Германия во второй половине 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 21 веке Федеративная Республика Германия является ведущим государством на европейской и мировой арене.

Германия является одним из основателей Европейского Союза, играя в нем важнейшую роль.

Немалую роль современная Германия играет и мировой экономике.

Предпосылки к такому ведущему положению страны было заложено в 19-20 веках.

От раздробленности к лидерству в Европе.

На политических картах мира или континентов принято обозначать каждое государство своим, отличным от других, цветом. Если посмотреть на политическую карту Европы начала 19 века современная территория Германии представляла собой одеяло из около 300 лоскутов.

Все эти крупные и мелкие княжества, герцогства, независимые города формально входили в состав Священной римской империи, император, являлся и главой Австрии. Но на деле, признавая формальную власть императора, каждое германское государство вело свою политику, периодически присоединяясь к союзам крупных государств.

К такой политике мелкие государства вынуждало и географическое положение стран, располагающихся в центре Европы и, фактически являющимися полем боя, при ведении европейских войн.

Итогом очередной из них стало образование первого германского объединения – Рейнского союза, возникшего в результате поражений Австрии и Пруссии от войск французского императора Наполеона. Этот союз был создан в 1806 году из германских государств юго-западной и южной Германии. Рейнский союз находился в полной политической зависимости от Франции, распространившей над ним протекторат. В союз вошло сначала 16 государств, затем к ним присоединились еще 20. В 1807 г. под протекторат Франции попало и самое мощное германское государство – Пруссия.

Страны, входящие в Рейнский союз, получили законодательство, приближенное к послереволюционному французскому. В германских государствах, попавших под протекторат Франции, было отменено крепостное право, получила развитие промышленность.

После поражения Наполеона на Венском конгрессе 1815 г. было принято решение о создании Германского союза, просуществовавшего до 1848 г. В 1834 г. был образован таможенный союз германских государств, снявший ряд преград в развитии экономического развития.

В это же время обострилось соперничество двух крупных германских государств Австрии и Пруссии за лидерство в германском мире, приведшее к войне 1866 г. Победу в войне одержала коалиция во главе с Пруссией, поэтому дальнейший объединительный процесс германских земель в единое государство возглавила Пруссия. 17 германских государств, расположенных севернее реки Майн, в этом же году объединились в Северогерманский союз.

После победы в германо-французской войне 1870-71 г.г. образовалось Германская империя во главе с прусским королем.

Реформы, осуществлённые под воздействием наполеоновской Франции, положили начало развитию Германии по капиталистическому пути. В Германии начался бурный рост промышленности. К концу XIX века по уровню промышленного производства Германия вышла на 3 место в мире после Великобритании и ССША.

Основу экономики Германии составляли тяжелая промышленность и крупные сельскохозяйственные владения (как правило, юнкерские (помещичьи)).

От империи к расколу и новому объединению

В 20 век Германия вступила как один из основных игроков на мировой арене.

Правительство императора Вильгельма II стремилось обеспечить германскую промышленность постоянными рынками сбыта и дешевыми ресурсами. Этих цели планировалось достичь за счет британских колоний и части российских земель.

Чтобы добиться своих целей Германия активно готовилась к войне. Военный флот Германии стал вторым по численности в мире. Германским генеральным штабом был разработан план войны на 2 фронта: против России и Франции.

1 августа Германия вступила в 1 мировую войну, объявив войну России. Но из-за недооценки сил противников Германия оказалась не готова к длительной войне. На фоне разочарований нации в ходе войны, экономических трудностей, голода в ноябре вспыхнула революция и 9 ноября Германия была провозглашена республикой.

11 ноября 1918 г. Германия подписала Компьенское перемирие. 28 июня 1919 года был подписан Версальский мирный договор, который закрепил поражение Германии в войне. По его условиям Германия лишалась всех колоний, ряд территорий населенных немцами вошли в состав Франции Польши, Чехословакии. Германии запрещалось иметь армию свыше ста тысяч человек, подводный флот, военно-воздушные силы и танковые части. Страна была вынуждена выплачивать огромные репарации: 235 миллиардов золотых марок (последние выплаты были произведены в 2011 году).

Огромные потери в войне, репарации, политическая изоляция наложили свой отпечаток на послевоенную жизнь Германии. В стране снизилось промышленное производство, постоянно возникали политические кризисы. На волне недовольства итогами войны росло националистическое движение. В это время зарождается национал-социалистическая партия Германии во главе с А. Гитлером, который, победив левое крыло, пошел на соглашение с крупной национальной буржуазией. Это соглашение позволило его партии победить на выборах в рейхстаг (парламент).

Нацистское правительство нарушило все статьи Версальского договора и стало усиленно готовиться к войне.

В 1936 г. Германия ввела войска в демилитаризованную зону западнее Рейна. В 1938 г. опираясь на фашистскую партию в Австрии, Германия присоединила её к себе. В этом же году была оккупирована Чехия. 1 сентября Германия нападает на Польшу, развязывая 2 мировую войну.

После побед над Польшей, Францией и английскими войсками в Европе, Германия оккупирует практически всю территорию Западной и Юго-Восточной Европы. 22 июня 1941 Германия без объявления войны анпала на советский Союз.

После успехов немецких войск в 1941-42 г.г. советские войска в 1943-45 г.г., а также войска Англии и США в 1944-45 г.г. смогли разгромить немецкую армию и заставили Германию капитулировать.

После войны территорию Германии разделили на 4 оккупационные зоны. Позднее в 1949 г. на территории зон, подконтрольных США, Англии, Франции было созданы 2 государства: Федеративная республика Германия и Западный Берлин, а на территории советской зоны – Германская Демократическая республика.

Обе германские страны являлись высокоиндустриальными государствами. ФРГ до 1970 г. строго следовала в русле американской политике, и только приход к власти социалистов и улучшение отношений с СССР позволило ФРГ вести более независимую от США политику. ГДР являлась самым верным и последовательным союзником Советского Союза.

ФРГ входило в военно-политический блок НАТО, ГДР – Варшавского договора.

В 1990 г. состоялось новое объединение Германии: в состав ФРГ вошли ГДР и Западный Берлин.

В настоящее время ФРГ является одним из лидеров в Европе, страной-гарантом действия Европейского союза, является одним из ведущих торговых партнеров России.

Во внешней политике ФРГ в основном действует, как страна – член НАТО, в русле политики США.

Центром будущего объединения стала Пруссия, где помещики обладали большей властью, чем король. Им принадлежали земли, власть над народом, с которого они постоянно взимали налоги, поборы, втягивая крестьян в бесконечные долги. Тем не менее, после революции помещики поняли, что все могут быстро потерять. Король и знать пошли на принятие Конституции, сохранив власть над народом.

Объединение Германии вокруг Пруссии в 1807—1871 гг.

Объединение Германии вокруг Пруссии в 1807—1871 гг.

Германия перед объединением: экономика и сельское хозяйство

Перед объединением революция позволила решить земельный и крестьянский вопрос. К основным явлениям конца 1840-х – 1850-х гг. относятся:

  • Внедрение в сельском хозяйстве новых технологий, машин, наемного труда.
  • Крестьяне должны были выкупать различные виды барщины.
  • Крестьяне постоянно беднели, попадая в зависимость от помещиков.
  • Помещики стали переходить к ведению капиталистического хозяйства, ориентируясь на запросы рынка и экономики.
  • Против крестьян помещики применяли полицию и экономические виды наказания.
  • Уничтожение крестьянских повинностей.

Несмотря на противоречивые явления в экономике, промышленности и сельском хозяйстве, в Германии были созданы предпосылки для объединения. Власть помещиков и политическая раздробленность отрицательно влияли на процесс сбора всех земель в рамках одного государства.

Подготовка к объединению

Существовало два варианта того, как объединить страну. В первом случае акцент предлагалось сделать на демократическую революцию, что способствовало бы приходу к власти народа, установлению демократии как основного механизма управления государством. Для этого надо было бы от власти отстранить помещиков и короля, отказаться от экономической эксплуатации, как формы получения денег и налогов для пополнения казны.

Второй вариант предусматривал подавление движений рабочих, проведение завоеваний во главе с Пруссией. Ее правители и помещики должны были бы силой взять власть во всей Германии, соединив все земли под прусской короной. Как показало время, выбор пал на второй вариант. Связано это было с тем, что ко второй половине 19 в. Пруссия сформировала сильную армию, укрепилась экономически и политически, демонстрировала положительные тенденции в промышленности и сельском хозяйстве.

В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих-Вильгельм Четвертый, место которого занял Вильгельм Первый. Он быстро понял, что государство имеет все шансы начать войну за объединение страны. Поэтому Вильгельм перевооружил армию, сделал новым канцлером Пруссии Отто фон Бисмарка. Этот человек стал центром объединения, идеологом создания единого германского государства.

Важным событием на пути объединения страны стало создание Северогерманского союза, во главе которого стояла Пруссия. Его создание стало возможным после того, как Пруссия в 1868 г. получила победу в краткой войне с Австрией. Спасти это государство от полного разорения и подчинения смог именно Бисмарк, который убедил Вильгельма Первого в том, что Австрия должна быть союзником, а не рабом. За это австрийским правителям пришлось отдать Венецию Италии, а Пруссии выплатить контрибуцию.

Несмотря на победу в войне, все еще открытым оставался вопрос, каким методом лучше объединять Германию. Проблема состояла в том, что рабочие в Пруссии и других германских государствах стали добиваться политических прав, быстро сформировали мощную политическую силу, самоорганизовывались для избавления от власти помещиков.

В 60-х гг. ХIХ века в Германии насчитывалось много ремесленников, а не рабочих на заводах и фабриках. Это мешало развиваться рабочему движению, эффективной работе на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. У работников были ужасные условия труда:

  • Отсутствие социальной защиты.
  • 15-часовой рабочий день.
  • Отсутствие перерывов на обед.
  • Ужасные условия работы в помещениях, которые не проветривались, не отапливались.
  • Низкий уровень оплаты труда.
  • Низкий уровень образования и письменности среди работников предприятий.

Правильная расстановка акцентов

Канцлер проводил объединение в двух направления – сверху и снизу. Первая часть процесса сбора германских территорий завершилась, когда Вильгельм Первый стал немецким императором. Случилось это событие в 1871 г., что стало результатом прусско-французской войны. Так появилась Германская империя, которая просуществовала до 1918 г. Такое государство боялись не только немецкие княжества, но и европейские страны, которые помнили мощь прусской армии и жесткость солдат на полях сражений. Объединение Германии с одним императором накалило обстановку в Европе.

  • Усилил армию. Для этого он добился, чтобы правительство увеличило расходы на солдат и вооружения.
  • Была введена всеобщая воинская повинность.
  • В Германии появилась обязательная система школьного обучения.
  • Было создано центральное военное ведомство, известное, как Генштаб.

В результате чего, прусская армия стала одной из самых сильных в Европе, и смогла принести Вильгельму Первому победы на всем континенте. Сначала Пруссия захватила Данию, где в в двух провинциях – Гольштейне и Шлезвиге проживали этнические немцы. Германия хотела получить их обратно, поэтому вступила в противостояние с Датским государством. Дании. Война длилась четыре месяца, и закончилась победой германского государства.

По условиям мирного договора Гольштейн получила Австрия, а Шлезвиг – Пруссия. Вскоре нашелся повод начать войну против Австрии, поскольку Бисмарк считал, что ее правители нарушали права немцев. Сначала Пруссия напала на Гольштейн, желая его отобрать. Потом началась оккупация всей Австрии, которая была полностью разгромлена. Эта победа сделала прусское государство центром будущего объединительного процесса.

Когда создали Северогерманский союз, то соединение немецких земель вступил в новую фазу. В рамках союза оказались 22 германских государства, которые находились на север от Майна. Так появилось ядро новой Германии, в ней управление осуществлялось на основе Конституции. Ее действие началось в 1867 г. Важность документа состояло в том, что была конституционно закреплена главенствующая роль в Германии.

Устранив угрозу со стороны Франции, Бисмарк добился от южногерманских государств желание войти в Северогерманский союз. Канцлеру и императору удалось добиться желаемого. Они выставили Францию агрессором и оккупантом, которая вторглась на территорию Пруссии.

Монархические династии многих немецких государств стали объединяться возле Пруссии. Они хотели признать власть Вильгельма Первого, который, как они считали, был способен защитить их от иностранного нападения. К союзу северных государств постепенно присоединились Бавария, Баден, Вюртемберг и другие земли, которые располагались на юг от Майна.

Новая Конституция: основные тезисы

В январе 1871 г. Германия стала империей, а спустя четыре месяца рейхстаг принял новую Конституцию. Она утвердила новый принцип устройства государства, определила полномочия императора и канцлера.

  • Бундесрат и рейхстаг имели право принимать законы. Для этого нужно было получить большинство голосов в каждой палате. Основное внимание парламента уделял законам в налоговой, таможенной, торговой, денежной сферах. Кроме того, палаты занимались унификацией систем мер и весов, правил и принципов работы судов, гражданского и уголовного права, банковской системы, транспорта, связи. В ведомстве парламента находились военные законы и внешняя политика, отношения с другими государствами.
  • Была введена конституционная монархия.
  • В состав Бундесрата входили представители от всех немецких государств. Их назначали правительства каждого из государственных объединений. Количество представителей определяла Конституция. Всего в Верхней палате было 58 человек. От Пруссии было 17 представителей, от Баварии – 6, по четыре представителя давали Вюртемберг и Саксония, по три человека предоставляли Гессен и Баден, по одному – от остальных членов немецкого государства.
  • Верхней палате по Конституции были положены и множество исполнительных функций В частности, представители Бундесрата могли назначать чиновников по всей империи, принимать решение о том, чтобы принудить членов Германского союза выполнять конституционные права и обязанности.
  • Германия превратилась в федеративное государство.
  • Государство возглавил император Вильгельм Первый.
  • Законодательную власть отдали двухпалатному парламенту. Верхняя палата называлась Бундесрат или Союзный совет, нижняя – рейхстаг.
  • Исполнительная власть принадлежала императору, который считался главной Германии. Он имел право заниматься всеми вопросами внешней и внутренней жизни государства, в том числе контролировал работу парламента, досрочно его распускал, подписывал договора с другими государствами, следил за выполнением законов. Именно император назначал федерального канцлера, которым на 1871 г. был Бисмарк.
  • Рейхстаг сначала выбирали на три года, а с конца 1880-х гг. – на пять лет. Представителей сюда выбирали на всеобщих и прямых выборах. Голосование было тайным.
  • Социальной базой и поддержкой монархии были представители высшего дворянства (юнкера и крупная буржуазия).

Должность канцлера была престижной и очень желаемой. Министр мог отчитываться только перед императором, который и осуществлял над ним полный контроль. Функционал полномочий канцлера был очень широким. Бисмарк в то время издавал множество постановлений, указов и распоряжений. Его подпись стояла на всех документах, издаваемые императором Вильгельмом Первым.

Результаты и последствия

В первую очередь, объединение Германии способствовало экономическому развитию. Это создало условия для политической стабилизации и снятия социального напряжения в обществе. Подъем промышленности, укрепление власти императора и канцлера, принятие Конституции и создание системы органов власти способствовали следующим последствиям:

  • В Германии стали использовать единую валюту, сделанную из золота. Так произошла унификация денежной системы.
  • В стране появилась почта, отделения которой открывались по всей Германии. Это позволило развивать коммуникацию между городами, провинциями, княжествами, удаленными населенными пунктами.
  • Стали приниматься кодексы, регулирующие разные стороны внутренней жизни Германии. Самыми первыми приняли Уголовный и Гражданский кодексы.
  • Появились отдельные отраслевые министерства, деятельность которых охватывала транспортную, железнодорожную, логистическую системы, юстицию. Важную роль в формировании аппарата госуправлении играли министерства внутренних и внешних дел.
  • Появился единый внутренний германский рынок, что способствовало быстрому развитию экономики. Это стало основой для начала промышленной революции, которая способствовала внедрению в производство новых технологий, применения передового европейского опыта в промышленности.
  • Началась технологическая революция, благодаря чему новая промышленная база и предприятия стали использовать технологии, новые ресурсы, изобретения, связь, органические химические вещества.
  • В производстве появились новые отрасли – машиностроительство, химическая промышленность, электротехническая, тяжелая металлургия.

Таким образом, объединение изменило страну полностью. И это касалось не только государственного устройства, но и экономического развития. Уже в конце 19 в. Германия вышла в ТОП лидеров европейских стран по промышленному производству, экономическим показателям, что способствовало превращению государства из аграрного в капиталистическое.

Индустриализация охватывала все сферы производства, вызвав появление таких явлений, как монополизация и финансовый олигархат. При таких тенденциях происходило переплетение промышленного и банковского капитала, менялась структура капитализма в Германии, происходила концентрация предприятий и централизация промышленности. Появился новый класс общества, который назывался финансово-промышленной олигархией. Именно в ее руках была собрана вся экономическая власть в Германии, что позволяло представителям олигархата влиять на разные сферы жизни государства, определять направления внешней политики. Из-за этого Германия вынуждена была в конце 19 в. начать колониальные войны за сырье и различные рынки сбыта.

Еще одной негативным последствием объединения стало стремление буржуазии ввести в стране полицейско-военный режим. Для этого нужны были огромные армия, флот и полиция, чьи полномочия увеличивались с каждым годом. Военные ведомства, учреждения, немецкие юнкера диктовали курс политического развития, определяли, как решить тот или иной вопрос.

Воинская сила, подкрепленная экономическим могуществом и динамично развивающимся производством, приход к власти финансовой олигархии способствовали тому, что Германия стала захватывать земли в разных регионах мира.

Изменения произошли и в социальной структуре общества. Появилось больше рабочих, возникли партии, которые постепенно стали представлять интересы социальных групп.

Отто фон Бисмарк был канцлером до 1890 г., проводя постоянно борьбу после объединения с социалистическими идеями и идеологией. Даже были приняты специальные законы, которые запретили распространение социалистических идей, деятельность организаций, ввели тюремные сроки и штрафы за приверженность к социализму.

Итак, к концу 19 в. Германия стала милитаристским государством, где правили финансовые и промышленные олигархи. Империя, которую создал Бисмарк, продержалась только до 1918 г., когда была разрушена в ходе Первой мировой войне.

В германской истории второй половины XIX в. произошло два важнейших события: политическое объединение и превращение Германии в сильнейшую промышленную страну Европы.

Основной целью его политики было укрепление господства земельной аристократии и позиций Пруссии в Германской империи. В то же время канцлер понимал, что нельзя было не считаться и с крупной буржуазией. При Бисмарке в Германии был проведен ряд преобразований: введена единая денежная система, создан имперский банк, усилена армия. Бисмарк крайне нетерпимо относился к любой оппозиции. Он преследовал буржуазных лидеров и католическое духовенство, которые выражали недовольство господством прусского юнкерства в государственном аппарате. Но особую тревогу у него вызывали социалисты. Бисмарк провел закон против социалистов, который действовал до 1890 г. На основании этого закона запрещались социалистические организации и газеты. В 1890 г. Бисмарк из-за разногласий с новым императором Вильгельмом II вынужден был уйти в отставку. При его преемниках основные направления внутренней политики существенно не изменились. На первом месте была защита интересов юнкеров и крупной буржуазии и подавление оппозиции. Но в ряде случаев правительство шло и на некоторые уступки рабочему классу.

Конституция Германской империи 1871 г. В 1871 г. в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют пре­имущество перед законами земельными" (гл. II, ст. 2).

В статьи третьей главы "Союзный совет" (Bundesrat) Конституции 1871 г. включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных". Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.

Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по 'Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр. Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без имперского канцлера, воплощавшего в своем лице правительство империи, должность которого традиционно замещал министр-президент Пруссии*, с 1862 по 1890 г. - Отто фон Бисмарк.

Канцлер был не только единственным имперским ми­нистром, но и председателем бундесрата. Его голос был ре­шающим в верхней палате при равенстве голосов (§ 3, ст. 7, разд. III), если он выступал "за сохранение существующих предписаний и установлений, а также если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, он имел право назначать взносы имперских государств для пополнения имперского бюджета (гл. XII, ст. 70). На исполнительную власть по Конститу­ции фактически не возлагалось никакой ответственности.+++ Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. В Конституции при всей ши­роте императорских полномочий даже не ставился вопрос о вето кайзера в законодательном процессе. В этом для пра­вительства не было необходимости. Вето было прерогати­вой всегда послушного бундесрата.




Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов о государственной власти монарха, воля которого явля­ется высшей. От имени императора осуществлялась и испол­нительная, и законодательная власть, определялась компе­тенция государственных учреждений и должностных лиц. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной пра­вам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность .

В германской истории второй половины XIX в. произошло два важнейших события: политическое объединение и превращение Германии в сильнейшую промышленную страну Европы.

Основной целью его политики было укрепление господства земельной аристократии и позиций Пруссии в Германской империи. В то же время канцлер понимал, что нельзя было не считаться и с крупной буржуазией. При Бисмарке в Германии был проведен ряд преобразований: введена единая денежная система, создан имперский банк, усилена армия. Бисмарк крайне нетерпимо относился к любой оппозиции. Он преследовал буржуазных лидеров и католическое духовенство, которые выражали недовольство господством прусского юнкерства в государственном аппарате. Но особую тревогу у него вызывали социалисты. Бисмарк провел закон против социалистов, который действовал до 1890 г. На основании этого закона запрещались социалистические организации и газеты. В 1890 г. Бисмарк из-за разногласий с новым императором Вильгельмом II вынужден был уйти в отставку. При его преемниках основные направления внутренней политики существенно не изменились. На первом месте была защита интересов юнкеров и крупной буржуазии и подавление оппозиции. Но в ряде случаев правительство шло и на некоторые уступки рабочему классу.

Конституция Германской империи 1871 г. В 1871 г. в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют пре­имущество перед законами земельными" (гл. II, ст. 2).

В статьи третьей главы "Союзный совет" (Bundesrat) Конституции 1871 г. включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных". Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.

Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по 'Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр. Представление о роли императора в конституционном механизме было бы неполным без имперского канцлера, воплощавшего в своем лице правительство империи, должность которого традиционно замещал министр-президент Пруссии*, с 1862 по 1890 г. - Отто фон Бисмарк.

Канцлер был не только единственным имперским ми­нистром, но и председателем бундесрата. Его голос был ре­шающим в верхней палате при равенстве голосов (§ 3, ст. 7, разд. III), если он выступал "за сохранение существующих предписаний и установлений, а также если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, он имел право назначать взносы имперских государств для пополнения имперского бюджета (гл. XII, ст. 70). На исполнительную власть по Конститу­ции фактически не возлагалось никакой ответственности.+++ Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. В Конституции при всей ши­роте императорских полномочий даже не ставился вопрос о вето кайзера в законодательном процессе. В этом для пра­вительства не было необходимости. Вето было прерогати­вой всегда послушного бундесрата.

Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов о государственной власти монарха, воля которого явля­ется высшей. От имени императора осуществлялась и испол­нительная, и законодательная власть, определялась компе­тенция государственных учреждений и должностных лиц. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной пра­вам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность .

Центром будущего объединения стала Пруссия, где помещики обладали большей властью, чем король. Им принадлежали земли, власть над народом, с которого они постоянно взимали налоги, поборы, втягивая крестьян в бесконечные долги. Тем не менее, после революции помещики поняли, что все могут быстро потерять. Король и знать пошли на принятие Конституции, сохранив власть над народом.

Объединение Германии вокруг Пруссии в 1807—1871 гг.

Объединение Германии вокруг Пруссии в 1807—1871 гг.

Германия перед объединением: экономика и сельское хозяйство

Перед объединением революция позволила решить земельный и крестьянский вопрос. К основным явлениям конца 1840-х – 1850-х гг. относятся:

  • Внедрение в сельском хозяйстве новых технологий, машин, наемного труда.
  • Крестьяне должны были выкупать различные виды барщины.
  • Крестьяне постоянно беднели, попадая в зависимость от помещиков.
  • Помещики стали переходить к ведению капиталистического хозяйства, ориентируясь на запросы рынка и экономики.
  • Против крестьян помещики применяли полицию и экономические виды наказания.
  • Уничтожение крестьянских повинностей.

Несмотря на противоречивые явления в экономике, промышленности и сельском хозяйстве, в Германии были созданы предпосылки для объединения. Власть помещиков и политическая раздробленность отрицательно влияли на процесс сбора всех земель в рамках одного государства.

Подготовка к объединению

Существовало два варианта того, как объединить страну. В первом случае акцент предлагалось сделать на демократическую революцию, что способствовало бы приходу к власти народа, установлению демократии как основного механизма управления государством. Для этого надо было бы от власти отстранить помещиков и короля, отказаться от экономической эксплуатации, как формы получения денег и налогов для пополнения казны.

Второй вариант предусматривал подавление движений рабочих, проведение завоеваний во главе с Пруссией. Ее правители и помещики должны были бы силой взять власть во всей Германии, соединив все земли под прусской короной. Как показало время, выбор пал на второй вариант. Связано это было с тем, что ко второй половине 19 в. Пруссия сформировала сильную армию, укрепилась экономически и политически, демонстрировала положительные тенденции в промышленности и сельском хозяйстве.

В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих-Вильгельм Четвертый, место которого занял Вильгельм Первый. Он быстро понял, что государство имеет все шансы начать войну за объединение страны. Поэтому Вильгельм перевооружил армию, сделал новым канцлером Пруссии Отто фон Бисмарка. Этот человек стал центром объединения, идеологом создания единого германского государства.

Важным событием на пути объединения страны стало создание Северогерманского союза, во главе которого стояла Пруссия. Его создание стало возможным после того, как Пруссия в 1868 г. получила победу в краткой войне с Австрией. Спасти это государство от полного разорения и подчинения смог именно Бисмарк, который убедил Вильгельма Первого в том, что Австрия должна быть союзником, а не рабом. За это австрийским правителям пришлось отдать Венецию Италии, а Пруссии выплатить контрибуцию.

Несмотря на победу в войне, все еще открытым оставался вопрос, каким методом лучше объединять Германию. Проблема состояла в том, что рабочие в Пруссии и других германских государствах стали добиваться политических прав, быстро сформировали мощную политическую силу, самоорганизовывались для избавления от власти помещиков.

В 60-х гг. ХIХ века в Германии насчитывалось много ремесленников, а не рабочих на заводах и фабриках. Это мешало развиваться рабочему движению, эффективной работе на предприятиях промышленности и сельского хозяйства. У работников были ужасные условия труда:

  • Отсутствие социальной защиты.
  • 15-часовой рабочий день.
  • Отсутствие перерывов на обед.
  • Ужасные условия работы в помещениях, которые не проветривались, не отапливались.
  • Низкий уровень оплаты труда.
  • Низкий уровень образования и письменности среди работников предприятий.

Правильная расстановка акцентов

Канцлер проводил объединение в двух направления – сверху и снизу. Первая часть процесса сбора германских территорий завершилась, когда Вильгельм Первый стал немецким императором. Случилось это событие в 1871 г., что стало результатом прусско-французской войны. Так появилась Германская империя, которая просуществовала до 1918 г. Такое государство боялись не только немецкие княжества, но и европейские страны, которые помнили мощь прусской армии и жесткость солдат на полях сражений. Объединение Германии с одним императором накалило обстановку в Европе.

  • Усилил армию. Для этого он добился, чтобы правительство увеличило расходы на солдат и вооружения.
  • Была введена всеобщая воинская повинность.
  • В Германии появилась обязательная система школьного обучения.
  • Было создано центральное военное ведомство, известное, как Генштаб.

В результате чего, прусская армия стала одной из самых сильных в Европе, и смогла принести Вильгельму Первому победы на всем континенте. Сначала Пруссия захватила Данию, где в в двух провинциях – Гольштейне и Шлезвиге проживали этнические немцы. Германия хотела получить их обратно, поэтому вступила в противостояние с Датским государством. Дании. Война длилась четыре месяца, и закончилась победой германского государства.

По условиям мирного договора Гольштейн получила Австрия, а Шлезвиг – Пруссия. Вскоре нашелся повод начать войну против Австрии, поскольку Бисмарк считал, что ее правители нарушали права немцев. Сначала Пруссия напала на Гольштейн, желая его отобрать. Потом началась оккупация всей Австрии, которая была полностью разгромлена. Эта победа сделала прусское государство центром будущего объединительного процесса.

Когда создали Северогерманский союз, то соединение немецких земель вступил в новую фазу. В рамках союза оказались 22 германских государства, которые находились на север от Майна. Так появилось ядро новой Германии, в ней управление осуществлялось на основе Конституции. Ее действие началось в 1867 г. Важность документа состояло в том, что была конституционно закреплена главенствующая роль в Германии.

Устранив угрозу со стороны Франции, Бисмарк добился от южногерманских государств желание войти в Северогерманский союз. Канцлеру и императору удалось добиться желаемого. Они выставили Францию агрессором и оккупантом, которая вторглась на территорию Пруссии.

Монархические династии многих немецких государств стали объединяться возле Пруссии. Они хотели признать власть Вильгельма Первого, который, как они считали, был способен защитить их от иностранного нападения. К союзу северных государств постепенно присоединились Бавария, Баден, Вюртемберг и другие земли, которые располагались на юг от Майна.

Новая Конституция: основные тезисы

В январе 1871 г. Германия стала империей, а спустя четыре месяца рейхстаг принял новую Конституцию. Она утвердила новый принцип устройства государства, определила полномочия императора и канцлера.

  • Бундесрат и рейхстаг имели право принимать законы. Для этого нужно было получить большинство голосов в каждой палате. Основное внимание парламента уделял законам в налоговой, таможенной, торговой, денежной сферах. Кроме того, палаты занимались унификацией систем мер и весов, правил и принципов работы судов, гражданского и уголовного права, банковской системы, транспорта, связи. В ведомстве парламента находились военные законы и внешняя политика, отношения с другими государствами.
  • Была введена конституционная монархия.
  • В состав Бундесрата входили представители от всех немецких государств. Их назначали правительства каждого из государственных объединений. Количество представителей определяла Конституция. Всего в Верхней палате было 58 человек. От Пруссии было 17 представителей, от Баварии – 6, по четыре представителя давали Вюртемберг и Саксония, по три человека предоставляли Гессен и Баден, по одному – от остальных членов немецкого государства.
  • Верхней палате по Конституции были положены и множество исполнительных функций В частности, представители Бундесрата могли назначать чиновников по всей империи, принимать решение о том, чтобы принудить членов Германского союза выполнять конституционные права и обязанности.
  • Германия превратилась в федеративное государство.
  • Государство возглавил император Вильгельм Первый.
  • Законодательную власть отдали двухпалатному парламенту. Верхняя палата называлась Бундесрат или Союзный совет, нижняя – рейхстаг.
  • Исполнительная власть принадлежала императору, который считался главной Германии. Он имел право заниматься всеми вопросами внешней и внутренней жизни государства, в том числе контролировал работу парламента, досрочно его распускал, подписывал договора с другими государствами, следил за выполнением законов. Именно император назначал федерального канцлера, которым на 1871 г. был Бисмарк.
  • Рейхстаг сначала выбирали на три года, а с конца 1880-х гг. – на пять лет. Представителей сюда выбирали на всеобщих и прямых выборах. Голосование было тайным.
  • Социальной базой и поддержкой монархии были представители высшего дворянства (юнкера и крупная буржуазия).

Должность канцлера была престижной и очень желаемой. Министр мог отчитываться только перед императором, который и осуществлял над ним полный контроль. Функционал полномочий канцлера был очень широким. Бисмарк в то время издавал множество постановлений, указов и распоряжений. Его подпись стояла на всех документах, издаваемые императором Вильгельмом Первым.

Результаты и последствия

В первую очередь, объединение Германии способствовало экономическому развитию. Это создало условия для политической стабилизации и снятия социального напряжения в обществе. Подъем промышленности, укрепление власти императора и канцлера, принятие Конституции и создание системы органов власти способствовали следующим последствиям:

  • В Германии стали использовать единую валюту, сделанную из золота. Так произошла унификация денежной системы.
  • В стране появилась почта, отделения которой открывались по всей Германии. Это позволило развивать коммуникацию между городами, провинциями, княжествами, удаленными населенными пунктами.
  • Стали приниматься кодексы, регулирующие разные стороны внутренней жизни Германии. Самыми первыми приняли Уголовный и Гражданский кодексы.
  • Появились отдельные отраслевые министерства, деятельность которых охватывала транспортную, железнодорожную, логистическую системы, юстицию. Важную роль в формировании аппарата госуправлении играли министерства внутренних и внешних дел.
  • Появился единый внутренний германский рынок, что способствовало быстрому развитию экономики. Это стало основой для начала промышленной революции, которая способствовала внедрению в производство новых технологий, применения передового европейского опыта в промышленности.
  • Началась технологическая революция, благодаря чему новая промышленная база и предприятия стали использовать технологии, новые ресурсы, изобретения, связь, органические химические вещества.
  • В производстве появились новые отрасли – машиностроительство, химическая промышленность, электротехническая, тяжелая металлургия.

Таким образом, объединение изменило страну полностью. И это касалось не только государственного устройства, но и экономического развития. Уже в конце 19 в. Германия вышла в ТОП лидеров европейских стран по промышленному производству, экономическим показателям, что способствовало превращению государства из аграрного в капиталистическое.

Индустриализация охватывала все сферы производства, вызвав появление таких явлений, как монополизация и финансовый олигархат. При таких тенденциях происходило переплетение промышленного и банковского капитала, менялась структура капитализма в Германии, происходила концентрация предприятий и централизация промышленности. Появился новый класс общества, который назывался финансово-промышленной олигархией. Именно в ее руках была собрана вся экономическая власть в Германии, что позволяло представителям олигархата влиять на разные сферы жизни государства, определять направления внешней политики. Из-за этого Германия вынуждена была в конце 19 в. начать колониальные войны за сырье и различные рынки сбыта.

Еще одной негативным последствием объединения стало стремление буржуазии ввести в стране полицейско-военный режим. Для этого нужны были огромные армия, флот и полиция, чьи полномочия увеличивались с каждым годом. Военные ведомства, учреждения, немецкие юнкера диктовали курс политического развития, определяли, как решить тот или иной вопрос.

Воинская сила, подкрепленная экономическим могуществом и динамично развивающимся производством, приход к власти финансовой олигархии способствовали тому, что Германия стала захватывать земли в разных регионах мира.

Изменения произошли и в социальной структуре общества. Появилось больше рабочих, возникли партии, которые постепенно стали представлять интересы социальных групп.

Отто фон Бисмарк был канцлером до 1890 г., проводя постоянно борьбу после объединения с социалистическими идеями и идеологией. Даже были приняты специальные законы, которые запретили распространение социалистических идей, деятельность организаций, ввели тюремные сроки и штрафы за приверженность к социализму.

Итак, к концу 19 в. Германия стала милитаристским государством, где правили финансовые и промышленные олигархи. Империя, которую создал Бисмарк, продержалась только до 1918 г., когда была разрушена в ходе Первой мировой войне.

Читайте также: