Актуальные проблемы культуры 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Переход от культуры к цивилизации О. Шпенглера, анализ его творчества. Исследование теории органического развития культур, формирование идеи гибели цивилизаций. Концепции цикличности истории к духовной жизни, перспективы культурного совершенствования.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 31.01.2016
Размер файла 23,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Переход от культуры к цивилизации О. Шпенглера

2. Идея гибели культур

Список использованной литературы

Одна из крупнейших работ Освальда Шпенглера "Закат Европы" открывается словами: "В этой книге будет сделана попытка определить историческое будущее". Действительно, немецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древности, и на основе проводимых им параллелей с современностью пытается определить судьбу Запада. Не случайно во введении к своему творению Шпенглер говорит о важности использования аналогий, замечая при этом, что "Техники сравнения еще не существует", и утверждает, что "здесь-то и скрыт корень. из которого только и может последовать широкое решение проблемы истории".

Но книга не исчерпывается попыткой переосмысления прошлого. В "Закате Европы" сформулирована оригинальная культуро-философская концепция автора, о которой до сих пор ведутся теоретические споры. Базовыми понятиями для этой концепции являются культура и цивилизация, которые немецкий теоретик понимает нетрадиционно, вкладывая в эти два слова особый смысл. Нельзя понять выдвигаемые Шпенглером положения, не разобравшись в используемых им терминах.

Целью данной работы является исследование теории органического развития культур О. Шпенглера.

1. Переход от культуры к цивилизации О. Шпенглера

Разработку своей концепции истории О. Шпенглер начинает с поиска решения проблемы метода. В нем он справедливо видит корень всякой серьезной рефлексии над миром и местом человека в нем. Уже первые шаги в указанном направлении наталкиваются на два принципиально разных образных ряда: мир как природа и мир как история. Со времен Галилея, замечает Шпенглер, стало общим место утверждать, что великая книга природы написана на языке математики (закона, пространства, причинно-следственной зависимости). На каком же языке написана книга истории? задается вопросом немецкий мыслитель и отвечает: на языке аналогии (морфологического сродства, жизненной органики, времени, судьбы).

Переход от культуры к цивилизации античность совершила в IV в. до н.э., Запад же вступил в него в XIX в. Внутренняя смерть античного мира произошла в римскую эпоху, для Западного мира, по мысли Шпенглера, она наступит около 2000 г.

У каждой культуры свое собственное мирочувствование, собственные страсти, желания и надежды; она доступна и понятна лишь тому, кто душой принадлежит этой культуре. Вживание, наблюдение, сравнение, непосредственная внутренняя уверенность, точная чувственная фантазия таковы, по Шпенглеру, основные средства исторического исследования, исследования культур и их индивидуальных судеб.

Основной чертой шпенглеровской историософии является последовательный, до конца проведенный исторический или социологический релятивизм.

2. Идея гибели культур

Идея завершаемости, гибели непосредственно вытекает из убежденности Шпенглера в неизбежности прохождения каждой культурой определенных стадий развития. "Неминуемость,и закономерное наступление, чередование этих стадий, делает периоды развития всех культур абсолютно тождественными, длительность фаз и срок существования самой культуры отмеренными, нерушимыми".

Как же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию и гибель культур? Зарождение культур, говорит он, происходит в тот момент, когда "из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного. "

Гибель культуры происходит после того, как "эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств. и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию". "Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются она становится цивилизацией".

Ранний период существования культуры время поисков средств выражения; время определения, формулировки идей. "Чем более приближается культура к зрелости, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм. тем яснее становятся ее черты." Наконец, завершив все, что можно было сделать, "усталая, вялая и остывшая", душа "теряет радость бытия и стремится . из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики. ".

Говоря о стадиях развития культуры, О. Шпенглер немедленно проводит параллели с античностью, Египтом и в первую очередь с Европой. Для него не подлежит сомнению то, что Запад давно превратился в цивилизацию, что душа его, которую он называет "фаустовской", находится в стадии завершения. Из этого положения и вырастает его тезис о неизбежной гибели Запада.

Блестящие аналогии, проводимые Шпенглером, заставляют нас увидеть в современности те явления, которые предшествовали исчезновению великих культур древности. Наиболее наглядно завершение внутренней идеи, создание стройной концепции, означающей конец творчества, показано на примере двух математик: античной и западной. "Теперь на этой высочайшей точке истощив все свои внутренние возможности и исполнив свое назначение быть отражением и чистейшим выражением идеи фаустовской души математика Запада заканчивает свое развитие, совершенно так же, как это сделала математика античной культуры в III веке".

Переход от культуры к цивилизации, говорит Шпенглер, вызывает появление "трех или четырех мировых городов", "которые всосали в себя все содержание истории и по отношению к которым вся остальная страна культуры нисходит на положение провинции . ". "Мировой город это означает космополитизм вместо, холодный практический ум вместо благоговения к преданию и укладу, научная иррелигиозность в качестве окаменелых остатков прежней религии сердца. ".

Житель мирового города не признает традиций, борьба с которыми есть, по мнению Шпенглера, борьба с культурой. Цивилизация, говорит философ, означает конец науки, искусства, философии, творчества.

Но вместе с тем в слова О. Шпенглера о цивилизации проникает некий всеобщий пафос, некое признание необходимости и важности этого периода. ". Для Шпенглера в цивилизации своя, новая жизнь, какой бы краткий век ей не был отмерен". Немецкий мыслитель утверждает, что искусства и философия в настоящее время истощены и бесплодны; он говорит, что "в наши дни изобретатели, дипломаты и финансисты больше философы, чем все те, кто занимается плоским ремеслом экспериментальной психологии".

Выдвигая тезис о том, что нынешняя эпоха иррелигиозности ("что вполне покрывается понятием об укладе жизни мирового города") есть одновременно период упадка, О. Шпенглер замечает, что не мы выбирали это время. "Все сводится к тому, чтобы уяснить себе это положение, эту судьбу, и понять, что, как бы мы ни обманывали себя относительно действительного положения вещей, мы не можем перешагнуть через него". Главный вопрос, который следует задать себе прежде, чем приступить к какой-либо проблеме "что доступно человеку в наше время и от чего он должен отказаться?" Итак, критикуя европоцентризм, Освальд Шпенглер создает концепцию, направленную на выявление исторического будущего Запада. Неминуемое последовательное наступление всех стадий различных формаций приводит нас к мысли о своеобразной повторяемости их развития. "Идея , и следовательно, обращена к Европе: множество культур повторяют, показывают гибнущей Европе ее судьбу".

Но, хотя философ говорит о закате Европы, его работу нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения. Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл, свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением. Теперь, когда понятия культуры и цивилизации в философии Шпенглера определены достаточно четко, следует сказать несколько слов об историческом аспекте его мировоззрения.

Жизнь действительно центральное понятие рассматриваемой концепции, что наиболее четко проявляется в понимании О. Шпенглером ставшего и становления. Становление означает творчество, поиск, выражение во внешнем внутренней идеи. Ставшее неизбежно следует за становлением и при этом лишено динамики последнего.

Нетрудно увидеть, что цивилизация есть нечто ставшее, тогда как ранняя стадия культуры становление. Цивилизация завершение культуры, ибо ставшее всегда неподвижно, а неподвижность это смерть.

Время О. Шпенглер полагает совершенно особым явлением, так как пространство не подчинено закономерности направления. И в этом убеждении коренится его идея о существовании двух в корне различных способов познания мира. Один из них он зовет природой, второй историей.

"Природа и история вот два крайних, противоположных способа приводить действительность в систему картины мира. Действительность становится природой, если все становление рассматривать с точки зрения ставшего; она есть история, если ставшее подчинять становлению". О. Шпенглер говорит, что нет четкой границы между двумя этими способами мировосприятия, но добавляет, что природа по существу является искусственным творением разума, "старческого" интеллекта, и поэтому характерна для стадии цивилизации. Возникновение природного понимания мира вызвано бунтом "чистого разума" против идеи судьбы, предопределенности. В противовес судьбе выдвигается принцип причинности, который позволяет выявлять закономерности между современным и будущим состояниями, управлять ими. Таково духовное обоснование превращения культуры в цивилизацию, перехода от становления к ставшему, данное немецким философом.

И задача западной философии, по его мнению, состоит в том, чтобы создать некоторый "специфически западный" "вид исследования истории в высшем смысле", который позволил бы проникнуть в мирочувствование не только присущее собственно Европе, но и во всякое другое, в корне отличное от нашего, и при этом дал бы возможность заранее определить пути и перспективы развития иных культур.

История культуры для Шпенглера это ее судьба, и поэтому он говорит, что возможности внутренней идеи культуры, ее "прафеномен" реализуются во внешних формах истории. Этот новый метод исторического исследования, "Морфологию органического, истории и жизни, всего того, что подчинено направлению и судьбе", мыслитель называет физиогномикой.

Список использованной литературы

шпенглер цивилизация культура духовный

1. Актуальные проблемы культуры XX века. / Под ред. В.И. Добрынина. - М.: Проспект, 2015. - 270с.

2. Дyгuн A. Основы геополитики. М.: Арктогея, 2015. - 290с.

3. Захарова Е.Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком. М.: АРКТИ, 2015. - 240с.

4. Исаев Б.А. Геополитика. СПб.: Лань, 2014. - 512с.

5. Плешаков К.В. Геополитика в свете глобальных перемен. // Международная жизнь. - 2014. - №10. - С. 32-34.

6. Поздняков Э.А. Геополитика. М.: Прогресс, 2015. - 288с.

7. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВЛАДОС, 2014. - 368с.

Подобные документы

Актуальность проблем, связанных с формированием и распадом древнейших культур и цивилизаций. Особенности формирования древнеегипетской цивилизации. Религиозная составляющая культуры. Соотношение понятий культуры и цивилизации в теории Шпенглера.

контрольная работа [32,7 K], добавлен 17.01.2010

Проблемы исторического развития культуры, анализируются различные концепции исторической динамики культуры: теории культурных циклов, линейной динамики культуры, концепции культурного прогресса. Концепции развития культуры Данилевского, Шпенглера.

реферат [28,3 K], добавлен 01.05.2008

Проблема соотношения культуры и цивилизации, ее понимание О. Шпенглером в книге "Закат Европы". Теории стадиального развития цивилизации и локальных цивилизаций. Понятие культуры в работах философов. Сопоставление понятий в исследованиях Бердяева.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 06.04.2011

Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. Цикл жизни культурно-исторического типа. Понятия "культура" и "цивилизация". Анализ культуры в теории О. Шпенглера. Теория круговорота цивилизаций А. Тойнби. "Локальные цивилизации" А. Тойнби.

реферат [23,1 K], добавлен 15.07.2008

Тенденции развития, гуманистические принципы и идеалы культуры XX века. Развитие науки, идеи новой космической культуры, установка на научно-рациональное познание мира. Глобальные проблемы современности, кризис цивилизации и их отражение в культуре.

Культура XX века – культура переломная, а не просто новый период ее истории. Эта культура кризисна в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени.

Содержание

Введение 3
Актуальные проблемы культуры ХХ века 5
Модерн в культуре ХХ века 12
Постмодерн в культуре ХХ века 15
Заключение 19
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

НОУ культура.doc

Кафедра: национальной экономики

специальность: национальная экономика

Тема: Актуальные проблемы культуры ХХ века. Модерн и постмодерн.

Дата сдачи работы: исполнитель: студент Могиленских М. В.

________________ I курса, заочного отделения

Дата проверки работы: Научный руководитель:

___________________ к.ф.н. Федоров В. Е.

Введение 3
Актуальные проблемы культуры ХХ века 5
Модерн в культуре ХХ века 12
Постмодерн в культуре ХХ века 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21


XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество. Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.

Все большую роль играют информационные процессы, а технико-технологические возможности XX века позволяют создать единую и целостную информационную систему, к которой в принципе может приобщиться каждый человек. Возникает перспектива развития коллективного интеллекта, единого духовного пространства, одновременно существует угроза через СМИ или интернет стандартизировать, унифицировать жизнь и сознание людей, культуру в целом. В то же время культурный мир XX века богат и многообразен, и это все больше ценится и понимается как его достоинство.

В XX веке уже с первых его десятилетий вызревали основные тенденции, которые и определили культуру XX века как переходную, где происходит глубинная переоценка ценностей.

Переходность культуры XX века, постепенная смена культурной парадигмы прослеживаются на разных направлениях культуры, в разных ее сферах. Покажем это на некоторых примерах.

Культура XX века – культура переломная, а не просто новый период ее истории. Эта культура кризисна в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени.

Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Но невозможно определить некий общий единый стиль искусства в XX в. и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения.

Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. Происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм.

Культура XX столетия едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур.

Актуальные проблемы культуры ХХ века.

Нарастание кризисных явлений в политике, культуре в начале нашего столетия привело к Первой мировой войне (1 августа 1914 года - 1918 год), опрокинувшей прежние представления о гуманизме и классических идеалах, подведшей черту под предшествующим развитием культуры, открыв тем самым путь новым культурным формам и формулам. ХХ столетие окончательно указало на близкий конец культуры Нового времени, а так как век уже заканчивается, то, вероятно, начало XXI века будет все же продолжением культуры XX-го.

Говорить о культуре ХХ веке трудно вдвойне. Во-первых, потому что он недавно закончился и трудно оценить те или иные культурные процессы, а во-вторых, это век завершения всей культуры Нового времени.

В конце XIX и в ХХ веке перед человеческой мыслью встал ряд принципиально новых проблем, связанных с глобальными кризисами современности, с переосмыслением места и назначения человека в историческом процессе. Вопросы, поставленные перед человечеством никак нельзя назвать праздными. Человечество осваивает природу, ставя ее на службу своим потребностям и интересам; но природа, одновременно, все дальше и дальше отчуждается от человека и в любой момент готова отплатить ему злой шуткой, как бы доказывая его полную беспомощность перед стихией. Человек во имя своего благополучия создает цивилизацию, но она-то и представляет для него наибольшую угрозу. Наука развивается небывалыми темпами, информационный поток становится все стремительнее, человек внедряется в микромир; но стал ли он ближе к пониманию сути вещей, бытия, чем тысячу лет назад? Человечество осваивает космос, но теряет единство с ним. Человек стремится к познанию, но теряет способность к пониманию. Человечество совершенствуется, но становится бесчеловечным. Средства массовой информации порождают духовный голод. А невиданное стимулирование роста культуры оборачивается крушением и упадком нравов, идеалов, вкуса. Не является ли все это результатом некоего ложного пути, по которому идет человечество? Не следствие ли это европейского способа мышления, забывшего о бытии и склонного отождествлять бытие с круговоротом фетишей?

Свой взгляд на человека и мир предлагает необычайно популярная в ХХ веке концепция, получившая название экзистенциальной (Николай Бердяев, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер). Эта концепция пытается осмыслить человека не как нечто абстрактное, а как конкретно-личностное явление, учитывая при этом все моменты его психологической жизни. Экзистенциализм исходит из факта человеческого существования в том смысле, что человек воспринимает свое “Я” как существующее в некой заданной ситуации. Таким образом в структуре человеческого существования уже изначально заложено единство внутреннего и внешнего: внешний мир становится доступным человеку уже внутри самого человека. Вместе с тем, такое объединение человека и мира оказывается во многом призрачным. Точнее, объединив человека и мир в единой структуре существования, экзистенциалисты ограничили человека жесткими рамками самой этой структуры. Действительно, человек изначально живет в своем собственном “Я”, которое намного ближе к нему, чем самый близкий предмет внешнего мира. Это изначальное отчуждение человека от сущего - его неотъемлемая характеристика. Он оказывается замкнутым на самом себе, и все внешнее способно стать более или менее близким ему только через преломление сквозь его отчужденный мир. Любая ситуация, таким образом, изначально приобретает внешнюю силу по отношению к экзистенции человека, и по этой причине человек всегда оказывается чужд ей. Одна из важнейших целей экзистенциальной философии - преодоление человеческой отчужденности - оказалась нереализованной.

Весьма популярным течением ХХ века стал также психоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм), пытающийся постичь не только “разумную” природу человека, но и его иррациональные страсти. Сделав массу открытий в области психического бессознательного, психоаналитическая школа (в своем классическом виде) объявила беспощадную борьбу всем иррациональным проявлениям души, фактически отождествив их с животными инстинктами. Таким образом, идея предельной рационализации была доведена психоаналитической школой до абсурда. Однако, справедливости ради надо отметить, что по мере своей эволюции психоанализ существенно меняет свое лицо. К примеру, Эрих Фромм, под предлогом “радикального гуманизма”, расходится со своим учителем Фрейдом по всем основным мировоззренческим позициям. Однако, современный Запад настолько уверовал в психоанализ, что у каждого уважающего себя американца обязательно есть собственный психоаналитик. Большинство американских триллеров построено на идее чрезвычайной важности подсознания в человеческой жизни. А криминалистика в США уже не идет за преступление, а пытается предотвратить его, используя в том числе и методы психоанализа.

Для понимания сущности культуры ХХ века важным является рассмотрение двух феноменов - модернизма и постмодернизма. Несмотря на то, что иногда под этими понятиями подразумевают течения в современном искусстве, для культурологии под этими терминами скрываются общекультурные явления, во многом определившие развитие западноевропейской и американской культуры ХХ века. Модернизм охватывает собой период с 1910-х до конца 1960-х (по некоторым оценкам). В искусстве это явление охарактеризовалось множественностью художественных стилей и направлений, таких как фовизм (Анри Матисс), кубизм (Пабло Пикассо), экспрессионизм (Отто Дикс), конструктивизм (В.Е. Татлин), абстракционизм (Василий Кандинский, Пит Мондриан), дадаизм (Марсель Дюшан), сюрреализм (Сальвадор Дали), и многих других. Модернизм в своем развитии прошел две основные стадии - синтеза и деструкции. Ранний модернизм не просто развился из предшествующей культурной эпохи. Он попытался подняться над всеми культурными достижениями прошлого, осмысливая и оценивая их в рамках гигантского синтеза, в котором разнородные культурные и стилевые направления органично соединялись плавной гибкой линией. В искусстве такое направление получило название “модерн”, или арт-нуво. Но высший синтез, будучи в определенной степени гармонией, есть прекращение развития, губительная остановка. Поэтому модернисты сделали радикальный последний шаг - они разрушили эту гармонию. Так получились осколки “разбитого вдребезги”, которые и стали всеми указанными выше направлениями в модернизме. Модернизм явился пиком всего предыдущего развития культуры - и ее упадком, началом конца культуры Нового времени. Введем символ, объясняющий рождение модернизма, его развитие и последующий переход в состояние постмодернизма. Из всей предшествующей культуры модернизм создал ослепительно прекрасную вазу. Насладившись ее красотой, он разбил ее. Чем стали осколки, мы уже сказали. Парадокс в том, что модернисты долгое время пытались из этого неисчислимого множества снова создать вазу. Каждый осколок был по-своему интересен, но неполноценен. Каждая ветвь модернизма пыталась превознести свой “осколок”, сделать его бриллиантом. Модернизм продолжался до тех пор, пока не пришло осознание невозможности восстановить всеобщую гармонию через превознесение единичного, пока не исчезло ощущение того, что ваза когда-то была целой. Из этого трагического ощущения родился постмодернизм, то состояние духовной культуры и искусства, в котором пребывает западное человечество по настоящий день. Главной ценностью постмодернизма является “радикальная множественность”, по мнению В. Вельша, немецкого исследователя проблем современной культурной ситуации, но это не синтез, а эклектичное сосуществование разнородных элементов. В мире постмодернизма происходит деиерархизация культуры, стирание границ между центром и периферией, между создателем ценностей и их потребителем. Постмодернизм пытается вернуться к ценностям домодернистской эпохи, но на новом витке, когда эти ценности уже утрачивают свои глубинные связи с ментальностью культуры, превращаясь в антисимволы и антизнаки. Новая система ценностей в рамках постмодернизма невозможна - современный человек находится в состоянии духовной аморфности. Он обозрит все, но его ничто не оформляет изнутри. Поэтому западный мир всячески укрепляет внешние формы ограничения человека. Опасность, о которой говорил еще Декарт, стала реальностью - истина релятивизировалась. В постмодернизме исчезает требование категорической новизны, такое важное в модернизме. Появляется системность, которая сочетает рациональные и нерациональные начала. Факт приравнивается к фикции, а жизнь к искусству.

В постмодернистском искусстве существуют различные направления: хеппенинг, инсталляция, инвайронмент, перформенс, видео-арт. Центральными представителями философии постмодернизма можно назвать Бодрийяра, Дерриду, Делеза, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко.

С социокультурной точки зрения, в современном обществе совершается переход от индустриального к постиндустриальному, или информационному, обществу, концепция которого стала популярной в 60-70-х годах нынешнего века (Белл, Кан, Бжезинский, Тофлер). Эта теория выдвигалась как альтернативная прежде всего марксистской теории общественно-экономических формаций. Согласно этой концепции, на определенном, достаточно высоком этапе экономического и технического развития происходит кардинальная смена системы ценностей. На смену экономическим и технотронным ценностям приходят ценности иного, информационного и научного плана. Раскрепощенный человек, освобожденный от тяжелого физического труда, обретает подлинную свободу через материально-техническое благосостояние и сосредотачивает свое внимание на интеллектуальном самосовершенствовании. К сожалению, эта концепция оказалась утопичной. Общества относительного изобилия конца ХХ века, основанные на рынке конъюнктуры, на принципе спроса и предложения так и не смогли преодолеть ограниченность рационально-экономического мышления. Технические перевороты, на которые возлагали надежды теоретики постиндустриализма, лишь обострили кризисные явления в современной цивилизации, поставив под угрозу нравственное и физическое существование человечества. Возникновение новых способов передачи и обработки информации сближает страны и народы, но еще более разъединяет отдельных людей. Происходит усиленная дегуманизация культуры - человеческая личность вытесняется за культурные рамки, что само по себе парадоксально. Возникает некая культурная форма, которая перестает быть связанной с человеческим началом. И главной причиной такого развития стал сам человек, потому что бросившись вдогонку за цивилизацией, пытаясь овладеть материальной стороной мира, он бросил культуру, которая в большей степени консервативна. Но, не сумев догнать развитие цивилизации, человек таким образом оказался в состоянии между культурой и цивилизацией, не принадлежа в полной мере ни той, ни другой. Вероятно, именно этот смысл вложен в понятие “постмодернизм” - “постсовременность”. Современностью для человека, как полноценной личности, может быть только культура, а для человека-машины таковой является цивилизация. Человек оказался “после” современности, на полпути от человека-личности к человеку-машине. Может быть, стоит остановиться и задуматься: куда мы движемся и к чему в итоге хотим прийти?

птомы кризиса культуры, истоки которого находят в особенности общественного сознания.

Идея преобразования мира и подчинение человеком природы является доминантой в куль-

туре техногенной цивилизации. Наука и техника воспринимаются как необходимые условия

процветания и прогресса, а культура все больше превращается в посредника между челове-

ком и природой. К решению проблемы соотношения техники и духовной культуры в жизни

современного общества имеется два противостоящих друг другу подхода: а) позитивная

оценка развития техники; б) негативная оценка развития техники и результатов этого раз-

Отношение к культурному наследию прошлого является одним из важнейших вопро-

сов в жизни российского общества на современном этапе. Ни одно поколение не начинает

свою жизнь и деятельность с нулевой точки отсчета, а опирается на опыт предшествую-

щих поколений. Несмотря на декларированные заявления о сохранении преемственности

культурного наследия, советская Россия утратила многие традиции и достижения прошлого.

В настоящее время мучительно и медленно происходит осознание потерь, возрождение

памяти и забытых имен.

Для оценки современной социокультурной ситуации в России необходимо принять во

внимание три группы факторов:

1) факторы внутреннего развития, такие как экономическая модель развития, соци-

альная динамика, изменения, происходящие в государственном устройстве и политическом

режиме, и другие;

2) исторические факторы, национальные русские факторы развития культуры и осо-

бенности культуры советского периода;

3) влияние на современные культурные российские процессы общемировой, в первую

очередь западной социокультурной традиции.

Во взаимодействии мировой и национальных культур современного общества иссле-

дователи обычно прослеживают две тенденции: с одной стороны, интеграционные про-

осталось немного оазисов, в которых бы совсем не распространялись культурные нормы,

распространяющиеся из городов Западной Европы, Северной Америки. Существует законо-

мерность, которую сегодня невозможно оспорить: скорость проникновения городской куль-

туры во все уголки мира увеличивается, что ведет к нивелировке разных культур. Считается,

что счастливым исключением является Япония, которой удалось добиться западных стан-

дартов жизненного уровня и сохранить самобытную культуру.

С другой стороны, налицо и дезинтеграционные процессы. Многие народы лишь в

последние десятилетия получили возможность создать национальную государственность.

Они дорожат национальным языком, трепетно относятся к своему национальному культур-

ному наследию. Налицо сотворчество народов мира на базе развития национальных куль-

тур, сохраняющих свое своеобразие.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие компоненты духовной жизни современного общества обладают для него

2. Что такое наука и к какому историческому времени относится ее становление как

особой сферы человеческой деятельности?

3. Какие определения религии наиболее часто используются обществоведами?

4. В чем вы видите особенности ранних форм религии? О каких особенностях, на ваш

взгляд, нужно говорить в первую очередь?

5. Каковы функции религии в обществе?

6. Какие политеистические религии сыграли свою немалую роль в развитии европей-

7. Каковы самые существенные и значимые особенности таких великих мировых

монотеистических религий, как буддизм, христианство и ислам?

8. Постарайтесь перечислить основные догматические положения каждой из великих

9. В чем специфика морали как особого компонента духовной жизни общества?

10. Что принято понимать под искусством? Какова наиболее распространенная клас-

сификация его видов?

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ

Часть 1

1) все созданное умом и трудом человека

2) окружающая человека природная среда

4) техническая и производственная документация

А2. Какой из перечисленных объектов принадлежит к числу артефактов




2) австралийская собака динго

А3. Наука, имеющая своим объектом прекрасное, а предметом – художественное вос-

А4. Усложненность формы и образного строя являются отличительным признаком

А5. К массовой культуре относится танец

А6. Верны ли следующие суждения о роли современной науки?

А. Современная наука в силу порождаемых ею глобальных проблем делается тормозом

Б. Современная наука оказывает значительное влияние на жизнь человека и общества.

1) верно только А 3) верны и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения о современных мировых религиях?

А. Между Библией и Кораном нет абсолютно ничего общего.

Б. В настоящее время стремительно формируется новая мировая религия – экуменизм.

1) верно только А 3) верны и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения?

А. Субкультура всегда и во всем противостоит господствующей в обществе культуре.

Б. Субкультура всегда носит ярко выраженный национальный характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А, и Б

4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения?

А. Главное в религии – это конкретные обряды и культ.

Б. Ошибочность религиозных взглядов доказывается естественно-научным путем.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны и А, и Б

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения?

А. Народная культура утрачивает интерес для образованных людей.

Б. Произведениях элитарной культуры доступны пониманию только образованных

1) верно только А 3) верны и А, и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть 2

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

В2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

В3. Установите соответствие между явлениями духовной жизни и формами культуры,

к которым они относятся.

В4. Установите соответствие между названиями мировых религий и временем их воз-

Часть 3

С1. Способствует ли появление интернета дальнейшему развитию и распространению

массовой культуры или он является инструментом формирования какой-то новой формы

памятники и культурные ценности остаются доступными представителям следующих циви-

Рекомендуемая литература

1. Авус С.Н. Шпаргалки по обществознанию. – Ростов-на-Дону, 2004.

2. Ермаков В.М. Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. – М., 1993.

3. Касьянов В.В. Обществознание: Экзаменационные ответы для абитуриентов. –

4. Культурология. Век: Антология. – М., 1995.

5. Романов В.М. Историческое развитие культуры: проблемы типологии. – М., 1991.

6. Силичев Д.А. Культурология: Конспект лекций. – М., 2004.

7. Столяренко Л.Д., Николаева Л.С. и др. Культурология. 100 экзаменационных отве-

Итак, мы убедились, что современная культура заметным образом отличается от предшествующих культурных эпох. И в первую очередь это следствие развития информационных технологий, которые взрастили массовую культуру, предназначенную для большинства.

1. Массовое кино, целью которого является удовлетворение массовых примитивных потребностей. Люди безмолвно потребляют то, что им навязывают.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Зибольд, Кемпфер, Тунберг и др. Впечатления путешественников конца XVII — начала XIX века[115]

Зибольд, Кемпфер, Тунберг и др. Впечатления путешественников конца XVII — начала XIX века[115] …После сильной бури, 5 августа 1823 г., на рассвете мы увидели совершенно разбитый корабль, дрейфовавший на двух якорях. У него на было уже ни мачт, ни парусов. Но по флагу мы увидели, что

Быт старого Петербурга конца XIX— начала XX века в воспоминаниях старожил

Быт старого Петербурга конца XIX— начала XX века в воспоминаниях старожил В мемуарной литературе прошлая повседневная жизнь занимает особое место. Разные мотивы побуждали старожил взяться за перо.Так, в 1892 г. петербургский чиновник С. Ф. Светлов составил подробный

3. Женская тема в официальной проповеди конца XVI и начала XVII века

Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII — начала XIX столетия

Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII — начала XIX столетия Интерес к истории не был специфической чертой какого-либо одного из направлений в русской культуре XVIII в. Значимым было другое — природа этого интереса, специфика самого содержания понятия

Чеченская литература конца XIX — начала ХХ века

Чеченская литература конца XIX — начала ХХ века С наступлением XX века остался позади великий, длиной в две тысячи с лишним лет, путь формирования духовной культуры чеченцев — этой особой и неповторимой, многослойной системы художественности, в каждом пласте которой

2.5. От гранжа к винтажному потреблению: мода конца XX – начала XXI века

2.5. От гранжа к винтажному потреблению: мода конца XX – начала XXI века Если 1980-е – эпоха изобилия, то 1990-е – время экономического и энергетического кризиса, в котором оказались не только страны Европы, но и ближнего Востока. В 1986 г. произошла авария на атомной электростанции

56. Проблемы культуры конца XX – начала XXI вв

56. Проблемы культуры конца XX – начала XXI вв Итак, мы убедились, что современная культура заметным образом отличается от предшествующих культурных эпох. И в первую очередь это следствие развития информационных технологий, которые взрастили массовую культуру,

Глава 12. Русская религиозно-философская антропология конца XIX – начала XX в.

Глава 12. Русская религиозно-философская антропология конца XIX – начала XX в. В России XVIII в. целиком прошел под знаком западноевропейского влияния, поэтому трудно говорить об оригинальной антропологии в этот период. Культура и философия в России долгое время развивались

Петербургский женский костюм конца XIX – начала XX века из собрания Н.А.Костригиной

Петербургский женский костюм конца XIX – начала XX века из собрания Н.А.Костригиной Наталия ВершининаБолее десяти лет собирает коллекцию предметов городского костюма второй половины XIX – начала XX века известный петербургский антиквар Наталья Анатольевна Костриги- на. В

Пейзажная живопись конца XIII – начала XVII века

Пейзажная живопись конца XIII – начала XVII века В конце XIII века завоеванный Китай стал центром государства монголов, положивших начало новой династии Юань. Впервые вся территория Китая была подчинена чужеземной власти. Этот период длился около 90 лет и характеризовался

Читайте также: