Акселерация ретардация школьная зрелость кратко

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время у детей и подростков наблюдается процесс ускоренного развития (акселерация). Акселерация представляет собой сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном развитии биологических и психических процессов, увеличении антропометрических показателей, в более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости молодежи. Так, сегодняшние подростки опережают на 2–4 года в темпах физического развития и полового созревания своих сверстников, родившихся 30–50 лет назад.

Наиболее ярко явления акселерации проявляются в увеличении многих антропометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки и др.). Повсеместно дети стали выше ростом, имеют большую массу тела, чем их сверстники прошлых десятилетий. Так, например, за последние 100 лет рост подростков в среднем увеличился на 12–20 см: мальчики 13 лет, проживающие в Москве, за 80 лет наблюдений стали выше на 16 см. Отмечается также более раннее прекращение роста. По данным ряда авторов, в настоящее время у юношей процесс роста завершается, как правило, в 18–19 лет, в то время как еще 50 лет назад мужчины переставали расти в возрасте 25–26 лет.

В настоящее время у подростков установлено более раннее половое созревание, его сроки снизились примерно на 2–3 года. Таким образом, дистанция между наступлением половой зрелости и достижением необходимой самостоятельности для начала половой жизни современной молодежи увеличилась до 8–10 лет. В связи с этим особого внимания требует воспитание у них соответствующих норм половой этики.

В настоящее время еще не собрано достаточное количество научных данных, полностью раскрывающих влияние акселерации на уровень здоровья. В ряде наблюдений установлено положительное влияние акселерации на физическое развитие, более легкое течение различных заболеваний, улучшение некоторых психологических качеств.

Вместе с тем имеются случаи, свидетельствующие о нарушении гармонического развития организма при резко выраженной акселерации. Речь идет о том, что рост тела как бы обгоняет развитие внутренних органов, и прежде всего сердечно-сосудистой системы, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и работоспособности. Отмечаются также случаи несоответствия развития некоторых психических функций показателям физической акселерации. Следует подчеркнуть, что наряду с подростками, имеющими ярко выраженные признаки акселерации (акселераты), наблюдаются юноши с замедленными темпами физического развития (ретарданты).

Проблема акселерации в спорте еще пока находится в стадии развития. Однако уже сейчас тренерам в педагогической работе необходимо учитывать это явление, имея в виду высокие темпы физического развития, снижение возраста, в котором завершается рост; более раннее наступление половой зрелости; ускоренные темпы психического развития современной молодежи.

При подготовке юных спортсменов следует ориентироваться не только на их паспортные данные, но и на биологический возраст, который характеризует индивидуальные темпы физического и психического развития, а также полового созревания.

В настоящее время увеличился диапазон индивидуальных различий развития подростков. Это требует более широкого применения индивидуального подхода при подготовке юных спортсменов. Особое внимание необходимо обращать на подготовку спортсменов, имеющих ярко выраженные признаки ускоренного (акселераты) и замедленного (ретарданты) развития.

В свете проблем акселерации при подготовке юных спортсменов особое значение приобретает совместная работа тренера и врача. Совместный анализ результатов педагогических, врачебно-педагогических наблюдений, а также медицинских обследований позволяет более целенаправленно планировать подготовку и вносить соответствующие коррективы в процесс спортивного совершенствования.

Данные о возрастных особенностях показывают, что незаконченность функционального формирования отдельных систем и органов обусловливает малую устойчивость организма детей и подростков к воздействию различных внешних факторов, в том числе физических нагрузок. Поэтому в организации учебно-воспитательного процесса и физического воспитания школьника особое значение приобретают гигиенические факторы.

Детям младшего школьного возраста необходимы соответствующий режим дня, рациональное питание, повседневное закаливание, знание правил личной гигиены. Особое значение для детей имеют регулярные занятия физическими упражнениями, подвижные игры, прогулки и др.

В подростковом и юношеском возрасте следует особенно строго соблюдать общие гигиенические положения и режим всего учебно-воспитательного процесса. При этом большое значение имеют правильное сочетание учебы и отдыха, рациональный двигательный режим, выработка правильной осанки. В этом возрасте гигиеническое воспитание дополняется гигиеническим образованием, что находит свое отражение в учебном материале по анатомии, физиологии, физической культуре и другим предметам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.1. Развитие организма детей и подростков

2.1. Развитие организма детей и подростков В секцию тяжелой атлетики пришли дети 7—10 лет. Читатель, который мало знаком с современными представлениями о методике тренировки в этом виде спорта, будет уверен, что тренер в секцию тяжелой атлетики их не примет и порекомендует

Глава 3 Влияние занятий с тяжестями на физическое развитие детей и подростков

Глава 3 Влияние занятий с тяжестями на физическое развитие детей и подростков 3.1. Физическое развитие школьников в условиях базовой тяжелоатлетической подготовки Организация эффективной силовой подготовки школьников, начиная с 1-го класса, связана с необходимостью

Глава вторая. Сползание к военной катастрофе и ее последствия

Глава вторая. Сползание к военной катастрофе и ее последствия Все, кто промышляет ночью, готовят ржу себе в удел. Неправедность булат подточит, клинок коростою одев. Гордон

Особенности программы для подростков 13–16 лет

Специально для подростков

Глава 12. Гигиенические требования к физическому воспитанию детей и подростков

Глава 12. Гигиенические требования к физическому воспитанию детей и подростков Для успешного решения вопросов подъема массовой физической культуры и спорта, улучшения физического воспитания молодежи и подготовки спортивных резервов физкультурные работники должны

12.1. Возрастные особенности детей и подростков

12.1. Возрастные особенности детей и подростков Организация учебно-воспитательного процесса и физического воспитания в школе осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся.В педагогике школьный возраст принять разделять на младший – 7–10 лет, подростковый –

26.5. Гигиенические требования к додзё

26.5. Гигиенические требования к додзё Зал для занятий каратэ (додзё) должен иметь размеры не менее 18 ? 18 метров. Стены должны быть гладкими, окрашенными в светлые тона и допускать уборку влажным способом. Внутренняя поверхность стен зала не должна иметь выступов (пилястр,

ГЛАВА 26 Последствия боевых действий

ГЛАВА 26 Последствия боевых действий Втот момент, когда во вторник 14 июля 1998 года самолет Varig MD-11 приземлился в аэропорту столицы Бразилии, Рональдо, скорее всего, сильно пожалел о своем решении лететь домой в Рио с членами проигравшей команды. Надежда на то, что его оставят

Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и травм

Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и

3.1. Особенности возрастного морфофункционального и психологического развития подростков 11–15 лет

3.1. Особенности возрастного морфофункционального и психологического развития подростков 11–15 лет Обретение себя в пути… Конфуций При рассмотрении особенностей возрастного развития возникает вопрос о приоритетности и соподчиненности компонентов, составляющих данную

Развитие ребенка представляет из себя очень сложный процесс. Он индивидуален и для каждого индивида может протекать с массой особенностей. Прежде всего их определяет генетический фактор, а также условия жизни определенно взятого человека. Кроме типичного для всех детей и подростков развития можно встретить всевозможные отклонения от нормы. О них мы и поговорим в этой статье. Что такое акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте?

Акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте

Акселерация и ретардация развития детей и подростков


Для начала необходимо выяснить значения понятий акселерация и ретардация в развитии детей и подростков.

Акселерация – это понятие, которое характеризует стремительное физическое развитие, а также быстрое созревание функциональных систем в организме подростков и детей.

Под ретардацией принято понимать отставание не только в физическом развитии, но в созревании функциональных систем.

Таким образом два этих термина противоположны друг другу.

Акселерация и ретардация детей, проблемы развития и роста Комаровский видео


Акселерация и ретардация развития детей и подростков

Акселерация состояние здоровья подростков


Существуют определенные факторы, которые влияют на развитие детского организма. В связи с этим были созданы различные теории, которые установили прямую зависимость между акселерацией и ретардацией и факторами. К ним относятся:

  • питание
  • научно-технический прогресс
  • факторы внешней среды, как полезные, так и вредные.

Если говорить о ситуации, которая происходила около пятнадцати лет тому назад, то в то время процесс акселерации являлся положительным. В наше время многие данные говорят о негативном влиянии акселерации на состояние здоровья детей и подростков. Существует определенная зависимость между данным процессом и возникающими случаям заболеваемости в детском возрасте. К таким болезням относятся:

  • Язвенная болезнь желудка;
  • Гипертоническая болезнь;
  • Аллергические реакции;
  • Нейро-сосудистая дистония.

В процессе изучения акселерации в детском возрасте возникает много вопросов касаемо физических и психических их возможностей.

Акселерация состояние здоровья подростков

Что же такое акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте


Акселерация – это временное явление. На нее оказывает прямое влияние модификационная изменчивость большого числа морфофункциональных признаков организма детей и подростков. Можно привести пример: рост человека напрямую связан от того, как он питается, какой у него иммунитет, каковы жилищно-бытовые условия. Можно привести еще много условий. Но суть заключается в том, что чем благоприятнее они будут для человека, тем быстрее будет развиваться человек.

Ретардация имеет большое значение при определении готовности ребенка идти в первый класс. Ведь психофизиологическое состояние индивида имеет прямую зависимость с показателем успеваемости и отношениями первоклассника с ровесниками.

В заключении хочется отметить, что у каждого ребенка и подростка темпы роста и развития зависят не только от факторов внешней среды, но и от индивидуальных его особенностей. Теперь и вы знаете, что такое акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте.

Гетерохронность проявляется в трех видах:

а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками;

б) Средний темп развития;

в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками;

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности.

В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.

За последние 30-40 лет у новорожденных детей длина тела увеличилась на 0.5-1 см и масса тела - на 100-150 г. В возрасте 1 года дети стали, в среднем, длиннее на 5 см и тяжелее на 1.5-2 кг, чем 50-75 лет назад.

Весьма объемное исследование детей в возрасте 5-7 лет было выполнено в различных странах: Северной Америке, Англии. Швеции, Польше - за длительный период времени от 1800 до 1950 г.г. Оказалось, что дети этого возраста (5-7 лет) за каждое десятилетие, в среднем, увеличивались на 1.5 см в длину и на 0.5 кг массы тела.

Подростки и юноши 14-17 лет Москвы, Ленинграда и Киева в 60-70-х г.г. по сравнению с детьми такого же возраста в 1923-1925 г.г. оказались выше на 10-13 см, тяжелее на 9-11 кг, окружность их груди - больше на 4.7 см.

Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.

После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.

Причины акселерации

Существует множество гипотез акселерации. Исчерпывающих объяснений не дает ни одна из них.

• Нутритивная (алиментарная теория). Сторонники ее связывают ускорение развития с увеличением потребления белков животного происхождения, жиров, рафинированных углеводов. Противники гипотезы опровергают данную точку зрения, опираясь на факты. Так, в Японии население употребляет значительно меньше белков и жиров животного происхождения, чем в Европе, но темпы акселерации в стране высокие.

· Радиоволновая гипотеза. По мнению авторов, в последние 50—100 лет отмечается повсеместное повышение уровня радиации, обусловленное изменениями магнитного поля Земли, усилением электромагнитного излучения от радиостанций и телеустановок, космического излучения. Повышенный уровень радиации активизирует функцию гипофиза, продуцирующего гормон роста, что приводит к усилению ростовых процессов.

• Гипотеза урбанизации. Суть ее состоит в следующем. Ускоренный темп жизни в городах, увеличение умственной нагрузки в связи с дополнительными источниками информации (радио, телевидение, компьютер, Интернет), уличный шум и другие факторы оказывают возбуждающее воздействие на центральную нервную систему и стимулируют выработку гипофизом гормона роста. Эта гипотеза частично объясняет более высокие темпы акселерации в городах по сравнению с сельской местностью.

· Генетическая гипотеза. По мнению генетиков, одна из основных причин акселерации — повышение гетерозиготности молодого поколения вследствие смешанных браков (явление гетерозиса). Браки между людьми, проживающими в отдаленных точках планеты, приводят к рождению потомства, превосходящего по темпам роста и созревания своих родителей.

Многие исследователи считают, что акселерация — результат влияния комплекса факторов: изменения условий жизни, питания, радиационного фона, урбанизации. Эту точку зрения подтверждают различия в скорости роста и созревания детей, проживающих в семьях с различным уровнем обеспеченности, например, задержка роста у детей с дефицитным питанием.

Последствия акселерации

• Несоответствие функциональных возможностей организма ускоренному росту. Многие органы и системы не в состоянии обеспечить быстро нарастающую массу и длину тела. В первую очередь это касается сердечно-сосудистой системы. В периоды интенсивного роста у детей часто встречаются обмороки, головные боли, боли в области сердца.
Среди подростков регистрируется высокий удельный вес лиц с повышенным или пониженным артериальным давлением.

Увеличение числа детей с избыточной массой тела и ожирением.

• Раннее начало половой жизни в связи с ускорением
темпов физического развития и полового созревания, что приводит к незапланированной подростковой беременности и, как правило, к прерыванию ее искусственным абортом. Отставание социальной зрелости от биологической в подростковом возрасте способствует свободе сексуальных отношений с частой сменой партнеров и высоким риском заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, в том числе ВИЧ.

• Рост числа неврозов, обусловленный психоэмоциональными перегрузками в связи с обучением в школе и дополнительными внешкольными занятиями (в учебных центрах, кружках), а также неспособностью организма детей и подростков противостоять стрессовым ситуациям из-за социальной незрелости.

Ретардация– (от лат. retardo — замедлять, тормозить) явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Биологические механизмы ретардации мало изучены. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера.

Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.

Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.

Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

ГЛАВА III

Особенностью современного поколения является гетерохронное развитие.

Гетерохронность проявляется в трех видах:

а) Ретардация - процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками;

б) Средний темп развития;

в) Акселерация - процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками;

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности.

В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.

За последние 30-40 лет у новорожденных детей длина тела увеличилась на 0.5-1 см и масса тела - на 100-150 г. В возрасте 1 года дети стали, в среднем, длиннее на 5 см и тяжелее на 1.5-2 кг, чем 50-75 лет назад.

Весьма объемное исследование детей в возрасте 5-7 лет было выполнено в различных странах: Северной Америке, Англии. Швеции, Польше - за длительный период времени от 1800 до 1950 г.г. Оказалось, что дети этого возраста (5-7 лет) за каждое десятилетие, в среднем, увеличивались на 1.5 см в длину и на 0.5 кг массы тела.

Подростки и юноши 14-17 лет Москвы, Ленинграда и Киева в 60-70-х г.г. по сравнению с детьми такого же возраста в 1923-1925 г.г. оказались выше на 10-13 см, тяжелее на 9-11 кг, окружность их груди - больше на 4.7 см.

Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.

После 60-70-х годов стали проявляться негативные явления акселерации. В первую очередь, диспропорциональность физического развития, особенно в сторону избыточности массы тела. Вторым негативным явлением акселерации является уменьшение жизненной емкости легких и снижение мышечной силы. Причиной дисгармоничности физического развития современных детей и подростков является низкая двигательная активность.

Причины акселерации

Существует множество гипотез акселерации. Исчерпывающих объяснений не дает ни одна из них.

• Нутритивная (алиментарная теория). Сторонники ее связывают ускорение развития с увеличением потребления белков животного происхождения, жиров, рафинированных углеводов. Противники гипотезы опровергают данную точку зрения, опираясь на факты. Так, в Японии население употребляет значительно меньше белков и жиров животного происхождения, чем в Европе, но темпы акселерации в стране высокие.

· Радиоволновая гипотеза. По мнению авторов, в последние 50—100 лет отмечается повсеместное повышение уровня радиации, обусловленное изменениями магнитного поля Земли, усилением электромагнитного излучения от радиостанций и телеустановок, космического излучения. Повышенный уровень радиации активизирует функцию гипофиза, продуцирующего гормон роста, что приводит к усилению ростовых процессов.

• Гипотеза урбанизации. Суть ее состоит в следующем. Ускоренный темп жизни в городах, увеличение умственной нагрузки в связи с дополнительными источниками информации (радио, телевидение, компьютер, Интернет), уличный шум и другие факторы оказывают возбуждающее воздействие на центральную нервную систему и стимулируют выработку гипофизом гормона роста. Эта гипотеза частично объясняет более высокие темпы акселерации в городах по сравнению с сельской местностью.

· Генетическая гипотеза. По мнению генетиков, одна из основных причин акселерации — повышение гетерозиготности молодого поколения вследствие смешанных браков (явление гетерозиса). Браки между людьми, проживающими в отдаленных точках планеты, приводят к рождению потомства, превосходящего по темпам роста и созревания своих родителей.

Многие исследователи считают, что акселерация — результат влияния комплекса факторов: изменения условий жизни, питания, радиационного фона, урбанизации. Эту точку зрения подтверждают различия в скорости роста и созревания детей, проживающих в семьях с различным уровнем обеспеченности, например, задержка роста у детей с дефицитным питанием.

Последствия акселерации

• Несоответствие функциональных возможностей организма ускоренному росту. Многие органы и системы не в состоянии обеспечить быстро нарастающую массу и длину тела. В первую очередь это касается сердечно-сосудистой системы. В периоды интенсивного роста у детей часто встречаются обмороки, головные боли, боли в области сердца.
Среди подростков регистрируется высокий удельный вес лиц с повышенным или пониженным артериальным давлением.

Увеличение числа детей с избыточной массой тела и ожирением.

• Раннее начало половой жизни в связи с ускорением
темпов физического развития и полового созревания, что приводит к незапланированной подростковой беременности и, как правило, к прерыванию ее искусственным абортом. Отставание социальной зрелости от биологической в подростковом возрасте способствует свободе сексуальных отношений с частой сменой партнеров и высоким риском заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, в том числе ВИЧ.

• Рост числа неврозов, обусловленный психоэмоциональными перегрузками в связи с обучением в школе и дополнительными внешкольными занятиями (в учебных центрах, кружках), а также неспособностью организма детей и подростков противостоять стрессовым ситуациям из-за социальной незрелости.

Ретардация– (от лат. retardo — замедлять, тормозить) явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Биологические механизмы ретардации мало изучены. На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера.

Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.

Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.

Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими науками значение для педагогики и психологии.
Человек с его анатомическим строением, физиологическим и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира. Соответственно, он имеет наиболее эволюционно развитые органы и системы органов.

Файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ ВАФ.doc

6. Критические периоды развития детей


^ Критические периоды – этапы неустойчивого равновесия развивающихся функциональных систем, когда старые механизмы регуляции не обеспечивают поддержание целостности организма, а механизмы соответствующие новому уровню дифференцировки элементов систем, еще не достигли той зрелости, который способен обеспечивать взаимодействие систем организма и противодействовать неблагоприятным факторам внешней среды.

Возраст 3 года - один из важных и критических этапов развития ребенка. Самостоятельная предметная деятельность, социальные контакты, система языка, которые усложняются, обеспечивающих формирование в этот период таких психологических категорий, как творческая активность, мышление и самосознание: ребенок пытается выделить и утвердить свое "Я", противопоставляя себя сверстникам. Ребенок осознает себя как субъект Объект действия. Это фактически знаменует рождение личности.

В возрасте 6-7лет ребенок осознает себя субъектом человеческих взаимоотношений, то есть появляется осознание своего социального "Я". Новый уровень самосознания, возникающий на этапе поступления в школу характеризуется формированием "внутренней позиции", что дает возможность оценить свое отношение к окружающих, к себе как часть окружающего мира и общества. Осознание своего "Я" порождает новые потребности, в результате которых игра, заполняла жизнь ребенка в дошкольный период, уже не удовлетворяет ее. В возрасте 6-7 лет важнейшей социальной потребностью становится обучения. Ребёнок начинает учиться в школе, новые знакомства, другая агрузка, умственная и социальная.

Подростковый возраст считается переходным от детства к зрелости. Кризис этого возраста наибольшее по продолжительности. В течение этого периода происходит перестройка отношения к окружающему миру, к самому себе, формируется жизненная позиция, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь. В связи с отсутствием синхронности в темпах физического и психического развития у подростков возникают потребности, которые невозможно удовлетворить в условиях недостаточной социальной зрелости. В этот сложный период предметом осознания и переживаний становится биологическая потребность - половое влечение, что приводит к возникновению волнений, изменений эмоциональной сферы.

7. Акселерация и ретардация развития. Понятие о школьной зрелости.

1. Акселерация развития (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков. (Основные проявления акселерации по Ю. Е. Вельтищеву и Г. С. Грачевой (1979):

  • увеличенная длина и масса тела новорожденных по сравнению с аналогичными величинами 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад
  • более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
  • более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
  • более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
  • увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
  • половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.)


2. Ретардация развития (от лат. retardatio — замедление, задержка) —задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, – говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности.

8.Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы.

Значение нервной системы :
1. Обеспечивает взаимосвязь между органами, системами органов и между отдельными частями организма. Это еёкоординационная функция. Она координирует (согласовывает) работу отдельных органов в единую систему.
2. Обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой.
3. Обеспечивает мыслительные процессы. К этому относится восприятие информации, усвоение информации, анализ, синтез, сравнение с прошлым опытом, формирование мотивации, планирование, постановка цели, коррекция действия при достижении цели (исправление ошибок), оценка результатов деятельности, переработка информации, формирование суждений, заключений выводов и абстрактных (общих) понятий.
4. Осуществляет контроль за состоянием организма и отдельных его частей.
5. Управляет работой организма и его систем.
6. Обеспечивает активацию и поддержание тонуса, т.е. рабочего состояния органов и систем.
7. Поддерживает жизнедеятельности органов и систем. Кроме сигнальной функции нервная система имеет ещё и трофическую функцию, т.е. выделяемые ей биологически активные вещества способствуют жизнедеятельности иннервируемых органов. Органы, лишённые подобной "подпитки" со стороны нервных клеток, атрофируются, т.е. хиреют и могут отмереть.

Общее строение нервной системы человека


Нервную систему человека можно разделить на отделы исходя из особенностей их устройства, расположения или функциональных свойств.

Первая классификация – по морфологическому признаку (строению):

Функционально (исходя из выполняемых задач), нервную систему человека можно разделить на ряд отделов:


Соматическая нервная система регулирует работу скелетных мышц и органов чувств. Она обеспечивает связь организма с внешней средой и адекватное реагирование на ее изменение.

Вегетативная (автономная) нерв ная система регулирует деятельность внутренних органов и обеспечивает поддержание гомеостаза. Как правило, деятельность автономной НС не подчиняется сознанию человека (исключение – феномены йоги, гипноза).

9. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Схема рефлекторной дуги. Классификация рефлексов.

Основной формой нервной деятельности являются рефлексы.

Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредстве нервной системы (ЦНС) и имеющая приспособительное значение.

Например, раздражение кожи подошвенной части ноги у человека вызывает рефлекторное сгибание стопы и пальцев. Это подошвенный рефлекс. Прикосновение к губам грудного ребёнка вызывает сосательные движения у него - сосательный рефлекс. Освещение ярким светом глаза вызывает сужение зрачка - зрачковый рефлекс.
Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней или внутренней среды.

Физиологическое определение понятия "рефлекторная дуга"

Рефлекторная дуга - это схематический путь движения возбуждения от рецептора до эффектора.

Можно сказать, что это путь нервного возбуждения от места его рождения к месту применения, а также путь от информационного входа до информационного выхода из организма. Вот что такое рефлекторная дуга с точки зрения физиологии.

Анатомическое определение понятия "рефлекторная дуга"

Рефлекторная дуга - это совокупность нервных структур, участвующих в осуществлении рефлекторного акта.

схема любой рефлекторной дуги должна начинаться с раздражителя, хотя сам раздражитель не входит в состав рефлекторной дуги. Заканчивается рефлекторная дуга органом-эффектором, который и даёт ответную реакцию.

Раздражитель - это такой физический фактор, который при воздействии на адекватные для него сенсорные рецепторы порождает в них нервное возбуждение.

Раздражитель запускает в рецепторах трансдукцию, в результате которой раздражение преобразуется в возбуждение.

Электрический ток является универсальным раздражителем, поскольку способен порождать возбуждение не только в сенсорных рецепторах, но также в нейронах, нервных волокнах, железах и мышцах.

Варианты результата действие раздражителя на организм

1. Запуск безусловного рефлекса.

2. Запуск условного рефлекса.

3. Запуск ориентировочного рефлекса.

4. Запуск доминанты.

5. Запуск функциональной системы.

6. Запуск эмоции.

7. Запуск создания нервной модели (в частности, сенсорного образа), процесса научения/запоминания.

8. Запуск воспоминания.

Все рефлексы делятся на 2 большие группы: безусловные и условные (приобретенные). Безусловные (врожденные) рефлексы, в реализации которых принимает участие кора головного мозга и подкорковое образование, рассматриваются в главе XV.

Безусловные рефлексы можно классифицировать на группы по ряду признаков.

По месту расположения рецепторов, вызывающих рефлекторный акт: экстерорецептивные(лат. exterus находящийся вне, наружный+ рефлекс) - рефлексы на слуховые, обонятельные, вкусовые, зрительные, механические и термические стимулы. В отличие от рефлексов на раздражение рецепторов внутренней среды экстерорецепторы быстрее формируются (через 5-20 сочетаний), но и быстрее угасают.

Интерорецептивные рефлексы (лат. interior внутренний + capio брать, принимать) - рефлексы, возникающие при раздражении интерорецепторов вследствие изменений условий среды и направленные на сохранение постоянства внутренней среды. Выражаются чаще не в инициации деятельности какого-либо органа, а в изменении характера его функционирования (например, реакции на растяжение полых органов, активация сосудистых рефлексогенных зон);проприрецептивные рефлексы (лат. proprius собственный+ capio брать, принимать) - рефлексы, возникающие при раздражении рецепторов, расположенных в структурах опорно-двигательной системы (суставные, сухожильные, мышечные) и в тканях (механорецепторы, хеморецепторы и др.).

По расположению центрального звена: спинальные (двигательные); бульбарные (глотательные, дыхательные, слюноотделительные); мезэнцефалические (ориентировочные, зрительные, слуховые); диэнцефалические (защитные, пищевые, половые); мозжечковые; корковые.

По локализации эфферентной части: соматически е и вегетативные рефлексы.

По характеру ответной реакции: двигательные, секреторные, сосудистые.

По характеру влияния на деятельность эффектора: возбудительные и тормозные.

По биологическому значению: пищевые, оборонительные, половые, локомоторные и др. рефлексы.

Существует множество промежуточных форм рефлексов, имеет место "перекрытие” дуг рефлексов и усложнение по мере повышения "этажности” центрального звена.

Рассмотренные группы рефлексов являются стереотипными (безусловными); их центры находятся в филогенетически более древних отделах ЦНС - спинном мозгу и стволе мозга.

Рефлексы вегетативной нервной системы рассматриваются ниже.

10.Нейрон – структурная единица нервной системы. Синопсы.

Нейрон - это сложно устроенная возбудимая секретир ующая высокодифференцированная нервная клетка с отростками, которая воспринимает нервное возбуждение, перерабатывает его и передаёт другим клеткам. Кроме возбуждающего воздействия нейрон может оказывать на свои клетки-мишени также тормозное или модулирующее воздействие.

Нейроны входят в систему биорегуляции и хеморег уляции организма.

Функционально нейрон можно рассматривать как один из уровней организации нервной системы, который связывает друг с другом сразу несколько других уровней: с одной стороны, молекулярный, синаптический и субклеточный уровни и, с другой стороны, надклеточные уровни: локальных нейронных сетей, нервных центров и крупных функциональных систем мозга, организующих поведение.

Сложность функции нейрона обусловливает особенности его строения. В нём различают тело клетки (сома), один длинный, маловетвящийся отросток - аксон и несколько коротких ветвящихся отростков - дендритов.
Аксон отличается большой длиной: от нескольких сантиметров до 1-1,5 м. Конец аксона сильно ветвится, так что один аксон может образовывать контакты с многими сотнями клеток.
Дендриты - обычно короткие, сильно ветвящиеся отростки. По дендритам возбуждение распространяется от рецепторов или контактирующих с этими дендритами нейронов к телу клетки, а по аксону нервные импульсы передаются к другим нейронам или к эффекторным (рабочим)клеткам.

На дендритах имеются микроскопических размеров выросты (шипики), которые значительно увеличивают поверхность соприкосновения с другими нейронами. Особого развития шипики достигают на клетках больших полушарий головного мозга. На каждом шипике может быть до 8 синапсов (межклеточных контактов).
Тело нейрона в различных отделах нервной системы имеет различную величину и форму. Тело покрыто мембраной и содержит, как и любая клетка, цитоплазму, ядро с одним или несколькими ядрышками, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазматическую сеть.

Читайте также: