Александрийский столп в санкт петербурге история создания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Интересный факт: при рытье котлована под фундамент столпа на глубине 5 м наткнулись на сваи.
В копилку того, что Петербург был не построен, а разрыт - или , по-крайней мере, построен на месте другого города, о котором знал царственный строитель, но о котором всячески пытаются молчать ныне.

Объяснение что эти сваи были забиты для укрепления грунта в 1760 году выглядят еще более странными, чем сами сваи. за 70 лет все забыли, что на этом месте уже проводились фундаментные работы? Массовая амнезия по поводу работ, проходивших - внимание - в ЦЕНТРЕ столицы , т.е. центре центра? Прямо возле императорского дворца ? Какого лешего укрепляли грунт на пустом месте? Дворцовая площадь - это пустое место. Сваями укрепляют грунт под зданиями. Не под площадями. Если же это работа Растрелли, который хотел построить тут памятник, почему никаких данных об этом? И опять - массовая амнезия, что забыли о том, что тут уже строили памятник ? У нас старожилы, если расспросить, помнят, где чего было не то что до войны, до царской власти.

А лександрийский столп (Александровский, Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона
в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону (она есть ТУТ)

Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

""В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". ".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор. "


Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.

(интересное совпадение с композицией надгробия Микеланджело - Orth)

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд ))) были даже занятные лохотроны прошлого.

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так ))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать.

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.


Ну и от себя напомню - сия колонна с Дворцовой Площадью есть оригинал "солнечных часов" на поклонной горе и , скорее всего, провинциальная копия таковых же на площади Святого Петра в Ватикане.


Alexxx Malev" >

Александровская колонна — это один из наиболее известных памятников северной столицы. Находится она на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Это произведение архитектурного искусства дополнило общую композицию Арки Главного штаба, посвященную великой победе в Отечественной войне с французами. Александровская колонна — гордость и символ Санкт-Петербурга. Она олицетворяет мощь и несокрушимую силу русской армии.

Фигура ангела

Сила тяжести и высота

При одном взгляде на Александровскую колонну захватывает дух. И это неудивительно, ведь в высоту она достигает 47,5 метров. Александрийский столп на сегодняшний день считается самым высоким монументом в мире, который выполнен из цельного гранита, и занимает третье место по высоте среди всех монументальных колонн.

Александровская колонна весит 600 тонн. И тем удивительнее факт, что держится она на постаменте без дополнительных опор, а только благодаря своей силе тяжести. Первое время горожане боялись, что колонна может рухнуть, поэтому не гуляли возле нее. Чтобы их успокоить, архитектор памятника Монферран каждый вечер прогуливался вблизи него со своей собачкой.

Пьедестал и скульптура ангела

Барельеф на основании колонны

Особое внимание привлекает могущественный пьедестал, украшенный барельефами, которые удачно гармонируют друг с другом, создавая уникальный ансамбль. Центром композиции выступают две крылатые женщины, держащие в руках табличку с благодарственной надписью Александру I от всей России. Рядом с ними находятся символы двух рек — Неман и Вислы. Другие барельефы украшены символами Мира и Победы, Изобилия и Мудрости, а также Милосердия и Правосудия. Но особо выделяются двуглавые орлы, держащие в своих лапах гирлянды из лавра. Все рисунки для пьедестала изобразил Монферран, а уже по ним художники выполнили эскизы натурального размера, по которым скульпторы сделали формы для отливки.

История Александровской колонны

Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.

Проект Монферрана

Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.

Двуглавые орлы на ограждении вокруг колонны

Строительство

Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.

Установка колонны

Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.

Открытие памятника

И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.


Реставрация

Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.

Интересные факты

С Александровской колонной связано много интересных фактов. Все началось с момента ее открытия. Чтобы провести парад на Дворцовой площади, по проекту архитектора Монферрана построили Певческий мост. Неслучайно была выбрана и дата церемонии, ведь Александрийский столп открыли в день перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. А он, как известно, считается небесным защитником северной столицы.

В годы революции отношение к Александровской колонне несколько изменилось. На праздники ангела закрывали красным колпаком или маскировали с помощью шаров. А во время перестройки газеты писали, что разрабатывается проект по установлению вместо ангела статуи Ленина. Кстати, позже многие СМИ утверждали, что планировалось поставить статую Сталина.

Одна из самых любимых традиций местных жителей связана с молодоженами. Считается, что жених должен пронести свою невесту на руках вокруг памятника. И сколько раз он сможет обойти колонну, столько деток у них и будет.


Как добраться

До Дворцовой площади, где находится Александровская колонна, можно добраться общественным транспортом — на метро, автобусах и троллейбусах. Также до нее легко доехать на такси. А еще около площади есть много пристаней, куда можно добраться на речном трамвайчике.

На метро

Панорама: ангел, что венчает вершину Александровской колонны

На автобусе и троллейбусе

На такси

Доехать до Александровской колонны можно и на такси. В Санкт-Петербурге работает много разных служб. Стоимость проезда включает расстояние, время суток, класс автомобиля и другие факторы. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

А лександровский столп (Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов.
Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела (похожего внешне на императора Александра), выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столп

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита.

Александровская колонна

Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону (она есть ТУТ)


Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

""В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". ".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор. "


Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – кажется что колонна покачивается.

Это настоящее произведение искусства.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напоминает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра. Картина находится в Михайловском замке

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С колонной связано много баек и легенд ))) истории о том, как её случайно раскопали строители во главе с Монферраном или версии об инопланетянах с Альфа-Центавра я сразу опущу. под плинтус. Этого добра будет достаточно в комментах )))

лександрийский столп

А вот занятные байки мне кажется будут интересны - занятные лохотроны прошлого.

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так ))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать.

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лаконичная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Александрийский столп в Санкт-Петербурге

Александрийский столп в Санкт-петербурге — это народное название памятника, посвящённого Александру I в честь победы России над Наполеоном. Официальное название — Александровская колонна. В статье найдёте ответы на часто задаваемые вопросы. Но разберёмся с названием: почему Александрийский столп?

Образ стихотворения любимого поэта русского народа А.С.Пушкина “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…” оказался настолько ярким, что монумент на Дворцовой площади стали так называть, игнорируя официальное название. Хотя сам Пушкин нигде не упоминает, на что именно указывает эта метафора.

Это мог быть и Александрийский маяк на острове Фарос, описанный Филоном Византийским и известный, как одно из 7 чудес Света, о котором, безусловно, Пушкин знал. Высота этого сооружения в 3.5 раза превышала петербургскую колонну.

А термин “столп” в архитектуре означает

  • башню или башнеобразную конструкцию,
  • столб,
  • колонну.

Таким образом, название применимо и к одному и к другому сооружению. Но пушкинская метафора может вмещать в себя оба образа.

Напрашивается вывод, что называть памятник Александрийским столпом можно, но уточняя, о каком именно речь.

Автор проекта и руководитель строительства монумента — французский архитектор Огюст Монферран. Как случилось, что победу России над Францией увековечил француз?

Царь Николай I в 1829 году объявил открытый конкурс на создание монумента перед аркой Главного штаба напротив Зимнего дворца “в память о незабвенном брате” Александре. Рассматривались идеи конной статуи, памятники с фигурой Ангела.

Монферран участвовал в конкурсе с идеей обелиска с бронзовыми барельефами на гранях в стиле ампир скульптора Федора Толстого. Пьедестал обелиска предполагалось украсить изображением Александра на коне в виде римского воина. Оригиналы этих барельефов (из розового воска на чёрном фоне) хранятся в Русском музее. Высота обелиска намечалась равной 33,78 метра.

Как пишет в монографии “О. Монферран” советский архитектор Н.П.Никитин: “Проект памятника был выполнен великолепно, но не был принят к осуществлению”. Это не остановило француза и он продолжил работу. Образцами для подражания выбрал колонны Антонина и Траяна в Риме, а также Вандомской в Париже.

За основу он выбрал колонну Траяна. Огюст освободил стержень от спиральной скульптуры и внёс мелкие изменения. Выполнил новый проект с высоким мастерством в отношении графики и акварельной техники и 24 сентября 1829 года Николай утвердил его для осуществления. Монферрана назначили строителем памятника.

В подзаголовке используем поэтическую метафору с уточнением, чтобы было понятно о каком сооружении идёт речь. Строительство памятника стало воплощением архитектурной и инженерной мысли. Он превосходит все античные и западные образцы.

Подготовительные работы

Пока в финском карьере Пютерлакса выламывали и обрабатывали заготовку для колонны, на Дворцовой площади велись подготовительные работы. Делали фундамент, строили пристань для разгрузки монолита, устанавливали пьедестал для колонны, строили леса и механизмы для подъёма готового стержня памятника.

Александрийский столп на Дворцовой площади: почему выбрали это место?

Учитывая опыт устройства фундамента Исаакиевского собора, Монферран понимал, что устойчивость памятника зависит от прочности фундамента. Поэтому он очень аккуратно строил основание для конструкции колоссальных размеров.

Как делали фундамент под монумент?

С каким тщанием устраивали фундамент, сколько платины, золота и серебра уложили в памятную шкатулку, чтобы замуровать в фундаменте, что за реалити-шоу устраивали на строительстве пьедестала читайте в статье “Александровская колонна: слово о фундаменте и пьедестале”

Работа с цементным раствором осложнялась зимними морозами ниже 12 градусов по Цельсию. Гранитный монолит для пьедестала весил более 400 тонн. Смекалка, изобретательность и инженерная грамотность помогли доставить его в Петербург, отшлифовать все 6 сторон и уложить на подготовленное место.

5 ноября 1931 года при помощи лебёдок (кабестанов) монолит выгрузили на Дворцовую набережную. Несколько дней ушло на его пердвижение к месту окончательной обработки.
3 февраля 1832 года , спустя 3 месяца после доставки, оставалось отщлифовать только одну сторону глыбы, на которой она лежала. Описание эпизода по переворачиванию камня читайте в статье “Александровская колонна: слово о фундаменте и пьедестале”.
Беспримерность работ привлекала внимание тысяч зрителей и царского семейства.

9 апреля 1832 года закончились 2-летние подготовительные работы, пьедестал стоял на месте и ждал колонну. За это время в карьере вырубили и обработали начерно заготовку для будущей колонны.

Как устанавливали Александровскую колонну?

Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.

Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье “Как грузили Александровскую колонну?” есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.

12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.

Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.

Александрийский столп перед установкой

Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.

День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.

Обвязка колонны для подъёма. Рисунок из альбома Монферрана

План расположения лебёдок (кабестанов) для поднялия колонны

Салазки и крепления для передвижения и подъёма Александровской колонны. Рис. из альбома Монферрана

План пандуса для передвижения и подъёма Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана

Установка Александровской колонны. Рисунок Монферрана

Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “Подъём Александровской колонны: как это было”. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.

Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”

Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.

В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.

По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.

Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.
На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.

Александрийский столп в Санкт-Петербурге

Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге

Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.

Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.

Барельефы пьедестала

На лицевой стороне пьедестала две крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску с надписью “Александру I-ому Благодарная Россия”. Под доскою посередине — изображение древнерусского вооружения. Это точные копии образцов из Оружейной палаты: шлем Александра Невского, броня царя Алексея Михайловича и щит Олега (?), прибитый им ко вратам Царьграда. По краям — аллегорические фигуры рек Немана и Вислы (мужская и женская).

Пьедестал Александровской колонны

Пьедестал Александровской колонны

На 3-х других барельефах автор изобразил фигуры Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия вперемежку с вооружением. На щитах фигуры Победы — годы войны 1812, 1813, 1814. Все барельефы исполнили скульпторы Пётр Васильевич Свинцов и Иван Леппе (Лепе, Лепее) по рисункам Монферрана. Отлитые на петербургском заводе Берда, представляют из себя шедевр бронзо-литейного искусства.
Высота памятника 47.5 метра. Это самый высокий монумент в мире из цельного гранита.

Ангел на Александровской колонне

Фигура ангела — работа скульптора Бориса Орловского — огромная и изящная, поражает виртуозной чеканкой каждой детали, каждого пёрышка крыла. Автор представил проект на рассмотрение, как изображение разительной мысли — “Сим победиши”.

навершие Александровской колонны

Навершие Александровской колонны. Римско-дорическая капитель, украшенная иониками (подобие яйца) и бусами.

Эти слова напоминают о чудесной победоносной битве будущего римского императора Максенция в 312 году. Перед сражением в небе он увидел знак: крест с начертанными словами.

Ангел смотрит вниз, на землю, правою рукою указывает на небо, а крестом в левой — придавил змея — символ вражды и злобы. Высота

  • фигуры ангела — 4,26 м (2 сажени),
  • креста — 6,4 м (3 сажени)
  • полного навершия колонны с крестом ~12 м.

Вес навершия колонны (капитель, цилиндрический пьедестал, статуя) составляет 37 тонн.

В чём секрет красоты Александровской колонны?

Красота любой колонны заключается в пропорциях. Соотношения верхнего и нижнего диаметров Монферран получил методом древнеримского архитектора Витрувия, а способ утонения колонны разработал свой и в этом его большая заслуга.

Размер верхнего диаметра — 3.19 м, а нижнего — 3,66 м. Они относятся как 8:9, при этом величина нижнего диаметра умещается в длину стержня 7 раз, а верхнего — 8.

Превосходно составленная композиция навершия, её отношение к высоте колонны, ступенчатый цоколь и стилобат под пьедесталом делают всю конструкцию более стройной и монументальной в сравнении с другими колоннами. Сравните сами.

Монументы, которые Монферран взял за образец при создании проекта Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана (Александровская, Вандомская, Траяна, Антонина, Помпея)

Проект навершия и базы Александровской колонны. Из альбома Монферрана

Превосходно выполненные работы бронзового литья статуи и барельефов пьедестала поражают тщательностью проработки деталей.

В статье дзен канала Александровская колонна: секрет красоты проводится сравнительный анализ с аналогичной архитектурой Древнего Рима и Францией, описываются уникальные достоинства пропорций и деталей.

“По случаю открытия памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в память незабвенного Императора Александра I, выбита медаль с изображением на одной стороне портрета, а на другой монумента, воздвигнутого в честь Его, и с подписью внизу монумента: 1 рубль. Признав удобным медаль сию пустить в обращение в виде монеты, повелеваем принимать оную повсеместно за целковый, серебряный рубль, под названием Александровского рублевика. Правительствующий Сенат не оставит учинить по сему должное распоряжение.”

В 2009 году Центральный Банк России отметил 175-летие со дня открытия памятника выпуском 1000 серебряных монет достоинством в 25 рублей.

Покушения на Александровскую колонну

После смерти Ленина в 1924 году власти Петрограда решили заменить ангела на статую вождя. Но и в этот раз отказались от затеи. Нарком просвещения А. Луначарский убедил всех в нецелесообразности мероприятия.

В 1952 году в порыве идеологической пропаганды в Ленинграде решили установить на колонне бюст Сталина. И опять не получилось. В этот раз — из-за смерти Сталина.

Как спасли Ангела от падения?

В 2002 году при осмотре памятника специалистами в цилиндре постамента статуи обнаружили до 3 тонн воды. От давления цилиндр принял форму бочки, а скрепляющий раствор полностью разрушился и превратился в песок. Реставраторам пришлось его буквально выметать щёткой.

С учетом того, что некоторые соединительные болты отсутствовали, а вода продолжала проникать внутрь, оставалось немного времени до падения ангела. Этого не произошло благодаря реставраторам. Что ещё обнаружили реставраторы при обследовании памятника, читайте в статье Тайны Александровской колонны.

Загадки Александровской колонны

Александровская колонна в честь какого события установлена?

надпись на александровской колонне

Надпись на пьедестале Александровской колонны на Дворцовой площади

Александровская колонна: стиль

Архитектурный стиль памятника — ампир. Это поздний этап классического направления, который отличает торжественность и парадность, от французского слова empire — империя.

Высота и вес Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга

Если взять полную высоту памятника вместе с подножием, пьедесталом и навершием, то его высота составит 47,5 метра. Другие размеры:

  • высота ствола (монолитного стержня колонны) — 25,6 м (12 саженей);
  • нижний диаметр колонны — 3,66 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов);
  • высота пьедестала колонны из 8 гранитных блоков, уложенных в три ряда — 4,25 м;
  • размеры барельефов — 5,24×3,1 м;
  • высота цоколя из монолитного гранита — 3.9 м;
  • горизонтальные размеры цоколя — 6,3×6,3 м;
  • высота колонны до ствола (подножие) ~10 м.

Вес цоколя и пьедестала — 704 тонны.
Вес гранитного ствола колонны — 612 тонн.
Вес навершия — 37 тонн.
Полный вес — 1353 тонны.

За счет чего держится Александровская колонна? Может ли она упасть?

Колонна никак не укреплена. Хоть её и ставили на слой раствора, но держится она только за счёт собственного веса, фундамента и тщательной центровки.

На какой площади стоит Александровская колонна?

Александровская колонна стоит на Дворцовой площади города Санкт-Петербурга. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей России, между Зимним дворцом и зданием Генерального Штаба, установили памятник так, чтобы он лучше всего смотрелся из окон царской резиденции.

Технология изготовления

Вопрос обычно стоит так: отливка или цельный гранит? Активно обсуждается в комментариях на дзен-канале Архитектура в статье Как откалывали гранит для колонны и с какими трудностями доставили его в Петербург — информация на основе архивных документов комиссии построения Исаакиевского собора за 1831 г, д. № 721, ч.2, лл.7-17, хранящихся в УЦГАЛ. (Копии в книге Никитина Н.П. “О.Монферран”.) Читайте статью, если хотите знать, какое месторождение гранита использовалось для заготовки будущего памятника и каким способом выломали гранит и доставили в Петербург. В комментариях найдёте все возможные альтернативные версии технологии изготовления без серьёзных аргументов.

Александр Сергеевич Пушкин в 1836 году, спустя 2 года после открытия Александровской колонны, написал пророческие слова:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный.
К нему не зарастёт народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Читайте также: