Анна адлер биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Героиня печатного дела. 160-летию со дня рождения Анны Александровны Адлер

2 февраля 2016 г. исполнилось 160 лет со дня рождения Анны Александровны Адлер (1856 – 1924), первопечатницы книг по системе Брайля в России.

Анна Адлер родилась 2 февраля 1856 г. в Москве в семье полковника русской армии. Её детство и юность проходили в Казани.

В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни.

В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы. Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878, помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Человек широко образованный, владеющий многими иностранными языками, А.А. Адлер посвятила жизнь делу просвещения и образования незрячих. Сферу применения своих педагогических знаний Анна Александровна нашла в открытом в 1882 г. Московском учебно-воспитательном заведении (школе) для слепых детей, она была членом Распорядительного комитета и попечительницей школы.

Под руководством основоположника русской тифлопедагогики А.И. Скребицкого* овладела системой Брайля и ввела изучение рельефно – точечной письменности в программу обучения Московской школы для слепых детей.

В учебном заведении было два отделения. В младшем – школьном отделении детей обучали грамоте. В старшем – ремесленном отделении незрячие осваивали ремёсла: мальчики учились искусству плетения корзин и соломенных ковриков, девочки – шить и вязать.

А.А. Адлер была убеждена, что слепые дети после окончания учебного заведения смогут зарабатывать на жизнь своим трудом. Но в первые годы в учебном заведении не было учебников и учебных пособий для обучения незрячих. Анна Александровна всю свою энергию сосредоточила на разработке методики преподавания, которая должна была учитывать своеобразие слепых детей, и создании учебных пособий, облегчающих изучение предметов.

В 1884 г. А.А. Адлер отправилась в Европу с целью перенять опыт преподавания в учебных заведениях для слепых, она посетила Австрию, Германию, Францию, Италию, Англию и Швейцарию. Её поразило большое количество рельефных книг и методических пособий, которыми располагали зарубежные учебно-воспитательные заведения для слепых детей. По возвращении в Москву она взялась за изготовление рельефных географических карт и других наглядных пособий, занималась разработкой методик преподавания незрячим различных дисциплин.

При непосредственном участии Анны Александровны в школе разрабатывались методики преподавания русского языка, литературы, арифметики, геометрии, истории, естествознания, природоведения. Её рекомендации для учителей носили практический характер. Так при изучении Закона Божьего она отмечала, что механическое заучивание текстов не может дать нужных результатов, а следует уделять внимание на духовное религиозно-нравственное воспитание слепых детей. При изучении русского языка А.А. Адлер советовала особое внимание обратить на развитие умения кратко и чётко излагать свои мысли. На занятиях арифметикой следует давать такие знания, которые пригодятся слепым в их будущей самостоятельной жизни.

Анну Александровну интересовали методики изготовления рельефных карт, глобусов, рельефных рисунков, а также способы печатания книг рельефного шеститочия по системе Брайля. Было положено начало созданию фонда учебных и рельефно-наглядных пособий, выписанных из-за границы.

«Ничем так верно не определяется степень образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества.

Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в том, чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на жизненную борьбу за веру и правду.

В 1883 г. А.А. Адлер осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники школы смогли учиться игре на музыкальных инструментах не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию музыкальных произведений. Это дало возможность поставить музыкальное обучение на научно-педагогическую основу, открывало учащимся путь к профессионализму.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Невозможность издать пособие по нотной записи заставило А.А. Адлер собственноручно написать его по системе Брайля, а тиражированием оригинала занимались уже сами учащиеся.

В России обучение слепых осуществлялось по книгам, напечатанным рельефно-линейным шрифтом. Но этот шрифт был затруднителен для восприятия осязающего пальца, рука незрячего при чтении рельефно-линейных книг должна была совершать много дополнительных движений. В западной Европе в это время уже получил распространение рельефно-точечный шрифт, разработанный Луи Брайлем (1809-1852).

При приюте для слепых детей стала собираться библиотека, но в ней ощущался недостаток литературы. Понимая, что без книг, доступных осязанию незрячих, школьное образование развиваться не может, Анна Александровна решила самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых. В 1884 г. она на свои средства выписала из Германии типографский станок-пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности, чтобы приступить к печатанию книг по системе Брайля. А.А. Адлер получила в 1885 г. от властей разрешение на право перепечатки книг по системе Брайля в точном соответствии с оригиналом без прохождения в цензурном комитете, а также получила право печатать книги в своей типографии.

Анна Александровна привезла всё необходимое для печатания книг оборудование в имение в селе Троицком Подольского уезда Московской губернии и приступила к набору и изданию первой в России книги, напечатанной шрифтом по системе Брайля на русском языке. Она собственноручно набирала текст, корректировала его и работала на печатном прессе. В наборе книги ей помогали её подруга Эмма Ивановна Герман, родственницы Елена Васильевна и Лидия Васильевна Мышецкие и мама – Надежда Михайловна Адлер.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало её. Вот что мы видим из её писем.

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.

В 1888 г. в московском Музее прикладных знаний (ныне Политехнический музей) при Учебном отделе была организована постоянная комиссия, состоявшая из специалистов-педагогов. Для работы в секции по обучению слепых была приглашена А.А. Адлер. Ей было предложено стать докладчиком по вопросам образования и воспитания слепых.

Затем при Музее была организована специальная комиссия по образованию слепых, её председателем стала Анна Александровна. Она сумела объединить при московском Музее прикладных знаний людей, заинтересованных в организации при Учебном отделе коллекций по обучению слепых. Для пополнения этих коллекций Анна Александровна использовала личные контакты с ведущими тифлологами Парижа, Дрездена, Штутгарта, Лондона, Стокгольма и Копенгагена. В Музей поступали рельефные книги и карты, приборы для письма, модели геометрических тел и животных, а также другие учебные пособия и изделия, выполненные незрячими учащимися: плетёные корзины и кресла, вязание и др. В коллекции вошли экспонаты, полученные из школ для слепых России. А.А. Адлер передала в Музей научную и методическую литературу из своей личной библиотеки.

Таким образом, в Учебном отделе Музея была собрана большая коллекция книг, учебных пособий и материалов, предназначенных для обучения слепых. Часть пособий, имевшихся в большом количестве экземпляров, была передана в школы для слепых детей.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев (1847-1913), работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека), узнав от А.А. Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым (1819-1896), предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы.

В 1895 году в читальном зале Музея был организован стол для слепых и отведён шкаф для жертвуемых рельефных книг. Для формирования книжного фонда А.А. Адлер обратилась в Совет Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых с просьбой выслать по одному экземпляру тех изданий Попечительства, которые имеются в запасе. Небольшое отделение библиотеки Румянцевского музея, созданное для слепых по инициативе А.А. Адлер, послужило основой для постепенного увеличения коллекции брайлевских книг.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. Анна Александровна прекратила работу в Политехническом музее и добровольно вступила в Никольскую общину сестёр милосердия Российского Красного Креста.

Революционные потрясения, Первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В 1923 г. А.А. Адлер активно участвовала в работе по созданию Всероссийского общества слепых. В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. А.А. Адлер помогала активистам в разработке первого Устава ВОС. Из-за отсутствия помещения для работы она предоставила им свою квартиру на Остоженке, читала юридическую литературу, вносила свои замечания в проект Устава.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.

* Александр Ильич Скребицкий (1827-1915), доктор-офтальмолог, видный общественный деятель, член Попечительства о слепых Санкт-Петербурга, много лет изучавший проблемы образования слепых и их социальное положение.

Сборник биографических статей для слепых детей среднего возраста, изданный Анной Адлер [Шрифт Брайля]. – М. 1887. – 1 кн.

Сборник статей для детского чтения, изданный и посвящённый слепым детям Анною Адлер [Шрифт Брайля]. – М., 1885, – 1 кн.

Анна Александровна Адлер [Текст] : (к 140-летию со дня рождения) : биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; сост. М. В. Бирючков. – М., 1996. – 23 с.

Глушнева, Н. Е. Создатели первой брайлевской книги и России: Денис Оболенский, Анна Адлер [Текст] / Н. Е. Глушнева // У истоков российской тифлологии : докл. представителей С.–Петерб. гос. б-ки для слепых на семинаре в г. Новгороде (29-30 мая 1997 г.). – СПб., 1997. – С. 15-19.

Сизова, А. И. Анна Александровна Адлер [Текст] / А. И. Сизова ; Всерос. о-во слепых. – М. : Логос, 1996. – 104 с. : портр. на 2-й стр. обл.

У истоков ВОС : биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; сост. А. В. Масленникова. – М., 1995. – 50 с. – В содерж.: с. 7–10.

Шапошников, А. Е. Жизнь и деятельность А. А. Адлер – первопечатницы книг по системе Брайля в России [Текст] / Л. Е. Шапошников // Книга = The Book: Исслед. и материалы. – М. 1999. – Сборник 77. – С. 273-290.


Ирха, В. Героиня печатного дела [Звукозапись] : об А. Адлер / В. Ирха // Соц. реабилитация незрячих : зв. сб. – М. : Логос, 2006. – № 4. – 1 мфк.

Календарь знаменательных и памятных дат [Текст] : из жизни и деятельности незрячих. 2016 год : [12+] /Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. Н. Д. Шапошникова]. – М., 2015. – 299 с.

Календарь знаменательных и памятных дат из жизни и деятельности незрячих и специалистов в области тифлологии на 2016 год / М-во культуры Ставроп. края, Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, отдел тифлобиблиогр. и информ.; [сост. Л. М. Святуха]. – Ставрополь, 2015. – 21 с.


Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани. В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы.

Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию. Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых, что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей. В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало возможность изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному владению инструментом или голосом.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:

«Ничем так верно не определяется степень образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества. Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в том, чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на жизненную борьбу за веру и правду.

В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское оборудование – пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности – с тем, чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России. Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.

16 октября 1885 года:

30 октября 1885 года:

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. Книга была выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.

Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина), узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895 году в специально отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для размещения брайлевского фонда.

Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став сотрудницей музея, Анна Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894 году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.

Революционные потрясения, первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях. Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер. Несмотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов, которым была поручена разработка первого Устава ВОС.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.

*
*
*
*
*
*


Во второй половине 19-ого века российское общество всерьёз задумалось о помощи незрячим людям. Государство занималось их проблемами, но заботы были направлены на то, чтобы инвалиды по зрению лишь сносно существовали. А вот учиться, работать и чувствовать себя полезными обществу они не могли. В 1874 году в Москве открыли Попечительное общество, которое решило открыть школу для слепых детей. Всю подготовительную работу взяла на себя благотворительница Анна Адлер.

Школа для незрячих детей, которой занималась Анна, открылась в Москве в 1882 году. Мальчиков и девочек, помимо грамоты, обучали плетению корзин, вязанию чулок, шитью одеял. Ребята делали сиденья для стульев. И занимались всем этим с удовольствием. Тем более, что плоды их трудов отлично раскупались в магазине при школе.

С обучением грамоте было сложнее. В стране отсутствовали учебники для слепых. За их создание и взялась Анна Адлер. Она разработала методику преподавания русского языка, литературы, арифметики, истории, географии. И стала одним из первых в России тифлопедагогом — учителем, занимающимся обучением детей с нарушением зрения. Но в историю Анна Александровна вошла как первопечатник книг, изданных для слепых на русском языке по системе Брайля, то есть рельефно-точечным шрифтом. Выпуклые буквы и цифры незрячие люди считывали пальцами. Русский алфавит, основанный на системе Брайля, уже был разработан, а вот созданием нот на осязание занялась Анна Адлер. И воспитанники её школы смогли обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели.

Но началась Первая мировая война и Адлер бросилась на помощь русской армии. Благотворительница вступила в Никольскую общину сестёр милосердия, помещала раненых в лазареты, добывала медикаменты, продукты, тёплые вещи. Возглавила Дамский кружок, который собирал пожертвования. Наводила справки о русских военных, попавших в плен.

После революции Адлер предложили работу по созданию Всероссийского общества слепых. Увы, до его первого съезда Анна Александровна не дожила всего нескольких месяцев. Она умерла летом 1924-ого года. Почти 45 лет свой жизни Анна Адлер посвятила делу слепых. Работала честно и бескорыстно, открывая незрячим людям окно в мир.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.


13 ноября в мире отмечается Международный день слепых – дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. Мы предлагаем сегодня вспомнить о людях, благодаря которым незрячий человек смог читать.

Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.

Луи Брайль

В этой статье мы хотим рассказать о жизни этого замечательного человека, а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой метод Брайля появился и был внедрен в нашей стране.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат.

Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, и воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.

Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решают отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.

И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи.

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Печатная машинка для незрячих

Печатная машинка для незрячих

Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго оставаться один.

О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов.

Казалось, что здоровье Брайля улучшилось, и он вновь занимается преподаванием. Однако он был очень слаб и, чтобы сберечь силы, говорил тихо. Но состояние его здоровья не отражалось на качестве преподавания. Он по-прежнему любим и уважаем учениками.

В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и ноты. По отпечатанным таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы. Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о нем узнает весь мир!

Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.

А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован его музей.


Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани.

В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы.

Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Анна Александровна Адлер

Анна Александровна Адлер

Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых, что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей.

В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало возможность изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному владению инструментом или голосом.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:

В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское оборудование – пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности – с тем, чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.

16 октября 1885 года:

30 октября 1885 года:

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. Книга была выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.


Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина), узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895 году в специально отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для размещения брайлевского фонда.

Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став сотрудницей музея, Анна Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894 году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.

Революционные потрясения, первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер. Несмотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов, которым была поручена разработка первого Устава ВОС.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.

Читайте также: