Административная реформа в дагестане кратко

Обновлено: 05.07.2024

Если его примут, в России будут упразднены городские и сельские поселения, а высшее руководства получат дополнительные рычаги для увольнения муниципальных глав.

Может быть, в отдельных случаях укрупнение действительно пойдет на пользу. Но здесь все зависит от конкретной администрации, и в каком регионе она расположена. Но должна быть вариативность. Россия слишком большая страна, чтобы всех стричь под одну гребенку. Попытка унифицировать структуру муниципалитетов неизбежно столкнется со сложностями.

Большинство дагестанских депутатов пока демонстрируют положительное отношение к ликвидации низового уровня власти, что законопроект направлен на совершенствование организации местного самоуправления в России, но некоторые считают, что упразднение сельских администраций отдалит власть от людей и обернется борьбой за раздел сфер влияния

Кроме того, в Дагестане ликвидируют несколько сотен сельских администраций, столица республики Махачкала лишится трех внутригородских районов, поскольку не является городом федерального значения.

Прихожу к выводу, что с принятием этого законопроекта в нынешнем его виде республику в усиленных темпах ждет безработица, вымирание и обнищание, если они упразднят местные муниципалитеты, то куда люди должны ездить за справками, кому они должны подчиняться. Это приводит к укрупнению других муниципалитетов, будет безработица и освободившиеся от реформы жители станут противниками власти и безучастными в судьбе государства.

Думаю, авторы законопроекта не знакомы с местным дагестанским колоритом, менталитетом и особенностями национальной политики, которая ведется в республике. Если два-три аула объединить, допустим, в одно сельское поселение, то если жители за какой-то консультацией или за справкой спускались в соседнее село, то теперь им придется ездить за решением своих проблем в райцентр. Что еще хуже – в город, если большинство народов в горах безработные, то откуда у них будут деньги ездить в районные центры или города.

На примере, если ликвидировать, например, самое отдаленное сельское поселение Цахурской долины Рутульского района, то по всем делам административного характера, например, за получением справок, местным жителям придется ехать в районный центр с. Рутул более чем за 100 км. То есть, нам сейчас предлагается псевдосоветская модель, когда по всем делам одного уровня надо будет обращаться на вышестоящий уровень.

Что укрупнение муниципалитетов приведет к резкому сокращению числа депутатов, входивших в представительные органы низовых поселений, чиновников. Возможно, это и есть истинная цель реформы. Сейчас, напомним, в сельских поселениях в среднем по 7- 8 депутатов. Если взять тот же Рутульский район Дагестана, в сумме получаются сотни сельских депутатов. Экономия, казалось бы, налицо. Сельские депутаты работают на общественных началах. Исключением является только глава поселения, который выбирается из числа депутатов. Добавьте сюда управделами поселения, и выходит, что экономия не получается значимой.

Думаю, законопроект надо отправит на экспертную оценку в региональные Советы муниципальных образований, общественное обсуждение или хотя бы провести объективный социологический опрос среди населения Дагестана.

Гасангусейн Абдулжелилов, председатель фонда патриотического воспитания молодежи имени генерал- полковника М.Танкаева,

член Президиума Дагсовета ветеранов, ответственный секретарь Совета старейшин г.Махачкала

В 60-е годы XIX в. Дагестан был разделен на две неравные части. Город Дербент и окружающая его небольшая полоска прикаспийской земли в устье р. Самур были отнесены к гражданскому управлению.

Реформированный джамаат стал основным посредником между горцами-мусульманами и российскими властями. Обязанности сельских обществ по отношению к Российскому государству сводились к уплате налогов, поддержанию правопорядка, поимке и выдаче абреков, ремонту дорог и выделению подвод для нужд войск, проходящих по их территории (Проект положения о сельских обществах: 1898, ст. 12, 13, 25, 32, с. 4-6, 9-14; Проект положения об устройстве судебной части: 15). Мусульмане Дагестана были освобождены от рекрутских наборов и всеобщей воинской повинности. На российскую военную службу и в местную милицию из них принимали только добровольцев.

По мысли российской администрации, реформа обычного права и общины в Дагестане преследовала следующие основные цели.

Ботлихском, Цумадинском, Ахвахском районах РЛ). Гарантом соблюдения постановлений адатных судов вместо сельских обществ горцев, местных беков или ханов стало Российское государство, а низовыми органами судебной и законодательной власти для местного мусульманского населения — единые сельские словесные суды (араб, махкамат ал-карйа). Они могли разбирать по адату мелкие уголовные преступления против личности (семейные ссоры, сельские драки, публичные оскорбления женщин) и преступления против собственности (обман, утаивание денег, воровство), если сумма иска не превышала 30 руб. Им были подсудны также хозяйственные преступления, совершенные на землях общины (потравы, нарушения единого сельскохозяйственного оборота). Кроме того, они должны были разбирать по шариату гражданские тяжбы, сумма иска которых не превышала 100 руб. (Проект положения об управлении Дагестанской областью: 1904, § 35, с. 435; Проект положения о сельских обществах: 1898, ст. 35- 38, с. 15-17; Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: 1899, 47-48).

Принцип судебной апелляции, впервые примененный в имамате Шамиля, получил дальнейшее развитие. В отличие от дореформенной эпохи решения сельских судов не были окончательными. Они могли быть обжалованы в месячный срок в девяти окружных народных судах, созданных при окружных начальниках.

Последним были переданы адатные иски, изъятые из ведения сельских словесных судов: по тяжким правонарушениям против личности (ранения, изнасилования, похищение женщин) и серьезным правонарушениям против собственности (обман, утаивание денег, воровство на сумму более 30 руб.). В юрисдикцию окружных судов входили также поземельные тяжбы по поводу владения и пользования пастбищами, лесами, дорогами и водными ресурсами (Проект положения об управлении Дагестанской областью: 1904, § 45, 47-49, с. 436; Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: 1899, 34). По шариату они разбирали серьезные гражданские тяжбы, сумма иска которых превышала 100 руб. Апелляционной инстанцией для окружных судов стал Дагестанский народный суд. Он был сформирован при генерал-губернаторе Дагестанской области в г. Темир-Хан-Шура. В месячный срок он разбирал жалобы на решения окружных народных судов (Проект положения об управлении Дагестанской областью: 1904, §42-44, 49, с. 436). Случаи убийств, грабежей, хищений казенного имущества, бунтов, нападений на сельское и окружное начальство, скрытого или явного неповиновения властям, приравненные в пореформенном Дагестане к тяжким уголовным правонарушениям, передавались в ведение военных властей. Они разбирались в Комиссиях военного суда, созданных при расквартированных по области войсках (там же, § 51, 52, п. 3, с. 436-437). Уголовные и поземельные тяжбы между дагестанскими мусульманами и русскими переселенцами решались по российскому законодательству в Дагестанском областном суде, а с 1875 г. — в заменивших его трех мировых отделах, заседавших в городах Дербент, Темир-Хан-Шура и Петровск (Проект положения об управлении Дагестанской областью: 1904, § 38, с. 436; Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: 1899, 35).

Другой целью реформы было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских обшин (кади, правоведов-факихов, суфийских шейхов) и создание светской местной и общедагестанской администрации, пользующейся доверием и авторитетом у местных жителей и послушно исполняющей решения российских властей.

Словесные суды содержали сельские общины. Члены Дагестанского народного суда, окружных народных судов и председательствующие в словесных судах сельские старосты стали получать жалованье (ЦГА РД, ф. 2, оп. 12, д. 31, л. 1-11; ср. аналогичные архивные материалы по Терской области, обработанные З.Х.Ибрагимовой: Ибрагимова: 2000, 27-28). В частности, староста-бегавул получал от правительства 240 руб. в год и по 3 руб. с каждого домохозяйства (дыма) своего джамаата (Егорова: 1970, 106). Жалованье кади и депутатов окружных народных судов составляло 250 руб. в год, секретарь-пись- моводитель этого суда получал 150 руб. Выше была ставка кади и депутатов Дагестанского народного суда. Они получали соответствен-

Мухаммед Мамалав Чохский, подполковник горской МИЛИЦИИ и начальник Казикумухского округа

После реформы в состав сельского суда был введен сельский староста (бегавул). Ло 1866 г. эта должность встречалась только в селениях Северо-Западного и Центрального Дагестана. В окружные народные суды входили три избранных всенародно депутата из числа знатоков адата и шариата, кади и секретарь-письмоводитель. Офицер, выполнявший обязанности начальника округа, наблюдал за деятельностью суда, не участвуя в разборе дел (Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: 1899, 34). Дагестанский народный суд состоял из председателя и назначенных генерал-губернатором из почетных жителей области депутатов, трех кади, а также секретаря (АКАК: 1904, XII, 437-440, 1205-1207; Эсадзе: 1907,1, 186-187).

У дагестанских мусульман осталось право выбирать большинство членов адатных судов всех уровней. Дибир и будун, бегавул, а также остальные члены суда выбирались каждые три года. Сохранился высокий образовательный и возрастной ценз для судей: они должны были быть старше 25 лет, хорошо знать арабское делопроизводство (в Южном Дагестане также тюркское на аджаме), адат и шариат (Проект положения о сельских обществах: 1898, с. 55-65, ст. 21-24; Проект положения об устройстве судебной части, 12-13; Комаров: 1868, 7). Кроме того, сельские общества сохранили прежний полицейский аппарат. Он включал в себя глашатая (мангуш), который объявлял постановления суда, а также судебных исполнителей (у аварцев и андийцев называвшихся гіел [эд], у даргинцев — баруман, у кумыков и лезгин — тургак, чауш), которые должны были приводить в исполнение решения суда. В зависимости от количества населения глашатаев в селении было от 1 до 4, а судебных исполнителей — от 1 до 12. Глашатай и исполнители, как и прежде, назначались по очередности или по жребию из членов общины сроком от одного месяца до года (Комаров: 1868, 7, 78).

Третьим важнейшим направлением реформы было ослабление шариата и модернизация адатного права и процесса с целью подготовить постепенный переход дагестанцев к единому российскому судопроизводству и уголовному законодательству (РФ ИИАЭ, ф. 5, on. 1, д. 22, л. 7). На первом этапе такого перехода, рассчитанного на несколько десятилетий, были сохранены основные нормы адатного судопроизводства и права, общие для всех мусульманских народов Дагестана. По форме суд остался прост. Процесс по-прежнему носил обвинительный характер, одинаковый при разборе уголовных и поземельных дел. Прокуроров и адвокатов не было. Сельский суд собирался у мечети по пятницам, если заявление не требовало немедленного разбирательства. За исключением случаев изнасилований, увоза девиц и оскорбления женщин, дела в судах всех уровней всегда рассматривались гласно (Проект положения о сельских обществах: 1898, ст. 9, 39-51, с. 3, 17-20; Проект положения об устройстве судебной части, 11-12).

Пореформенные адатные суды всех уровней по-прежнему различали два основных вида исков: прямые (с доказательствами) и по подозрению (Байан таварих ар-русум ад-дагистаниййа: 1965, 215, 223; Адаты Андийского округа Западного Дагестана // Памятники обычного права Дагестана: 1965, 120, 125, 134-135, 143-144, 169- 170). Новым видом дел стал иск по доносу полиции (Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: 1899, 37-38). Доказательствами считались: 1) собственное признание обвиняемого; 2) вещественные доказательства; 3) показания свидетелей (тусев), данные под присягой (халф). Ответчик мог очиститься совместной присягой своих родственников и односельчан. Как и прежде, различали клятву именем Аллаха и так называемую кебинную присягу (кебин талак, хатун талак) (Комаров: 1868, 19; Хрестоматия по истории права и государства Дагестана: 1999,1, 114; мечетные архивы селений Рутул, Саситли и др.).

Из принятых в адате наказаний в несколько измененном виде юридическую силу сохранили изгнание кровника (канлы) из сельского общества, штраф за пролитие крови (дият, алым) и иные платежи (композиции) за любое уголовное преступление, взимавшиеся как в пользу пострадавшего, так и в пользу общества. Шире, чем до реформы, стало применяться тюремное наказание. Предпринимались попытки ограничить распространение ответственности за уголовные преступления на ближайших родственников подсудимого (Омаров: 1966, 256; Омаров: РФ ИИАЭ, ф. 3, on. 1, д. 49, л. 13).

Адатный процесс и право после реформы были несколько унифицированы. По всему Дагестану штрафы стали чаше исчисляться в деньгах, хотя натуральные платежи скотом и зерном также сохранились во всех округах области (ПОА РАН, ф. 103, on. 1, д. 344, л. 13, 16-21; ЦГИА РГ, ф. 545, on. 1, д. 88, л. 25-48). Новыми мерами наказания в пореформенном адате стали принудительные общественные работы (ЦГА РД, ф. 21, оп. 5, д. 64, л. 52; ф. 289, on. 1, д. 1, л. 21).

Появились новые единые правила ведения судебного делопроизводства. Не порывая с местной дореформенной арабоязычной традицией, чиновники военно-народного управления умело приспособили ее к нуждам российских властей. Достаточно просмотреть любой документ, вышедший из сельских словесных или окружных народных судов, чтобы понять, в чем туг новшество. Юридическое оформление правовых актов в целом следовало шаблону, сложившемуся еще в средние века. По-прежнему основным официальным языком права был арабский. Без изменения сохранились правовая терминология (хотя с новыми коннотациями) и даже судебный почерк (дагестанский насх). Практически прежней осталась структура поземельных актов и сводов уголовных постановлений по адату. Для придания документу юридической силы в нем, как и прежде, приводились списки свидетелей сделки или соглашения и краткое описание хода судебного разбирательства. Свидетели ставили оттиски своих печатей или отпечатки пальцев в конце документа.

В то же время в документах второй половины XIX — начала XX в. исчезает преамбула с басмалой и хамдалой. Айаты из Корана в конце правового акта заменили датой, подписями и печатями российских должностных лиц (ібегавула, членов сельского суда; в особо важных

случаях — наиба или начальника округа и депутатов окружного суда). Без них документ считался недействительным. Датировка актов по хиджре была переведена в христианское летосчисление (по старому стилю). Появился совершенно новый вид юридических документов: тетради, в которые записывали важнейшие дела, решенные судом, завещания, обязательства и торговые сделки. В обязанности сельского кади вошло также вести учет смертей, браков и рождений на территории его сельского общества (Проект постановления о сельских обществах: 1898, ст. 52-54, с. 20-21; ср.: РФ ИИАЭ, ф. 14, on. 1, № 387; on. 1, кн. 2, № 2659; ф. 16, on. 1, № 757, 780, 979, 980, 1209). Постановления по адату и шариату стали хранить не в мечет- ных собраниях, а в канцеляриях старост-бегавулов, наибов и начальников округов. Все эти факты свидетельствуют о быстрой, хотя и малозаметной секуляризации судебного делопроизводства у мусульман дореволюционного Дагестана.

Вскоре после создания единой системы административного деления и управления в Дагестане была проведена реформа сельского управления.

Основная цель реформы заключалась в организации единой системы сельского управления для всего Дагестана. Реформа была проведена на основании “Положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области”, утвержденного главнокомандующим Кавказской армией 26 апреля 1868 года.

Согласно этому “Положению” сельское общество состояло из крестьян селения, “имеющих в нем постоянную оседлость, за исключением беков и их прислуги”. В случае желания беки могли быть причислены к сельскому обществу с разрешения начальника отдела области. Сельское управление составляли сельский сход (джамаат), старшина, кадий и суд.

Сельский сход состоял из всех совершеннолетних домохозяев. Сход избирал сельских судей и сельского кадия с последующим утверждением их военной администрацией. Старшины и их помощники назначались военной администрацией на определенный срок. Старшина должен был следить за порядком в аулах, задерживать бродяг, беглых, доносить начальству о преступлениях, беспорядках и распространителях между жителями вредных для общественного спокойствия слухов, взыскивать штрафы за преступления и проступки, следить за отбиванием крестьянами казенных и общественных повинностей, объявлять распоряжения властей, исполнять все требования начальства, выдавать жителям разрешения для выезда за пределы аула и т. д. Старшине было предоставлено право подвергать виновных аресту, общественным работам до двух дней и штрафовать до 1 рубля.

Кадий участвовал в сходе и суде, вел письменные дела сельского общества, осуществлял надзор за примечетскими школами, вел книги о родившихся и умерших, о браках и т. д.

Сельский суд состоял из трех и более членов, избираемых сходом на три года. Им были подсудны дела по гражданским спорам, возникавшим между аульчанами, при иске не свыше 100 руб., а также дела по мелким преступлениям. Суд не имел права разбирать дела между беками и между ними и крестьянами, если беки не изъявляли согласия на это. Суду было предоставлено право приговаривать виновных к штрафу согласно адату. Если же по адату за отдельные проступки не полагался штраф, то суд мог приговорить виновных к общественным работам сроком на 6 дней или аресту до 7 дней. Эти меры суд не мог применять к бекам и проживать в их домах прислуге, а также к лицам, имеющим офицерские чины, знаки отличия и состоящим на государственной службе.

В отличие от России в Дагестане не были созданы такие ступени сельского управления, как волостной сход, волостной суд, волостной старшины, институт мировых посредников. Должностные лица сельского управления могли быть в любое время смещены военными властями. Начальникам округов было предоставлено право за маловажные проступки по должности подвергать сельских должностных лиц замечаниям, выговорам, денежным штрафам до 25 руб., аресту до двух недель, а важные преступления их могли судить административным судом.

Вновь созданное крестьянское общественное самоуправление функционировало под жестким контролем военных властей. В контакте с ними особенно действовали старосты и их помощники. С введением “Положения” сельские управления Дагестана впервые получили единое устройство и стали регулироваться адатными, шариатскими нормами и нормами общероссийского законодательства.

Крестьянская реформа в Дагестанебыла проведена под непосредственным влиянием отмены крепостного права в России и тех больших социально-экономических изменений, которые произошли в стране в пореформенный период.

Подготовка крестьянской реформы в Кумыкском округе продолжалась с 1860 по 1867 гг. Реформу подготовила специальная комиссия из чинов военно-колониальной администрации. Следует заметить, что сама постановка вопроса об освобождении крестьян была ранее невиданной в Дагестане. Подготовленная работа завершилась утверждением Александром II “Правил о разделе земли между князьями и крестьянами”. На основе “Правил” сословно-поземельная комиссия установила внешние границы Кумыкского округа, решила возникшие споры между князьями, крестьянами, составила проект раздела владельческих земель и приступила к межеванию земли между князьями и крестьянами, которое продолжалось до 1870 года. После реформы за 166 феодалами осталось 184396 десятин земли, в среднем на каждого по 1110 десятин. 6884 крестьянских двора получили 201174 десятин земли. Размежевание земель между аулами фактически не было проведено, князьям достались лучшие земли.

Подготовка крестьянской реформы в шамхальстве Тарковском, Мехтулинском ханстве и Присулакском наибстве началась в 1864 г. Временная комиссия, состоящей из армейских офицеров, приняла усилия для того, чтобы шамхал и хан написали письма начальнику Дагестанской области о своем “согласии освободить” крестьян от податей и повинностей. 1 августа 1867 года начальник области огласил эти письма на собрании представителей зависимых аулов в Темирхан-Шуре. В трех перечисленных владениях прекратились зависимые отношения 4967 дворов (25 тыс. человек).

Крестьянская реформа коснулась категории крестьян – чагаров. Все чагары Дагестана в количестве 2 тыс. душ были освобождены в 1867-68 гг. без выкупа по распоряжению наместника Кавказа. Чагары получило право ухода с занимаемых феодальных земель и приписки к другим аулам на общих основаниях.

Аграрно-крестьянские реформы в Дагестане имели ряд особенностей. Во-первых, реформа не базировалась на каком-то едином законодательном акте, действовали разные положения, инструкции и даже просто приказы. Во-вторых, они проводились поэтапно, с большей осторожностью. В-третьих, реформирование разнилось по отдельным округам, владениям и даже отдельным категориям крестьянства. В-четвертых, реформы затянулись во времени до начала первой мировой войны. В-пятых, они проводились русскими офицерами и чиновниками.

Военная администрация негативно относилась к рабству. В Дербенте и ауле Эндери были ликвидированы невольничьи рынки. Однако рабство продолжало существовать. Более решительные шаги по его ликвидации предприняли в 60-х годах века. В 1861 году владельцам запретили продажу рабов, разлучая детей с родителями, жен с мужьями. В 1865 г. военная администрация запретила продажу рабов в другие области с иным языком, обычаями, а в пределах области разрешалось только при условии регистрации в окружных управлениях. Официальные власти поощряли безвыкупное освобождение рабов. Активизировались и сами рабы, которые боролись за свое освобождение, как сказано в документе, “протестуя против существующего порядка вещей учащенными случаями неповиновения владельцам”.

В 1866 году в Тифлисе был создан особый комитет по освобождению зависимых сословий на Северном Кавказе. Окончательная ликвидация рабства в Дагестане произошла в 1868 г. на условиях, разработанных Тифлисским комитетом. Выкуп за раба составил в среднем 145 руб. за душу. Все рабы были снабжены свидетельствами об освобождении и приписании к аулам и в течение 8 лет освобождались от налогов.

Хотя реформы были непоследовательными, но они создали определенные предпосылки для развития в Дагестане капиталистических отношений. Там, где они были проведены в жизнь, в правовое положение крестьян были внесены заметные изменения. Впервые половина феодальной земли официально была закреплена за аулами на общинном праве. Как и в формах собственности на землю, в системе эксплуатации крестьян феодалами произошли сильные перемены.

Судебная реформа.

Во-первых, она должна была преодолеть судебно-административную раздробленность и создать единую централизованную организацию края. В ходе рефрмы были упразднены последние ханства, обладавшие собственной юрисдикцией, -Казикумухское (в 1858 г.), Аварское (в 1863 г.), Кюринское (в 1865 г.), владения Кайтага и Табасарана (в 1866 г.), шамхальство Тарковское и Мехтулинское ханство (в 1867 г.). Вместо них было создано 9 округов – Самурский и Даргинский (в 1854 г.); Андий­ский (в 1859 г.); Гунибский, Казикумухский и Кайтаго-табасаранс-кий (в 1860 г.); Аварский (в 1862 г.); Кюринский (в 1865 г.) и Темирханшуринский (в 1867 г.). Засулакская Кумыкия вошла в состав Хасавюртовского округа Терской области, а южный Лезгистан – Закатальского округа Бакинской губернии.

Округа делились на наибства и участки. Гарантом соблюдения постановлений адатных судов вместо сельских обществ горцев, местных беков или ханов стало российское государство.

Низовыми органами судебной и законодательной власти для местного мусульманского населения стали единые сельские словес­ные суды, заменившие собой три разных вида дореформенных судов. Они могли разбирать по адату мелкие уголовные преступле­ния против личности (семейные ссоры, сельские драки, публичные оскорбления женщин) и уголовные преступления против собствен­ности (обман, утайку денег, воровство), если сумма иска не превы­шала 50 руб. Им были подсудны также уголовно-хозяйственные преступления, совершенные на землях общины (потравы, наруше­ния единого сельскохозяйственного оборота). Кроме того, они должны были разбирать по шариату гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превышала 100 руб

В отличие от дореформенной эпохи решения словесных сельских судов не были окончательными.

Они могли быть обжалованы в месячный срок в 9 окружных народных судах, созданных при окружных начальниках. Последним были переданы адатные иски, изъятые из ведения сельских словесных судов, включая тяжелые уголовные преступления против личности (поранения, убийства, изнасилования, похищения и увоз женщин) и крупные уголовные преступления против собственности (обман, утайка денег, воров­ство на сумму более 50 руб., случаи разбоя и грабежа).

В юрисдик­цию окружных судов также входили поземельные тяжбы за владе­ние и пользование по адату пастбищами, лесами, дорогами и водяными ресурсами. По шариату они разбирали серьез­ные гражданско-семейные тяжбы, сумма иска которых не превыша­ла 100 руб.

Апелляционной инстанцией для окружных судов стал Даге­станский народный суд. Он был сформирован при генерал-губер­наторе Дагестанской области в г. Темир-Хан-Шуре.

Уголовные и поземельные тяжбы меж­ду дагестанскими мусульманами и русскими переселенцами реша­лись в Дагестанском областном суде, а с 1875 г. – в заменивших его двух мировых отделах, заседавших в городах Дербенте и Темир-Хан-Шуре.

Другой целью реформы было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин (кадиев, суфийских шейхов) и создание светской общедагестанской администрации, которая пользовалась бы дове­рием и авторитетом у местных жителей и была бы послушным исполнителем решений центральных российских властей области. Активные участники движения Шамиля и восстания 1877 г. были лишены всех прав, казнены или высланы из Дагестана.

В то же время реформа ограничила судебную самостоятель­ность сельской общины. Прежде важнейшие постановления сельско­го суда выносились на обсуждение сельского схода (джамаата, руккел), на котором присутствовали все взрослые мужчины селения, начиная с 15 лет.

Вместо него пред­седателем словесного суда стал сельский староста-бегавул. Если при голосовании общество разделялось на две равные части, то вопрос решался так, как говорил бегавул. Сход без него не имел права собираться, а если и собрался, принятое решение не имело юридиче­ской силы.

После восстания 1877 г. начальник округа стал назначать бегавула, а также утверждать кандидатуру избранного сходом диби­ра и других членов суда (диванбеков).

Третьим важнейшим направлением реформы являлось ослаб­ление шариата и модернизация адатного права и процесса с целью подготовить постепенный переход дагестанцев к единому россий­скому судопроизводству и уголовному законодательству. По форме суд остался простым.

Процесс по-прежнему носил обвинительный характер, одинаковый при разборе уголов­ных и поземельных дел. Прокуроров и адвокатов не было. Сель­ский суд собирался у мечети по пятницам, если заявление не требовало немедленного разбирательства.

За исключением случаев изнасилований, увоза девиц и оскорбления женщин дела в судах всех уровней всегда рассматривались гласно. Пореформенные адатные суды всех уровней по-прежнему раз­личали два основных вида исков: прямые (с доказательствами) и по подозрению.

Новым видом дел стал иск по доносу полиции. Доказательствами считались: 1) соб­ственное признание обвиняемого, 2) вещественные доказательства, 3) записи дореформенных адатов, 4) показания свидетелей, данные под присягой. Ответчик мог очиститься соприсягой своих род­ственников и односельчан.

Как и прежде, различали клятву именем Аллаха и т. н. кебинную присягу (кебин талак, хатун талак), когда в случае лжесвидетельства женатый разводился с женой, а холостой – закладывал свой участок (мульк) как вакф сельской мечети.

Из принятых в адате наказаний в несколько измененном виде юридическую силу сохранили изгнание кровника из сельского об­щества (канлы), штраф за пролитие крови (дият, алым), платежи (композиции) за любое уголовное преступление, взимавшиеся как в пользу пострадавшего, так и в пользу общества.

Шире, чем до реформы, должно было применяться тюремное наказание. Были предприняты попытки ограничить распространение ответственно­сти за уголовные преступления на ближайших родственников под­судимого, переложив ее на плечи одного подсудимого.

Адатный уголовный процесс и право, в деталях, которых до реформы царил полный разнобой, были несколько унифицированы.

Во всех округах Дагестанской области по делам о воров­стве, поджогах и потравах назначалось от 1 до 12 человек соприсягателей, по делам о прелюбодеянии – 15, по делам, влекущим кровоотмщение, – 12-60, по делам об убийстве и поранениях -6-30. Больше единообразия стало в размерах штрафов, которые чаще стали исчисляться в деньгах, а не в мерах зерна и быках, как в дореформенное время.

Дият также чаще стал определяться в российских деньгах – от 30 руб. в Казикумухском округе до 300 руб. в Самурском и Андий­ском округах. Новыми мерами наказания в пореформенном адате стали арест и принудительные общественные работы.

Вместе с тем российская администрация попыталась запре­тить ряд архаичных уголовных адатов, прямо противоречащих российскому законодательству.

Вне закона было объявлен канлыят, разрешенное по дореформенному адату по отношению к кровникам и застигнутым на месте преступления ворам и разврат­никам. Теперь оно было приравнено к обычному убийству.

Высыл­ка кровника в канлы была заменена ссылкой на поселение в Сибирь и другие отдаленные районы России. Запрещены были адаты, разрешавшие трехдневный грабеж имущества убийцы, и ишкиль (барамта) – самовольный захват имущества должника, отказывающегося уплатить долг.

Вместо ишкиля и кров­ной мести были установлены денежные композиции (дият) по адату при посредничестве (маслиат) сельских имамов и россий­ских офицеров, возглавлявших наибства и округа Дагестанской области.

Происходившие в связи с присоединением Дагестана к России изменения в социально-экономической жизни и политическом устройстве вызывали необходимость реорганизации существовавшей в крае правовой системы.

Царское правительство исходило из того, что запрет действия обычного права и форм обычного судопроизводства вызывает опасные политические осложнения. Серьезному сомнению подверглась и сама возможность достижения положительных практических результатов введения новых правовых принципов и понятий взамен привычных начал, глубоко укоренившихся у населения.

Сферой действия адата было преимущественно уголовное и поземельное право, тогда как шариат господствовал в гражданс­ком и семейном праве и только с конца XVIII в. стал применяться в ряде селений при решении уголовных дел.

Герб

Дагестанской области

Российской империи (описание)

Дагестанская область.

Утвержден 5 июля 1878 г.

"В золотом щите, на лазуревой оконечности, червленая, о четырех башнях, крепость с открытыми воротами, сопровождаемая, во главе щита, червленою оторванною львиною головою с черными глазами и языком, над червленым же опрокинутым полумесяцем. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою".

Многолетняя Кавказская война имела две даты завершения: на Северо-Восточном Кавказе это 1859 год, а на Северо-Западном Кавказе — 1864 год, то есть события связанные с пленением Шамиля и с занятием русскими войсками последних вольных территорий кубыхских обществ в районе Сочи.

Вооруженное подчинение России территорий Северного Кавказа привело к такому явлению как мухаджирство (от арабского, мухаджерет — переселение), то есть массовым миграциям горцев Северного Кавказа в Османскую Империю. Это явление, принесшее физическую гибель и моральные страдания многим коренным жителям, имело несколько причин:

  • нежелание горцев выселяться из гор и ущелий на равнинные территории, которые указывала русская администрация;
  • агитация Турции в пользу переселения, так как султанское правительство рассчитывало использовать кавказских мусульман для укрепления границ слабеющей Османской Империи;
  • стремление горской верхушки (дворян, старшин, мулл), особенно после отмены крепостного права в России, потерять своих рабов и крестьян, на которых она рассчитывала сохранить свое влияние и в Турции. Отсюда проистекала тактика запугивания рядовых горцев перспективами солдатчины и насильственной христианизации.

Мухаджирство было начато в начале 50-х годов 19 века, а после окончания основных военных действий, оно многократно усилилось. Так, в 1850-1860 в Турцию эмигрировало 180 тысяч ногайцев с Кубани и Ставропольской губернии. Наиболее массовые миграции пришлись на первую половину 60-х годов 19 века, именно тогда в 1861-1864 годах с Северо-Западного Кавказа выселилось около полу миллиона горцев, представлявших в основном адыгов и абазин.

Процессы мухаджирства были плохо организованы и Россией и Турцией, поэтому тысячи переселенцев погибли в пути, на временных стоянках из-за холода, голода, эпидемий, крушений кораблей. Ответственность за судьбы погибших лежала на двух великих державах, которые в ходе взаимной борьбы, мало обращали внимание на коренное население Кавказа.

Кроме адыгов, абазин и ногайцев, мужадирами становились и другие народы Северного Кавказа: чеченцы-карагулаги, аварцы, осетины-мусульмане (дигорцы), карачаевцы, балкарцы, кабардинцы и другие. Наиболее крупные выселения с Кавказа были отмечены в 50-60 годы 19 века, но они имели место и позже.

В 1884-1887 годах и 1905-1906 годах только карачаевцев и балкарцев отправилось в Турцию около 12 000 человек. Оставшиеся от махаджиров земли отдавались русским казакам и крестьянам, жаловались российской и горской верхушке. Так, абазинский князь Магомед гирей Лоов получил 5 тысяч десятин земли; абазинский князь Эдык Абугов — 2,5 тысяч десятин.

Несмотря на то, что Кавказская война окончилась трагедией мухаджирства, тем не менее, завершение военных действий принесло и положительные результаты. Горцы выселились на равнину из труднодоступных мест, получили возможность лучше развивать свои хозяйства и приобщаться к более совершенному экономическому опыту. Местные народы начали постепенно воспринимать российскую культуру, чо способствовало развитию всех сфер общественной жизни.

Реформы 60-70 годов 19 века на Северном Кавказе

В 1860 году упраздняется многолетняя Кавказская линия, ее правый фланг при том преобразуется в Кубанскую область, левый — в Терскую, внутренние степные пространства входят в состав Ставропольской губернии.

После окончания военных действий (1864) Кавказская администрация приступает к проведению реформ, которые к этому времени уже активно идут в Центральной России. В 1866 году учреждается Кавказский комитет по освобождению зависимых сословий в горских племенах Кавказа. В течении 1867-1868 годов проводится освобождение зависимых крестьян Черкессии, Карачая, Кабарды, Балкарии, Осетии, а также кочевников Ставропольской губернии. По этой реформе дети и старики освобождались бесплатно, а мужчины за выкуп 180-500 рублей. Для успешного проведения реформы, создавались мировые посреднические суды, куда включали горскую знать и духовенство.

На территории Дагестана проходили аналогичные мероприятия, но часть крестьян Шамхальства Тарковского, Мехтулинского ханства и Присулагского наибства оставались в зависимости до 1913 года.

Реформы на Северном Кавказ как и в России были проведены в пользу владельцев крепостников и, поэтому крестьяне после выкупа на волю оказались еще в более тяжелом положении, чем раньше, ибо многие при том потерли много скота и орудий.

В 1870 году на Северном Кавказе начинается осуществление судебной реформы, согласно которой суды, представленные местной знатью и русской администрацией, должны разбирать различные гражданские и уголовные дела, опираясь на адат и на шариат.

Изменение в административном устройстве Кавказа

административное деление северного кавказа

Во второй половине 60 — начале 70 годов 19 века окончательно определяется административное устройство Северного Кавказа в составе Российской Империи. Самой крупной территориальной единицей становится Кубанская область с центром в Екатеринодаре, где основное население представлено кубанским казачеством и крестьянами переселенцами России и Украины.

Горцы в Кубанской области распределялись по пяти округам: Псекупский (адыги), Лабинский (адыги), Урупский (черкесы, ногайцы, армяне), Зеленчукский (черкесы, абазины, ногайцы), Эльбруский (карачаевцы и абазины).

В Терской области с центром во Владикавказе славянское население, представленное казаками, уступало по численности горцам, которые также были распределены по национальным округам: Георгиевский, Владикавказский, Ингушский, Грозненский, Веденский, Хасавюртовский, Кизлярский.

Бывшие владетели хоть и были отстранены от управления, но им были оставлены лучшие земли и назначены крупные пенсии. Начальниками национальных округов назначались российские чиновники, местные армейские и казачьи офицеры.

На территории Ставропольской губернии для кочевых народов были образованы свои структуры: Туркменское приставство, Ачикулакское приставство, Большедербетовский улус.

Административное устройство. Образование Дагестанской области.

Кавказ из космоса

В Дагестанскую область была, включена территория Прикаспийского края (без Кубинского уезда) и земли по левому берегу Андийского Койсу. Вновь образованная область была разделена на 4 «отдела: Северный, Южный, Средний и Верхний Дагестан. В свою очередь каждый из этих отделов делился на округа и феодальные владения. В Северный отдел входили Присулакское наибство, шамхальство Тарковское, ханство Мехтулинское и Даргинский округ; в Южный Дагестан — Кайтаго-Табасаранский округ, ханство Кюринское и Самурский округ; в Средний Дагестан-Кази-Кумухский и Гунибский округа, ханство Аварское и союзы сельских общин Карата, Богулал, Цунта-Ахвах и Батлух, управление которыми было возложено также на хана Аварии; в Верхний Дагестан вошли Бежтинский и Закатальский округу. Кроме того, в области было отдельное гражданское управление — градоначальство Дербента и управление, город Порт-Петровска (ныне Махачкала). Начальник области сосредоточил в своих руках военную и гражданскую власть. Сохраняя право командира корпуса, он действовал и на правах генерал-губернатора. Начальники военных округов, как правило, назначались из русских офицеров. Владения Тарковское, Аварское, Мехтулинское и Кюринское управлялись шамхалом и ханами, а Присулакское наибство — наибами.

Ликвидация ханско-бекского управления

В 1863 году из Дагестана была выделена Закатальская область. В 1865 был упразднен Верхний Дагестан, а его территория присоединена к Андийскому и Гунибскому округам. В 1866 году на основании указа царского наместника на Кавказе были отстранены от власти правители Кайтага, Северного и Южного Табасарана. Указом самого императора 20 апреля 1867 года были также отстранены от власти шамхал Тарковский, хан Мехтулинский, правители Присулакских наибств. Из этих владений был образован Темир-Хан-Шуринский округ. В 1868 году в Дагестане было ликвидировано бекское управление:

После упразднения ханско-бекского управления в области осталось 9 округов: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Кази-Кумухский, Кайтаго-Табасаранский, Кюринский, Самурский, Темир-Хан-Шуринский, а также градоначальство Дербентское и особое управление Порт-Петровска. Ликвидация ханско-бекского управления не означала, что царизм изменил свое отношение к феодальной верхушке Дагестана. При ликвидации ханств отстраненным от управления владениями были выданы крупные денежные суммы, установлены пожизненные пенсии, отведены крупные земельные угодья. Кюринскому Юсуф-хану кроме жалования в 1618 рубей в год было назначено пожизненно (и детям после его смерти) 5 тысяч рублей, отведен vчасток земли в 4000 десятин. Ибрагим-хану Аварскому одновременно было выдано 30 тысяч рублей, установлена ежегодная пенсия в 4 тысяч рублей. Владетелю Кайтага, Северного и Южного Табасарана назначена пенсия в 500 рубей в год и участок земли в 1523 десятины в Кайтаго-Табасаранском округе, хану Мехтулинскому оставлена была установленная пенсия в 4 тысяч рублей и выдано единовременное пособие. Шамхал Тарковский произведен был в генерал-майоры, зачислен в свиту императора. Наряду с сохранением жалования в 7 тысяч рублей, ему была установлена пенсия в 5 тысяч рублей.

Судебная реформа

Махачкала, ночь

В 1875 году был упразднен областной суд и вместо него учреждены в Темир-Хан-Шуре, Дербенте, Порт-Петровске мировые отделы, которые были подчинены Тифлисской судебной палате и Бакинскому окружному суду. Мировые судьи назначались наместником Кавказа, при них имелись следователи по уголовным делам.

Реформа сельского управления

Вслед за ликвидацией ханско-бекского управления в конце 60-х годов в Дагестанской области проведена реформа сельского управления. Целью реформы было создать в области местную администрацию, соответствующую военно-народному управлению, которая, в конечном счете, позволяла держать народные массы в подчинении. Сельское управление составляли сельский сход (джамаат), сельский старшина, сельский кади и сельский суд. На сельском сходе участвовав старший член семьи, здесь избирались должностные лица сельской администрации, которые утверждались администрацией округа. На сельском же сходе разбирались вопросы по использованию общинных земель, о выполнении общественной и государственной повинностей и внесении податей и многое другое. Старшина села созывал сход, претворял в жизнь решения схода и царской администрации, следил за сохранением общественного порядка, взимал штрафы за преступления и недозволенные поступки. За службу старшина получал зарплату от государства и пользовался различными привилегиями в землепользовании, водопользовании и так далее.

Сельский кади, избираемый на сходе, утверждался старшими властями. В его обязанность входило следить за деятельностью сельчан, за сохранностью мечети, он занимался разбором тяжб по шариату, дел, касающихся наследств, завещаний, опек. Сельский суд, состоящий из трех членов, избираемых на сходе джамаата, разбирал дела по гражданским спорам, мелким преступлениям.

Читайте также: