Александра яблочкина биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Яблочкина родилась в актерской семье и на сцену вышла рано — шести лет, в Тифлисе. Потом, повзрослев, играла в театре русской драмы в Тифлисе и в театре Корша в Москве. Наконец, в 1888 году, 22-х лет дебютировала в Малом театре. И уж тут играла до конца жизни.

А прожила немало — 98 лет (1866—1964). Замужем не была, да и вообще, если верить актерским слухам, прожила без романов, что породило в этой далекой от целомудрия среде множество анекдотов.

Но были с нею житейские истории, похлеще всяких анекдотов.

Как, Александра Александровна, у вас тут все в порядке? Претензий нет?

— В порядке-то, голубчик, в порядке. Но вот, слышала я, горничные между собой переговаривались. Будто как раз в этом номере передо мной жил молодой тенор из Большого. Ну, как его.

Козловский, что ли?

Нет, другой тенор. Поменьше росточком.

— Вот-вот. Так он, горничные говорили, на этой самой постели. что-то вроде взрывов. или фейерверка. Ну, чем мальчишки из пугачей стреляют?

Вот-вот! Горничные говорят: пистоны ставил. Тут администратор остолбенел и, лишь придя в себя, выдавил:

Так и что, Александра Александровна?

А уж вы, голубчик, либо сами, либо распорядитесь. Пусть проверят, не оставил ли чего? Как бы и мне не взорваться.

Все бу в поря. — еле произнес администратор и выскочил из номера.

И еще правдивая история.

В ее квартиру забрались через окно воры. Думали, она в театре, а прошли в спальню и видят: лежит в постели. Даже испугались — а вдруг поднимет визг.

Но Яблочкина этак спокойно на них взглянула и, увидав, что они нацелились на подзеркальник, где лежали ее драгоценности, сказала:

— Это все стеклышки, голубчики, стекляшки. Но они мне очень нужны на спектаклях. Так что уж вы, голубчики, лучше деньгами — вот они там, в сумочке. Правда, немного, но что поделаешь. Одна просьба, будете уходить, окно-то закройте, через которое вы. А то дует. Простудите старуху.

Воры деньги взяли, драгоценности не тронули и, уходя, только что не поклонились почтительно. После чего старушка позвонила Молотову и сказала:

Голубчик, Вячеслав Михайлович, тут у меня ваши были и ограбили. Деньги взяли. Нет, я не к тому, чтобы их искать. Пока найдете, они их пропьют. Пусть уж, чего там, так и быть. А просто я теперь у вас, голубчик, без копейки осталась. Так что вы, будьте любезны, распорядитесь. Мой поклон вашей супруге.

Будучи председателем ВТО, она должна была выступить с официальным приветствием по какому-то поводу. А в те времена полагалось все начинать с благодарности Сталину. Это она знала, а потому, стоя перед микрофоном и держа в руке несколько листков, с чувством произнесла:

— Дорогой наш Иосиф.

И запнулась. Позабыла его отчество. Стала перебирать листки в поисках начала, но так как пауза тревожно за-

тягивалась, то из зала стали подсказывать громким актерским шепотом:

— Виссарионович. Вс-с. р-р. ныч-ч.

Однако старушка, не обращая на это внимания, продолжала спокойно перебирать листки и, наконец, найдя начало, продолжила:

Ах, вот, — Виссарионович.

Ну и далее пошло по тексту. Без запинки. С чувством.

Под конец жизни она была уже совсем плоха, однако продолжала играть. На последние спектакли ее вывозили в кресле. Она должна была произнести сердитый монолог и, приподнявшись, гневно сбросить с невысокой колонки стоявшую на ней вазу с цветами.

На одном из этих последних спектаклей я присутствовал и видел, как Яблочкина, отчеканив без запинки и всяческого изменения интонации монолог, приподнялась и, напряженно глядя на вазу, махнула рукой. Но — мимо. И еще раз. Опять не попала. Хотела с третьей попытки сбросить вазу, но стоящий рядом актер догадался и качнул колонку. Ваза упала. Старушка рухнула в кресло, и под аплодисменты ее укатили за кулисы.

А я подумал, как важно, все-таки, вовремя уходить отовсюду. В том числе и со сцены. Именно уходить. Не уезжать.

Были с нею и еще эпизоды, которые, возможно, позволяли судить, что преклонный возраст и необычная личная жизнь как бы изолировали актрису от повседневного людского быта прочих людей и мешали ей понять их.

Вот, к примеру, один из эпизодов.

Та обомлела, приняла двугривенный, а потом, вся трепеща от негодования, выплеснула сестре-хозяйке:

Это ж надо — двадцать копеек! Я, как пришла в себя, даже хотела бросить их ей прямо в эту. Я за ней целый месяц, как за малым дитем, ходила, а она. Нет, что вы на это скажете, Екатерина Дмитриевна?!

— Да успокойся, Шура, — промолвила сестра-хозяйка. — Успокойся. Уверена, она не хотела тебя обидеть. Просто — не знает меру деньгам. Ну — человек прошлого века. Нашей жизни не понимает. Ну — не от мира сего. Для нее что двадцать копеек, что.

Так в том-то и дело, Шура, что она. Ты разве не знаешь? Она же не только замужем не была, но даже вообще с мужчинами.

То есть? С бабами, что ль?

И никаких баб тоже. Ну — девственница.

Это неожиданно заставило Шуру задуматься. А потом она, ухмыльнувшись, выпалила:

— Вот что значит — у бабы мужиков не было! Они бы ей мозги вправили!

И, успокоившись, добавила:

Нет, я теперь этот двугривенный, пожалуй, сберегу. Куда ж это я его подевала? Сунула сгоряча, а он.

Но, порывшись в фартуке, нашла.

А затем они обе, и Шура, и Екатерина Дмитриевна, поглядели на монету с интересом.

Не скажу. Не знаю.

Александра Александровна Яблочкина

Александра Бруштейн Завидная жизнь

Александра Яблочкина

ОНА ЗНАЛА МОИ СТРАННОСТИ, А Я ЗНАЛ ЕЕ ПРИЧУДЫ

ОНА ЗНАЛА МОИ СТРАННОСТИ, А Я ЗНАЛ ЕЕ ПРИЧУДЫ - В чем, по-вашему, секрет долгой и счастливой семейной жизни?- Во-первых, мы подходили друг другу. Между нами не существовало никаких фундаментальных разногласий. Она знала мои странности, а я знал ее причуды. Жена ненасытна в

ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА ГРИНА

ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА ГРИНА Писатель Грин — Александр Степанович Гриневский — умер в июле 1932 года в Старом Крыму — маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или

Константин Георгиевич Паустовский Жизнь Александра Грина

Константин Георгиевич Паустовский Жизнь Александра Грина Писатель Грин — Александр Степанович Гриневский — умер в июле 1932 года в Старом Крыму — маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.Грим прожил тяжёлую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так,

Дочь Малого театра (А. А. Яблочкина)

Дочь Малого театра (А. А. Яблочкина) Старейшая русская актриса А. А. Яблочкина с большим удовольствием давала интервью, охотно делилась мыслями о театре, она очень любила вспоминать свою актерскую жизнь.1.Девяносто семь лет прожила великая русская актриса Александра

Жизнь Александра Грина

Жизнь Александра Грина Писатель Грин – Александр Степанович Гриневский – умер в июле 1932 года в Старом Крыму – маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями.Грим прожил тяжёлую жизнь. Все в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из Грина преступника или

НИ РАВНОДУШИЯ, НИ ПОКОЯ НЕ ЗНАЛА

Александра Яблочкина — актриса, чье творчество прошло через несколько исторических эпох. Дама начинала играть при царской власти в дореволюционной России, а продолжила карьеру в советских театрах. Но какие бы изменения ни затрагивали страну, исполнительница оставалась верна делу жизни, блистала на сцене, создавая яркие и незабываемые образы.

Детство и юность

О детских и подростковых годах биографии артистки известно мало. Девочка родилась в ноябре 1866-го в Санкт-Петербурге. Дед и прадед будущей исполнительницы работали капельмейстерами и скрипачами при императорских дворах. Отец, Александр Яблочкин, занимал должность режиссера в Александрийском театре Петербурга, а после устроился в Малый.

Мать, Серафима Сорокина, была популярной драматической актрисой. Первое появление юной продолжательницы семейной династии на сцене состоялось, когда той было 6 лет. Позднее девушка серьезно занялась артистическим искусством. Первыми учителями для нее стали родители и Гликерия Николаевна Федотова, известная театральная исполнительница.

Личная жизнь

Страсть к игре не позволила построить Александре личную жизнь. В беседе с историком Леонардом Гендлиным дама призналась, что в 20 лет чуть не вышла замуж. Жених был не по душе петербурженке, однако родные уговаривали девушку дать согласие. Когда пара начала ходить на свидания, невеста с упоением говорила только о драматических постановках.

Молодому человеку это не нравилось — он ревновал возлюбленную к сцене. Поняв, что брак лишит ее возможности служить Мельпомене и Талии, артистка расторгла помолвку. Позже, уже работая в Малом театре, исполнительница увлеклась драматургом, потомственным князем Александром Ивановичем Южиным.

Мужчина красиво ухаживал за молодой девушкой, даже сделал ей официальное предложение. Однако оказалось, что Южин уже помолвлен. Это открытие стало настоящим ударом для Александры. После такого предательства она вычеркнула мысли о браке из жизни, полностью отдав себя любимому делу. Место детей заняли для нее спектакли.

Театр и фильмы

С 1888 года началась новая страница в творческой карьере Яблочкиной. Исполнительница перешла в Малый театр, в котором прослужила больше 70 лет. Вместе с Александрой в спектаклях были задействованы Мария Николаевна Ермолова, Александр Павлович Ленский и другие мастера сцены. В репертуар входили постановки по пьесам Уильяма Шекспира, Виктора Гюго, Фридриха Шиллера.

Долгое время петербурженка мечтала играть в трагедиях и драмах. Однако Александр Южин, будучи в то время директором театра, отмечал, что ее призвание в другом, и утверждал актрису в водевильные проекты.

Также для артистки было важно предстать на сцене в исторических костюмах так, чтобы это выглядело естественно. За время служения в театре даме приходилось появляться перед публикой в античных одеяниях, платьях с кринолинами и фижмами.

Еще в молодости Александра тренировалась в ношении костюмов, рассматривала картины в музеях и художественных галереях России и Европы, чтобы понять, как женщины прошлых эпох носили те или иные фасоны, как держали веера, снимали шляпы. В дальнейшем это позволило артистке свободно и раскованно чувствовать себя на театральных подмостках в любом образе.

В зрелые годы Яблочкина не только блистала на сцене, но и обучала подрастающее поколение артистов. Она была требовательна, но молодые актеры любили ее, преклонялись перед талантом. В 1915-м дама встала во главе Русского театрального общества и оставалась председателем организации до конца жизни.

С работой служительницы Мельпомены и Талии в театре связывают много анекдотов и баек. В них звучат цитаты Яблочкиной за разные годы. При этом нет канонических версий описываемых событий. Так, в знаменитой истории с ограблением, когда в квартиру актрисы пробрались воры, есть два варианта развития событий.

Согласно одному, обнаружив злоумышленников, пытавшихся похитить ее драгоценности, Александра попросила оставить украшения, поскольку те были нужны ей в спектаклях, а взамен предложила взять деньги. Согласно другому, петербурженка позволила забрать вещи, так как они были бутафорскими и не имели ценности.

Смерть

Александра Александровна Яблочкина (1866—1964) — российская и советская актриса театра.

Содержание

Биография

В 1885 играла в Тифлисском театре русской драмы.

В 1915 году Яблочкина возглавила Русское театральное общество (РТО, с 1932 — Всероссийское театральное общество) и была его председателем.

Александра Александровна Яблочкина скончалась 20 марта 1964 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Память

  • Имя Яблочкиной присвоено Дому актёра, московскому Дому ветеранов сцены.
  • С 1995 года Дом актёра присуждает премии имени А. А. Яблочкиной.

Награды и звания

  • Награждена тремя орденами Ленина, двумя другими орденами, а также медалями.

Творчество





Роли в театре

Тифлисский театр русской драмы

Театр Корша

Малый театр

Другие роли

Из материалов ГТРФ

ДОЧЬ МАЛОГО ТЕАТРА

Александра Александровна Яблочкина ушла из жизни весной 1964 года, не дожив всего двух лет до своего столетия. Правда, злые языки говорили, что именно два года она когда-то по старой актерской привычке замотала. Но какое теперь это имеет значение? Потомственная актриса, ученица своего отца и Г. Н. Федотовой, Яблочкина с 1888 года связала свою судьбу с Малым театром, где ей посчастливилось играть на одной сцене с М. Н. Ермоловой, О. О. Садовской, А. П. Ленским, А. И. Южиным-Сумбатовым.

Помимо этих официальных источников, о Яблочкиной сохранилось много всевозможных легенд, порою смахивающих на анекдоты. С каждым годом все меньше остается людей, которые хорошо знали Александру Александровну. А те, кто мог бы рассказать о ней правду, к сожалению, этого почему-то не делают, хотя, уверен, их воспоминания дополнили бы наше представление об Александре Александровне.

Я не принадлежал к близкому окружению Яблочкиной. Но благодаря Юлию Германовичу Шубу, Лидии Анатольевне Гончаровой и Вячеславу Константиновичу Гоштову — ее друзьям и помощникам по ВТО — был допущен в дом и неоднократно там бывал. Это и дает мне право поделиться некоторыми воспоминаниями.

В ту пору я сотрудничал на ТВ в качестве театрального комментатора, и потому мне захотелось не просто показать телезрителям премьеру Яблочкиной, но и запечатлеть ее работу для потомков. Однако сделать это было непросто: видео еще не появилось, кинопленки не хватало для оперативных сюжетов, в двух студиях с трудом втискивалось все, что необходимо было для нынешнего живого эфира. Поэтому съемки на Шаболовке производились только в ночное время. Зная об этом, я как-то попробовал в разговоре с Александрой Александровной забросить удочку. Она отнеслась к моей затее без большого энтузиазма, но и не отвергла категорически.

-Когда вы хотите это сделать?
-Примерно через месяц, — ответил я.
-Помилуйте, ну разве я могу в мои годы планировать что-нибудь
на месяц вперед? Прожила день, и слава Богу!
-Но в принципе вы не возражаете?
-В принципе не возражаю.

Окрыленный, на следующий день я заказал съемку, предварительно выяснив в Малом театре, что с 28 января по 5 февраля 1959 года Яблочкина в спектаклях не занята.

За пару дней я решил наведаться к Александре Александровне, чтобы напомнить о нашей договоренности: ведь надо было заручиться согласием ее партнеров.

Настроение Яблочкиной в тот вечер было отменное, и потому я решил, не мешкая, перейти к делу.

С 27 января по 5 февраля 1959 года в Кремлевском театре действительно проходили концерты мастеров искусств страны для делегатов и гостей XXI съезда КПСС.

В этой не было никакой позы или кокетства. Напротив, вся сущность Александры Александровны, ее непосредственность и искренность как нельзя лучше проявились в этот момент. Да так, что Владимир Александрович тут же устыдился своих слов, словно провинившийся школьник, подошел к старейшине Дома Островского, низко поклонился и поцеловал ей руку. А Александра Александровна, испытывая, видимо, некоторую неловкость за резкость тона, в знак окончательного примирения дружески-нежно погладила склоненную голову, давая понять, что инцидент исчерпан. Многие ли общественные деятели — и не только театральные — являют столь завидную щепетильность в подобных ситуациях?…

-Вот и прекрасно! — воскликнул Шуб.
Что же в этом прекрасного? Вы же знаете, что у нас любят все делать последнюю минуту. Выходит, я должна лежать все это время?

К сожалению, к словам этим никто в ЦК КПСС не прислушался. В январе 1964 года состоялся очередной Съезд ВТО, на посту председателя ВТО оказался М. И. Царев. А в марте того же года Александры Александровны не стало.

Александра Александровна последний раз выступила на сцене в 1961. С 1915 Яблочкина возглавляла московское отделение Всероссийского театрального общества, в 1917-1964 - Всероссийское театральное общество.
Написала воспоминания "Жизнь в театре" (1953), "75 лет в театре" (1960) - книга посвящена театральной жизни Москвы. Государственная премия СССР (1943). Награждена 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Читайте также: