А п протасов вклад в анатомию кратко

Обновлено: 04.07.2024

Протасов (Алексей Протасьевич, 1724 - 1796) - анатом, член Российской академии. Происходил из солдатских детей; образование начал в казармах Семеновского полка, а окончил в Лейденском университете, куда был послан Академией Наук по окончании курса академического университета первым студентом. По защите диссертации "De actione ventriculi humani in ingesta" в Страсбургском университете (1763), Протасов был удостоен степени доктора медицины и определен, по настоянию М.В. Ломоносова , в том же году экстраординарным профессором Академии. С 1769 по 1781 гг. Протасов исправлял обязанности секретаря при бывшей академической комиссии и в 1771 году сделан ординарным академиком; кроме того, он с 1767 года управлял академической типографией, заведуя в то же время "гравировальной и живописной палатами, инструментальным и другими художествами", а также и "переводным департаментом". Под его непосредственным "смотрением" печатались путешествия Лепехина , Рычкова и др.; в течение нескольких лет читал публичные лекции по анатомии в университете и редактировал академический журнал "Новые ежемесячные сочинения". Будучи студентом академии, он перевел анатомические термины из Прейслеревой книги об анатомии; в 1761 году составил описание сайги (ibex imherbis), помещенное в академическом издании "Novi Commentarii" (т. VII) на латинском языке; две актовые речи: о физическом воспитании детей и о необходимости движения для сохранения здоровья. Переводы: двух книг Пекена - "Домашний лечебник, или Простой способ лечения" (1765) и "Способ, как сельским обывателям пользовать себя в оспе" (1766) и четвертой части, заключающей естественную историю человека сочинения Бюффона "Oeuvres completes". Как анатом, Протасов, по словам историка медицины в России Риттера, был первым из русских ученых, отличившихся в этой области знаний. Как член Российской академии (с 1783 года), Протасов принимал участие в составлении предпринятого Академией этимологического словаря и объяснял технические слова, относящиеся "к анатомии, к болезням и к книгопечатанию". Ср. М.И. Сухомлинов "История Российской академии" (1876, вып. III). В. P-в.

А.П. Протасов, ставший академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физиологическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов, т.е. работы о телосложении человека.

В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

И.В. Буяльский и его вклад в анатомию.

Г.М.Иосифов и Д.А.Жданов - основоположники современной лимфоангиологии.

Иосифов Гордей Максимович (1870–1933) — выдающийся ученый анатом-лимфолог, начавший свои исследования в Томском университете еще до революции и продолживший их в советский период в Воронежском медицинском институте. Он разработал тушь — желатиновую массу для наливки лимфатических сосудов и установил закономерности движения лимфы, сформулировав концепцию о функциональной роли лимфатических коллекторов. Под его руководством сложилось новое направление в лимфологии, в разработке которого участвовала большая группа молодых исследователей.

Дмитрий Аркадьевич Жданов (1903–1971) выпускник Воронежского медицинского института и ученик профессора Г. М. Иосифова начал изучение лимфосистемы с капилляров костей, суставов, мышц, фасций, оболочек и периферических нервов. Он первым в мире получил рентгеновские изображения грудного лимфатического протока и его притоков у живого человека, раненого в шею.

В дальнейших исследованиях он установил много новых закономерностей:

архитектоника лимфокапилляров и сплетений внутриорганных лимфососудов определяются условиями и особенностями строения и функции органа (органоспецифичность лимфососудов);

сети лимфокапилляров и сплетений лимфососудов интимно связаны с кровеносными сосудами, прилегая к венозной части сосудистых сплетений;

лимфососуды подвержены возрастной, индивидуальной изменчивости, а при образовании опухолей становятся транспортом для опухолевых клеток (метастазы);

ультраструктурные различия лимфатических и кровеносных сосудов определяются функциональными особенностями, а эндотелий лимфокапилляров обладает фагоцитарной активностью;

отсутствие базальной мембраны в лимфокапиллярах дает возможность резорбции коллоидных растворов крупнодисперсных белков, других веществ, чем поддерживается необходимое равновесие обменных процессов.

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др. В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов, ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин — один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцеления, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.




Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Они используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета, Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагог. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В середине ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицине братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Они получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателей столичных и Томского медицинских вузов, но в определенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велению Петра I.

Выдающиеся российские ученые — анатомы

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др. городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др. В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов, ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин — один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцеления, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозг. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Таким образом, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Они используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета, Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагог. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В середине ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицине братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Они получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателей столичных и Томского медицинских вузов, но в определенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велению Петра I.

ХЭЛФmed

ХЭЛФmed

ХЭЛФmed запись закреплена

11 Русские анатомы XVII века (А.П.Протасов, М И.Шеин, К.И Щепин, И.О. Му­хин, И.М.Максимович-Амбодик) и XIX века (П.А.Загорский, И.В.Буяльский, Д.Н.Зерновидр.).

XVII век
Протасов, ставший академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физиологическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов, т.е. работы о телосложении человека.

Щепин-разработал систему подготовки врачей, читал лекции по анатомии, считал, что надо познавать не только строение, но и функцию

XIX век
Основателем петербургской анатомической школы был акад. П. А. Загорский (1764—1846), работы которого были посвящены тератологии, сравнительной анатомии, взаимосвязям между стро­ением и функциями органов; он написал учебник по анатомии.

Научные исследования Д. Н. Зернова посвящены анатомии ц. и. с., в т. ч. индивидуальным и племенным видоизменениям типических борозд и извилин мозга, энцефалометрам и др.

Читайте также: