Административный акт это кратко

Обновлено: 03.07.2024

Правовой акт управления (административный акт) – одностороннее, основанное на законе юридически властное требование органа власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение норм административного права, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов исполнительной власти.

Основные черты правовых актов управления

  • Правовой акт управления – юридически властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица;
  • Правовой акт управления имеет подзаконный характер;
  • Принимается в одностороннем порядке;
  • Устанавливает обязательные правила поведения субъектов в сфере государственного управления.

Требования, применяемые к акту управления

  • Целесообразность административного акта;
  • Законность (наличие компетенции на принятие соответствующего акта, соответствие законодательству в общем, соблюдение процессуальных правил издания);
  • Организационные требования (соблюдение грамматических норм, структура документа)
    и др.

Виды правовых актов управления

По юридическим свойствам актов управления:

  • Нормативные – акты правления, которые устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не обращенные к конкретным лицам. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня (постановления правительства).
  • Индивидуальные – юридические акты, направленные на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, носящие правоприменительный характер, издающиеся в отношении определенных указанных в акте лиц. Такие акты решают конкретные административные дела (приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания)
  • Смешанные акты управления – акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения одновременно

По органу, издавшему акты:

  • Указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства
  • Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.)
  • Акты органов исполнительной власти субъектов

По юридической силе:

  • Акты президента
  • Акты правительства
  • Ведомственные акты

По территории действия:

  • Федеральные акты
  • Акты субъектов федерации

По порядку принятия:

  • Акты принятые коллегиальным органом
  • Акты принятые единолично

По характеру компетенции:

  • Общей компетенции
  • Межотраслевой компетенции
  • Отраслевой компетенции

Процедуры подготовки, издания, реализации и вступления в силу правовых актов управления

Создание правового акта управления осуществляется с помощью следующих стадий:

  • Подготовка проекта правового акта управления – на этой стадии определяется срок подготовки проекта и ведется разработка самого акта одним из органов исполнительной власти
  • Издание правового акта управления – издание правового акта управление различается в коллегиальных и единоличных органах. В коллегиальных органах моментом издания акта является принятие членами данного коллегиального органа решения об издании большинством голосов. В единоначальных органах моментом принятия акта является момент его подписания (утверждения) его руководителем.
  • Официальное опубликование правового акта управления – опубликование акта в официальных источниках
  • Вступление в силу – правовой акт может вступить в силу со дня опубликования, по истечении определенного времени со дня опубликования либо с даты, указанной в данном акте.

Правовой механизм оспаривания актов управления

Основанием для оспаривания актов управления является несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение этим актом прав и свобод гражданина, прав и законных интересов организаций или неопределенного круга лиц.

Основными формами оспаривания актов управления являются:

Административно-правовой акт - это юридический акт, регулирующий определенные общественные отношения или разрешающий конкретное управленческое дело, персонально определяющий поведение адресата, обладающий властным, творческим характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.

Признаки:

1. Имеют юридическую природу правовой формы исполнительно-распорядительной деятельности.

2. Обладают государственно-властным характером и обязательны для исполнения в отношении того круга лиц, кому они адресованы.

3. Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости и обеспечивается принудительной силой государства.

4. По своей юридической силе имеют подзаконный характер. Это означает, что они могут быть изданы уполномоченным на это должностным лицом или органом исполнительной власти, а также органом местного самоуправления (юридически нет, но фактически - да) в соответствии и на основании Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов с целью обеспечения их исполнения.

5. Они устанавливают обязательные правила поведения либо регулируют конкретные отношения. Выполнение содержащихся в них предписаний влечет за собой наступление определенных юридических последствий - возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

6. Они должны носить творческий характер, поскольку содержащиеся в них предписания направлены на оптимальное решение управленческих вопросов. Для достижения этого требования необходимы творческий подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических данных.

7. Административно-правовые акты управления издаются в одностороннем порядке. При издании межведомственных управленческих актов следует говорить о выражении коллективной воли субъектов управления.

Виды:

1. По юридическим свойствам - нормативные, индивидуальные, общего значения, смешанного характера.

Нормативные административно-правовые акты содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на многократное применение.

Индивидуальные акты не содержат норм права. Их содержание направлено на разрешение конкретного, носящего индивидуальный характер, вопроса управления. Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. Это наиболее распространенный вид административно-правовых актов, посредством которых оперативно решается большое количество вопросов и дел, возникающих в процессе осуществления управления.

Правовые акты управления общего значения - приказы, постановления, распоряжения, как правило, содержат какие-либо кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.) либо общие требования (усилить внимание к определенным категориям дел, повысить требовательность, бережнее относиться к природе, экономить ресурсы и т.д.).

Акты смешанного характера содержат как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам либо содержат и общие требования. Такие акты управления принимаются по целому комплексу взаимосвязанных вопросов управления.

2. По сроку действия - с неопределенным сроком действия (бессрочные акты), срочные и временные.

3. По органам, издающим правовые акты государственного управления, они делятся на следующие: указы и распоряжения (издает Президент Российской Федерации или глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации); постановления и распоряжения (принимаются органом государственного управления общей компетенции - Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации); приказы - издаются, как правило, руководителями всех уровней органов исполнительной власти, в том числе в милитаризованных структурах. По содержанию приказ может быть как нормативным, так и индивидуальным актом.

4. По территории действия они делятся на: акты, действующие в масштабе Российской Федерации, федерального округа, республики в составе Российской Федерации; акты, действующие в масштабе административно-территориальной единицы (края, области, города, района и т.д.); межтерриториальные акты (действуют в пределах нескольких административно-территориальных единиц, например при чрезвычайных ситуациях: землетрясениях, наводнениях, эпидемиях, эпизоотиях); локальные.




5. По характеру компетенции они делятся на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.

Акты общего управления издаются органами управления общей компетенции (Президентом РФ, Правительством РФ, президентами и правительствами республик, входящих в состав РФ, главы администраций краев, областей и другими органами общей компетенции).

Акты межотраслевого (надведомственного) управления принимаются органами межотраслевого, а в некоторых случаях и отраслевого государственного управления (Министерством финансов РФ, МВД России - Правила дорожного движения. ). Эти акты обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами.

Акты отраслевого управления регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной отрасли управления. Они издаются министрами, руководителями ведомств, управлений и т.п

Административно-правовой акт - это юридический акт, регулирующий определенные общественные отношения или разрешающий конкретное управленческое дело, персонально определяющий поведение адресата, обладающий властным, творческим характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.

Признаки:

1. Имеют юридическую природу правовой формы исполнительно-распорядительной деятельности.

2. Обладают государственно-властным характером и обязательны для исполнения в отношении того круга лиц, кому они адресованы.

3. Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости и обеспечивается принудительной силой государства.

4. По своей юридической силе имеют подзаконный характер. Это означает, что они могут быть изданы уполномоченным на это должностным лицом или органом исполнительной власти, а также органом местного самоуправления (юридически нет, но фактически - да) в соответствии и на основании Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов с целью обеспечения их исполнения.

5. Они устанавливают обязательные правила поведения либо регулируют конкретные отношения. Выполнение содержащихся в них предписаний влечет за собой наступление определенных юридических последствий - возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

6. Они должны носить творческий характер, поскольку содержащиеся в них предписания направлены на оптимальное решение управленческих вопросов. Для достижения этого требования необходимы творческий подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических данных.

7. Административно-правовые акты управления издаются в одностороннем порядке. При издании межведомственных управленческих актов следует говорить о выражении коллективной воли субъектов управления.

Виды:

1. По юридическим свойствам - нормативные, индивидуальные, общего значения, смешанного характера.

Нормативные административно-правовые акты содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на многократное применение.

Индивидуальные акты не содержат норм права. Их содержание направлено на разрешение конкретного, носящего индивидуальный характер, вопроса управления. Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. Это наиболее распространенный вид административно-правовых актов, посредством которых оперативно решается большое количество вопросов и дел, возникающих в процессе осуществления управления.

Правовые акты управления общего значения - приказы, постановления, распоряжения, как правило, содержат какие-либо кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.) либо общие требования (усилить внимание к определенным категориям дел, повысить требовательность, бережнее относиться к природе, экономить ресурсы и т.д.).

Акты смешанного характера содержат как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам либо содержат и общие требования. Такие акты управления принимаются по целому комплексу взаимосвязанных вопросов управления.

2. По сроку действия - с неопределенным сроком действия (бессрочные акты), срочные и временные.

3. По органам, издающим правовые акты государственного управления, они делятся на следующие: указы и распоряжения (издает Президент Российской Федерации или глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации); постановления и распоряжения (принимаются органом государственного управления общей компетенции - Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации); приказы - издаются, как правило, руководителями всех уровней органов исполнительной власти, в том числе в милитаризованных структурах. По содержанию приказ может быть как нормативным, так и индивидуальным актом.

4. По территории действия они делятся на: акты, действующие в масштабе Российской Федерации, федерального округа, республики в составе Российской Федерации; акты, действующие в масштабе административно-территориальной единицы (края, области, города, района и т.д.); межтерриториальные акты (действуют в пределах нескольких административно-территориальных единиц, например при чрезвычайных ситуациях: землетрясениях, наводнениях, эпидемиях, эпизоотиях); локальные.

5. По характеру компетенции они делятся на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.

Акты общего управления издаются органами управления общей компетенции (Президентом РФ, Правительством РФ, президентами и правительствами республик, входящих в состав РФ, главы администраций краев, областей и другими органами общей компетенции).

Акты межотраслевого (надведомственного) управления принимаются органами межотраслевого, а в некоторых случаях и отраслевого государственного управления (Министерством финансов РФ, МВД России - Правила дорожного движения. ). Эти акты обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами.

Акты отраслевого управления регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной отрасли управления. Они издаются министрами, руководителями ведомств, управлений и т.п

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта имеет своей целью установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения, а не общего правила. Юридическая сила А.а. определяется тем, от какого органа он исходит.

Юридическая энциклопедия . 2015 .

Смотреть что такое "АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ" в других словарях:

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта устанавливает, изменяет или прекращает конкретное правоотношение, а не общее правило. Юридическая сила А.а. определяется тем, от какого органа он исходит … Юридический словарь

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта имеет своей целью установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения, а не общего правила. Юридическая сила А.а. определяется тем, от какого органа он… … Энциклопедический словарь экономики и права

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта устанавливает, изменяет или прекращает конкретное правоотношение, а не общеобязательное правило … Энциклопедия юриста

административный акт — акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта устанавливает, изменяет или прекращает конкретное правоотношение, а не общее правило. Юридическая сила А.а. определяется тем, от какого органа он исходит … Большой юридический словарь

Административный акт — Правовой акт управления … Административное право. Словарь-справочник

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ — – в СССР юридический акт, исходящий от органа гос. управления при осуществлении им исполнительно распорядительной деятельности и направленный на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений. Юридическая сила А. а. в… … Советский юридический словарь

Правовой акт управления (административный акт) — основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно правовых… … Административное право. Словарь-справочник

АКТ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ — АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ … Юридическая энциклопедия

акт административный — Акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта имеет своей целью установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Юридическая сила А.А. определяется тем, от какого органа он исходит.… … Справочник технического переводчика

Акт юридический — в широком смысле слова акт, издаваемый государственным органом, должностным лицом или по поручению государства общественной организацией (например, в СССР ВЦСПС) в пределах их компетенции и содержащий обязательные к исполнению предписания … Большая советская энциклопедия

Административное право является одной из своеобразных отраслей права, поскольку регулирует особый предмет - систему общественных отношений, возникающих, в том числе, из взаимодействия государственных органов и простых граждан.

Административный акт, являющийся предметом настоящего исследования, является как раз одной из форм взаимодействия и воздействия государственных органов на граждан. Как можно было убедиться из содержания рецензируемой книги, административные акты принимают различные формы, сопровождаются различными процедурами и проявляют разнообразные свойства при их постановлении. В границах этого исследования А. Томтосов уделяет внимание административным процедурам и требованиям к ним, а также вопросам оспаривания: право административной жалобы, соотношение требований истца и полномочий суда.

Исходным пунктом исследования автор выбрал административный акт: понятие, виды и требования, предъявляемые к ним, а также административные процедуры как важный способ упорядочивания административного процесса в целом.

В некоторых странах административные процедуры подчиняются общим правилам, закрепленным в одном документе, в других – информация о них разрознена, и акт каждого отдельного органа - субъекта административной инициативы регулируется отдельным документом и процедурой.

Элементы правил, решений, санкций, или бездействия являются частью действия агентства, доступного для всеобщего ознакомления в электронном формате (Sec. 551). Иными словами, в АРА как в акте федерального значения, регулируется порядок, в соответствии с которым все административные органы федерального правительства США могут устанавливать и обеспечивать соблюдение правил.

Здесь следует сделать некоторое отступление, поскольку несколько иначе эти различия учитывались Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", уже прекратившим свое действие в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ.

Между тем, базовые представления об этом предоставляет нам теория государства и права, которая четко разграничивает их по принципу правоприменения (общего и индивидуального действия).

Можно согласиться с А. Томтосовым в том, что классификация административных актов должна быть применимой, то есть иметь прикладной характер (с.27).

Между тем, чтобы отвечать этой характеристике, как видится, классификация должна отображать реальность - соответствовать принимаемым административным актам, с другой стороны – учитывать разъяснения судебной практики. Только при соблюдении этих условий классификация административных актов будет самобытной и разрешать спорные моменты судебной практики судов первой и апелляционной инстанции.

Все сложности классификации можно проиллюстрировать на примере актов, постановленных налоговой службой. При проведении проверки налоговая выносит решение о проведении выездной налоговой проверки и завершающий документ, постановленный по результатам проверки – справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, акт налоговой проверки (ст. 89, 100 НК РФ). Таким образом, три различных документа описывают один процесс – налоговую проверку, отсюда следует закономерная проблема описания свойств актов, принимаемых в одном процессе, но описывающих различные его этапы.

Очевидно, что эти акты постановлены совершенно в связи с различными последствиями для налогоплательщика, но в рамках одного органа. В связи с этим, обжалование таких актов, имеющих значение для налогоплательщика, сталкивается с необходимостью установления возможности обжалования, можно ли обжаловать справку также, как и акт налоговой проверки, поскольку эти документы имеют различные признаки административного акта, подлежащего обжалованию.

Более того, с процессуальной точки зрения административный акт должен обладать рядом свойств на примере ч.4 ст. 200 АПК РФ:

- соответствие закону или иному нормативному правовому акту,

- наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие),

- нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако, как правило, при рассмотрении дел об оспаривании решений суды преимущественно принимают доводы истца в совокупности соответствия решения нормативным актам и нарушения прав и законных интересов заявителя согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Если будет установлено отсутствие полномочий на принятие оспариваемого решения (ч. 2 ст. 201 АПК РФ), то закон не определяет последствия принятия такого решения для оспаривающего лица. По всей видимости в судебной практике отсутствие полномочий на принятие решения рассматривается с точки зрения злоупотребления полномочиями со стороны принявшего решения органа.

Учитывая это, возникает необходимость в надлежащем формулировании требований при подготовке административного иска, которые должны соотноситься с полномочиями суда при принятии решения по делу и правильной квалификации допущенных органом публичной власти нарушений при принятии оспариваемого решения.

Более того, видится, что проблема соотнесения требований административного истца с соответствующими полномочиями, которая лежит здесь в двух плоскостях:

В этом случае проблема состоит в связи с разграничением подведомственности споров, связанных с оспариваем актов из определенных сфер жизни. Подведомственность, как правило, зависит от нескольких факторов: субъектного состава, характера правоотношений, наличия спора о праве.

К примеру, если в основе всех дел об административных правонарушениях в сфере защиты окружающей среды лежит оспаривание постановлений государственных органов, вынесенных по результатам рассмотрения протоколов, которым установлено правонарушение по Особенной части КоАП.

При этом, в изначальную основу определения подведомственности по ст. 23.1 КоАП заложен принцип юрисдикционности, исходя из которого дело определяется по органу, уполномоченному рассматривать конкретное дело об административном правонарушении. Применительно к судебному порядку оспаривания - административных наказаний в сфере окружающей среды, предусмотрены в соответствии с главами 7,8 КоАП без отсылки на конкретный процессуальный порядок.

Вместе с этим, процессуальные кодексы (гражданский и арбитражный) разграничивают свою подведомственность по совокупности критериев субъектного состава спора и характера спорных материальных отношений (аналогичная правовая позиция изложена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015) от 04.03.2015 г. (вопрос N 9)).

(б) соотнесение требований истца с возможностью восстановления нарушенного права или способа исполнения решения суда.

Автор указывает на три подхода относительно этой проблемы (с.137-152): без указания на какие-либо конкретные действия, возложение на орган публичной власти принять административный акт, возложение обязанности повторно рассмотреть заявления истца.

Видится, что в данном случае нужно исходить не только из сущности сложившихся правоотношений, но и из сущности административного акта. Это логически следует из того, что каждый административный акт имеет свои свойства: характер правоотношений, характера воздействия (правоизменяющие, правосозидающие, правопрекращающие), характера волеизъявления) и т.д.

Как следует из анализа природы административных актов, сложности при их оспаривании возникают при определении их природы и выбора способов оспаривания. Вместе с этим, преимуществом данного исследования является охват исследователем вопросов, которым ранее не уделялось комплексного внимания и аккумулирования знаний об административных актах в науке административного права.

Например, исследование вопросов оспаривания административных актов по субъективным мотивам. К ним можно отнести анализ автором случаев, когда административный акт нарушает добрый нрав (с.86), административный акт принят со злоупотреблением правом (с.88), приказывающий акт является неисполнимым или принят с существенным нарушением административной процедуры (с.102).

Следует отметить, что признание недействительным административных актов по таким основаниям, скорее исключение, чем правило. Однако такая судебная практика существует, что продемонстрировало исследование, и продвижение идей о применении таких оснований, скорее всего, повлияет на дальнейшее усовершенствование судебной практики в этом вопросе.

Обращает на себя внимание рассмотрение автором особенностей признания недействительным административного акта в динамике гражданских правоотношений (с.112). Автор анализирует сложный юридический состав – главное (сделка) и подчиненное (административный акт) правоотношение, возникающее, например, при государственной регистрации права, а также процедуру оспаривания такой связки правоотношений. По мнению автора, основным требованием при обжаловании в этом случае является именно сделка.

Между тем, видится, что ситуация коренным образом меняет свое значение, если сделка (договор купли-продажи) является результатом постановления административного акта, как в приведенном автором примере по делу №А32-21535/2013. В связи с этим, у проблемы, связанной со сложным юридическим составом, возникают большие перспективы для дальнейшего исследования.

Таким образом, в своем исследовании А. Томтосов затронул весьма актуальные темы административного права, связанные с проблематикой административных актов, и провел обширное обзорно-аналитическое исследование проблем практического характера, связанных с исследованием судебных актов в делах об оспаривании административных актов.

[1] Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. – С.196.

Административно-правовой акт — основная правовая форма деятельности субъектов государственной администрации, которые наделены определенной компетенцией и осуществляют административную власть. Право на издание административно-правовых актов закрепляется нормативными правовыми актами и обладает компетенционным характером.

Литература рассматривает несколько значимых признаков административно-правовых актов, в первую очередь то, что они могут быть только подзаконными, то есть издаваться на основе и для исполнения закона субъектами администрации государства. Такие акты существенно уступают законам по юридической силе.

В соответствии с правовой природой рассматриваемые акты представляют собой юридически властные волеизъявления субъектов административной власти. Что касается юридической властности, то она предполагает обязательное исполнение велений, предусмотренных в акте, включая их императивность для субъектов административного права, которым адресован этот акт.

Административно-правовой акт может являться только односторонним, поскольку субъект при принятии его на основе действующего административного права по своей инициативе или в соответствии с предписанием органа государственной власти (должностное лицо), может выражать вовне собственную правовую волю, изъявляя ее в одностороннем порядке. В этом случае не требуется разрешения других субъектов на принятие административно-правового акта, а также согласия субъектов, в отношении которых он будет действовать.

Если же административно-правовые акты не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, то в отношении виновных лиц может быть использована юридическая ответственность или меры юридического принуждения. В основном применение находят меры служебного (дисциплинарного) и административного принуждения, а также дисциплинарная и административная ответственность.

Виды административно-правовых актов

Административно-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные (ненормативные). Первые из них формируют правила должного и возможного поведения для любого субъекта, которому адресованы эти правила и сами акты, в области административного управления и административно-правового регулирования.

Сами адресаты нормативного административно-правового акта могут определяться в общей форме (гражданин) или обозначены по определенному групповому признаку (например, гражданин — владелец транспортного средства). Нормативные акты не должны называть своих адресатов индивидуальными, персонифицированными именами в случае, когда их веление не относится к единственному в своем роде субъекту административного права (например, в отношении Правительства РФ).

Особенности видов административно-правовых актов

Индивидуальные административно-правовые акты концентрируются на разрешении определенных ситуаций в области организации и работы администрации государства, административного управления и административного правового регулирования. Они могут содержать правила поведения, которым должны следовать конкретные субъекты административного права, обладающие индивидуализированными признаками (персонифицированные субъекты).

Подобные акты могут принимать субъекты административного права, которые наделены властными полномочиями для того, чтобы решить индивидуальные конкретные административные дела (вопросы). Любой указанный субъект издает акты для исполнения нормативных и индивидуальных правовых предписаний других органов власти в государстве (должностных лиц) и тем самым осуществляет правоисполнительную деятельность.

Часто субъекты административного права при принятии индивидуальных актов ведут правоприменительную деятельность. Это значит, что на основании соответствующих нормативных велений административного права и в зависимости от них они могут разрешить конкретные дела, которые возникают в их деятельности индивидуально.

Пример подобных дел заключается в назначении гражданина на государственную должность, выдаче лицензии индивидуальному предпринимателю или фирме для ведения определенного типа деятельности, разрешение на приобретение, ношение и хранение оружия, регистрация лиц по месту пребывания (жительства), административное наказание для предприятия или гражданина.

Порядок разрешения таких дел, включая условия и содержание их решения, регламентируется нормами права. По этой причине, при решении таких дел, субъекты административной власти действуют в соответствии с нормами, применяя их к конкретной юридической ситуации.

Индивидуальные административно-правовые акты способны не только выражать вовне правовую волю субъекта, который их принял, но и выступать в правовом регулировании как юридические факты, то есть правомерные действия, с которыми право (закон) связал появление, изменение и прекращение правоотношений, в основном административного характера.

Если сравнивать группу индивидуальных административно-правовых актов, то она более многочисленна, чем группа нормативных актов, поскольку в практике административного управления и административного регулирования проявляется существенно большее количество оперативных текущих дел, которые требуют использования нормативных правовых велений, чем тех, которые нуждаются в нормативно-правовом регулировании.

Со степенью возвышения иерархического уровня субъектов администрации государства можно наблюдать тенденцию увеличения в их работе доли нормативно-правовых актов, которые они принимают, и снижения доли индивидуальных актов. Обратная тенденция намечается с понижением их иерархического уровня.

Читайте также: