Культура в индустриальном обществе кратко

Обновлено: 04.07.2024


Традиционные, индустриальные и постиндустриальные культуры — одна из широко распространенных современных типологий культуры.

Традиционная культура

К традиционным культурам относят культуру первобытного общества, тех архаических народов, которые и сегодня остаются на невысоком уровне развития, а также все культуры древности и Средневековья. Такие культуры ориентированы на сохранение традиций как основных регуляторов общественной жизни, что изначально исключает любые нововведения. По этой причине происходит консервация социокультурных и экономических структур и отношений в обществе, что порождает представление об ограниченности доступных жизненных благ. В результате возникает такая характерная черта традиционных культур, как эгалитаризм - представление о том, что каждый член сообщества должен получить необходимую для жизни часть средств существования независимо отличного трудового вклада. Поэтому господствующие классы вынуждены ограничивать свои запросы, отдавать часть принадлежащей им продукции в пользу низших классов и неимущих слоев общества. В результате в традиционных культурах отсутствует мотивация для увеличения производства, так как все излишки все равно будут розданы в виде милостыни либо просто уничтожены в войнах и набегах.

Важнейшей характеристикой и единицей ценности человека в традиционной культуре выступают ранговые, кастовые, сословные разделения, иерархия которых четко фиксируется в сознании каждого представителя данной культуры. Такие взаимоотношения порождают повиновение, преклонение, раболепие по отношению к вышестоящим и грубость и презрение к нижестоящим. Трудолюбие и богатство человека мало определяют его положение в обществе. Кастовая, религиозная принадлежность, размеры семьи, определяющие место человека, — это такие факторы, над которыми человек не властен. Результатом является фатализм традиционных культур.

Индустриальная культура

Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление модернизированной (индустриальной) культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., являясь характеристикой современного состояния европейской культуры и фундаментом мировой цивилизации.

Индустриальное общество создаст массовое производство, в котором машинное производство заменяет ручной труд. Вещи перестают быть уникальным изделием мастера, а производятся сериями и должны отвечать определенным стандартам. Машинное производство требует использования новых источников энергии, заменяющих употребляющуюся в традиционных обществах мускульную энергию человека и животных, а также энергию ветра и воды. Начинается использование парового двигателя, ставшего гигантским скачком в энергетике и проложившего дорогу появившимся позднее двигателям внутреннего сгорания, электроэнергии и далее — вплоть до энергии атома, которая используется с середины XX в.

Основанная на капиталистическом способе производства и использовании сложной техники модернизированная культура вынуждена порвать с традициями, поскольку она не может нормально существовать и развиваться без постоянного обновления. Можно сказать, что важнейшая особенность модернизированной культуры — отказ от традиций и ориентация на новации.

Принципиально меняется человеческое мышление: уменьшается роль антропоморфных образов, человек перестает считать себя частью природы, начиная противопоставлять себя окружающему миру. Как мышление, так и язык приобретают все более абстрактный характер, усложняя мир сознания человека, тем самым отодвигая от него реальный мир. Этому способствует развивающаяся наука, рассматривающая природу, общество и человека как объекты для своего изучения. Не случайно в мировоззрении Нового времени господствовала картина мира-механизма, законы которого можно изучать и использовать на благо человека и общества. В индустриальном обществе и культуре широко распространена вера в прогресс, особенно научный.

Новые общественные условия определяют формирование специфических культурных ценностей. Это ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и т.д., что в итоге порождает еще одну характерную черту — ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства.

Главным итогом развития модернизированной культуры становится формирование демократического общества, гарантирующего гражданские, политические и имущественные права человека, что закреплено в соответствующих политических и юридических документах.

Индустриальному обществу присущи и глубокие противоречия. Серьезнейшей проблемой становится отчуждение человека от средств и продуктов производства, что лишает труд былой привлекательности. Своего апогея этот процесс достигает в конвейерном производстве, где рабочий вынужден выполнять одну и туже операцию весь рабочий день. Из сферы производства отношения отчуждения распространяются на социальные нормы и межличностные отношения, ярко выражаются в господстве бюрократического государственного аппарата над гражданами. Чувство беспомощности и зависимости, возникающее при этом у человека, становится причиной аномии и отклоняющегося поведения. Эти и многие другие проблемы индустриального общества и культуры стали предметом анализа и критики философов и культурологов.

Постиндустриальная культура

Постиндустриальная культура — итог дальнейшей эволюции индустриального общества. В ряде наиболее развитых стран этот переход начался в последней трети XX в., поэтому отдельные черты нового типа культуры уже существуют.

Понятие о постиндустриальном обществе стало распространяться в США в конце 1950-х гг. в связи с появившимися новыми тенденциями. Сначала новый тип культуры рассматривали как следующий шаг в развитии капитализма, связанный с научно-технической революцией, благодаря которой растет производительность труда, сокращается рабочее время, становится выше благосостояние человека. Но в конце 1960-х-начале 1970-х гг. крупнейшие западные мыслители Д. Белл, Р. Арон, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер стали рассматривать постиндустриальное общество как качественно новую ступень в развитии человечества, отмеченную преобразованиями не только в технической сфере, но и во всех остальных сферах культуры. При этом наряду с улучшением жизни человека появляются глобальные проблемы, решить которые невозможно без изменения норм морали и базовых ценностей мировой цивилизации.

Во второй половине XX в. эти изменения произошли, что позволяет выделить основные черты постиндустриальной культуры. Во-первых, происходит смена приоритетов, потребности материального производства начинают уходить, освобождая место человеку и его потребностям. Во-вторых, появляется новый вид собственности — интеллектуальная, расходы перераспределяются в пользу науки, образования, социального обеспечения и здравоохранения. В-третьих, увеличивается средний класс, доля которого в развитых странах превышает 50 % населении; в связи с этим размываются прежние классовые структуры, а более значимыми становятся образовательные, профессиональные, этнические, конфессиональные и иные идентичности. В-четвертых, новая культура основывается на принципах плюрализма, который проявляется во всех сферах — политике, религиозной жизни, искусстве, моде. В связи с этим уходит в прошлое крупное серийное производство, вместо него распространяется производство мелкими сериями, причем количество продукции становится не так важно, как ее качество. Плюрализм также проявляется в падении роли прежних культурных столиц и центров и возрастании роли провинции.

Постиндустриальная культура продолжает динамично изменяться, но этот тип культуры охватывает лишь несколько развитых стран, а остальные страны остаются за бортом этих изменений.


В начале XIX века в европейских странах формировался тип общества, существенно отличающийся от традиционного. Появление индустриального общества связано с промышленной революцией, в результате которой резко увеличилось количество заводов и фабрик, возросли объёмы производства. Этот процесс затронул все сферы жизни. Рассмотрим, что относится к индустриальному обществу, каковы его характерные черты.

Экономика

Индустриальное общество — это тип экономически развитого общества, характерными чертами которого являются индустриализация, автоматизация производства, разделение труда.

  • Индустриализация — термин, обозначающий процесс перехода от аграрного ведения хозяйства к промышленному.
  • Автоматизация — внедрение в производство механизмов, способных заменить ручной труд и повысить производительность.

Главной сферой экономики в индустриальном обществе становится промышленность. Благодаря её интенсивному развитию существенно повышается производительность труда, растёт объём продукции. Данный тип общества характеризует развитие крупных предприятий (заводов, фабрик), обеспечивающих работой значительную часть населения.

Политическая сфера

Черты общества индустриального типа в области политики характеризуются провозглашением прав и свобод личности, появлением республиканской формы правления. Человек приобретает способность влиять на власть, участвовать в управлении делами государства. Разрабатываются нормы права, регулирующие отношения людей.

Социальное устройство

Характеристикой индустриального общества в социальной сфере стало разрушение сословной системы, которая сменилась классовой. Основными классами общества стали буржуазия и пролетариат.

  • Буржуазия, говоря кратко и понятно, — это класс, включающий в себя владельцев предприятий, банкиров, средств производства, земли и живущий на доходы, полученные с собственности.
  • Пролетариат — люди, для которых источником дохода является работа по найму. Они не имеют собственных орудий и средств производства, поэтому трудятся на предприятиях, принадлежащих буржуазии.

Эта особенность социальной структуры отличает промышленное общество от аграрного и информационного.

Чертой индустриального общества стала урбанизация. Это понятие означает увеличение количества городского населения. Открытие предприятий сопровождалось появлением рабочих мест. Крестьяне устремились в города, чтобы заработать деньги.

Духовная жизнь

Характеристиками индустриального общества в духовной сфере стали секуляризация сознания, рационализм, утилитаризм. Кратко рассмотрим определения этих понятий.

  • Секуляризация — существенное снижение роли религии.
  • Рационализм — учение, считающее разум основным источником познания.
  • Утилитаризм — стремление извлекать выгоду из всего, что окружает человека.

В связи с развитием науки и техники появляется необходимость в специалистах. Повышается количество образованных людей, происходит становление массовой культуры.

Индустриализация оказала положительное влияние на развитие общества, повышение уровня жизни. Однако строительство фабрик и заводов привело к ухудшению экологической обстановки. Последствия этого процесса особенно ощущаются сейчас, когда человечество столкнулось с проблемой глобального потепления и истощения природных ресурсов.

Что мы узнали?

В обществознании определяются характерные черты индустриального общества. Основными из них являются индустриализация и автоматизация производства, провозглашение прав и свобод, появление классовой системы, секуляризация сознания.

Читайте также: