Адам смит отношение к государству кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрение мировоззрения экономиста Адама Смита. Изучение сущности экономического человека. Исследование природы и причин богатства народов. Общество как механизм развития экономики. Тема обязанностей гражданина государства в трудах Адама Смита.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.10.2014
Размер файла 21,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Большинство современных людей слышали хоть что-то о человеке по имени Адам Смит. Многие даже знают, что его величают отцом современной экономики. Но едва ли больше десятой части этих многих в курсе, что сей шотландский муж также был философом и просветителем - адептом науки своего времени. Как и все просветители, Смит в своих трудах изложил оригинальную концепцию мировоззрения, и благодаря этому, сейчас мы можем определить, как именно этот знаменитый человек относился к людям и обществу, а так же к социальному институту под названием государство. Итак, давайте по порядку рассмотрим интересующие нас аспекты:

В своих трудах Смит рассматривает человека с трех сторон:

А) с позиции морали и нравственности

Б) с точки зрения экономики

В) с точки зрения государства

Для понимания же того, как Смит определяет функции человека как гражданина, требуется сначала узнать, чем, по его мнению, должно быть занято само государство. Об этом я скажу в конце работы.

Также общество призвано на ранних этапах своего развития выполнять функции протектора и покровителя для каждого своего индивидуума. Позже эта функция передается государству, которое, кстати, является лишь формой самоорганизации людей в достаточно развитом обществе.

Тут я бы хотел вернуться к пропущенной в начале теме взаимоотношений между государством и человеком и, соответственно, обязанностей гражданина.

· О человеке и государстве вместе или о гражданине


Так вот, великий экономист был уверен, что чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь, тем лучше, потому как по природе своей оно расточительно, безответственно и непроизводительно. И все же Адам Смит не возражал против действий государства, направленных на повышение всеобщего благосостояния, – а именно в этом и пытались всех убедить его адепты уже после смерти учителя.

Говоря современным языком, Смит намеренно подчеркивает полезность общественных инвестиций в те проекты, что не могут быть выполнены частным сектором, – в качестве двух примеров он приводит дороги и образование. Вряд ли стоит говорить, что со времен Смита эта идея набирала популярность – достаточно лишь вспомнить о защите от наводнений, возмещении ущерба окружающей среде и фундаментальных научных исследованиях, – но сама идея, как и многое другое, является лишь неявным компонентом общего мировидения Смита.

И о монополиях

И беда даже не в том, что подобные встречи предосудительны по природе своей – в конце концов, они только порождение человеческого эгоизма; к сожалению, они затрудняют нормальное функционирование рынка. Конечно, Смит был прав. Если рынок на самом деле способен производить наибольшее количество продуктов по самым низким ценам, то любая помеха его деятельности неизбежно приведет к снижению всеобщего благополучия. Если – как это было в те времена – ни один шляпных дел мастер во всей Англии не может прибегать к услугам более чем двух подмастерьев, а ножовщики в Шеффилде вынуждены довольствоваться одним, рынок вряд ли в состоянии продемонстрировать все, на что он способен.

Если – а Смит был свидетелем подобного положения вещей – у нищих нет ни единого шанса покинуть свой приход и найти работу там, где она есть, рынок не в состоянии привлечь трудовые ресурсы туда, где они необходимы. Если, как во времена Смита, гигантских размеров компании обладают монополией на внешнюю торговлю, общество не может извлечь всю выгоду из дешевизны зарубежных продуктов. А значит, говорит Смит, эти препятствия должны исчезнуть. Рынок должен быть свободен в выборе естественного уровня цен, оплаты труда, прибылей и объема выпуска; все, что мешает его работе, осязаемо сокращает настоящее богатство народа.

Даже сегодня невнимательное отношение к его философии приводит к тому, что Смита считают консервативным экономистом, хотя по сравнению с любым современным либеральным экономистом его неприятие мотивов предпринимателей было куда более открытым.

Мораль и экономика

Революционным было то, как Смит объединил мораль ( Теория моральных чувств ) и политическую экономию ( Богатство народов ) в единое объяснение человеческого поведения с необычайной степенью точности. Он привнес в эти области научный подход, основанный на наблюдениях, заменив ранее существовавшие религиозные догмы.

Смит был первым, кто поставил рынки в центр экономики, и, таким образом, его можно рассматривать как основу для современной политики.

Но его не меньше интересовали более широкие моральные мотивы и институты, необходимые для поддержания экономики, основанной на личных интересах: рынки действительно были ключевыми, но иногда требовалось вмешательство государства, чтобы подтвердить их легитимность. Например, Смит выступал за широкое государственное образование и хотел использовать излишки для поддержки бедных и экономически непродуктивных. Смита следует помнить за его стремление создать осмысленный и гуманный капитализм, не смотря на искажение его работ неолибералами (наиболее известная – Маргарет Тэтчер), а также сути его идей, он оставил большой след в обществе.

Сравните теперь с тем, как трактуют нам капитализм “от Адама Смита”: как социал-дарвинизм и конкуренцию на выживание. Бедные заслуживают бедности и даже смерти, потому что они сами виноваты в том, что бедны…

Это тем либералам, которые утверждают, что богатые должны только платить налоги и больше они обществу ничего не должны! (Когда я упоминаю в спорах о том, что богатые должны нести социальную ответственность).

Адам Смит считал, что “Капитализм – хорошая система”. Мы просто делаем это неправильно. Адам Смит подчеркивает, что мы при этом мы все должны быть хорошими людьми…


XVIII век стал в Европе эпохой Просвещения. Просветители трудились в области разных наук, создавались значимые труды не только в философии и истории, но и в экономике. Основоположником современной экономической теории и основателем классической политэкономии стал уроженец Шотландии Адам Смит, который жил с 1723 по 1790 год и был выпускником университета в Глазго.

Адам Смит изучал экономическую историю Европы от Средних веков до Нового Времени. Предметом его интересов стали власть, финансы, колониальная политика, армия и судебная система.

Адам Смит

Рис. 1. Адам Смит.

Смит изучал экономическое развитие, то есть силы, взаимоотношения и закономерности в обществе, которые приводят к росту общего дохода. Основным источником богатства он считал сельское хозяйство, а не промышленность, что логично, так как индустриализация началась уже после выхода его труда.

Экономическому развитию, по его мнению, не способствуют меркантилизм и протекционизм. Для роста экономики необходимы следующие факторы:

  • свобода внешней торговли;
  • отмена ограничений на операции купли и продажи земли;
  • мобильность трудовых ресурсов;
  • отказ государства от регламентации промышленности.

Экономист смог объяснить работу свободного рынка. Его основной он видел механизмы разделения труда и конкуренции, а не внешнее управление. Согласно Смиту, экономическая система представляет собой громадную сеть связей между производителями, которые заинтересованы в обмене продукцией. Специализация способствует успеху благодаря развитию навыков и умений в каком-то одном направлении. Экономику вперёд двигает разделение труда и расширение обмена.

Смит выступал против монополий, преобладания экспорта над импортом и ограничений в отношении развития промышленности в североамериканских колониях. Он был сторонником свободы торговли и ввёл понятия чистого и валового дохода. Необходимым для процветания государства он считал упразднение ремесленных цехов и купеческих гильдий, реформу налогообложения и терпимость в управлении.

Основные идеи Адама Смита можно представить в таблице.

Отношение к меркантилизму и государственному вмешательству в экономику

Труд в собственных интересах способствует благу общества

Экономику двигает вперёд разделение труда

Борьба с монополиями, свободная конкуренция, низкие налоги, промышленность в колониях, качественное управление государством

Теория Адама Смита

Рис. 3. Теория Адама Смита.

Что мы узнали?

Кратко, деятельность Адама Смита, основные идеи которого легли в основу экономической теории, изучают в 8 классе в школьном курсе истории и обществознания. Этот экономист был сторонником свободной торговли и разделения труда, он негативно относился к протекционизму.


Адам Смит является, пожалуй, одним из известнейших мировых экономистов. Многие знакомы с его трудами, но не все знают историю его жизни. Изучим её кратко.

Биография

Будущий философ в сфере социологии родился в 1723 году в Шотландии. Окончив школу, поступил в высшее учебное заведение в городе Глазго и там обучался моральной философии. Отлично окончив факультет, получил деньги на обучение в британском колледже Оксфорда, правда, после недолгого пребывания там Смит был разочарован. Юноша посчитал, что преподаватели относятся к своему делу без должного внимания.

Вернувшись домой, стал читать лекции, а после стал сотрудником Университета, который окончил. Его методика обучения заинтересовала многих и стала известна по всему миру, привлекла большое количество новых студентов на его курс.

Через несколько лет Адам Смит встретил человека с убеждениями, сходными с его. Он подружился с Дэвидом Юмом.

Адам Смит никогда не женился и всю жизнь провел со своей матерью. Современники отзывались о нем, как о несобранном и неаккуратном человеке. Он был нелюдим и всегда находился как будто в своем мире.

Экономическая деятельность Адама Смита

Но при всех своих убеждениях Смит осознавал, что капитализм и рыночная экономика могут привести в конце концов к монополизации. Он выступал за прогрессивную шкалу налогообложения, суть которой состоит в том, чтобы размер налога увеличивался с взимания его с граждан с высокими доходами.

Смерть Адама Смита

Смит скончался после заболевания системы пищеварения в Эдинбурге в 1790 году.


В принципе, здравое зерно в таких предположениях имеется, поскольку:

Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету… (В.Г. Белинский)

Поэтому необходимо всегда знакомиться с первоисточником, чтобы понять, чьи постулаты трактуют и претворяют доморощенные российские либералы, называющие себя ни много ни мало — экономистами.

Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сестрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, — например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься, — но умного человека.


в Оксфордском университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания.

В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием.

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее — по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику). Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.


Адам Смит как представитель шотландского просвещения был человеком с разносторонними энциклопедическими познаниями, но сегодня его вспоминают только как экономиста. Вскоре теория Адама Смита о законах экономики и роли государства стала настолько популярной, причем, не только в Британии, что уже в 1825 году российский поэт Пушкин в своем романе пишет, что его герой — молодой поверхностно образованный дворянин Евгений Онегин читал Адама Смита:

Бранил Гомера, Феокрита;
зато читал Адама Смита,
и был глубокий эконом,
то есть умел судить о том,
как государство богатеет,
и чем живет и почему
не нужно золота ему,
когда простой продукт имеет.


Труды Адама Смита предопределили и последующую экономическую политику многих государств.


  • издержки на общественные работы — для создания и содержания определённых общественных сооружений, обеспечения вознаграждений преподавателей, судей, чиновников, священников;
  • издержки на обеспечение военной безопасности;
  • издержки на отправление правосудия, включая охрану прав собственности.

Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является свободная конкуренция, которая может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм (если прочитать предложения команды Алексея Кудрина, озвученные на Экономическом совете при Президенте, то они как раз и отражают данные постулаты. Об этом — в следующих частях).

Интересы буржуазии заключались в том, чтобы свободно нанимать работников, продавать и покупать землю, выходить на внешний рынок и использовать свои деньги так, как захочется, а не согласно диктату государства. Всё это делало идеи Адама Смита очень привлекательными для этого класса.

Труды Адама Смита настолько разнообразны и противоречивы, что он стал праотцом двух враждующих направлений в экономике:


Классические экономисты, к которым относятся, и Адам Смит и Давид Рикардо, выделяли три источника доходов: рабочая сила, производство (капитал) и рента. И хотя у этих экономистов были разные взгляды, все они соглашались с подобной классификацией.

Но есть в теории Адама Смита важное, конструктивное положение, которое современными либералами не взято на вооружение — это рост производительности труда. Придя к власти, в 90-х годах либералы убрали из статистики отчётность по данному показателю, что и привело к дисбалансу в экономике.

Так что современные либералы трактуют экономические теории на своё усмотрение, не беря в практическую плоскость применения рациональные законы, какие были в теории Адама Смита.

Во второй части речь пойдёт о том, что же сделали в России младореформаторы, прикрываясь теориями Адама Смита.

Читайте также: