Аксиологические проблемы науки и техники кратко

Обновлено: 02.07.2024

С повсеместным развитием техники и науки философские знания все больше отходят на второй план. Однако не следует забывать о том, что именно философия является "матерью" всех наук. Благодаря ей можно проследить историю той или иной дисциплины, узнать ее предмет, место и тенденции развития. О философских проблемах техники и технических наук будет подробно рассказано в нашем материале.

Что такое наука?

Начать изучение философского направления следует с раскрытия понятие науки. Так принято называть особую сферу человеческой деятельности, целью которой считается формирование и теоретический сбор в систему объективных знаний о любого рода деятельности.

Вам будет интересно: Ратный - это. Значение слова и где его можно употреблять

Философией науки и техники в современном обществе закрепляется постулат о том, что само по себе научное знание считается явлением многоликим. Выступает оно в разных качествах. Это всеобщий духовный продукт социального развития, своеобразная форма сознания общества, раскрывающая духовный потенциал материального производства. Наука есть орудие господства человека над природой. Так получилось вследствие того, что сам человек сумел накопить и обобщить опыт своих предков. Это стало и основной мировоззрения для многих.

Особенности науки

Вам будет интересно: Data Mining - это. Понятие, алгоритм проведение анализа, назначение и применение

Наука обладает рядом индивидуальных и неотъемлемых особенностей. Она использует специально сформированные интеллектуальные средства - такие как терминология, наглядные образы, знаковые системы и многое другое. Само представление о науке как знании было унаследовано по традиции от того исторического периода, когда она была еще не опытной, а экспериментальной. Тогда наука считалась скорее умозрительной, а задача ее состояла в идеальном формировании существующего мира. Сегодня же целью научного знания считается преобразование окружающей среды.

философские проблемы науки и техники учебник

Если кратко, философскими проблемами науки и техники закрепляется тезис о том, что научное знание - это полноценная система общественной деятельности исследовательского характера, которая направлена на производство новых знаний о мире, природе, человеке и его мышлении.

Классификация наук

Научная классификация являет собой процедуру раскрытия взаимной связи наук на базе ряда принципов. Системой закрепляется выражение этих принципов в виде особой связи, которой определяются:

  • предмет науки и объективные отношения между разными его сторонами;
  • целями, которыми формируются и которым служат знания;
  • методы и условия исследования предметов наук.

Вам будет интересно: Григорович Дмитрий Павлович: биография, интересные факты

Выделяются также основные принципы классификации. Первая группа включает в себя объективный принцип, где связь наук выводится из цепочки самих исследовательских объектов, и субъективный принцип, когда в основу научной классификации включаются особенности субъекта, то есть ученого.

Есть также методологическая точка зрения, согласно которой классификации наук делятся на внешнюю, с расположением дисциплин в строго определенном порядке, и внутреннюю, когда все науки выводятся и получают свое развитие друг за другом.

С точки зрения логики, за основу классификации следует взять различные стороны общей связи наук. Тут есть два принципа: убывающей общности и возрастающей конкретности. В первом случае происходит переход от общего к частному, а во втором - от абстрактного к конкретному.

Закономерности развития научных знаний

Следует выделить наиболее важные закономерности развития науки. Первый момент связан с тем, что развитие научного знания обусловлено потребностями социально-исторической практики. Это являет собой главную движущую силу, то есть источник развития науки.

философские проблемы техники и технических наук

В системе философских проблем техники и технических наук закрепляется вторая закономерность. Связана она с тем, что в своем развитии научное знание включает в себя относительную самостоятельность. Наука может ставить перед собой множество конкретных задач, однако решение их может быть реализовано лишь по достижении определенных уровней развития познавательного процесса. Происходит последовательный переход от явлений к сущности, от менее глубоких процессов к более глубоким.

Особенности развития науки

Третий момент связан с постепенным развитием науки при чередовании периодов относительного спокойного развития и бурной ломки теоретических научных основ, системы ее понятий и представления. Четвертая закономерность связана с тем, что происходит некая преемственность в эволюции методов, принципов и приемов, понятий и систем.

Происходит единый целенаправленный процесс со множеством сложных внутренних элементов. Существует и множество других закономерностей в системе философские проблемы техники. Наука и техника сами по себе считаются явлениями очень сложными. В связи с этим закономерностей здесь достаточно много.

Аксиологические и нравственные проблемы современного научного знания

Вам будет интересно: Пытка каплями воды: история применения, действие и результат

Следует кратко изучить основные ценностные и моральные проблемы науки и техники. Философские проблемы техники тесно связаны с таким явлением, как этика. Это раздел в науковедении, который охватывает исследование моральных норм, регулирующих отношения между учеными. Исследованию подвержены и социально-этические проблемы, порождаемые усиливающимся взаимодействием общества и научного знания.

философские проблемы науки и техники кратко

В научных работах и учебниках философские проблемы науки и техники закреплены достаточно четко. Помимо этики, здесь следует выделить понятие общечеловеческой морали и гуманизма. Все подобные явления характерны для каждой научной дисциплины как для специального общественного института. Сами нормы дают возможность ученым получать новые, оригинальные и проверенные результатов научной деятельности.

Важное место в системе социально-этических проблем, которые связаны с наукой и техникой, философскими проблемами техники, занимает дилемма о социальной ответственности каждого представителя науки. Особая ее актуальность объясняется превращением научного знания в прямую производительную силу.

Техника с философской точки зрения

Техника являет собой систему искусственно сформированных органов общественной деятельности, которые развиваются посредством опредмечивания в природном материале любых рабочих функций, знаний, опыта, познания и применения сил с закономерностями природы. Современная техника делится на следующие отрасли функционального характера:

  • производственная техника;
  • военная техника;
  • транспорт и связь;
  • образовательная техника;
  • культура и быт;
  • медицинское оборудование;
  • техника управления.

наука и техника философия кратко

Естественно, функциональные отрасли не ограничиваются обозначенным выше списком. Закономерности технического развития не сводятся к одним лишь закономерностям социально-экономического характера. Исходный пункт в социологическом исследовании техники - это анализ взаимоотношения ее с человеком в трудовом процессе.

Внутренняя логика совершенствования техники связана с человеком и природой. Определяющим фактором является логическое и историческое соотношение техники с функционирующими органами человека. Замена естественных производственных инструментов на искусственные, а также замена силы человека силами природы являет собой базовый закон самодвижения техники.

Закономерности совершенствования техники

История техники может быть поделена на три этапа. Здесь следует выделить, например, орудия ручного труда, то есть инструменты. Характеризуются они способом соединения техники и человека в технологическом процессе, при котором представитель общества представляет собой материальную базу технологического процесса, а орудия только усиливают и удлиняют его работающие органы. Сама работа носит при этом ручной характер.

философские проблемы науки и техники рпд

Второй этап связан с машиной. Если кратко, философия науки и техники сводится к тому, что технический элемент является базой технологического процесса. Человек же только старается дополнять ее своими органами труда. Сам труд, соответственно, становится механизированным.

Отдельно следует выделить процесс автоматизации, предпосылки которого появились еще в античной культуре. Философия науки и техники предполагает, что автоматизация характеризуется свободным типом связи техники и человека. Переставая быть прямым элементом технологической цепи, человек приобретает условия для применения своих способностей в творчестве. Сама техника не ограничивается в своем совершенствовании физиологическими пределами организма.

Техническое задание и техника

Философские проблемы науки и техники включают также понятие технического знания. Данное явление следует считать обособленной отраслью знания, отличной от естествознания в силу того, что его объект, а именно техника, подвергается непрерывным изменениям. Оно определяет постоянную направленность технологического знания в будущее.

философия наука и техника в античной культуре кратко

Распространение технических наук существенным образом усложнило всю сферу научного знания. Изначально они решали задачу о том, как практически применить естественнонаучные достижения. Подобного рода производственные задачи дали определение прикладному характеру технических наук. Техническая же теория выполнила роль связующего звена между естественной научной теорией и практикой инженерного характера.

Тем не менее следует помнить о том, что конструктивно-технологические расчеты часто идут впереди уровня развития естествознания попросту из-за того, что задачи техники как части материально-технической практики несколько опережают уровень развития естествознания. А потому техническая теория в системе философских проблем науки и техники (РПД) может и должна в дальнейшем задавать направление научных поискам. Далее следует обозначить основные особенности технического знания.

Специфика технического знания

Первые отголоски специфических особенностей технического знания стали появляться еще в философии науки и техники античной культуры. Кратко в этом разобраться поможет анализ специфики обозначенного явления. Вот что следует здесь выделить:

  • Содержание технического знания с необходимостью включает процедуры измерения, в то время как в естественнонаучной картине они являют собой лишь средство получения знания.
  • Физические теории, которые выступают в качестве эмпирического основания технических теорий. В структуру вводятся такие теоретические понятия, как "язык теоретического уровня".

Таким образом, само понятие технического задания достаточно многогранно. Примеры этого явления можно отследить во все времена существования философии. Это философия науки и техники в Средние века, в Эпоху Возрождения и прочие периоды. Примеры некоторых работ Леонардо да Винчи вполне можно обозначить как технические задания.

Техническая теория и ее содержание

Содержание теории обуславливается следующими моментами:

  • выбор цели, то есть назначение конструкции;
  • исследование возможностей, которые предоставляются естествознанием для достижения цели;
  • изучение материалов, которые могут быть применимы для создания конструкции;
  • анализ исследований, которые связаны с применением нового технического объекта.

философия наука и техника в античной культуре

В зависимости от характера решаемых задач образуется ряд технических объектов. Всем им следует дать подробную характеристику.

Классы технических теорий

В зависимости от характера решаемых задач и сложности технических объектов, следует говорить о трех классах технических теорий. Первая - метатеория. Это интегративная форма знания, формулирующая законы и принципы, которые относятся к потенциальной действительности. Второй элемент - это теория. Так называют систему знаний, внутри которой происходит решение некоторого класса проблем, которые обуславливаются их целевым назначением.

Наконец, субтеория. Это особая знаниевая система, формирующая способы реализации теоретически решенной, технической задачи. Сюда относятся, в частности, технологические разработки.

Напрасно аксиологию (теорию ценностей, теорию оценок) связывают с XIX или XX веком. Объективно оценочное отношение к миру, к человеку, проблема ценностей и т.д. представлены на всем протяжении существования философии.

Аксиологический аспект философии понятийно представлен такими субъектно-оценочными категориями позиций философа, как партийность, идейность, убеждение, оценка, значимость, знание, отношение, народность, классовость, идеализм, материализм, агностицизм, субъективизм, объективизм, волюнтаризм, фатализм, эклектика, релятивизм и пр. Все эти и иные понятия имеют отношение не к объективной реальности, не к наличной данности, а к отношению авторов концепций к фиксируемым, познанным, наблюдаемым свойствам, процессам, явлениям. Иначе говоря, философ не только познает мир, но и оценивает его. И не только философ, ибо любое философское отношение к миру, к универсуму, к человеку предполагает не только констатацию наличного, но и оценку его, выражение субъективного отношения к значимости данного наличного для индивида, рода человеческого, социальной группы.

Аксиологический аспект философии развертывается в учении об оценочной деятельности.

Субъективное отношение человека к этому объективному отношению может быть адекватным (положительная оценка положительного) и неадекватным (отрицательная оценка положительного) с четырьмя возможными вариантами:

1. положительная оценка положительного,

2. положительная оценка отрицательного,

3. отрицательная оценка положительного,

4. отрицательная оценка отрицательного.

Адекватная аксиологическая позиция представлена в пунктах 1 и 4, а неадекватная в пунктах 2 и 3. Все это может быть формализовано до уровня представлений типов оценочных отношений субъектов.

2.5 Методологическая проблема науки

Два великих философа Маркс и Копнин внесли ясность в проблему. Но эта ясность не понята и не осмыслена последующими философами.

У П.В. Копнина концепция двуобращенности знания, трактовка знания как двуликого Януса: знание, обращенное к объекту – это теория, знание, обращенное к субъекту – это метод.

Главное в методологии заключено не в учении о содержательной стороне знания, а о его функционировании, о прагматике, о праксиологическом значении знаний.

Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 45777
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

В философии науки существует взгляд на науку как ценностнонейтральную, следовательно, вся научная деятельность безразлична к ценностям, поэтому ценностные суждения в науке могут касаться не ее самой, а только внешних факторов. Тезис ценностной нейтральности принадлежит Д. Юму, согласно его утверждениям необходимо логически разделять утверждения о том, что существует и о том, что должно быть. Другим выражением тезиса ценностной нейтральности является заявление о том, что наука имеет только инструментальный смысл, то есть занимается только средствами, а не целями и смыслами человеческих действий, которые относятся совершенно к другим областям (этике, религии). Против тезиса о ценностной нейтральности науки существует ряд аргументов:

1) современные широкомасштабные научные исследования иногда используют данный тезис для идеологического прикрытия различных (даже аморальных) целей;

2) само научное познание насыщено ценностными установками, так как сама рациональность регулируется когнитивными (когнитивность - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации) ценностями, такими как простота, проверяемость, широкая применимость;

3) ученый не является абстрактным субъектом чистого познания, он выступает не только как исследователь, но и как преподаватель, эксперт, просветитель, общественный деятель, у него, как и у всех, существуют общечеловеческие обязанности нравственного характера;

4) все попытки обосновать концепцию ценностной нейтральности в любой области человеческой деятельности маскируют попытки снизить ответственность перед обществом;

5) научный и этический разум не являются антагонистами. Принципы любого рационального рассуждения универсальны, вне зависимости от того, обсуждается познавательная или этическая сторона вопроса.

Следует заметить, что тема разделения науки и ценности выглядит несколько надуманной, так как подавляющее большинство ученых являются нравственно зрелыми личностями. Настоящий ученый, талантливый и увлеченный исследователь, посвятивший свою жизнь науке, это, как правило, духовно развитый, широко мыслящий человек. Ценностный нигилизм находит свою почву там, где процветают бездарность и безделье.

Таким образом, отвергая ценностный нигилизм, можно рассмотреть решение различных социальных, этических проблем, которые связаны с научным познанием.

Этика науки и деонтология науки могут быть представлены в упрощенном виде как внешняя и внутренняя этика научной деятельности.

Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого. От ученого требуется повышенное стремление к точности и аккуратности, которое выражается в некоторой педантичности.

Важнейшим требованием деонтологии является научная честность, запрещающая ученому присваивать результаты чужих исследований, манипулировать данными, заявлять недостоверный материал, опубликовывать только положительные результаты исследований, замалчивая отрицательные. Человек, который занимается подобными действиями, теряет уважение в научном сообществе, так как данное сообщество строится на сугубо деонтологических отношениях.




Морально недопустимыми являются такие цели научной деятельности как создание сверхопасных видов вооружения, планирование мероприятий, связанных с массивным изменением окружающей среды, создание экспериментальных видов животных и растений. Наука не имеет права ставить цели, которые не являются нейтральными для человека и природной среды.

Вопрос, касающийся использования тех или иных средств является более сложным. Особенно остро он стоит в области биомедицинских исследований. Менее выражена, но так же важна проблема приоритетности проводимых исследований и проблема их финансирования. Остается открытым вопрос о том, насколько дорогим должно быть содержание науки в целом, так как на создание экспериментального оборудования требуются колоссальные средства, выделение которых затрагивает интересы в населения в различных социальных областях.

Наиболее широко обсуждается такая проблема как последствия научной деятельности. Вопрос здесь состоит в том, насколько ученые в состоянии предвидеть последствия своих открытий и изобретений. Здесь разумным будет требовать от ученого нести ответственность за последствия своей деятельности, это касается исследований, как прикладного характера, так и фундаментального. Зачастую фундаментальные исследования считаются далекими от реальности, тогда как возможная опасность от их проведения заслуживает пристального рассмотрения, ввиду того, что теория достигла такого уровня, когда реализация ее на практике редко приводит к каким-то изменениям. Таким образом, обязанность предвидеть, чем обернется та или иная фундаментальная разработка, для современных ученых является особенно актуальной.

Остается открытым вопрос о смысле научного познания как такового. Что значит наука для общества и для каждого в частности? Является ли наука благом? Все это требует серьезного обсуждения. Научно-техническое развитие цивилизации должно быть рассмотрено в ее мировоззренческих и смысложизненных основаниях.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются научные знания от других знаний?

2. Какие этапы прошла наука в своем становлении?

3. В чем особенности античной науки?

4. Какова специфика науки Возрождения?

5. Каковы идеалы науки Нового времени?

6. Эмпирический уровень познания: структура и сущность.

7. Теоретический уровень познания: структура и сущность.

8. Какова роль проблемы в развитии научного познания?

9. Как соотносятся наука и аксиология?

10. Назовите типы научных школ и раскройте их содержание.

В философии науки существует взгляд на науку как ценностнонейтральную, следовательно, вся научная деятельность безразлична к ценностям, поэтому ценностные суждения в науке могут касаться не ее самой, а только внешних факторов. Тезис ценностной нейтральности принадлежит Д. Юму, согласно его утверждениям необходимо логически разделять утверждения о том, что существует и о том, что должно быть. Другим выражением тезиса ценностной нейтральности является заявление о том, что наука имеет только инструментальный смысл, то есть занимается только средствами, а не целями и смыслами человеческих действий, которые относятся совершенно к другим областям (этике, религии). Против тезиса о ценностной нейтральности науки существует ряд аргументов:

1) современные широкомасштабные научные исследования иногда используют данный тезис для идеологического прикрытия различных (даже аморальных) целей;

2) само научное познание насыщено ценностными установками, так как сама рациональность регулируется когнитивными (когнитивность - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации) ценностями, такими как простота, проверяемость, широкая применимость;

3) ученый не является абстрактным субъектом чистого познания, он выступает не только как исследователь, но и как преподаватель, эксперт, просветитель, общественный деятель, у него, как и у всех, существуют общечеловеческие обязанности нравственного характера;

4) все попытки обосновать концепцию ценностной нейтральности в любой области человеческой деятельности маскируют попытки снизить ответственность перед обществом;

5) научный и этический разум не являются антагонистами. Принципы любого рационального рассуждения универсальны, вне зависимости от того, обсуждается познавательная или этическая сторона вопроса.

Следует заметить, что тема разделения науки и ценности выглядит несколько надуманной, так как подавляющее большинство ученых являются нравственно зрелыми личностями. Настоящий ученый, талантливый и увлеченный исследователь, посвятивший свою жизнь науке, это, как правило, духовно развитый, широко мыслящий человек. Ценностный нигилизм находит свою почву там, где процветают бездарность и безделье.

Таким образом, отвергая ценностный нигилизм, можно рассмотреть решение различных социальных, этических проблем, которые связаны с научным познанием.

Этика науки и деонтология науки могут быть представлены в упрощенном виде как внешняя и внутренняя этика научной деятельности.

Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого. От ученого требуется повышенное стремление к точности и аккуратности, которое выражается в некоторой педантичности.

Важнейшим требованием деонтологии является научная честность, запрещающая ученому присваивать результаты чужих исследований, манипулировать данными, заявлять недостоверный материал, опубликовывать только положительные результаты исследований, замалчивая отрицательные. Человек, который занимается подобными действиями, теряет уважение в научном сообществе, так как данное сообщество строится на сугубо деонтологических отношениях.

Морально недопустимыми являются такие цели научной деятельности как создание сверхопасных видов вооружения, планирование мероприятий, связанных с массивным изменением окружающей среды, создание экспериментальных видов животных и растений. Наука не имеет права ставить цели, которые не являются нейтральными для человека и природной среды.

Вопрос, касающийся использования тех или иных средств является более сложным. Особенно остро он стоит в области биомедицинских исследований. Менее выражена, но так же важна проблема приоритетности проводимых исследований и проблема их финансирования. Остается открытым вопрос о том, насколько дорогим должно быть содержание науки в целом, так как на создание экспериментального оборудования требуются колоссальные средства, выделение которых затрагивает интересы в населения в различных социальных областях.

Наиболее широко обсуждается такая проблема как последствия научной деятельности. Вопрос здесь состоит в том, насколько ученые в состоянии предвидеть последствия своих открытий и изобретений. Здесь разумным будет требовать от ученого нести ответственность за последствия своей деятельности, это касается исследований, как прикладного характера, так и фундаментального. Зачастую фундаментальные исследования считаются далекими от реальности, тогда как возможная опасность от их проведения заслуживает пристального рассмотрения, ввиду того, что теория достигла такого уровня, когда реализация ее на практике редко приводит к каким-то изменениям. Таким образом, обязанность предвидеть, чем обернется та или иная фундаментальная разработка, для современных ученых является особенно актуальной.

Остается открытым вопрос о смысле научного познания как такового. Что значит наука для общества и для каждого в частности? Является ли наука благом? Все это требует серьезного обсуждения. Научно-техническое развитие цивилизации должно быть рассмотрено в ее мировоззренческих и смысложизненных основаниях.

Говоря об ответственности науки, необходимо прежде всего ответит на два решающих вопроса:

  • Существует ли опасность непредвиденного применения научных открытий?
  • Существуют ли знания, которые сами по себе представляют опасность для общества?

Опасные и безопасные знания

Говоря о том, что может представлять опасность для жизни человека, необходимо упомянуть эксперименты, которые напрямую угрожают окружающей среде.

Радиоактивное заражение или появление неизвестных и опасных форм жизни для человека несут угрозу его жизни и жизни человечества в целом.

Такими опасными и нежелательными знаниями некоторые учёные отмечают те, результаты которых получены в ходе биогенетических исследований, которые свидетельствуют об интеллектуальных и психологических различиях рас.

Выдающийся учёный-биофизик, который специализировался на молекулярной биологии Р. Синшеймер, говорил и трёх примерах, угрожающих безопасности человечества. Среди опасных знаний он выделял:

  • Лазерное разделение изотопов.
  • Поиски космических цивилизаций.
  • Продление человеческой жизни.

Все эти исследования могут негативно сказаться на развитии общества. Так, лазерное разделение изотопов может спровоцировать эру ядерного террора. Поиски космических цивилизаций представляют риск найти цивилизации, которые ушли в своём развитии на много тысячелетий вперёд. Продление человеческой жизни несёт опасность в том, что на земле весьма ограничены ресурсы.

Проблемы современной науки этического характера

Для последних десятилетий характерно активное обсуждение аспектов современной науки этического характера. Открытие гена произошло совсем недавно, он несёт в себе завершение жизни природного организма. Он хранит в себе информацию, которая целиком исчерпывает себя в распаде клетки, в смерти индивида. В этом заключена тайна конечности человеческого существования, заведомый приговор к гибели. Важно помнить, что ген опознан, а при помощи лазера его можно выжечь.

Тут же возникает вопрос: человек станет бессмертным? Возможно, тут не исключено, что в кругозоре биологии проблема видится достаточно понятной.

Этот же вопрос рассматривается в доминионе философии. Тогда, возможно только мудрец способен предостеречь человечество от посягательств на таинство жизни и смерти. Только философ может в соответствии со своим призванием предоставить на суд специалистов древние интуиции-предостережения, результаты интеллектуальной работы мыслителей, которые занимаются интерпретацией загадок жизни и смерти. Только философ может дать проблеме обострённое метафизическое звучание.

Весьма остро стоит проблема клонирования, иначе говоря воспроизведения целостного организма из одной живой клетки. Весьма очевидно, что клон и есть ансамбль генетически идентичных индивидов, которые происходят из соматических клеток одного организма или одной половой клетки – без оплодотворения. Насколько это соответствует цели и отвечает ей. Ведь вмешательство в природный механизм воспроизводства потомства чреват непредвиденным последствиями. Насколько целесообразно воспроизводить или клонировать. Может ли это вывести из-под контроля человека развитие живой природы. Все перечисленные проблемы имеют нравственный характер и сегодня становятся весьма актуальными.

Обостряет обсуждение и проблема эвтаназии или намеренного прекращения жизни неизлечимого больного, с целью избавления его от непереносимых страданий.

Эвтаназия представляет собой одну из ключевых проблем биоэтики.

Важность и значимость науки в современном мире во многом объясняется тем, что она влияет на рост уровня образованности и человека, и общества в целом. Более того, оказывает серьёзное влияние на философско-мировоззренческую основу общества, а также содействует планированию и управлению общественными процессами. Стремительный прогресс науки в международном масштабе, развитие новых технологий вытесняет традиционную технику производства. Современная наука стала достаточно важным фактором, который определил условия и образ жизни человека, экономическую и военную мощь общества. Всё это оказывает влияние и требует повышенной общественной ответственности как каждого учёного в отдельности, так и науки в целом.

Читайте также: