Александрийский театр архитектура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Александрийский театр

Александрийский театр — одно из самых гармоничных произведений Росси. В здании, имеющем компактный объем, довольно большом по габаритам, совершенно не ощущается тяжести крупных форм: за счет весьма удачного выбора пропорций зодчий сделал архитектуру театра легкой, грациозной. Очень выразительна пластика фасадов: сильная светотень создается на них благодаря применению ордера и скульптурной декорации. Как всегда, Росси мастерски сочетал произведения искусства ваяния с архитектурными формами. Главный фасад театра венчает динамичная скульптурная группа, изображающая колесницу Аполлона, влекомую четверкой коней, поднявшихся на дыбы. Она вычеканена из листовой меди по модели, созданной Пименовым. Четко выделяющаяся на фоне стены зрительного зала, которая возвышается над аттиком, квадрига Аполлона служит своего рода символом театра, его эмблемой.
В скульптурное убранство фасадов, обращенных на север и на юг, включены гипсовые статуи муз, установленные в нишах. Эффектно контрастируют с плоскостями стен барельефные изображения летящих Слав, размещенные на аттиках, и опоясывающий все здание фриз, составленный из театральных масок и гирлянд.
Прост и рационален план театра. Зал, вмещающий после перестроек второй половины XIX века около 1500 зрителей, скомпонован по традиционной для классицизма ярусной схеме. От его первоначальной декоративной отделки сохранились лишь фрагменты: это центральная ложа и две ложи возле сцены, решенные в виде своеобразных портиков с высокими коринфскими колонками и резными рельефами.

Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина

Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр) – старейший национальный театр России, прародитель российских театров. Со дня основания до 1917 года являлся главным императорским театром, судьбой которого руководили российские императоры.

Александрийский театр – исторические даты и события

Александрийский театр, утвержденный императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года, в день Святого Александра Невского, построен в глубине площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра.

Архитектор Карл Росси, построивший великолепное здание театра в центре Невского проспекта, разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним. Назван театр в честь супруги императора Николая I, Александры Федоровны, которая помогала разрабатывать дизайн лож и ротонд здания.

Рождение театра

Александрийский театр построен на болоте. Создавая фундамент, в землю вбили 3000 дубовых свай. Сложная система дренажа из специальных колодцев и труб ограждала здание от затопления.

Конфуз все-таки случился: в 1932 году в театре ожидали высоких гостей и забетонировали случайно обнаруженные отверстия в стенах. К удивлению хозяев, зрительный зал и фойе затопило так, что вызванная Кировым пожарная машина с мощным насосом не справилась с наводнением, вода не убывала.

Театр построили в глубине площади Островского

Впервые при строительстве Александрийского театра использовано смелое инженерное решение – чугунное перекрытие сводов. Ложи зрительного зала поднимаются чугунными консолями, закрепленными в стенах. Это улучшило обзор зала и акустику.

Новаторское решение опротестовали инженеры и чиновники, ведавшие строительством. Архитектор пытался доказать безопасность проекта, но Николай I приостановил строительство.

Барельеф с фризом, античные театральные маски

Перекрытие установили на земле, испытав четырехкратной нагрузкой. Убедившись в безопасности проекта, устроили перекрытие сводов, которое прослужило без ремонта 170 лет. Кроме того, в театре было устроено паровое отопление.

Архитектор Карл Росси

Александрийский театр был доступен и простолюдинам, они занимали места на верхнем ярусе, на обыкновенных скамейках. Зрители не пересекались, места за креслами отгораживали от партера, и входы туда были разными.

Однажды в ложе, по билетам, проданным Росси, оказались рядом знатный дворянин, купец и кучер. Возмущенный вельможа устроил скандал, о котором донесли императору. Николай I, обидевшись на архитектора, лишил его ложи и больше не дарил подарков.

Архитектура и обзор фасада

План театра прост: прямоугольный главный фасад обращен к площади и Невскому проспекту. Архитектура легкая, грациозная. Рустовые стены первого этажа служат основанием для колоннад, украшающих фасад.

Здание в стиле русского классицизма сочетает простоту, торжественность и пропорциональность частей и деталей. В центре переднего фасада – многоколонная лоджия, прорезанная неглубокими нишами со статуями муз Терпсихоры, Клио, Мельпомены, Талии.

Музы

Лоджия завершается широким фризом с античными театральными масками и лавровыми гирляндами, опоясывающими здание. Боковые фасады выполнены в виде выступающих восьмиколонных портиков. Задний фасад украшают пилястры.

Нижняя часть – с просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда. В оформлении фасада использованы скульптуры. Аттик главного фасада венчает квадрига Аполлона, вычеканенная из листовой меди.

Аполлон, сын Зевса и покровитель искусств, облаченный в свободную одежду, стоит в нарядной колеснице, влекомой четверкой коней. В правой руке Аполлона – лавровый венок, в левой – кифара.

Колесница

Лоджия с мощной колоннадой и лепными рельефами, богатые украшения карнизов и фризы, барельефы и ритмические линии окон, арок и балюстрад составляют торжественный ансамбль архитектурной симфонии театра.

Интерьер и особенности зрительного зала

Внутренние помещения по сравнению с фасадом выглядят скромнее. Вестибюли, лестницы и фойе устроены без особой парадности. Торжественно и нарядно убранство зрительного подковообразного зала, выполненного в многоярусной системе с ложами, амфитеатром и просторным партером.

Общий вид зала и сцены

Ложи – с наклоном к сцене. Барьеры ярусов вызолочены декоративным орнаментом. Первоначальная бархатная голубая обивка заменена на пунцовую: масляные лампы, освещающие зал, закоптили стены и живопись.

Пятиярусный зрительный зал отличается удачной акустикой. С любого места в зрительном зале, вмещающем 1700 человек слышен каждый шепот, произнесенный актерами со сцены, что усиливало впечатление от спектакля. Отделку зрительного зала дополнял живописный плафон с изображением Олимпа и Парнаса.

Пятиярусный зрительный зал

Творческая жизнь в разные периоды

Александрийский театр – эмблема Северной столицы, в XIX веке театр – главное развлечение знати, ходить пешком сюда считалось неприличным, поэтому в дни театральных премьер к подъезду театра выстраивалась очередь великосветских экипажей. Перед зданием разбили сквер, в котором в 1873 году по приказу Александра II установили памятник Екатерине II.

Театральный репертуар постоянно обновлялся – спектакли ставили каждую неделю, поэтому использовали суфлеров: выучить роль в недельный срок было невозможно.

В 1937 году театру присвоили имя Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, на сцене шли лучшие пьесы о войне. Осенью 1944 года вернулся в Ленинград. С 1991 года называется Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александрийский театр).

Стены Александрийского театра хранят память о деятелях Российского государства и политиках, военачальниках и деятелях культуры. Здесь прошли премьеры произведений русской драматической классики.

На сцене играли знаменитые русские актеры: Каратыгин и Мартынов, Симонов и Черкасов, Меркурьев и Фрейндлих. Сцену украшали дарования прославленных актрис: Семеновой и Савиной, Комиссаржевской и Ургант.

Люстра

Сегодня на сцене Александрийского театра работают Паршин и Мартон, Карелина и Волков, Семак и Смирнова, Сытник и Кузнецова. В театре работали великие режиссеры: Мейерхольд и Вивьен, Козинцев, Товстоногов и Акимов.

С театром сотрудничали великие художники: Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы – Глазунов, Шостакович, Щедрин. С 2003 года художественный руководитель театра – режиссер с европейским именем, народный артист России Валерий Фокин.

Капитальный ремонт

В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.

Сцена Александрийского театра

Обновление фасада и интерьера

Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.

Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.

Фойе

Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись голубого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.

Новая сцена

15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.

Новая сцена

Новая сцена – многоуровневое пространство с четырьмя залами неодинаковой вместимости, просторное двухуровневое фойе, оборудованное световым, звуковым, видео – и медиа -оборудованием.

В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трансляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.

Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.

Александринский театр

Здание Александринского театра, созданное К.И. Росси, - одно из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль.

В результате перепланировки усадьбы Аничкова дворца в 1818 году между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца возникла обширная городская площадь. На протяжении более 10 лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, которые предусматривали сооружение на ней городского театра. Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в этом же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.

Театр обращен в сторону площади (Театральной) глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью нынешней площади Островского. В то же время боковые фасады подчеркнуты восьмиколонными портиками), сквозные галереи которых позволяют обогнуть здание и войти на Театральную (ныне улица зодчего России) улицу, перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад) театра. Основное декоративное убранство здания театра - выразительный скульптурный фриз )с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей в уровне коринфских капителей), статуи муз в нишах на торцевых фасадах и великолепная квадрига Аполлона на аттике) главного фасада (скульпторы В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, А.Трискорни, И. Леппе).

Александринский театр ночью

Александринский театр был построен по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром) и просторным партером) (вместимость - свыше тысячи человек. Интерьеры театра в основном сохранили первоначальную отделку. Пятиярусный зрительный зал на 1700 мест отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. Убранство его торжественно и нарядно. Первоначальная голубая обивка была заменена в 1849г. на пунцовую. Золоченая резьба центральной ("Царской") ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, орнамент на барьерах ярусов - более поздний (2-я половина XIX в.).Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном (худ. А.К. Виги), позднее замененным.

К.И. Росси в содружестве с инженером М.Е. Кларком впервые в истории строительной техники создали оригинальные системы металлических конструкций. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролетом 29,8 м. Внутренние продольные стены служат опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон) над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролетом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы. К.И. Росси, вопреки косным официальным кругам, был совершенно уверен в прочности предложенной им металлической конструкции, а потому в одном из рапортов писал: ". в случае, когда бы. от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь нещастие, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра".

Здание Александринского театра, созданное К.И. Росси, является одним из лучших по красоте интерьеров и величественности внешнего облика.

Использование систем увлажнения воздуха в текстильной промышленностиИспользование увлажнителей воздуха значительно снижает запыленность окружающего пространства, что автоматически.

Квартирный лифт нового поколенияЛифт уже давно стал неотъемлемой частью высотных зданий, человечество так.

Какое оборудование необходимо, чтобы остеклить балкон?В прежние времена для остекления балконов использовались чаще всего конструкции.

Установка телекоммуникационного оборудованияУчитывая рост влияния мультимедийных технологий на жизнь человека, строительство новых.

Оформление кухни в стиле Фэн-шуйСогласно современному учению Фэн-шуй кухня является самым главным местом в.

Как нужно клеить искусственный камень?В наши дни существует большое количество материалов, которые пригодны для.

Продажа недвижимости в Польше: тонкости процессаПрактически каждый второй украинец мечтает о счастливой беззаботной жизни заграницей.

фото

Еще в 1816 г., работая в Комитете строений и гидравлических работ СПб, в обязанности которого входило рассмотрение проектов новых построек, планировка площадей и улиц, строительство мостов и каналов, К. Росси и Модюи составили проект реконструкции площади у Малого театра и перепланировки всего района между Невским пр., Чернышовым пер. (ул. Ломоносова), Садовой ул. и наб. Фонтанки. Первоначально утвердили план Модюи, ему же поручили проектирование театра. Но Модюи не справился с задачей, и к работе был привлечен К. Росси.

фото

Фрагмент Панорамы Невского проспекта.
Литогр. И.А. Иванова с рис. В.С. Садовникова.
1830-е гг. [26 ]

фото

Р.К.Жуковский. Разъезд из
Александринского театра. 1843

фото

фото

фото

фото

Александринский театр.
План второго этажа.
Арх. К. Росси.

фото

фото

Поперечный разрез.
Начало XIX в.

фото

Литография А.А. Беземана.
сер. XIX в. (добавил Mary)

фото

А.Ф. Чернышев. 1851 г.
(добавил Mary)

фото

Гравюра на дереве
Е. Е. Бернардского.

фото

фото

Фото - С.М.Прокудин-Горский,
нач. XX в.

фото

Фото нач. 1900-х гг. (?)

фото

Старая открытка.
(добавил Mary)

фото

фото

Петербург. Александринский
театр. Литография.
М. В. Добужинский.1902 г.
(добавил Mary)

фото

фото

Александринский театр.
Фотограф Э.Юар. 1856 г.
(добавил - Ладада)

Каждое сооружение создавалось зодчим как взаимосвязанный элемент ансамбля. Росси упорно в многочисленных вариантах искал оптимальное решение, работа продолжалась около 20 лет.

Архитектурной доминантой ансамбля является здание театра.

Театр, расположенный в глубине площади, обращен главным фасадом к Невскому пр. Задний фасад театра замыкает перспективу ул. Зодчего Росси.

Композиция театра предельно лаконична и отвечает внутренней планировке. Единый объем сцены и зрительного зала опоясывается менее высоким объемом вспомогательных помещений.

Главный вход украшает мощная шестиколонная лоджия коринфского ордера, боковые фасады оформлены восьмиколонными портиками. Стройные белые колонны рельефно выделяются на фоне глубокой лоджии.

Главный фасад венчает бронзовая квадрига Аполлона, символизирующая триумф русского искусства, выполненная С. Пименовым по рисунку Росси. В центре аттика главного фасада - летящие фигуры Слав и лавровый венок в центре, в нишах - фигуры муз Талии и Мельпомены (музы комедии и трагедии), фриз украшен театральными масками (скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский, П. Трискони).

Задний фасад решен как глухая стена с пилястрами, заключенными между выступающими угловыми ризалитами.

Все здания театрального комплекса возведены из кирпича и оштукатурены. Первоначально они были окрашены в светло-серый цвет с белыми архитектурными деталями и скульптурами тонированными под бронзу, желтый цвет театра появился позже.

фото

Фото 1960-е гг.
Альбом Ленинград. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964. (добав.Mary)

фото

Государственный театр
драмы им. Пушкина
Фото из Путеводителя
по Ленинграду 1933 г.

фото

фото

Фото - Альбом "Санкт-Петербург
с птичьего полета" -
СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.68
(добавил nikspb)

фото

Фото - Альбом "Санкт-Петербург
с птичьего полета" -
СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.68
(добавил nikspb)

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Перед театром находился партерный сквер с лугом, извилистыми дорожками и яркими клумбами, ближе к Невскому - Аничковский сад.

Решение интерьеров основано на контрасте парадного зрительного зала и невысоких вспомогательных помещений. Центральный вестибюль предназначался для высокопоставленных посетителей царской ложи, партера, бенуара и первого яруса. Для зрителей других ярусов предназначались два небольших вестибюля у портиков боковых фасадов. Роспись стен лестниц имитировала каменную кладку, своды покрывала орнаментальная живопись.

Сцена театра, в свое время одна из самых больших в Европе, была оборудована наиболее совершенными тогда механизмами.

Замысел Росси отделки зала не был полностью осуществлен. Эскиз плафона был обнаружен только в 1947 г. Первоначально голубая обивка зала существовала до 1849 г., когда при ремонтных работах была заменена по распоряжению Николая I на пурпурную.

Во второй половине XIX в. века были осуществлены внутренние переделки, исказившие планировку и уничтожившие декоративную отделку большинства помещений.

(по материалам - [ 17 ]. С.93-111, М.З.Тарановская "Карл Росси", Лениздат, 1978, С.164-206, Mary)

фото

Государственный академический театр
драмы им. А.С.Пушкина. Фото 1970-х гг. [17]

фото

фото

фото

Главное фойе. [17]

фото

Фойе нижнего яруса.
(добавил Mary)

План зрительного зала
из справочника
"Весь Ленинград". 1932 г.

фото

фото

Музей. Костюмы и декорации
для постановки Мейерхольда
"Маскарад" по Лермонтову,
1917 г.

фото

фото

Прибор в
Императорской ложе

фото

Акустический коридор
на 6 этаже, проходит
по периметру здания,
имеет форму
многоугольника

фото

Каретная галерея
в нижней части
здания

фото

фото

Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 г. патриотической трагедией М. В. Крюковского "Пожарский". Первое время театр служил для драматических, оперных и балетных спектаклей.

С 1832 года театр стал называться Александринским, в честь супруги императора Николая I - Александры Федоровны.

На сцене театра выступали В. А. Каратыгин, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская, В. В. Давыдов.

С 1920 г. - Государственный театр драмы

В 1937 г. присвоено имя А. С. Пушкина.

В XX веке с театром работали режиссёры Вс. Мейерхольд, Г. Козинцев, Н. Акимов,

Г. Товстоногов.
В 1975-1991 гг. художественным руководителем театра был Игорь Горбачев.
В 1990-е гг. возвращается название "Александринский".

В настоящее время художественным руководителем является В. В. Фокин.

Музей Русской Драмы

При театре имеется Музей Русской Драмы - экспозиция исторических костюмов, предметов мебели и бутафории Александринского театра.

В 1873 г. в сквере установлен памятник Екатерине II (арх. Д. И. Гримм, худ. М. О. Микешин, скульпт. М. А. Чижов, А. М. Опекушин).

Пам. арх. федерального (общероссийского) значения. Постановлении Правительства от 10 июля 2001 г. N 527 о перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.


Александринский театр располагается на площади Островского, близ Невского проспекта. Первый театр на этом месте появился ещё в 1801 году. Архитектором В. Бренной тогда был перестроен один из садовых павильонов усадьбы Аничкова дворца для нужд антрепренёра Казасси. Заведение было названо театром Казасси. После пожара в Большом театре в 1811 году зодчий Тома де Томон предлагал перестроить этот театр, расширив его сцену и зал. Но этому помешала война 1812 года.

Разговоры о перестройке театра вновь продолжились после войны, когда император Александр I вернулся в Санкт-Петербург. Для нового владельца Аничкова дворца великого князя Николая Павловича пространство усадьбы привели в порядок, но на перестройку заведения Казасси денег не хватило. В это время средства шли на строительство здания Главного Штаба. Несмотря на отказ от строительства театра, проект площади с новым зданием в 1810-х годах составил Карл Росси, занимавшийся переделкой интерьеров Аничкова дворца.

Проект Росси начал воплощаться в жизнь с приходом к власти Николая I. Император пожелал перестроить площадь перед великокняжеским дворцом, что и было поручено архитектору. 5 апреля 1828 года проект был утверждён, а на следующий день создана Комиссия "для построения каменного театра и позади оного двух корпусов". Во главе комиссии встал Н. Селявин, вице-президент Кабинета. Помощниками Росси на стройке стали архитекторы Н. Ткачёв и И. Гальберг.


К весне 1828 года владельцам необходимых для строительства участков из казны было выплачено 950 000 рублей. Тех, кто не спешил освободить место, выселили насильно за одну неделю.

Для фундамента театра в грунт забили около 5 000 свай. Стены здания возвели в этом же году. В 1829 - начали устанавливать перекрытия, которые архитектор задумал выполнить из металла. Против такого решения выступил генерал-инженер П. Базен, возглавлявший Комитет для строений и гидравлических работ. Свои сомнения в надёжности металлических перекрытий он выразил в рапорте императору. Николаем I была создана комиссия в целях освидетельствования проекта "устройства металлических стропил и крыши вновь строящегося театра на Невском проспекте, выдержат ли стены и стропила тяжесть машин и не будет ли опасно сие устройство". Работы на Александровском чугунолитейном заводе М. Кларка, изготавливавшем эти конструкции, были приостановлены. От Карла Росси и М. Кларка потребовали предоставить модель и объяснения. В связи с этими событиями императору архитектором Росси было написано следующее письмо:


"Сиятельный князь, милостивый государь!
Я имел честь получить предписание Вашего Сиятельства, от 2 сентября, с объявлением, что Государь Император, рассмотрев мнение генерала Базена и другие бумаги. относительно устройства металлических крыш на новостроящемся театре. соизволил все работы по сему устройству остановить впредь до повеления.
При сем случае я принимаю смелость донести Вашему Сиятельству, что когда Его Императорское Величество соизволил утвердить мой проект на новый театр и избрал меня к построению оного, то я через сие облечён был полнотою и совершенною доверенностью, которую имел счастие оправдать на опыте произведёнными уже мною другими зданиями, не относящимися к числу обыкновенных, как то: устройством металлического архива в Главном штабе и коническим сводом большой арки, соединяющей дом Главного штаба с новым зданием со стороны Малой Миллионной. Ныне, к величайшему прискорбию, вижу, что я сей доверенности лишаюсь совершенно, а зависть и интриги торжествуют.
Вследствии сего и дабы не омрачать мою репутацию, я всепокорнейше прошу. исходатайствовать дозволение окончить начатые работы по устройству металлической крыши, лично мне вместе с г. Кларком, по принятой нашей системе. Как и я, так и г. Кларк отвечаем честью и головой, что от упомянутой крыши не произойдёт ни малейшего несчастья и что всё устройство будет иметь надлежайшую прочность.
В заключение донесу Вашему Сиятельству, что в случае, когда бы в упомянутом здании от устройства металлической крыши произошло какое-либо несчастие, то в пример для других пусть тотчас же меня повесят на одной из стропил. " [Цит. по: 2, с. 528]

После осмотра 19 сентября 1829 года готовых металлических конструкций на заводе Кларка Николай I объявил решение: ". каменное устройство стен для металлической кровли продолжать и немедля поставить несколько железных стропил для крыши для испытания, равно поставить чугунные стропила и над сценой по сделании над ними опыта наперёд на заводе. " Испытание состояло в проверке прочности стропил подвешиванием на каждой из них груза весом в 40 тонн. Таким образом, проект Росси всё же был принят к исполнению.


Проект убранства зала не был полностью воплощён в жизнь. Архитектор задумывал его более нарядным, нежели было исполнено. Бронзу и медь заменили резьбой по дереву и художественной росписью. Такое решение было принято из-за нехватки средств, которые в это время шли на нужды армии. Оформление зрительного зала на основе эскизов Росси создавали охтинские резчики, лепных дел мастера Н. Сипягин и М. Соколов, художники братья Додоновы.

Николай I желал видеть обивку зрительного зала красной тканью. Росси объявил императору, что такой в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Таким образом Росси добился реализации своего замысла - украсить зрительный зал обивкой голубого цвета.

Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года. На следующий день газеты писали:

"Сие огромное, изящное, величественное здание построено архитектором Росси. Зала вмещает в себя пять ярусов лож, кроме бенуаров. Кресел числом 242, расположенных в девяти ярусах. Позади кресел возвышаются амфитеатром, до лож первого яруса, так называемые места за креслами (числом 182), нумерованные скамьи, для зрителей и слушателей весьма удобные. Представление открылось трагедией ''Пожарский, или Освобождение Москвы'' и испанским дивертисментом, то есть разными испанскими танцами" [Цит. по: 2, с. 530].

Театр назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны. С тех пор его называют "Александринка". Здание вошло в единый архитектурный ансамбль площади Островского. Над колоннадой фасад театра украшает квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном. Автор скульптуры - С. С. Пименов. Квадригу Аполлона изготовили мастера Александровского завода. За эту работу мастера Пётр Катеринин и Пётр Одинцов, а также подмастерье Рогозин получили серебряные медали на аннинских лентах, а мастер Андрей Маликов получил золотую медаль.


Александринский театр изначально находился в ведении Министерства Императорского двора. Его стены Росси были окрашены в светло-серый цвет [2, с. 540].

В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса. 14 января 1837 года директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора:

". господин Росси предложил дирекции, не желает ли она отобрать от него сию ложу, а ему заплатить за неё деньгами.
По неизвестности в праве ли ещё г. Росси делать без особого дозволения подобного рода передачи ложи. я не решился принять его предложения.
Но ложа сия занимается почти на всех представлениях разными лицами из публики и как впуск в оную. делается всегда по особенному на неё выданному г. Росси билету, то и открылось, что с сим билетом присылается в театр человек, который и продаёт в коридоре сию ложу местами про одиночке разного рода людям. Сему посылаемому было не только много раз подтверждено сего больше не делать, но даже. был он за то задержан в театре с объявлением, что если продолжит ещё впредь подобныя действия, то. будет препровождён в полицию.
Несмотря однако на сие оказалось, что при спектакле бывшем 10 января впущено было таковым же образом в ложу. разного рода людей семь человек, из коих между двумя произошла ссора и драка, при разбирательстве коих полициею оказалось, что в числе сидевших в сей ложе были дворяне или чиновники, а также крепостные люди. " [Цит. по: 2, 548]

После этого случая Росси было объявлено о том, что следующий подобный инцидент завершится для него лишением билета.

Когда-то в дни театральных премьер и бенефисов у подъезда к Александринке выстраивалась длинная очередь из карет и экипажей. Среди "золотой молодёжи" того времени было неприлично ходить в театр пешком, поэтому предприимчивые извозчики специально ставили свои кареты вблизи театра, на Невском проспекте. Оттуда молодые люди и подъезжали к месту назначения.

Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок. Эта работа стала последней для 72-летнего архитектора [2, с. 567, 568].

В советское время театр получил название "Академический театр драмы им. А. С. Пушкина". С приобретением этого имени он стал называться ещё и "Пушкинским".

Читайте также: