Административная реформа николая 1 кратко

Обновлено: 06.07.2024

Данная статья является продолжением цикла статей о России XIX века. Предыдущую статью цикла, посвященную началу правления Николая I и его социально-экономическим реформам, можно найти и почитать здесь .

С самого начала своего правления Николай I деятельным образом взялся за решение самых различных вопросов, как крупных, так и довольно незначительных. Он во всем стремился разобраться самостоятельно, во всё вникнуть, ничего не оставить без внимания или собственного контроля. Для того, чтобы этот контроль мог быть более эффективным и вездесущим, в 1826 г. Николай I приступил к реформированию Собственной Его Императорского Величества Канцелярии , полномочия которой были значительно расширены. Раньше Канцелярия ведала, как правило, лишь корреспонденцией императора. Теперь же в составе Канцелярии были образованы шесть отделений.

Первое отделение сохранило за собой прежние основные функции Канцелярии – организация переписки императора с другими государственным учреждениями и должностными лицами.

Третье отделение ведало политическим сыском и было одним из самых важных для императора. Во главе отделения стоял честный и исполнительный человек – А.Х. Бенкендорф – гроза взяточников и заговорщиков. Третье отделение, имевшее в своем распоряжении также и корпус жандармов, отлично справлялось со своими обязанностями. Благодаря работе этого отделения Николай I узнавал практически обо всех планах всех существующих в стране более или менее тайных обществ порой даже до того, как эти планы успевали утвердиться в самом таком обществе. В обязанности А.Х. Бенкендорфа входило также и слежение за порядком в работе чиновников. Взяточники боялись и ненавидели главу третьего отделения, так как казнокрадство оказалось теперь значительно более тяжелой задачей, чем ранее.

Четвертое отделение иногда называют женским. Оно управлялось всегда женщинами из императорского дома и было ориентировано на помощь и защиту социально незащищенным слоям населения, прежде всего, сиротам, беспризорникам, инвалидам и т.д. Отделение содержало приюты и больницы, занималось благотворительностью.

Пятое отделение носило временный характер и было создано для разработки реформы государственных крестьян. В 1837 г. преобразовано в Министерство государственных имуществ .

Шестое отделение , также как и пятое, было временным, созданным, фактически, для управления ходом Кавказской войны.

Таким образом, за годы правления Николая I значительно разросся чиновничий аппарат государства. Если при Александре I количество чиновников России составляло примерно 15 тысяч человек, то к концу правления Николая I их было уже около 90 тысяч.

В следующей статье рассмотрим основные направления общественной мысли России в годы правления Николая I.

Обязательно вступайте в нашу группу в vk ! Там еще много интересного и полезного для подготовки к ЕГЭ по истории!

Работа комитета 1826 г. дала императору богатый материал о состоянии дел в российской империи и направлении проведения реформ. Однако выводы из него Николай I сделал свои. Условно их можно свести к трем основным позициям: 1) убеждение в необходимости усиления режима личной власти (е этой целью создавалась Собственная его императорского величества канцелярия — подробнее о ней см. ниже); 2) осознание важности и необходимости совершенствования законодательства, проведения кодификации законов и упорядочения на этой основе системы государственного управления; 3) убеждение в необходимости усиления системы политической безопасности (впервые в России создавался особый орган политической полиции — III отделение Собственной его императорского величества канцелярии).

Проведению политики государственного патернализма активно содействовало созданное в рамках Собственной его императорского величества канцелярии III отделение во главе с личным доверенным Николая I генералом А. А. Бенкендорфом. Созданное первоначально с целью надзора за законностью в стране обеспечения спокойствия и охраны прав подданных от произвола властей, оно вскоре стало осуществлять надзор за политическим настроением общества, заменив в этом своем значении существовавшие в XVIII в. тайные канцелярии по политическим делам. III отделение ведало всем полицейским сыском в стране собирало информацию о настроениях в различных слоях общества, осуществляло негласный контроль над всем государственным аппаратом, имело широкую сеть агентуры, в том числе за границей для наблюдения за русскими эмигрантами, ведало тюрьмами, местами ссылки, делами о расколе и подчинялось лично императору.

II отделение обобщало существующую юридическую практику (в рамках этого отделения была осуществлена кодификация законов и подготовлено в 1830 г. под руководством М. М. Сперанского Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, включавшее все нормативные акты 1649 — 1825 гг. и свод действующих законов в 15 томах).

III отделение занималось вопросами государственной и политической безопасности.




V отделение было создано в 1836 г. для выработки проекта реформы государственных крестьян (в 1837 г. было преобразовано в Министерство государственных имуществ под руководством личного друга Николая I, крупного государственного деятеля графа П. Д. Киселева).

VI отделение ведало управлением территориями Кавказа, в том числе в условиях Кавказской войны (создано в 1842 г.).

При Николае I не проводилось широких административных реформ, и система управления в период его царствования в целом не претерпела больших изменений. Изменения в основном касались дальнейшей централизации и бюрократизации государственного управления. Объективная необходимость совершенствования механизма высшего и центрального государственного управления в такой огромной стране, как Россия, заставляла власть принимать соответствующие меры по рационализации государственного аппарата, дальнейшему развитию правовой базы его функционирования, повышению уровня кадрового состава государственной администрации. Сам император не раз подчеркивал, что с самого начала его царствования проблемы управления были для него не только важными, но и первостепенными.

Одним из основных направлений совершенствования государственного аппарата при Николае I было дальнейшее развитие министерской системы, представленной в середине XIX в. девятью министерствами и тремя главными управлениями, подчиненными непосредственно императору, который координировал их деятельность через Комитет министров. Были уточнены функции министерств, повышены требования к их персональной ответственности, принимались меры по совершенствованию внутриведомственных структур. Однако в большинстве случаев эти меры не приводили к желаемому результату прежде всего в связи с существовавшим в николаевской системе управления дуализмом управленческих структур (Собственная его императорского величества канцелярия и министерства) и связанным с этим параллелизмом в высшем центральном и местном управлении.

Наделение Собственной его императорского величества канцелярии государственно-управленческими и законотворческой функциями привело к усложнению механизма государственного управления. Государственный совет был понижен в статусе и утратил свое прежнее значение законосовещательного органа при императоре. Резко возросла роль Комитета министров, постепенно приобретавшего характер репрессивного органа. В то же время параллельное существование высших и центральных органов с дублирующими друг друга функциями создавало благоприятные условия для роста бюрократизма, волокиты, казнокрадства и взяточничества в органах власти и управления.

На рубеже XVIII и XIX вв. произошла смена коллегиальной формы управления министерской, вызвавшей усиление бюрократизации всего аппарата. Созданные реформой 1802-1811 гг. министерства и главные управления обособились в самостоятельные ведомства с более четкой по сравнению с коллегиями компетенцией, порядком взаимоотношений с высшими и местными учреждениями и делопроизводством.

Усложнение задач государства вызвало необходимость создания ряда высших государственных учреждений с более четким функциональным назначением: Государственного совета, Комитета министров, Собственной е. и. в. канцелярии, превращения Сената в высший орган суда и надзора. Продолжали существовать основные административные, полицейские, финансовые и судебные учреждения и сословные органы, созданные реформами 1775-1785 гг.

Таким образом, к середине XIX в. аппарат управления страной не справлялся с общегосударственными проблемами, о чем свидетельствовали и неудачи в Крымской войне, и непрекращающиеся выступления крестьян, и многое другое. Внутренняя и внешняя обстановка требовала преобразования управления на иных, чем раньше, основах.


Император Николай I царствовал в Российской империи 30 лет, с конца 1825 до начала 1855 года. Его правление началось относительно успешно. До середины XIX века в России был проведен ряд реформ при общем консервативном курсе царствования.

Реформы Николая I

После восстания декабристов и суда над ними, молодой император приступил к реформированию законодательства и государственного управления.

Николай I

Рис. 1. Николай I.

Курсом внутренней политики была объявлена централизация власти. Для осуществления политического сыска сформировано Третье отделение с корпусом жандармов. Далее около 6 лет заняла кодификация права. По поручению Николая I Михаил Сперанский создал Свод законов Российской империи.

Война с Царством Польским в 1830-1831 годах потребовала реформировать его бывшую территорию в соответствии с общероссийскими стандартами. Там появились губернии, а конституция была отменена.

Реформы на рубеже 1830-1840-ых годов связаны с крестьянским вопросом и улучшение финансов империи. Реформу государственных крестьян провел граф Павел Киселев, а финансовую – граф Егор Канкрин, занимавший пост министра финансов с 1823 по 1844 год. В итоге, в России улучшилось положение государственных крестьян и немного ослабло крепостное право. Помещики потеряло право продавать крестьян без земли и отправлять на каторгу. Крепостное право стало превращаться в институт натуральной ренты. В Российской империи началось введение массового крестьянского образования.

Император одобрил решение и о церковной реформе. В 1839 году в состав Русской православной церкви вошла созданная в конце XVI века греко-католическая Украины и Беларуси.

Император Николай I

Рис. 2. Император Николай I.

Результаты правления

За 30 лет царствования в Российской империи Николай I навел относительный порядок. Ее территория расширилась за счет польских губерний и приобретений в Средней Азии и Закавказье. Улучшилось положение крестьян, в том числе и крепостных, выросло городское население и промышленное производство, повысился уровень образования, как среднего, так и высшего.

Содержание реформ Николая 1 удобно представить в таблице:

Дата

Суть реформы

Создание свода законов Российской империи, появление III отделения, они действовали до 1917 года

Реформирование территории бывшего Царства Польского после восстания 1830-1831 годов, вместо воеводств появились губернии, православное епископство в Варшаве, введение в делопроизводство русского языка и системы мер

Церковная реформа, роспуск греко-католической церкви и подчинение ее Синоду

Реформа государственных крестьян графа Киселева, введение в деревне крестьянского самоуправления, рост уровня образования

Реформа финансов, стабилизация финансовой системы до 1853 года, то есть до начала Крымской войны

Крестьяне получили право выкупа на волю с землей, если имущество помещика продано за долги, а еще им разрешили покупать недвижимость

С правлением Николая I связано развитие промышленности в Российской империи и начало промышленного переворота. Хотя страна и отставала от европейских лидеров, например, Англии, но к 1851 году была построена железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Император лично прокатился на поезде по случаю 25-летия своей коронации.

Николай I и Сперанский

Рис. 3. Николай I и Сперанский.

Что мы узнали?

Кратко о реформах Николая 1 можно узнать из школьного курса истории 8 или 9 класса. Он смог реформировать государственное управление, законодательство, финансы и частично решить крестьянский вопрос.


Во всей великой истории нашей великой Родины царствовало очень много царей и императоров. Одним из таких был Николай Первый, который появился на свет 6 июля 1796 года, а управлял своим государством целых 30 лет, в период с 1825 по 1855 год. Николай запомнился многим как очень осторожный император, не проводящий активную внутреннюю политику в своём государстве, о которой и пойдёт речь в дальнейшем.

Финансовая реформа

Первой реформой, которую провел Николай 1, была финансовая реформа, или реформа Канкрина, называвшаяся так из-за Канкрина, министра финансов при Николае 1.

Суть финансовой реформы заключалась в замене обесцененных ассигнаций кредитными знаками. Реформа улучшила экономическую ситуацию в стране и помогла России избежать одного из крупнейших финансовых кризисов.

Основные направления внутренней политики Николая 1, кратко

На вектор развития страны, который выбрал император, оказало очень большое влияние восстание декабристов, произошедшее в тот год, когда правитель взошёл на престол. Это событие и определило то, что все реформы, изменения и вообще весь курс внутренней политики правителя будут направлены на любое уничтожение или недопущения оппозиции.

Борьба с любыми недовольными – вот то, чего придерживался взошедший на престол глава государства всё время своего царствования. Правитель понимал, что России необходимы были реформы, но его первоочередной целью была надобность в стабильности страны и устойчивости всех законопроектов.


Внутренней политики Николая 1

Промышленная реформа

Одна из важнейших экономических идей Николая 1. В момент когда Николай стал царем, состояние промышленности было отстающем по сравнению с западом, где заканчивалась промышленная революция. Большинство материалов Россия закупала в Европе. К концу царствования Николая ситуация очень изменилась. В первые в России сформировалась технически не отстающие и конкурентоспособная мануфактура.


Павел Дмитриевич Киселев

  • Также Николай 1 провел первую железную дорогу в России(1837).
  • Открыл первый технологический институт в Петербурге (1831).
  • Помещичье землевладение (1837—1841).

Крестьянский вопрос также названная изменения Киселева (министр государственного имущества) помогла облегчить положение государственных крестьян России. Запрещалось помещикам ссылать крестьянина на каторгу применять к нему физическую силу, запрещалось разделять с семьей, крестьянин получили свободу передвижения, была создана крестьянское самоуправление, крестьяне могли выкупать себя, позже также могли выкупать землю у помещика, увеличение школ, больниц.

За нарушение законов помещика штрафовали или могли посадить в тюрьму. Из за этих изменений снизилось количество крепостных крестьян, но несущественно. Также улучшилось положение государственных крестьян, теперь каждому государственному крестьянину выдавались собственные наделы.

Основные направления политики Николая I:

Помещичье землевладение

Реформы о помещичьем землевладении включали в себя усовершенствование прав и обязанностей помещиков. Одним из главных последствий реформы стала отмена телесных наказаний помещиков, а также сокращение количества податей.

Что мы узнали?

Кратко о реформах Николая 1 можно узнать из школьного курса истории 8 или 9 класса. Он смог реформировать государственное управление, законодательство, финансы и частично решить крестьянский вопрос.

Крестьянская реформа

Крестьянский вопрос оставался одним из главных и во время правления Николая

Для отмены крепостного права было создано 10 секретных комитетов, но ничего из запланированного не реализовалось. Несмотря на это, было предпринято несколько мер, которые улучшили положение крестьян:

  • Нераспространение крепостничества на крайние районы России;
  • Возможность официального освобождения части крестьян;
  • Создано крестьянское самоуправление;
  • Смягчение крепостничества.

Экономическое развитие

Промышленная ситуация, которая устаканилась в государстве к моменту прихода Николая на престол, была самой ужасной за всю историю России. Ни о какой конкуренции в этой сфере с западными и европейскими державами и речи быть не могло.

Все те виды промышленных изделий и материалов, которые были стране просто необходимы, покупались и доставлялись из-за границы, а сама Россия за рубеж поставляла лишь сырьё. Однако, к закату правления императора ситуация очень заметно изменилась в лучшую сторону. Николай смог начать формирование технически развитой промышленности, уже способной к конкуренции.

Очень сильное развитие получило производство одежды, металлов, сахара и текстиля. Огромное количество изделий из совершенно разных материалов начало производиться в Российской империи. Рабочие станки тоже начали изготавливаться на Родине, а не покупаться за рубежом.


Реформа Киселева

По статистке, за 30 с лишним лет, оборот промышленности в стране за один год вырос более, чем в три раза. В частности, машиностроительная продукция увеличила свои обороты в целых 33 раза, а хлопчатобумажная продукция в 31 раз.

Это интересно! Изучаем основные реформы Петра 1: таблица с хронологией петровских преобразований

Схема и характеристика внутренней политики Николая 1

Как уже было сказано, главные причины ужесточения внутренней политики при Николае 1 – восстание декабристов и новые возможные протесты. Несмотря на то, что император старался и делал жизнь крепостных лучше, он придерживался основ самодержавия, подавлял оппозицию и развивал бюрократизм. В этом и заключалась внутренняя политика Николая 1. Схема, представленная ниже, описывает основные её направления.

Были даже предприняты попытки улучшить жизнь, и частично сделать свободными обыкновенных крестьян, но эти попытки успехом не увенчались. С другой стороны, Николай Первый не допускал инакомыслия, сделал так, что религия в жизни людей занимала чуть ли не первое место, что по определению не очень хорошо для нормального развития государства. Охранительная функция в принципе была соблюдена.

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I. Продолжение

Реформа в области цензуры

Николай 1 очень боялся, что его авторитет понизится с публикацией какого-либо произведения, поэтому появилась жестокая цензура. С публикации были сняты множество журналов, были запрещены писатели и поэты, многие произведения подвергались жестокой правке, в результате которой смысл произведения мог меняться.

Николай 1 провел множество реформ, не все из которых принесли успех. Но это лишь положило начало совершенствованию тех областей, которые потерпели неудачу.

Вывод

Итог всему можно сформулировать следующим образом: для Николая 1 самым важным аспектом во время его правления была именно стабильность внутри своей страны. Ему не была безразлична жизнь обыкновенных граждан, но сильно улучшить её он не смог в первую очередь из-за самодержавного режима, который император полностью поддерживал и старался всячески укреплять.

Это интересно! Внешняя политика Екатерины 2: таблица

Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 23120
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

Читайте также: