Ахейская греция во ii тыс до н э кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ахейцы или ахеяне, наряду с эолийцами, ионийцами и дорийцами являлись одним из основных древнегреческих племён, при этом наиболее древним. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали на территорию Греции.К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Пока еще достаточно примитивные государственные образования формируются в Микенах, Тиринфе, Охромене, Пилосе. На первых порах испытывая значительное влияние более передовой критской (минойской) цивилизации, тем не менее культура ахейской Греции возникает уже на местной, собственно греческой почве, хотя и не без влияния догреческого населения Балканского полуострова. Настоящими ее творцами были греки-ахейцы.Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего экономического и политического центра континентальной Греции – Микен, расположенных в Арголиде.Как и на Крите, в Микенах и других очагах ахейской культуры центром административной власти, организации экономики, торговли и обмена, ремесленного производства, накопления и распределения материальных ресурсов, идеологической жизни и обороны были монументальные дворцовые комплексы, напоминающие по своей планировке и обустройству дворцовые сооружения минойской цивилизации. Дворцовое хозяйство было основой экономической структуры ахейского общества. Оно контролировало не только ремесленное производство, осуществляющееся преимущественно на территории дворцового комплекса, но и все виды хозяйственной деятельности, в том числе и на сельской территории. Непосредственные производители находились под контролем бюрократического аппарата ахейских владык.Однако, в отличие от неукрепленных критских дворцов, сооружения ахейских владык представляли собой цитадели, идеально защищенные, возведенные на неприступных горных возвышенностях и окруженные мощными оборонительными стенами. В ахейской Греции каждый дворец был центром небольшого государственного образования, жители которого были вынуждены постоянно заботиться об обороне, так как между ахейскими владыками постоянно возникали конфликты..Расселение греческих племен. Микенские и Ахейские государства.

Хронология крито-микенского периода. Историю критской и микенской цивилизаций сложно объединить в одно целое. Материковая Греция во II тыс. до Р. Х. испытывала сильное влияние со стороны более развитой в духовном и интеллектуальном отношениях критской цивилизации, после гибели которой многое восприняла из ее наследия.История Крита делится на минойские периоды по имени легендарного царя Миноса, правившего на этом острове, а история микенского общества – на элладские по имени мифического родоначальника греков Эллина.

1) Раннеминойский (XXX–XXIII вв. до Р. Х.) = раннеэлладский (XXX–XXI).

2) Среднеминойский (XXII–XVIII) = среднеэлладский (XX–XVII).

3) Позднеминойский (XVII–XII) = позднеэлладский (XVI–XII).

Раннеэлладский период (XXX–XXI). На территории материковой Греции обитало население, именовавшееся пеласгами. Скорее всего, по этническому составу оно было не индоевропейским, а догреческим.

В конце этого периода в некоторых прибрежных областях возникают укрепленные поселения.На рубеже III–II тысячелетий в Грецию заселяют пришельцы (примерно с XXI–XX вв. до Р. Х.). С севера, из Придунайских низменностей или из Фессалии, приходят племена, впоследствии названныеахейскими. Пришедшие племена, частью уничтожившие пеласгов, а частью их ассимилировавшие, определенно были греками и непосредственными предшественниками греческого этноса I тысячелетия. Не исключено, что ассимиляция шла постепенно, без резкой экспансии, когда ахейцы постепенно проникали в Грецию.

2 Сред­неэлладский период (XX–XVII). В XVII–XVI вв. до Р. Х. был открыт особый сплав серебра и золота, называемый электром. Обнаружены вещи, изготовленные с помощью токарного станка, который, правда, не был обнаружен археологами.

Гибель микенской цивилизации. В конце XII–XI вв. в Грецию, возможно, происходит военное вторжение с севера (из Южной Иллирии) дорийских племен. С их приходом связано падение ахейских царств и разрушение новых дворцов.

Греческие племена и их диалекты. На границе II–I тысячелетий до Р. Х. происходит переселение дорийцев. Дальнейшее расселение греков можно определить по размещению основных греческих племен со своими языковыми диалектами: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев.Дорийцы – северо-западные племена – расселялись в основном на территории Пелопоннеса: придя с севера, они осели на юге полуострова, – это основатели будущей Спарты, покорившие местное население и большую часть Крита.Ионийцы по преданию первыми переселились в Балканскую Грецию, но после вторжения дорийцев часть из них освоила другие земли – центр Эгейского архипелага и острова к западу от Малой АзииМестные жители Средней Греции, Аттики – ахейцы. Они были оттеснены сюда пришедшими дорийцами.Последний, четвертый диалект – эолийский. Его носители жили в северо-западной части Малой Азии и на острове Лесбос (Эолиде).Греческий народ, самоопределившийся к началу I тысячелетия до Р. Х., оформлялся в течение длительного времени из смешения множества племен.Последствия дорийского нашествия

28. Греция XI - IX вв. до н. э. ‘‘Илиада’’ Гомера как исторический источник

Ахейцы или ахеяне, наряду с эолийцами, ионийцами и дорийцами являлись одним из основных древнегреческих племён, при этом наиболее древним. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали на территорию Греции.К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати. Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Пока еще достаточно примитивные государственные образования формируются в Микенах, Тиринфе, Охромене, Пилосе. На первых порах испытывая значительное влияние более передовой критской (минойской) цивилизации, тем не менее культура ахейской Греции возникает уже на местной, собственно греческой почве, хотя и не без влияния догреческого населения Балканского полуострова. Настоящими ее творцами были греки-ахейцы.Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего экономического и политического центра континентальной Греции – Микен, расположенных в Арголиде.Как и на Крите, в Микенах и других очагах ахейской культуры центром административной власти, организации экономики, торговли и обмена, ремесленного производства, накопления и распределения материальных ресурсов, идеологической жизни и обороны были монументальные дворцовые комплексы, напоминающие по своей планировке и обустройству дворцовые сооружения минойской цивилизации. Дворцовое хозяйство было основой экономической структуры ахейского общества. Оно контролировало не только ремесленное производство, осуществляющееся преимущественно на территории дворцового комплекса, но и все виды хозяйственной деятельности, в том числе и на сельской территории. Непосредственные производители находились под контролем бюрократического аппарата ахейских владык.Однако, в отличие от неукрепленных критских дворцов, сооружения ахейских владык представляли собой цитадели, идеально защищенные, возведенные на неприступных горных возвышенностях и окруженные мощными оборонительными стенами. В ахейской Греции каждый дворец был центром небольшого государственного образования, жители которого были вынуждены постоянно заботиться об обороне, так как между ахейскими владыками постоянно возникали конфликты..Расселение греческих племен. Микенские и Ахейские государства.

Хронология крито-микенского периода. Историю критской и микенской цивилизаций сложно объединить в одно целое. Материковая Греция во II тыс. до Р. Х. испытывала сильное влияние со стороны более развитой в духовном и интеллектуальном отношениях критской цивилизации, после гибели которой многое восприняла из ее наследия.История Крита делится на минойские периоды по имени легендарного царя Миноса, правившего на этом острове, а история микенского общества – на элладские по имени мифического родоначальника греков Эллина.

1) Раннеминойский (XXX–XXIII вв. до Р. Х.) = раннеэлладский (XXX–XXI).

2) Среднеминойский (XXII–XVIII) = среднеэлладский (XX–XVII).

3) Позднеминойский (XVII–XII) = позднеэлладский (XVI–XII).

Раннеэлладский период (XXX–XXI). На территории материковой Греции обитало население, именовавшееся пеласгами. Скорее всего, по этническому составу оно было не индоевропейским, а догреческим.

В конце этого периода в некоторых прибрежных областях возникают укрепленные поселения.На рубеже III–II тысячелетий в Грецию заселяют пришельцы (примерно с XXI–XX вв. до Р. Х.). С севера, из Придунайских низменностей или из Фессалии, приходят племена, впоследствии названныеахейскими. Пришедшие племена, частью уничтожившие пеласгов, а частью их ассимилировавшие, определенно были греками и непосредственными предшественниками греческого этноса I тысячелетия. Не исключено, что ассимиляция шла постепенно, без резкой экспансии, когда ахейцы постепенно проникали в Грецию.

2 Сред­неэлладский период (XX–XVII). В XVII–XVI вв. до Р. Х. был открыт особый сплав серебра и золота, называемый электром. Обнаружены вещи, изготовленные с помощью токарного станка, который, правда, не был обнаружен археологами.

Гибель микенской цивилизации. В конце XII–XI вв. в Грецию, возможно, происходит военное вторжение с севера (из Южной Иллирии) дорийских племен. С их приходом связано падение ахейских царств и разрушение новых дворцов.

Греческие племена и их диалекты. На границе II–I тысячелетий до Р. Х. происходит переселение дорийцев. Дальнейшее расселение греков можно определить по размещению основных греческих племен со своими языковыми диалектами: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев.Дорийцы – северо-западные племена – расселялись в основном на территории Пелопоннеса: придя с севера, они осели на юге полуострова, – это основатели будущей Спарты, покорившие местное население и большую часть Крита.Ионийцы по преданию первыми переселились в Балканскую Грецию, но после вторжения дорийцев часть из них освоила другие земли – центр Эгейского архипелага и острова к западу от Малой АзииМестные жители Средней Греции, Аттики – ахейцы. Они были оттеснены сюда пришедшими дорийцами.Последний, четвертый диалект – эолийский. Его носители жили в северо-западной части Малой Азии и на острове Лесбос (Эолиде).Греческий народ, самоопределившийся к началу I тысячелетия до Р. Х., оформлялся в течение длительного времени из смешения множества племен.Последствия дорийского нашествия

28. Греция XI - IX вв. до н. э. ‘‘Илиада’’ Гомера как исторический источник


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Ахейская Греция, как историческое явление появилось в 17-16 веке до нашей эры. На Балканский полуостров пришли племена Ахейцев и установили там свое господство, ассимилировались. Племена носили воинственный характер. Активно заимствовали достижения Минойской и Киклацкой цивилизации, а также на развитие оказали влияние местные племена.

Своего высшего развития Ахейская культура достигла в 15-13 веке до нашей эры. Об этом свидетельствует масштабное строительство дворцов, которое могло себе позволить только сильное и богатое государство (пример – шахтовые гробницы в Тиринфе и Пилосе).

Произошло объединение ранее самостоятельных культурных центров – Крита, Киклат и Ахейцев в единую Ахейскую культуру с центром в Микенах. Ахейская Греция характерна своей раздробленностью.

Дворец был экономическим и политическим центром.

Сельское хозяйство на высоком уровне: земледеление, виноградарство, скотоводство. Существование различных форм землевладения: царские, храмовые, владения ахейской знати, общинные. Наличие арендных отношений. Сложная структура аграрных отношений

Глава-монарх государства - Ванкт. Являлся верховным главнокомандующим. В его владении находился темен - большой участок плодородной земли. Выполнял судебные и жреческие функции.

Придворная знать. Занимались финансовыми делами. Представляли собой широкий бюрократический аппарат, занимались финансовыми и управленческими делами во дворце. Назначались царем.

Басилеи. Управляли многочисленными деревенскими общинами. Составляли класс местной общинной элиты.

Военная знать. Располагали собственными поместьями, небольшими дружинами, принимали участие в управлении государством. Лавагет - воевода, занимался военными делами, учавствовал в решении важнейших государственных вопросов.

Жречество. Привилегированное сословие, владели землей, отправляли культ богов.

Земледельцы. Облагались податями - натуральная и трудовая повинность. Пользовались личной свободой и правом решать свои местные дела внутри общины.

Ремесленники. Проживали вместе с земледельцами, получали довольствие от дворца или общины. Работа на дворец была лишь временной повинностью. Лично были свободны, могли владеть землей и даже рабами. Особое место, среди ремесленников, занимали кузнецы.

Дворцовые рабы. Дворцовые слуги.

Частновладельческие рабы. Выполняли различные работы, подразделялись на различные отряды. В основном женщины и дети, которые использовались в домашнем хозяйстве.

Божьи рабы. Служили при храме, арендовали землю у общинников.

Человек Ахейской Греции

(скопировать из второго вопроса)

Природные. Десятилетняя засуха, которые привела к голоду и переселению жителей в сельскую местность.

Внутриполитические. Возобновление междоусобных войн после Троянской войны, которая также затратила огромные материальные и людские ресурсы. Уход большого количества военных на восток.

Внешнеполитические. Ослаблением Ахейцев воспользовались варварские племена Дарийцев, сильно отстававшие в развитии. Они вторглись на территорию и постепенно завоевали ее, вытеснив местных жителей.

Троянский конь.

Греция в раннеэлладский период (до конца III тысячелетия до н. э.). Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Продвигаясь все дальше на юг по территории страны, которая в дальнейшем стала называться их именем, ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей, которое позднейшие греческие историки назвали пеласгами.

Это передвижение датируется последними столетиями III тысячелетия до н. э., или концом эпохи ранней бронзы. Около 2300 г. до н. э. погибли в пламени пожара цитадель Лерны и некоторые другие поселения раннеэлладского времени. Спустя некоторое время возникает ряд новых поселений в тех местах, где их раньше не было.

Становление цивилизации в материковой Греции было сложным и противоречивым процессом. В первые века II тысячелетия до н. э. здесь наблюдается явное замедление темпов социально-экономического и культурного развития. Несмотря на появление таких важных технических и хозяйственных новшеств, как гончарный круг и повозка или боевая колесница с запряженными в нее лошадьми, культура так называемого среднеэлладского периода (XX-XVII вв. до н. э.) в целом заметно уступает предшествующей ей культуре раннеэлладской эпохи. В поселениях и погребениях этого времени сравнительно редко встречаются изделия из металла. Зато снова появляются орудия, сделанные из камня и кости, что свидетельствует об определенном упадке производительных сил греческого общества. Исчезают монументальные архитектурные сооружения вроде уже упоминавшегося "дома черепиц" в Лерне. Вместо них строятся невзрачные глинобитные дома иногда прямоугольной, иногда овальной или закругленной с одной стороны формы. Поселения среднеэлладского периода, как правило, укреплены и размещаются на возвышенностях с крутыми обрывистыми склонами. Судя по всему, время это было крайне неспокойным и тревожным, что вынуждало отдельные общины принимать меры для обеспечения своей безопасности.

Лишь в конце среднеэлладского периода положение в Балканской Греции начало постепенно изменяться. Полоса длительного застоя и упадка сменилась полосой нового экономического и культурного подъема. Возобновился прерванный в самом начале процесс классообразования. Внутри ахейских племенных сообществ выделяются могущественные аристократические роды, обосновавшиеся в неприступных цитаделях и тем самым резко обособившиеся от массы рядовых соплеменников. В руках племенной знати концентрируются большие богатства, отчасти созданные трудом местных крестьян и ремесленников, отчасти захваченные во время военных набегов на земли соседей. В различных районах Пелопоннеса, Средней и Северной Греции возникают первые и пока еще довольно примитивные государственные образования. Таким образом, сложились предпосылки для формирования еще одной цивилизации эпохи бронзы, и начиная с XVI в. до н. э. Греция вступила в новый, или, как его обычно называют, микенский, период своей истории.

Формирование микенской цивилизации. На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Все это не означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли собой просто минойские колонии в чужой "варварской" стране.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV-XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения выходит далеко за пределы Арголиды, где, по всей видимости, она первоначально возникла и сложилась, охватывая весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общими для всей этой зоны были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.

До недавнего времени внутренняя структура ахейских государств Пелопоннеса оставалась загадкой для ученых, так как в решении этого вопроса они могли полагаться лишь на археологический материал, добытый путем раскопок. После того как двум английским лингвистам М. Вентрису и Дж. Чедвику удалось в 50-х годах найти ключ к пониманию знаков линейного слогового письма на табличках из Кносса и Пилоса, в распоряжении историков появился еще один важный источник информации.

В это время в Греции уже существовало рабство и труд рабов широко применялся в различных отраслях хозяйства. Основную массу трудящегося населения составляли в микенских государствах, как и на Крите, свободные или, скорее, полусвободные крестьяне и ремесленники. Формально они не считались рабами, но свобода их носила весьма относительный характер, так как все они находились в экономической зависимости от дворца и облагались в его пользу различными повинностями, как трудовыми, так и натуральными.

Троянская война. Угасание микенской цивилизации. Напряженные отношения, существовавшие между ахейскими государствами на протяжении почти всей их истории, не исключают, однако, того, что в отдельные моменты они могли объединяться для каких-нибудь совместных военных предприятий. Примером такого предприятия может служить знаменитая Троянская война, о которой повествует Гомер.

Троянская война была лишь одним, хотя, по-видимому, и наиболее значительным из проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и Восточном Средиземноморье. В течение XIV-XIII вв. до н. э. многочисленные ахейские поселения (на них указывают большие скопления типично микенской керамики) появились на западном и южном побережьях Малой Азии, примыкающих к ним островах - Родосе и Кипре - и даже на сиро-финикийском побережье Средиземного моря. Повсюду в этих местах микенские греки перехватывают торговую инициативу из рук своих предшественников минойцев.

2. Среднеэлладский период ( XX-XVII века до н.э.)

Середина III тыс. до XVII в до н.э. –расселение греков-ахейцев по Балканскому полуострову, происходит ассимиляция с местным автохтонным населением. Появление гончарного круга, минойской керамики, использование лошадей и колесниц в военном деле.

3. Позднеэлладский период или Микениский (XVI- XII вв. до н.э.). Появление крупных Ахейских государств, таких как Микены, Тиринф, Пилос.

  • XV-XIII вв. до н.э. расцвет Микенской цивилизации
  • XIII-XII вв. до н.э. упадок Микенской цивилизации


Генрих Шлиман (1822-1890)


Карта Греции эпохи Микенской цивилизации

Открытие цивилизации

Общественный строй

Общественная структура Микенской цивилизации представляла собой сословно-классовое общество. Основная масса населения- свободные крестьяне-общинники и земледельцы, также существовали ремесленники, моряки и торговцы. Помимо этого существовала военная, административная и жреческая знать. Рабский труд применялся в обслуживании дворцов, часто рабов делили на рабочие бригады, где существовали рабы-начальники и подчиненные. В общинах рабский труд не применялся. Что касается земледелия, то здесь выращивали виноград, оливу, зерновые. Земля была царской, коллективной у общинников, частнособственнической у аристократов, помимо всего вышеперечисленного, существовала практика сдачи земли в аренду. Основные орудия производились из бронзы. Следует отметить главное отличие ахейцев от жителей Крита- это преобладание производства оружия и военных материалов. Здесь стоит сказать несколько слов, почему микенская цивилизация является такой воинственной. Дело в том, что ахейцы выступали, как этническое образование в рамках индо-европейской культурно-языковой общности, они были народом-завоевателем, отсюда и противопоставление окружающей природы, как враждебного хаоса и человека-воина.


Разрез раскопок Трои.


Троя. Турция. Современный вид


Тиринф. Греция. Современный вид

Административно-территориальное деление

Теперь следует перейти к управлению и административно-территориальному делению ахейцев. Микенские государства представляли собой сложную систему институтов управления. Ванака-верховный правитель, он обладал высшей военной, административной и теократической властью. Ванаке подчинялся лавагет- командующий, выполнял высшие военные функции после царя. Помимо лавагета в подчинении царя были жрецы, телесты, даматы и экесты (высшие чиновники). Существовали еще басилеи- представители низшего ранга в царской организации, они стояли во главе общины. Страна делилась на округа. Во главе каждого округа стоял корестер (наместник). Округа состояли из дамасов (сельских общин), в которых жили земледельцы и ремесленники. Независимые города-государство часто находились в состоянии воины друг с другом. Предположительно в XIV в. до н.э. Микены становятся гегемоном в Южной Греции. Это делает Микенское государство лидером всего ахейского мира. Именно на примере Микен мы и рассмотрим культуру данной цивилизации, ведь не зря по имени этого города назван целый период Греческой истории.

Микены

Самые древние археологические руины Микен восходят у 3000 г. до н.э., а в среднеэлладском периоде (XX-XVII вв. до н.э.)была укреплена вершина холма, и на восток простерся некрополь с высеченными в скале могилами. Около 1600 г. до н.э. были построены гробницы больших размеров, предназначенные для важных лиц. В этот период в более отдаленных от города местах начинали сооружать и колоссальные гробницы в виде толоса, то есть, состоящие из длинного входного коридора и просторного круглого помещения с коническим покрытием. В позднеэлладский период первоначально Микены находились по влиянием Крита ( XVII-XVI вв. до н.э.), позже начали развивать свою собственную культуру, так называемую микенскую, которая с XVI-XII вв. до н.э. повлияла на всю южную Грецию и имела связи с побережьями Средиземного моря, от Сирии до Италии. Около 1350 г. были построены новые, видные и в настоящее время крепостные стены, захватывающие также важную группу царских гробниц. Это был период наивысшего расцвета Микен, внезапно прервавшийся в результате разорения территории около 1200 года; незадолго до 1100 года до н.э. цитадель тоже была предана огню, на что указывают многочисленные следы разрушений и пожаров, обнаруженных при раскопках, и в течение долгого времени место оставалось почти необитаемым.


Гробница Атрея ок. 1250 год до н. э. Микены. Современный вид


Гробница Эгисфа ок. 1500 г. до н.э. Микены. Современный вид


Микенские шахтовые гробницы ок. XVII в. до н. э. Микены. Современный вид

К эпохе наибольшего великолепия относятся легенды, слагавшиеся об этих краях. Сами же Микены, по легенде, были основаны Персеем, сыном Зевса, который поручил Циклопам построить стены из колоссальных блоков, которые можно увидеть и сейчас. Его преемником был Эврисфей, приказавший Гераклу совершить 12 подвигов. Его заменили дети Пелопа и Гипподамии- Атрей и Фиест, связанные с культом Олимпии: после этого Агамемнон. Сын Атрея, убитого Эгисфом, сыном Фиеста, ставшим любовником его супруги Клитеместры. В свою очередь Орест, сын Агамемнона, после различных перипетий отомстил за убийство отца и за это был преследован эриниями. Трагические события этой семьи, тесно связанные с Троянской войной, дошли до нас в рассказах Софокла и Еврипида. Гомер ставит во главе греков Агамемнона, царя Микен, и рядом с ним брата Менелая, ставшего царям Спарты, после того как тот женился на Елене, дочери Тиндарея, царя Спарты, которую похитил троянец Парис и отвез в Трою. Можно связать с мифической волной разрушение так называемой Трои VII , которое археология документально доказала около 1240 г. до н.э., то есть во времена апогея микенской цивилизации.


Микены. Современный вид


Маска Агамемнона 1550—1500 гг. до н.э. Золото. Национальный археологический музей. Афины


Львиные ворота – единственный дошедший до нас образец монументальной Микенской цивилизации. 1250 г. до н.э. Микены. Современный вид

Другие гробницы такого же типа открываются на склонах той же горы; еще одна группа находится вблизи стен города. Две из них: Гробница Эгисфа и Гробница Клитеместры; первая является самой древней из гробниц такого типа ок. 1500 г. до н.э., вторая датируется ок. 1300 г. до н.э. Последняя отчасти была установлена в античном кругу царских гробниц, так называемом, Круге B, обнаруженном случайно только в 1951 г. Здесь найдено 25 могил с золотыми изделиями и изделиями из слоновой кости, относящимися к 1650-1550 гг. до н.э.


Мегарон. Микены. Реконструкция

Дальше дорога извилисто поднимается по склонам горы среди развалин микенских домов до царского дворца, находящегося на самом высоком месте. Сейчас мы можем видеть остатки постройки 1400-1350 гг. до н.э. при этом дворец был построен на остатках предыдущего, датируемого 1600 г. до н.э. Два караульных помещения предшествуют длинному проходу, который вел в большой двор; отсюда, влево можно пройти к частным помещениям: маленький туалет, расписанный красной штукатуркой и обычно указываемый в качестве ванной, где Клитеместра убила Агамемнона. Справа-лестница, ведущая в официальную часть: атрий вел в тронный зал, а через портик и вестибюль можно было пройти в священное место- Мегарон. В центре находился очаг, покрытый расписной штукатуркой. Четыре колонны поддерживали потолок, от трех из которых сохранились основания. Как и в других дворцах, принадлежащих к той же эпохе, все помещение, по всей видимости, было расписано. Пол тоже покрыт многоцветной росписью, от которой сохранились небольшие следы.

Гибель ахейских городов

В XIII-XII вв. до н.э. происходит дорийское нашествие- последняя крупная волна в передвижениях населения раннего времени на Балканском полуострове. Ахейские города гибли один за одним. Дорийцы разрушали на своем пути дворцовые комплексы и другие сложные хозяйственные и культурные сооружени. В результате дорийского завоевания часть Микенской цивилизации перебиралась на территорию Малой Азии, часть была вытеснена, часть ахейцев превращена в зависимое – полусвободных и рабов (периэки, илоты в Спарте).

Схожие темы

Литература

1. Гомер. Илиада. Одиссея.М.:Просвещение ,1987.- 400 с.

2. История Древней Греции/ Под ред. В.И. Кузищина.М.: Высш. шк., 2003. — 399 с.

Читайте также: