Алелюхин алексей васильевич биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора (ныне посёлок городского типа Тверской области). В 1936 году окончил 7 классов школы в родном селе. С 1936 года жил в посёлке Лианозово (ныне район в составе Северо-Восточного административного округа Москвы). В 1936-1938 гг. работал мраморщиком на фабрике артели "Канцпром" в Москве. В 1938 году окончил Октябрьский аэроклуб города Москвы. С 30 декабря 1938 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1939 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком 69-го ИАП (Одесский военный округ).

С 22 июня 1941 года младший лейтенант А. В. Алелюхин на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал в составе 69-го ИАП (7 апреля 1942 года преобразован в 9-й Гвардейский ИАП). Боевой путь начал в небе Одессы на И-16, затем сражался на ЛаГГ-3 и Як-1. 2 сентября 1941 года был ранен осколками в ногу, 30 июля 1942 года - в спину и руку, в июне 1943 года - легко ранен осколком в голову. С середины августа 1943 года летал на американской "Аэрокобре".

С конца октября 1944 года и до окончания боевых действий Гвардии майор А. В. Алелюхин воевал на Ла-7. Всего за годы войны совершил 601 боевой вылет, провёл 123 воздушных боя, сбил лично 32 самолёта противника.

В мае 1961 - августе 1963 гг. - начальник штаба 95-й ИАД (ВВС Белорусского ВО). В августе 1963 - мае 1970 гг. - начальник разведки ВВС Московского ВО. В мае 1970 - октябре 1974 гг. - заместитель начальника штаба 26-й Воздушной армии (Белорусский военный округ). В октябре 1974 - июле 1980 гг. - заместитель начальника штаба авиации Московского ВО по показам авиационной техники, в июле 1980 - августе 1985 гг. - заместитель начальника штаба ВВС Московского ВО. С августа 1985 года генерал-майор авиации А. В. Алелюхин - в отставке. Жил в Москве. Умер 29 октября 1990 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 11). Бронзовый бюст А. В. Алелюхина установлен в посёлке Кесова Гора (Тверская область), где его именем названы улица и школа. Бюст также установлен в городе Борисоглебске (Воронежская область).

Награждён орденами: Ленина (10.02.1942, 24.08.1943), Красного Знамени (05.11.1941, 01.08.1943, 20.04.1945), Суворова 3-й степени (08.10.1943), Александра Невского (14.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (22.02.1968), Красной Звезды (22.09.1942, 30.04.1954), "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени (30.04.1975); медалями.

Известно, что летчики всех армий Второй мировой увлекались раскраской своих самолетов. Американцы любили наносить на фюзеляжи изображения красоток. Немцы часто рисовали рыцарей, драконов - все, что подчеркивало, по их мнению, тевтонскую удаль.

Случалось, боевые машины асов Люфтваффе украшали кошечки с бантиками.

Советские летчики не меньше других проявляли склонность к творчеству. Дважды Герой Советского Союза Султан Амет-Хан воевал на самолете, украшенном роскошным символом- изображением орла на фоне луны, с поверженным "Фокке-Вульфом" в когтях.

Гвардии майор Султан Амет-Хан в кабине истребителя Ла-7. 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Фото из открытого доступа.

Гвардии майор Султан Амет-Хан в кабине истребителя Ла-7. 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Фото из открытого доступа.

Считается, что первым среди советских летчиков начал украшать свой самолет необычными рисунками однополчанин Амет-Хана, Алексей Алелюхин. Сначала был красавец-леопард на фоне сердца на фюзеляже Як-1. На этом самолете Алелюхин летал осенью 1942-весной 1943 года.

Алексей Алелюхин, как все будущие советские асы, начинал с планерной школы Осоавиахима. Второй шаг в небо помог сделать комсомол - Алексей получил путевку в Борисоглебскую авиационную школу. Кстати, выпускником школы был Валерий Чкалов, и его имя присвоено школе в декабре 1938 года.

Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Алелюхин встретил в Одессе, в 69-м истребительном авиационном полку и воевал в его составе в должности младшего летчика.

Командир полка Лев Львович Шестаков, Герой Советского Союза (1942) был одним из самых знаменитых командиров-летчиков Великой Отечественной. По боевым заслугам полк шестаковцев не имел себе равных. Это единственный истребительный полк - участник обороны Одессы в составе Южного фронта. В марте 1942 года полк был преобразован в 9-й гвардейский.

9-й Гвардейский истребительный авиационный Одесский Краснознаменный ордена Суворова полк вошел в историю наших ВВС как полк асов. Полк уничтожил в воздухе 558 самолетов противника.

В его составе воевали двадцать восемь Героев Советского Союза, четверым из них это высокое звание было присвоено дважды. И среди этих четверых - Алексей Васильевич Алелюхин.

Уже на третий день войны младший лейтенант Алелюхин открыл счет своих побед, когда в составе звена сбил над аэродромом немецкий бомбардировщик. Через несколько дней в небе Одессы одержал и первые личные победы. А в ноябре получил первую боевую награду. К этому времени у него 83 боевых вылета на воздушный бой, штурмовку, разведку и патрулирование. И уже тогда командование отмечало его волю к победе.

В феврале 1942 года лейтенант Алелюхин награжден Орденом Ленина за бои на подступах к Одессе. За три месяца боев он превратился в настоящего истребителя, опытного мастера воздушного боя. На самолете И-16 он провел 56 штурмовок. Это был настоящий поединок со смертью. Штурмовка наземных войск на истребителе была опаснейшим видом боевой деятельности. У большинства асов их общее количество не превышает двух - трех десятков..

Полк взаимодействовал с 25-й и 95-й стрелковыми дивизиями. Как и все летчики, Алелюхин делал один за другим вылеты на штурмовку живой силы и автотранспорта противника. В один из дней сентября, возвращаясь с задания, Алелюхин встретился с тремя истребителями румынских ВВС. Горючее и боеприпасы - на исходе. Алексей принял бой. Итог был неожиданным для противника. Один истребитель, кувыркаясь, полетел к земле, остальные два "не выдержав боя, позорно удрали".

Избавившись от румын, Алексей решал задачу - как добраться на свой аэродром. Закончился бензин. Снижаясь над холмами, Алексей сумел найти подходящую площадку и, "мастерски посадил свой самолет".

В сентябре 1942 года командир звена 9-го гвардейского истребительного авиаполка лейтенант Алелюхин награжден уже третьей боевой наградой, орденом Красного Знамени.

Его удача была не случайной. Алексей тщательно готовил каждый свой вылет - десятый, сотый или трехтысячный, вникал в подробности боевой обстановки, внимательно изучал особенности маршрута, детально прорабатывал тактические приемы боя и элементы взаимодействия в воздухе. А тот самый леопард, разрывающий сердце - это напоминание о встречах с немецкими летчиками из 52-й истребительной эскадры. Отличительным символом их самолетов был изображение сердца под кабиной.

Всего за годы войны Алексей Алелюхин совершил 601 боевой вылет, провел 258 воздушных боев, уничтожил 40 вражеских самолетов лично и 17 - в группе.

Дважды Герой Советского Союза майор А.В. Алелюхин на именном истребителе Ла-7, подаренном ему трестом №41 НКАП . Фото из открытого доступа.

Дважды Герой Советского Союза майор А.В. Алелюхин на именном истребителе Ла-7, подаренном ему трестом №41 НКАП . Фото из открытого доступа.

Кстати, число его боев - двести пятьдесят восемь- рекордное!

Чего только не было в боевой биографии летчика. Несколько раз ранен, горел, сажал подбитую машину на вынужденную посадку, прыгал с парашютом. В небе встречался с самолетами немецкого, итальянского, польского, французского, румынского, голландского и английского производства. В феврале 1943 года в небе над Ростовом на-Дону не спасовал перед Герхардом Баркхорном, которого называют вторым по результативности асом Люфтваффе.

После очередного перевооружения полка летал на Ла-7. В последние месяцы войны - на именном истребителе с надписью "Алексею Алелюхину от коллектива треста №41 НКАП".

Большой любитель разрисовывания своих самолетов, на капоте этого "Лавочкина" Алексей изобразил алое сердце, пронзенное стрелой. Романтичный символ влюбленности, стрела в сердце - вряд ли это случайность. Ведь Алексею не было еще и двадцати пяти. Молодость всегда берет свое..

Однако молодость не помешала Алексею стать одним наших асов, которых противник знал по именам. И когда он вел эскадрилью в бой, в эфире раздавалось тревожное - "Ахтунг! В воздухе - Аль-лье-льюхин !" Сколько бы самолетов противника ни было в это время над полем боя, все разговоры в эфире перекрывались этим предупреждением.

А с последним Ла-7 Алелюхина произошла почти смешная история. Как-то вечером в апреле 1945-го летчик отдыхал в компании своего техника. Алелюхин рассуждал о жизни после войны и о том, что было бы неплохо поставить памятник Ла-7: покрасить его в красный цвет и поднять на постамент.

На следующее утро полк подняли по боевой тревоге и Алелюхин, одеваясь на ходу, бежал к своему самолету. Вид машины сразил его наповал: от носа до хвоста она стала ослепительно красного цвета !

Как вспоминал позднее сам Алексей Васильевич, сгоряча он даже потянулся за пистолетом, но времени разбираться с техником не было. Так последние дни войны он и летал на красном Ла-7. Немцы в радиообмене стали называть его "русский красный барон".

Удивительно, но брутального аса его однополчане вспоминали как спокойного, доброжелательного, обаятельного, располагающего к себе "и необстрелянную молодежь, и грозных командиров".

Зато его работу в небе описала листовка Главного политуправления Красной Армии:

". Алелюхин набирает высоту. Противник устремляется за ним. На высоте 6500 метров вражеские истребители начинают атаку. Стремительно маневрируя, Алелюхин уходит из - под удара. Так повторяется несколько раз. Их пять, он один, но "Мессера" никак не могут взять его в прицел. Снова маневр. Истребитель Алексея, звенящей стрелой вонзается ввысь, а оттуда неожиданно пикирует в хвост одному из "Мессеров". Огонь . Вражеский самолет сбит. Противник ошеломлен, он мечется и теряет Алексея из виду. "

А однополчане посвятили ему песню - "Если в небе Алелюхин, значит, "Юнкерс" - на земле. "

Свои последние в Великой Отечественной войне победы заместитель командира полка гвардии майр Алелюхин одержал 27 марта 1945 года, когда в бою над Балтикой, западнее Пиллау, сбил сразу двух "Фокке-Вульф"-190.

После войны Алексей Васильевич продолжал служить в ВВС на командных и штабных должностях. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе в 1948 году и Военную академию Генерального штаба в 1954 году.

С июля 1950 года в составе дивизии находился в загранкомандировке в Китае. Участник войны в Корее в 1950-1951 годах на командных должностях. На момент отставки был в звании генерал-майора авиации.

Бронзовый бюст А. В. Алелюхина установлен в поселке Кесова Гора (Тверская область), где его именем названы улица и школа. Бюст также установлен в городе Борисоглебске (Воронежская область).

Награды: две медали "Золотая Звезда" Героя Советского Союза; два ордена Ленина; три ордена Красного Знамени; орден Суворова 3-й степени; орден Александра Невского; орден Отечественной войны 1-й степени; орден Трудового Красного Знамени; два ордена Красной Звезды; орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени; медаль "За боевые заслуги"; медаль "За оборону Сталинграда"; медаль "За оборону Одессы"; другие медали СССР.

Советский военный деятель, генерал-майор авиации (1971), дважды Герой Советского Союза (1943, 1943).

Биография

Родился 30 марта 1920 года в селе Кесова Гора (ныне – Тверская область). После окончания семи классов школы жил в посёлке Лианозово (ныне – в черте Москвы), работал на фабрике. Без отрыва от производства окончил аэроклуб. В декабре 1938 года был призван в РККА. В 1939 году окончил Борисоглебскую ВАШЛ, после чего был направлен в ОдВО. Участвовал в Бессарабском походе 1940 года.

Великая Отечественная война

С первого дня последнего дня находился на фронте, всю войну служил в составе 69-го (с марта 1942 года – 9-го гвардейского) истребительного авиаполка, пройдя путь от младшего лётчика до заместителя командира полка. Совершал боевые вылеты на воздушную охоту, штурмовку, воздушную разведку, патрулирование, сопровождение групп штурмовиков и бомбардировщиков. В воздушных боях неизменно показывал образцы мужества и геройства, а также отличное мастерство пилотирования и знание матчасти. Не раз сражался с превосходящими силами противника. Так, при возвращении со штурмовки он был вынужден принять бой против 3 вражеских истребителя, несмотря на ограниченный запас боеприпасов и горючего. В тот день он сбил одну из немецких машин, остальные были вынуждены ретироваться, сам Алелюхин из-за отсутствия топлива был вынужден сесть на вынужденную посадку. 2 сентября 1941 года в очередном бою Алелюхин получил осколочные ранения в спину и руку. Вторично был ранен осколком в голову в июне 1943 года. 5 мая 1944 года в районе Севастополя самолёт Алелюхина в бою против восьмёрки вражеских истребителей был сбит, лётчик был вынужден выпрыгнуть с парашютом.

В общей сложности за время боевых действий Алелюхин совершил 601 боевой вылет, принял участие в 123 воздушных боях, сбив 28 вражеских самолётов лично и 6 – в составе группы. Последние вылеты он совершил в Восточной Пруссии и под Берлином, умело руководя групповыми боями, оказывая большую помощь наземным силам. 12 апреля 1945 года в районе Берлина он одержал свою последнюю воздушную победу, сбив самолёт Fw-190. Боевые подвиги Алелюхина получили широкую известность на фронте, его имя было хорошо известно даже вражеским лётчикам.

Послевоенная жизнь

В 1948 году окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе. Участвовал в Корейской войне. В 1954 году окончил ВАГШ ВС СССР. Продолжал службу на преподавательских и командных должностях. В августе 1985 года вышел в отставку. Умер 29 октября 1990 года.

Необычные часы, которые в СССР было носить круто

Отказ склонить флаг родной страны на Олимпиаде: характер, убеждения или пренебрежение общими правилами?

Отказ склонить флаг родной страны на Олимпиаде: характер, убеждения или пренебрежение общими.

Отрицательное понижение цен на бензин, или когда нашел чек 2003 года с АЗС

Отрицательное понижение цен на бензин, или когда нашел чек 2003 года с АЗС

Сегодня к нам, а завтра мы к вам: колорит советских застолий

Сегодня к нам, а завтра мы к вам: колорит советских застолий

3 действенных способа наконец-то выучить английский

3 действенных способа наконец-то выучить английский

Забытые логотипы советского и импортируемого в СССР из соцстран автопрома

Забытые логотипы советского и импортируемого в СССР из соцстран автопрома

Дело мальчиков из Измалково: узнаем ли мы правду?


"Невероятные приключения итальянцев в России": 20 интересных фактов

Чересчур необычные исторические фотографии, от которых не оторвать глаз

Чересчур необычные исторические фотографии, от которых не оторвать глаз

Как в СССР боролись с алкоголизмом безалкогольными коктейлями с морковкой и берёзовым соком

Как в СССР боролись с алкоголизмом безалкогольными коктейлями с морковкой и берёзовым соком

Жены показали привычки своих мужей, которые выбесят любого (10 фото)

Жены показали привычки своих мужей, которые выбесят любого (10 фото)

Минутка ностальгии

Тест: настоящий ли вы патриот России?

Зачем Союз закупал ИФА при наличии собственных ЗиЛов и МАЗов?

Зачем Союз закупал ИФА при наличии собственных ЗиЛов и МАЗов?

6 типичных советских выражений, идеально отражающих эпоху

6 типичных советских выражений, идеально отражающих эпоху

Дверь в СССР: почему у советских граждан была так популярна дерматиновая обивка дверей?

Дверь в СССР: почему у советских граждан была так популярна дерматиновая обивка дверей?

Какие профессии раньше считались престижными

Лихие 90-е Владимира Жириновского: фотоальбом

Таинственная группа с пластинки

Скончалась озвучившая Умку актриса Маргарита Корабельникова

Скончалась озвучившая Умку актриса Маргарита Корабельникова

Служба в советской армии Эмомали Рахмона

Как сейчас живет исполнитель хита

Что Уинстону Черчиллю нравилось в СССР?

Советские и российские пенсии: отличия, особенности и сравнение

Советские и российские пенсии: отличия, особенности и сравнение

Постарайтесь вспомнить известного актёра советского кинематографа

Постарайтесь вспомнить известного актёра советского кинематографа

Бабушкин хрусталь: сколько сегодня стоит посуда из советского серванта

Бабушкин хрусталь: сколько сегодня стоит посуда из советского серванта

Самые желанные пионерлагеря СССР и что с ними стало сейчас

Самые желанные пионерлагеря СССР и что с ними стало сейчас

С ностальгией и болью о лихих 90-х: пополняем фотоальбом того времени

С ностальгией и болью о лихих 90-х: пополняем фотоальбом того времени

Для чего на крышах домов в СССР возводили загадочные башенки

Для чего на крышах домов в СССР возводили загадочные башенки

Как СССР стал лидером выработки электроэнергии из ветра

Как СССР стал лидером выработки электроэнергии из ветра

Русский финн, который построил Городок чекистов в Свердловске: удивительная история Ивана Антонова

Русский финн, который построил Городок чекистов в Свердловске: удивительная история Ивана Антонова

Почему Рязанов пожалел, что доверил роль бесприданницы Ларисе Гузеевой

Почему Рязанов пожалел, что доверил роль бесприданницы Ларисе Гузеевой

Из Петрограда – в кругосветку. Как дети из питательной колонии совершили удивительное путешествие

Из Петрограда – в кругосветку. Как дети из питательной колонии совершили удивительное путешествие

20 билетов в кино или 1 кастрюлю: 15 вещей, которые стоили 3 рубля

20 билетов в кино или 1 кастрюлю: 15 вещей, которые стоили 3 рубля

Привет из детства: советские игрушки с лягушками

Автоностальгия: три самых нестандартных автомагнитолы из позднего СССР

Автоностальгия: три самых нестандартных автомагнитолы из позднего СССР

Прощай, желудок, привет, язва: какие опасные и даже токсичные продукты были у нас на пике моды в 90-х?

Прощай, желудок, привет, язва: какие опасные и даже токсичные продукты были у нас на пике моды в.

Советская пастила: особенности её изготовления

Справочник рыбака из СССР

Правдивая история создания космической ручки Пола Фишера

Правдивая история создания космической ручки Пола Фишера

В Грузии вандалы залили краской памятник Сталину

Забевение великого бегуна Владимира Куца

Ностальгическая терапия: 20 архивных фото из СССР

Почему советские наушники ТДС все еще актуальны и даже популярны?

Почему советские наушники ТДС все еще актуальны и даже популярны?

Советское какао в кубиках и в порошке

Гениальность советских режиссеров: несколько любопытных фактов о классике

Гениальность советских режиссеров: несколько любопытных фактов о классике

Читайте также: