах домов и рекламных щитов размером 1м х 1м 1м х 2м

- политическая реклама в газетах

- подготовка бамперных наклеек

- значки и небольшие сувениры

Подробнее остановимся на некоторых формах рекламных кампаний.

Наглядная агитация и сувенирная продукция

В понятие наглядной агитации, которая еще называется графической, обычно включают вывески, плакаты, таблички, рекламные щиты, транспаранты, наклейки, значки и т.д. Ее эффективность особенно велика, когда:

- необходимо добиться узнаваемости и популярности имени кандидата;

- требуется очень быстро создать определенное представление о кандидате.

Наглядная агитация очень важна для поддержания духа и энтузиазма сторонников кандидата. Если агитационные материалы раздаются на мероприятиях, митингах и т.п., то они будут воодушевлять активистов и сотрудников кампании, создавать связь между кандидатом и его сторонниками. Во многих кампаниях сотнями закупаются значки, наклейки и плакаты не только для поднятия духа своих сотрудников, но и для поднятия духа кандидата!

Небольшие затраты на наглядную агитацию часто оправдываются значительным улучшением настроения и работоспособности сотрудников кампании и добровольцев. Если работу по размещению наглядных материалов провести правильно, то это заставит избирателей поверить в возможности и силы кандидата. Большинство консультантов будет против постепенной раздачи плакатов и наклеек. Вместо этого необходимо предпринять усилия, чтобы они разошлись в больших количествах и одновременно. Например, сегодня в округе нигде не видно плакатов кандидата. Но вдруг на следующий день кажется, что ими заклеен чуть ли не каждый дом. Внезапное появление их большого количества увеличивает эффективность, бросается в глаза избирателям, и часто говорит им, что за кандидатом стоят большие силы, с помощью которых можно было так быстро расклеить столько плакатов.

Агитационные листовки. Их можно разделить:

1. по способу передачи информации - на настенные и предназначенные для раздачи в руки,

2. по содержанию - на агитационные и презентационные.

Отдельно выделяются сигнально-информативные небольшого формата и объёма информирующие о существовании кандидата и призывающие голосовать за него.

Настенная состоит, как правило, из 10-15 предложений и 2-3 лозунгов.

Листовка предназначенная для раздачи в руки, содержит либо биографию кандидата, либо его программу. Объем такой листовки 20 –30 предложений.

Агитационные – воздействуют на подсознание, стремясь побудить избирателя проголосовать за данного кандидата.

Презентационные листовки отвечают на два вопроса: кто кандидат и зачем он нужен избирателям данного округа. Содержат до 25 предложений. Общее количество не превышаем 20% от общего объема листовок.

В листовках не используются трудно произносимые слова, двусмысленные сокращения, отрицания, союзы и предлоги. Листовки с карикатурами на политических оппонентов, как правило, плохо воспринимаются, а порой вызывают реакцию духа противоречия.

Плакаты.Для расклейки на стенах, кроме листовок используются плакаты, формат обычного плаката А3-А2, он содержит – большую фотографию кандидата и слоган кампании. Необходимо отметить что, сейчас в странах Запада эти формы агитации теряют былое значение. Это связано с все возрастающей ролью телевидения.

Почтовая рассылка

Эффективная почтовая кампания требует, прежде всего, тщательно выверенных списков избирателей. Если Вы уже с самого начала используете эти списки, то, конечно, знаете, кто глава семьи в квартире, сколько ему лет, сколько у него детей, чем он занимается и какие проблемы он считает самыми важными. Подобная информация совершенно необходима для составления личного письма, которое может произвести благоприятное впечатление на избирателя. Каждому избирателю посылать такое письмо не нужно. Необходимо, чтобы одно попало в семью или хотя бы на одну лестничную клетку. Соседи будут обмениваться мнениями, и ваша информация будет доведена до жителей.

Обычно считается, что для города охват прямой рассылкой 20% избирателей вполне достаточен. Однако местные особенности могут скорректировать эти цифры. Например, в ходе президентской кампании А.Лебедя было разослано около 1,5 миллиона писем.

Следует, однако, помнить что конкуренты также могут использовать агитацию с помощью писем. В этом случае вам надо тщательно выверять момент их направления, чтобы агитационный эффект не был погашен письмами соперников.

Потенциал использования почтовой кампании на региональном и местном уровне достаточно высок.

Но. Российские реалии иногда превращают хорошо задуманную акцию в свою противоположность. Причины - плохая работа почты. Ваши послания попадают не тому человеку, не вовремя, в измятом виде. Они вскрываются или уничтожаются вашими оппонентами, теряются в ворохе листовок, которыми забит ваш почтовый ящик. У многих избирателей этот метод агитации вызывают раздражение тем, что кандидат как бы вмешивается в их личную жизнь. К тому же такая реклама достаточно дорога. Поэтому такая кампания должна быть хорошо и профессионально проведена, чтобы быть успешной.

Целями аналитической работы, осуществляемой при проведе­нии избирательной кампании, являются:

• определение рейтинга кандидата и/или партии;

• сравнение рейтинга кандидата и/или партии с рейтингом кон­курентов;

• определение черт идеального с точки зрения избирателей кан­дидата;

• определение основных интересов различных электоральных групп;

• определение степени участия в выборах различных возрас­тных и социальных групп;

• выявление ситуации в округе;

• определение отношения к кандидату элитных групп, партий­ных организаций, общественных объединений;

• разработка стратегии и тактики избирательной кампании;

• разработка программы и предвыборной платформы кандидата и/или партии;

• определение эффективности рекламной кампании кандидата и/или партии.

Нельзя приступать к ведению избирательной кампании, если отсутствует стратегическое видение путей достижения поставлен­ной цели. Если у кандидата и его команды нет стратегии, то их действия неизбежно становятся хаотичными, противоречивыми и в итоге сводят к нулю затраченные усилия.

Стратегия вырабатывается с учетом того, что избиратель свобо­ден в своем выборе, что его нельзя заставить проголосовать за того или иного кандидата, а надо побудить к такому шагу. Реальной возможностью сделать это является информационное воздействие на массовое сознание путем создания привлекательного образа кандидата или избирательного объединения. Выбор основных па­раметров этого образа и будет определять содержание стратегии из­бирательной кампании.

Избирательная стратегия— это совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых будет подчинена вся избира­тельная кампания. Выработать стратегию — значит определить та­кие ключевые темы.

Выработка стратегии начинается с поиска ответа на вопрос: ка­кая информация может повлиять на мотивацию людей и изменить их электоральное поведение в соответствии с целями организато­ров избирательной кампании. Например, что должно быть в дейст­виях, облике, программе кандидата такого, что заставило бы изби­рателей проникнуться к нему доверием и отдать за него свои голо­са? Сформулированные ответы на этот вопрос фактически превра­щаются в главные темы избирательной кампании, составляют ее стратегию. И, как нетрудно догадаться, темы могут быть либо сформулированы на основе знания о реальных взглядах, суждениях и мнениях избирателей, либо предложены стратегами избиратель­ной кампании на основе собственной интуиции или своего прак­тического опыта. Во втором случае возможны серьезные просчеты в определении стратегии, так как массовые настроения очень под­вижны, а любой практический опыт имеет ограниченный характер.

Предположим, что в ходе предварительного анализа ситуации в избирательном округе удалось выяснить, что жителей данного ок­руга больше всего волнует проблема безработицы и низкого уровня жизни, а среди качеств, которыми должен обладать государствен­ный деятель, наиболее ценными они считают честность, профес­сионализм и связь с народом. Следовательно, в стратегии избира­тельной кампании эти проблемы должны занять центральное место.

Обычно в избирательной кампании выбирается какая-то цен­тральная тема, например, обеспечение политической стабильности, защита от внешнего врага, экономический рост и т.д. Главное, что­бы она отвечала ожиданиям тех людей, которые будут готовы тер­петь социальные, экономические или другие тяготы, если увлекут­ся данной программой действий.

Различия в стратегии избирательных кампаний конкурирующих участников предвыборной борьбы, как правило, определяются тем, какое место эти участники занимали в политическом пространстве, какую роль играли в политической жизни общества и на какие со­циальные слои хотели бы опереться. Многообразие ценностных ориентаций, интересов, ожиданий населения позволяет участникам предвыборной борьбы выстраивать различные электоральные стра­тегии.

Стратегические темы в ходе избирательной кампании должны получить информационное подкрепление в виде соответствующих аргументов, фактов, распространяемых по различных коммуника­ционным каналам. Этот процесс можно сравнить с разветвлением растущего дерева, когда от ствола (тема) начинают отрастать мно­гочисленные ветви (сюжеты). Например, если одна из тем предвы­борной кампании — честность кандидата, то разработка сюжетной линии означает поиск или создание конкретных примеров, под­тверждающих указанное качество кандидата. Такими примерами могут быть: отказ кандидата от участия в акции, подготовленной лицами с сомнительной репутацией; разоблачение им взяткодате­ля; публикация сведений о его доходах, его отказ от участия в неза­конной приватизации и т.п.

При разработке сюжетных линий может оказаться, что ствол лишен жизненной силы, он не дает побегов, т.е. нет реальных фак­тов, подтверждающих выбранную тему информационной экспан­сии, скажем, нет достаточных убедительных фактов, подтверждаю­щих честность кандидата. В этом случае целесообразно сменить 272

тему, так как создание искусственных примеров, имеющих мало общего с реальностью, может в конечном счете, как говорят, выйти боком. Конкуренты обязательно воспользуются данным фактом для дискредитации образа кандидата в глазах населения, для обви­нения его в попытках ввести общественность в заблуждение или попросту во лжи.

В зависимости от методов проведения рекламной кампании вы­деляют следующие стратегии избирательной кампании:

Стратегия быстрого финала заключается в том, что темп кампа­нии увеличивается постепенно. На последнем этапе предвыборной гонки на избирателя обрушивается целый шквал рекламных роли­ков и печатной агитации. В этом случае известность приходит уже на финише избирательной кампании, но ее не успеют поколебать конкуренты и забыть избиратели.

Стратегия большого события предназначена для привлечения внимания журналистов, которые будут освещать ход предвыборной кампании. Эта стратегия основывается на нескольких крупных ме­роприятиях, которые становятся медиа-событиями. Такими собы­тиями могут быть публичные разоблачения, сделанные во время специально созванной пресс-конференции, теледебаты с ведущими оппонентами и конкурентами, присутствие и участие в значимых мероприятиях (например, открытие онкологического центра, ввод в эксплуатацию железнодорожной магистрали). Участие в социаль­но значимых мероприятиях выгодно для тех кандидатов, которые уже занимают определенную должность (мэр, губернатор, депутат от округа).

Крейсерская стратегия наиболее оптимальна для лидирующих кандидатов, которые хотят сохранить свои позиции и свой рейтинг в ходе кампании. В этом случае рекламное время распределяется в средствах массовой информации равномерно. В то же самое время не исключено возрастание количества рекламного времени в фина-ле кампании. Использование крейсерской стратегии целесообразно в том случае, если кандидат — известная и популярная личность среди избирателей.

В зависимости от характера и степени ориентации на сегменты электората выделяются концентрированная, дифференцированная и недифференцированная стратегии.

Стратегический замысел избирательной кампании может быть реализован только в конкретных делах самого кандидата, его коман­ды и их добровольных помощников. Именно в их действиях изби­рательная кампания приобретает знакомые очертания: распростра­няется рекламная продукция, организуются публичные выступле­ния кандидата, на улицах появляются агитаторы. Как правило, вы­бор тех или иных технологических приемов непосредственно зави­сит от избранной тактики, т.е. совокупности приемов и способов деятельности, непосредственно определяемых развитием ситуации и намерениями действующих лиц.

Назначение тактики — проинформировать население о канди­дате, основных целях его программы, сформировать у избирателей мнения, суждения, убеждения, оценки, установки, ориентирующие их на поддержку именно этого кандидата. Разнообразные тактиче­ские приемы можно рассматривать как конкретные способы воз­действия на сознание, мотивацию избирателей в соответствии с це­лями организаторов избирательной кампании. Если стратегия из­бирательной кампании выстраивается как поиск ответа на вопрос, что надо делать, то тактика — как надо действовать, чтобы достичь поставленной цели.

Тактическое искусство представляет собой умение сделать так, как никто еще не делал, это постоянное творчество. Ведь каждая избирательная кампания предполагает применение новых приемов борьбы за голоса избирателей. Вместе с тем, несмотря на многооб­разие тактических приемов, используемых в предвыборной борьбе, можно выделить некоторые стержневые направления,которые сбольшим или меньшим успехом реализуются всеми участниками избирательного процесса.

Второе стержневое направление — создание информационных поводов.В современном обществе на население обрушивается ла­вина различной информации. И каждый раз более свежая инфор­мация вытесняет ту, которая распространялась прежде. Если кан­дидат или избирательное объединение хотят, чтобы о них знали и помнили избиратели, они должны постоянно создавать различные информационные поводы, чтобы телевидение, радио, печать по­стоянно распространяли о них нужную информацию. Б. Брюс, ра­ботавший политическим консультантом М. Тэтчер, рассказывал, как в ходе одной из избирательных кампаний он и его группа раз­работали серию ежедневных событий, которые высвечивали опре­деленные черты ее характера, и старались подстроить эти события так, чтобы те попадали в вечерние телевизионные выпуски ново­стей. В итоге телезрителям каждый вечер показывали М. Тэтчер, которая то проверяла свое сердце с помощью новейшей аппарату­ры, то ласкала родившегося теленка, то помогала женщинам шить платья и т.д.[15] Среди отечественных политиков мастером создания информационных поводов можно назвать В. Жириновского, чьи манеры поведения, неожиданные заявления всегда находятся в центре внимания журналистов.

Третье стержневое тактическое направление — это подготовка и распространение политической рекламы.Часто рекламой называют всю деятельность организаторов избирательной кампании по про­движению имиджа их кандидата. Однако среди всего многообразия пропагандистских акций всегда есть такие, которые связаны с изготовлением и распространением печатной и визуальной продук­ции за счет средств избирательного фонда. Строго говоря, именно эта продукция и представляет собой рекламу. В эту группу входят телевизионные рекламные ролики, плакаты, листовки, буклеты, календари, прямая почтовая корреспонденция, реклама в Интерне­те, а также в газетах и журналах.

Организаторы избирательной кампании полностью контроли­руют процессы создания и распространения собственной реклам­ной продукции, поэтому от их способностей, умений и навыков за­висит то, насколько она окажется эффективной, действенной. На­зовем некоторые основные требования к рекламе в избирательной кампании. Во-первых, любая рекламная продукция должна способ­ствовать раскрытию главной, стратегической идеи избирательной кампании. Должен быть установлен строгий контроль за ее произ­водством, т.к. нужен не просто хороший в полиграфическом и ху­дожественном отношении плакат, а именно тот, который будет способствовать продвижению имиджа кандидата. Во-вторых, рек­лама должна привлекать к себе внимание, чтобы человек, для кото­рого она предназначена, задержал свой взгляд на рекламном щите, захотел прочитать листовку, досмотреть до конца рекламный ролик и т.д. В-третьих, реклама обязана быть информативной и мобили­зующей, т.е. она должна ориентировать избирателей на определен­ный тип электорального поведения. В-четвертых, рекламируемый образ должен запоминаться, вызывать нужные ассоциации, форми­ровать соответствующее эмоциональное отношение. Только в этом случае реклама сможет оказать определенное воздействие на моти­вацию избирателя.

Для повышения действенности рекламы используются различ­ные технологии ее изготовления. Например, при создании плаката важны и цвета, и размер шрифта, и расположение портрета канди­дата или эмблемы партии и др.; при создании рекламного роли­ка — темп и характер действия, фон изображения, сопутствующая мелодия и др.

Многообразие тактических приемов, используемых в рамках одной избирательной кампании, требует их координации. Вот по­чему тактика избирательной кампании всегда планируется, т.е. со­ставляется план-график работы кандидата, членов его команды, отвечающих за разные направления работы (рекламу, связь со средствами массовой информации, проведение массовых меро­приятий, сбор информации о действиях соперников и т.д.).

Британский специалист по политическому маркетингу Ф. Гоулд включает в стратегическое планирование избирательной кампании четыре основных компонента:

• сбор информации об электорате и соперниках;

• оценку собранной информации;

• разработку стратегии в виде определения адресных групп, проблем, целей, лозунгов политической кампании;

• включение всего вышеназванного в план избирательной кам­пании.

Дж. Манигейм и К. Рич выделяют десять принципов, на кото­рых следует основываться при планировании стратегии избира­тельной кампании:

• определение сегментов избирательного округа и социальной базы поддержки кандидата;

• формирование контрастного имиджа кандидата, отличающего его от соперников;

• демонстрация отличий программы кандидата от программ его конкурентов;

• использование тем и проблем, глубоко волнующих избирате­лей;

• формирование позитивного имиджа кандидата;

• создание коалиций с общественно-политическими силами и группами избирателей, поддерживающими кандидата;

• расширение работы с избирателями с помощью привлечения агитаторов и добровольцев;

• эффективное использование финансовых ресурсов;

• участие кандидата в различных предвыборных мероприятиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Стратегия и тактика ведения избирательной кампании.

Избирательная стратегия — это главный инструмент организации и проведения избирательной кампании. Стратегия зависит от разных факторов, начиная от электоральной истории на избирательном округе, заканчивая, личностью кандидата.
Стратегия избирательной кампании состоит из основных элементов:
1. Управление избирательной кампании
2. Тактика избирательной кампании
3. Разработка плана избирательной кампании
4. Работа с избирателями
5. Работа со СМИ
6. Рекламная кампания
7. Финансирование избирательной кампании

Стратегия избирательной кампании состоит в том, чтобы определить и донести до общественности: кто кандидат и кто его конкуренты, каковы основные идеи вашей избирательной кампании.

Этапы формирование избирательной стратегии

1.Аналитическая проработка избирательного округа (изучение избирательного округа, проведение социологических опросов и анализ их данных, анализ статистических материалов, газетных публикаций и политических позиций каналов СМИ).

2. На основе полученной информации происходит разработка основных направлении избирательной кампании кандидата в расчете на те или иные группы избирателей.

3. Итогом является составление сценариев разворачивания, в зависимости от действия тех или иных критических обстоятельств, стратегического плана избирательной кампании, сметы и планов по отдельным направлениям.

Основой стратегического планирования является тактика избирательной кампании, которая включает в себя:

Можно выделить 4 основных этапов реализации избирательной стратегии:
1. Предварительный этап - проведение стратегических исследований и обоснование решения об участии в выборах.
2. Подготовительный этап - начинается с момента официального объявления даты выборов и заканчивается выдвижением кандидатов.
3.Этап предвыборной борьбы – ведение активной пропагандистской кампании.
4.Заключительный этап - контроль за результатами голосования, проведение анализа результатов голосования.

Существует 3 основных типа избирательных стратегий:
—Социальная. Это скажем так "ответ" кандидата на "запросы" социальных групп населения. Если вы выделяете несколько основных проблем жителей избирательного округа, то в вашей стратегии должны быть пункты, через которые вы сможете донести избирателю ваше видение решения этих проблем.

—Политическая – акцентирование внимание избирателей на политическую повестку кандидата, завоевание преимущественных позиций в системе политических отношений.


Поговорим о тактике.
Тактика избирательной кампании - это совокупность методов и приемов реализации ее стратегии, при этом тактика представляет собой самостоятельный блок мероприятии, отработанных технологии связанных со стратегии.

Тактика избирательной кампании должна включать в себя:
1.Выбор приоритетного направления действий кандидата.
2.Определение основных пропагандистских материалов кампании.
3.Подготовка тактических разработок на случай атак конкурентов.
6.Сбора информации о действиях конкурентов, выявление слабых точек конкурентов.
7.Проведение опросов с целью определения рейтинга кандидата.
При этом в тактику ведения избирательной кампании входит одна из важных структур - план избирательной кампании.
План избирательной кампании – пошаговая разработка действий команды кандидата с помощью различных инструментов и методов.

Читайте также: