Теория личности зейгарник кратко

Обновлено: 02.07.2024

Я стала наблюдать за ним, мне было интересно, как же он работает. И у других посетителей он также принимал заказы, его метод не зависел от количества гостей за столиком.

Самое интересное началось потом, когда наш заказ был готов. Он расставил все ровно так, как мы и заказывали. Никому не досталось чужое блюдо или чужой напиток. Официант не просил у нас помощи, действовал молча и уверенно. Я восхитилась такой феноменальной памятью и сразу вспомнила об эффекте Зейгарник, который был открыт, благодаря аналогичной ситуации в кафе.

Блюма Вульфовна Зейгарник, советский психолог, создатель кафедры психологии МГУ, основатель советской патопсихологии, пришла со своим учителем Куртом Левиным в кофейню. И также обратила внимание, что официант ничего не записывает. Ей стало интересно и она попросила назвать заказы других посетителей. Официант без проблем перечислил те заказы, которые еще готовились.

Эффект Зейгарник заключается в том, что люди помнят незавершенные дела долгое время, а то, что закончено, выбрасывают из памяти.

Почему мы оказываемся в одних и тех же отношениях несколько раз? Почему родительские сценарии нашего детства проявляются с нашими собственными детьми? Почему нам попадаются одинаковые руководители и коллеги?

Это снова эффект Зейгарник: мы не завершили отношения полностью. Завершить отношения — это не значит высказать другому все, что наболело, набить лицо и уйти босиком в закат. Завершить отношения — это внутренний процесс, другой для этого и не нужен. Завершить отношения — это расставить точки над i внутри себя, понять, что это дало, прожить это, отпустить и найти в себе силы жить дальше. Вопрос закроется и мы перестанем наступать на одни и те же грабли. То же самое с детьми, пока мы не проработали свои отношения с родителями, нам будет трудно с детьми.

Ребенок начинает, а после того как прервался, испытывает дискомфорт, потому что незаконченное дело постоянно напоминает о себе. Дети не любят быть в дискомфорте, поэтому стремятся быстрее все закончить и не думать больше об этом.

Вспомните, какое удовольствие мы испытываем , когда закончили какое-то дело, поставили жирную точку. Оно исчезает из нашей памяти, не вызывает никакого дискомфорта и не оттягивает нашу энергию.

А вы слышали об этом эффекте раньше?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Эффект Зейгарник

Классический эксперимент Б. В. Зейгарник

Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.

Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.

С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.

Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.

Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.

Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.

Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.

Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.

Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник

Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.

Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.

Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.

Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.

Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.

Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.

Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения.

Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи.

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).

Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Эффект Зейгарник может помочь повысить вашу работоспособность. Сначала я объясню, в чем заключается идея, а затем дам практический совет, как можно применить ее в обучении.


Что такое Эффект Зейгарник?

Представьте, что сейчас 9:00 вечера. Вы изучаете JavaScript. Садитесь за стол. Открываете свой ноутбук и запускаете редактор кода. Работаете вы, скажем, над проектом с ресурса freeCodeCamp — Wikipedia Viewer.

Работаете некоторое время, затем отвлекаетесь, открываете браузер, чтобы прочитать статью на сайте Mozilla Developer Network о совместном использовании ресурсов между разными источниками (CORS), потому что хотите разобраться c кросс-доменными Ajax запросами.

Все идет хорошо. Чем дольше вы читаете статью о CORS, тем лучше ее понимаете. Становится поздно, пора закругляться.

Что вы сделаете дальше?

А) Оставите статью недочитанной, чтобы вернуться к ней следующим утром?
Или
Б) Доведете дело до победного конца и закончите чтение?

Эффект Зейгарник рекомендует вам выбрать вариант А и не заканчивать чтение, когда планируется перерыв. Почему?

Люди так устроены, что испытывают тягу к завершению действия, которая активируется, когда какая-либо задача осталась недовыполненной. Вспомните о том, как постепенно разрешаются загадки в детективах, или о чувстве, которое испытываете, когда кладете трубку, так и не закончив спор с любимым человеком. Это ощущение напряженности появляется как раз благодаря пресловутой тяге к завершению начатого, которая эффективно помогает нам запомнить неоконченные задачи.

Итак, если вы предприимчивый разработчик, то вполне можете применить данный эффект, когда изучаете новые инструменты или развиваете свои навыки. Потому что – при равных временных затратах на изучение материала – эффект Зейгарник может помочь вам лучше и эффективнее запомнить концепции разработки.

А вот одна идея, как можно использовать этот феномен, когда учитесь писать код.

Профессиональный лайфхак: Оставьте кусок кода недописанным, когда “работа прет” и вернитесь к нему позже.

Вот вы работаете над одним из алгоритмов. Вы ухватили суть проблемы. Набросали кое-какие заметки и псевдо-код на бумажке, составили высококлассный план, как будете писать этот самый алгоритм.


А теперь остановитесь. Прежде, чем закончите эту задачу. Остановитесь. Примите осознанное решение остановить процесс. Отойдите от компьютера и займитесь чем-нибудь другим.

Идея в том, что когда вы сами себя прерываете на середине процесса, вы не только лучше запоминаете то, в чем практикуетесь — вы еще и усиливаете свою мотивацию продолжить работу.

Тяга к завершению будет такой сильной, что вы не сможете выдержать долгой разлуки со своим компьютером. А когда наконец вернетесь, то точно оторветесь по полной.

Итак, используя пресловутый эффект Зейгарник, вы:

  1. Лучше запоминаете те концепции, которые затрагивались в задании
  2. Даете себе стимул вернуться к работе.

Эффект Зейгарник в действии


В последнее время я запоем читаю книги и рассказы Роальда Даля, потому что он потрясный автор. И в одном из своих интервью он описал стратегию, наводящую на мысли об эффекте Зейгарник:

Это значит, что если все идет как по маслу, и ты точно знаешь, что случится в конце главы и что будут делать персонажи, не стоит продолжать писать, пока не доберешься до конца. Иначе тебе придется задаться вопросом, что делать дальше. И ты встанешь и уйдешь, а потом совсем не захочешь возвращаться к работе, потому что просто не знаешь, как продолжить.

Но если ты остановишься, когда все идет отлично, как сказал Хемингуэй… тогда ты будешь знать, что хочешь сказать дальше. Нужно заставить себя остановиться, отложить карандаш и все остальное и просто отойти. И тогда у тебя будут руки чесаться скорее вернуться к работе, потому что ты уже знаешь, что будет дальше, и это прекрасно, и тебе нужно это сделать. И так каждый раз, каждый день в течение года.

Если ты останавливаешься, когда застрял — вот тогда у тебя будут неприятности!

Послушать полное интервью Роальда Даля можно по ссылке.

Написание романа и кода намного ближе, чем вы думаете. И то, и другое — насыщенные творческие процессы. Если подобные остановки во время успешного процесса помогли двум легендарным писателям создать произведения, которыми восхищается весь мир, то могут и вам помочь прокачать свои способности и создать полезный продукт.

Если у вас есть идеи, как еще можно было бы использовать эффект Зейгарник для улучшения навыков в программировании, будем рады увидеть их в комментариях. Спасибо за внимание!

zeigarnikeffect

Из этой статьи вы узнаете, что такое психологический эффект Зейгарник, и почему он работает. Разберетесь, как применить его для лучшего запоминания, в том числе, для подготовки к экзаменам, а также как с его помощью победить прокрастинацию. Когда этот эффект не работает и как можно нивелировать его негативное влияние – также рассмотрим в статье.

Что такое эффект Зейгарник

Когда вы начинаете работать над каким-то делом, но не заканчиваете его, мысли о незавершенной работе продолжают всплывать в уме, даже когда вы переходите к другим вещам. Такие мысли побуждают вернуться и закончить то, что вы уже начали.

Когда вы прерываете просмотр сериала или чтение книги, вы больше всего запомните именно этот момент. Это еще одно проявление эффекта, которое касается вашей памяти.

Этот психологический эффект активно используется режиссерами, сценаристами, рекламщиками, чтобы удержать внимание. На этом принципе построены трейлеры к фильму: они состоят из множества незавершенных кусочков. Ваш мозг захочет “закончить” дело, и сложить всю картину целиком. Но тогда вам придется купить билет и пойти в кино. Вот вы и попались в ловушку эффекта Зейгарник.

Как он работает

Изучая проявления эффекта, ученые ввели понятие когнитивной напряженности. Как только вы начинаете выполнять какую-то задачу, в мозгу создается некое напряжение. Избавиться от него можно лишь в том случае, если вы завершите задачу и получите свою дозу дофамина в качестве награды.

Если же вы не закончили дело, мозг постоянно будет напоминать о нем. Когнитивное напряжение способствует возвращению незавершенной задачи в краткосрочную память. Оно будет напоминать о ней, пока вы не доведете ее до конца.

Как применить его в своей жизни?

Улучшаем процесс образования

Если вы готовитесь к экзамену, разбейте процесс на блоки и готовьтесь заранее. Прерывайте каждый блок не на логической точке (т.е., не доучивайте тему до конца), а посередине учебного материала. Ваш мозг запомнит это намного лучше. Если же вы будете готовиться за одну ночь, вам придется впихнуть все знания за один раз.

Похожий подход можно применять и в других случаях, когда вы изучаете любой крупный объем данных. Разделите его на части и делайте небольшие перерывы между ними. Мозг будет продолжать обрабатывать информацию в эти промежутки, и вы запомните ее намного лучше. Достаточно всего минутного разрыва, чтобы получить желаемый результат.

Побеждаем прокрастинацию

Часто мы откладываем задачи до последнего момента, выполняя их в бешеном порыве в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. Эта тенденция приводит к значительному стрессу и снижает продуктивность.

Обратная сторона эффекта Зейгарник

К сожалению, эта методика работает не во всех случаях. Если вы ожидаете награду за конкретный кусок работы, сознательное прерывание задачи на части только ухудшает продуктивность и мотивацию к продолжению.

Эту особенность подтвердило исследование [Kenneth O. McGraw, 1982], проведенное в Университете Миссисипи. Участников разделили на 2 группы и дали задачу, которую следовало выполнить с использованием эффекта Зейгарник. Одной из групп пообещали заплатить за участие в эксперименте.

В результате те, кому пообещали награду, возвращались к работе после перерыва лишь в 56% случаев. Процент возвратов второй группы был выше – 86%.

Так что, если вы работаете ежедневно с 9 до 17 с почасовой оплатой, такой метод, скорее всего, не сработает.

Существует еще одна проблема, которая ограничивает применение данного эффекта. Если количество недоделанных задач окажется слишком большим, ваш мозг будет перегружен. Помимо работы над текущим заданием, ему придется тратить ресурс на множество других, незаконченных дел. Вы начнете испытывать стресс, ухудшится концентрация внимания и ваша продуктивность снизится.


60-е годы XX века. Международный психологический конгресс. Среди участников ходит маленькая сухонькая старушка, на которую никто не обращал внимания, пока кто-то не прочел надпись на ее бейджике. Через минуту вокруг нее образуется толпа, которая с восхищением смотрит на эту незаметную женщину. На бейджике написано "Зейгарник".
К тому времени уже несколько десятков лет эффект Зейгарник входил во все учебники психологии, и мало кто задумывался, кто такое Зейгарник и какого оно пола. Возможность увидеть живого человека, именем которого назван всем знакомый эффект, стала для многих психологов сенсацией.
Чтобы разобраться, что такое эфект Зейгарник и почему его открывательница оказалась неизвестной мировому психологическому сообщесту, мы перенесемся еще лет на 40 назад от психологического конгресса.


Курт Левин и эксперимент Зейгарник

Берлин начало 20-х годов XX века. В строгой академической атмосфере тех лет, где профессор (почему-то обязательно с бородой) царит на недосягаемой высоте и почти не снисходит до своих учеников, появляется сравнительно молодой преподаватель, который стремится на равных общаться с своими учениками: приглашает их в кафе, к себе домой, обсуждает научные проблемы в неформальной атмосфере. Надо сказать, что среди его учеников преобладали женщины и было немало тех, кто имел отношение к России.
Курт Левин (1890-1947) отличался от представителей академической психологии того времени еще и сферой своих интересов: он стремился сделать предметом изучения в психологии то, что в ней наиболее важно и интересно с позиции обычного человека - движущие силы поведения, их взаимодействие, зависимость от окружения и пр. Материал для исследований он часто брал из жизни, моделируя его в эксперименте.

Так, в одном из иследований, проведенном Татьяной Овсянкиной (практически все известные исследования Левина - это дипломные работы его студентов), людей просили выполнить разнообразные сравнительно короткие действия (решить головоломку, вырезать фигурку из бумаги и пр.), а потом под разными предлогами не давали их закончить. Выяснилось, что невозможность довести начатое не по своей инициативе дело до конца вызывала активные протесты, вплоть до того, что люди приходя через 2-3 дня (якобы на другой эксперимент) и увидев свою недоделанную работу, хватались за нее, чтобы все-таки довести до конца.
Объясняя подобные результаты, Левин ввел понятие квазипотребности: добавка "квази" отличает такие потребности от "естественных" - есть, пить, общаться и пр. Квазипотребность возникает, когда человек собирается что-то сделать (например, по просьбе психолога решить головоломку), и раз возникнув, создает напряжение, котрое нуждается в разрядке - завершении действия.
На эту тему есть психологически достоверный анекдот. Девочка играет гаммы по часам, папа сидит в этой же комнате, читает газету и следит, чтобы она не отлынивала. Бьют часы, девочка вскакивает и бросив недоигранную гамму на середине, убегает (она отбывала "повинность", у нее никакая квазипотребность не сформировалась). Папа пытается продолжать читать, но что-то ему мешает. Он мнется, ерзает, наконец подходит к пианино, доигрывает недоигранную дочкй гамму и спокойно продолжает чтение.

Одажды Курт Левин со своими учениками пошел в кафе. Компания была большая, заказ они сделали сложный, но официант ничего не записал. Левин удивился и спросил официанта, неужели тот все запомнил. Он ответил утвердительно, добавив, что это его работа. Левин решил проверить и спросил, что заказал господин за соседним столиком. Официант пожал плечами: "Не помню, он же уже расплатился".
Вот из этого случая и выросла гипотеза о том, что напряжение, создаваемое квазипотребностью, приводит к лучшему запоминанию незавершенных действий. А гипотеза - к эксперименту, где испытуемых просили выполнить около 20 различных заданий за час-полтора - склеить, выполнить поделку, решить головоломку, написать четверостишие и пр. Половина заданий не завершалась - их под разными предлогами прерывали "на самом интересном месте" (представляете, сколько виртуозности и даже артистизма требовалось, чтобы провести такое исследование!). В конце испытуемых неожиданно для них просили вспомнить все задания. В соответствии с гипотезой, незавершенные действия запоминались лучше - примерно в 2 раза. Феномен лучшего запоминания незавершенных действий и вошел в психологию как "эффект Зейгарник", по фамилии студентки-дипломницы, проводившей это исследование.

Блюма Зейгарник: человек и психолог
Уже давно пора рассказать о самой Блюме Вульфовне Зейгарник (1900-1988). Она оказалась в Берлине в 1921 году вместе с мужем - работником советского торгпредства - и поступила учиться в Берлинский университет. Ту самую дипломную рабооту, которая принесла ей мировую славу, она защитила в 1927 году.



(на фото Курт Левин танцует с Блюмой Зейгарник на пикнике перед ее отъездом из Берлина)

В 1931 году вместе с мужем она вернулась в СССР и продолжала работать как психолог. В 1938 году муж был арестован (он так и не вернулся из лагерей), Блюма Вульфовна осталась с маленьким ребенком и беременная (в сети немного другие даты, я рассказываю так, как помню со слов учеников Блюмы Вульфовны). По воспоминаниям тех, кто ее знал, страх и стремление спрятатся, остаться незаметной, на долгие годы стал основой ее жизни. Тем не менее, она много и продуктивно работала, хотя плоды этой работы стаи заметны уже после окончания Сталинской эпохи.

В послевоенные годы Блюма Вульфовна стала создателем самостоятельного направления в психологии, которое не получило большого распространения за рубежом, но продуктивно развивалось в СССР. Она перенесла принципы психологического эксперимента Курта Левина (а они сильно отличались от практики "традиционного" психологического эксперимента - гораздо более "сухого", стандартизованного и не предполагающего активного взаимодействия с "подопытным кроликом") на работу с психически больными. Результаты исследований заложили основу патопсихологии - науки об особенностях психических процессов у психиатрических больных.
Для Блюмы Вульфовны был интересен каждый человек, и если он болен, то это означало прежде всего необходимость еще более деликатного и (не постесняюсь сказать) трепетного отношения к нему.

Прежде всего патопсихологический эксперимент — а я говорю сейчас о патопсихологическом эксперименте — это обязательное общение с больным. Экспериментатор-патопсихолог всегда немножко актер, так же как экспериментатор левиновской школы.
Конечно, это может быть умственно отсталый, недоразвитый, незрелый человек или вообще не знающий, что существует психология. Правда, таких людей почти нет и даже если вы имеете дело с неграмотной старушкой, она понимает, что вы хотите как-то проверить ее память или что-то другое. Она не знает слова "экспертиза", но понимает, что у нее что-то проверяют, что-то "умственное".
Вы должны очень доброжелательно встретить больного, очень доброжелательно с ним поговорить и, вместе с тем, какая-то дистанция в общении, хоть на один сантиметр, должна быть соблюдена, даже если вы молоды, а больной — пожилой человек. Все-таки вы — экспериментатор.
Когда вы приходите в клинику, вам должно быть трудно; плохо, если вам не трудно. Если вы думаете, что вам будет легко с больными — это плохо, это еще незнание дела. Поговорить с больным не так просто. Такой простой факт: иногда вы можете вызвать больного через санитара, через лаборанта , а иногда вы сами должны пойти за ним. Бывает и так: нужно пойти в отделение и поговорить, чтобы больной пошел к вам.

Про Блюму Вульфовну от первого лица
Для моего поколения Блюма Вульфовна занимает совершенно особое место: в застойные годы она фактически одна была связующим звеном между советской и мировой психологией. И связь эта держалась силой ее доброты и обаяния.
Блюма Вульфовна в годы моей учебы читала общий купс "Патопсихология" и спецкурс "Теории личности в зарубежной психологии". Была она маленького росточка, худенькая и очень живая.


И вот эта удивительная старушка читала вводную лекцию, а потом начинала рассказывать про Курта Левина - одну лекцию, вторую, третью. Когда она доходила до своего эксперимента, она скромно потупив глазки, говорила "Ну, я его проводила" - это был маленкий спектакль, который надо было видеть. Потом она обычно начинала болеть, ближе к концу семестра ее ученики за две-три лекции прочитывали все остальные теории личности. Поэтому в советской психологии Левин был, наверное, самым известным и самым высокочтимым зарубежным психологом.

Была она очень доброй и отзывчивой. Когда мы сдавали совершенно неподъемный по количеству материала госэкзамен, для нас предусмотрели обзорные лекции, но не по всему материалу. Кто-то из отчаявшихся студентов вывесил в "предбаннике" факультета бумажку с просьбой к преподавателям, которые могут прочесть дополнительные обзорные лекции, записаться. Записались двое: 80-летняя Блюма Вульфовна и кто-то еще.
Рассказывали, что она поставила на экзамене одну-единственную тройку в своей жизни - студенту, который сказал ей, 80-летней, что после 65 лет развивается и бурно прогрессирует старческий маразм. Я была уверена, что это легенда, но уже после окончания МГУ общалась с человеком, подтвердившим, что он ту самуюю тройку получил.

Борис Братусь, ученик Блюмы Вульфовны, написал:
Психология есть предмет незаочного постижения. Предмет этот по книгам не выучивается. В него должны вводить конкретные живые люди, учителя. Точно так же, например, как и психиатрия. психиатром (и психологом тоже - t) станешь лишь тогда, когда знания соединятся с конкретным опытом, приобретенным не иначе как в общении с конкретным психиатром, учителем, вводящим тебя в предмет, вводящим уже не через знание, а через самого себя как профессионала, как человека.

Читайте также: