Аксаков и оренбургский край кратко

Обновлено: 04.07.2024

русский писатель, литературный и театральный критик, автор книг "Записки об ужении рыбы” (1847), "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии” (1852), "Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах” (1855), "Семейная хроника” (1856); мемуаров "Литературные и театральные воспоминания” (1858), "История моего знакомства с Гоголем” (1880) и многих других, более всего известен широкому читателю как автор повести "Детские годы Багрова-внука” (1858) и сказки "Аленький цветочек”, бывшей первоначально приложением к повести. Его книги занимают особое место в русской литературе ХIХ века. Их основной предмет непритязателен (мир природы, патриархальная жизнь нескольких поколений дворянской семьи, семейные предания), их язык, по мнению многих, — совершенен. "Все мы должны у него учиться,”— писал И.С. Тургенев, восхищаясь языком аксаковской прозы.

* В. Савельзон, Моя прекрасная Родина. Аксаков Сергей Тимофеевич // Фрагменты статьи

"С Оренбуржьем связано немало известных имен. Но все же именно Сергея Тимофеевича Аксакова мы можем назвать "самым оренбургским" писателем. И хоть родился он в Уфе и многие годы провел в столицах, в своем родовом поместье Аксаково он прожил детские и отроческие годы, жил тут первые пять лет после женитьбы, здесь похоронены его родители и появился на свет его сын Константин.

Мы, оренбуржцы, законно гордимся, что основные его книги - из оренбургского "теста". И "Семейная хроника", и "Детские годы Багрова-внука", и "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", и "Записки об уженье рыбы".

Есть поразительное место в самом начале автобиографического произведения "Детские годы Багрова-внука". Маленький Сережа умирает. Уже прикладывают зеркальце к его губам, чтобы узнать, не отошел ли он. И дальше прекрасный кусок прозы, который грех пересказывать неумелыми словами и лучше процитировать:

"Дорогой, довольно рано поутру, почувствовал я себя так дурно, так я ослабел, что принуждены были остановиться; вынесли меня из кареты, постлали постель в высокой траве лесной поляны, в тени дерев, и положили почти безжизненного. Я все видел и понимал, что около меня делали. Слышал, как плакал отец и утешал отчаянную мать, как горячо она молилась, подняв руки к небу. Я все слышал и видел явственно, и не мог сказать ни одного слова, не мог пошевелиться - и вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше, крепче обыкновенного. Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места.

Я не спал, но чувствовал необыкновенную бодрость и какое-то внутреннее удовольствие и спокойствие, или, вернее сказать, я не понимал, что чувствовал, но мне было хорошо".

Мать приписала необыкновенное исцеление сына милосердию божию и лечебнику известного тогда доктора, по чьим советам Сережу начали лечить.

Но главной причины она не поняла: ее мальчик стал настолько неотъемлемой частицей природы, что она, эта великая природа, даровала ему жизнь второй раз. Это и страничка из истории семьи Багровых - Аксаковых, и - шире - почти притча.

Если мы сказали, что С.Т. Аксаков - "самый оренбургский писатель", то можно добавить: и "самый природный".

Сергей Тимофеевич - уникум и в том смысле, что писать начал практически накануне своей смерти. Точнее, и это не столь широко известно, он ведь не писал, так как был болен и почти ослеп, а диктовал свои главные книги.

И снова вспоминается "Аленький цветочек". Как символ добра и таланта он - в душе каждого человека. Но не всегда ему суждено расцвести быстро или расцвести вообще. Вот так и с Аксаковым. Несколько десятилетий он писал не очень удачные стихи, театральные рецензии. И не знал, что он - писатель. Наблюдательность, талант рассказчика - устного - жили в нем с детства. Сережа Багров чувствовал умение и желание "передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, так, чтобы слушатели получили такое же понятие об описываемых предметах, какое я сам имел о них".

В этом старике с крупными чертами лица, с холеной седой бородой, каким мы представляем себе Аксакова по портретам, до последнего часа жила душа мальчика Сережи.

А теперь вспомним: "Записки об уженье рыбы" написаны - продиктованы Сергеем Тимофеевичем в 57 лет, "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" - в 61 год, "Семейная хроника" и "Воспоминания" в 65 лет, а "Детские годы Багрова-внука" в 67 лет, за год до смерти (а умер он в 1859 году).

Аксаково вполне можно назвать его Ясной Поляной. Он страстно любил оренбургские места, особенно прекрасно знакомую ему северо- западную часть области, нынешние Бугурусланский, Абдулинский, Асекеевский, Северный районы.

Хорошо побывать в селе Аксаково, захватив с собой томик писателя. Вы будете листать страницы - и все узнавать. Вот она, Челяевская гора за селом, вот роща, место пруда, речка Бугурусланка, которая текла прямо под окнами усадьбы. Дух Аксакова растворен здесь. "


* Съемки поэтического мини-фильма

*Электронные ресурсы

Аксаков Сергей Тимофевич / Литературная карта Ульяновской области

Аксаково / История села Аксаково Ульяновской области

Алоцвет : виртуальный музей / Башкортостан

Борисенок Ю., Аксаковское измерение ( Электронный ресурс ) / Российская газета. - 29.09.2016

Литературный музей заповедник писателя С. Т. Аксакова / Оренбургская область

Музей-заповедник С.Т. Аксакова: юбилейный буклет-путеводитель (к 225-летию)

Путешествие по Майнской земле / Ульяновская область

"Ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы": полнотекстовая электронная база данных

* Музей-заповедник писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (Бугурусланский район, Оренбургской области)

Аксаково : история усадьбы / Оренбургская область

Выставка "Теплый привет из дома . Варежки трехпалые", посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне / видеотур

"Где родился, там и пригодился" - к 229-летию со дня рождения С.Т. Аксакова / материалы лекции

Духовные ценности семьи Аксаковых. Традиции и реликвии / материалы лекции

Талантливый композитор из рода Аксаковых / материалы лекции

* Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова в Уфе

Аксаковская тетрадь /подборка стихов Лидии Измалкиной

Семья Аксаковых и Сергиевские минеральные воды

Стерлитамакское имение Аксаковых - деревня Пестровка

*Экранизации произведений

Аленький цветочек: художественный фильм по мотивам одноимённой сказки С.Т.Аксакова. Сцен. Н.Рязанцевой. Реж. И.Поволоцкая. Комп. Э.Денисов. СССР, 1977. В ролях: Л.Дуров, А.Демидова, А.Абдулов и др.

Аленький цветочек: мультипликационный фильм по одноимённой сказке С.Т.Аксакова. Сцен. Г.Гребнера. Реж. Л.Атаманов. Комп. Н.Будашкин. СССР, 1952. Роли озвучивали: С.Лукьянов, А.Консовский и др.

*Театральные постановки

Спектакль Московского драматического театра имени А. С. Пушкина по одноимённой сказке С. Т. Аксакова (премьера в 1949 году)

Купцов, В. Аленький цветочек : балет в двух действиях / Либретто В. Купцова, А. Петрова. - по мотивам сказки Сергея Аксакова. - Дата премьеры: 30.09.2017. - Место постановки: Башкирский Государственный театр оперы и балета

Аленький цветочек : балет в пяти актах и восьми картинах / Музыка Ф. Гартмана. - Дата премьеры: 16.12.1907. - Место постановки: Мариинский театр

Новикова, А. Аленький цветочек : опера-мюзикл в двух действиях. - Дата премьеры: осень 2014. - Место постановки: Санкт-Петербургская Филармония для детей и юношества. С 2020 года опера доступна на Ютуб-канале филармонии.

Именно природа Оренбургского края наполнила душу Сережи Аксакова, вошла в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали потом писателю не только фон, но и все содержание для его будущих произведений.

После гимназии учился в университете Казани (не окончил курса), несколько лет служил в Петербурге, где познакомился с Державиным и Шишковым, укрепившим "русское направление" молодого Аксакова.

В 1811 году переехал в Москву. Вошел в литературно-театральную среду, сблизился с С.Н. Глинкой, занимался театральными переводами (из Шиллера, Мольера и др.). В 1816 году, женившись, уехал в село Ново-Аксаково, с 1826 года жил преимущественно в Москве и своих подмосковных усадьбах, постоянно выступая с литературной и театральной критикой в журналах "Вестник Европы", "Московский вестник", в газете "Молва" и других московских изданиях. В 1827-1832 годах цензор Московского цензурного комитета; уволен за пропуск в печать шуточной баллады В.А. Проташинского (под псевдонимом Елистрат Фитюлькин) "Двенадцать спящих будошников", выказавшей "непочтительное отношение к московской полиции", и 3-го номера журнала "Европеец" И. В. Киреевского с окончанием "крамольной" статьи последнего "Девятнадцатый век" (что способствовало сближению их семей). С 1833 года инспектор московского Константиновского землемерного училища, с преобразованием его в 1835 году в Межевой институт - первый его директор (до 1838 года).

С конца 1820-х годов гостеприимный и хлебосольный дом Аксакова - один из центров литературной жизни Москвы, и хотя именно здесь организационно сложилось славянофильство, исключительные благородство и терпимость хозяина сделали его двери открытыми для приверженцев самых разных направлений. Аксаковские "субботы" посещали актеры и литераторы М.П. Погодин, С. В. Шевырев, известный композитор, автор оперы на сюжет из древнерусской истории "Аскольдова могила" Верстовский - большой друг Аксакова, Щепкин, И.И. Панаев, Гоголь, не раз читавший там свои произведения и отметивший 1 апреля 1849 года у Аксакова на Сивцевом Вражке свое сорокалетие, у него бывали как славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский и П.В. Киреевский и др.), так и их оппоненты (Н.В. Станкевич - до 1837 года, Герцен, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, которого Аксаков устроил в Межевой институт преподавателем и которому помог издать в долг его "Грамматику", Т.Н. Грановский, Чаадаев, известный переводчик Н.Х. Кетчер и др., а позднее - , Загоскин, Лев Толстой, Шевченко, декабрист С.Г. Волконский.

Бюст С.Т. Аксакова в селе Аксаково

Яркие картины бытовой и литературно-театральной жизни Москвы запечатлены в мемуарах Аксакова "Воспоминания" (1956) и особенно в "Литературных и театральных воспоминаниях" (1858). Получили известность стихи Аксакова (главным образом направленные против школы "романтиков", а также патриотические и стилизующие народные песни, в т.ч. "Уральский казак", 1821), его басни, социально-обличительные фельетоны, очерк "Буран" - предвестие пейзажно-описательной и автобиографической прозы Аксакова. Вершиной последней, как и всего художественного творчества Аксакова, стали "Записки об уженье рыбы" (1847, первоначально под названием "Записки об уженье"; 2-е дополненное изд. 1854), "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" (1852, 2-е дополненное изд. 1853), "Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах" (1855) и особенно книга "воспоминаний прежней жизни" "Семейная хроника" (1856) с ее продолжением - повестью "Детские годы Багрова-внука" (1858; ее "Приложение" - классика отечественной детской литературы, "сказка ключницы Пелагеи" "Аленький цветочек"), в живом и непосредственном бытописании проводившие мысль о целительной силе природы и высоконравственности патриархального образа жизни (которому следовал и сам Аксаков - мудрый и терпимый друг многих современников, любящий отец четырнадцати детей).

С.Т. Аксакова мы, можем по праву считать исследователем Оренбургского края, ибо его произведения в своей совокупности составляют целую энциклопедию по нашему краю, по которой можно изучать его природу, прекрасно знакомиться с его флорой и фауной и вместе с тем получить отчетливое представление о населении края, каким оно было полтора века назад, об этническом его составе, социальной структуре, о быте и нравах.

Аксаков оставил также книгу "Биография М.Н. Загоскина" (1853), мемуары "История моего знакомства с Гоголем" (полностью опубл. 1890), очерки "Собирание бабочек", "Очерк зимнего дня" и "Встреча с мартинистами" (все 1859), в котором критиковал "масонов" с позиции своего "русского направления" и любви ко "всему ясному, прозрачному, легкому и свободно понимаемому".

Умер Аксаков в Москве 30 апреля (12 мая) 1859 года.

В селе Аксаково работает литературный музей-заповедник С.Т. Аксакова, в котором можно подробно ознакомиться с жизнью и творчеством семейства Аксаковых.

В Оренбургской области находится один из двух уральских музеев, посвященных известному русскому писателю – Сергею Тимофеевичу Аксакову. Музей-заповедник расположен в селе Аксаково, которое ранее называлось Знаменским – по названию местной церкви.

Это село основал в 1760-х годах дед писателя – дворянин Степан Михайлович Аксаков, купивший здесь обширный участок. Он перевез сюда из Симбирской губернии своих крепостных крестьян. В 1814 году сын Степана Михайловича построил в селе каменную церковь во имя Знамения Божье Матери с трехъярусной колокольней. Одноэтажный дом Аксаковых был срублен из деревьев знаменитого Бузулукского бора. У дома дед писателя создал красивый парк с липовой и сосновой аллеями. Также вскоре он соорудил пруд на реке Бугуруслан и построил мельницу.

Позже здесь провел самые чудесные детские годы будущий писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Эти места он помнил всю свою жизнь. Здесь он научился по-настоящему любить и ценить природу, замечать окружающие нас природные красоты. Все это отразилось в его произведениях. Об этих местах говорится в ставшей знаменитой автобиографической трилогии писателя.С восьми лет юный Аксаков проводил здесь каждое лето. Даже будучи уже взрослым, уже писателем, С.Т. Аксаков продолжал часто приезжать в родное имение, привозя с собой жену и детей.

Увековечиванием памяти писателя Аксакова занялись еще до революции 1917 года. Усадьбу выкупили и хотели организовать в ней Аксаковский кружок трудовой помощи и ремесленную школу. Кроме того, привели в порядок сад, построили часовню. Однако с приходом советской власти дом великого писателя ждали трудные времена. Некоторое время в нем располагалась детская колония, затем волостной комитет, больница, почта, школа, контора и общежитие МТС. В 1962 году дом Аксаковых был снесен…

Также коммунисты снесли Знаменскую церковь, стерли с лица земли фамильный аксаковский склеп, разрушили плотину и пруд, а мельница сгорела. Лишь с распадом СССР в начале 1990-х годов задумались о воссоздании аксаковских мест. Построенный заново дом-музей С.Т. Аксакова открыли для посетителей в августе 1998 года. При воссоздании дома и создании экспозиций большое внимание уделялось произведениям С.Т. Аксакова, связанным с этими местами. В музее шесть залов.

Туристы узнают в доме-музее Аксакова много интересного: об освоении этих земель русскими, о дворянском роде Аксаковых, об их переезде сюда, о жизни писатели С.Т. Аксакова и его произведениях и т.д. Перед домом-музеем сохранилась аллея из акаций. Раньше там была беседка, в которой любила отдыхать семья Аксаковых. А за домом – тот самый парк, который заложил еще дед писателя. Приезжающие сюда туристы могут прогуляться по парку, по липовой аллее, в которой так любил бывать Сергей Тимофеевич.

В селе сохранились три надгробные плиты родственников Аксакова. Здесь покоятся отец, мать и брат писателя. Недалеко заново воссоздан красивый пруд на речке Бугуруслан. В двух километрах от села действует так называемый Барский родник. Из него брали воду Аксаковы, сейчас он продолжает оставаться популярным среди местных жителей и туристов.

Интерьер дома- музея С. Аксакова. Автор фото: Сергей Жданов Интерьер дома- музея С. Аксакова. Автор фото: Сергей Жданов

Как доехать до музея Аксакова?

Село Аксаково, в котором расположен музей Аксакова, находится в 35 километрах к северу от Бугуруслана — районного центра Оренбургской области. Поблизости проходит трасса Бугульма-Бузулук. Также до Бугуруслана можно доехать на поезде, затем на местных автобусах или такси.

Орск в событиях Кол-во материалов: 3

Афганистан болит в моей душе Кол-во материалов: 1

Художники г. Орска Кол-во материалов: 10

Орчане — Герои Советского Союза Кол-во материалов: 9

Издано в библиотеках (Краеведение) Кол-во материалов: 0

Пресса о нас Кол-во материалов: 0

Оценка качества услуг Кол-во материалов: 1

2017 год Кол-во материалов: 95

2018 год Кол-во материалов: 134

О нас Кол-во материалов: 3

Достижения Кол-во материалов: 2

Программы, проекты Кол-во материалов: 6

2009 год Кол-во материалов: 20

Официальные документы Кол-во материалов: 20

2010 год Кол-во материалов: 23

2011 год Кол-во материалов: 27

2012 год Кол-во материалов: 43

2013 год Кол-во материалов: 77

2014 год Кол-во материалов: 103

2015 год Кол-во материалов: 69

2016 год Кол-во материалов: 96

2019 год Кол-во материалов: 60

2020 год Кол-во материалов: 21

2021 год Кол-во материалов: 46

Услуги Кол-во материалов: 0

Услуги Кол-во материалов: 1

Межбиблиотечный абонемент Кол-во материалов: 1

Мобильная библиотека Кол-во материалов: 17

Афиша Кол-во материалов: 0

Афиша Кол-во материалов: 2

Правила пользования Кол-во материалов: 0

Электронные ресурсы Кол-во материалов: 0

Электронные ресурсы Кол-во материалов: 10

Электронные издания для учебы и досуга Кол-во материалов: 80

Издательская деятельность Кол-во материалов: 18

Аудиокниги Кол-во материалов: 1

ЛитРес Кол-во материалов: 3

Буклеты Кол-во материалов: 9

Дайджесты Кол-во материалов: 10

Тематические списки Кол-во материалов: 12

Новые поступления Кол-во материалов: 0

Новые поступления Кол-во материалов: 7

Аудиокниги Кол-во материалов: 1

Новые книги. 2018 Кол-во материалов: 2

проЧТЕНИЕ Кол-во материалов: 0

проЧТЕНИЕ Кол-во материалов: 2

Советуем почитать Кол-во материалов: 569

Литературные премии Кол-во материалов: 5

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ — форма поощрения литераторов за значимые литературные произведения или общий вклад в литературу, выражающая признание заслуг данного лица и влияния его творчества на литературный процесс в целом или на его отдельное направление.

Обязательными составляющими процесса присуждения литературной премии являются: а) круг экспертов, формулирующих число претендентов и выносящих окончательное решение; б) критерий выбора, т. е. формулировка того, на каких основаниях этот выбор делается; в) собственно премия, выражаемая в денежном эквиваленте или имеющая символическое значение (в последнем случае упор делается на значимость выбора тем или иным кругом экспертов) и г) собственно писатели или поэты — лауреаты премий, представляющие этот выбор.

В отличие от способов вознаграждения, принятых в средние века, когда литераторам давался статус приближенных ко двору — придворных поэтов или писателей, сопровождавшийся соответствующим денежным содержанием, литературные премии, практика которых широко распространилась в основном в 20 в., являются более демократичным способом признания заслуг литераторов. Современные премии имеют разовый характер и формально не требуют от литераторов никаких дальнейших обязательств. Впрочем, как показывает опыт, порой получение значимой статусной премии — международной или государственной — сказывалось на дальнейшем творчестве писателя и влияло на его судьбу.

Премии условно можно разделить на:
а) международные (Нобелевская, Букеровская и др.) и национальные (Гонкуровская французская, Пулицеровская американская, национальный Букер — английский, российский и т.д., Государственная российская и т.д.),
б) отраслевые (в области фантастики, исторического романа и т.д.),
в) именные — премия Астрид Линдгрен — международная премия в области детской литературы и т.д. г) неформальные — Антибукер, премия им. Андрея Белого и т.д.

Как показывает развитие современной литературы, литературные премии стали неотъемлемой частью литературной жизни, представляя своеобразные рейтинги произведений и писателей. Конечно, такой способ маркировки вызывает определенные нарекания субъективностью выбора, ангажированностью (когда выбирают "своих"), соображениями политической конъюнктуры и др. Однако при всех минуса, практика присуждения литературных премий будет, очевидно, продолжаться, поскольку представляет наглядный и доступный способ структурирования и оценки литературных произведений.

Читайте также: