Культура в годы великой отечественной войны кратко по пунктам таблица

Обновлено: 02.07.2024

1. Культура в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

2. Потери культуры в годы войны

• В годы Великой Отечественной войны наша
культура понесла огромные потери. Всего
было уничтожено свыше 82 тысяч школ,
около 2 тысяч высших и средних
специальных учебных заведений, более 60
научно-исследовательских институтов, 44
тысячи Дворцов культуры и библиотек,
украдено 180 миллионов книг, утрачено 564
тысячи художественных произведений,
разграблено 430 музеев.

3. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в

Спасском-Лутовинове,
П.И. Чайковского в Клину
Усадьба А.С.Пушкина в Михайловском
Усадьба И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове
Усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне
Усадьба П.И. Чайковского в Клину
Дом – музей в годы войны

4. В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города: Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев.

Громадный ущерб был
нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более
80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено
гитлеровцами в Минске.
г. Новгород в годы войны
г. Ленинград в годы войны
г. Сталинград в годы войны
г. Минск в годы войны

5. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12

6. Петергоф в годы войны Великая Отечественная война нанесла урон бесценным сокровищам Петергофа. Город был оккупирован фашистами

в ночь с 22 на 23 сентября 1941 года. Ворвавшись в город, немецкие
захватчики сразу же приступили к грабежу ценностей дворцов-музеев. Во время оккупации были
уничтожены или пострадали 20 дворцов, храмы и парки. Петергоф был превращен в пепелище.
Только в январе 1944 года он был освобожден Советской армией. И сразу же было начато
восстановление фонтанов, расчистка парков. Пуск первой очереди фонтанов был в 1946 году. Не все
дворцы были восстановлены. Безвозвратно погиб Английский дворец - творение Растрелли и два
дворца герцогов Ольденбургских, Розовый павильон в Старом Петергофе. Старый Петергоф оказался
на линии фронта и был полностью уничтожен. Позднее были восстановлены дворцы. Наши
талантливые реставраторы многое сделали для восстановления Нового Петергофа. Восстановлены
фонтаны, парки, дворцы.

7. Эрмитаж в годы войны 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и сотрудники Эрмитажа сразу же приступили к

Эрмитаж в годы войны
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, и сотрудники Эрмитажа сразу же
приступили к эвакуации музейных коллекций. 30 июня первый железнодорожный эшелон,
состоявший из багажных вагонов, увез в тыл около полумиллиона экспонатов Эрмитажа.
Второй эшелон отбыл из Ленинграда 20 июля – с ним было отправлено около 700 тысяч экспонатов.
Ящики с эрмитажными коллекциями разместили в подвалах Ипатьевского особняка, где в 1918 году
был расстрелян Николай II и его семья, часть экспонатов в картинной галерее Свердловска.
Директором филиала Эрмитажа в Свердловске был назначен В.Ф.Левинсон-Лессинг.
Третий эшелон из Ленинграда уйти не успел. Экспонаты остались в осажденном городе. В течение 900
блокадных дней сотрудники Эрмитажа делали все возможное и невозможное для сохранения
музейных сокровищ.

8. Образование в годы войны

- Война нанесла удар по системе
образования
- Были разрушены десятки школьных
зданий, а в уцелевших размещались
военные госпитали
- Из-за нехватки бумаги школьники
порой писали на полях старых газет
- Школьные учебники заменял
рассказ учителя

9. Образование в годы войны

Число средних школ сократилось на треть. Но обучение
детей не прекращалось. Нередко школьники обучались
в три смены, с уроками по 35-40 минут, с
пятиминутным перерывом.
Обучение велось даже в осажденных Москве,
Севастополе и Одессе, в блокадном Ленинграде, в
партизанских отрядах Украины и Белоруссии
Огромное значение в школе военного времени
отводилось трудовому обучению школьников. В
первые же дни войны местные партийные,
комсомольские и советские органы, отделы
народного образования, руководители школ
организуют школьников на оказание помощи
сельскому хозяйству, промышленности и
транспорту, чтобы заменить взрослых,
мобилизованных в Красную Армию.

10. Наука в военные годы Успехи в авиации


С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были
поставлены все достижения отечественной науки и техники.
В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные выдающимися
конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н.
Микояном, А.С. Яковлевым и другими.
С. А. Лавочкин
Самолет La - 250
А. Н. Туполев
С. В. Илюшин
Самолет ТУ - 2
Самолет Ил-5

11. Наука в военные годы Успехи в авиации

Н. Н. Поликарпов
А. С. Яковлев – советский
авиаконструктор
А. Н. Микоян – советский
авиаконструктор
Самолет – И -16

12. Наука в военные годы Успехи в танкостроении


Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами
Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали новые модели танков,
превосходившие аналогичную технику противника
Ж. Я. Котин
А. А. Морозов
С. Я Махонин
Танк – СКБ -2

13. Наука в военные годы


Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие
совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического
оружия.
А. Ф. Иоффе- создал первые
советские радиолокаторы
В. А. Дегтярев
П. Я Горюнов
С 1943 г. начались работы по
созданию а СССР ядерного оружия

14. Наука в военные годы

И. В. Курчатов
А. П. Александров
Ученые И.В. Курчатов и А.П.
Александров разработали новый
метод зашиты кораблей от мин.
Крупные проблемы решали ученые –
медики. Им удалось разработать
технологию массового внедрения
переливания крови и получения сухой
плазмы, сделать разработки
препаратов, способных ускорить
заживания ран, изготовить
приспособления для извлечения у
раненых металлических осколков
Но в тюрьмах ГУЛАГа
продолжали томиться многие
замечательные ученые. В годы
войны там погибли Н. И.
Вавилов, П. А. Флоренский и др.
Н. И. Вавилов
П. А. Флоренский

15. Литераторы о войне


С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ВОЙНЫ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ВНОСИЛИ ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В ДОСТИЖЕНИЕ ПОБЕДЫ
Первая повесть о войне – “Народ бессмертен” В.Гроссман. Начали создаваться такие
произведения, как “Они сражались за Родину” М.А.Шолохова, “Молодая гвардия” А.А.Фадеева.
М.А. Шолохов
А.А. Фадеев
В. Гроссман

16. Литераторы о войне


На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А.
Фадеев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них
не вернулся с войны. Десять писателей были удостоены высокого звания Героя
Советского Союза.
Осенью 1941 г. погиб детский
писатель А.П. Гайдар
В берлинской тюрьме Шпандау был замучен
немцами татарский поэт М. Джалиль, попавший
тяжелораненный в плен

17. Русская драматургия наполнилась пьесами “Русские люди” К.М.Симонова, “Нашествие” Л.М.Леонова, пьеса ”Фронт” А.Е.Корнейчука

18. Поэма о Василии Теркине , главный герой которой сочетал черты многих реальных людей и персонажа народных сказаний. Его образ

стал подлинно
народным среди населения страны.
А. Т. Твардовский
Теркин, Теркин, добрый малый,
Что тут смех, а что печаль.
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далеко вдаль.
Были листья, стали почки,
Почки стали вновь листвой.
А не носит писем почта
В край родной смоленский твой.
Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Из «Ленинградской поэмы О. Бергольц
О. Бергольц
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
О. да, мы счастье страшное открыли –
Достойно не воспетое пока,Когда последней коркою делились,
Последнею щепоткой табака;
Когда вели полночные беседы
У бедного и дымного огня,
Как будем жить, когда придет победа,
Всю нашу жизнь по новому ценя.
О. Бергольц

20. Музыка в годы войны

21. Музыка в годы войны

22. Театр в годы войны


Артисты театров и эстрады так же вносили свой вклад. В блокадном Ленинграде не прекращал
своей работы Театр комедии. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры. В
составе этих театров на фронт выезжали режиссеры А.Д.Дикий, Ю.А.Заводской, С.М.Михоэлс,
актеры И.В.Ильинский, М.И.Прудкин, М.И.Царев, Е.Н.Гоголева и др.
С. М. Михоэлс
Е. Н. Гоголева
И. В. Ильинский
М. И. Прудкин
М.И. Царев

23. Документальный кинематограф

24. Художественный кинематограф

25. Живопись

26. Скульптура

27. Церковь в годы войны


К началу войны церковь находилась в тяжелом положении. На свободе оставались
лишь 7 епископов Русской православной церкви во главе с местоблюстителем
патриаршего престола митрополитом Сергием
В сентябре 1943 года состоялась беседа руководителей церкви со Сталиным, который
пошел на встречу их пожеланиям и разрешил избрать нового патриарха, им стал
Сергий, образовать Священный синод, открыть несколько духовных семинарий,
освободил из заключения часть священников.
Патриарх Сергий
Встреча Сталина с
руководителями церкви
В годы войны было
разрушено много церквей

28. Церковь в годы войны


В годы войны церковь не только заняла активную , пробуждая и укрепляя
патриотические чувства верующих, но и оказала значительную помощь государству,
проявляя заботу об укреплении боевой мощи Красной армии. По призыву
митрополита Сергия были собраны средства на танковую колону имени Дмитрия
Донского.
Священники на оккупированных территориях поддерживали связь с подпольем,
партизанами, оказывали помощь мирному населению. Многие из них были убиты
гитлеровцами.
Танковая колона имени
Дмитрия Донского

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Наука и культура в годы Великой Отечественной войны

Уже с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, верности долгу, присяге, ненависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура, марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий ожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

hello_html_708d3e5a.jpg
hello_html_m34bc4b2a.jpg

В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы оказались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.

Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения военно-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, золотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на заводах и колхозных полях.

hello_html_m6153c719.jpg

Наука и техника.

В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г. на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Так, в конце 1941 г. была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стояли академики А. А. Байков, И. П. Бардин, С. Г. Струмилин, М. А. Павлов и др.

В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А. Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаря ученым-геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву, В. А. Обручеву и другим были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был вклад ученых-математиков П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова, Н. И. Мусхелишвили. Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов. Ученые А. П. Александров, Б/А. Гаев, А. Р. Регель и другие успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом "внутрь", а в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству плутония.

Ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Они находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы. Огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулева, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосова, профессоров-хирургов С. С. Юдина и А. В. Вишневского и других, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В. К. Модестов сделал ряд важных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей и др.

Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составили 3-3,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потемкиным.

В годы войны плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову,

М. Я. Крупчатникову, Ф. Ф. Петрову, Б. И. Шавырину и др. Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н. Е. Бере-зина, С. В. Владимирова, В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина, Б. Г. Шпитального. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки и внедрения новых образцов вооружения. Так, хорошо зарекомендовавшая себя 152-мм гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 г. за 18 дней, а массовый выпуск ее освоен за 1,5 месяца. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов - примерно в 5 раз. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского "Танкограда", сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову, Н. А. Кучеренко, А. А. Морозову, Л. С. Троянову и др.

Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских боевых самолетов превосходили по своим характеристикам самолеты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы А. А. Архангельский, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, В. М. Мясищев, В. М. Петля-ков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, А; С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин, С. К. Туманский, А. Д. Швецов.

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема . В июне 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, публицистические статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова и других писателей и поэтов. С 27 июня в Москве, а затем и в других городах вывешивались "Окна ТАСС" - агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до населения обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А. А. Адуев, Д. Бедный, С. И. Кирсанов, А. А. Жаров и другие, художники-графики и карикатуристы А. П. Бубнов, Н. А. Долгоруков, А. А. Радаков, М. М. Черемных. В 1942 г. при ТАСС создается производственна" мастерская "Окна ТАСС" под руководством художников Н. Ф. Денисовского и П. П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 "Окон ТАСС", которые распространялись и за рубежом - в С1ЙА, Швеции, Индии и других странах. Содержание "Окон ТАСС" было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению единства фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т. д.


Главное направление идеологии - укрепление патриотизма.

Усилилось прославление героического прошлого нашей страны.

Литература.


В печати и по радио развернулась патриотическую пропаганду.

Основная задача советской литературы в период войны – отображение жизнь воюющего народа, передача величие его подвига, стремление вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу.

Развивались специфические жанры, отражавшие суровые будни фронта и тыла – как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Основные авторы и произведения:

Живопись.







Кукрыниксы - это творческий коллектив советских художников- графиков-графиков и живописцев, в который входили народные художники СССР Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Кинематограф.


Кино брало из жизни примеры героизма, стойкости, самопожертвования и в свою очередь возвращало зрителю заряд мужества, оптимизма, ненависти к врагу и веры в победу.

Темы художественных фильмов:

3) Ненависть к фашизму.

4) Мужество женщин и детей.

5) Партизанская борьба.

Архитектура.

Главная задача - восстановление разрушенных войной зданий и городов.

Почти заново отстраивались города Сталинград, Киев, Минск, Новгород.

В Москве возводились знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской.

Основной задачей архитектуры и строительства военного времени были перебазирование предприятий в глубь страны, сооружение новых и реконструкция существующих заводов на Урале, в Сибири и Средней Азии; за годы войны было построено 3500 промышленных предприятий. Одновременно с заводами возникали заводские поселки, которые тогда застраивались в основном малоэтажными домами барачного типа.

Война принесла большие разрушения. Города и села лежали в развалинах.

В 1943 г. был создан Комитет по делам архитектуры для координации восстановления населенных пунктов. Многие города пострадали во время войны настолько, что их отстраивали заново. К их числу относится город-герой Волгоград. В нем была проведена полная перепланировка, улучшено благоустройство (архитекторы — авторы генплана: К. Алабян, В. Симбирцев, Н. Поляков, А. Пожарский, Е. Левитан и др.). Практически заново был построен Минск.

  • В годы войны более 42 тыс. деятелей искусства – актёров, музыкантов - вели военно-шефскую работу в действующей армии, на флоте, в госпиталях.
  • Было дано около 1360 концертов, каждый четвёртый – на фронте.
  • Создано более 3700 фронтовых бригад, 20 фронтовых театров.
  • Многие композиторы , находясь в действующей армии, продолжали творить : К.Я. Листов, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Хренников, В.И. Мурадели, Б.А. Мокроусов и др.

Советское искусство периода Великой Отечественной войны с честью выдержало жестокий экзамен военных лет

. Оно продолжало лучшие традиции.

Все искусство и литература в целом стремились к глубинному постижению трудового народа, к созданию национальных характеров, к широте изображения действительности.

Успехи советского искусства и литературы были обусловлены их высокой идейностью, целеустремленностью. Гуманизм, присущий нашему народу, проявился в годы Великой Отечественной войны и в живописных произведениях художников, и в текстах наших литераторов, и в произведениях великих скульпторов с особой силой.

В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И искусство стало могучим средством патриотической агитации, помогало в борьбе с фашизмом.

1941 23 июня - Пленум ЦК профсоюза работников искусств принял "Обращение ко всем творческим работникам", в котором задачей театрального искусства ставилось обслуживание частей действующей Армии и Военно-Морского флота. Начало создания фронтовых бригад.

1941 20 июля - в Ленинграде возник театр Народного ополчения, его актеры были вооружены.

1941 август – начало эвакуации из Москвы и Ленинграда деятелей науки и культуры.

1941 2 июля – создание Совета эвакуации по Академии наук СССР (уполномоченным назначен вице-президент АН СССР О.Ю.Шмидт).

1941 середина июля-август – эвакуация из Москвы и Ленинграда академических учреждений, формирование двух главных научных центров – в Казани (где разместились институты физико-математического, химического, технического профиля) и Свердловске (куда были эвакуированы институты геологического, металлургического, горного профилей).

1941 10 сентября – создание в Свердловске Комиссии АН СССР по мобилизации естественных ресурсов Урала под председательством В.Л.Комарова

1941 25 ноября - по инициативе секретаря ЦК, МК и МГК ВКП (б) А.С. Щербакова при Московском комитете партии создана Комиссия по истории обороны Москвы

1942 15 января - при АН СССР создана Комиссия по истории Великой Отечественной войныв целях сбора, обеспечения сохранности и частичной публикации материалов о Великой Отечественной войне (возглавили профессор, начальник Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александров и член-корреспондент АН СССР (позднее академик) И.И. Минц). Поддерживала связь со многими фронтами, армиями, дивизиями и партизанскими отрядами. Собрала большое количество документов, часть опубликовала. Упразднена в ноябре 1945 г.

1942 апрель - При президиуме Академии наук СССР создана Комиссия по научно-техническим военно-морским вопросам (председатель – академик А.Ф.Иоффе, ученый секретарь - И.В.Курчатов). Занималась модернизацией старых и созданием новых боевых кораблей, поиском способов защиты их от морских мин, повышением эффективности стрельбы корабельной артиллерии

1942 – создание и постановка театральных пьес "Русские люди" К.Симонова, "Фронт" А.Корнейчука и "Нашествие" Л.Леонова.

1942 9 августа – Первое исполнение 7-й симфонии Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде.

1942 28 сентября – начало советского атомного проекта под руководством И.В.Курчатова

1942 18 октября – Открытие Городского театра в блокадном Ленинграде. Труппа состояла из оставшихся в городе актеров разных коллективов.

1943 4 сентября - Встреча Сталина с высшими церковными иерархами – поворот в церковной политике богоборческого государства

1943 8 сентября – избрание Архиерейским собором патриарха Московского и всея Руси владыки Сергия (Страгородского)

11 февраля 1943 г. было принято постановление ГКО № 2872сс о начале практических работ по созданию атомной бомбы.

1943 – Введение в школах раздельного обучения для мальчиков и девочек с 5-го класса.

1943 - создании Киргизского филиала АН СССР,

1943 – создание Академий наук в Армении и Узбекистане,

1943 – создаётся Западно-Сибирский филиал АН СССР, Академия педагогических наук РСФСР

1944 – 1 января, Первое исполнение Гимна Советского Союза (музыка А.В.Александрова - слова С.В.Михалкова и Г.Эль-Регистана).

1944 –Введение в школах экзаменов на аттестат зрелости, золотых и серебряных медалей.

1944 – создана Академия медицинских наук СССР.

1945 – создание Академии наук в Азербайджане и Казахстане.

Вопросы для проверки

Уровень А.

Сколько ВУЗов действовало в Москве в 1941-1942 гг.

1. 22 июня 1941 г.

2. 24 июня 1941 г.

3. 27 июня 1941 г.

4. 30 июня 1941 г.

4. Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов)

Сколько полнометражных фильмов было создано в годы ВОВ.

В каком году в СССР начались работы по расщеплению урана?

7. Представителем бытового и пейзажного жанра в живописи были:

3. Дени (В. Н. Денисов).

4. П. Кончаловский.

1. Свинарка и пастух.

3. В шесть часов вечера после войны.

4. Разгром немецких войск под Москвой.

Какой фильм-сказка был снят во время Великой Отечественной войны?

Советская наука ориентировалась на военные нужды. Задачам обороны была подчинена работа физиков А. Иоффе, С. Вавилова, П. Капицы, Л. Мандельштама; химиков Н. Зелинского, И. Гребенщикова, А. Несмеянова, Н. Семенова. В 1943 г. на фронт отправили новые самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, сконструированные С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и др. Пускали в строй новые модели танков и стрелковое автоматическое оружие. Учеными И.В. Курчатовым и А.П. Александровым разработан новый метод защиты кораблей от мин.

К концу войны С. Королев и М. Янгель заложили основы ракетной техники. В Москве была организована лаборатория во главе с И. Курчатовым, занимавшаяся расщеплением урана.

Литература и стихи

Кинематограф

Музыка и театр

Действовали фронтовые театральные бригады и театры. Они создавались Всероссийским театральным обществом. Выступая на фронте, в прифронтовых районах, госпиталях, бригады прошли всю войну вместе с советской армией. За годы войны бригады провели 1350 тыс. спектаклей, концертов, творческих встреч.

Живопись

Потери культуры

За годы Великой Отечественной войны прекратили свою работу более 82 тыс. школ, около 2 тыс. высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Украдено 180 млн. книг, утрачено 564 тыс. художественных произведений, разграблено 430 музеев. Уничтожены фрески XII в. в новгородском Софийском соборе, рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского в Сталинграде.

Читайте также: