На краю земли значение фразеологизма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Куда-либо или где-либо очень далеко или безразлично куда; в любом месте, безразлично где.

Н а край земли можно идти, ехать, отправляться, пойти, поехать. На краю света можно быть, находиться, оказаться, очутиться.

В от и некоторые примеры антонимов для этого фразеологизма:

Я воображал себя на краю света, в уголке, пренебрежённом просвещёнными жителями столицы.

НА КРАЮ́ ЗЕМЛИ́

Куда-либо или где-либо очень далеко или безразлично куда; в любом месте, безразлично где.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 6 на краю земли

Разг. Экспрес. Очень далеко. То же, что На краю света.

За рекою развёртывались луга, стоги сена стояли там серыми башнями, и далеко, на краю земли, в синее небо упиралась тёмная зубчатая стена леса (М. Горький. Трое).

Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами - народ не знал (А. Н. Толстой. День Петра).

на край <на краю> света <земли>

Разг. Только в указ. ф.

В Новой Зеландии, помню, была у нас встреча… В гостиницу пришел человек… Он жил в Германии, в Италии, где-то в Африке, в Австралии. И наконец очутился на краю света. (А. Куприн.)

Уже ничего не было слышно и ничего не видать… Думалось, что… ушли на край света… (В. Быков.)

Но, может быть, нам придется ехать далеко, очень далеко… может быть, на край земли, а может быть, ещё дальше. (И. Ильф и Е. Петров.)

Ноздрев… в ту же минуту предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света. (Н. Гоголь.)

Вам стоило только слово сказать… и я пошла бы за вами без оглядки хоть на край света. (А. Островский.)

Ольга подолгу смотрела на разлив, на солнце… и слезы текли у нее и… страстно хотелось уйти куда-нибудь, хоть на край света… (А. Чехов.)

(?) В древности люди представляли себе Землю в виде тарелки, за краями которой находится бесконечный океан. Отсюда и возникло выражение на краю света (земли).

нареч, кол-во синонимов: 5

к черту на рога, к черту на кулички, бог знает где, далеко, на краю света

на краю земли (света)

Разг. Очень далеко. Ф 1, 260; ЗС 1996, 492..


на краю света' data-icon=''> на краю земли
на краю света

кто, что быть; жить; делать что-л.

Имеется в виду, что жильё, строения (Z), лицо или группа лиц (Х) находятся в крайне отдалённом месте или что там происходит событие (Р). ✦ Х <Z> находится <Х делает Р; Р происходит> на краю света.

В роли именной части сказ. или обст.

Так бесконечно далеко был этот госпиталь, на Васильевском острове, - на краю света! В. Каверин, Два капитана.Не нужны ей хоромы, подойдёт маленькая, однокомнатная [квартирка], на краю света, подальше от любимой родни. Д. Донцова, Спят усталые игрушки.

- Устала, пока до вас добралась, просто на краю света живёте, как только Роман каждый день в институт ездит! Небось по три часа на дорогу тратит! Д. Донцова, Домик тётушки лжи.

- Сколько мы не виделись? 17 лет? Жить в одном городе, а встретиться здесь, среди льдов и снегов, где-то на краю света. Невероятно! С. Максимова, Двое.

Интересно, а как он чувствовал себя тогда, в самый первый раз, в комнате коммуналки, на краю света, - солидный человек, уже привыкший пользоваться всем только самым лучшим. Т. Набатникова, Каждый охотник.

Я прислушался. Казалось, в страшном отдалении, на самом краю света, кто-то стонал и плакал на весь лес. А. Куприн, Серебряный волк.

Я тогда своё кругосветное путешествие завершал, на четыре года растянувшееся. Начал с Европы, а заканчивал на краю света, в Японии. Б. Акунин, Пелагия и Чёрный монах.

Скажи, а сколько пришлось скитаться, / Среди туманных миров скитаться, / Чтоб мы с тобой друг друга нашли, / А вдруг прикажет судьба расстаться / При свете звёзд, на крае земли? Песня из х/ф "31 июня".

культурологический комментарий:

Образное основание фразеол. восходит к древнейшим формам осознания мира и основано на двух архетипических, т. е. древнейших в культурном освоении мира, противопоставлениях: "далеко - близко", "свой - чужой".

Образ фразеол. соотносится с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений, связанных с членением пространства и с отношением человека к этому членению. В основе образа лежит древнейшее представление о свете как об освоенном человеком пространстве и о его границе (крае), которая может "сдвигаться" по мере освоения мира (космоса).

Слово свет (др.-рус. свhтъ) изначально имело значение "лучистая энергия (воспринимаемая глазом)". Постепенно это слово, обозначающее результат зрения, приобретает значение "то, что познано, узнано". (Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000. С. 232.) Познание мира человеком начинается с самого себя, далее границы расширяются пространством жилища (дома, двора), околицы, поля и т. д. по мере продвижения вперёд и удаления от "своего", гармонично организованного, пространства. С одной стороны, открывающийся человеку за порогом внешний, "чужой", мир - весь свет - изначально беспределен и враждебен, поскольку человека здесь ждут опасности и испытания. С другой стороны, свет - это мир, который виден, это земные пределы, которые можно познать, подчинить, обернуть себе на пользу. Таким образом, свет конкретен, пространственно ограничен и очевиден и выступает как освоенное человеком пространство, как окультуренное осознание им окружающего мира.

Слово земля соотносится с природно-ландшафтным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён природных объектов и элементов ландшафта, которые выступают в роли знаков "языка" культуры. Согласно древнейшим представлениям, слово земля, несмотря на свою многозначность, изначально связывается с территорией, принадлежащей роду-племени, т. е. со "своим", родным пространством, которое единично и в собирательном смысле единственно - земля, а не зе/мли (там же), и в составе образа близко к компоненту свет по своему метафорически-образному содержанию.

Компонент край в составе образа выступает как место границы света, пространство у его предела и в сочетании со словами свет, земля включается в метафору, которая создаёт образ удалённого пространства, находящегося в пределах "своего" мира, по эту сторону границы между миром освоенным и "чужим", но очень близко к последнему, поэтому данное пространство может осознаваться как потенциально опасное (см. также комментарий кЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ).

В целом фразеол. выполняет роль эталона, т. е. меры, далеко расположенного пространства.

В других европейских языках есть сходные образные выражения, свидетельствующие о древности такого мифопоэтического восприятия; напр., в нем. - am Ende der Welt, во франц. - au bout du monde, aux confines de la terre, в англ. - at the world"s end.

В Новой Зеландии, помню, была у нас встреча… В гостиницу пришел человек… Он жил в Германии, в Италии, где-то в Африке, в Австралии. И наконец очутился на краю света. (А. Куприн.)

Уже ничего не было слышно и ничего не видать… Думалось, что… ушли на край света… (В.Быков.)

Но, может быть, нам придется ехать далеко, очень далеко… может быть, на край земли, а может быть, ещё дальше. (И. Ильф и Е. Петров.)

Ноздрев… в ту же минуту предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света. (Н. Гоголь.)

Вам стоило только слово сказать… и я пошла бы за вами без оглядки хоть на край света. (А. Островский.)

Ольга подолгу смотрела на разлив, на солнце… и слезы текли у нее и… страстно хотелось уйти куда-нибудь, хоть на край света… (А. Чехов.)

(?) В древности люди представляли себе Землю в виде тарелки, за краями которой находится бесконечный океан. Отсюда и возникло выражение на краю света (земли).
Синонимы:

Древние народы представляли себе Землю в виде тела довольно причудливой формы. Оно напоминало глубокую тарелку, за краями которой простирался, окружая ее со всех сторон, бесконечный океан. Таким образом, люди представляли себе, что пересечь Землю поперек, пройти ее "от края до края" было вполне возможно.


Наши представления в области географии стали совсем другими, а в языке по-прежнему живет давно уже отброшенный наукой образ. И, желая сказать: "Где-то очень далеко", мы говорим: "На краю земли", как будто она осталась для нас такой же плоской тарелкой, какой была в глазах данайцев и троянцев, египтян и вавилонян.

Читайте также: