Уход из дома с аксиньей в батраки к листницким кратко

Обновлено: 04.07.2024

Изложение содержания эпопеи Шолохова «Тихий Дон по главам раскрывает драматизм метаний главного героя — Григория Мелехова:

События первой части знакомят читателя с главными героями:

Глава 1

Мелеховых в Татарском хуторе называют турками: родоначальник Прокофий Мелехов с турецкой войны вернулся с женой-турчанкой. Она родила сына Пантелея, у которого, в свою очередь, было трое детей:

  • Петр — старший сын, женат на Дарье.
  • Григорий — средний сын.
  • Дуняша — младшая дочь.

Невысокий, русый, курносый, Петр был больше всех похож на мать Василису. А вот турецкая кровь проявилась в страстной и бешеной натуре Григория.

Главы 2–21

Отец приказывает Гришке оставить в покое Аксинью Астахову — жену соседа Степана. Григорий влюблен и не собирается отступать. Судьба Аксиньи Астаховой дополняет краткое содержание.

С Григорием она становится счастливой, чувствует себя любимой. Скоро на хуторе становится известно об их связи — Степан бьет Аксинью, враждует с Мелеховыми. Пантелей решает женить Григория на работящей Наталье. Парню понравилась невеста, он предложил Аксинье расстаться.

Продолжает роман знакомство с новыми персонажами:

Главы 1–13

Елизавету, которая об изнанке женской жизни узнала от дворовых девок, изнасиловал Митька Коршунов. После этого он сватался к девушке, но Мохов дочь отправил учиться в Москву, на Митьку натравил собачью свору.

Григорий после свадьбы признается Наталье, что не может забыть Аксинью, и возобновляет старую любовную связь. Аксинья забеременела.

В станице появился Иосиф Штокман — бывший ссыльный, торговец швейными машинками, в дальнейшем — ставленник большевиков на хуторе. Мелехов-младший ссорится с родителями и поступает с Аксиньей на службу к Евгению Листницкому в имение Ягодное.

Главы 14–21

Штокман предупреждает казаков о приближении войны. Наталья тоскует по Григорию, пытается покончить с собой (режет себя косой), остается калекой. Аксинья на покосе рожает девочку. С декабря Григорий служит в двенадцатом атаманском полку, а его отец возвращает Наталью в свой дом.

События военного времени описаны в третьей части книги:

Главы 1–19

1914 год. Наталья ждет мужа. Дуняша влюблена в Мишу Кошевого. Начинается война. Григорий Мелехов конфликтует с офицерами и сослуживцами, но в бою ведет себя геройски, переживает из-за вынужденного убийства (убил австрийца). Прибывает пополнение в полк Мелехова:

  • брат Петр;
  • Степан Астахов (грозится убить Григория в первом же бою);
  • Миша Кошевой;
  • Аникушка.

После тяжелого ранения в голову Григория награждают Георгиевским крестом. Листницкий также вступает в казачий полк. Аксинья глумится над пришедшей для разговора Натальей (просила вернуть ей мужа). Из-за скарлатины умирает дочь Мелехова и Аксиньи.

Главы 19–24

Мелехова отправляют в тыл для лечения ранения (поврежден левый глаз). Солдат Гаранжа ведет с ним революционные беседы, критикует царя за войну. За проявление строптивости (Григорий отказался отвечать члену императорской семьи во время посещения госпиталя) его на трое суток лишили провианта.

Мелехов приезжает домой, и от деда в Ягодном он узнает, что Аксинья изменяла ему с Листницким. Он вывозит сотника в поле и избивает кнутом. Дома бьет Аксинью, уходит к отцу.

Идет 1916 год. Бунчук ведет среди солдат большевистскую пропаганду. У Григория уже четыре ордена, он тоскует по Аксинье. Наталья родила двоих детей — Мишутку и Полю.

Свергли царя, казаки присягают временному правительству, надеются на окончание войны, появляются дезертиры. Листницкий склоняет казаков на сторону генерала Корнилова. Большинство переходит к красным.

Часть станичников (Петр Мелехов, Коршунов, Прохор Зыков и др.) возвращаются к родным. Григорий — командир сотни Красной Армии, но не верит, что большевики дадут свободу казакам: Ефим Изварин ратует за автономию Войска Донского. Федор Подтелков — казак-большевик — убеждает Григория в надежности большевиков.

Григорий ранен в ногу, лечит ее дома. Отец и брат не одобряют взгляды Гришки, но тот сам переживает из-за кровавых расправ большевиков с врагами (гибель отряда Чернецова). Большевики уничтожают казачьи хутора. Начинается раскол среди казаков.

Петр Мелехов возглавляет отряд хуторских казаков в борьбе с красными. Бунчук и Подтелков попадают в плен к казакам. Их казнят. Перед смертью Подтелков обвиняет Гришку Мелехова в предательстве.

Стремительно развивается история в следующих главах:

Главы 1–20

1918 год, гражданская война. В Татарском хозяйничают немцы, военный атаман округа — генерал Краснов. События происходят так:

  1. Петр Мелехов воюет против красных.
  2. Григорий — казачий сотенный, но за гуманное отношение к пленным его понижают.
  3. Аксинья возвращается к вернувшемуся из немецкого плена Астахову.
  4. После ранения и ампутации руки Листницкий женится на вдове Горчакова, возвращается в Ягодное.
  5. Пантелей мародерствует, огорчен понижением младшего сына.

Большевистские идеи все больше захватывают умы казаков. На хуторе установилась власть красных, поэтому Григорий убегает.

Главы 21–65

Штокман вместе с Мишкой Кошевым составили расстрельный список. В числе обреченных Мелеховы: Григорий исчез, арестован выздоровевший после тифа Пантелей. Красноармейцы убивают Петра, Григорий мстит им — расстреливает пленных.

Остальные герои действуют так:

  1. Казаки дезертируют.
  2. Григорий возвращается домой, сходится с Аксюткой.
  3. Штокмана убивают.
  4. Дарья мстит за смерть мужа — стреляет в Котлярова.
  5. Кошевой в отместку за смерть Ивана Алексеевича убивает старика Коршунова.

Мелехов прощается с Аксиньей: после разгрома белых исчезает с хутора, боясь расправы большевиков. После рассказа Дарьи о том, что Григорий снова сошелся с Аксиньей, Наталья делает аборт и умирает. Григорий приезжает уже после ее похорон, чувствует вину, возвращается на фронт.

Больного тифом героя привозят в Татарское. После выздоровления он покидает хутор вместе с Прохором и Аксиньей (по дороге заболела тифом). Григорий хоронит отца, повторно переносит инфекционное заболевание, из Новороссийска хочет иммигрировать в Турцию, но остается дома, вступает в Конармию, командует эскадрильей.

  • Аксинья сближается с Мелеховыми;
  • Кошевой добивается согласия на брак с Дуняшей, возглавляет ревком;
  • мать Григория умирает.

Опасаясь расстрела за помощь белым, Гришка, возвратившись на хутор, попадает в банду Фомина, но по весне сбегает от них. Вместе с Аксиньей едет на Кубань. На заставе Астахова гибнет от пули (после ее похорон герой видит на черном небе золотой круг солнца). Прожив в Слащевской дубраве полгода с дезертирами, не дождавшись амнистии, Мелехов возвращается в станицу. Возле куреня его встречает Мишутка — жизнь продолжается.

Суть исторических катаклизмов, которые потрясли страну в начале ХХ века, на примере донского казачества раскрыл в романе Шолохов.

Замысел у писателя родился, когда в 1925 году он жил в станице Вешенской. Он хотел описать события от Октябрьской революции до 1922 года, но начал историю Мелеховых с 1912 года.

Объем, масштабность, проработанность сюжетных линий заставили критиков сомневаться в том, что эпопею создал Шолохов, которому едва исполнилось 25 лет.

Автор затронул общечеловеческие проблемы, создал разноплановые характеры и образы. На то, что речь идет об эпопее, указывает масштаб изображенного в романе — это основы жизни народа, которые подвергаются переосмыслению и ломке. Хутор Татарский — центр повествования, к нему стянуты все сюжетные линии.

Композиция произведения имеет циклический характер, поскольку выстроена вокруг образа главного героя — Григория Мелехова. Его характер, моральные принципы, нравственный облик, судьба — квинтэссенция народного духа.

Сюжетная линия Григория — главная в произведении. Кроме нее, Шолохов развил линии:

  • Степана и Аксиньи; купца Мохова и его детей;
  • Петра и Дарьи;
  • Дуняши Мелеховой и Кошевого;
  • большевиков (Штокмана, Бунчука, Подтелкова);
  • Евгения Листницкого и т. д.

Главный замысел писателя состоял в том, чтобы показать, как меняются взгляды людей, уклад их жизни в период перестройки государства, в эпоху исторических потрясений — революций, войн.

В контексте этого писатель затрагивает проблемы:

  • личного выбора и ответственности;
  • любви и моральных законов;
  • честного труда и любви к земле;
  • идеологии и общечеловеческих ценностей;
  • милосердия и жестокости и т. д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 5 урок.docx

Цель: показать взаимосвязь судьбы Григория Мелехова с судьбой русского общества, доказать неизбежность трагедии жизни главного героя.

Развивающие: способствование развитию памяти, мышления, познавательной самостоятельности, грамотной речи учащихся; развитие у обучающихся умений работы с художественным текстом; активизация познавательного интереса к изучению литературы. Воспитательные: формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе; воспитание у обучающихся любви к отечественной литературе; приобщение учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – мастерская

1. Организационный момент.

2. Целеполагание

Путь Григория Мелехова – это

трагический путь обретений, ошибок и

и потерь, который прошёл весь русский

народ в XX веке.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня мы продолжим разговор о главном герое романа Г. Мелехове. И цель нашей работы показать взаимосвязь судьбы главного героя с судьбой народа, дать свою характеристику этому персонажу.

1. Предопределенность трагической судьбы (происхождение).

3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке)

4. Стычка со Степаном.

5. Сватовство и женитьба.

6. Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.

7. Призыв в армию.

8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными.

10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.

11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.

Книга вторая, ч. 3—4

13. 1915 г. Спасение Степана Астахова.

14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.

15. Предчувствие беды, ранение.

16. Григорий и его дети. Желание конца войны.

17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.

18. Напоминание об Аксинье.

19. Ранение. Расправа над пленными.

22. Неудачные выборы в отрядные атаманы.

23. Последняя встреча с Подтелковым.

Книга третья, ч. 6

24. Разговор с Петром.

25. Злоба к большевикам.

26. Ссора с отцом из-за награбленного.

27. Самовольный отъезд домой.

28. Красные у Мелеховых.

30. Пьянство, мысли о смерти.

31 .Григорий убивает матросов

32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.

33. Встреча с Аксиньей.

Книга четвертая, ч. 7

34. Григорий в семье. Дети, Наталья.

35. Сон Григория.

36. Кудивов о невежестве Григория.

37. Ссора с Фицхалауровым.

38. Распад семьи.

39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.

41.Тиф и выздоровление.

42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске.

43. Григорий у Буденного.

44. Демобилизация, разговор с Михаилом.

45. Уход из хутора.

46. В банде Филина, на острове.

47. Уход из банды.

48. Гибель Аксиньи.

50. Возвращение домой.

4. Анализ эпизодов произведения.

А) Беседа . - Герои М. Шолохова – люди простые, но незаурядные. А Григорий Мелехов не только храбр до отчаяния, но и честен и совестлив. Этот образ привлекает читателей своей самобытностью, чуткостью к новому. Вместе с тем, в нём есть и проявления стихийного начала.

- Почему Шолохов делает главным героем именно Григория Мелехова ? (Человек с именем Григорий обладает огромной силой воли, властный, требовательный не только по отношению к окружающим, но и к самому себе; обладает острым аналитическим умом, не выносит несправедливости).

- Как вы считаете, случайно или нет, автор наделяет своего героя таким именем и фамилией? ( Григорий (лат.) – бодрый, Мелехов (лат.) – забота).

- Можно ли согласиться с такой характеристикой Г. Мелехова? Почему?

- В романе неоднократно подчёркивается, что Григорий похож на отца, а Пётр – и лицом, и характером на мать. Это не только черты внешнего облика, это образ: согласно распространённому народному поверью, ребёнок будет счастлив, если сын похож на мать, а дочь – на отца. Открытый, прямой и резкий нрав Григория сулит ему нелёгкую, суровую судьбу и это изначально отмечено в его характеристике. Так ли это? Докажите.

- Каким предстаёт перед читателями Григорий Мелехов? Вспомните материал предыдущих уроков. Наблюдения фиксируем в таблице.

Б) Работа с таблицей.

Портрет героя

Черты характера

Характеристика другими персонажами

Молодой, чернявый; турок, как все Мелеховы

Доброжелательный, отзывчивый, великодушный, трудолюбивый

- Перечитайте следующие отрывки из романа. Какие черты характера Григория Мелехова вы могли бы отметить? (кн.1 ч.2 Разрыв с Аксиньей и возвращение домой, кн.2.ч. 4 Разрыв с Аксиньей и возвращение домой )

- Каким мы видим Григория в этих эпизодах?

Д: отзывчивый Григорий Мелехов искренний,

Привязан к дому, семье, к земле доброжелательный

В романе Шолохов противопоставляет картины мирного труда и картины боя. Продолжая традиции русской классики, он идёт вслед за Л.Н. Толстым. Как вы думаете, почему?

- Каким мы видим Григория во время военных действий? (за спинами других не прятался: имеет 4 Георгиевских креста, 4 медали)

- Как меняет гражданская война уклад жизни семьи Мелеховых?

- Шолохов показывает, что гражданская война разделила станичников, членов одной семьи, внесла смуту в душу отдельного человека. Она отняла у героя почти всё: лишила его семьи, Аксиньи, в его доме живёт Мишка Кошевой.

- Как, по-вашему, сам Шолохов относится к своему герою: казнит, карает, сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? А как относитесь к нему вы?

- Прочитайте мнения критиков о Григории Мелехове. Чья точка зрения ближе всего вам? Почему?

5. Рефлексия.

- Обратили ли вы внимание, что композиция произведения также служит выражению авторского замысла. Что мы узнаём в начале романа из истории семьи Мелеховых? ( Прокофий остался с сыном на руках) .

- Что видим в финале ? (Григорий держит на руках сына. Жизнь идёт по кругу. Человек рождается, умирает, на свет появляется другой человек… Композиция романа показывает непрерывность нашей жизни).

- Перечитайте ещё раз эпиграф к уроку. Изменилось ли ваше мнение? Почему?

Список использованной литературы.

Шолохов М.А. Тихий Дон. – М., Современник, 1993 г.

Учебник для 11 класса под редакцией Журавлёва В.П. ч.2 – М., Просвещение, 2013 г.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М., Вако, 2006 г.

Чалмаев В.А., Мушинская Т.Ф. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. – М., Просвещение

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Выбранный для просмотра документ 6 урок.docx

Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-беседа с элементами исследования.

1. Организационный этап

2. Актуализация знаний

а) Работа с эпиграфом

Верь в великую силу любви.

Свято верь в ее крест побуждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий,

Мир, погрязший в грязи и крови,

Верь в великую силу любви!

Семен Надсон.

- Ребята, как вы понимаете следующие выражения: великая сила любви , побуждающая любовь?

3. Постановка целей и задач урока.

- Тема нашего урока – любовь. Великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих стихах пронзительно и тонко. А что такое любовь? Вот как трактует это понятие философский словарь:

- Жены декабристов покинули родных, пожертвовали положением в обществе, благополучием ради того, чтобы облегчить участь своих мужей, поддержать в трудную минуту, выполняя данное перед Богом и людьми обещание быть рядом в горе и в радости, в болезни и здравии.

Вывод: в русской классической литературе немало примеров понимания семьи как союза мужчины и женщины, основанного на верности, уважении, взаимопомощи, главной целью которого является продолжение рода .

Эта позиция наиболее близка казачьему пониманию сути семьи. Духовный мир казаков невозможно понять, не осознав семейных отношений, которые строились на основе патриархальных православных традиций, что нашло отражение и в фольклоре.

4. Изучение нового материала.

- Достойна ли Аксинья счастья? ( Несомненно, она достойна счастья, но не ценой несчастья других людей.

- Какова любовь Григория к Наталье ? Любовь к Наталье воплощает тягу к норме, казачьим традициям, покою, семейному очагу, оседлой жизни. Наталья, верная своему долгу, награждается рождением детей. Она воплощение истинной любви ).

- Как разрешилась эта ситуация? (Смертью обеих женщин).

Вывод: Чуждо казачьей среде подобное отношение к браку. Попраны все устои: верность, взаимопонимание, продолжение рода. Всегда предавались осуждению порочные женщины, позорящие род, презревшие свои обязанности, уронившие свою честь и честь мужа.

В) Проверка знаний. По портрету определить героиню

5. Рефлексия

На страничках романа мы наблюдаем за историческими событиями, за бытом и жизнью казаков, простых людей. Конечно же, особое внимание на себя обращает любовная история Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой.

Главная героиня романа была сильной, волевой женщиной. Девушке пришлось многое претерпеть и пережить. Находясь в шестнадцатилетнем возрасте, она была изнасилована собственным отцом. Затем, Аксинью отдают замуж за черствого и жестокого мужика Степана, который чуть ли не каждый день избивал девушку до полусмерти. В браке, Аксинья теряет своего ребенка. Он умирает, не дожив и до одного года. Тяжелая работа по дому в одиночку истощает и изнашивает молодую красавицу. А героиня мечтала про обычное женское счастье.

Именно в такой момент, ухаживания Григория и сыграли свою главную роль. Между героями вспыхивает страстный роман. Аксинья, перестала бояться избиений мужа, она не обращала внимания на призрение односельчан, ведь в ее горячем сердце поселилась настоящая любовь.

Только вот, необъяснимый поступок Григория выбивает землю из-под ног девушки. Григорий берет в жены совершенно другую женщину. Астахова переживает настоящее горе и решает бороться за свое счастье. Она снова вместе с Гришей. Отец Мелехова прогоняет их из дому. Влюбленные живут и работают у помещика Листницкого. Но, и в этот момент нелегкая судьба выпадает на их плечи. Григорий уходит на службу, Аксинья теряет свою маленькою дочку, болезнь забирает у женщины второго ребенка. Астахова в отчаяние, она сама, без поддержки и помощи. Находясь в эмоциональном потрясении, Аксинья отдается в руки чужому мужчине.

Вернувшись со службы, Григорий не выдерживает измены и возвращается к своей нелюбимой супруге.

Главной героине ничего больше не осталось, как снова поселиться в доме своего мужа–тирана. Однако долгие дни и ночи она верит и ждет, что ее любимый вернется, заберет ее с собою. Так и случилось!

Ища пристанища и спокойного местечка после долгих гонений, Мелехов возвращается на родную землю, где снова встречается с любимой. Он завет Аксинью с собой, в чужие края, и девушка, не раздумывая, соглашается.

Но, не быть вместе родным душам! Погибает Астахова на руках Мелехова от вражеской пули. Это событие становится самым сложным, самым трагичным испытанием для сильного казака. Он в отчаяние! Война забрала у него всех родных и близких, давних друзей и единомышленников. Единственным утешением остался маленький сын, который и стал надеждой на будущее.

Отношения Григория и Аксиньи были самыми настоящими, крепкими, искренними и открытыми. Очень жаль, что герои так и не смогли ощутить простого человеческого счастья.

В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.

Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.

Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.

Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.

Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.

Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории , нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))

Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.

Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.

1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:

  • На рыбалке
  • С конем у водопоя
  • В любви,
  • Сцены крестьянского труда

Ц: “Ноги его уверенно топтали землю”

Мелехов слит с миром, является его частью.

Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.

2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:

  • Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
  • Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
  • Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)

3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое на впечатления жизни сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:

  • На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
  • Эпизод с Франей ч.2 гл.11
  • Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
  • Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)

4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.

  • Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
  • Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
  • Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
  • Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
  • Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
  • Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).

5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)

Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.

6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.

Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.

“Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.

7) Но слишком крепко в Григории народное начало, чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.

8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)

Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”

9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.

Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.

“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.

10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.

11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.

Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”

12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям. Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)

13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал, по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими, а находился на польском фронте.

В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”

Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой (представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи.

15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.

Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.

16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.

“Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).

“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.

В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.

В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”

Мнение критиков о финале.

Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.

Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.:под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)

Читайте также: