Актуальные проблемы соблюдения и защиты прав детей в рф кратко

Обновлено: 30.06.2024

Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, причинение ему вреда, создает условия для охраны и защиты этих прав.

Органы прокуратуры занимают чрезвычайно важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, охватывает самый широкий спектр работы прокурора и призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей.

Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении, как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию, содержанию, а соответствующие структуры не уделяют им должного внимания, что нередко приводит к совершению детьми правонарушений и преступлений.

Ежегодно прокурорами разрешаются тысячи обращений, связанных с нарушением прав детей и подростков, проводятся проверки органов и учреждений, работающих с детьми, пресекаются факты незаконных действий чиновников различного уровня, обеспечивается участие в судебных разбирательствах, принимаются меры к восстановлению законности.

Прокуроры выстраивают свою работу в тесном взаимодействии с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

  • осуществление постоянного надзора за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей;
  • пресечение фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных организациях;
  • исполнение органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей;
  • обеспечение исполнения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, оказания им качественных медицинских услуг;
  • надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • исполнение законодательства об образовании, реализации образовательными организациями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования;
  • проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию;
  • требование от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних в ходе досудебного производства по уголовному делу, а также другие направления работы.

При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Правозащитная деятельность прокуроров и впредь будет осуществляться в соответствии с реализуемой государственной политикой и исходить из состояния законности в сфере защиты прав и законных интересов детей.


В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с регулированием правового положения несовершеннолетних детей по современному гражданскому законодательству, а также предложены пути решения этих проблем. Особое внимание уделяется роли государственных органов в обеспечении защиты прав ребенка как личности.

Ключевые слова: правовое положение, несовершеннолетние, государство, возраст, защита прав детей

Проблема правового положения несовершеннолетних детей в РФ актуальна, главным образом потому, что государство, гарантируя имущественное обеспечение для детей, не уделяет вместе с тем, по нашему мнению, должного внимания проблемам охраны нормального развития и благополучия ребенка.

Проблема осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к основным проблемам современного мира, так как она определяет дальнейшую судьбу общества. Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих детей и заботе о них (ст. 38 Конституции РФ) [1, с 65]. Без иждивения, обеспечиваемого родителями, а в случае, когда нет родителей, опекунами, попечителями, а также органами государства, на которые возложены функции по опеке над несовершеннолетним ребенком, ребенок не получит должного воспитания, не сможет стать достойным представителем общества.

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что основной целью данной статьи является анализ правового положения несовершеннолетних детей в России.

На современном этапе развития государства и его правовой системы, с позиции глобализации в политико-правовой, социально-экономической, нравственно-культурной сферах жизни общества, все более актуальным становится повышение эффективности такой правовой модели, которая обеспечит охрану и защиту основных прав и законных интересов человека, включая детей. Отражение универсальных принципов и норм международного права в Конституции РФ предопределило признание высшей ценностью прав и свобод человека, соблюдение и защита которых гарантируется государством.

Провозглашение в ст. 7 Конституции России социальным государством обуславливает создание в рамках национальной политики такого государственного механизма, который обеспечит достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим, одним из важнейших аспектов правовой политики проводимой государством является улучшение механизма надзора за соблюдением прав семьи и ребенка.

Направления, имеющие особое значение в сфере охраны прав ребенка, определились в процессе становления и развития зарубежной и отечественной правовых систем, а результатом этого развития стало появление основных принципов и норм международного права [2, с. 273].

Признание прав семьи и ребенка в российском праве объектом государственно-правовой защиты, повлекло за собой внесение в уголовное законодательство поправок, которые содержат в себе соответствующие составы преступлений и меры уголовно-правового воздействия.

Производя исследование вопросов, касающихся правового положения несовершеннолетних детей в России, хочу обозначить, что права и обязанности по воспитанию ребенка в соответствии с действующим законодательством содержатся в большом количестве нормативных актов о правах несовершеннолетних и обязанностях родителей или опекунов.

Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в Российской Федерации основывается на универсальных принципах и нормах международного права, которые отразились на нормах Конституции РФ и законодательных актов соответствующей отрасли права.

В соответствии с Конституцией РФ, одним из важнейших направлений правовой политики государства является охрана семьи, материнства, отцовства, забота о детях и их воспитание. Основываясь на положениях Конституции РФ, Семейный кодекс [3, с. 53]. (далее — СК РФ) содержит принципы политики государства, направленной на защиту интересов семьи, определяя: обязанности родителей в отношении детей; обязанности совершеннолетних детей в отношении нетрудоспособных родителей; защиту прав и законных интересов ребенка родителями, органом опеки и попечительства, прокуратурой и судом; алиментные обязательства членов семьи, порядок уплаты и взыскания алиментов.

Несовершеннолетние дети, так же как и взрослые, обладают личными неимущественными правами, такими как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и т. д. Все эти права неотчуждаемы и непередаваемы.

Проводя анализ правового положения детей, можно одновременно заметить снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей; недостаточная развитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей очень малы); рост безработицы и т. д. [4, с. 325]. Органы государства соответствующего профиля, как правило, обращают свое внимание на ребенка и действуют в отношении него принудительными мерами воздействия только тогда, когда он уже совершил какое-то правонарушение или преступление. Но в это время воздействие уже становится запоздалым.

Указанные проблемы можно решить в том случае, когда установленные и санкционируемые государством правила поведения обеспечиваются мерами юридической ответственности за их неисполнение. Это касается и гарантий защиты прав несовершеннолетних детей.

Важнейшим упущением в обеспечении исполнения родителями конституционных обязанностей является то, что обычно государство игнорирует качественную сторону процесса воспитания, пока дело не приобретает слишком серьезный оборот. Это может выражаться в отсутствии заботы со стороны родителей, оставлении ребенка без еды на несколько дней, долговременном непосещении ребенком школы и т. д.

Немаловажной проблемой правового положения несовершеннолетних детей является и то, что зачастую родители, воспитывая ребенка, уделяют внимание лишь тем аспектам его формирования как личности, которые непосредственно направлены на несовершеннолетнего (обучение ребенка в школе, сопровождение его в различные кружки и секции), а культурно-нравственное воспитание отходит на второй план. Тем не менее, культурное и нравственное развитие ребенка главным образом зависит от личных качеств родителей, их моральных ценностей. Сегодня эта сторона в процессе воспитания не учитывается. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. [6, с. 123] допускал лишение родительских прав, если поведение родителей негативно влияло на детей (ст. 59.). И, на мой взгляд, это было правильным решением.

С правами одного лица соотносятся обязанности другого. А поскольку психическое и умственное развитие ребенка заведомо уступает взрослому, то государство, от имени общества, берет на себя обязательство по контролю над родителями [5, с. 372]. Это значит, что родители имеют обязанности по воспитанию ребенка не только перед детьми, но и перед государством. Поэтому необходимо конкретно определить меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, касающихся воспитания ребенка и заботы о нем, так как в СК РФ эти меры носят общий характер.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что лишь внимательное отношение к проблемам практического применения норм, которые регулируют права несовершеннолетних и внесение в законодательство изменений, которые создадут реальные условия по ликвидации беспризорности среди несовершеннолетних, а также уменьшат факты жестокого обращения с детьми, снизит возможность негативного влияния родителей на формирующуюся психику ребенка.

  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Сравнительное право: Учебно-методический комплекс / под ред. В. В. Безбаха, К. М. Беликовой, А. Н. Кирсанова. М.: ГОУ ВПО РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.
  3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
  4. Леженин В. Н. Правовые вопросы семейного воспитания детей. – Воронеж, 2012.
  5. Нечаева А. М. Семейное право: Учеб. пособие. – М.: Приор, 2014.
  6. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, правовое положение, Конституция РФ, обязанность родителей, родитель, воспитание ребенка, главный образ, орган государства, Россия, СК РФ.

Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, - ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: право на жизнь, жить и воспитываться в семье, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей, общаться с родителями и другими родственниками, на защиту неприкосновенности личности, от эксплуатации и оскорбления, алкоголя и наркотиков, защищать свои права, выражать свое мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие.

Необходимо сказать и о высочайшей сложности выявления нарушений прав детей. Одновременно распространенности их в нашей стране во многом способствует массовый правовой нигилизм взрослого населения и детей. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости повышенной защиты прав ребенка. При этом нарушения прав несовершеннолетних совершаются практически повсеместно: в семье, школе и других образовательных организациях, учреждениях здравоохранения, вне обычной среды жизни (например, на улице). Подобные правонарушения могут быть сопряжены с жестоким обращением, применением насилия или агрессии в отношении ребенка либо не связаны с такими действиями. Нарушения прав детей часто вовлекают их в антиобщественный образ жизни, включая совершение преступлений, или не вызывают противоправных последствий. Но любое нарушение прав несовершеннолетних порождает ответную реакцию: равнодушие и жестокость. Любое безнаказанное правонарушение в отношении ребенка ведет к его психическим отклонениям. Подростки, подвергавшиеся насилию, переносят его на взрослых, сверстников, особенно более слабых, на животных. Поэтому растет число убийств и тяжких преступлений среди подростков, в том числе отличающихся особой жестокостью и глумлением над потерпевшими. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.

В перечень субъектов нарушений прав несовершеннолетних входят родители и члены семьи ребенка, учителя, сверстники, должностные лица государственных органов.

В связи с изложенным представляется необходимым рассмотреть некоторые наиболее распространенные нарушения прав детей.

Не всегда обеспечиваются каждому ребенку право на воспитание в семье. Доказательством тому служат возросшие безнадзорность, беспризорность и преступность несовершеннолетних. Указанное право предполагает контроль со стороны родителей поведения детей и обязанность обеспечивать материальные и духовные условия нормальной жизни и воспитания ребенка, охрану их здоровья, образование и развитие. Наиболее сложно реализовать право на воспитание в семье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с психическими и физическими отклонениями. Сегодня в специальных государственных воспитательных учреждениях находятся несовершеннолетние, которые имеют живых родителей, которые уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав или находятся в местах лишения свободы.

С правом на воспитание в семье тесно связано право на образование, реализация которого сильно затруднена для неблагополучных детей: беспризорных, безнадзорных, несовершеннолетних из малообеспеченных семей. Такие семьи зачастую не могут обеспечить своего ребенка всем необходимым для школы.

Судебный пристав-исполнитель, возбуждая исполнительное производство по исполнительному листу об уплате алиментов, действуя в рамках законодательства, запрашивает информацию о доходах ответчика в органы государственной власти - территориальные инспекции по налогам и сборам. Информация в инспекцию поступает от работодателя (в случае устройства на работу) или от самого должника (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем). Таким образом, информация о доходах, превышающих официальные, судебному приставу-исполнителю неизвестна. А зачастую такие доходы значительно выше тех, которые были задекларированы. Бывают случаи, когда индивидуальные предприниматели, имеющие хорошо налаженный и приносящий доход бизнес, предпочитают отказаться от предпринимательской деятельности с целью уменьшить уровень своих официальных доходов, сведя их, практически, к нулю.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов (статья 69 Семейного кодекса Российской Федерации). Необходимо отметить, что это крайняя мера гражданско-правовой ответственности, при этом необходимо доказать злостность неуплаты алиментов на ребенка. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит норму о привлечении недобросовестных родителей к уголовной ответственности (статья 157 - злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

В соответствии с законодательством, в случае, если факт злостной неуплаты алиментов был установлен в процессе лишения отца родительских прав решением суда, вступившим в законную силу, он должен быть признан виновным без дополнительной проверки (преюдиция). При этом, такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле (статья 90 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушение имущественных прав ребенка при выплате алиментов со стороны родителей происходит по разным причинам.

Во-первых, это определенная правовая неграмотность многих родителей, незнание своих прав и прав своего ребенка. Зачастую это приводит к тому, что родители не всегда вовремя и эффективно обращаются за защитой прав ребенка.

Еще одна причина нарушения имущественных прав ребенка в связи с неуплатой алиментов, которая имеет очень важное значение - это степень родительской любви и ответственности родителей, проживающих отдельно от ребёнка. Не секрет, что причиной неуплаты алиментов является не только имущественная несостоятельность должника и материальная невозможность содержать ребёнка, но и другие причины, которые с достатком родителя никак не связаны.

Это непонимание и нежелание родителя понимать всей степени ответственности за своего ребенка, его потребностей. Здесь проблема родительской культуры и тех ценностей, которые являются значимыми для общества в целом. Таких родителей надо воспитывать, необходимо формировать общественное мнение и нетерпимость такого отношения к детям.

Серьезное значение имеет и организация исполнительного производства по делам, связанным с алиментными обязательствами. В данном контексте можно выделить сложность и практическую невозможность взыскания алиментов с доходов должника, которые им не декларируются. В таком случае доказывать, что реальный уровень доходов должника существенно превышает задекларированный, должен сам взыскатель. Мы знаем, насколько это сложно, учитывая, что в обязанности судебного пристава-исполнителя такое доказывание не входит, для взыскателя это становится практически невозможно. Сложность заключается также и в том, что исполнительное производство зачастую носит затянутый и неэффективный характер (несвоевременность принятия мер по розыску должника, неэффективность принимаемых мер по понуждению должника к уплате алиментов).

Одной из причин является несовершенное законодательство, которое позволяет должникам иметь огромные задолженности по алиментам и при этом беспрепятственно приобретать недвижимое и движимое имущество, осуществлять поездки за пределы Российской Федерации, успешно вести предпринимательскую деятельность. Видится необходимость также и в установлении административной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, и в уточнении условий наступления уголовной ответственности за злостную неуплату алиментов по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Достаточно часто возникают сложности и разногласия по вопросам выселения бывших супругов из жилого помещения, находящегося в собственности другого супруга. Особенно болезненно этот вопрос встает, если общие дети остаются с тем родителем, которые не имеют жилья. Норма части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет собственнику при разводе выселять бывших членов семьи. До 2007 года судебная практика часто шла по пути выселения несовершеннолетних детей вместе с их родителями. В 2007 году Президиум Верховного суда Российской Федерации дал разъяснение о том, что дети не могут быть бывшими членами семьи (для того, чтобы дети стали бывшими членами семьи, необходимо лишить родителей родительских прав), право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребёнком и после расторжения брака. Таким образом, вопрос с жильем ребенка после развода родителей решен, однако проблемы остались. Пожалуй, один из самых сложных вопросов, связанных с нарушением прав ребенка после расторжения брака, является вопрос продажи или иного отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние.

Необходимо отметить, что нарушение прав ребенка не связано напрямую с прекращением родителями семейных отношений, однако в этой ситуации он наиболее обостряется. При совместном воспитании ребенка родители, как правило, могут договориться между собой. При раздельном проживании желание противоречия бывшему супругу порой приводит к тому, что родители, проживающие отдельно от ребёнка, стремятся осуществить сделки с имуществом без участия несовершеннолетнего, что приводит к незаконной продаже жилья и к нарушению прав ребёнка.

Конституционный принцип защиты детства (статья 39 Конституции Российской Федерации) предполагает, что в силу особенностей развития ребенка и неспособности его в полной мере осуществлять защиту своих прав, дети находятся под защитой государства. В то же время забота о детях и их воспитание возлагается на родителей (пункт 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации). В настоящее время вопрос соблюдения жилищных прав ребёнка является очень актуальным, важно сохранить за ребёнком конституционное право на жильё в любой ситуации, при совершении любых сделок с жильём.

Сейчас этот пробел в законодательстве устранен. Конституционный суд Российской Федерации признал пункт 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 38 (часть 2), 40 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) в части, не позволяющей защищать права несовершеннолетнего, проживающего в жилом помещении, в случае отчуждения этого помещения, если он формально не отнесён к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся без родительского попечения (по данным органа опеки и попечительства), но фактически лишен опеки либо считается находящимся на попечении родителей, при том, что такая сделка - вопреки установленным законом обязанностям родителей - нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего. Отчуждение такого имущества может быть осуществлено только с разрешения органа опеки и попечительства. При этом сделки, совершенные ранее, можно признать несоответствующими законодательству, то есть недействительными.

Семьи, в которых дети не имеют необходимого для нормального роста и развития, предоставлены сами себе или подвержены насилию со стороны родителей (иных лиц) не должны оставаться без внимания органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Оказать посильную помощь в выявлении таких семей может каждый неравнодушный гражданин. О ставших известными фактах нарушения прав детей следует сообщать участковому уполномоченному полиции или в отделение полиции либо проинформировать местную администрацию о том, что есть дети, нуждающиеся в защите и помощи государства. При наличии фактов о непринятии необходимых мер указанными органами, граждане вправе обращаться в органы прокуратуры как письменно, так и обратившись на консультативный прием.

Решение проблемы борьбы с насилием в отношении детей может быть только системным: следует использовать весь комплекс профилактических и правоохранительных мер, повышать правовую и психологическую грамотность россиян, формировать в обществе отношение к насилию как к преступлению.

Особого внимания заслуживает право детей на половую неприкосновенность. Результаты выборочных исследований показывают, что несовершеннолетние составляют более 37% жертв половых преступлений. За последние годы значительно увеличилось число действий сексуального характера с лицами, не достигшими 16-летнего возраста (в 30,8 раза), развратных действий (в 3,6 раза). По данным МВД России, количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, а интернет-материалов - в 25 раз. По оценкам независимых экспертов, объем подобных ресурсов достиг более 300 млн. веб-страниц. При этом средняя посещаемость одного сайта составляет около 30 тыс. человек в месяц. Исследования ведущих криминологов показывают, что возраст жертв сексуальных посягательств колеблется от 4 до 15 лет, чаще всего подвергаются насилию дети от 3 до 9 лет. Причем каждый год число подобных преступлений увеличивается. С целью усиления защиты права ребенка на личную неприкосновенность необходимо, во-первых, усилить наказание за подобные действия, в т.ч. для родителей и лиц, их заменяющих, а также сотрудников правоохранительных органов.

Анализ политики государства в области защиты интересов детей в различные исторические периоды. Обеспечение прав ребенка как глобальная проблема современности. Нормотворческая деятельность в данной области. Современная концепция ювенального правосудия.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 31.10.2017
Размер файла 25,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблема защиты прав ребенка в России

С давних пор и по сей день проблема защиты прав ребенка является актуальной не только в России, но и во всем мире. До сих пор дети представляют собой ту часть населения, права которой постоянно нарушаются. Но ребенок - самостоятельная личность, которая в скором времени внесет свой вклад в развитие страны. Поэтому на сегодняшний день проблема защиты прав ребенка, то есть забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании, стала мировой и общечеловеческой.

Рассмотрим положение ребенка в России. Для нее проблема защита детства всегда стояла чрезвычайно остро, начиная со времен Древней Руси и заканчивая настоящим. Еще в Древней Руси были приняты попытки охраны детства. Далее, уже во время правления Петра I, были приняты шаги к улучшению положения детей: были открыты школы, созданы госпитали для незаконнорожденных детей, вводится институт опекунства и попечительства (1714).

XIX век стал началом зарождения детской юстиции. Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране. В XIX веке произошли существенные изменения и в сфере трудовой занятости детей: была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками, позже обучение в школе малолетних тружеников стало входить в их рабочее время, а детский труд был ограничен до 8 часов.

Начало XX века было охарактеризовано сложной политической и социально-экономической обстановкой в стране, что не позволило новому правительству вплотную заняться проблемой защиты прав ребенка. Но все же некоторые шаги к этому были предприняты. Так, в Конституции РСФСР (1918) было провозглашено право рабочих и беднейших классов крестьян на всестороннее и бесплатное образование. В 1918 году Комиссариат народного образования публикует программу бесплатного, обязательного и атеистического обучения.

Положение детей во время Великой Отечественной войны было печально, но все же правительством были предприняты меры по улучшению их положения. В отношении детей из осажденных городов правительством страны были приняты решения об отправке их в глубокий тыл. Для детей, эвакуированных из временно оккупированных районов, в ряде восточных регионов страны были открыты школы-интернаты. Правовое положение детей в послевоенный период подчинялось правилам довоенного времени.

Начиная с 1991 года, в Российской Федерации было принято большое количество документов, затрагивающих интересы детей, в которых были предусмотрены нормы об ответственности родителей за насилие по отношению к детям, за их безнадзорность; ответственности родителей, лиц, их заменяющих, а также воспитателей, педагогов, врачей за нарушение физического, психологического, морального и духовного здоровья детей и подростков, за ненадлежащее исполнение ими обязанностей по охране жизни и здоровья детей.

Эти программы направлены на обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей, профилактику заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте. Также в числе приоритетных направлений - укрепление семьи как социального института, развитие системы социальной защиты семьи, повышение эффективности поддержки социально уязвимых семей с детьми, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение числа детей в детских интернатных учреждениях.

Но обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество, не только Россия. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. К сожалению, следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.

Окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. Устав определил также органы, которые координировали сотрудничество государств по защите прав человека: Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации (ст. 13), Экономический и Социальный совет делает рекомендации и создает комиссии по поощрению прав человека (стст. 63, 68). Для этих целей были также созданы специальные органы как универсального характера (Комиссия по правам человека), так и функционального -- по защите отдельных категорий населения (Комиссия по положению женщин, Комиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями). Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением. Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка. Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО). Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:

1. разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;

2. создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

3. содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность)

4. оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка. В Декларации говорится:

1. о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни было признакам (пр. 1);

2. о праве ребенка на нормальное развитие (пр. 2);

3. о праве на получение образования (пр.7).

4. согласно Декларации, ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации (пр. 9);

5. ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание (пр. 4).

Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении (пр. 5). Последний принцип посвящен вопросам воспитания ребенка (пр. 10). Таким образом, Декларация прав ребенка 1959г. сформулировала принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка.

Несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-хгг. стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечать специальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка. Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (ст. 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка:

1. на выживание и развитие (ст. 6),

2. на сохранение индивидуальности (ст. 8),

3. на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12),

4. на неучастие в военных действиях (ст. 38),

5. на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39).

В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются "широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей".

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля над выполнением положений Конвенции -- Комитет по правам ребенка.

Новый виток развития права ребенка получили после состоявшейся 30 сентября 1990г. в Нью-Йорке Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. На этой встрече были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации. В этих документах сформулированы конкретные цели, которые должны быть реализованы, а именно:

1. борьба с основными детскими заболеваниями;

2. сокращение смертности детей в возрасте до 5 лет;

3. снижение уровня материнской смертности;

4. оказание повсеместной поддержки детям-инвалидам;

5. предоставление защиты детям в условиях вооруженных конфликтов;

6. обеспечение всем детям доступа к базовому образованию.

Все государства -- участники Всемирной встречи, а также многие другие государства, впоследствии присоединившиеся к Декларации и Плану действий, обязались составить подробные национальные программы для достижения поставленных целей.

Также для создания более эффективного механизма защиты прав ребенка многие страны создают у себя специальные органы по защите прав детей: институты уполномоченных по правам ребенка (омбудсмены по правам ребенка), а также детские (ювенальные) суды.

Но вернемся к проблеме защиты прав ребенка в России. Несмотря на то, что было принято большое количество документов, направленных на решение данной проблемы, они не смогли внести достойную лепту в изменение положения детей к лучшему. Во многих законах не описано детально, кто должен заниматься данным вопросом, какие меры должны быть предприняты, и, главное, кто за это должен отвечать. Кроме недействующих законов, есть законы напрямую дискриминационные, нарушающие права ребенка, прописанные в Конституции (к примеру, закон, отменяющий необходимость согласия органов опеки на совершение сделок с недвижимостью, где прописаны несовершеннолетние).

Следует отметить, что на сегодняшний день возникла тенденция к ухудшению социально-экономического положения детей по ряду параметров, также ухудшилось их правовое положение, и при этом некоторые негативные тенденции продолжают нарастать. Это возникло оттого, что отсутствует закрепленный в нормативно-правовых актах эффективный механизм контроля, который бы заставил органы исполнительной власти, местного самоуправления и государственные учреждения выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей.

Я считаю, что многих проблем в сфере защиты прав ребенка можно будет избежать, если перенести обязанности по решению этой проблемы с федерального на региональный уровень. В таком случае субъекты получат большую свободу в выборе форм и способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства с учетом социальных, демографических и национальных особенностей своих территорий.

Сегодня, несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации, реальные механизмы защиты прав детей - самой бесправной части российского населения - продолжают отсутствовать. Поэтому я считаю, что на данный момент возникла необходимость введения в России ювенальной юстиции и поста Уполномоченного по правам ребенка.

Ювенальное правосудие, т. е. ювенальный суд способен предупредить и устранить нарушение прав ребенка в семье и обществе, устраняя тем самым дальнейшее возможное противоправное поведение так называемых социальных сирот, т. е. детей, оставшихся без попечения родителей.

Современная концепция ювенального правосудия (ювенальной юстиции) настаивает на том, чтобы каждый подросток, попавший в поле зрения ювенальногосуда, был, прежде всего, обследован на предмет нарушения его прав и законных интересов. Для этой цели и создана система органов ювенальной юстиции в ведущих странах мира. К этой же цели должно стремиться современное ювенальное правосудие в России.

Пока что в нашей стране не создан аппарат ювенальной юстиции, а был проведён лишь эксперимент по его внедрению в ряде регионов, который, к сожалению, так и остался экспериментом.

Но не только в компетенцию ювенальной юстиции входит решение вопроса по защите прав ребенка. Такими же обязанностями обладает Уполномоченный по правам ребенка. В сферу его деятельность входит:

1. защита прав конкретного ребенка и представительство его интересов;

2. расследование дел по индивидуальным жалобам детей;

3. наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей;

4. внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей;

5. содействие повышению информированности о правах ребенка как самих детей, так и взрослых;

6. действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями;

7. представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросе соблюдения прав ребенка.

Как показывает опыт государств, создавших у себя институты уполномоченных по правам ребенка, наличие данных институтов является важным механизмом защиты прав и интересов детей, поскольку омбудсмены по правам ребенка являются независимыми органами, наделенными правом выступать от имени детей и одновременно сосредоточивающими свою деятельность исключительно на защите их интересов.

К сожалению, пост Уполномоченного по правам ребенка в России введен только в ряде субъектов (в Волгоградской, Новгородской, Калужской, Московской, Свердловской, Кемеровской, Самарской областях, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в Красноярском и Краснодарском краях, Чеченской республике и республике Северная Осетия-Алания). На сегодняшний день вопрос о создании поста Уполномоченного по правам ребенка оставлен на усмотрение субъектов Российской Федерации. Такой вариант обеспечивает доступность уполномоченного для детей по их месту жительства, позволяет более оперативно реагировать на нарушение их прав, а также установить действенный независимый контроль над детскими учреждениями на территории региона. Но, несмотря на все достоинства, во многих субъектах Российской Федерации пост уполномоченного по правам ребенка до сих пор отсутствует.

Политика в интересах детей - дело, ответственность за которое несет не только государство, но и само общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей и своей страны. Поэтому и вырабатываться, и реализовываться эта политика должна совместными усилиями всего общества.

ребенок право ювенальный

Список использованной литературы

4. Декларация прав ребенка

Подобные документы

Исследование и анализ международного и национального законодательства отдельных стран, судебной и правоприменительной практики в области защиты прав и интересов детей. Практические рекомендации по усилению мер, принимаемых в сфере защиты прав ребенка.

дипломная работа [143,8 K], добавлен 08.04.2014

История развития международно-правовой защиты прав детей, главные принципы данного процесса, этапы формирования соответствующей Конвенции. Деятельность ООН, ЮНИСЕФ и всемирного банка в области защиты прав ребенка. Проблемы применения правовой защиты.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 17.01.2014

Значение правовых норм для воспитания несовершеннолетних. Проблема защиты детей в России. Перечень основных прав ребенка. Конвенция о правах ребенка как акт о правах ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей.

реферат [18,5 K], добавлен 22.03.2010

Определение прав ребенка как самостоятельного субъекта права. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция как важный инструмент системы защиты прав детей. Правительственные федеральные целевые программы для обеспечения защиты прав детей.

реферат [21,9 K], добавлен 26.07.2010

Понятие и место судебной защиты в системе охраны прав и интересов ребенка. Классификация судебных споров о детях. Подсудность дел и порядок обращения в суд. Судебная защита неимущественных и жилищных прав детей, деятельность прокурора в интересах детей.

Читайте также: