А н радищев о праве и государстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

[Историческая справка. Он родился и жил в период дворцовых переворотов. При нем были следующие правители: Анна Ионановна, Елизавета Петровна, Петр 3, Екатерина 2, Павел 1. Большую часть его жизни с 1762 по 1796 у власти была Екатерина 2.]

Биография. Сын богатого помещика, дворянина. У его отца были очень хорошие отношения с их крепостными: в годы Пугачевского восстания (1773-1775) крепостные прятали его младших детей, чтобы пугачевские войска не узнали, что это - барские дети.

Радищев получает блестящее образование. Учится в Московском университете, потом заканчивает Пажеский корпус - привилегированное училище. Когда ему было 15 лет он и еще 11 одаренных учеников корпуса направляются на 5 лет учиться в Лейпцигский университет (Германия). Там он почти забыл русский язык.

По возвращении он работал в Сенате, но не долго: надо было писать документы, а с русским языком у него были проблемы. Особенную карьеру он не делает. Последняя его должность - начальник таможни.

Сочинения. "Путешествие из Петербурга в Москву" и ода "Вольность" (в ней рассуждает об английской революции).

Оценка. С позиций запада он микроскопический (на западе было очень много таких, как он). Но для нас он - выдающаяся фигура нашей духовной истории. Он первым указывает на несправедливость крестьянского вопроса.

Радищев попадает в историю за осуждение феодального строя, где человека продают как скот.

Радищев не политический мыслитель, хотя у него есть политическая идеология, которая оказала влияние. В "Путешествии" нет призывов ограничения самодержавия. Но после прочтения создается ощущение, что жить в России невозможно - безрадостность, деспотизм, притеснение граждан. Это - совсем не тот просвещенный абсолютизм, к которому стремилась Екатерина, создается сильное впечатление, что люди - рабы.

Бердяев в "Русской идее" пишет о Радищеве, что он - первый русский интеллигент, то есть тот человек, у которого звучит боль за русского мужика. Пафос жалости к русскому крестьянину рождает будущую оппозиционную мысль: Герцена, Белинского.

Методология. Теист, отчасти пантеист, отдельные идеи материализма. Рационалист - верит во всесильность разума. Сторонник концепции естественного человека (ЕС, ЕП, ОД); в этих вопросах чувствуется сильное влияние Руссо.

Происхождение государства. Сторонник ОД, ЕС (с элементами историзма).

До появления собственности в обществе было единомыслие. Догосудартсвенное развитие прошло несколько стадий. Потом появилась собственность, что привело к дифференциации, конфликтам. Государство возникает при переходе общества к земледелию ("когда человек пригвоздил себя к земле и отвез путь зверообразному самовластию"). Государство возникает в результате ОД - молчаливое согласие народа на правление ими властвующих. Цель договора - защита слабых и угнетенных.

Право. Человек по природе свободен. Виды права: ЕП, божественное право, законодательное право. Законы должны основываться на праве. Произвол (применение силы) не может быть источником права. В основе законодательного закона должно лежать ЕП.

Считает, что у человека есть неотчуждаемые права. Но перечень прав дает очень скромный, гораздо более скромный, чем его современники провозглашают на западе (в частности, в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789). Итак, это права: собственность, безопасность, вольность, жизнь. Права могут быть ограничены в интересах общей пользы в законодательном порядке.

Оценка российской монархии. Радищева все время превращали в радикала. Он радикал потому, что на ценностном уровне отвергает деспотизм и эксплуатацию. Но идея революции и свержения монарха у него звучит скромно. В оде "Вольность" он анализирует английскую революцию и выступает против абсолютизма. Но применительно к России он такого не говорил.

Он понимает, что российский абсолютизм - система насилия и эксплуатации. Критикует помещиков. Но не высказывается против монарха.

Крестьянский вопрос. Отношение осторожное. Крепостное право - система, унижающая человеческую личность. Но в практической плоскости острожен: ликвидировать крепостное право надо тогда, когда государство созреет. Пока оно не созрело, и не понятно, когда этот момент настанет.

Политические проекты. Путаница. Есть несколько точек зрения по поводу взглядов Радищева:

1) он - сторонник республиканского строя (симпатия к Новгородской республике), но прямых указаний нет. Про Новгородский строй пишет проект "народного правления": строй равных людей. Народ на вече был истинным государем. Государство мыслилось как объединение самоуправляющихся общин во главе с тысяцкими и посадниками. Высшим государственным органом был всеобщий собор. Народ надзирает за деятельностью должностных лиц и пресекает их произвол.

2) сторонник ограниченной монархии: критикует произвол помещиков, деспотиям во Франции. Но то, что он выступает против монархии, - это наше предположение. Сам он нигде такого не писал.

Радищев не радикалист. Истинный русский радикализм начинается только с Огарева, Бакунина, народники, марксисты.

Пути социальных преобразований. Критикует помещиков и предостерегает, что если они не изменяет своего поведения, то крестьянский бунт неизбежен (ссылка на Пугачевский бунт): Радищев борется за крестьян под флагом того, чтобы не было бунта.

Говорит, что необходим путь реформ. Можно косвенно сделать вывод, что он - сторонник революционного пути, но это необоснованно, сомнительно.

Александр Николаевич Радищев(1749—1802) — русский политический и правовой мыслитель, теоретик революционной демократии.

Логическое основание политико-правового учения. Естественноправовая теория, история России и осмысление опыта английской, американской и французской революций.

Содержание политико-правового учения. Политические взгляды. Причиной перехода людей от естественного состояния к государственному состоянию Радищев считал появление частной собственности. Радищев повторяет Руссо, заявляя, что естественное состояние — золотой век, когда нет частной собственности и царит гармония, связанная с действием золотого правила нравственности.

Радищев признает право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю.

Правовые взгляды Радищева. Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения:

С экономической точки зрения труд крепостного крестьянина имеет низкую производительность, так как у крестьянина нет интереса работать на земле, которая ему не принадлежит.

Первым в России Радищев предложил решение этой проблемы — земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает.

На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.

Средством перехода к республике он считал народную революцию. Это представление сложилось у Радищева в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлетворяли его полностью (Радищев критиковал сохранение рабства в США).




А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает).

Он был также автором первой программы революционной демократии, которая предполагает народную революцию и учреждение республики в России.

Александр Николаевич Радищев(1749—1802) — русский политический и правовой мыслитель, теоретик революционной демократии.

Логическое основание политико-правового учения. Естественноправовая теория, история России и осмысление опыта английской, американской и французской революций.

Содержание политико-правового учения. Политические взгляды. Причиной перехода людей от естественного состояния к государственному состоянию Радищев считал появление частной собственности. Радищев повторяет Руссо, заявляя, что естественное состояние — золотой век, когда нет частной собственности и царит гармония, связанная с действием золотого правила нравственности.

Радищев признает право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю.

Правовые взгляды Радищева. Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения:

С экономической точки зрения труд крепостного крестьянина имеет низкую производительность, так как у крестьянина нет интереса работать на земле, которая ему не принадлежит.

Первым в России Радищев предложил решение этой проблемы — земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает.

На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.

Средством перехода к республике он считал народную революцию. Это представление сложилось у Радищева в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлетворяли его полностью (Радищев критиковал сохранение рабства в США).

А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает).

Он был также автором первой программы революционной демократии, которая предполагает народную революцию и учреждение республики в России.

Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Радищев (1749—1802) в начале 1790 г. отпечатал в собственной типографии и выпустил в свет книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (включающую часть оды "Вольность"). Книга попала в руки Екатерины II. "Сказывать изволила, — записал секретарь императрицы, — что он бунтовщик, хуже Пугачева". По указанию Екатерины Палата уголовного суда приговорила А. П. Радищева к смертной казни. Через 40 дней смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог "на десятилетнее безысходное пребывание".

Теоретической основой политико-правовых взглядов Радищева были идеи естественного права и общественного договора, наиболее радикальные концепции Просвещения. В произведениях Радищева отражены также революционные события английской, американской и первого года французской революций.

Напуганная французской революцией императрица увидела в книге Радищева "рассеивание заразы французской: отвращение от начальства". "Давно мысль его готовилась по взятому пути, а французская революция его решила себя определить в России первым подвизателем". Однако б?льшая часть книги Радищева и ода "Вольность" написаны задолго до революционных событий во Франции, а основным источником мыслей и выводов была феодально-крепостническая действительность самодержавной России. "Я взглянул окрест меня, — начинается "Путешествие", — душа моя страданиями человечества уязвленна стала".

Книге предпослан эпиграф: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". Описание встреч, событий, впечатлений путешественника вырастает в жуткую картину беспросветного произвола и беззакония, насилий и издевательств помещиков и чиновников над беззащитными крестьянами.

Содержащаяся в "Путешествии" критика "злых помещиков тем отличается от журнальной критики отдельных пороков и недостатков, что впервые в русской литературе крепостное право осуждается как "зверский обычай порабощать себе подобного человека", как система, при которой от "доброго помещика", пожалуй, даже больше вреда, чем от "злого", хотя бы уже потому, что сколько-нибудь просвещенный крестьянин еще болезненнее чувствует и труднее переносит свое бесправие. "Крестьянин в законе мертв", — писал Радищев о законодательстве самодержавной России.

Радищев доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права. Положительный закон должен иметь основание в естественном законе; по природе все люди равны, и если одни порабощают других, то "тут никакой не можно быть связи, разве насилие". Крепостное право противоестественно, потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу же; оно противоречит общественному договору, поскольку общество создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части другой.

Радищев раскрывает также экономическую несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У крепостных нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда. "Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан".

Не менее резко Радищев выступал против самодержавия. Еще в 1773 г. термин "деспотизм", содержащийся в книге Мабли, Радищев перевел как "самодержавие" и пояснил: "Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние". Ода "Вольность" (1781—1783 гг.) содержит осуждение монархии и концепцию народной революции.

В "Путешествии из Петербурга в Москву" сделаны конкретные выводы из общетеоретических посылок естественно-правовой школы.

В главе "Спасская полесть", описывая противоречие между внешним обликом "лучезарного царского величества" и его истинной деспотической сущностью, Радищев почти открыто изображает противоположность между показным великолепием екатерининского двора и бедственным состоянием ограбленной и угнетенной России. Первенствующий в славе, почете, в заботах об общем благе монарх, который "в народе зрит лишь подлу тварь", — на самом Деле "первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший".

В главах "Путешествия" изображены слуги самодержавия, казнокрады, бездушные бюрократы, самодуры. Каждый из чиновников связан круговой порукой со всем дворянским сословием, объединенным общей заинтересованностью в совместной охране сословных "ривилегий, подавлении угнетенных и недовольных. Эту круговую поруку, неразрывную связь "дворянского общества" и "верховной власти" Радищев красочно рисует, описывая дворянский суд над крепостными в главе "Зайцово", вызвавшей особенно злобные замечания Екатерины II. Она обнаружила здесь идеи "совершенно те, от которых Франция вверх дном поставлена. Надежду полагает на бунт от мужиков".

Особое место в радищевской критике самодержавия занимает проблема "просвещенного абсолютизма". Само положение монарха, утверждал Радищев, таково, что он недоступен просвещению. "Пребывание мое, — говорит Истина, — не есть в чертогах царских". Союзником монарха в угнетении и подавлении народа под прикрытием "общего блага" являются церковь и духовенство: "Власть царска веру охраняет, власть царску вера утверждает; союзно общество гнетут; одно сковать рассудок тщится, другое волю стерть стремится; на пользу общую — рекут".

Казенному оптимизму прислужников монарха Радищев противопоставлял реалистическое описание страны, подавленной и разоренной самодержавием и крепостничеством.

Критика идеи "философа на троне" у Радищева органически связана с опровержением надежд на реформы "просвещенного монарха". Во-первых, монарх не может стать просвещенным ("Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?"). Во-вторых, монарху нет выгоды ограничивать свой собственный произвол.

В главе "Хотилов" излагается проект постепенного освобождения крестьян, о возможности которого Радищев, однако, пишет скептически: свободы следует ожидать не от соизволения помещиков, "но от самой тяжести порабощения".

Впервые в истории русской политико-правовой идеологии Радищев выдвинул концепцию народной революции. Критика надежд на совестливость помещиков или "просвещенность" монарха, описание ужасов крепостного права логически подводят к выводу: "Из мучительства рождается вольность".

"Русский народ очень терпелив, — писал Радищев, — и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость". Напоминая помещикам о крестьянской войне, когда восставшие "не щадили ни пола, ни возраста", Радищев предостерегает дворянство: "Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение".

Близко к аналогии Козельского между восстанием угнетенных и рекой, прорвавшей плотину, Радищев пишет о потоке, который будет тем сильнее, чем тверже ему сопротивление; если этот поток ("таковы суть братья наши, в узах нами содержимые") прорвется, "мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечие".

В оде "Вольность" красочно описываются народный суд над царем и его казнь: "Ликуйте, склепанны народы. Се право мщенное природы на плаху возвело царя". Обращаясь в той же оде к истории английской революции, Радищев порицает Кромвеля за то, что "твердь свободы сокрушил". "Но, — продолжает Радищев, — научил ты в род и в роды, как могут мстить себя народы, ты Карла на суде казнил".

"Ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою, — возмущалась Екатерина. — Кромвелев пример приведен с похвалами. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовские".

Считая народную революцию правомерной, призывая к ней на страницах "Путешествия", Радищев печалился, что "прельщенные грубым самозванцем" крестьяне "в невежестве своем" не видели других способов освобождения, как убийства помещиков: "Они искали паче веселия мщения, нежели пользу сотрясения уз".

В то время многие даже радикальные мыслители опасались, что народная революция не сможет привести к положительным результатам, боялись ужасов революции. Эти опасения были чужды Радищеву. Действительно, бесчеловечность и жестокосердие господ, доводящих до отчаяния рабов, неизбежно порождают мстительность, жестокость, "пагубу зверства" восставших. Но и поголовное истребление дворянства не привело бы к урону для страны. "Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их изторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишенны". Не случайно "Путешествие" завершается "Одой Ломоносову". В Ломоносове Радищев видел пример ученого-самородка, каких во множестве выдвинет Россия, освобожденная от ига рабства.

В будущей России должен установиться республиканский строй: "На вече весь течет народ". Вопреки господствовавшей абсолютистской идеологии и дворянской историографии Радищев стремился примерами истории доказать способность русского народа к республиканскому правлению: "Известно по летописям, что Новгород имел народное правление".

В Новгородской республике Радищев видел воплощение радикальных идей непосредственной демократии: "Народ в собрании своем на вече был истинный Государь". Так же будет управляться и будущая Россия. Поскольку в большом государстве невозможно осуществить непосредственную демократию, Радищев предполагал создание на территории России союза небольших республик: "Из чедр развалины огромной. возникнут малые светила; незыблемы свои кормила украсят дружества венцом".

Основой общества будет частная собственность, которую Радищев считал естественным правом человека, обеспеченным первоначальным общественным договором: "Собственность — один из предметов, который человек имел в виду, вступая в общество". Поэтому в будущем обществе "межа, отделяющая гражданина в его владении от другого, глубока и всеми зрима и всеми свято почитаема". Но Радищев — противник феодальной собственности на землю; первым в России он выдвинул принцип: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает ("Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее?"). В результате революции и ликвидации помещичьей собственности землю получат крестьяне: "Удел в земле, ими обрабатываемый, должны они иметь собственностию". Незыблемую частную собственность Радищев считал необходимым стимулом к труду; трудовая собственность на землю обеспечит общее благосостояние, процветание народного хозяйства: "Но дух свободы ниву греет, бесслезно поле вмиг тучнеет; себе всяк сеет, себе жнет".

Разработанная Радищевым программа была теоретическим выражением интересов крепостного крестьянства. Понимая, насколько трудно добиться того, чтобы эта программа вошла в сознание многомиллионных масс крестьянства, Радищев замечал: "Но не пришла еще година, не совершилися судьбы; вдали, вдали еще кончина, когда иссякнут все беды". Народная революция осуществится нескоро, однако она неизбежна: "Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую: я зрю сквозь целое столетие".

Не видя близкой перспективы антифеодальной революции в России, Радищев разработал проект постепенной ликвидации рабства ("Хотилов. Проект в будущем"), взывая к совести помещиков и одновременно угрожая им ужасами крестьянской войны ("Приведите себе на память прежние повествования. Блюдитеся").

Демократические положения содержатся также в рукописях Радищева по вопросам права ("Опыт о законодавстве", "Проект Гражданского уложения"). На всех этапах своего творчества Радищев отстаивал естественные права личности (право на вольность, на безопасность), равенство граждан перед законом и судом, свободу мысли, слова, право собственности и др.

Жизнь Радищева окончилась трагично. В 1801 г. ему было разрешено вернуться в Петербург, где он был привлечен к работе в законодательной комиссии, созданной Александром I. В комиссии Радищев выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Семья при отцовском праве и материнском праве

10. УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

10. УЧЕНИЕ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены

15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

15. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание

38. УЧЕНИЯ ГРОЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

38. УЧЕНИЯ ГРОЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

42. УЧЕНИЕ ЛОККА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

58. УЧЕНИЕ И. КАНТА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724–1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы класса буржуа, выделившихся из конгломерата третьего

60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

60. УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Проблемы государства и права находились в центре внимания Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831)на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве

§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля.Среди защитников королевской власти был английский философ, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В

§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве

§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве Провозглашенная в Англии после казни короля республика просуществовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная политика Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стюарты были

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве

§ 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе "Персидские письма", а также в историческом очерке

§ 2. Т. Пейн о государстве и праве

§ 2. Т. Пейн о государстве и праве Томас Пейн (1737—1809) относится к числу наиболее радикальных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве

§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве

§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве

§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве Юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечал на ряд острых социальных проблем. Вне поля юридического позитивизма оставались противоречия и

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича

§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича Теоретик права и государства Габриэль Феликсович Шершеневич (1863—1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г. преподавал гражданское право в Московском университете. Ему принадлежит ряд крупных

Александр Николаевич Радищев (1749—1802) — рус ский политический и правовой мыслитель, теоретик рево люционной демократии.

Логическое основание политико-правового учения. Ес-

тественноправовая теория, история России и осмысление опыта английской, американской и французской революций.

Радищев признает право народа на сопротивление госу дарственной власти.

Правовые взгляды Радищева. Радищев первым крити кует систему крепостного права в России с разных точек зрения: с юридической, с экономической, с нравственной.

Политический идеал Радищева.

Радищев приводит исторический аргумент в обоснова ние возможности республиканского строя для России: в истории России уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика.

На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.

Средством перехода к республике он считал народную революцию. Это представление сложилось у Радищева в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлет воряли его полностью (Радищев критиковал сохранение рабства в США).

А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее об рабатывает).

Он был также автором первой программы революцион ной демократии, которая предполагает народную револю цию и учреждение республики в России.

Радищев повторяет Руссо, для которого закон должен быть выражени ем общей воли.

Читайте также: