А н верстовский биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

В. Панкратова, Л. Полякова

Семья Верстовских была музыкальной. В самой большой комнате дома стояло фортепиано, имелись другие музыкальные инструменты. В доме была большая нотная библиотека, брат Василий не расставался со скрипкой, сестра Варвара была хорошей пианисткой. Мать композитора, Анна Васильевна, дочь генерал-майора Волкова, любила музицировать на фортепиано. Основы музыкальной грамоты Алексей получил от матери. Одним из учителей Верстовского был бывший петербургский придворный певчий Левит Шафранов, прививший мальчику любовь к народной песне и ее понимание. По роду службы Николая Алексеевича Верстовским часто приходилось жить в центре губернии - Тамбове. Здесь Алеша в 1805-1808 гг. брал уроки игры на фортепиано у местного педагога и музыканта П.И. Протопопова.

В сентябре 1808 г. Н.А.Верстовский был переведен на службу в Уфу на должность управляющего Оренбургской удельной экспедицией.

В 1819 г. Верстовский дебютирует как композитор, пишет музыку к водевилям, романсы. Особенным успехом пользовалась музыка к водевилю "Бабушкины попугаи".

В 1823 году он приехал в Москву по приглашению московского генерал-губернатора князя Д. Голицына и 35 лет прослужил в московской театральной конторе, заведуя и репертуарной, и всей организационно-хозяйственной частью, фактически возглавляя единую в то время оперно-драматическую труппу Большого и Малого театров. Занимаясь административной работой, он всегда творил.

Торжественное открытие нового здания Московского Большого театра состоялось в 1825 г.. К открытию театра был коллективно написан пролог "Торжество муз". В.Ф. Одоевский отмечал, что публика особенно восторженно приняла "музыку любимцев своих - Алябьева и Верстовского". В том же году Верстовскому поручили должность инспектора музыки дирекции Московских театров, а в 1830 г.. - инспектора репертуара. Так деятельность Верстовского оказалась неразрывно связана с театральной жизнью Москвы.

Осенью 1827 г. композитор пишет оперу "Пан Твардовский",
поставленную в конце мая 1828 г. на сцене Большого театра и имевшую шумный успех
".

В январе 1832 г. была поставлена "Цыгане" по произведению А.С.Пушкина. Одна за другой появляются новые оперы, романсы Верстовского.

Среди знакомых Алексея Николаевича были такие выдающиеся личности, как А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов. Шутливое письмо Пушкина Верстовскому от ноября 1830 г. говорит о дружеском характере их отношений. А.Н. Верстовский присутствовал на "мальчишнике", устроенном А.С. Пушкиным 17 февраля 1831 г. в доме Хитрово на Арбате накануне своей свадьбы с Натальей Гончаровой . Был дружен со многими декабристами .

Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом.

В 1827—1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом".

Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки.

Опера "Пан Твардовский" (1828 г.) открывает второй период композиторской деятельности Верстовского, в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве на сцене Петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере — куплетная. Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует.

Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера Верстовского "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева.

В 1833 экстерном окончил Московский университет.

Но наибольшую известность принесла ему опера "Аскольдова могила", впервые поставленная 16 сентября 1835 г. в канун дня рождения будущей жены композитора - Н.В. Репиной. Таков был подарок Верстовского любимой женщине.

Талантливая русская актриса, Надежда Васильевна Репина (1809-1867), была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А.Е. Столыпина. Ее отца в 1798г. выкупила дирекция Московского казенного театра.

Верстовский познакомился с выдающейся русской артисткой Надеждой Репиной в 1828 году в Большом театре . Композитор встретился с ней как учитель с ученицей и с 1829 г. жил с ней в гражданском браке, за что вызвал немилость отца. Лишь в 1841 г., когда Надежда Васильевна покинула театр на пике своей карьеры, состоялась их свадьба. Детей не имел.

Она с равным успехом выступала в драмах и операх, водевилях и комедиях. Была не только певицей с уникальным голосом широчайшего диапазона, но и замечательной драматической актрисой. Каждое ее появление на сцене становилось событием. Зрители обожали ее. И тем не менее, в 32 года она ушла со сцены, чтобы стать женой А.Н.Верстовского.

Апогея славы Алексей Николаевич достиг своей оперой "Аскольдова могила". После Фомина, композитора Екатерининских времен, Верстовский является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки. Заслуга композитора заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов — всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной Верстовскому публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", он явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар.

Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя" М. Глинки . В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита. Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы.

Следующая опера Верстовского "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., ещё имела успех благодаря имени автора, но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу. Последняя опера композитора, "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре. Между двумя последними операми Верстовский перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших".

Его оперы давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах.

И не случайно длительный период служения Алексея Николаевича театру современники называли "эпохой Верстовского". За отличие в государственной службе действительный статский советник, композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский был награжден орденами Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени.

Большую часть своей совместной семейной жизни они прожили в Большом Афанасьевском переулке, в доме № 16/24, а в 1860 г. купили дом по Хлебному переулку.

Особняк № 28 по Хлебному переулку в Москве прославился тем, что в 1860 году его приобрел вышедший в отставку с государственной службы в Императорских театрах известный композитор А. Н. Верстовский . Здание было построено в 1815 году, когда Москва усиленно восстанавливалась после пожара 1812 года .

Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела, Верстовский Алексей Николаевич был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти .

Умер А. Н. Верстовский в 1862 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Его жена Н.В.Репина скончалась в этом же доме пять лет спустя.

В 1935—1941 годах в доме 28 по Хлебному переулку была резиденция военного атташе Германии генерал-майора Эрнста Кестринга .

С 1944 г. в здании располагается посольство Исландии в России.

Опера в 4 действиях. Либретто написано М. Загоскиным по его же одноименному роману.

Первое представление состоялось 16 сентября 1835 года в Москве на сцене Большого театра.

Для композитора эта опера стала его подарком на день рождения супруге (тогда еще неофициальной, поскольку по тому времени гражданские браки, не заключенные в церкви, официальными не признавались) — артистке Московской императорской труппы Надежде Васильевне Репиной. Ей предназначалась главная партия героини, которая по сценарию звалась тоже Надеждой.

Неизвестный, бас
Торопка Голован, гудочник, тенор
Всеслав, княжеский дружинник, тенор
Алексей, старый рыбак, бас
Надежда, его дочь, сопрано
Вышата, боярин, бас
Фрелаф, Стемид, дружинники, теноры
Фенкал, варяжский скальд (певец), тенор
Вахрамеевна, ведьма, разговорная роль
Старуха, сопрано
Любаша, молодая киевлянка, сопрано
Часовой, баритон

Киевляне и киевлянки, славянские и варяжские дружины князя Святослава, слуги и служанки в селе Предиславине, рыбаки

Берег Днепра близ Киева. В одной из хижин живет девушка-христианка Надежда, дочь рыбака, любимая молодого княжеского дружинника язычника Всеслава.

Как чисты небеса!
Ах, как приятен свет!
Вот скоро солнышко проглянет,
А друг мой все нейдет Всеслав!
Ах! Нет!

Где ты, жених мой ненаглядный,
Всеслав, мой верный, милый друг?
Всеслав, души моей любимец,
Спеши обрадовать меня!

Мы вместе каждый день с тобою
Встречаем солнечный восход,
И вместе над Днепром широким
Внимаем томным песням соловья.

Но ты нейдешь, я жду напрасно.
Изныло сердце все во мне!
Приди, приди, мой ненаглядный!
Спеши, спеши обрадовать меня!

В тебе одном мое все счастье,
В тебе все радости мои!
Приди, приди ко мне скорее,
Всеслав, мой нежный, милый друг!

В старину живали деды
Веселей своих внучат:
Как простую пили воду,
Мед и крепкое вино!

Веселились, потешались,
Пировали круглый год.
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!

Люди ратные не смели
Брать все даром на торгу
И лишь греков обижали
И заезжих поморян!

В пояс кланялись народу
И честили горожан.
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!

Без варягов управлялись
С печенежской мы страной
И Византию громили,
И с косогов брали дань.

И всех били киевляне,
Как их бьют теперь самих.
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!

Надеясь вернуть старые порядки, Неизвестный задумал заговор против Святослава. Орудием для осуществления своих намерений он хочет сделать Всеслава. Для того, чтобы восстановить юношу против князя, заговорщик втайне решил добиться похищения Надежды княжеской дружиной. Неизвестный и Всеслав условились встретиться в полночь у Аскольдовой могилы. Собирается народ, чтобы отпраздновать Усладов день. Девушки затевают игры и хороводы.

Княжеская дружина пирует в честь Услада — бога радости. Боярин Вышата зовет дружинников пойти на Аскольдову могилу. Там в полночь соберутся христиане, вместе с ними придет Надежда. По наущению Неизвестного, Вышата хочет похитить красавицу-девушку для князя Святослава.

Берег Днепра у Аскольдовой могилы. Полночь. К развалинам церкви подходят христиане, среди них Надежда. Неизвестный встречается со Всеславом и открывает ему тайну: Всеслав — потомок древнего князя Аскольда. Он должен вступить в борьбу со Святославом за княжеский престол. Однако Всеслав не поддается уговорам и отказывается пойти против князя. При содействии Неизвестного княжеские дружинники похищают Надежду. В разгоревшейся схватке Всеслав убивает одного из дружинников.

Терем в селе Предиславине. Девушки-затворницы тоскуют по воле. Надежда подавлена своей несчастной участью и томится неизвестностью о судьбе жениха.

Светит, светит солнце ясное,
Пригревает всех людей…
Только я одна, несчастная,
Не видала ясных дней!

Весь век мой пройдет
В тоске безотрадной:
Мой друг ненаглядный
Ко мне не придет!

И радостной встречи
Уж мне не знавать,
И ласковой речи
Уж мне не слыхать!

Напрасно я льстилась
Счастливой судьбою!
Простилась, простилась
Я, друг мой, с тобою!

При одном воспоминаньи,
Как я счастлива была,
Я забыла все страданье
И душою ожила!

Хоть судьба нас разлучила,
Но, мой друг, я вся твоя:
Ни одна так не любила,
Как любила я тебя.

Мамка просит песенника Торопа развлечь девушку. Сметливый, находчивый Тороп, друг и помощник Всеслава, своей песней дает понять девушке, что Всеслав жив и постарается ее освободить. Снова запевая песню, Тороп отвлекает внимание дворни и сторожей. Тем временем незаметно появляется Всеслав. Он приставляет к стене лестницу, и по ней из окна спускается Надежда. Побег вскоре обнаружен. Разгневанный Вышата приказывает разыскать и вернуть беглянку.

Изба колдуньи Вахрамеевны. Старуха варит волшебное зелье. Приходит Вышата. Боярин просит колдунью помочь ему разыскать Всеслава и Надежду,— отгадать, куда они скрылись. Вахрамеевна ворожит — перед Вышатой показывается видение: сквозь дымку открывается берег Днепра, у подошвы горы стоят Всеслав и Надежда.

Берег Днепра у Аскольдовой могилы. Подле скалы — Всеслав и Надежда. На реке поднялась буря.

Неизвестный снова убеждает Всеслава восстать против князя, но Всеслав, как и прежде, отвечает решительным отказом. Неожиданно появляется посланный князя Святослава. Он объявляет, что Святослав простил юноше убийство дружинника и разрешил ему жениться на христианке.

Он велик – Ему и слава;
Ниспошлет Он веры свет
На потомство Святослава,
И хранить Его завет
Станет русская держава!

Всеслав и Надежда счастливы. Неизвестный же гибнет — переправляясь в челноке через бурный Днепр, он тонет в волнах.

Судьба "Аскольдовой могилы" оказалась счастливой. За двадцать пять лет опера выдержала в Москве более четырехсот представлений. Это единственная опера доглинкинской поры, сохранявшаяся в репертуаре до первой мировой войны.

Сценическая жизнь "Аскольдовой могилы" была возобновлена в 1959 г. в Киевском государственном академическом театре оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.

Верстовский Алексей Николаевич

Алексей Верстовский родился в имении в селе Селиверстово Тамбовской губернии 18 февраля (1 марта) 1799 года. Отец Николай Алексеевич служил в Тамбовской удельной экспедиции. В музыкальной семье Верстовских была прекрасная нотная библиотека, множество музыкальных инструментов. Анна Васильевна, мать Алексея, играла на фортепиано. Она обучила Алексея основам музыкальной грамоты. Учитель Левит Шафранов, бывший придворный певчий, привил ребенку любовь к народной песне. У П.И. Протопопова, бывшего капельмейстера Казанского вольного театра, Алеша брал уроки игры на фортепиано.

В 1808 году семья переехала в Уфу – Николай Алексеевич был переведен на должность управляющего Оренбургской экспедицией. Здесь музыкальные занятия Алеши продолжились. Он участвовал в любительских концертах, в 10 лет выступил в открытом концерте, сочинил первые песни и вальсы.

Алексей Верстовский в молодости на гравюре 1830-ых

Алексей Верстовский в молодости на гравюре 1830-ых

Краткая биография

Алексей Николаевич Верстовский

Алексей Николаевич Верстовский

Личная жизнь

В 1828 году Алексей Николаевич познакомился с актрисой Надеждой Репиной. Она была дочерью крепостного музыканта, выкупленного дирекцией Большого театра. Обладая меццо-сопрано широкого диапазона и замечательным талантом драматической актрисы, Репина с успехом выступала в драмах и операх, водевилях и комедиях.

Надежда Репина

Чтобы соединить жизнь с Надеждой Васильевной, Верстовскому пришлось уйти из родительского дома: Николай Алексеевич был против женитьбы сына на актрисе. С 1829 года они жили в гражданском браке. Обвенчались в 1841 году, когда Надежда Васильевна оставила сцену. Детей в семье не было. Надежда Васильевна умерла в 1867 году.

Заключение

Алексей Николаевич Верстовский – русский композитор и театральный деятель первой половины 19 века.

Творческое наследие Верстовского составляют 6 опер, многочисленные баллады и романсы. Композитор создал тип русской песенной оперы, в которой важным средством воплощения характеров и выразительности являются славянские песни, пляски, элегические романсы и баллады. По жанру это музыкально-драматические произведения.

Верстовский – автор музыки почти 30 водевилей, признанный основоположник этого жанра в России. Его романсы и песни пользовались огромной популярностью и широко исполнялись во всех уголках страны.

Композитор Алексей Верстовский

Композитор Алексей Верстовский

В творчестве композитора проявилась склонность к воплощению в музыке волевых, активных, энергичных душевных состояний.

Алексей Верстовский — PianoKafe.com

Родился 18 февраля (1 марта) 1799 в имении Растов Сад Тамбовской губернии.

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию, однако он был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Мать — Анна Васильевна (урождённая Волкова) — происходила из военной среды. С детства Верстовский был приобщён к музыке, поскольку отец содержал крепостной оркестр и устраивал домашние музыкальные собрания. Вместе со своим братом Василием и сестрой Варварой Верстовский обучался игре на скрипке и фортепиано. С девяти лет выступал в концертах в Уфе.

С 1823 года до конца жизни судьба композитора оказалась связана с Москвой. Поначалу он был переведён в Москву чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Д. В. Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С 1825 он занимает должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с 1830 инспектор репертуара, а с 1842 по 1859 он был управляющим Московской театральной конторой.

После долгих лет скитания по наёмным домам с супругой, известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, в 1836 они купили собственный домик на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке № 16/24, где жили, до переезда в Хлебный переулок в 1860. Здесь их посещали Ф. Лист (в 1843 г.), Р. Шуман со своей женой Кларой (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз. Этот дом был снесён в 1971 году.

Алексей Верстовский умер 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество

Основные произведения

Оперы

Оперы-водевили и комедии-водевили

Вокально-оркестровые произведения

Торжество муз (пролог, совместно с Алябьевым, Шольцем, текст M. A. Дмитриева, 1825, впервые исполнено на открытии московского Большого театра)
Выкуп Барда, или Сила песнопения (драматическая картина Дмитриева, 1827),
Чёрная шаль, Три песни Скальда, Пустынник (баллады для голоса с оркестром).

Музыка к драматическим спектаклям

Любопытная, или Догадки невпопад (1825),
Школа супругов (1827),
День падения Миссолонги (героическая мелодрама, 1829),
Свадьба Фигаро (Бомарше, 1829),
Цыганы (инсценировка В. А. Каратыгина одноименной поэмы Пушкина, 1832),
Рославлев (романтическое представление Шаховского, по роману Загоскина, 1832),
Кремнев, русский солдат (народное драматическое представление, текст И. H. Скобелева, 1839),
Параша-сибирячка (русская быль H. A. Полевого, 1840).

Романсы и песни для голоса с фортепиано

Чёрная шаль,
Бедный певец,
Ночной смотр,
Гишпанская песня,
Два ворона,
Певец,
Цыганская песня Земфиры,
Тоска по милом,
Колокольчик

Обработки народных песен для разных исполнительских составов

Не одна во поле дороженька,
У ворот девки стоят,
Мой соловей,
За долами и горами

Биография Алексея Николаевича Верстовского


Сочинения.
Оперы: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839), "Чурова долина, или сон наяву" (1844), "Громобой" (1857); свыше 30 водевилей; кантаты, в т. ч. "Певец во стане русских воинов" (1827); вокальные произведения, в т. ч. баллада "Черная шаль", "Три песни скальда", "Бедный певец" (все 3 - в 1823 году), песни; музыка к спектаклям.

Комментарии к статье:

Автор: Биография
Дата: 2016-02-25 17:01:30

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию, однако он был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Мать — Анна Васильевна (урождённая Волкова) — происходила из военной среды. С детства Верстовский был приобщён к музыке, поскольку отец содержал крепостной оркестр и устраивал домашние музыкальные собрания. Вместе со своим братом Василием и сестрой Варварой Верстовский обучался игре на скрипке и фортепиано. С девяти лет выступал в концертах в Уфе.

С 1823 года до конца жизни судьба композитора оказалась связана с Москвой. Поначалу он был переведён в Москву чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Д. В. Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С 1825 он занимает должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с 1830 инспектор репертуара, а с 1842 по 1859 он был управляющим Московской театральной конторой.

После долгих лет скитания по наёмным домам с супругой, известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, в 1836 они купили собственный домик на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке № 16/24, где жили, до переезда в Хлебный переулок в 1860. Здесь их посещали Ф. Лист (в 1843 г.), Р. Шуман со своей женой Кларой (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз. Этот дом был снесён в 1971 году.

Алексей Верстовский умер 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Читайте также: